1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я

42 звука
6 гласных 36 согласных
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] Парные Непарные
Ударные Безударные Звонкие Глухие Звонкие Глухие
[б] [б"]
[в] [в"]
[г] [г"]
[д] [д"]
[ж]
[з] [з"]
[п] [п"]
[ф] [ф"]
[к] [к"]
[т] [т"]
[ш]
[с] [с"]
[й"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[р] [р"]
[х] [х"]
[ц]
[ч"]
[щ"]
Парные Непарные
Твёрдые Мягкие Твёрдые Мягкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
[б"]
[в"]
[г"]
[д"]
[з"]
[к"]
[л"]
[м"]
[н"]
[п"]
[р"]
[с"]
[т"]
[ф"]
[х"]
[ж]
[ц]
[ш]
[й"]
[ч"]
[щ"]

Чем буквы отличаются от звуков

Звук - это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква - это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки («глас» - это старославянское «голос») - это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …

Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. стоят первыми в фонетическом слове е ле [й" э ́л"э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й" и щ"о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й" о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й" у ́л"а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й" а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й" и и́ч"ка] (5 букв, 6 звуков)
  2. следуют после гласных птицее д [пт"ицый" э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий" о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай" у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с"и́н"ий" а ] (5 букв, 6 звуков)
  3. следуют после ь и ъ въе зд [вй" э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй" о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л"й" у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л"й" а ] (6 букв, 6 звуков)

Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. следует после ь соловьи [салав"й" и ́] (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные - безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

Бе гущий [б"игу́ щ"ий"] - бе г [б"э́ к] го ра [гара́ ] - го ры [го́ ры]

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

В сад [фса́т]

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки - это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] - [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом " , что происходит, когда согласные

  1. являются всегда мягкими [й"] , [ч"] , [щ"] ай [а́й" ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч" ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л"э́щ" ] (3 буквы, 3 звука)
  2. следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м" э́л" ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т" о́т" а] (4 буквы, 4 звука) люди [л" у́д" и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з"н"] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
  3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл"и́н" ч"ик]

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч"] , [щ"] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р"] .

Нужна ли фонетика школьнику?

Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция - это явный перебор.

Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».

Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный встал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.

Картинка 9 из презентации «Ударные и безударные гласные» к урокам русского языка на тему «Безударные гласные»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Ударные и безударные гласные.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 63 КБ.

Скачать презентацию

Безударные гласные

«Гласные и согласные» - Этимология. Программа Н.Ф.Виноградовой «21 век». Как назвать одним словом? Словарная работа. А, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е. Поставьте вопрос к слову ПОРТФЕЛЬ. Назовите согласные звуки. Что такое портфель? Назовите в слове гласные звуки. Какие гласные звуки вы знаете? Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

5. «Правила ослика». 1. Чередование гласных корне. Тема: «Корни с чередованием гласных Е/И». 2. Чередование гласных в корне. 4. 3. мер/мирА.

«Гласные звуки» - Чем отличаются звуки речи от всех других звуков? У а л г у а е т м н ё ы з в з д. Опыт №1. Фонема – звук. Надув шарик, наденем на трубку две тонкие резиновые плёнки. Ход урока. Работа с теоретическим материалом учебника. Демонстрация опытов - Давайте проверим, как рождаются звуки. 2. На доске записано в два столбика.

«Ударные и безударные гласные» - Спишите, изменяя слова по образцу. Ударные и безударные гласные звуки. С Е торопят, если знают, Что недолго уж до срока. Выполнила Горбунова Р.Г. учитель начальных классов. Цели. Подберите проверочные слова. Правило. Что? Припишите проверочные слова. Какой? Килограмм яблок. Шарады. Спишите четыре нужных слова.

«Гласные и согласные буквы» - Т.В. Черепанова, учитель МОУ ООШ № 21, г. Оленегорск. Гласные и согласные буквы. Р. Дорогие ребята! А. Ю. Ф. Ш. Технологический приём анимированная сорбонка.

«Урок Безударные гласные» - Тема повторения: Правописание безударных гласных в корне слова. Тема: Беглые гласные в корне слова. Наблюдение, выводы; Сопоставление своих выводов с выводами в учебнике. Объяснение пропущенных орфограмм (упр. № 85). Какое задание было самым трудным, интересным? Пень - пни. Работа с правилом на стр. 123.

Всего в теме 16 презентаций

Наталья Шевченко
Конспект итоговой ООД Тема: В поисках хитрых букв или проделки [Й]

Цель : закрепление понятия образования йотированных гласных.

Задачи :

Коррекционно – развивающие :

Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память;

Развивать навык грамотного письма.

Коррекционно – образовательные :

Закрепить у дошкольников понятия йотированные (хитрые ) гласные буквы Я , Е, Ё, Ю и их графический профиль;

Закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный;

Продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов ;

Расширять и активизировать словарный запас воспитанников через работу с заданиями по карточкам, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;

Коррекционно – воспитательные :

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом через сказки драматизации и выполнения коллективной работы.

Материал : буквари , касса букв , карандаши, фломастеры, телефон, мольберт, игрушка «Енот» и «Ёж» , картинки «Веселые буквы » , дерево, яблоки (муляж, настоящие яблоки, корзина, звуковички, 4 картинки на букву «Е» , задание «Яблоки» ,компас, рыбка на определение позиции звука в слове, слова на букву «Ю» , карточки для исправления ошибок, барабан.

Ход занятия

Вводная часть.

Дети стоят в приемной, логопед приглашает пройти их в группу.

Л.: Ребята, проходите, пожалуйста, в группу. Сегодня к нам пришли воспитатели из других групп. Поздоровайтесь с ними (дети здороваются) . Вот только не знаю, что же мы будем показывать нашим гостям? Все дело в том, что занятия как такового не будет. Вы уже научились читать и писать, выполнять звуко-буквенный анализ и скоро пойдете в школу. И я пригласила вас для того, чтобы вы помогли мне собрать, уже не нужные вам буквари , карандаши, кассу букв и отнести их детям старшей группы. Они им очень пригодятся на следующий год (логопед обращается к разным детям) Саша, Василиса принесите, пожалуйста, буквари , Кира и Артем несите карандаши (логопед все это складывает на отдельный стол) . А где же касса букв ? (она лежит на тумбочке, логопед ищет ее взглядом) А, вот она! (разворачивает ее) Ой, что это такое? Посмотрите, что случилось?

Д.: Все буквы перепутались .

Л.: Что же делать? Нам нужно срочно навести порядок в кассе. Мы не можем с вами отдать кассу в таком беспорядке. Расставьте буквы по своим местам . А чтобы «уборка» прошла быстро и без ошибок вспомним, какие звуки называются гласными, а какие согласными? (ответы детей, правило)

Л.: Вот и в кассе порядок, но мне кажется, что каких-то букв не хватает .

Д.: Хитрых .

Л.: А какие это?

Д.: Я, Ю, Е,Ё.

Л.: .А почему мы их называем хитрые буквы ?

(Дети называют правило)

Л.: Да, верно. (Звук смс - сообщение) Подождите, мне сообщение пришло, наверное что-то важное…Ой, ребята, а это вам сообщение пришло, прочитайте.

СООБЩЕНИЕ

ИЗ КАССЫ МЫ СБЕЖАЛИ. О НАС ВЫ МАЛО ЗНАЛИ – ПОЭТОМУ В ОБИДЕ, ТЕПЕРЬ НАС ПОИЩИТЕ.

ХИТЫЕ БУКВЫ .

Л.: Ребята, нужно, во что бы то не стало найти пропавшие буквы . Так мы покажем, что все о них знаем, а во - вторых вернем их в кассу, иначе касса будет не полной и по ней нельзя будет заниматься детям в следующем году. Ну, что на поиски хитрых букв ?

Д.: ответы детей.

Основная часть.

Л.: С чего же начать нам наши поиски ? Посмотрите, а куда эта стрелка ведет? Может эти стрелочки нас к букве приведут ?

На полу стрелки, ведут к первой станции, букве «Е» . Дети подошли к мольберту, на мольберте Енот (картинка) в разброс 4 картинки на букву «Е» и звуковые схемы. Детям нужно определить какая схема, к какой картинке не относится.

Л.: Ой, ребята, это же наш Енот Енотович, помните? Что же он тут делает? Что-то он грустный. Мне кажется, я понимаю, в чем дело, Енот Енотович перепутал все картинки и звуковые схемы и не может ни как все вернуть назад, давайте ему ребята поможем?

Д.: ответы детей. Дети выполняют.

Л.: Молодцы ребята, зато, что вы выполнили правильно задание, Енот Енотович возвращает вам букву «Е» .

Из-за мольберта «выходит» буква «Е» .

Л.: До свидания, Енот Енотович, а наши поиски хитрых букв продолжаются .

Логопед обращает внимание на яблоки, которые лежат на полу «дорожкой»

Л.: А кто же это яблоки разбросал? Предлагаю их собрать.

Дети вместе с логопедом собирают яблоки в корзину и приходят к яблоне.

Л.: Вот это да, сколько яблок на дереве, а давайте с вами по одному яблочку угостимся и посмотрим что же там?

На дереве наклеены яблоки (картинки, а с другой стороны задание.

Л.: Ну что, яблочки не простые, а с заданием. Вам нужно, определить зашифрованное слово и напечатать его в пустых клеточках. Для этого, правильно определите первый звук каждой картинки и запишите его буквой начиная с первой пустой клеточки.

Выполнили задание? Молодцы. За такую хорошую работу яблоня вас хочет угостить своими плодами, угощайтесь (маленькие дольки яблочка) . А куда же дальше нам идти? «Я» вам помогу! («Выходит» буква «Я» , ребята, буква «Я» к нам тоже не с пустыми руками пришла, она нам подарок принесла (достает подарок из коробки) . А что это такое?

Д.: Компас.

Л.: А для чего он нам нужен?

Д.: ответы детей.

Л.: А наши поиски продолжаются , мы ищем хитрую букву «Ю» и компас как раз нам в этом поможет, ведь на нем есть нужное нам направление : север, ЮГ, запад, восток. Как называется это направление?

Л.: давайте посмотрим, куда же направляет нам движение красная стрелка.

Идут в нужную сторону и приходят к станции буквы «Ю» .

Л.: Вот мы и на юге, как же тут жарко. А вот и следующее задание, разбирайте карточки.

Вам сейчас нужно определить, где находится буква «Ю» в начале, в середине и в конце слова, если нашли, то карточки кладем в соответствующий кармашек.

Дети отвечают и выполняют задание.

Л.: А вот и буква «Ю» спешит и вас она благодарит за хорошее знание и отличное выполнение задания. А наши поиски продолжаются нам осталось найти последнюю букву – букву «Ё» .

В этот момент произносит звуки игрушечный ЁЖ, дети идут на звуки.

Я ВСЕ ЗНАЮ! ВСЕ МОГУ! ВСЕХ НА СВЕТЕ УДИВЛЮ! САМЫЙ УМНЫЙ Я НА СВЕТЕ! ЭТО ЗНАЮТ ДАЖЕ ДЕТИ!

Л.: слышу странные слова, поспешим–ка мы туда.

Нехорошо так хвастаться.

Ребята, да это же Ёж – Хваста. Ребята,он выполнил звуко – буквенный анализ слов и хвастается что у него нет ни одной ошибочки, а что если мы его проверим?

Дети берут карточки и выполняют задание.

Л.: За то, что вы выполнили правильно задание, Ёж – Хваста возвращает вам последнюю хитрую букву «Ё» , посмотрите какая она веселая, но мне очень интересно, кто устроил весь этот беспорядок? Кажется, я догадываюсь чьи это проделки . Уж не звука ли «Й» ?

Конечно, ее! Только у нее такой неугомонный характер. Не случайно, про нее даже сказка есть. Вот послушайте.

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть : А, У, О, И, Ы,Э. Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Бывало, встанут из своих красных домиков и запоют :

По одному : (Тянуть)

А, У, О, И, Э, Ы.

а потом парами (дуэтом)

АУ, ОИ. ЭЫ!

По трое (трио)

АУО, ИЭЫ!

И даже хором

Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными. Вот как-то раз решили гласные звуки устроить настоящий концерт и пригласили на него своих друзей – согласных звуков. Пришли согласные, а «Й» самый первый прибежал. Прибежал и сел в первом ряду, на первое место. Очень ему первым во всем хотелось быть. Сидит в своем зеленом колпачке, в кресле ерзает, концерта дождаться не может. Но вот раздалась барабанная дробь, занавес открылся и на сцене появились артисты – гласные звуки А, У, О, Э (поют) . Они пели так красиво, что «Й» не удержался и тоже стал «подпевать»

Й, Й, Й, - слышалось из зала первого ряда. Песенка у «Й» не получилась. Голос был звонкий, мягкий, нежный, но звучал коротко отрывисто. После концерта «Й» подбежал к гласным звукам и сказал : «Научите меня петь, я тоже артистом быть хочу!»

«Но разве согласные звуки в зеленых колпачках могут петь?» - удивился гласный звук [О]. «Конечно, могут!» - неунимался [Й]. «Хорошо приходи на репетицию, там посмотрим что получится» , - сказал [У]. В этот же вечер «Й» уже стоял на сцене и показывал свое мастерство – Й, Й, Й.

Слушал – слушал [А], да и говорит :

А давай-ка попробуем спеть вдвоем.

Согласен, только я напевать буду, а подхватывай.

И они запели :

ЙА,ЙА, ЙА! Так получилась песенка, которую назвали буквой «Я» . В ней [Й] поет с [А].

У вас здорово получается – задумчиво протянул [У],

Ну а со мной петь будешь?

Буду, - ответил [Й], не задумываясь – только я снова первым начну, уж очень первым быть люблю.

И тут все услышали ЙУ,ЙУ,ЙУ. Так получилась песенка, которую назвали буквой Ю . В ней [Й] поет с [У].

О, как хорошо! Спой теперь со мной! – попросил [О].

Пожалуйста.

ЙО, ЙО,ЙО – и назвали ее буквой Ё . в ней [Й] поет с [О].

Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил Э, - споем вместе, - предложил он Й.

Следующая песня звучала так :

ЙЭ, йЭ, йэ – и назвали эту песню буквой «Е» .

Вот так закончилась эта репетиция. После которой в азбуке появились новые буквы Я , Ю, Ё, Е, а все потому, что [Й] спешил и впереди гласных А,У, О, Э встать норовил.

Итог занятия

Молодцы ребята, мне кажется мы теперь доказали что о хитрых буквах мы теперь знаем все и они больше никуда сбегать не захотят, а раз все буквы на месте , то думаю мы с вами может отдать буквари и кассу старшей группе (отдают кассу и буквари старшей группе ) .

буквы – звуки гласные буквы

а – а е – й΄  я – й ΄

я – а э а

э – э ё – й ΄ ю – й΄ 

е – э о у

о – о 1. в начале слова – я корь

ё – о 2. в середине слова после

у – у разделительных ъ и ь знаков – подъё м, семью

ю – у 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая ,

и – и поё м

ы – ы

10 – 6

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного: пел - [п΄эл];

[־ ] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].
Способы обозначения звука [щ΄]:


  • щавель - [щ΄ив΄эл΄]; щ
счёты - [щ΄оты]; сч [щ΄]

возчик - [вощ΄ик΄]; зч

мужчина - [мущ΄ина]. жч
Способы обозначения звука [ц]:

купаться - [купаца]; тьс [ц]

дерётся - [д΄ир΄оца]. тс

Возьмите на заметку!
1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб - [гр΄ип], сказка - [скаска].
2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].

3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т ] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].


  1. Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:
Стёпка, хочешь щец? – Факт, хочу!

Звукобуквенный анализ слова


  1. Запиши слово.

  2. Возьми красный карандаш, подчеркни все гласные буквы в слове.

  3. Вертикальной чертой подели слово на слоги.
Вспомни правило!!! «Сколько в слове гласных букв, столько и слогов»

  1. Позови слово, выделяя голосом ударный слог. Поставь ударение. Помни, ударение ставится над гласной буквой слога.

  2. Нарисуй схему слова.

  3. Дай характеристику каждого звука и раскрась схему.
Не забудь в схеме колокольчиком указать звонкие звуки!

Например, Я Б Л О Н Ь К А Ж И Р А Ф

БУКВА
[ ЗВУК ]

ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ

УДАРНЫЙ - БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ - ГЛУХОЙ
МЯГКИЙ - ТВЁРДЫЙ

Части речи

Самостоятельные


Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Местоимение

Наречие

предмет

признак предмета

действие предмета

число, количество и порядок предметов при счёте

не называет, а указывает

признак действия, состояния

кто? что?

какой? какая? какое? какие?

что делать?

что сделать?


сколько? который?

кто? что?

чей?


как? когда? где? откуда? почему?

тетрадь, клён. метель, туман, кролик, Трезор

умный, умная, умное, умные

читал, читаю, прочту

пять, трое, седьмой

я мы

он она оно они


радостно вчера

вверху издалека

поневоле

Служебные

Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.

Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и называет


  • конкретные предметы (парта, ветка)

  • явления природы (иней, дождь)

  • живые существа (воробей, малыши)

  • события (митинг, праздник)

  • процесс, действие (выращивание, падение)

  • абстрактные понятия (любовь, радость)

одушевлённые сущ. неодушевлённые сущ.

кто? что?

птица ветер

(обобщённое название однородные (индивидуальное название живых существ и предметов

предметов, явлений) для отличия их от других)

соловей Россия

очарование Обь

победа Толстой

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? л юбознательный мужской род (м.р.)

какая? здоровая – женскийрод (ж.р.) единственное число (ед.ч.)

какое? прозрачное – среднийрод (ср. р.)

какие? чистые -- множественное число (мн.ч.)

чей? Светин , папин

Глагол - это часть речи, которая обозна­чает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? мечтать

что сделать? смастерить

1. Начальная форма глагола – неопределённая форма

что делать? писать, нести

что сделать? написать, принести

2. Бывают совершенного и несовершенного вида .

Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает ? – поработает , нарисует .

Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает ? – работает , рисует.

3. Глаголы изменяются по временам :

Настоящее время – действие происходит в момент речи.

что делаю ? – читаю , вижу ;

Будущее время – действие будет происходить после момента речи.

что сделаю ? – почитаю , увижу , буду говорить ;

Прошедшее время – действие происходило до момента речи.

что делал ? – читал , что сделал ? – увидел .

4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу , мн. ч. – держат .

5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:

Мужской род (м.р) – он блестел

Женский род (ж.р) – она блестела

Средний род (ср.р) – оно блестело


Предложение

по цели высказывания

по интонации

Повествовательное

(рассказ, повествование)


Невосклицательное



Восклицательное

!

Вопросительное


Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное

(приказ, просьба)


Невосклицательное



Восклицательное

!

Грамматическая основа предложения

(главные члены предложения)


Подлежащее

(лежащее в основе предложения)


Сказуемое

(что сказано о подлежащем)


– это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

– это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.

– отвечает на вопросы кто? или что?

– отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?

– подчёркивается одной чертой

– подчёркивается двумя чертами

– может быть выражено:

существительным

Послышалась тихая музыка .

местоимением

Все собрались в зале.

сочетанием слов

Недавно у мамы было день рождения .


– может быть выражено:

глаголом

Весело запели петухи.

существительным

Моя сестра художница .

прилагательным

Ночь звёздная .

кратким прилагательным

Наша Катя аккуратна .


– может быть одно подлежащее

Ночь . Поздняя осень .


– может быть одно сказуемое

Морозит . Запиши в тетрадь.

Второстепенные члены предложения

Служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.


Обстоятельство

Определение

Дополнение

– второстепенный член предложения , который обозначает обстоятельства совершения действий ; поясняет сказуемое.

– второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

– второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на какой предмет или явление направлено действие.

обстоятельства образа действия

Маша читает выразительно.

обстоятельства времени

Проливной дождь шёл ночью.

обстоятельства места

На тополях набухли почки.

обстоятельства причины

Земля сырая от дождя.

обстоятельства цели

Я пошёл в магазин за хлебом.

Зелёная листва шелестит на ветках.

Листва (какая?) зелёная.

Оля взяла мамин зонт.

Зонт (чей?) мамин.


На прошлом уроке мы узнали об определении .

Узнали (о чём?) об определении.

Ученики слушают учителя .

Слушают (кого?) учителя.


– подчёркивается – точка тире

– подчёркивается волнистой линией

– подчёркивается – тире, тире

Измени форму слова

Подбери однокоренное слово

1. Один – много

Тра ва –тра вы
Зве зда – звё зды

2. Много – один

Ша ги – ша г
Гра чи – гра ч

3. Что делал? Что делать? - Что делает?

Смо трел, смо треть - смо трит
Пи сал, пи сать - пи шет


1. Слово – предмет (имя существительное)

Тре щит – тре ск
цве ток – цве т

2. Слово – признак (имя прилагательное)

Те мнота – тё мный
Ла скает – ла сковый

3. Слово – действие (глагол)

Ко рмушка -ко рмит
хо дьба – хо дит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

К о вёр – к о врик
гн е здо - гнёздышко

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Алгоритм проверки
1. Прочитай слово, поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
5. Обозначь орфограмму.

Порядок действий при списывании, 1 класс:
1. Прочитай предложение. Пойми его.

2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.

3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.

4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.

5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.

6. Так же списывай остальные слова предложения.

План фонетического разбора
1. Разделить слово на слоги.

2. Показать место ударения.

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: ФОНЕТИКА

Среди всех многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определённого обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, юнга, ёж и многих других. Догадались, о каком звуке идёт речь? Ну конечно, о звуке йот [j]]. Этот звук есть во многих европейских языках: в немецком, английском, французском, чешском, польском, - но в этих языках он всегда обозначается самостоятельной буквой. А в русском языке отдельной буквы для него нет. Как же его находить? Если слова начинаются с букв е, ё, ю, я, то начальным звуком в этих словах будет йот: егоза, ерунда, ёлка, ягода, язык, юг, юла.

Йот является согласным звуком, поэтому не может находиться после согласных. Если йот оказывается после согласных, то появляется разделительный знак: либо твёрдый-обычно после приставок (съел, объём, предъявить), либо мягкий - после согласных в других частях слова (пью, шьём, стулья).

Иногда хитрый йот обозначается буквой й (когда оказывается после гласных): чайка, пой, смелей, злодей, короткий, музей, юбилей, поцелуй, планетарий.

Когда йот скрывается в других буквах, найти его помогут родственные слова. Например, в словах: моя, воет, военный, веялка - йот скрывается в других буквах. Но если к этим словам подобрать родственные слова, то он сразу становится виден: мой, вой, война, вей.

Убедились, что хитрый йот любит прятаться? Тогда послушайте одну сказочную историю - она поможет вам лучше запомнить проделки йота.

В славном городе Звукобуквинске жили-были Буквы и Звуки. Дружно жили. Но всякий обращал внимание на то, что все буковки выглядели крепенькими, румяными да весёлыми, а звуки были вечно грустные да бледные. А всё потому, что буквы занимались спортом, а звуки ленились и часто болели. Самым распространённым недомоганием у звуков считалось острое фонетическое расстройство. То у них мягкость в голосе пропадала, а то наоборот - твёрдость в ногах.

Однажды в кабинет главного врача вошла бледная буква Я. Она прежде никогда не болела и была очень напугана своим самочувствием.

Что с вами? - спросила взволнованная В.

Я недомогаю... что-то мешает внутри.., - ответила буква Я.

Нужен рентген! Сказано - сделано. Посмотрела В на снимок, а там...

У вас же внутри ЙОТ!

Это опасно? - забеспокоилась Я.

Нет. Это случается иногда у некоторых букв. Например, вчера обращались сестры Е и Ё, а на прошлой неделе - Ю. С ними такая же история, как у вас. Понимаете, с вами играет в прятки ЙОТ! Просто так его не увидишь. Он - невидимка и любит всех подурачить.

Какое же лекарство вы мне посоветуете?

Как можно чаще делайте фонетический разбор тех слов, с которыми вы работаете. Только так можно обнаружить ЙОТ!

Собрались Ю, Я, Е, Ё вместе, посоветовались друг с другом и решили быть всегда начеку, если вставали:

В начале слова;

После гласной;

После разделительных Ъ и Ь.

Они даже вскоре издали об этом специальный закон.

Но те, кто об этом законе ничего не слышал, и те, кто не умеет делать фонетический разбор, часто оказываются одураченными проказником ЙОТОМ (который больше всего на свете любит играть... в прятки!).

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.