На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

Анализ стихотворения «На стоге сена ночью южной» Фета

Впервые произведение «На стоге сена ночью южной» Афанасия Афанасьевича Фета было опубликовано на страницах журнала «Русский вестник».

Стихотворение написано в 1857 году. Самому поэту в эту пору исполнилось 37 лет, он автор нескольких книг, женат, планирует выйти в отставку с военной службы. По размеру – ямб с перекрестной рифмой, 4 строфы, по жанру – пейзажная лирика с философской нотой. Открытые и закрытые рифмы чередуются. Лирический герой вполне автобиографичен. Интонация тютчевская. Лексика возвышенная. «Лицом ко тверди»: имеется в виду не более привычная «земная», а «небесная твердь». Оба понятия относятся к библейским. «Хор светил»: под этим выражением скрываются и звезды, и планеты. Сравнение их с хором также связано со Священным Писанием. Из него известно о ликовании звезд, их пении хвалы Богу. Герой словно теряет почву под ногами, законы природы больше не действуют. Земля исчезает в космическом пространстве. «Безвестно»: отыскать ее вряд ли представится возможность. «Как первый житель рая»: рай – высшая часть Земли, ныне сокрытая от глаз человеческих. «Один в лицо увидел ночь»: поэт вспоминает первозданные времена, когда Адам был первым человеком, увидевшим все чудеса и красоты мира. Герой теряется в пространстве, ему кажется, что он движется навстречу звездам. «В длани мощной»: ничтожный, слабый, на краю бездны, безумия, он вдруг чувствует защиту и поддержку. Длань – рука. В данном контексте опять-таки имеется в виду рука Бога. «Над бездной повис»: разум человека трепещет и склоняется перед величественной тайной бытия. «Замираньем и смятеньем»: прием амплификации, при котором подряд идут схожие по смыслу слова, усиливая экспрессию произведения. Метафора: взором мерил глубину. Герой словно вновь обрел способности, присущие когда-то Адаму. Наконец, финал – развернутая метафора. Человек погружается в «полуночную бездну», тонет в ней, и с той непостижимой глубины ему вернуться вряд ли суждено. Остается добавить, что этот головокружительный полет герою лишь чудится. Однако важное последствие его навсегда остается с героем: умение отрываться от земной суеты, собственного «я», привычных представлений о мире. Сравнение: как сон. Эпитеты: смутный, мощной, дружный. Один риторический вопрос. Парентеза: вводное слово «казалось».

Музыкальность лирики А. Фета высоко ценил П. Чайковский. Он неоднократно перекладывал его стихи на музыку, в черновиках композитора остался и незаконченный романс «На стоге сена ночью южной».

Афанасий Афанасьевич Фет

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

Философско-медитативный настрой стихотворения 1857 г. сближает его с тютчевскими «Снами». Сходна и лирическая ситуация, которая погружает героя в ночную стихию, открывая ему тайны мироздания. У обоих авторов возникает образ бездны: в варианте Тютчева огненная бесконечность окружает «волшебный челн» лирического «мы», и люди становятся свидетелями грандиозного противоборства космического и хаотического начал. В анализируемом произведении отсутствует трагический контекст, характерный для тютчевской лирики. Какие чувства порождает неземной «мрак бессонный» у фетовского героя?

Появлению ключевого образа предшествует описание реальной жизненной ситуации: лирический субъект, расположившийся на стоге сена, всматривается в широкую панораму ясного звездного неба. Последняя обозначена метафорой «хор светил»: и само словосочетание, и примыкающие к нему эпитеты указывают на осмысленность и высокую степень упорядоченности небесного пейзажа.

Герой, внешне остающийся неподвижным, на аллегорическом уровне переживает череду изменений. Реальное земное пространство приобретает зыбкость и практически исчезает. Наблюдатель, лишившийся привычной опоры, «один в лицо» встречается с непознанным. Состояние одиночества и острой новизны переживания передается сравнением с «первым» и единственным обитателем райских кущ.

Третья строфа продолжает игры с пространством. Лирический субъект ощущает стремительное приближение к «бездне полуночной». Наблюдатель фиксирует результат трансформации, но не может определить, за счет чего она свершилась. Не разобравшись в смутных траекториях, человек снова сосредоточивается на своих чувствах: он будто повисает над бездной, удерживаемый фантастической «дланью мощной».

В заключительном катрене быстрое движение сменяется медленным опусканием в бесконечную глубину. Финал не приносит развязки, оставляя процесс погружения растерянного и оцепеневшего героя на стадии развития.

Вопрос о значении отвлеченной категории бездны стоит рассматривать в связи с трактовкой эмоций лирического «я». Невольный страх здесь вторичен, а главной реакцией становится восторг: величие мира, явившееся как откровение, восхищает созерцателя. Положительные чувства яснее выражены в произведении «Как нежишь ты, серебряная ночь…», написанном в тот же период. Роскошный пейзаж, декорированный «алмазной росой», вдохновляет и окрыляет душу героя-наблюдателя.

Цацуро А.Н. МБОУ СОШ №2 г. Гулькевичи

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе по теме

Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

" Земная жизнь кругом объята сна", " Земля, как смутный сон немая" .

Тип урока: урок - размышление.

Цели урока:

Образовательные:

формирование у учащихся представления о художественном мире поэзии Ф.И. Тютчева и А.А.Фета; умения выявлять особенности эстетики поэзии на примерах произведений автора.

Развивающие:

развитие предметной компетенции: навыков выразительного чтения, устной и письменной монологической речи; активного усвоения нового материала; самостоятельной работы; взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий; развитие навыков группового взаимодействия; учебно – познавательных компетенций: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности; развивать творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

Формирование социокультурной компетентности: бережного отношения к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучаемых произведений; воспитание эстетического отношения и интереса к поэзии Ф.И. Тютчева; развитие чувства ответственности за индивидуальную и совместную деятельность.

Оборудование:

Портрет поэта; книги со стихами Тютчева.

Компьютер и проектор с презентацией учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемый

результат

1. Орг.момент.

Цель: мотивировать учащихся к изучению темы

В среднем звене вы часто обращались к творчеству этих поэтов, в основном к стихам, посвященным теме природы. Нередко вы путаете их стихи. Сегодня мы с вами попытаемся уловить творческую неповторимость, оригинальность каждого поэта, его творческий почерк.

Прослушивание сообщений и беседа:

Л.: формирование читательского мастерства:

К.: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Учащиеся готовы к дальнейшей работе, настроены научиться отличать поэтов исходя их особенностей поэтического мира.

2. Учебно-познавательна деятельность

Цель: развитие навыков анализа поэтического текста, выявление особенностей лирики поэтов.

Работа с предложенными текстами. Анализ стихотворений «Сны» Тютчева и «На стоге сена ночью южной» Фета.

1.Оттолкнемся от названия стихотворения «Сны», представим жизненную ситуацию. Насколько поэтический образ соотносим с физическим состоянием человека?

Какие оппозиции, характерные для творчества Тютчева, вы можете выделить в этом стихотворении?

Назовите лексический ряд и эпитеты, относящиеся к ним.

Определите ключевую антитезу стихотворения

Что же стоит за образом «пылающей бездны»?

Как он создается?

Какую роль этот философский образ играет в контексте творчества поэта?

2. Обратимся к стихотворению Фета. В чем оно повторяет тютчевское? Человек показан наедине с мирозданьем? В чем отличие? Какими художественными средствами поэт добивается этого? Есть ли отличия в ритме? Что оно дает? Каким показан человек?

3. Соотнесите стихотворения в эмоциональном плане.

Анализируют стихотворения, вступают в беседу с учителем, отвечают на вопросы

Океан-земля

волны шар земной

стихия берег

прилив пристань

звучные, волшебный - горящий, таинственно, пылающий

Человек-Мирозданье

Находят средства выразительности

в лексике, сама ситуация

мир красоты и гармонии

анализируют образную систему

У Фета четырехстопный ямб, придает легкость стиху, у Тютчева пятистопный, торжественный и суровый.

Человек-часть Вселенной

Дисгармоничность у Тютчева противостоит оптимистичности Фета

К.: работать индивидуально и в группе: находить общее решение

П.: развитие исследовательских навыков познания: умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

Р.: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале

планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты

Учащиеся выявили особенности поэтического мира каждого поэта в ходе анализа поэтического текста

3Физминутка

4. Интеллектуально-преобазовательная деятельность

Цель: обобщение и систематизация результатов анализа, сравнение двух творческих миров.

Оформите свои наблюдения Заполняют таблицу

в виде таблицы

П.: осмысление роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Учащиеся смогли сформулировать и записать основные особенности лирики Фета и Тютчева, провели сравнение и увидели специфику двух разных художественных миров.

4. Рефлексия

Цель: подведение итогов занятия

Поразмышляйте над вопросом:

Насколько личность писателя влияет на содержание и воплощение образов в поэзии? В чем «непохожесть» поэзии наших героев?

Устные ответы учащихся

Л.: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

Осознание различия двух творческих систем.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ф. И. Тютчев . Сны

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Ф. И. Тютчев. Сны

Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека. Сон – состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон – граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, “днем и ночью”. Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая - над его мыслями.
Герои увлечены волшебством ночи, которая “нудит и просит”. В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их.
Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. “Глубокое небо” и “Пылающая бездна” - полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания – гармоничного, но неизвестного мира. Челн – спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.

А.А.Фет

На стоге сена ночью южной...

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

Все невозвратнее тону

А.А.Фет. На стоге сена ночью южной...

В стихотворении, которое великий русский композитор Петр Ильич Чайковский называл «гениальным», легко различить лермонтовское влияние - поэтому, прежде чем приступать к анализу, обязательно перечитайте стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Помните, лирический герой Лермонтова выходил на пустынную ночную дорогу, чтобы остаться один на один с ночью и услышать, как «звезда с звездою говорит»? Лирический герой Фета тоже обращен лицом к ночному южному небу, к небесной «тверди»; он тоже воспринимает Вселенную как живое существо, слышит согласный хор звезд, ощущает их «дрожь».

Однако у Лермонтова «пустыня» внемлет Богу, а в картине мира, которую создает Фет, Бог пока отсутствует. Это тем более ощутимо, что поэтические выражения, которые он использует, связаны с традицией религиозно-философской поэзии, с жанром оды: «твердь», «хор светил». Подготовленные читатели той поры легко различали эти стилистические оттенки, да и вы, если вспомните оду Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве…», сами уловите их.

Земля, как смутный сон, немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Во второй строфе, казалось бы, больше нет этого противоречия: лирический герой Фета уподобляет себя «первому жителю рая» Адаму. А значит, говорит о «божественном» происхождении природного величия. Ho давайте будем внимательны, не станем спешить с выводами. Мы ведь имеем дело с поэтическим, а не с богословским сочинением; в поэзии вполне возможен образ, немыслимый для религиозной картины мира: рай без Бога, творение без Творца.

Лучше обратим пока внимание на эпитеты; некоторые из них приходят в противоречие с первой строфой. Там речь шла о небе, о звучном звездном хоре; здесь - о земле, немой, да и еще и смутной, как сон. Лирический герой словно раздваивается между светлым - и при этом ночным! - небом и неразличимо-темной землей. Более того, в какой-то момент он утрачивает чувство границы, у него возникает ощущение, что он парит в поднебесье, а земля где-то далеко, под ним!

И вот в этот самый миг в стихотворении появляется совершенно новый образ:

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

Чья эта «длань»? Фет по-прежнему отказывается говорить о Боге прямо и непосредственно. Однако теперь уже нет сомнений - лирический герой, который считал себя убежденным атеистом, внезапно сознает божественное присутствие во всем. И в «хоре» звезд, «живом и дружном». И в самом себе. Стихотворение, которое открывалось картиной одушевленного, всеживого мира природы, завершается внезапной «встречей» героя с тайной Творения. Главное сравнение второй строфы - «как первый житель рая» - наконец-то наполняется реальным смыслом. Лирический герой и впрямь уподобился Адаму, которого только что сотворил Господь. И потому он видит Вселенную впервые, смотрит на нее свежим, изумленным взглядом. Это и есть взгляд художника; каждый художник, каждый поэт смотрит на жизнь так, будто до него никто ее видеть не мог.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону.

Я и мироздание. Космическое сознание

Нет сословных характеристик.

Я = природа

Взгляд на мир

Мыслитель

Созерцатель

Язык

Образный параллелизм, ораторские нотки, восклицания, вопросительные интонации, риторические интонации, высокая патетика

Импрессионален, непосредственен, субъективно-впечатлителен, музыкален. Наличие повторов, анафор, вопросов, напевных интонаций.

А. Фет – стихотворение «На стоге сена ночью южной…».

Основная тема стихотворения – человек наедине с мироз­данием. Однако оно не враждебно по отношению к лиричес­кому герою: ночь здесь «светла», приветлива, «хор светил» «живой и дружный». Лирический герой воспринимает окру­жающий мир не как хаос, а как гармонию. Погружаясь в космос, он ощущает себя «первым жителем рая». Природа здесь находится в неразрывном единстве с человеком. И ге­рой полностью сливается с ней. Причем это движение взаимонаправленно: «Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись?» Стихотворение наполнено олицетво­рениями: «хор светил, живой и дружный», земля «немая», ночь открывает герою свое «лицо». Таким образом, лирическая мысль поэта оптимистична: погружаясь в Космос, он испы­тывает и смятенье, и восторг, и радостное чувство первоотк­рывателя жизни.

Здесь искали:

  • на стоге сена ночью южной анализ
  • анализ стихотворения на стоге сена ночью южной
  • на стоге сена ночью южной анализ стихотворения

В стихотворении Фета главной является тема ночи. Это тема является одной из основных у романтиков. Однако у Тютчева, например, ночь – это что-то страшное, в стихотворении М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» ночью лирический герой испытывает всеобъемлющую грусть. А что переживает ночью лирический герой А. Фета?

События происходят «ночью южной». Герой лежит на стоге сена, он очарован ночным небом, впервые он видит его таким загадочным, живым, необыкновенным. Это описание сопровождается аллитерацией – повтором согласных звуков «с» и «л», это звуки, которые в русской поэзии всегда сопровождают описание ночи, сияния луны.

В этом стихотворении, что характерно для Фета, лирический сюжет развивается не на основе конфликта – его нет – а на основе усиления, развертывания чувства. В основе лирического сюжета лежит мотив полета.

Стог сена символизирует повседневность, от которой герой удаляется к звездам, к небу: «Иль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись». Ему кажется, будто земля «безвестно уносилось прочь» , а он все ближе и ближе приближался к ночному бездонному небу. Герой чувствует, что что-то его поддерживает, заботится о нем. Хоть и земля ушла у него из под ног, но он не чувствует опасности. Словно он «в длани мощной» , которая оберегает его и заботится о нем. Это чувство присутствия Божественной силы. Четвертая строфа передает иное настроение. Если до этого лирический герой испытывал чувство защищенности, заботы, восхищения, то теперь возникает чувство волнения, волнения от восторга. Герой словно теряет материальную оболочку, появляется легкость, он тонет в бездне неизвестного, загадочного. Его охватывает глубина неба, безграничность космоса.

В этом стихотворении на первый план выходит поэтический мир. Он прекрасен, гармоничен (что подчёркивается использование практически правильного ямба, и только в последней строфе резкое увеличение числа пиррихиев отражает новое чувство лирического героя, о котором мы писали выше), потому что в нем присутствует божественное начало -герой чувствует в ночной глубине неба наличие чего-то могущественного, сверхъестественного. Поэтому природа живая, о чем свидетельствуют метафоры, олицетворения, эпитеты: «хор светил», » земля уносилась», «сонмы звезд неслись». В этом поэтическом мире есть только лирический герой и мироздание. Лирический герой созерцает, он пассивен внешне, но сердце его трепещет при виде красоты. Стихотворение пронизано чувством восторга перед миром – в этом и состоит его идея.
Стихотворение раскрывает величие божественного, того, что не известно и не изведано человеком, заставляет задуматься о мироздании, и бесконечности космоса. В этом специфика раскрытия Фетом темы ночи.