Дмитрий Верхотуров

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками.

В казахской исторической памяти с войной с джунгарами связано очень многое. В числе событий, память о которых тщательно сохраняется, находится одна из крупнейших побед над джунгарами в местности Кара-Сиыр на берегу реки Буланты в 1728 году, после битвы названной Калмак-Крылган. Сохраняется память о внезапном нападении джунгар и разгроме ряда казахских родов — год великого бедствия – Актабан-Шубырынды, 1723 год.

Сюжеты и герои войны с джунгарами становились персонажами эпоса, сказаний и песен. В советское время историю джунгаро-казахских войн изучали преимущественно по письменным источникам: русским, китайским, монгольским, не уделяя внимания богатому пласту казахских сказаний. В независимом Казахстане уже появились исследования, привлекающие этот материал, но его изучение только начинается.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что эта война составляет одну из важных основ казахской исторической памяти.

Правда, в связи с казахо-джунгарскими войнами обозначилась тенденция к тому, чтобы опрокинуть реалии более чем двухвековой давности на современность, и использовать эту давно прошедшую войну в качестве идеологического обоснования ненависти к монголам, калмыкам, а также народам, которые были вассалами Джунгарии и воевали на ее стороне.

Иногда война с джунгарами подается как непримиримое столкновение казахов и ойратов, буквально битва насмерть. Разумеется, такие моменты в длинной череде казахо-джунгарских войн бывали во множестве и не раз противостояние доходило до пика взаимного ожесточения. Это ожесточение также часто пытаются опрокинуть на современность и использовать в политических целях.

Сама мысль о том, чтобы постоянно ворошить ненависть войны, закончившейся два с половиной века назад, выглядит более чем странной. Это можно было бы как-то понять, если бы казахи проиграли войну с джунгарами и пытались, условно говоря, «перевоевать» ее ради укрепления национального самосознания. Но на деле, как всем прекрасно известно, все было наоборот: казахи войну с джунгарами выиграли, Джунгария рухнула и исчезла с политической карты Центральной Азии.

Все точки над «ё» давно расставлены: Джунгарии – нет, а Казахстан существует. Казалось бы, что тут еще можно сказать?

Конечно, пусть каждый верит, во что хочет. Но есть упрямые факты. Казахи и ойраты иногда воевали вместе, в одном строю. Джунгары и их бывшие вассалы во множестве попадали в плен в казахам, пополняли ряды толенгутов, в дальнейшем полностью растворившись среди победителей.

Примеры объединения казахов и части ойратов стоит начать с истории, как казахский хан Аблай косвенно участвовал в дворцовых переворотах в Джунгарии, поддерживая одну из противоборствующих сторон.

В начале 50-х годов XVIII века Джунгария ослабла под ударами с двух сторон, с запада от казахов, с востока – от империи Цин. Некогда сильное и грозное государство определенно покатилось к закату. В самой Джунгарии шла ожесточенная борьба между группировками знати, стремящимися захватить ханский престол. В 1749 году Лама-Доржи организовал заговор против Аджа-хана, который увенчался успехом. Аджа-хан был убит, а Лама-Доржи занял джунгарский престол. Это стало сигналом для других группировок, котрые включились в борьбу против узурпатора. В том же году возник заговор знати с целью возвести на трон Цэвэндама, однако он провалился и претендент был вскоре казнен.

Лама-Доржи проявил себя весьма подозрительным и жестоким человеком, не желавшим давать противникам шансов на успех. Угроза расправы нависла над всеми остальными представителями джунгарской знати, имевшими права на ханский титул. Племянник джунгарского хана Галдан-Цэрена (умершего в 1745 году) – Давачи и хойтский князь Амурсана решили воспользоваться покровительством казахов и сбежали в 1751 году из Джунгарии к Аблай-хану. Судя по дальнейшей биографии этих людей, замысел побега был выдвинут Амурсаной, который потом еще неоднократно отличился «перелетами».

Аблай-хан принял джунгарских беглецов, поскольку покровительство им открывало широкие возможности для подчинения изрядно ослабевшего в длительных войнах давнего противника казахов. Давачи и Амурсане были выделены кочевья среди кочевий Среднего жуза.

С этого момента начинается активное участие казахского хана в джунгарских дворцовых переворотах. Лама-Доржи потребовал от Аблай-хана выдачи беглецов, на что был дан решительный отказ. В сентябре 1752 года Лама-Доржи собрал 30-ти тысячную армию и пошел в поход. Но джунгарский хан потерпел сокрушительное поражение от казахского войска, был вынужден отступить обратно в Джунгарию, при этом отказавшись от предложения мира со стороны Аблай-хана.

Зимой 1752 года Давачи и Амурсана предложили Аблаю дерзкий план устранения хана-узурпатора. После разгрома у него начались очень серьезные проблемы. Когда Лама-Доржи был в походе, в Джунгарии состоялся очередной дворцовый переворот, в ходе которого ханом объявил себя дербетский князь Иэмхэжаргал. Он сумел подчинить себе большую часть джунгарских улусов. Разбитый казахами Лама-Доржи не смог выдворить соперника, и жил в почти не охраняемой ставке, на которую можно было напасть небольшим отрядом. Аблай поддержал этот план, выделив им 500 отборных батыров. Еще 150 воинов Давачи и Амурсана смогли тайно набрать в ойратских кочевьях по Или среди противников Лама-Доржи .

В самом начале января 1753 года, казахско-ойратский отряд совершил рейд по Джунгарии и успешно напал на ставку джунгарского хана. Лама-Доржи был захвачен в плен и 12 января 1753 года казнен. Давачи был провозглашен джунгарским ханом.

Давачи удалось расправиться с другими претендентами на джунгарский престол и на короткое время стать полноправным ханом. Однако, интересы бвыших союзников: Давачи и Амурсаны, разошлись. Амурсана не получил той власти, на которую рассчитывал, а Аблай-хан стал поддерживать Давачи, как относительно законного хана Джунгарии.

Тем временем, Цинская империя приготовилась к окончательному сокрушению Джунгарии. В начале 1754 года была объявлена мобилизация, в ходе которой было собрано 150 тысяч лошадей для похода, собрана огромная казна в 3 млн. лян серебра для обеспечения боевых действий. Ударный отряд цинов составили: 10 тысяч воинов из Халха-Монголии, 20 тысяч воинов из Южной Монголии, 10 тысяч знаменных маньчжурских войск, а также 10 тысяч китайских солдат, которые в основном оставлялись в гарнизонах и охраняли обозы с продовольствием.

Было очень тщательно проведено планирование нападения. Были учтены особенности дорог в Джунгарию, были подсчитаны запасы воды вдоль маршрутов, созданы магазины с продовольствием. Армия разделилась на две группировки, и двумя маршрутами двинулась в Джунгарию. Император Хун Ли считал, что силы Давачи истощились и настало время его разбить.

Амурсана, оценив расстановку сил, в августе 1754 года с 4 тысячами своих сторонников переметнулся на сторону цинского императора, получив от него титул цин-вана. По всей видимости, это был человек авантюрного склада характера, стремившийся к власти любой ценой и не особо выбиравший средства.

Цинская армия сосредоточилась на границе Джунгарии. Весной 1755 года начался решающий поход, в ходе которого Джунгария была окончательно разгромлена. Это было полное и сокрушительное поражение джунгар. Уже к июлю 1755 года цинские войска вышли к Или.

Хан Давачи, потерпев полное поражение, с остатками своего войска бежал к границам казахских владений. Аблай-хан дал ему в подкрепление 3 тысячи воинов. Давачи намеревался отбить Кашгарию, но ничего сделать не успел. Передовой отряд цинских войск под командованием Амурсаны, в мае 1755 года настиг хана в его ставке на реке Текес, одном из притоков Или. Давачи бежал, не приняв боя, но 8 июля 1755 года попал в плен. Это был конец Джунгарского ханства, которое 19 июля 1755 года было официально присоединено к Цинской империи. Впрочем, Амурсана недолго был на цинской службе. Вскоре после крушения Джунгарии он поднял мятеж, но достичь успеха не смог.

Разгромленные джунгары частью попали под власть цинского императора, часть из них бежала в Россию, и позднее получила разрешение пройти до Волги, а некоторая часть бежала в казахские степи и осела среди казахов. Ойратские воины участвовали на стороне казахов в быстротечной казахо-цинской войне 1756-1757 годов, когда Аблай-хан два раза разгромил цинские войска: у горы Калмак-Толагай в Семиречье, а затем на реке Аягуз. После этих поражений, империя Цин заключила мир с казахским ханом.

В истории пополнения казахских родов ойратами большую роль сыграл Шанды-Жорык, или «Пыльный поход».

В январе 1771 года ойраты-торгоуты приняли решение откочевать с низовий Волги обратно в Джунгарию. 30909 семей по русским данным, около 170-180 тысяч человек, двинулись в путь. Это переселение русские историки вслед за документами той эпохи называли «торгоутским побегом». После переправы по замерзшей Волге, ойраты рассчитывали пройти через степи Младшего и Среднего жузов, выйти к Балхашу и от него через Семиречье пробиться в Джунгарию.

Однако вскоре ойраты потерпели поражение от хана Младшего жуза Нурали, который захватил множество женщин и детей в плен, и потребовал от остальных возвращеия назад. Ойратские тайджи не подчинились его требованию и продолжали движение в обход кочевий Младшего жуза. Весной ойраты переправились через Тургай и почти без остановок прошли через степь Сары-Арка и остановились на реке Шошил у озера Балхаш.

По пути казахи постоянно нападали на ойратов, отбивая мелкие группы от основного потока, захватывали в плен отставших. Ойраты постоянно теряли людей, скот, имущество. Но при этом казахи не пытались навязать ойратам решающего сражения.

На стоянке у Балхаша ойраты были окружены войском Аблай-хана, собранным заранее для решающего удара по ойратам. После трехдневных переговоров, ойраты внезапно пошли в атаку и прорвали окружение, бросившись вдоль южного берега Балхаша в Джунгарию. Их преследование и получило название Шанды-Жорык.

Небольшая группа под командованием Тинжу-тайджи незаметно выскользнула из-под преследования и двинулась вдоль северного берега Балхаша, по наиболее тяжелому маршруту. Они смогли беспрепятственно пройти почти до самой Джунгарии и были перехвачены только на Или.

Итог этого «торгоутского побега» и Шанды-Жорык был таков. В Джунгарию смогли пробиться только около 20 тысяч ойратов, которые были приняты цинскими властями и поселены на прежних джунгарских кочевьях. Остальные ойраты либо погибли в пути, либо попали в плен в казахам. Конечно, сейчас уже невозможно подсчитать точное количество, но пленных ойратов могло быть до 100 тысяч человек.

Большая часть взятых во время Шанды-Жорык в плен ойратов стала рабами. Однако часть из них, в основном представленная воинами, заняла другую социальную нишу – стала толенгутами. Это были люди, перешедшие под покровительство султанов, преимущественно иноземцы. Султаны в то время набирали много толенгутов, к примеру, Аблай имел 5 тысяч толенгутских хозяйств, около 25-30 тысяч человек, часть из которых входила в состав его армии .

Подавляющее большинство толенгутов во второй половине XVIII века, очевидно, составляли ойраты. Однако, среди них были также бывшие вассалы джунгар, воевавшие на стороне Джунгарии против казахов. В их число входили – енисейские кыргызы, чьи княжества располагались в широкой степной долине Енисея, на территории современной Хакасии. В 1703 году джунгары заставили часть своих вассалов на Енисее покинуть свои традиционные владения и переселиться в Джунгарию. Из енисейских кыргызов туда ушли алтырский князь Тангут Батур-тайджи, езерский князь Шорло Мерген, алтысарский князь Агалан Кашка-тайджи, а также князь Корчун Иренаков, сын знаменитого алтысарского князя Иренака, который в 60-80-х годах XVII века держал в страхе русские волости по Томи и Енисею, неоднократно грабил округу Красноярского острога. Часть енисейских кыргызов в Джунгарии, после разгрома ханства, вернулось обратно на Енисей, некоторые остались на месте, а часть оказалась среди казахов. Очевидно, многие из них, вместе с ойратами, стали толенгутами казахских султанов.

Толенгутов было так много, что в XIX веке они образовали целую Толенгутскую волость на землях Среднего жуза. Среди казахов отмечались «киши кара калмак» — ойраты, и «ески кыргыз» — енисейские кыргызы, которые в XIX веке полностью ассимилировались среди казахов. Это вливание составило весьма значительную долю казахского населения, около 5%.

Ассимиляции сильно способствовало то, что многие рабы постепенно становились свободными скотоводами. Последующие уже при русской власти в XIX и начале ХХ века отмена привилегий знати, упадок кочевого хозяйства, теснота пастбищ и вынужденный переход к земледелию и отходничеству, привели к перемешиванию казахских родов. В этом процессе, разумеется, принимали активное участие и потомки ойратов, некогда захваченных в плен.

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками. Казахские ойраты были в лучшем положении, чем ойраты, которые перешли в русское подданство. Тех русские власти погнали в зимний переход на Волгу, в котором они потеряли почти весь скот и погибло много людей.

В свете этих фактов, попытки снова поднять ожесточенность эпохи казахо-джунгарских войн, представляют собой, по сути, уточненную форму самоненависти. Ненависть к джунгарам сейчас означает также ненависть к тем ойратским предкам, которые есть у большей части нынешних казахов.

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 101

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 103

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 116

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 105

Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII – середине XIX века: проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск, 1991, с. 111

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 121

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 123

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 126-129

Народы Средней Азии и Казахстана. Т. II. М., «АН СССР», 1963, с. 330

Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). Т. I. Алма-Ата – Москва, 1935, с. 98

Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957, с. 163

Арынбаев Ж.О. Казахское общество в XIX веке: традиции и инновации. Караганда, «Полиграфия», 1993, с. 35-36

В истории человечества не единожды возникали великие государства, которые на протяжении всего своего существования активно влияли на развитие целых регионов и стран. После себя они оставили потомкам только памятники культуры, которые с интересом изучают современные археологи. Иногда человеку, далекому от истории, сложно даже представить, как могущественны были его предки несколько столетий назад. Джунгарское ханство в течение ста лет считалось одним из самых могущественных государств семнадцатого века. Оно вело активную внешнюю политику, присоединяя к себе новые земли. Историки считают, что свое влияние ханство в той или иной мере оказывало на немногочисленные кочевые и даже Россию. История Джунгарского ханства является ярчайшим примером того, как междоусобицы и неуемная жажда власти могут разрушить даже самое мощное и сильное государство.

Местонахождение государства

Образовалось Джунгарское ханство приблизительно в семнадцатом веке племенами ойратов. В свое время они были верными союзниками великого Чингисхана и после распада Монгольской империи смогли объединиться, чтобы создать мощное государство.

Хочется отметить, что занимало оно обширные территории. Если взглянуть на географическую карту нашего времени и сравнить ее со старинными текстами, то можно убедиться, что Джунгарское ханство тянулось по территориям современных Монголии, Казахстана, Киргизии, Китая и даже России. Ойраты управляли землями от Тибета до Урала. Воинственным кочевникам принадлежали озера и реки, они безраздельно владели Иртышом и Енисеем.

На территориях бывшего Джунгарского ханства находят многочисленные изображения Будды и развалины оборонительных сооружений. На сегодняшний день они не очень хорошо изучены, и специалисты только начинают приоткрывать для себя увлекательную и полную событий историю этого древнего государства.

Кто такие ойраты?

Своему образованию Джунгарское ханство обязано воинственным племенам ойратов. В дальнейшем они вошли в историю как джунгары, но это название стало производным от созданного ими государства.

Сами ойраты являются потомками объединенных племен Монгольской империи. Во времена ее расцвета они составляли мощную часть армии Чингисхана. Историки утверждают, что даже само название этого народа произошло от рода их деятельности. Практически все мужчины с юности занимались военным делом, а боевые отряды ойратов находились во время сражений по левую сторону от Чингисхана. Поэтому с слово «ойрат» можно перевести как «левая рука».

Примечательно, что даже первые упоминания об этом народе относятся к периоду их вхождения в состав Монгольской империи. Многие специалисты утверждают, что благодаря этому событию они в корне изменили ход своей истории, получив мощный толчок к развитию.

После краха Монгольской империи они образовали собственное ханство, которое первое время стояло на одном уровне развития с двумя другими государствами, возникшими на осколках единых владений Чигисхана.

Потомками ойратов являются в основном современные калмыки и западномонгольские аймаки. Частично они расселились на территориях Китая, однако здесь эта этническая группа не слишком распространена.

Образование Джунгарского ханства

Государство ойратов в том виде, в котором оно существовало на протяжении столетия, образовалось не сразу. В конце четырнадцатого века четыре крупных ойратских племени после серьезного вооруженного конфликта с монгольской династией договорились о создании собственного ханства. Оно вошло в историю под названием Дербен-Ойрат и выступило прообразом сильного и мощного государства, которого и добивались кочевые племена.

Если рассказывать кратко, Джунгарское ханство образовалось приблизительно в семнадцатом веке. Однако ученые расходятся во мнении о конкретной дате этого знаменательного события. Одни считают, что государство родилось в тридцать четвертом году семнадцатого столетия, а другие утверждают, что это произошло практически на сорок лет позже. При этом историки называют даже разных личностей, которые возглавили объединение племен и положили начало ханству.

Большинство специалистов после изучения письменных источников того времени и сопоставив хронологию событий, пришло к мнению, что исторической личностью, объединившей племена, был Гумэчи. Соплеменники знали его как Хара-Хула-тайджи. Ему удалось собрать воедино чоросов, дербетов и хойтов, а потом под своим руководством отправить их на войну против монгольского хана. В процессе этого конфликта были затронуты интересы многих государств, в том числе Маньчжурии и России. Однако в итоге произошло разделение территорий, которое и привело к образованию Джунгарского ханства, распространившего свое влияние на всю Среднюю Азию.

Кратко о родословной правителей государства

О каждом из князей, управлявшем ханством, до наших дней сохранились упоминания в письменных источниках. На основе этих записей историки сделали вывод, что все правители относились к одной родоплеменной ветви. Они являлись потомками чоросов, как и все аристократические роды ханства. Если сделать небольшой экскурс в историю, то можно сказать, что чоросы относились к самым могущественным племенам ойратов. Поэтому именно они сумели с первых дней существования государства взять власть в свои руки.

Титул правителя ойратов

Каждый хан помимо своего имени носил определенный титул. Он показывал его высокое положение и высокородность. Титул правителя Джунгарского ханства - хунтайджи. В переводе с языка ойратов он означает «великий правитель». Подобные дополнения к именам были весьма распространены среди кочевых племен Средней Азии. Они стремились всеми силами закрепить свое положение в глазах соплеменников и произвести впечатление на своих потенциальных врагов.

Первым почетный титул Джунгарского ханства получил Эрдэни-Батур, являющийся сыном великого Хара-Хулы. В свое время он присоединился к военному походу своего отца и сумел оказать заметное влияние на его исход. Поэтому неудивительно, что молодого военачальника объединенные племена очень быстро признали своим единственным лидером.

«Ик Цаандж Бичг»: первый и главный документ ханства

Так как государство джунгаров являлось, по сути, объединением кочевников, то для управления ими был необходим единый свод правил. Для его разработки и принятия в сороковом году семнадцатого века был собран съезд всех представителей племен. На него приехали князья со всех отдаленных уголков ханства, многие отправились в долгий путь с Волги и из Западной Монголии. В процессе напряженной коллективной работы был принят первый документ ойратского государства. Его название «Ик Цаандж Бичг» переводится как «Великое Степное Уложение». Сам сборник законов регламентировал практически все стороны жизни племен, начиная от религии и заканчивая определением основной административной и хозяйственной единицы Джунгарского ханства.

Согласно принятому документу главной государственной религией было принято одно из течений буддизма - ламаизм. На это решение повлияли князья самых многочисленных ойратских племен, так как они придерживались именно этих верований. Также в документе упоминалось, что основной административной единицей устанавливается улус, а хан является не только правителем всех племен, входящих в состав государства, но и земель. Это позволяло хунтайджи крепкой рукой управлять своими территориями и мгновенно пресекать любые попытки поднять мятеж даже в самых отдаленных уголках ханства.

Государственно-управленческий аппарат: особенности устройства

Историки отмечают, что административный аппарат ханства тесно переплетался с традициями племенного устройства. Это позволило создать довольно упорядоченную систему управления огромными территориями.

Правители Джунгарского ханства были единоличными правителями своих земель и имели право без участия аристократических родов принимать те или иные решения, касающиеся всего государства. Однако эффективно управлять ханством хунтайджи помогали многочисленные и преданные ему чиновники.

Чиновничий аппарат состоял из двенадцати должностей. Мы перечислим их начиная с самой значимой:

  • Тушимелы. На эту должность назначались только самые приближенные к хану лица. Они занимались в основном общеполитическими вопросами и выполняли роль советников правителя.
  • Джаргучи. Эти сановники подчинялись тушимелам и тщательно отслеживали соблюдение всех законов, параллельно они выполняли судебные функции.
  • Дэмоци, их помощники и албачи-зайсаны (к ним относятся также помощники албачей). Даная группа занималась налогообложением и сбором податей. Однако каждый чиновник заведовал определенными территориями: дэмоци собирали налоги на всех зависимых от хана территориях и вели дипломатические переговоры, помощники дэмоци и албачи распределяли повинности среди населения и собирали налоги внутри страны.
  • Кутучинеры. Чиновники, попадающие на эту должность, контролировали всю деятельность зависимых от ханства территорий. Очень необычно было то, что правители никогда не вводили на завоеванных землях свою систему управления. Народы могли сохранить привычное судопроизводство и другие структуры, что существенно упрощало отношения между ханом и покоренными племенами.
  • Чиновники ремесленного производства. Правители ханства уделяли большое внимание развитию ремесла, поэтому в отдельную группу были выделены должности, отвечающие за те или иные производства. К примеру, улутам подвластны были кузнецы и литейщики, бучинэры отвечали за производство оружия и пушек, а бучины заведовали только пушечным делом.
  • Алтачины. Сановники этой группы следили за добычей золота и изготовлением различных предметов, использующихся в религиозных обрядах.
  • Джахчины. Эти чиновники в первую очередь были охранниками границ ханства, а также при необходимости выполняли роль людей, расследующих преступления.

Хотелось бы отметить, что данный управленческий аппарат практически без изменений просуществовал очень долго и был очень эффективен.

Расширение границ ханства

Эрдэни-Батур, несмотря на то что государство изначально имело довольно обширные земли, стремился всеми возможными способами увеличить свои территории за счет владений соседних племен. Его внешняя политика была крайне агрессивна, однако она обуславливалась ситуацией на границах Джунгарского ханства.

Вокруг государства ойратов расположилось множество племенных союзов, которые постоянно враждовали между собой. Одни просили помощи у ханства и в обмен присоединяли свои территории к его землям. Другие же пытались напасть на джунгаров и после поражения попадали в зависимое положение от Эрдэни-Батура.

Подобная политика позволила за несколько десятилетий заметно расширить границы Джунгарского ханства, превратив его в одну из самых сильных держав на территории Средней Азии.

Расцвет ханства

До конца семнадцатого века все потомки первого правителя ханства продолжали вести его внешнюю политику. Это привело к расцвету государства, которое, кроме военных действий, активно торговало с соседями, а также развивало земледелие и скотоводство.

Галдан, являющийся внуком легендарного Эрдэни-Батура, шаг за шагом завоевывал новые территории. Он воевал с Халхасским ханством, казахскими племенами и Восточным Туркестаном. В итоге армия Галдана пополнилась новыми воинами, готовыми к сражению. Многие говорили, что со временем на развалинах Монгольской империи джунгары воссоздадут новую великую державу под своим флагом.

Данному исходу событий отчаянно противился Китай, который видел в ханстве реальную угрозу для своих границ. Это вынудило императора втянуться в военные действия и объединиться с некоторыми племенами против ойратов.

К середине восемнадцатого века правителям ханства удается урегулировать практически все военные конфликты и заключить перемирие со своими древними врагами. Возобновилась торговля с Китаем, Халхасским ханством и даже Россией, которая после разгрома отряда, посланного возвести Ярмышевскую крепость, крайне настороженно относилась к джунгарам. Приблизительно в этот же период времени воискам хана удалось окончательно сломить казахов и присоединить их земли.

Казалось, что впереди государство ждет только процветание и новые свершения. Однако история приняла совсем иной оборот.

Падение и разгром Джунгарского ханства

В момент наивысшего расцвета государства обнажились его внутренние проблемы. Приблизительно с сорок пятого года семнадцатого века претенденты на престол начали долгую и ожесточенную борьбу за власть. Она продолжалась в течение десяти лет, за которые ханство теряло свои территории одни за другими.

Аристократия настолько увлеклась политическими интригами, что пропустила, когда один из потенциальных будущих правителей Амурсана попросил помощи у китайских императоров. не преминула воспользоваться этим шансом и ворвалась в пределы Джунгарского ханства. Воины нещадно вырезали местное население, по некоторым сведениям, умерщвлено было около девяноста процентов ойратов. Во время этой бойни умирали не только воины, но и дети, женщины, а также старики. К концу пятьдесят пятого года восемнадцатого века Джунгарское ханство полностью прекратило свое существование.

Причины уничтожения государства

На вопрос, «почему пало Джунгарское ханство», ответить крайне просто. Историки утверждают, что государство, которое на протяжении сотни лет вело захватнические и оборонительные войны, может сохранять себя только за счет сильных и дальновидных лидеров. Как только в веренице правителей появляются слабые и неспособные взять власть в свои руки претенденты на титул, это становится началом конца любого подобного государства. Парадоксально, но то, что выстраивалось великими военачальниками на протяжении долгих лет, оказалось полностью нежизнеспособно в междоусобной борьбе аристократических родов. Джунгарское ханство погибло на пике своего могущества, практически полностью потеряв создавший его когда-то народ.

В нашем обзоре по первоисточникам мы поговорим о Джунгарии, которая составляет часть того, что уйгурские борцы за независимость называют Восточным Туркестаном. В мире Восточный Туркестан больше известен как Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР (Xinjiang Uygur Autonomous Region). Поговорим здесь и о населении Синьцзян-Уйгурского района, а именно уйгурах и ойратах (джунгарах).

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район, или Синьцзян (Xinjiang, в КНР иногда употребляется написание и как Sinkiang) на карте с сайта «Международного радио Китая» english.cri.cn. Как видим, по отдаленной части Синьцзяна проходит и небольшой участок российско-китайской границы.

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район на карте КНР с китайского госсайта russian.china.org.cn.

Запрещенный в КНР Всемирный Конгресс Уйгур (ВУК) называет родину уйгур Синьцзян Восточным Туркестаном, т.е. «страной тюрок». Здесь Восточный Туркестан на карте с сайта ВУК. Синьцзян известен в истории и как Джунгария, по имени также проживавшего здесь монголоязычного народа ойратов, который отличается и от тюрок-уйгур, и от китайцев. Однако многие из ойратов либо покинули бывшую Джунгарию, либо в годы завоеваний были истреблены китайцами. К джунгарам-ойратам относились и откочевавшие в Россию калмыки.

Уйгуры и ойраты

на последней границе

Пейзаж Синьцзян-Уйгурского Автономного Района на территории входящего в его состав Баянгол-Монгольский автономного округа.

Распространение Китая на востоке ныне ограничивается Синьцзян-Уйгурским автономным районом.

Именно здесь в битвах тюрок - уйгур, и при участии западномонгольских племен - ойратов, не являющимися тюрками, - с одной стороны, и империей Цин - с другой, был около 250 лет назад установлен рубеж, разделяющий китайскую цивилизацию и современный тюркский мир.

История могла сложиться и так, что Китай в период установления устойчивых границ нового времени в своей территории продвинулся бы дальше - в Среднюю Азию, либо, наоборот - в нынешнем Синьцзян-Уйгурском районе теперь существовали бы независимые государства с культурой, отличной от китайской.

Однако тюрки-уйгуры и монголы-ойраты проиграли, и Китай к 1760 году получил новую границу, захватив Джунгарию - нынешний Синьцзян (слово Синьцзян на китайском и означает «новый рубеж, граница», в расширительном смысле иногда приводится перевод как приобретенный рубеж, в смысле новая территория). Часть монголов-ойратов, а именно калмыки, ныне нашли новую Родину за пределами Китая - в России, при этом Синьцзян остался регионом этнических меньшинств в Китае - тюрок-уйгур, исповедующих ислам, и, в значительно меньшей степени, ойратов, исповедующих буддизм. А Средняя Азия на некоторый период отошла к России, которая также в свое время воспользовалась слабостью тюркских народов региона.

Одна из причин победы Китая заключалась в том, что тюрки и монгольские этносы нынешнего Синьцзяна боролись между собой, а также существовали большие склоки внутри самих уйгурских родов.

Почему Китай не принимает

название Восточный Туркестан

Ниже фрагмент «Белой книги» - сборника, изданного Министерством иностранных дел КНР по вопросу Синьцзяна, в котором говорится о проблеме названия Синьцзяна и неприятии Китаем независимости региона:

«В средневековье в арабских географических книгах появилось понятие «Туркестан», которое означало «владения тюрков» и подразумевало земли к северу от реки Сир и сопредельные с ними восточные земли Средней Азии. По мере исторической эволюции и самоопределения современных национальностей Средней Азии географическое название «Туркестан» к XVIII веку почти исчезло, в книгах того периода его в основном не использовали. В начале XIX столетия вместе с углублением системы колониализма и экспансии в Средней Азии со стороны империалистических держав вновь появилось и слово «Туркестан».

В 1805 году русский миссионер Димковский в своем отчете о деятельности миссии тоже использовал название «Туркестан», описывая с географической точки зрения Среднюю Азию и Таримскую впадину в Синьцзяне Китая. А так как история, язык и обычаи этих двух районов отличались, и политическая принадлежность у них была разная, то он называл «Восточным Туркестаном» Таримскую впадину в Синьцзяне Китая, находившуюся на востоке от «Туркестана», называя эти земли и «китайским Туркестаном». В середине XIX века Россия аннексировала одно за другим три ханства в Средней Азии - Хивинское, Бухарское и Кокандское, в районе Хэчжун учредила «туркестанское наместничество», поэтому некоторые люди на Западе стали называть этот район «Западным Туркестаном» или «русским Туркестаном», а синьцзянские районы Китая - «Восточным Туркестаном».

В начале XX столетия ничтожное число синьцзянских раскольников и религиозных экстремистов под влиянием мирового религиозного экстремизма и национального шовинизма, основываясь на высказываниях старых колонизаторов, решило политизировать нестандартное географическое название «Восточный Туркестан» и выдумало некую «идейно-теоретическую концепцию» о «независимости Восточного Туркестана».

Ее последователи всюду разглагольствовали о том, что, мол, «Восточный Туркестан» испокон веков является самостоятельным государством, его национальность имеет почти десятитысячелетнюю историю, будто «это наилучшая в истории национальность»; они подстрекали к тому, чтобы все тюркоязычные и исповедующие ислам нации объединились и создали «теократическое» государство; отрицали историю создания великой родины всеми национальностями Китая, призывали «дать отпор всем национальностям нетюркской национальности», уничтожить «иноверцев», они разглагольствовали о том, что Китай «на протяжении трех тысяч лет является врагом Восточного Туркестана», и т. д. и т. п. После появления так называемой концепции о «Восточном Туркестане» раскольники всех мастей затеяли возню вокруг вопроса о «Восточном Туркестане», пытаясь осуществить несбыточные надежды о создании «государства Восточного Туркестана». (Белая книга» МИД КНР «История и развитие Синьцзяна», 2003 г., цитата по официальному сайту ведомства - fmprc.gov.cn).

Очерк истории и географии Синьцзяна с точки зрения правительства КНР см. на этого обзора;

Очерк истории и географии Восточного Туркестана - Синьцзяна с точки зрения уйгурского движения за независимость см. на этого обзора;

Уйгуры

Существование нескольких, а именно трех уйгурских государств на территории нынешнего Синьцзяна, приводило к забавным последствиям. Например, уйгурское государство Караханидов (также известно как государство Илекханов), принявшее ислам, постепенно перетекло на территорию Средней Азии (нынешнего Узбекистана).

Отметим, что позднее Илекханы в Средней Азии были объявлены вассалами монгольского племени каракитаев, а затем разгромлены (1212 год) предками современных тюрок-узбеков. В свою очередь, находящаяся на территории нынешнего Синьцзяна (в Кашгаре), восточная часть осударства Караханидов покорилась в 1212 году монгольскому племени найманов.

Уйгурское буддистское государство Идикутов при Чингисхане вошло в 1209 году в состав Монгольской империи на правах улуса, без войны, при этом эта часть уйгуров тогда дальновидно отказалась принять покровительство соперничавшего с Чингизом монгольского племени каракитаев, или, иначе кара-киданей (черных киданей), вскоре растворившихся в империи Чингисхана.

(Считается, что именно от древних киданей в период существования у них сильного единого государства произошло в русском языке и название Китай. Это название для Китая сохранялось длительное время и в европейских языках. Подробнее об этом см. на нашем сайте ).

После развала Монгольской империи, куда входили земли нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района, на этой территории возникли небольшие уйгурские ханства с населением, принявшим ислам.

….ойраты

В свою очередь, в XV веке на севере на севере Уйгурии западные монголы-ойраты, исповедующие буддизм, создали Джунгарское ханство.

Все эти государства прекратили свое существование после наступления китайских войск, о котором мы упоминали выше.

В настоящее время под ойратами понимают монгольскую народность, живущую в Синьцзян-Уйгурском районе Китайской Народной Республики, а также в западной части независимой Монголии.(Об истории и этнографии, и географии Монголии см. на нашем сайте ).

К ойратам относятся и калмыки, которые ныне своим названием как бы отделяются от ойратского относа, т.к. они откочевали очень далеко от своей исторической родины - нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района.

При откочевке в Россию калмыки просили у царя Василия Шуйского защиты от других степных образований - Казахского и Ногайского ханств.

Отметим, что довольно большая часть калмыцких родов (около 125 тыс. чел) в 1771 году вернулась из Российской империи в уже покоренную к тому времени Китаем Джунгарию. Тогда же Екатерина II упразднила Калмыцкое ханство, существовавшее в России с 1657 года. (Подробнее о др. народах степи, когда-то входивших в Монгольскую империю, см. на нашем сайте ).

Джунгары

- враги казахов

Государственный иновещательный спутниковый телеканал Казахстана Caspionet 17/07/2011 показал небольшой исторический очерк под громким названием «Аныракай: место стонов и рыданий врага», в котором рассказывалось о поражении джунгарских войск от ополчения казахских племен в Анракайской битве в 1729 году.

Необходимо отметить, что казахи и ойраты-джунгаре были в тот период непримиримыми врагами, и казахские племена в Анракайской битве спасли себя как этнос, выиграв сражение. И это была одна из последних битв Джунгарии, вскоре ойраты-джунгаре были покорены Цинским маньчжурским Китаем. Канал передавал:

«Надпись на камне 1729, год Петуха. Примерно 20 километров от Алматы. Это одна из самых загадочных битв в истории Казахстана. Ее сравнивают с Бородинским сражением и Куликовской сечью. Победа в этой битве помогла казахскому народу выжить как нации. Но где она проходила, как именно и даже в каком году - на эти вопросы однозначного ответа нет. …место стонов и рыданий врага…

Кадр казахского иновещательного телеканала «Caspionet» с картой, показывающей Джунгарское ханство, а также примыкающую территорию Казахского ханства с владениями трех казахских родовых объединений - жузов (джузов) по соcтоянию на середину XVIII века.

Кадр казахского иновещательного телеканала «Caspionet» с картой, показывающей Джунгарское ханство, а также примыкающую территорию Казахского ханства с владениями трех казахских родовых объединений - жузов (джузов) по соcтоянию на середину XVIII века. Малым красным кругом на карте обозначен район столицы Джунгарии города Кульджа, позднее некоторое время удерживающийся Россией. О Кульдже см. на второй странице этого обзора.

Исчезнувшая империя

Это была воинственная страна. Джунгары, по-другому ойраты, союз нескольких монгольских племен. Еще одно название - калмыки. В переводе с тюркского - отступники.

В 14 веке многие монгольские племена приняли ислам. Ойраты отказались, оставшись верными буддизму.

Говорит доктор исторических наук Жанузак Касымбаев:

«В то время население Джунгарии составляло где-то в пределах одного миллиона.

Такая маленькая страна держала в страхе громадный район - всю Центральную Азию».

Столица Джунгарии - Кульджа. 122 года просуществовало ханство. По выражению историка Василия Бертольда, последняя кочевая империя в Центральной Азии. К началу XVIII века мощное военное государство.

Джунгары - ойраты

как осколок Монгольской империи

«Хубилай-хан правил государством Юань 34 года и умер в 1294 году. После его смерти государство монгольской династии Юань просуществовало еще 70 лет пока династия не была свергнута восставшими китайцами в период правления хана Тогон-Тумура. Столица монгольского хана была перенесена обратно в Каракорум.

Другим государством, основанным потомками Чингисхана Джучи и Батыем, была Золотая Орда.

Со временем империя разбилась на несколько маленьких государств. Таким образом, на территории от Алтайских гор до Черного моря появилось много национальностей тюркского корня, такие как башкиры, татары, черкесы, хакасы, ногайцы, кабардинцы, крымские татары и др... Возникший на территории государства Чагадай Маваранахр был могущественным во времена правления Тумур-хана, захватывал территории от Багдада до Китая, но тоже распался. Империя Ильханов Хулагу воспряла ненадолго в период Газан-хана, но вскоре стали возрождаться Персия, Арабское государство, Турция и установилось 500-летнее правление Османской империи. Без сомнения, монголы были доминирующим народом в XIII веке, а Монголия стала известна во всем мире.

После падения династии Юань монголы, жившие там, вернулись на свою родину и жили свободно до захвата маньчжурцами. Это время отмечено в истории Монголии как период малых ханов, когда Монголия была без единого хана и разделилась на отдельные княжества.

Из сорока туменов, или княжеств, существовавших во времена Чингисхана, к тому времени осталось только шесть. Имелись также 4 ойратских тумена. Поэтому всю Монголию иногда называли «сорок и четыре». Ойраты, прежде всего хотели управлять всеми монголами, шла постоянно борьба за власть. Пользуясь этим китайцы регулярно нападали на монголов и однажды дошли до древней столицы Каракорума и разрушили его. В XVI в. Даян-хан вновь объединил монголов, но после его смерти началась борьба за трон. На троне за 10 лет сменилось 5 ханов и государство, в конце концов, прекратило свое существование. Когда младший сын Даян-хана Гэрэсэндзэ захватил власть, за Северной Монголией закрепилось название Халха…

Мандухай-хатун, ставшая женой Даян-хана лично возглавила военный поход против ойратов. Одержанная над ойратами победа покончила с их притязаниями на господство во всей Монголии. Значительные усилия Даян-хан прилагал для преодоления сепаратизма монгольских феодалов, не желавших признавать власть монгольского хана.

В очерке казахстанского иновещания Caspionet, который мы приводим также в нашем обзоре, отмечается что джунгары-калмыки бежали из Джунгарии поле разгрома их китайским войсками, Однако необходимо отметить, что та часть ойратов, которую собственно ныне называют калмыками, откочевала из Джунгарии в пределы России (сначала в Сибирь, а потом на Волгу) еще за столетие до того, а собственно ойраты до сих пор проживают в современном Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, хотя в очень небольшом количестве.

При этом большинство современного двадцатимиллионного Синьцзяна КНР составляют тюрки- уйгуры (около восьми миллионов человек, что составляет около 45% от общего количества населения), далее - китайцы (около семи миллионов, около 40%), полтора миллиона составляют тюрки-казахи (около 6%), дунгане (китайцы-мусульмане) - около восьмисот тысяч (4,55%), кыргизы - около ста шестидесяти тысяч (0,86%), монголы и калмыки (иначе говоря, ойраты) - около ста восьмидесяти тысяч человек (1,14%). Имеются крохотные, в несколько тысяч, общины маньчжур, русских (потомков лиц, приехавших, когда некоторые земли Синьцзяна на границе с современным Казахстаном принадлежали России, а также белой эмиграции), узбеков, татар, тибетцев. Как видим, собственно джунгар-ойратов в современном Синьцзяне осталось очень мало, чему способствовали войны и откочевья в соседние страны - Россию и Монголию.

(Справка Мониторинга сайт)

Кандидат исторических наук. Эдиге Валиханов:

«Был создан аппарат управления, сильный по своей подготовленности. Чиновничество делилось на двенадцать разрядов. Каждый из малых князей - тайджи должен был постоянно поставлять для всего ханства вооруженных людей в полной амуниции»

Отлично обученные войска и жесткая дисциплина. Примечательно, что сохранение жизни воинов было одной из главных задач военачальников. Провинившихся солдат не били и не истязали…

Эдиге Валиханов:

«(Провинившихся воинов) отодвигали от добычи, не давали возможности забрать женщин, женщины разменной монетой всегда у воинов были».

У джунгарских князей в качестве штрафов за различные правонарушения полагалось забирать сто нагрудных панцирей. С их родственников - пятьдесят. С чиновников, знаменосцев и трубачей по пять.

Эдиге Валиханов:

«Войны надевали кольчуги, которые не должны были мешать при движении. Чтобы железный шлем хорошо сидел, он имел подшлемник из войлока. С левой стороны находилась сабля или меч. Но мечом кочевники пользовались редко, потому что он был не удобен в конном бою»

Вся экипировка кочевника весила примерно килограммов 50 - 70. Вес военной амуниции зависел и от выносливости батыра. Некоторые из кольчуг достигали до 40 кг. Плюс шлем, булава, сабля, колчан со стрелами и лук.

Эдиге Валиханов:

«Силой руки натягивались луки длиною от 70 - 80 до 90 см, а некоторые батыры доходили до 120 сантиметров. Жилы животных составляли тетиву. Сила стрелы была чрезвычайно большой: где-то 150 - 200 метров пробивала кольчугу».

Казахские войны в военно-техническом оснащении проигрывали джунгарам. Кроме холодного оружия у них долгое время ничего не было.

Жанузак Касымбаев:

«Казахи даже не знали, как пользоваться артиллерией».

У джунгар артиллерия была. Основные экспортеры Китай, Персия, Россия. А в начале восемнадцатого века оружие стали делать и в самой Джунгарии. Производство наладил шведский унтер-офицер Йоган Гюстав Ренат. Судьба его удивительна. Во время полтавского сражения он был захвачен в плен российскими войсками, стал служить в российской армии, затем попал в плен к джунгарам, там сделал неплохую военную карьеру, разбогател, женился, причем на своей соотечественнице, и джунгарский правитель Галдан Церен позволил ему вернуться домой.

Жанузак Касымбаев:

«Он настолько был доверенным лицом Галдан Церена, что его назначили главнокомандующим ойратских войск. Несколько раз он участвовал в сражениях против Цинской империи, одерживая победы».

Эдиге Валиханов:

«Он как раз помог построить два-три железоделательных завода, которые делали вооружения. До 2000 мортир, которые ставились на верблюдов или на лошадей».

Джунгарские мушкетеры не носили доспехов и не вели рукопашный бой. В сражении их прикрывали войны с копьями и пиками. Иногда применяли живой щит,- в основном, стада крупного рогатого скота. Но огнестрельное оружие использовалось больше как психологическое. Главной силой все равно была кавалерия.

Эдиге Валиханов:

«Со скоростью 70- 80 километров в час на коротком промежутке времени. Покрывая все это тучей стрел. Ничто не могло противодействовать конной лавине кочевников».

Нашествие

18 век - век рыцарства - определение Чокана Валиханова. Именно в эту пору батыры - профессиональные воины - становятся главной политической силой. Централизованного управления в казахском ханстве не было. Батыры привыкли действовать в одиночку. В большинстве случаев жузы и улусы формировали отряды ополчения независимо друг от друга. Полная военная мобилизация проводилась крайне редко. И поражения следовали одно за другим.

Эдиге Валиханов:

«Поход (джунгар) 1717 года, когда тридцатитысячное казахское ополчение во главе с Кайыпом и Абулхаиром потерпело жесточайшее поражение под Аягузом, при котором они едва избежали плена. Такие же походы повторялись почти ежегодно»

Тотальное джунгарское нашествие началось в 1723 году. Нападение было неожиданным. Аулы собирались откочевать на летнее пастбище, отряды батыров готовились к вторжению на волжских калмыков. Семидесятитысячному джунгарскому войску просто некому было противостоять. Аулы буквально стерли с лица земли.

Жанузак Касымбаев:

«Старший (казахский) жуз опять оказался под оккупацией. Младший - двинулся в сторону башкир. Часть среднего дошла до Самарканда. Таким образом, практически весь Казахстан оказался опустошенным».

«Истерзанный голодный люд добрался до озера и пал, усеяв побережье своими телами. И один старейшина сказал: «Мы должны запомнить великое горе, постигшее нас». И назвал это бедствие «Брели, пока не заболели подошвы. Упав без сил, лежали вокруг озера». (Шакарим. «Родословная тюрок»).

Эдиге Валиханов:

«Ранней весной - огромные разливы рек. Маленькая речушка превращается в непроходимый мощнейший поток. Разразились эпидемии, люди стали гибнуть - от холеры, от голода».

Некоторые даты

из истории ойратов периода

после распада Монгольской империи

1471 - Мандухай, супруга Даян-хана (настоящее имя ее мужа Бату Мункэ, а Даян - прозвище, которое означает «всеобщий», данное за его успешное объединение всех монголов впервые после распада Монгольской империи) взяла крепость западных монголов - ойратов Тас. И принудила их к подчинению. После этого разгрома ойраты больше не претендовали на управление над всей Монголией. 34-летняя Мандухай, овдовевшая и взявшая в мужья вторым браком 19-летнего Даян-хана, за период их совместного правления провела множество военных сражений. Победы позволили на некоторое время объединить монгольские племена, хотя бы в скромных границах исторической Монголии, вернувшись к территориям до начала чингизидовых завоеваний. Это позволило Мандухай стать одной из самых знаменитых монгольских ханш периода после распада империи.

1635 - Союз ойратских племен создает Джунгарское ханство на территории Джунгарии.

1640 - Ойратские владетели провели съезд, на котором приняли Ик Цааджн Бичг (Великое Степное Уложение). Это уложение, среди прочего, отметило у буддизм в качестве религии ойратов. На этом съезде принимали участие представители всех ойратских родов от междуречья Яика и Волгидо Западной Монголии (ныне Монголия) и Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). В работе съезда принял участие калмыцкий (ойратский) Зая-Пандита Огторгуйн Далай).

1643 - Орбулакская битва закончившаяся поражением джунгарских войск от казахских войск.

1657 - Часть ойратов, ныне известные как калмыки, становятся под сюзеренитет русского царя, ранее откочевав в русские пределы.

1667 - Победа ойратов Джунгарии над монгольской армией Алтан-хана.

1679 - К Джунгарскому ханству присоединена Уйгурия (Восточный Туркестан).

1690 -1697 - Первая война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем.

1710 - разорение российского Бикатунского острога.

1715-1739 - Вторая война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем.

1723-1727 - очередная джунгаро-казахская война. Вторгнувшись в казахские степи, джунгары захватили Ташкент.

1729 - Поражение джунгарских войск от объединенной казахской армии в Анракайской битве.

1755—1759 - Третья война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем, Джунгарское ханство ликвидировано Цинской империей.

(Вики и справка Мониторинга сайт);

По некоторым данным, во время джунгарского нашествия погибло свыше миллиона казахов. Жизнь в степи остановилась.

Историк Ирина Ерофеева, директор Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов:

«(Были) захвачены города казахские, (среди которых) город Туркестан - это столица Казахского ханства. Здесь мавзолей (мусульманского суфийского проповедника) Ходжа Ахмеда Ясави - та святыня, с которой ассоциировали себя все казахи».

Единственный выход - на время забыть междоусобные распри. В 1726 году представители трех жузов собрались вместе, чтобы избрать главнокомандующего казахской армией. Им стал хан Абулхаир. И через год на берегу реки Буланты джунгарам было нанесено первое крупное поражение. Местность, где проходила битва, получила название «Калмак кырылган» (Место гибели калмыков).

Битва

По преданию, битва началась с традиционного противостояния двух батыров. Со стороны джунгар Чарыш со стороны казахов Абулмансур, будущий хан Абылай.

Жанузак Касымбаев:

«Каждое сражение начиналось с поединков батыров с обеих сторон».

Каждый казахский хан и султан имел свой боевой клич. Так называемый, акар. Его не могли использовать рядовые воины. Боевым кличем могло стать и имя какого-либо аксакала. Абылай - имя деда Абулмансура.

«Абулмансур разогнал коня, издав клич «Абылай!», налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «Враг сражен!» увлек за собой казахских воинов. Калмыки дрогнули, побежали. И были рассеяны казахами». (Шакарим. «Родословная тюрков»).

Предполагаемое место сражения - поселок Анракай.

Местный житель:

«Говорят, что здесь погиб джунгарский полководец по имени Анра. Здесь его убили, захоронили, и осталось это название поселка»

Согласно преданию, первые потери ойраты понесли еще накануне битвы.

Жанузак Касымбаев:

«Перед сражением джунгары потеряли почти половину войск от того, что они напились недоброкачественной воды из озера «Ит-Ичмес» - «собака не станет пить воды из такого озера» (Со времен Тимура озеро называлось «Ит-Ичмес», т.е. «собака не будет пить» т.к. один литр воды в водоеме содержит 8 г соли. Прим. сайт).

Если это то озеро, то за 300 лет оно значительно обмелело и сейчас больше похоже на болото. Караой - черная долина, недалеко от поселка. Интересно, что в 50 годах прошлого века здесь обнаружили урановое месторождение. Шахты - в нескольких метрах от озера. Рядом заброшенные урановые штольни, ржавая гусеница от танка и патрон от пулемета. Еще лет 20 назад здесь был военный полигон. Впрочем, не факт, что анракайское сражение проходило именно здесь.

Ирина Ерофеева:

«Мы подняли все карты XVIII века и нашли, что это имя было только за одним-единственным озером. За западным заливом Балхаша, ныне самостоятельным озером Алаколь, которое так и именовалось ошибочно на картах - «Ит-Ичмес Алаколь».

Значит, и само сражение проходило приблизительно в 100 километрах от места, где ныне установлена стела (в память о сражении). И еще одно уточнение. О нем говорит Ирина Ерофеева:

«Это произошло весной, в апреле, 1730 года».

Саттар Мажитов, доктор исторических наук:

«Все никак не сойдутся либо на дате этого анракайского сражения, либо на его локализации, т.е. месте, где оно происходило».

Согласно некоторым исследованиям, военные действия проходили на территории 200 км. Невероятный масштаб. Сражение продолжалось от 3 до 40 дней. Количество воинов с двух сторон опять же по разным исследованиям колеблется от 12 до 150 тысяч.

Ирина Ерофеева:

«(Воин) кроме своего коня, на котором сидел, еще имел в запасе двух-трех коней. Представьте сколько было нужно коней на вот этом пространстве в 230000 кв. метров. Там не нужно было бы сражения, если бы было 60 - 80 тыс. человек. Пали бы и люди, и кони в один день, без сражения. Потому что (не было) ни травы, ни воды».

Единственное, что остается неоспоримым - это факт победы казахского войска. Но и тут все - не очень понятно. Вроде победили - ну и что?

Саттар Мажитов:

«Когда мы говорим о плодах анракайской битвы, то здесь уже наступает момент молчания. Почему? Действительно победили в этой сложной судьбоносной истории, но где же плоды этой победы?»

Через некоторое время в казахском ханстве опять началась борьба за власть, джунгары вернулись, и часть кочевий отвоевали. Но анракайская битва навсегда осталась в истории великой битвой.

Жанузак Касымбаев:

«Анракайская битва оказалась блестящей победой казахского оружия. Казахи впервые одержали действительно большую, и не только военную, победу».

Ирина Ерофеева:

«Анракайская битва стала итогом этого объединения, высшей точкой подъема народного духа, когда казахи себя почувствовали. Что я не кыпчак, я не найман, я не шапрашты а мы - казахи. Мы единый народ! Это наша земля! Мы сильны, когда мы все вместе!»

(Здесь перечисление племен: кыпчаки - тюркское племя, в русских летописях известны как половцы; найманы - племя монгольского происхождения, некоторые роды которого вошли как в состав казахского тюркского по происхождению народа, так и др. тюркских этносов, включая узбеков; шапрашты - один из родов казахского сташего жуза - одного из трех собраний казахских племен, первоначально старшинство определялось вассалитетом соответственно старшей и младшей ветвям Чингизидов. Прим. сайт).

Аныракай стал началом гибели Джунгарского ханства. Весной 1756 года китайская империя напала на ойратов. Джунгары, изрядно потрепанные казахскими войсками, не смогли оказать достойного сопротивления.

Саттар Мажитов:

«Для них история обернулась закатом».

Жанузак Касымбаев:

«История вряд ли помнит такой случай, чтобы целое государство в связи с военной кампанией исчезло с политической карты мира. Джунгария исчезла».

«Китайцы истребляли все живое на своем пути. Убивали мужчин, насиловали и замучивали женщин. Детям разбивали головы о камень или стену. Они перебили до миллиона калмыков..» (китайский историк Шан Юэ).

Часть населения была убита, другие умерли от голода и болезней. Единицам удалось бежать в Сибирь. Так погибла последняя кочевая империя». (Текст исторического телеочерка «Аныракай: место стонов и рыданий врага» государственного иновещательного спутникового телеканала Казахстана Caspionet от 17/07/2011..

На следующей странице: История Восточного Туркестана - Синьцзяна в официальной публикации уйгурского движения за самостоятельность региона ;

Джунгарское ханство в течение сотни лет считалось наиболее сильным государством в XVII веке.

Оно играло важную роль во внешнеполитических отношениях, оказывало огромное влияние на страны Востока.

И все же история этого государства – ярчайший пример того, как гражданские войны и борьба за власть могут разрушить империю.

Происхождение и этимология названия

Дербен-Ойрат — так ойраты называли объединение племен, образованное после разделения . В 1635 году на его основе создается Джунгарское ханство, от монгольского «зюнгар», что означает «левая рука».

Это связано с тем, что в период правления именно ойраты входили в левое крыло его армии.

Основателем ханства считается хунтайджи Эрдени-Батур.

Дербен-Ойрат представлял собой объединение ойратских племен чоросов, дербетов и хойтов, которое внезапно образовалось в начале семнадцатого столетия под предводительством Хара-Хулы, отца Эрдени-Батура, для борьбы с хотогойтским ханом Шолой-Убаши-хунтайджи.

В результате этой борьбы произошло разделение земель, которое и привело к образованию Джунгарии, чье влияние распространилось на всю Среднюю Азию.

Восстание Хара-Хулы

Все правители Джунгарского ханства относились к племени чоросов. Объединил ойратские племена Гумэчи, носивший титул Хара-Хула-тайджи.

В 1606 году, придя к власти, Хара-Хула сплотил неорганизованные и запутавшиеся племена ойрат, а в 1608 году они сокрушили казахов на западе.

К 1609 году Хара Хула одержал решающую победу над Алтанским ханством и вынудил их отступить с ойратских территорий на северо-запад нынешней Монголии, в регион Кобдо.

После этого Хара-Хула принял титул хунтайджи, что означает «великий вождь».

В течение последующих лет шла борьба между ойратскими войсками и армией Алтанского ханства, с переменным успехом отвоевывались земли, пока в 1627 году Убаши-хунтайджи не был убит.

Об этой войне рассказывает ойратский эпос. Хара-Хула окончательно восстановил свои земли, ранее захваченные Алтанским ханством.

Также Хара-Хула разжег конфликт с казаками за контроль солевых шахт возле русского форпоста, который продолжался около двадцати лет.

Развитие джунгарского ханства

Власть и влияние Хара-Хулы возросли, он стал центральной политической фигурой Дербен-Ойрат.

Некоторые племена были недовольны ограничением свободы, которое наступило благодаря этому факту, поэтому покинули территории ойратов. После чего сын Хара-хулы, Эрдени-Батур сформировал Джунгарское ханство.

Став правителем джунгаров, Эрдени-Батур стремился укрепить свои позиции вокруг гор Тарбагатай, где располагались пастбищные угодья ойратов.

Он возглавил войска в трех победоносных военных кампаниях против казахов. Также он дал доступ России к соляным шахтам, завершил многолетний конфликт, и наладил тем самым дипломатические и коммерческие отношения.

Этим он заслужил уважение своего народа и лидеров соседних стран.

Эрдени Батур провел амбициозную кампанию национального строительства, основал столицу Джунгарского ханства, построил большое количество монастырей. Также он призывал людей исповедовать , заниматься не только скотоводством, но и сельским хозяйством и развивать ремесла.

Эрдени-Батур стремился расширить территории ханства, несмотря на их уже, итак, внушительную обширность.

Он пользовался тем, что племена, проживающие на границах Джунгарии, вели междоусобные войны.

Он соглашался помогать одной из сторон с условием присоединения их территорий, тем самым упрочил влияние государства и наладил дипломатические отношения.

Пятый Далай-лама учел растущее влияние джунгарского правителя и присвоил ему титул хунтайджи, надеясь обрести в его лице могущественного союзника в защите и продвижении Гелугпы – монашеской буддийской традиции.

В 1640 году Эрдени-Батур созвал правящих князей монгольских племен, чтобы заключить соглашение. Первой целью этого соглашения являлось создание коалиции против потенциальных внешних врагов, казахов и маньджур.

Попытка создать коалицию потерпела неудачу. Не все монгольские князья согласились признавать Эрдени-Батура своим лидером, называя себя прямыми потомками Чингисхана, а не его.

Вторая цель заключалась в том, чтобы разработать метод разрешения споров мирным путем. Так был создан правовой документ «Великий кодекс сорока и четверки» или «Великое Степное Уложение», система правил, регламентирующих повседневную жизнь монголов с Волги до современной восточной Монголии.

Согласно этому документу, государственной религией признавался ламаизм – одно из ответвлений буддизма. Основной административной единицей объявили улус, а хана провозгласили правителем всех племен и территорий.

Внутренний конфликт

Незадолго до своей смерти в 1653 году Эрдени-Батур назвал своим преемником своего третьего сына Сенге, он был его любимцем. Это вызвало крайнее недовольство его старших сыновей.

Сенге получил южную половину ханства, а северную должны были поделить остальные семеро сыновей Эрдени-Батура. Брат Сенге Галдан не стал вступать в конфликт братьев, отдал свою долю наследства Сенге и ушел в монастырь.

Старшие братья Сенге Цэцэн-тайджи и Цзотба-Батур неоднократно покушались на убийство своего единокровного брата, но попытки не увенчались успехом вплоть до 1671 года.

Из-за этих распрей Сенге не смог сохранить ханство, достигшее при его отце и деде небывалых величия и мощи. Государство оказалось раздроблено. Он не смог взять под контроль северную часть ханства, а также был бессилен обеспечить соблюдение торгового соглашения с Россией.

Ойратские кочевые племена, кочующие по северной части Джунгарского ханства, вернулись к привычным бандитизму и разбою, стали совершать набеги на российские крепости.

Эти племена вышли из-под контроля центрального правителя – Сенге, поэтому Россия была вынуждена договариваться с лидерами племен по отдельности, но это ни к чему не привело. Только к военным стычкам между джунгарскими войсками и казахами.

В 1667 году Сенге окончательно захватил Алтанское ханство, убив последнего Альтан-хана, тем самым ликвидировав потенциальную угрозу для ханства.

Сенге был убит своим старшим братом во время переворота в 1671 году. Галдан, его младший брат, после этого известия вернулся из монастыря и отомстил убийцам. После победы над братьями Галдан стал хунтайджи Джунгарского народа.

В 1677 году Галдан одержал победу над заявившим свои права на ханство алашаньским Очирту-ханом, установив гегемонию почти над всеми ойратскими племенами. В следующем году пятый Далай-лама дал ему высший титул Богушту-хана.

Во времена правления Галдана Джунгарское ханство присоединило к своим территориям Восточный Туркестан.

Чтобы противостоять расширению Маньчжурской империи, Галдан пытался объединить Монголию. Пока он занимался этим в Халхе, его племянник Цеван-Рабдан занял Джунгарский трон в 1689 году.

Короткое время Галдан удерживал власть в Халхе, но позднее он был обманут императором Канси и предан войсками Халхи, которые перешли на сторону маньджуров.

В 1696 году Галдан оказался в окружении подавляющей армии Цин на реке Тэрэлж. Ему удалось уйти ценой жизни его супруги Ану-хатун. В Кобдо, куда отступил Галдан, в 1697 году хунтайджи совершил самоубийство.

Конфликты с Тибетом

В 1717 году джунгары вторглись в Тибет, убили претендента на должность Далай-ламы, которого назначил король Тибета.

Вскоре джунгары стали грабить святые места Лхасы, чем вызвали недовольство императора Канси.

Император организовал поход против джунгарских отрядов, но его военная кампания не возымела успеха.

Вторая, более крупная военная экспедиция, посланная императором Канси в 1720 году против джунгар, изгнала их из Тибета. Войска династии Цин были восприняты как освободители Тибета.

Завоевание Джунгарии Китаем

Джунгарское ханство было уничтожено китайским императором Цяньлуном в нескольких военных походах.

В 1755 году династия Цин под предводительством принца Амурсаны вступила на территорию Джунгарии. Многие ойраты переходили на сторону более сильной цинской армии без сопротивления.

После непродолжительного конфликта был захвачен последний джунгарский хан Даваци.

Впоследствии принц Амурсана захотел стать джунгарским ханом, но император не желал такого исхода.

Амурсана поднял мятеж, который был подавлен силами маньчжурской армии. Бывший предводитель армии бежал на запад, в Россию, где и умер от оспы.

Великая маньчжурская армия, оставшаяся на территориях Джунгарского ханства стала истреблять население, в результате чего погибло примерно 80% ойрат.

Так великое ханство было уничтожено за четыре года, с 1755 по 1759.

Многие казахстанцы читали в школьных учебниках о Джунгарском ханстве и его внешней политике. Казахский народ терпел много страданий и разорений от набегов ойратов (джунгар), которые и были гражданами этой поистине огромной империи. Ханство джунгар возникло вследствие распада Монгольской империи, который произошел в 14-м веке. Подробнее о расцвете и падении джунгар - в материале .

Сражение с участием джунгар. Фото: Яик.ру

После распада Монгольской империи ойраты создали в 14-16 веках союз Дербен-Ойрат.

Джунгарское же ханство появилось благодаря успешным войнам союза с Манчжурской империей Цин, Российской империей, государствами и племенными союзами Средней Азии (включая государства на территории Казахстана).

Карта Джунгарского ханства и соседних государств. Фото: Яик.ру

Территория джунгар была настолько огромна, что она размещалась не только в части Казахстана, но и в таких странах, как Киргизия, Китай, Россия и Монголия.

Ойраты занимали земли от Тибета, и Китая на юге, до Сибири на севере, от Урала и Хивинского, а также Бухарского ханств на западе до Халха-Монголии на востоке, включая в себя озеро Балхаш, Семиречье, озеро Кукунор, горы Тянь-Шань, Алтай, долину реки Или, верховья Оби, Иртыша и Енисея и пр.

В годы правления джунгарского хана Цэвана Рабдана участились набеги на казахские земли. Джунгары в начале 18-го века умудрялись вести войну с империей Цин и параллельно делать разорительные набеги на жузы казахов.

Один из этих набегов вошел в историю Казахстана как "Годы великого бедствия" (1723-1727 гг.). По своим разрушительным последствиям эта военная агрессия сравнима лишь с монгольским нашествием начала XIII века.

Плененные жунгары. Фото: Яик.ру

Джунгары захватили Южный Казахстан и Семиречье, разбив казахское ополчение. Казахи потеряли города Ташкент, Сайрам и Туркестан. В зависимость от ойратов попали узбекские территории с Ходжентом, Самаркандом, Андижаном. Далее ойраты (джунгары) захватили Ферганскую долину и установили власть над сырдарьинскими городами, Младшим, Средним и Старшим жузом.

В эти времена казахский этнос потерял в боях набегов джунгар более 1 миллиона человек, более 200 тысяч были взяты в плен. В 1726 году хан Младшего казахского жуза Абулхаир (1693-1748 г.г.) обратился в Санкт-Петербург к правительству Российской империи с просьбой принять казахов в Российское подданство.

Многие историки и монголоведы говоря о стойкости джунгарского войска, отмечают факт, что у джунгаров осталась тактика еще со времен Чингисхана "ярко выраженный коллективизм".

Российская империя вела перманентую войну с джунгарами при помощи яицких казаков, башкир и калмыков, проживавших на территории Российской империи.

При этом, как это ни удивительно, Россия помогала джунгарам оружием, поскольку опасалась империи Цин. Таким образом, для России было выгодно существование Джунгарского ханства, являвшегося буферной зоной между ней и китайской империей.

В 1758 империя джунгар перестало существовать. Причиной тому стало тотальное поражение в войне против империи Цин.

Сражение китайцев и джунгар. Фото: Яик.ру

Было убито манчжурцами более 90% тогдашнего населения Джунгарии (геноцид), в основном женщин, стариков и детей.

Один улус - около десяти тысяч кибиток (семей) зюнгаров, дербетов, хойтов под руководством нойона (князя) Шееренга (Церена) с тяжелыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство.

Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару, были приняты на военную службу тамошними правителями и в последствии их потомки приняли ислам.

В настоящее время потомками джунгар считаются ойраты (проживают в России в Республике Калмыкия) и западномонгольские аймаки (Монголия).