(проект по литературе; дополнительные материалы)

Кто из нас не бывал в местах, где дышится полной грудью, отступает городская суета и шум, где хочется петь и творить после городского заточения. Многие из известных поэтов в свое время стремились в такие места, оставляя столицы и светскую жизнь. И не жалели, именно в таких местах, где царствует нетронутая природа, гармония и спокойствие и рождались настоящие шедевры пера.

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос лирной,
Живее творческие сны.

Это - А. С. Пушкин, а ему вторит Н. А. Некрасов:

Опять она, родная сторона,
С ее зеленым благодатным летом,
И вновь душа поэзией полна...
Да, только здесь могу я быть поэтом...

Тургенев выразит это в прекрасной формуле: " Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто полон мыслей... " Однако при этом каждый имеет в виду особую деревню, особый уголок земли, где ему легче дышится, легче творить, легче воплощать свои творческие сны в слова. И он этот уголок уже не спутает ни с каким другим - А. Н. Островский бывал в Карабихе, а И. С. Тургенев в Ясной Поляне, но у Тургенева воздух "полон мыслей" в орловской деревне, в его Спасском, а у Островского – в Щелыкове.

Литературные места России и не только... Они разные во многом, в том числе и по значению, которое каждое данное место занимало в жизни писателя. Порой поэт там проводит детство в Овстуге, порой просто навещает; иногда это совсем короткие, мимолетные встречи: Гурзуф для А. С. Пушкина, Тамань- для М. Ю. Лермонтова, а нередко это глубокая, проходящая через всю жизнь любовь (Красный Рог, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново). Но есть нечто, что роднит их и объединяет. Это исключительная красота природы. Человек, одаренный стендалевской аналитической способностью, выделил бы здесь ступеньки и повороты чувства, нашел бы здесь все, чем богата настоящая любовь. Например, способность проницать взглядом внешнее и видеть за ним, видеть дальше и глубже, как прекрасно сказал С. Д. Шереметев: "Кто ищет богатства и разнообразия природы, у кого мысль блуждает и уносится в чужую даль, того не удовлетворит скромная природа Остафьева, но у кого не иссякло родное чувство, тот поймет, что здесь он - дома, потому что эта природа - Русь".

Складывается эта любовь по-разному: вспомним, сколько раз примеривался М. М. Пришвин к Дунино, которое для нас всегда связано с его именем, но нередко это любовь с первого взгляда. Так было у С. Т. Аксакова, который сразу понял, что Абрамцево- это настолько родное, созвучное строю его души, аксаковское, что именно здесь обретет он силу и дерзновение и, забыв немощь и полуслепоту, произнесет слово, нужное потомкам. Есть в этой любви и первоначальный восторг. Потом пойдет созидание, творческая работа, но сначала - восхищение, в котором слышнее всего слова мир, лад, гармония, о которой С. Т. Аксаков сказал: "...какой мир пролился в мою душу!". Этот же мир, эта гармония заставляют Тургенева задаваться вопросом о создании чего-то большого, спокойного, искать простые и ясные линии. Произведения могут быть разные, но отблеск этой гармонии, они несут несомненно. Не случайно при чтении Аксакова отмечается наличие такого "отрадного, ясного и полного ощущения, которое возбуждает сама природа".

Спасское-Лутовиново

"Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь", - писал смертельно больной Тургенев из Франции, посылая прощальный поклон России.

Для Тургенева понятия родины и Спасского - Лутовинова в самом деле были нерасторжимы. Спасское слишком много значило в его судьбе: здесь прошло его детство, здесь он впервые прочувствовал и полюбил русскую природу, певцом которой суждено было ему стать, и свой народ, здесь созданы его великие шедевры - романы "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети".

Когда в 1850 году встал вопрос о разделе наследства, Иван Сергеевич лучшую часть имений уступил брату Николаю, чтобы оставить за собой Спасское. В полуторагодичной вынужденной ссылке, последовавшей за опубликованием статьи на смерть Гоголя, Тургенев точнее и ближе узнал современную жизнь народа, почувствовал себя готовым к созданию значительных произведений: "Способен ли я к чему-нибудь большому, спокойному? Дадутся ли мне простые, ясные линии?". Русская природа, Спасское внесли в творения писателя классическую ясность, целомудрие и гармонию, которые равно пленяли как русского, так и западноевропейского читателя.

В 1879 году Тургенев, словно сознавая, что это его последний приезд в Спасское, все медлил с отъездом: все ему хотелось во всю грудь надышаться воздухом Спасского, его лесов и полей. Письма его с чужбины полны нескрываемой и щемящей грусти, думы его последние посвящены родине и любимой орловгцине: "Только думаю о возвращении весной в возлюбленный Мценский уезд... Егорьев день, соловьи, запах соломы и березовых почек, солнце и лужи по дорогам - вот чего жаждет моя душа!"

Абрамцево

"Мы ищем купить деревню около Москвы... Я хочу только приятного местоположения и устроенного дома",- делился своими заботами с Н. В. Гоголем Сергей Тимофеевич Аксаков в начале 1843 года.

Вскоре такая деревенька была найдена. Абрамцево с его прудами, тихой речкой Ворей и окружающими со всех сторон лесами вызывает восторг всей семьи. Выбор Абрамцева был подсказан и местоположением деревеньки. Радонежье - так назывался этот уголок московской земли, и Аксаковых, почитателей всего старорусского, привлекало, что рядом был Радонеж, куда к Сергию приезжал испросить благословения перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской, что невдалеке, в пятнадцати верстах, была Троице-Сергиева лавра. Обширный деревянный дом постройки XVIII века был обновлен, и с 1844 года многочисленная семья Аксаковых поселяется там.

С искренним радушием встречали здесь гостей - Н. В. Гоголя, М. С. Щепкина, И. С. Тургенева, А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина, М. Н. Загоскина и многих других. Но наиболее примечательно то, что Абрамцево подарило нам выдающегося писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. "Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею тишиною и спокойствием. Не умею объяснить... какой мир пролился в мою душу!" И полуслепой старик диктует дочери все свои художественные произведения, лучшие из которых - "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука" - сразу поставили его в ряд с классиками русской литературы.

Называя сочинения Аксакова в числе немногих книг, наиболее благотворно подействовавших на него в юности, А. М. Горький писал: "...эти книги вымыли мне душу... от этих книг в душе спокойно сложилась уверенность: я не один на земле и - не пропаду".

Карабиха

Обширная и богатая усадьба "Карабиха" была построена ярославским губернатором князем М. Н. Голициным во вкусе вельмож екатерининского века. В 1861 году ее купил Н. А. Некрасов.

Поэт давно уже задумывался над тем, чтобы иметь пристанище, где можно было бы работать в летние месяцы, откуда можно было совершать долгие охотничьи путешествия. Местность поблизости Некрасову была знакомая - ярославщина, "родимая его сторона". Гостя в Грешневе, в имении отца, находившемся всего в тридцати верстах отсюда - поэт почти в каждой деревне имел знакомых мужиков, с некоторыми из которых его связывала большая дружба. Чаще всего это были охотники. Некрасов особо отличал их, говоря, что «самый талантливый процент русского народа отделяется в охотники». Да и сам он на охоте расцветал. Знаменитый рассказчик И. Ф. Горбунов вспоминал, что на охоте Некрасов был неузнаваем - "живой, веселый, разговорчивый, с мужиками ласковый и добродушный". "Мужики его любили", - добавлял Горбунов. Именно из этих беспрестанных хождений по Ярославской, Владимирской и Костромской губерниям и вынес поэт то подлинное знание русской жизни, русского мужика, живой речи народа, которое так дорого нам.

Распорядок летней жизни в Карабихе делился на охоту и литературный труд. Сам поэт шутливо говорил: "Устав писать, иду я на охоту. Устав бродить, вновь сяду за работу".

Почти сразу же после покупки Николай Алексеевич отдал бразды правления усадьбой предприимчивому брату Федору, оставив за собой только флигель (Флигель поэта). Здесь, в любимом кабинете, были созданы многие широко известные стихотворения, поэмы "Дедушка", "Русские женщины" и другие произведения. В дни работы поэт требовал, чтобы его уединение было полным. Он запирался в кабинете, и никто не смел его тревожить. Даже еду оставляли в соседней комнате.

Овстуг

Овстуг. Родина великого поэта. Здесь прошло самое раннее детство Феденьки Тютчева, здесь он жил в созданном им "волшебном детском мире", так волновавшем воображение ребенка.

В этом ветхом домике на краю Тамани, над самым обрывом. Лермонтов провел два дня в сентябре 1837 года. Ожидая почтового судна на Геленджик, поэт испытал здесь рискованное приключение, едва не стоившее ему жизни. "Честные контрабандисты", занимавшие домик, приняли его за тайного соглядатая, желающего их разоблачить.

Вернувшись сюда после 27-летнего отсутствия уже взрослым человеком, Тютчев с удивлением озирался вокруг: "Передо мною стоит старый дом-реликвия, в котором мы когда-то жили... довольно жидкая липовая аллея в несколько сот шагов длины, казавшаяся мне неизмеримой, - весь великолепный мир моего детства, столь разнообразный, столь населенный, и все это заключено в нескольких квадратных футах". Это неизбежная в жизни каждого человека встреча-разочарование, встреча-потеря, когда "дорогой мир детства" отступает, вытесняется «реальным», чтобы остаться уже только внутри человека, в его душе. Именно здесь, на брянской земле, истоки грандиозного и таинственного поэтического мира Федора Тютчева, именно тут истоки его лирических шедевров:

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

В августе 1871 года поэт в последний раз навестил свою родину, и этот приезд его совпал с хлопотами дочери, Марии Федоровны Бирилевой, по открытию в Овстуге школы. Крестьяне округи уже давно выражали желание иметь школу, но собранных двухсот с небольшим рублей явно не хватало, и тогда за дело взялась Мария Федоровна. Федор Иванович участливо отнесся к ее настойчивым и энергичным хлопотам. Открытая в сентябре 1871 года, это была самая крупная сельская школа в Брянском уезде, крестьяне и их потомки бережно хранят память о великом поэте и о его дочери.

Михайловское

Псковская земля... Михайловское - один из самых прекрасных уголков в России.

Здесь жил и похоронен величайший поэт России. " Страной родной " называл Александр Сергеевич Пушкин древнюю Псковщину: ведь это не только земля его предков, он ощущал духовное родство с нею, понимал ее значение для своего творчества. Простые люди, ее населяющие, ее песни и сказания, ее полные скромной прелести леса и поля олицетворяли для него самое дорогое - Россию, родину...

Именно здесь в творчестве Пушкина наметился поворот, сделавший его великим национальным поэтом. Это отметили уже современники и друзья Пушкина, говоря, что пребывание в псковской деревне помогло его поэзии "сделаться вполне русской, оригинальной".

В 1824 - 1826 годах Михайловский изгнанник коротал свои дни вдвоем с няней, Ариной Родионовной. Их отношения поражают своей удивительной сердечностью. "Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: "Здорова ли мама?" - он ее все мама называл..." - рассказывал кучер Пушкина Петр Парфенов. Нередко поэт навещал и Святогорский монастырь - здесь находились могилы его деда и бабушки. Он перерыл библиотеку монастыря, находя в древних свитках ценнейшие свидетельства ушедших эпох. А в ярмарочные дни возле стен монастыря, одетый чуть ли не в крестьянскую рубаху, он слушал песни нищих слепцов, присматривался к юродивым. Поэт в ту пору завершал " Бориса Годунова " - первую истинно народную русскую драму.

Когда в апреле 1836 года у стен Святогорского монастыря Пушкин похоронил мать, он распорядился похоронить себя рядом, возле матери. Всю нашу жизнь с нами Пушкин. На его совершенных творениях мы учимся постигать красоту, учимся мудрости и человечности. Приезжая же сюда, мы как бы встречаемся с ним самим.

Ясная Поляна

Теперь уже трудно себе представить, что когда-то это была простая деревенька с названием, подобных которому в России тысячи, Ясная Поляна была отмечена знаком судьбы и вырвана из круговорота времен и названий.

Свыше пятидесяти лет прожил здесь Лев Николаевич Толстой : здесь он родился, задумал и написал большинство своих произведений, вырастил детей. Здесь же, в лесу, на краю оврага, находится и его могила. Ясная Поляна - это имение деда писателя по материнской линии - князя Н. С. Волконского, достигшего больших чинов при Екатерине II, но вследствие отказа следовать прихотям ее фаворита вдруг потерявшего свое высокое положение. Его гордый и независимый нрав описан Толстым в старом князе Болконском (Война и мир).

Именно при князе началась постройка современной яснополянской усадьбы. В центре ансамбля располагался большой двухэтажный особняк (дом Волконского), но писатель в нем не жил. Он занимал северо-восточный флигель. Пристройки разных лет изменили облик флигеля и превратили его в большой дом.

В другом флигеле усадьбы была яснополянская школа, которую Лев Николаевич открыл для крестьянских детей, чтобы спасти тонущих в народе "Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых". В яснополянском доме все бережно сохраняется так, как было в последний год жизни великого писателя. Бережно сохраняется и окрестная природа, любимые места прогулок Толстого, считавшего радость общения с природой " самой чистой радостью ".

Еще один уголок Ясной Поляны - березовый мостик Толстого. Лев Николаевич неоднократно воспроизводил в своих произведениях картины яснополянинской природы, которую он горячо и трепетно любил - укромные уголки парка помогали писателю проникнуться ощущением причастности к жизни родной земли, почувствовать ее красоту и величие.

Литературные места России - объект паломничества многих почитателей таланта известных поэтов и писателей. Где, как не здесь, проникаешься духом их произведений, начинаешь понимать любимого деятеля литературы? Особо трепетно проходят экскурсии по литературным местам России, где провели писатели и поэты детство и юность. Ведь это колыбель становления их таланта, мировоззрения и мироощущения, которые отражены в последующем творчестве. Таковы, например, родовые имения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.

Царскосельский лицей

Царское село можно назвать настоящей кузницей талантов XIX века. Именно из-под крыла этого учебного заведения вышли А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие политики и деятели искусства.

Основанный в 1811 году по приказу Александра I, лицей должен был подготовить элиту будущего российского общества. За шесть лет обучения молодые люди получали прекрасное образование, равное университетскому.

Конечно, самым знаменитым учеником, которого знало Царское село, был А. С. Пушкин. Именно здесь он начинает писать стихотворения, еще подражая Жуковскому, Батюшкову и французским романтическим поэтам. И вместе с тем уже здесь открывается своеобразие будущего гения.

Период обучения связан с еще одним значимым событием в жизни поэта. Именно в это время печатается его первое небольшое произведение «К другу стихотворцу». Годы учебы выпускники всегда вспоминали с теплотой, искренне переживали за судьбу любимого заведения.

В данный момент Царскосельский лицей - действующее заведение, где можно воочию увидеть комнату поэта (он ее называл кельей), а также место учебы и выпускного экзамена, где Пушкин поразил талантом именитых преподавателей.

А. С. Пушкин: Михайловское

Хочется рассказать еще о двух местах, ассоциирующихся с гением Пушкина. Первое - Михайловское. Это родовое имение матери поэта, воздвигнутое еще его дедом Ганнибалом на Псковской земле.

Знатоки творчества Пушкина, да и просто читатели, побывав здесь, отмечают, что картины природы многих произведений как будто списаны умелой рукой художника со здешних мест. Впервые поэт знакомится с размеренной деревенской жизнью сразу после окончания лицея, в 1817 году. Пушкин сразу очаровывается красотой окружающего мира и размерностью, царящими здесь.

Даже после ненавистной ссылки Пушкин снова и снова возвращается сюда за вдохновением, ведь именно в Михайловском он особо ощущает свой поэтический дар. Последнее посещение усадьбы связано с трагическим событием - похоронами матери, а через несколько месяцев после этого на дуэли погибает и сам поэт.

Его могила находится также здесь, в Михайловском.

Болдино

Болдинская осень… Этот период жизни Пушкина ознаменован небывалым творческим подъемом, который он ощутил, пребывая в Болдино - семейном имении. Его вынужденная поездка накануне свадьбы с Натальей Гончаровой затянулась из-за разбушевавшийся в Петербурге эпидемии холеры. Вдохновленный будущей семейной жизнью, поэт находится на высшем пике вдохновения. Здесь он заканчивает «Евгения Онегина», пишет большинство «Маленьких трагедий», «Сказку о попе и работнике его Балде», а также «Повести Белкина».

Эти литературные места России необходимо обязательно посетить всем, кто преклоняется перед гением великого Пушкина.

М. Ю. Лермонтов: Пятигорск

Есть места в России, неразрывно связанные с жизнью и творчеством другого выдающегося поэта XIX века - М. Ю. Лермонтова.

Прежде всего это кавказский город-курорт Пятигорск. Это место сыграло важнейшую роль в жизни поэта. Первое знакомство с Пятигорском произошло у Лермонтова еще в детстве - именно сюда его привозила бабушка для укрепления здоровья, ведь будущий поэт рос весьма болезненным ребенком. очень впечатлила Лермонтова. С детства он был одарен и в области рисования. Из-под его кисти вышло много живописных акварелей, запечатлевших горные пейзажи.

По сей день в Пятигорске действуют горячие ванны, где лечился поэт. Его наблюдения за так называемым «водяным обществом» нашли отражение в повести «Княжна Мэри».

С Кавказом связана и дальнейшая служба молодого офицера. Здесь же Лермонтов нашел свою смерть. Волей случая трагедия произошла в Пятигорске. Решив окончить службу, он в последний раз отправляется на Кавказ, арендовав вместе с дядей небольшой домик.

Здесь они задерживаются для лечения на водах. 27 июля 1841 года происходит смертельная с давним знакомым Мартыновым. Здесь же, у горы Машук, поэт и был похоронен, но через 8 месяцев его прах перевезли в фамильный склеп - там до сих пор и покоится М. Ю. Лермонтов. Россия потеряла еще одного гениального поэта.

Следует сказать, что в Пятигорске свято чтут память о поэте. Место его последнего пребывания, дом, где произошла ссора с Мартыновым, место дуэли и первоначального захоронения Лермонтова - места, которые в обязательном порядке посещают гости города.

Тарханы

Музей-заповедник «Тарханы» - еще одно место, которое неразрывно связано с М. Ю. Лермонтовым. В этой усадьбе прошло его детство. Здесь с документальной точностью воссоздан быт дворянской семьи XIX века.

Помимо барского дома, для посетителей открыты Дом ключника и Людская изба. Также посетители могут почтить память поэта в семейном склепе, где он похоронен, и в часовне.

Музей-заповедник ведет очень активную культурную жизнь: постоянно устраиваются конкурсы, фестивали, посвященные поэту. Традиционным стал Лермонтовский праздник, который проходит здесь в первые выходные июля.

Музей Н. А. Некрасова в Чудово

Многие поэты и писатели России становятся более понятными, если открываешь для себя их повседневную жизнь, а еще лучше - те условия, в которых проходило детство. Не исключение в этом плане и Н. А. Некрасов. Из школьного курса литературы нам известно, что именно детские наблюдения за нелегкой жизнью крепостных во многом определили направление творчества поэта.

Дом-музей Н. А. Некрасова - то место, где поэт отдыхал душой от городской жизни, охотился и получал вдохновение для новых произведений.

Находится он в Чудово и входит в большой комплекс одноименного заповедника. Именно здесь написан знаменитый «Чудовский цикл», 11 гениальных стихотворений. Как правило, Некрасов охотился в этих местах. Здесь же уже тяжело больной поэт заканчивает свой великий труд - поэму «Кому на Руси жить хорошо».

На данный момент дом-музей представляет собой охотничий дом, в котором, помимо комнат поэта и его жены, располагаются столовая, кабинет, комнаты для гостей. Последних, кстати, было здесь немало - многие деятели литературы приезжали сюда поохотиться вместе с Некрасовым: Салтыков-Щедрин и Плещеев, Михайловский и Успенский. Также вниманию посетителей представлено здание сельскохозяйственной школы.

Дом-музей часто проводит экспозиции и программы для посетителей различного возраста.

Музей Ф. И. Тютчева в Овстуге

Родовой дом-музей Тютчева принадлежал семье поэта задолго до его рождения: в середине XVIII века дед поэта начал строительство имения на землях, которые получил как приданое после свадьбы.

Отец поэта, получив права наследования, начинает расширять дом. Вскоре здесь вырастает шикарная усадьба в духе классицизма с барским домом, украшенным колоннами, с флигелем. Расположенный на берегу реки, он имеет свой островок с беседкой. Место это становится для Тютчева источником не только жизненных сил, но и вдохновения. Поэт, воспевающий природу во всем ее многообразии, срисовывает картины именно с этих мест - настолько запомнились они его душе.

К сожалению, усадьбе не уделяли должного внимания, и она пришла в запустение, однако идет постепенная реконструкция. Если изначально экскурсии в эти литературные места России ограничивались лишь сельской школой, то теперь они охватывают гостевой флигель, а также церковь. Также посетители могут увидеть воссозданные мельницу, беседку на острове и шикарные

Переделкино

Перечисляя литературные места России, следует упомянуть и те, которые связаны с деятельностью Это прежде всего Переделкино. Именно это место является средоточием дач всей литературной элиты ХХ века.

Идея постройки поселка, где будут отдыхать, жить и творить писатели России, принадлежала М. Горькому. Именно он выхлопотал в 1934 году этот участок земли под данные цели. За довольно короткое время были отстроены первые 50 домов. Среди их жильцов были А. Серафимович, Л. Кассиль, Б. Пастернак, И. Ильф, И. Бабель.

Строят дачи и многие послевоенные писатели: В. Катаев, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Здесь же для местной ребятни пишет свои прекрасные сказки К. Чуковский.

На территории поселка функционирует Дом творчества писателей, из действующих музеев можно отметить дома Б. Пастернака, К. Чуковского, Б. Окуджавы, Е. Евтушенко. Многие писатели и поэты нашли здесь свое последнее пристанище.

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №104»
Исследовательская работа
«Литературные места г.Омска»
Работу выполнила:
Денисова Аделаида
обучающаяся 7 «А» класса
БОУ г. Омска «СОШ № 104»
Научный руководитель:
учитель русского языка и
литературы
Нигуль Виолетта Юрьевна
Омск
2017

Объект исследования – литературные
места г.Омска.
Предмет исследования – определение
и изучение литературных мест г.Омска.

Цель исследования – определить и
изучить литературные места г. Омска,
выяснить, можно ли назвать город Омск
литературным городом.
Задачи исследования:
1.Изучая научные и справочные
источники, сформулировать определение
понятия «Литературное место»;

2. Определить, какие виды литературных
мест есть в г. Омске;
3. Собрать материал о некоторых
литературных местах г. Омска и рассказать о
них;
4.Провести анкетирование среди учащихся
и педагогов нашей школы, а также среди
сотрудников Военного комиссариата по ЦАО
и САО города Омска на предмет знания
местных достопримечательностей;

5. Составить маршрут путешествия по
ряду литературных мест города;
6. Совершить обзорную экскурсию по
намеченному маршруту;
7. Составить фотоотчёт об экскурсии.

Практическая значимость:
Лекции
Обзорные экскурсии
Уроки
Виртуальные экскурсии

Цели использования работы на указанных
мероприятиях: расширить кругозор
учащихся; вызвать познавательный
интерес к изучению истории родного
края, искусства слова; формировать
уважительное отношение к истории
и культуре своей страны, города.

Методы:
А) Фотографирование;
Б) Составление маршрута по некоторым
литературным местам для их изучения;
В) Наблюдение (посещение литературных
мест по составленному маршруту);
Г) Обобщение;
Д) Анализ;
Е) Анкетирование;
Ж) Опрос.

Актуальность выбранной темы:
Для доказательства
актуальности взятой мною темы я
провела опрос в 7 и 5 классах,
а также среди коллег моей мамы и среди
учителей СОШ №104.

В результате проведённых опросов и
анкетирования я составила следующие
Представленные на нескольких слайдах
диаграммы:
Участники
опроса, которые
знали одну
достопримечател
ьность
Участники
опроса, которые
не знали ни
одной
достопримечател
ьности

7 класс
Участники опроса, которые узнали одну
достопримечательность
Участники опроса, которые не узнали ни одной
достопримечательности

Взрослые (мамины коллеги)
Участники маминого
опроса, которые
ответили на один
вопрос
Участники маминого
опроса, не
ответившие ни на
один вопрос

Взрослые (мамины коллеги)
Участники маминого опроса, ответившие на один вопрос
Участники маминого опроса, ответившие на все вопросы
86%

Ученики 5 класса (соотношение в кол-ве)
Ученники, которые знали лишь
некоторые расположения показанных
литературных мест
5
9
человек
человек
6
человек
7
Ученики, которые не знают ни одного
из представленных литературных
мест
Ученики, которые видели
представленные литературные места,
но не помнящие, кому они
установлены
человек
Ученики, которые путали названия
литературных мест, можно сказать,
не знают

Ученики 5 касса (соотношение в процентах)
Ученики, которые знали лишь
некоторые
расположения
показанных
литературных
мест
27%
Ученики, которые не знали ни
одного из представленных
литературных мест
18%
22%
33%
Ученики, которые видели
представленные
литераттурные места, но не
помнящие, в чью честь они
возведены
Ученики, которые путали
названия литературных мест,
можно сказать, не знали

Учителя (соотношение в кол-ве)
Учителя СОШ № 104,
узнавшие все литературные
места)

№1
класс: ________
Ответ: Да/Нет

___

________________________________
________________________________
№2
класс: ________
Ответ: Да/Нет
___
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
№3
класс: ________
Ответ: Да/Нет
Название: ___________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
№4
класс: ________
Ответ: Да/Нет
Название: ___________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________

Имя _______________________
Класс ______________________
1. Да/ Нет (подчеркнуть)
Название __________________
2. Да/ Нет (подчеркнуть)
Название __________________
3. Да/ Нет (подчеркнуть)
Название __________________
4. Да/ Нет (подчеркнуть)
Название __________________

Проанализировав результаты опросов и
анкет, мы пришли к выводу, что многие (и
дети, и взрослые) достаточно плохо знают
город (его памятные места,
достопримечательности), в котором живут,
а некоторые вообще не имеют
представления о том, что где и почему
находится и с чьими именами связано.

Часть опрашиваемых узнавала
изображенное на фотографиях,
вспоминала, где находится, но не
могла ответить, кому памятник или
с именем какого известного
человека связана
достопримечательность.
Из этого следует, что тема моего
учебного исследования весьма
актуальна.

«Литературное место города Омска» место, которое связано с историей
литературной, культурной жизни города
Омска или с именем литературного
деятеля, оставившего след в истории
города Омска.

1.Здания, на которых установлены
мемориальные доски;
2.Учреждения, в которых, хотя бы некоторое
время, пребывали известные писатели,
поэты и др. литературные деятели (например,
лечились, жили, учились);
3.Памятники;
4.Скульптуры;
5.Улицы, названные именами литературных
деятелей;
6.Скверы с мемориальными табличками,
памятниками, бюстами.

Наш с мамой маршрут изучения литературных мест города:

Первая остановка:
Аллея литераторов.(на данный момент
17 мемориальных камней) Расположенная
на бульваре Мартынова(от ул. Жукова
до СКК им.Блинова)

«Капитану воздушных фрегатов
Леониду Мартынову от омичей»
(август 2001) :

Антону Сорокину (август 2004):

Тимофею Белозерову (август 2005):

Роберту Рождественскому (август 2007):

Поэтам фронтовикам, погибшим на
фронтах Великой Отечественной войны:
Георгию Суворову, Борису Богаткову,
Иосифу Левертовскому, Николаю
Копыльцову, Сергею и Владимиру
Добронравовым (май 2010):

Феактисту Березовскому (август 2012):

Вторая остановка:
Ул. Красных Зорь, 30, где родился и жил
Мартынов Л. (1905-1980 гг.)

Третья остановка:
Ул.Гусарова, 4. Военный госпиталь, где
в арестантских палатах в 1850-1854
годах лечился Ф.М.Достоевский тогда
каторжник Омского острога.

А это стела на территории госпиталя

Четвёртая остановка:
Ул. Красный Путь, 11. Государственная
научная библиотека им. Пушкина А.С.

А так выглядела Библиотека им. Пушкина
А.С. в 1983 году. И находилась она напротив
Музыкального театра:

Пятая остановка:
Ул.Спартаковская. Тарские ворота - ворота,
через которые Ф.М.Достоевский, будучи
арестантом, въехал на дорогу, ведущую
к Омскому острогу.

Сквер около Драматического тетра.
Памятник Достоевскому Ф.М. омского
скульптора Александра Капралова
– «Крест несущий».

Восьмая остановка:
Ул.Тарская, 2/ул.Ленина, 4. Бывшая
мужская гимназия № 19. Где
в свое время учились Р.Рождественский
и Л.Мартынов.

Девятая остановка:
Ул.Ч.Валиханова, 2, дом где жил Тимофей
Максимович Белозеров, и на котором
впоследствии была установлена
мемориальная таблица с горельефом
писателя (скульптор Федор Бугаенко).
Сейчас вокруг дома
забор, а с торцов
здания мемориальной
таблицы не видно.

Конец моего путешествия
по некоторым литературным
местам

Выводы: Цели и задачи, поставленные
мною перед работой, в рамках учебного
исследования достигнуты. Хотя, конечно
же, изучить все литературные места нашего
города пока не удалось.

И литературное достояние
Омска будет жить в наших сердцах!
И чем больше людей узнает об этом
прекрасном культурно-литературном
богатстве, тем больше надежды, что
литературные места восстановят своё
великолепие и продолжат «жить».

Иванов Захар Сергеевич

Руководитель проекта:

Панова Людмила Владимировна

Учреждение:

МБОУ СШ№47

Данная исследовательская работа по истории "Литературные места Красноярска" , которую провёл ученик 6 класса, была создана с целью изучения классификации и функций памятников в городе Красноярск.

Данный исследовательский проект по истории на тему "Литературные места Красноярска" углубит ваши знания о литературных достопримечательностях этого прекрасного города.

Захар считает, что мы редко задумываемся о истории возникновения и значимости памятников для культуры русского народа. Парень утверждает, что памятники - это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому.

Введение
1. Памятники и их роль в современном обществе
1.1 Классификация памятников. Функции памятников
1.2 Источники о памятниках культуры Красноярска
1.3 Литературные места (памятники) Красноярска
Социологический опрос
Карта литературных мест
Заключение
Список литературы
Приложение

В этом году я случайно попал на экскурсию в с.Овсянка. В этом селе провёл свое детство и юность известный писатель В.П.Астафьев. Экскурсия была настолько занимательна, что я задался вопросом, а какие ещё литературные памятники есть в моем городе?

До этого на уроках литературы мы знакомились с творчеством В.П.Астафьева, и я знал, что он родился неподалеку от Красноярска, писатель любил этот город и умер в нем. Это место для писателя послужило колыбелью становления таланта, мировоззрения и мироощущения, которая отразилась в последующем творчестве.

Введение


Каждый день мы ходим по улицам Красноярска, но никогда не задумываемся, что по этим улицам когда-то ходили известные люди, а возможно и любимый литературный герой бродил здесь по задумке автора. Многие памятники мы узнаем. А задумываются ли горожане почему был поставлен этот памятник в нашем городе, когда он был поставлен и кто автор?

Цель: Привлечь внимание учащихся к литературным памятникам Красноярска

  • Найти и изучить литературные памятники в Красноярске
  • Выявить знания учащихся по этим памятникам
  • Собрать биографический материал по выбранным памятникам
  • Научится работать с разными источниками информации
  • Написать работу, подобрать иллюстрации
  • Составить карту литературных мест
  • Составить библиографию использованной литературы.
  • Современные школьники практически не читают книги и поэтому многие не знают, что существуют памятники литературным героям.
  • Мало кто решает узнать историю возникновения памятника своего города и мена авторов
  • Мало изученная тема в рамках школьной программы.
  • Пригодится и учителям, и учащимся: поможет на уроке, расширит кругозор.

Материалы и методы исследования: изучение разных источников литературы, сайтов, в которых находятся сведения о памятниках архитектуры Красноярска, сбор и обработка материала, работа с фондами библиотек (в электронном варианте) Использование следующих методов: самостоятельное исследование, работа с текстом, мини-анкетирование, описание фотоматериалов, обобщение.

В этой презентации я расскажу о литературных местах России, т.е места связанные с детством или жизнью великих поэтов, творцов и т.д...

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация: Литературные места России Выполнила: Ученица 6 «В» класса Агаджанян Арина

А. С. Пушкин Царское Село (Ныне город Пушкин под Санкт-Петербургом) Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село... - писал А. С. Пушкин, отдавая дань благодарной памяти месту, где он стал поэтом.

Царское Село. Лицей В 1811 году в Царском Селе, летней резиденции российских императоров, был открыт Лицей, привилегированное закрытое учреждение для детей из семей высшего сословия. Цель Лицея - «образование юношей, особенно предназначенных к важным частям службы государственной». Обучение было рассчитано на шесть лет. В программу Лицея входили русская словесность, история, иностранные языки, география, политико-нравственные и физико-математические науки, рисование, музыка, физические упражнения (фехтование, плавание, верховая езда). Воспитанники много читали, библиотека Лицея получала все издававшиеся в России журналы и газеты. Лицеисты были в курсе последних литературных новинок. Живо и эмоционально обсуждали прочитанное. Лицеистов первого выпуска объединяло то высокое чувство бескорыстной, преданной дружбы, которое поэт называл «лицейским братством». Наиболее дружен Пушкин был с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. В Лицее получил благотворное развитие талант юного поэта. Как он сам вспоминал: Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Пушкин на лицейском акте. Художник И.Репин. 1911 г Здесь Пушкин написал более 120 стихотворений, начал работу над поэмой «Руслан и Людмила».

Ф. И. Тютчев Овстуг (Жуковский район Брянской области) Овстуг - усадьба родителей Ф. И. Тютчева, Ивана Николаевича и Екатерины Львовны.

Н. А. Некрасов Село Карабиха (Ярославская область) Детство и юность Николая Алексеевича Некрасова прошли на берегу Волги, в родительском имении Грешнево, в Ярославской губернии. Многие годы спустя, став известным поэтом, Некрасов неоднократно навещает ставшие для него родными места, они навсегда запечатлены в его стихотворениях.

Н. С. Лесков Город Орёл С орловщиной и самим губернским городом Орлом связано детство и юность Н. С. Лескова.

Музей Н. С. Лескова Посетители дома-музея Н. С. Лескова в Орле имеют возможность познакомиться с творческой биографией писателя, миром произведений и героев писателя, создавшего прекрасную галерею положительных типов русского человека. В экспозиции музея представлены рукописи писателя, прижизненные издания его произведений, многочисленные фотографии, запечатлевшие различные этапы жизни писателя, его окружение, книги из личной библиотеки Н. С. Лескова с его пометами и комментариями на полях. В 2017 году обещают отреставрировать музей Николая Лескова

А.С.Пушкин Михайловское (Псковская область) С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836гг. ...В разны годы Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я; когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был Веселым юношей, беспечно, жадно Я приступал лишь только к жизни; годы Промчалися, и вы во мне прияли

Литературные места, связанные с именем поэта А. С. Пушкина - могила поэта, которая находится в Святогорском монастыре; - пушкинский лицей в Царском Селе, расположенный во флигеле Екатерининского дворца. На четвертом этаже, в 14 номере жил молодой Александр Сергеевич; - памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Санкт-Петербурге на площади искусств.

Москва. Государственный музей В. В. Маяковского Этот музей находится в самом центре столицы. Он был открыт по случаю 100-летнего юбилея Маяковского и представляет собой своего рода проекцию жизненного и творческого пути поэта и писателя. Это дом в четыре этажа (на последнем этаже жил сам Владимир Владимирович).