Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (10-11) (У)

Атласы и контурные карты. История России. Историко-культурный стандарт

Линия УМК Киселева-Попова. История России (10-11)

Разбор ЕГЭ по истории 2017 г.

Как же успешно сдать экзамен по истории? Безусловно, любой человек скажет, что нужно хорошо знать историю, то есть знать основные исторические факты, термины, помнить даты, имена исторических личностей, понимать причинно-следственные связи событий и явлений, иметь хорошее представление о культуре нашей страны в разные периоды ее развития. Многие школьники и воспринимают историю как бесконечный набор имен и дат, а тех, кто выбрал историю в качестве экзаменационного предмета, воспринимают как «чудаков – ботаников».

В этой статье передо мной не стоит задача переубеждать скептиков, рассказывая и доказывая, как интересна и увлекательна история. Я хочу помочь решившимся на сдачу экзамена, показав ход рассуждений при решении различных заданий, что сделает экзамен менее «страшным». Ввиду того, что история, вероятно, станет обязательным для сдачи ЕГЭ предметом, статья будет полезна многим школьникам. Итак, приступим.

Перед нами демонстрационный вариант ЕГЭ 2017г., составленный ФИПИ. В нем 25 заданий, из которых первые 19 требуют краткого ответа в виде цифр или слов, а последующие 6 предполагают развернутый ответ.

Как сдать ЕГЭ и ОГЭ на 100 баллов: секреты учителей

    Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

    1) Крымская война

    2) реформа патриарха Никона

    3) падение Византийской империи

    Для решения данного задания нам, конечно, нужно знать даты, но так как здесь требуется не сопоставление, а хронологическая последовательность, то становится немного легче. Крымская война, она же в европейской историографии Восточная, велась в середине XIX в. (1853–1856 гг. ). Реформа патриарха Никона была проведена в 50-е годы XVII в ., а падение Византийской империи случилось после захвата Константинополя турками-османами в 1453 г. Как видим, события сильно разнесены во времени, и восстановить хронологию несложно.

    Ответ: 321.

    Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Здесь опять даты, но уже сложнее – нужно точно соотнести с событием, а дат на две больше, чем событий. Однако, события очень известные, уж для тех, кто выбрал на ЕГЭ историю, точно. Первое упоминание Москвы в летописи – 1147 г. , Карибский кризис – конечно, Хрущев и 1962 г. , Бородинская битва и Отечественная война 1812 г. известны любому, Медный бунт при «Тишайшем» царе – 1662 г.

    Ответ : 2643.

    Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух , относятся к событиям (явлениям) XIX в.

    1) вольные хлебопашцы ; 2) министерства ; 3) декабристы ;
    4) третьеиюньский переворот ; 5) мировые судьи ; 6) октябристы .

    Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

    И вот термины! Вольные хлебопашцы появились благодаря указу Александра I 1803 г. , министерства почти тогда же – в 1802 г. , декабристами стали называть участников восстания декабря 1825 г. , третьиюньским переворотом называют резкое изменение закона о выборах в Государственную Думу, принятое Николаем II без согласования с самой Думой в 1907 г. , мировые судьи появились в России в результате судебной реформы 1864 г. , а октябристами называли членов партии «Союз 17 октября», созданной в 1905 г. Соответственно к XIX в. не относятся третьиюньский переворот и октябристы.

    Ответ : 46.
  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

    Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV.

    Как известно, период с 1565 по 1572 гг . в правлении Ивана Грозного называют опричниной. По поводу сути и мотивов опричнины у историков нет согласованной позиции, а вот с описанием ее нет особых проблем. Уехавший зимой 1564 г. из Москвы царь, наконец, объявил условия своего возвращения на трон: неограниченная власть, включая право суда над боярами, и разделение страны на «опричнину» под управлением царя и «земщину» под управлением Боярской думы.

    Ответ : земщина.

  2. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    В этом задании нам требуется сопоставить факт и процесс. Отталкиваться лучше от факта, но так как фактов меньше, чем процессов, то пойдем от обратного.

    А) Формирование и развитие законодательства Древнерусского государства связано с принятием «Русской правды» в XI в. Во-первых, это первый письменный свод законов на Руси (вот и формирование), а, во-вторых, Древнерусское государство просуществовало до начала раздробленности в XIII в. , значит, остальные факты не подходят хронологически.

    Б) Реформы Избранной рады проводились в начале правления Ивана IV Грозного. Одним из первых нововведений стал созыв первого Земского собора в 1549 г. , названного Собором примирения.

    В) Политика «просвещенного абсолютизма», те есть неограниченной монархии, формально опирающейся на законность и декларирующей главной целью достижение блага подданных, прочно ассоциируется с правлением Екатерины II. Созыв Уложенной комиссии (получила свое название, потому что должна была принять новое «уложение», то есть свод законов) произошел в 1767 г. именно в правление Екатерины II, уверенной, что правильные и современные законы помогут быстрому развитию страны.

    Г) Первыми революционными преобразованиями большевиков стали декреты «О мире» и «О земле», принятые на II съезде Советов в октябре 1917 г. после свержения Временного правительства. Они позволили большевикам получить широкую народную поддержку.

  3. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    А) «Дворы, между коими заключён Парижский трактат… вместе с прочими государями и державами, им союзными… повелели своим полномочным составить… один главный трактат и присоединить к оному как неотдельные части все прочие положения конгресса. …Герцогство Варшавское, за исключением тех областей и округов, коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской империи. Оно в силу своей конституции будет в неразрывной с Россией связи и во владении его величества императора всероссийского, наследников его и преемников на вечные времена. Его императорское величество предполагает даровать, по своему благоусмотрению, внутреннее устройство сему государству, имеющему состоять под особенным управлением. Его величество сообразно с существующим в рассуждении прочих его титулов обычаем и порядком присовокупит к оным и титул царя (короля) польского».

    «Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное неприкословное вечное впадение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от короны Свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена. …Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…»

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    1) Данный договор был подписан в Берлине.

    2) По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю.

    3) Данный договор был подписан в Вене.

    4) Современником подписания данного договора был А.Л. Ордин-Нащокин.

    5) Данный договор был подписан по результатам Северной войны.

    6) На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание.

    Первый фрагмент является частью дополнения Парижского трактата, что и упомянуто в тексте. Парижский трактат был заключен между странами антифранцузской коалиции и Францией в 1814 г. после первого отречения Наполеона. После этого державы-победители уехали на конгресс в Вену решать судьбы Европы. Возвратили к старым, дореволюционным границам Францию, перекроили границы освобожденной от Наполеона Европы. Россия получила герцогство Варшавское, которое не желало смириться с вхождением в состав Российской империи и не раз восставало. Первое крупное восстание случилось уже в 1830-1831 гг.

    Второй фрагмент является частью Ништадтского мирного договора, заключенного между Россией и Швецией после окончания Северной войны в 1721 г. Это можно понять по упоминанию Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии – прибалтийских земель, вошедших в состав России, получившей, таким образом, выход к Балтийскому морю .

    Ответ:
  4. Что из перечисленного относится к новой экономической политике (1921–1928 гг.)? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1) утверждение частной собственности на землю

    2) введение хозрасчёта на государственных предприятиях

    3) денационализация тяжёлой промышленности

    4) появление кредитно-банковской системы и бирж

    5) отмена государственной монополии внешней торговли

    6) введение концессий

    НЭП – новая экономическая политика была принята на X съезде РКП(б) в 1921 г. Это было время завершения активной и масштабной фазы Гражданской войны победой красных. Для лидера большевиков В.И. Ленина становилась очевидной невозможность продолжения мобилизационной политики «военного коммунизма», позволившей снабжать армию и промышленность ресурсами во время войны, но неприемлемой для мирного времени. Требовалось перейти от принудительного труда и официального отсутствия товарно-денежных отношений к нормальным экономическим отношениям. Но советское правительство не могло полностью отойти от марксистских аксиом в экономике: государственная собственность на землю, крупные предприятия, государственная внешнеторговая монополия и т.д., поэтому изменения были половинчатыми. Был введен хозрасчет на государственных предприятиях, воссоздана кредитно-банковская система и биржи, концессии.

    Ответ : 246.

  5. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

    А) ______________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

    Б) Один из первых таранов в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик ____________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

    В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ________________.

    Пропущенные элементы:

    1) Ялтинская (Крымская)

    2) Н.Ф. Гастелло

    3) станция Прохоровка

    4) Тегеранская

    5) В.В. Талалихин

    6) разъезд Дубосеково

    Сложно подсказать какую-то логику решения данного задания. Здесь необходимо знать исторические факты. Конференция союзников по антигитлеровской коалиции в 1943 г. состоялась в Тегеране (существует даже фильм «Тегеран-43»). Одним из первых ночной таран совершил летчик в.В. Талалихин и не погиб в нем. Ну, а про битву у деревни Прохоровка в ходе Курского сражения грех не знать выпускнику школы.

    Ответ : 453.

  6. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Данное задание тоже требует знания исторических фактов, благо, что они довольно известные. Ледовое побоище прочно ассоциируется с Александром Невским. Одним из главных русских полководцев в начале Ливонской войны был Андрей Курбский, бежавший от опалы Ивана Грозного в Литву. В Полтавской битве участвовал ближайший соратник Петра I А.Д. Меншиков, армию Врангеля в Крыму разгромил один из известнейших красных командиров М. Фрунзе.

    Ответ : 4356.

  7. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.

    «Я видел не только бесполезность, но и вред совмещения постов, и я даже ссылался: "Представьте моё положение, я критиковал Сталина за совмещение в одном лице двух таких ответственных постов в государстве и в партии, а теперь сам…" Выношу этот вопрос на суд историков. Сказалась моя слабость, а может быть, подтачивал меня внутренний червячок, ослабляя моё сопротивление. Ещё до того, как я стал Председателем Совета Министров СССР, Булганин внёс предложение назначить меня как Первого секретаря ЦК КПСС Главнокомандующим вооружёнными силами. Тем более что в Президиуме ЦК военные вопросы, армия, вооружение относились к моей епархии. Это произошло без публикации в печати и было решено сугубо внутренним образом, на случай войны. Внутри вооружённых сил об этом известили высший командный состав».

    Текст нужно читать очень внимательно. Отрывки выбираются не просто так, в них обязательно найдется «маячок». В данном случае речь идет о послесталинском периоде и человеке, который критиковал Сталина, занимая очень высокий пост. Уже явный намек на Н.С. Хрущева. Окончательно же нас должно убедить название поста, им занимаемого – Первый секретарь ЦК КПСС. Начиная с Л.И. Брежнева, руководитель страны именовался Генеральным секретарем ЦК КПСС.

    Ответ : Хрущев.

    ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем
  8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

    Пропущенные элементы:

    1) принятие конституции США

    3) гражданская война в Англии

    4) окончание Столетней войны

    5) присоединение Крыма к Российской империи

    8) отмена крепостного права в России

    9) выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии

    На мой взгляд, это одно из наиболее трудных заданий. Требуется знание дат не только отечественной, но и зарубежной истории. Единственная поблажка в том, что есть варианты для выбора и достаточно указать век. XIX в. в истории России – это, конечно, отмена крепостного права (1861 г. ). Владимир Мономах правил, практически, перед самой раздробленностью и это XII в. (1113–1125 гг. ). Присоединение Пскова (1510 г. ), наряду с Рязанью и Смоленском, к Московскому княжеству в начале XVI в. завершило процесс формирования единого русского государства. Примерно в это же время (1517 г .) в Германии священник Мартин Лютер опубликовал свои «95 тезисов», что стало началом Реформации. И в конце XVIII в. (1783 г. ) Российская империя присоединила Крым, а в английских колониях в Северной Америке после революции и освободительной войны была принята конституция США (1787 г. ).

    Ответ : 862951.

  9. Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

    «Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии последнюю воссоздать не удастся, а наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию, и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого прежде всего необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не
    преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

    Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

    1) Описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.

    2) Правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК.

    5) Большевики поддерживали действия генерала Корнилова.

    6) «Решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.

    Из этого большого и емкого текста можно сделать огромное количество выводов, поэтому лучше действовать методом исключения, анализируя предложенные варианты.

    1) – нет, описанные события произошли в 1917 г. после свержения царской власти, так как в тексте говорится об управлении политикой «безответственными общественными организациями» (по-видимому, речь идет о Временном правительстве и Советах).

    2) – нет, СНК – первое советское правительство было создано только в октябре 1917 г. на II Съезде Советов, а судя по тексту, в описанное время еще не случилось и «корниловского мятежа» в августе 1917 г.

    5) – нет, большевики не поддержали Корнилова, а всеми силами выступили против, так как Корнилов напрямую угрожал их существованию.

    6) – да, «решительные меры» Корнилова, шедшего с войсками на Петроград, не были осуществлены. Он был остановлен общими силами Временного правительства и Советов.

    Ответ: 346.

  10. Методическая помощь учителю истории
  11. Напишите имя главнокомандующего, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

    Перед изучением карты нужно внимательно прочитать ее легенду.

    Мы видим, что отдельно выделены русские княжества. Значит, речь идет о периоде удельной раздробленности. Обозначены осажденные города. Читаем их названия на карте: Коломна, Москва, Суздаль и т.д. Сопоставляем данные: кто в период раздробленности массово осаждал русские города? Монголы. Кто был их предводителем? Батый.

    Ответ : Батый.

  12. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

    Нам известно, что во время первого похода Батыя на Русь им были разгромлены города Владимиро-Суздальской Руси. Столица, город Владимир был взят штурмом в 1238 г. Именно он и обозначен цифрой 1 на карте. Помогает нам это определить и находящийся недалеко от него на севере г. Суздаль.

    Ответ : Владимир.

  13. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

    В XIII в ., а именно тогда состоялся поход Батыя, почти во всех русских княжества существовала монархическая форма правления с незначительными различиями. В Новгороде и Пскове же установилась республика, где горожане избирали себе должностных лиц. Цифрой 2 на карте обозначен Новгород.

    Ответ : Новгород.

  14. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1) Завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период.

    2) Ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели.

    3) Ям и Копорье были захвачены завоевателями в ходе событий, обозначенных на схеме стрелками.

    4) Одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства.

    5) Завоеватели, поход которых обозначен на схеме стрелками, вторглись в пределы Руси с юго-востока.

    6) Военачальник, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства.

    Снова работа с суждениями.

    1. – верно, именно в зимний период предпочитали нападать монголы, так как можно было не бояться распутицы и использовать замерзшие реки как дороги.
    2. – неверно, Козельск выдержал 49-дневную осаду, за что и был прозван моголами «злым городом».
    3. – неверно, до них Батый даже не дошел. Да и кроме того эти города принадлежали Новгородской земле, а Новгород сумел откупиться от разгрома.
    4. – неверно, раздробленность началась более чем за 100 лет до похода Батыя.
    5. – верно, именно с юго-востока, что понятно и по карте.
    6. – верно, Батый основал государство Золотая Орда, которому и были подчинены русские земли.

    Ответ : 156.

  15. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Вопросы по культуре относятся к числу наиболее сложных. Постараемся разобраться.

    А) «Слово о полку Игореве» написано неизвестным автором, и некоторое время считалось фальсификацией. В нем описывается неудачный поход князя Игоря Новгород-Северского на половцев в XII в.

    Б) «Домострой» – сборник поучений и правил ведения домашнего хозяйства, написанный священником Сильвестром для воспитания молодого царя Ивана Грозного, основанный на новгородских поучительных текстах.

    В) Картина «Боярыня Морозова» написана Суриковым. Боярыня Морозова – реальный исторический персонаж, одна из лидеров церковного раскола XVII в.

    Г) Роман «Тихий Дон» написал Шолохов, получивший за него в 1966 г. Нобелевскую премию.

    Ответ : 4365.

  16. Учимся работать с атласами и контурными картами по истории


  17. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

    1) Военный деятель, изображённый на марке, подвергся репрессиям.

    2) Военный деятель, изображённый на марке, родился в период правления в России Николая II.

    3) События, изображённые на марке стрелками, произошли в ходе Первой мировой войны.

    4) Военный деятель, изображённый на марке, был участником Великой Отечественной войны.

    5) Данная марка была выпущена в период руководства СССР Н.С. Хрущёва.

    В данном задании мне представляется более удобным найти верные суждения, не тратя времени на анализ всех предложенных. На марке мы видим изображение маршала Тухачевского, расстрелянного в 1937 г. На марке указана и дата – 1963 г. , относящаяся к периоду правления Н.С. Хрущева.

    Ответ : 15.

  18. Какие из представленных монет посвящены юбилеям событий, произошедших при жизни военного деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите две цифры , которыми обозначены эти монеты.





    Итак, первая монета посвящена победе в Великой Отечественной войне в 1945 г. К этому моменту Тухачевский был мертв. Вторая монета издана в честь 170-летия российских железных дорог. Дорога Санкт-Петербург – Царское село была открыта в 1837 г., когда расстрелянный маршал еще не родился. Третья отмечает 100-летие российского парламентаризма. Парламент (Государственная дума) был открыт в 1906 г. Тухачевский был репрессирован в возрасте 40 с небольшим лет, соответственно Думу он застал. СССР создан в 1922 г., что тоже относится к времени жизни Тухачевского.

    Ответ : 34.

  19. Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

    «XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…

    Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчёт и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

    Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

  20. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Укажите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

    Этот вопрос снова требует от нас внимательного чтения текста. Упоминаемые в нем понятия, какие как: «хозрасчет», «Закон о государственном предприятии», «кооперация», «индивидуальная трудовая деятельность» и, главное, «перестройка», позволяют определить период – это 1980 – годы. Государством в это время руководил М.С. Горбачев , а период его правления вошел в историю под названием «перестройка».

  21. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

    Внимательно читаем и видим, что в тексте упоминаются: 1) внедрение новых методов хозяйствования, 2) реформы образования и здравоохранения, 3) расширение жилищного строительства.

  22. Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

    Несмотря на оптимистичный дух, которым пронизана резолюция партийной конференции, дела в СССР обстояли не столь радужно. Судорожные и зачастую плохо продуманные попытки реформирования советской экономики, которая даже в партийной резолюции названа «сползающей к кризису», успеха не принесли. Итогом стал острый экономический и социально-политический кризис, закончившийся распадом СССР .

    О причинах этого масштабного, во многом изменившего мир явления до сих пор идут споры на разных уровнях. Этот вопрос имеет очень сильную политическую подоплеку. На отношении к распаду СССР, зачастую, основаны различия между современными политическими партиями и движениями. Но постараемся быть максимально объективными и беспристрастными.

    1) К концу 1980-х годов советская плановая экономика исчерпала ресурсы для своего развития, она оказалась не в состоянии адекватно отвечать на меняющуюся экономическую ситуацию и конкурировать на равных с рыночными экономиками развитых стран.

    2) Несмотря на декларируемую монолитность советского общества, объединявшего народы с разными культурно-социальными традициями, внутри СССР назрели сепаратистские тенденции, поощряемые политическими элитами союзных республик, желавшими политической независимости.

  23. ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем
  24. Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

    Города на берегах рек возникали во многих странах по схожим причинам:

    1) вода необходима человеку самому и для ведения оседлого хозяйства (поливать растения, поить скот);

    2) реки на Руси имели первостепенное значение для торговли. Недаром, главные русские города располагались на водном пути «из варяг в греки».

    3) город, расположенный на берегу реки, имеет защиту в случае нападения врагов хотя бы с одной стороны (с других защитят крепкие стены).

  25. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

    «Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».

    Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

    Ответ запишите в следующем виде.

    Аргументы в подтверждение:

    Аргументы в опровержение:

    Правление Александра III с легкой руки одного петербургского журналиста конца XIX в. стали называть «периодом контрреформ», с негативным подтекстом, но даже некоторые советские историки, несмотря на, в целом, отрицательное отношение к Александру III, признавали, что отдельные мероприятия его внутренней политики положительно сказались на развитии социально-экономическом развитии русского общества.

    Аргументы в подтверждение:

    1. При Александре III велось активное железнодорожное строительство, в том числе на государственные средства, что позитивно влияло на экономическое развитие страны.
    2. Началось формирование рабочего законодательства, облегчившего условия труда женщин и детей.

    Аргументы в опровержение:

    1. Была проведена городская «контрреформа», увеличившая имущественный ценз для избирателей, что ограничило социальную базу органов самоуправления.
    2. Был введен институт земских начальников, которые имели над крестьянином власть, подобную власти помещика над крепостным.
  26. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

    В сочинении необходимо:

    – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

    – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

    – указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

    – используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

    В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

    Для написания сочинения я выберу период с марта 1801 по май 1812 гг. – «дней Александровых прекрасное начало», как определил его А.С. Пушкин в стихотворении «Цензору». Это время с восшествия на престол Александра I и, почти что, до начала Отечественной войны 1812 г.

    Поэт недаром так обозначил эту эпоху. Молодой император был полон идей реформирования России с целью приближения ее по уровню жизни к западноевропейским странам. Для этого, по мнению Александра I, нужно было в первую очередь ограничить самодержавие и уничтожить позорное крепостное право. И, если ограничивать самодержавие царю отсоветовал даже его воспитатель с республиканскими убеждениями Лагарп, то первый шаг на пути уничтожения крепостного права был сделан опубликованием в 1803 г. указа «О вольных хлебопашцах». Этот указ, ставший компромиссом между желанием Александра I по возможности полностью отменить крепостное право и боязнью возмущения дворян, разрешал помещикам отпускать крепостных на волю с землей и за выкуп. Несмотря на небольшое число освободившихся подобным образом крестьян, значение указа огромно. Император продемонстрировал обществу свое отношение к крепостничеству, и, кроме того, некоторые положения «Указа» были реализованы в крестьянской реформе 1861 г.

    Вторым лицом, определявшим образ эпохи, стал М.М. Сперанский. Выходец из семьи сельского священника сделал, благодаря своим талантам, головокружительную карьеру, став, по словам императора Александра I, его правой рукой. Император в первые годы своего правления еще не отказался от идеи реформировать архаичное российское государственное устройство. Блестяще образованный, обладавший исключительно глубоким умом, М.М. Сперанский вынашивал грандиозные замыслы преобразования российской системы управления: ограничения самодержавия выборным законодательным органом – Государственной думой, создание Государственного совета, объединяющего все ветви власти, предоставления всему населению гражданских прав, что, по сути, делало невозможной реализацию крепостного права. В жизнь воплотилось лишь создание Государственного совета в 1810 г. и только с законосовещательными функциями. Уступая давлению «высшего света», ненавидевшего выскочку-реформатора и обвинявшего его в связях с Наполеоном, Александр I накануне войны 1812 г. отправил М.М. Сперанского в ссылку. Его ум и преобразовательные замыслы в данное время оказались невостребованными, и это затормозило развитие государственности нашей страны. Многие идеи М.М. Сперанского будут реализованы, но только век спустя и под давлением первой российской революции. Будет и Государственная дума, и гражданские права населению, но слишком поздно.

МБОУ «Камскоустьинская СОШ»

План работы по подготовке к ЕГЭ по истории

учителя 1 квалификационной категории

Варфоломеевой Ларисы Александровны

на 2017-2018 учебный год

Цель: Выявить и повысить уровень подготовки выпускников по истории для проведения итоговой аттестации в виде ЕГЭ

Задачи:

Познакомить учащихся с действиями участников ЕГЭ при подготовке и проведении ЕГЭ; -научить учащихся заполнять бланки регистрации и ответов участника ЕГЭ;

Оценить и откорректировать знания исторических фактов: дат, мест, участников и результатов важнейших исторических событий, а также исторических названий и терминов;

Формировать у учащихся представления об оценке исторических событий и явлений и навыки оценочной деятельности;

Научить учащихся самостоятельно извлекать информацию из исторического источника, применять её для решения познавательных задач;

Развивать умения исторического объяснения (раскрытие причин, следствий событий, выявление в них общего и различного, определение характера, классификаций и др.);

Сегодня, в связи с введением ЕГЭ, перед учителем истории стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ЕГЭ? Мне, как и многим другим учителям, пришлось пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. Эта работа была связана с глубоким анализом моего педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может пригодиться и в современных условиях и отказом от того, что явно устарело. Практика показывает . Главным условием для успешной сдачи ЕГЭ является интерес ученика. Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Поэтому каждый учитель просто обязан помочь детям овладеть навыками, необходимыми для выполнения тестов ЕГЭ. Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ).

Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.

Основными принципами, ведущими к успешной сдаче ЕГЭ, можно считать следующие:

1. Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

2. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

3. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

4. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

5. За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

6. При решении тестов (в I части) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.

Работа учащихся в рамках данного курса должна подвести их к пониманию того, что на экзамене в форме ЕГЭ проверяются следующие знания и умения по истории России:

    Хронологические знания и умения работать с хронологией;

    Знание исторических фактов и умение работать с фактами;

    Умение работать с историческим источником;

    Умение работать с исторической картой;

    Умение анализировать и объяснять исторический материал (соотносить единичные факты и общие явления, классифицировать исторические события и явления по определённому признаку и т.п.)

Интернет - ресурсы по подготовке к ЕГЭ

    МультиЛекс Online: электронные словари он-лайн

    Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн http://www.edic.ru

    Википедия: свободная многоязычная энциклопедия

    Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»

    Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме

    www. ctege.ru. Сайт информационной поддержки ЕГЭ.

    www/ testonline.rustest.ru

    www. resuit.rustest.ru

Литература для подготовки к ЕГЭ по истории

    История России: все темы для подготовки к ЕГЭ/И.И.Бабленкова, В.В.Акимов и др. -М.: Эксмо, 2014

    История России.ЕГЭ 2015 Вступительные испытания. Учебно-методическое пособие. -Ростов.Легион, 2015

    История. Подготовка к ЕГЭ-2016: учебно-методическое пособие/ под ред.О.Г.Веряскиной.-Ростов. Легион

    ЕГЭ. 2016.История.Типовые задания./Е.А.Гевуркова и др.-М.6 Эксмо.2016

    Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ.2016.История. Учебное пособие/Е.А.Гевуркова и др.-М.:Интеллект-центр.2016

    История. Подготовка к ЕГЭ: анализ исторического источника(зад с1-3) 10-11 класс учебно-методическое пособие. -Ростов. Легион,2012

    История. Подготовка к ЕГЭ-2016: учебно-методическое пособие/ под ред.О.Г.Веряскиной.-Ростов. Легион,2016

    История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ. Работа с историческими документами/ авт-сост Н.А.Григорьева и др. -Волгоград. Учитель 2005.

    Готовимся к экзамену по истории России.-М.Айрис-Пресс 2016

    ЕГЭ 2016 История. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ.-М.: Интеллект-центр..2016.

Тематическое планирование по истории ЕГЭ

Дата

план

Дата

факт

Введение. Единый государственный экзамен по истории: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование.

6.10

Общая характеристика заданий части 1 и 2.

13.10

Специфика заданий части 1

20.10

Предыстория народов России

27.10

Восточные славяне в VI - IX вв. и их соседи. Образование Древнерусского государства.

3.11

Киевская Русь в конце IX - в начале XII века.

10.11

Русь Удельная

17.11

Культура Руси 9-12 вв

24.11

Русь в 13-15 вв

1.12

Россия в 16 веке

8.12

Русская культура в XIV-XVI вв.

15.12

Россия в 17 в после Смуты

22.12

Культура России в 17 в

25.12

12.01

Решение вариантов экзаменационных заданий

19.01

26.01

Он-лайн тестирование

2.02

Россия в первой половине 18 в

9.02

Россия во второй половине 18 в

16.02

Культура России 18 в

2.03

Россия в первой половине 19 в

9.02

Россия во второй половине 19 в

16.02

Культура России в 19 в

23.02

Россия в 1900 – 1916 гг

6.04

Россия в 1917 – 1922 гг

13.04

Советская Россия, СССР в 1920 – 1930 гг

20.04

27-28

Великая Отечественная война

На втором занятии написание задания 25

27.04

4.05

СССР в 1945 – 1991 гг

11.05

Решение вариантов экзаменационных заданий

18.05

Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ

25.05

Тестирование в формате ЕГЭ

июнь

Тестирование в формате ЕГЭ

июнь

На каждого ученика заводится карта индивидуальных достижений.

В конце большого блока исторического времени проводится зачет.

Учитель работает по запросу ученика – работа может варьироваться в зависимости от тяжести исторического материала.

Алгоритм действий самостоятельной подготовки для выпускников при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА по истории.

1.Познакомься с демоверсией (www. ). Каждый год демоверсия обновляется, поэтому знакомься с документом последнего года на указанном сайте и получи верное представление об экзаменационной работе.

2. Выполни задания демоверсии, сверяя собственные ответы с ответами, представленными в демоверсии. Подсчитай баллы, определи, хватило ли времени на выполнение работы.

Это позволит получить представление о трудности работы.

3. Выяви пробелы в своих знаниях – это могут быть разделы, темы, отдельные вопросы. Это поможет ответить на вопрос: «могу ли я успешно сдать экзамен, есть ли у меня достаточные знания по предмету, какие темы являются проблемными?».

4.Начни подготовку к экзамену. Подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной и требует достаточного количества времени. Она проходит на уроках, дополнительных занятиях: например выбрав элективный курс для дополнительной подготовки к экзамену, или в режиме самостоятельной работе. Немаловажное значение имеет и общая эрудиция ученика, гораздо легче сдать успешно экзамен тому, кто много читает, интересуется современными проблемами общественной жизни, анализирует информацию различных СМИ.

5.Познакомься со спецификацией экзаменационной работы (www. ). Она определяет структуру и содержание работы, в ней виден формат работы: количество частей, заданий, уровень сложности заданий, проверяемые умения, общее количество баллов, время, отводимое на выполнение работы и т.д. Из этого документа можно узнать, сколько и каких заданий составляют экзаменационную работу.

6.Подбери литературу: учебники - один основной, два дополнительных; Пособия – варианты типовых тестовых заданий (разработанные специалистами ФИПИ), справочники.

7. Проанализируй кодификатор (www. ). Повторяй основное содержание курса, ключевые понятия, ориентируясь на элементы содержания, представленные в кодификаторе.

8. Используй опорные конспекты, схемы, таблицы. Они помогут привести твои знания в систему и повторить содержание курса.

9. Обрати особое внимание на разделы, где ты выявил пробелы в собственных знаниях. Если испытываешь трудности, обратись к учителям за советом.

10. Заведи тетрадь-словарик, где записывай определения наиболее сложных терминов, понятий, теоретических положений.

11. Повторив материал, познакомься сначала с примерами заданий части А и В. Используй пособия, разработанные специалистами ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

12. Потренируйся, выполнив несколько вариантов заданий. Так ты сможешь еще раз проверить свои знания по предмету.

13. Обнаружив ошибки в своих ответах, вернись к опорным конспектам, схемам, таблицам, словарю.

14. Повторив содержание, исправь свои ошибки, пробелы.

15. Выполни еще несколько вариантов заданий, останавливаясь только на заданиях I части. Это позволит приобрести уверенность в том, что ключевые вопросы содержания освоены.

16. Перейди к самой сложной части работы –II части. Познакомься с примерами заданий второй части работы и приступай к их выполнению.

17. Используй памятки, которые помогут понять назначение каждого задания, выявить модели условий, выработать алгоритм решения.

18. Перед экзаменом еще раз просмотри свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повтори термины. Если есть необходимость, дополнительно потренируйся в решении заданий всех частей работы.

19. Если встречаешь трудные задания, незнакомые понятия и термины, обращайся за советом к преподавателю.

С чего начать, задаются вопросом все, кто сталкиваются с изучением истории. Запомни раз и навсегда - история предмет сюжетный и структурный.

Из чего состоит история?

Как любая гуманитарная наука история имеет четкую структуру. Именно по ней специалисты ФИПИ составляют экзамен. Разобраться с ней - первый шаг к осознанному изучению истории.

В экзамене встречается три типа заданий, проверяющих различные аспекты дисциплины.

Вот так выглядит развернутая схема, которую тебе необходимо понять и запомнить, чтобы продуктивно работать с курсом в любой его форме. О ней редко говорят репетиторы, в школах ее не изучают. Хотя ничего сверхъестественного в ней нет.

Как видишь, история делится всего на три структурные категории: даты, сюжеты и источники. Для успешного изучения курса тебе необходимо понимать содержание каждой из категорий и всегда соотносить любую изучаемую тему с этой схемой, составляя «слепой конспект».

На конкретном примере разберемся: зачем нужна эта схема, что понимается под каждой из ее составных частей и как применять ее при решении заданий ЕГЭ.

Даты

Или то, с чего стоит начать изучение истории.

Исторических дат множество. В Сети можно найти огромные списки дат, которые якобы нужно выучить и ты точно сдашь экзамен. Учебники кишат тысячами дат. На самом деле, учить 99% из них не нужно, а в Интернете большинство пабликов ведут школьники, которые сами не знают, как готовиться к экзамену.

Блок «Даты» состоит из двух составных частей - базовые и основные даты.

Базовые даты - это основной базис истории. Именно с их изучения и нужно начать подготовку к экзамену. Базовые даты включают в себя: годы правления исторических деятелей и их краткую характеристику. На изучение базиса понадобится около десяти дней. После этого момента ты уже сможешь с успехом приступать к изучению курса любым доступным тебе способом.

Что нам понадобится?

Для работы с правителями России нам понадобится следующая таблица.

Алгоритм работы с ней следующий:


По ходу просмотра пробегайся по выписанной тобой колонке «Значение» и как только ты дойдешь до события, выписанному у тебя на стикере, дополни его датой (есть в видео).

Резюмируем : у тебя появится понимание, что правитель перед тобой и с чем его едят.

Дальше остается запомнить его годы правления. Воспользуйся для этого методикой «интервального повторения» . Просто возьми за правило каждые 15 минут обращать внимание на стикер, после первого часа повторений - пытайся вспомнить годы правления уже сам. Если готовишься с «нуля», то переведи годы правления в век и запоминай уже его.

Твоя цель - выстроить структуру истории в голове: какой правитель идет за кем и какую роль он сыграл в истории страны. Справился с первым стикером? Переходи ко второму.

Результат работы: появление базиса истории в памяти, изучаемый материал не будет превращаться в «кашу в голове», а выстраиваться в четкой структуре. Потрать на эту работу 10 дней и уверяю - твои усилия окупятся.

Как понять, какие даты нужны, а какие нет?

На помощь тебе придет документ, который называется историко-культурный стандарт.
На экзамене тебе встретятся даты, которые содержатся именно в нем и никакие больше.

Как изучать даты правильно, не зубрить их и запоминать за считанные минуты - рассказываю в ходе своего недельного марафона. Ссылку сможешь найти выше.

Таким образом, знание дат и общих сюжетов даст тебе возможность эффективно решать многие задания экзамена на знание дат и покроет треть заданий ЕГЭ.

Задания ЕГЭ на знание исторических дат





Все эти задания проверяют только одно - знание базовых и основных дат.

Сюжеты

Переходим к следующей части - сюжетам.

История, это как сериал. Есть последовательность событий, где из одного вытекает другое . Как в сериале здесь есть действующие лица - исторические личности . Как в сериале, история наполнена своими специфическими словами, применимыми только в определенном сюжете - термины .

Каждая тема курса обладает своими ПСС (причинно-следственными связями) - причинами и последствиями события, которое ты изучаешь. Это как в жизни, то, что ты читаешь этот документ имеет причину — ты решил сдавать ЕГЭ по истории. А следствием этого будет то, что ты правильно начнешь подготовку к экзамену. Все просто.

Поэтому когда ты будешь дальше работать с курсом - у каждой основной даты ищи причины того, почему произошла (например) русско-японская война и последствие этой войны. Опять же многие задания экзамена проверяют это умение.

Исторические личности и термины - так же немаловажная вещь . И они тоже нужны для сдачи экзамена и понимания того, что ты учишь. Какие именно термины и каких именно личностей изучать, смотри в историко-культурном стандарте.

Совет: личностей всегда изучай в контексте понятия «современник правителя». Изучив базис, ты будешь знать десятки правителей нашей страны. Личностей изучай как людей, живших во время (например) Петра Первого.

Так какие задания проверяют знание сюжетов?

Задания ЕГЭ на знание исторических сюжетов




Как видишь, все просто и имеет определенную структуру.

При изучении темы, для успешной подготовки, главное держать в голове одно - любую тему в конспекте нужно раскладывать на отдельные части и всегда соотносить их с историко-культурным стандартом. Тогда все становится дико просто.

Источники

Последнее, что нужно прорабатывать. Причем, прорабатывать отдельно.

Источникам мы посвятим отдельные инструкции.

Пока лишь скажу, что их знание обеспечит тебе решение остальных заданий экзамена. Всех до единого. Ну и хочу тебя обрадовать - все источники, используемые на экзамене, так же нам уже давным-давно известны.

  1. Карты . Составители экзамена не рисуют новые карты каждый год. Они используют готовый пак карт, причем одинаковый, каждый год . Он есть на руках у меня и нашей команды. Так что ты так же можешь его получить в недельном марафоне и там же научиться с ними работать.

  2. Культура . Главное при изучении культуры не уйти в чтение книжек и пособий. Это вообще отдельная тема, на которую мы поговорим в следующих инструкциях. Важно понимать, что и культуру на экзамене спрашивают одну и ту же: в заданиях используют заранее известные иллюстрации, памятники культуры (от живописи до архитектуры)

Таким образом - путь к результату намечен. Точка «А» есть, а твое первое задание будет - изучить базис курса из правителей России.

Пояснительная записка

Программа курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ.

Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

В заданиях ЕГЭ есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах.

Учебный план состоит из 13 разделов:

  1. Русь в IX – начале XII в.
  2. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
  3. Российское государство во второй половине XV – XVII в.
  4. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.
  5. Россия в XVIII – середине XIX в.
  6. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
  7. Российская культура в XVIII – начале ХХ в.
  8. Советская Россия – СССР в 1917–1941 гг.
  9. Россия в 1941-1945
  10. Россия в 1945-1991
  11. 1917-2013. Культура
  12. Россия в 1992-2013
  13. Работа с частью «С» ЕГЭ по истории.

Требования к уровню подготовки выпускников к ЕГЭ по истории,формируемые на занятиях

Знать (понимать) :

  • основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развитии;
  • изученные виды исторических источников

Уметь :

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников;
  • использовать приобретенные знания при составлении плана и написании творческих работ (в том числе сочинений);
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры
  1. Введение в политологию: книга для учащихся старших классов / Г. С. Гаджиев – М., 1999.
  2. История России XX-начало XXI века. 11 класс. / Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. – М., 2011.
  3. История России. С древнейших времен до начала XXI в. В 2 томах. / под редакцией Сахарова А. Н. – М., 2003.
  4. Государство и церковь в России. XX век. / Одинцов М. И. – М., 1994.

И нтернет - ресурсы

  1. 1. http://www.mon.ru . gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  2. 2. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
  3. 3. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  4. 4. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека 5. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Учебный план подготовки к ЕГЭ по истории.

Название разделов и тем.

Кол-во часов

Домашнее задание

План.

Факт

РАЗДЕЛ 1. Русь в IX – начале XII в.

1.1. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество

1.2. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства

1.3. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах

Решение теста

Решить 1 вариант

РАЗДЕЛ 2. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

2.1. Политическая раздробленность Руси

2.2. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский

2.3. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский

2.4. Начало объединения русских земель. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва

2.5. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Решить 2 вариант

РАЗДЕЛ 3. Российское государство во второй половине XV – XVII в.

3.1. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г.

3.2. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири)

3.3. Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский4.4. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Никон и Аввакум

3.4. Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Решить 3 вари ант

РАЗДЕЛ 4. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

4.1. Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Повторить

Зачет «Россия в IX-XVII вв.»

Повторить

РАЗДЕЛ 5. Россия в XVIII – середина XIX в.

13-15

5.1. Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Абсолютизм. Создание регулярной армии и флота. Северная война

5.2. Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства

5.3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя

5.4. Александр I. Внутренняя и внешняя политика

5.5. Внутренняя и внешняя политика Николая I.

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Повторить

РАЗДЕЛ 6. Россия во второй половине XIX-нач. XX в.

17-19

6.1. Внутренняя и внешняя политика Александр II. Отмена крепостного права

6.2. Внутренняя и внешняя политика Александра III.

6.3. Общественные движения второй половины XIX в.

6.4. Внутренняя и внешняя политика Александра III

6.5. Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Решение 4 вариант

РАЗДЕЛ 7. Российская культура в XVIII – начале ХХ в.

7.1. Наука и образование. М.В. Ломоносов. Н.И. Лобачевский. Д.И. Менделеев. Литература и искусство.

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Повторить

РАЗДЕЛ 8. Советская Россия – СССР в 1917–1941 гг.

23-24

8.1. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

8.2. Гражданская война. Красные и белые. «Военный коммунизм»

8.3. Новая экономическая политика. Образование СССР

8.4. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни.

8.5. СССР в системе международных отношений в 1920–1930-х гг.

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Повторить

РАЗДЕЛ 9. Россия в 1941-1945 гг.

26-27

9.1. СССР во Второй мировой войне. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Битва за Москву. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе войны

9.2. Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции

9.3. Итоги Великой Отечественной войны. Советские полководцы. Г.К. Жуков. Послевоенное восстановление хозяйства

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Повторить

РАЗДЕЛ 10. Россия в 1945-1991 гг.

29-31

10.1. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев

10.2. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы

10.3. Внешняя политика СССР в 1945–1980-е гг. Холодная война. Разрядка

10.4. Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической жизни. М.С. Горбачев

Повторить основные даты, понятия

Решение теста

Решение 5 вариант

РАЗДЕЛ 11. Россия в 1917-2013 гг. Культура

11.1. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники

Повторить основные даты, понятия

РАЗДЕЛ 12. Россия в 1991-2013

35-36

12.1. Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Принятие Конституции Российской Федерации

12.2. Российская Федерация в 2000 – по настоящее время: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев

Повторить основные даты, понятия

37-38

Отработка заданий части А и В.

Повторить

РАЗДЕЛ 13. Работа с частью «С» ЕГЭ по истории

39-42

13.1. Работа с источником. Умение охарактеризовать авторство, времени и целей создания источника. Умение поводить поиск исторической информации (задания С1-С2 в ЕГЭ по истории)

13.2. Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа пи рассмотрении фактов, явлений, процессов (задания С3-С4 в ЕГЭ по истории)

13.3. Умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам (задания С5 в ЕГЭ по истории)

13.4. Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности (задания С 6 в ЕГЭ по истории)

Повторить основные даты, понятия

43-44

Решение КИМов

Повторить основные даты, понятия

45-46

Работа над ошибками

Повторить

Пробный ЕГЭ


Добро пожаловать на сайт сайт, автором которого являюсь я, Иван Некрасов. Этот проект не банально о подготовке к экзамену, это не онлайн-школа, которых сейчас десятки и даже сотни; не занятия с репетитором, который живет на одном этаже с тобой, в твоем доме. Не просто вебинары и полезные статьи. Это нечто большее.

Здесь я и моя команда абсолютно бесплатно поможем тебе преодолеть все тяготы подготовки к экзамену. Я начал заниматься преподаванием шесть лет назад и с самого начала своей работы я понял, что это мое призвание. Этот блог появился тогда же, в 2012 году, как методическая копилка моих материалов, которые я использовал при организации уроков.

Но прошло время и теперь это один из ведущих сайтов по подготовке к экзамену. За все время моей работы в крупнейших лицеях и онлайн-школах страны, я накопил бесценный опыт, который уже получили тысячи студентов со всей России. Именно эти люди поступают даже из «глубинки России» в ведущие ВУЗы страны. А все потому что методом проб и ошибок я выстроил четкий план-систему, пройдя через которую ты сможешь подготовиться к экзамену с полного НУЛЯ до результата.

Мое кредо - подготовить всех и каждого, через кровь, пот и слезы на высокий результат в 80 и выше баллов.
Причем для этого не понадобятся годы. Достаточно лишь трех месяцев.

Обучаясь с нами ты не только сможешь получить простое и понятное объяснение действительно запутанных тем, но и узнать, какой именно период исторического сочинения попадется тебе на реальном экзамене; зачем нужен открытый банк заданий ФИПИ и где найти ответы на задания в нем и многое другое.

Как начать подготовку?

История

История является одним из самых сложных предметов для сдачи экзамена в формате ЕГЭ. Но одновременно - один из самых интересных. И при грамотной подготовке, которую я помогу тебе провести в течении доэкзаменнационного периода, я уверен, что история станет для тебя увлекательным сериалом, возвращаться к которому ты будешь и после сдачи экзамена. Итак, после того как решение о сдаче экзамена по истории принято, необходимо собрать «скелет» материалов по этому предмету.

Возможно ты готовишься с НУЛЯ и в школе тебе уже говорят, что ты не сдашь и историю НЕВОЗМОЖНО выучить за год и сдать экзамен на достойный балл. Ты опускаешь руки и начинаешь верить в это, видя перед собой тонну учебников и пару месяцев, оставшихся до экзамена

Но запомни раз и навсегда, что все это ПОЛНАЯ ЛОЖЬ

Я уже более шести лет преподаю историю. Причем делаю это необычно, по своей собственной методике, и мои ученики ежегодно справляются с экзаменом, начиная с полного нуля. В прошлом учебном году пятнадцать моих выпускников сдали ЕГЭ на максимальные 100 баллов. И ты сможешь повторить их результат. Главное - действительно захотеть.

И тогда у тебя все получится. Я проверял.

Каким же образом мои ребята получают такие результаты?
Неужели есть какая-то волшебная таблетка, что средний балл моих учеников составляет - 92 балла?

Нет, никакой таблетки нет.

В то время, когда учебник Баранова кишит ошибками и сложными и запутанными формулировками, а другие преподаватели просто копируют друг у друга материалы - я создаю свои, каждый день ищу новые методики запоминания и упрощения информации, а также техники для более интересного и живого объяснения материала.

Что такое маркеры и как работать с исторической картой: ОТКРЫТЬ
Что такое слепой конспект и методика структуризации: ОТКРЫТЬ

Поможет так же пошаговый план подготовки, который не позволит наделать ошибок и привести тебя к той самой каше в голове, которая будет тормозить процесс обучения. А наряду с огненными скриптами и системами работы с маркерами, паттернами, слепыми конспектами - изучении истории станет для тебя одним из самых интересных периодов обучения в твоей жизни.

И маленький совет. Полюби то, чем ты занимаешься.
И тогда все обязательно получится. Просто начни делать уже сегодня, ничего не жди.

До встречи на занятиях
http://xn----7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/11/Rob-Benedict-Fare-Thee-Well.mp3

Всегда перед началом какого-то большого дела нужно понять: на каком этапе достижения своей цели ты находишься. Так же и в подготовке к ЕГЭ.

Каждый год, новые ученики личных групп Ивана Некрасова перед началом занятий с ним проходят авторский стартовый тест, максимально объективно показывающий уровень подготовки к сдаче экзамена. Я предоставляю тебе бесплатную возможность пройти самооценивание по моему авторскому алгоритму бесплатно и со 100% точностью.

После прохождения самооценивания ты сможешь:
🔺 Понять что именно ты не знаешь и какие темы нужно повторить?
🔺 Увидишь свои пробелы в изучении каждой из тем
🔺 Получишь персональные рекомендации от преподавателя

Интересно?

Проходи ее прямо сейчас и жду тебя уже в следующем уроке 😌


КАК УЧИТЬ ИСТОРИЮ
без зубрежки с помощью слепых конспектов?

Узнай в этом видео

ЗАДАЧА: ПРОЙТИ все темы курса истории

Привет. Теперь ты готов к началу подготовки.
Тема этого этапа максимально сложная, непростая и продолжительная.

Я не буду ставить перед тобой конкретных сроков: лишь предложу несколько алгоритмов и вариантов подготовки к экзамену, каждый из которых действительно работает! ❤️
- - - -

СПОСОБ ПЕРВЫЙ.
- Изучение истории самостоятельно.

Сложно, но выполнимо, если вы располагаете временем на подготовку. Его должно быть не меньше одного года, так что если ты сейчас в 10 классе и готов методом проб и ошибок докопаться до сути истории, потратив на это не один день, - этот метод для тебя.

Разбей историю на 30 разделов и начинай изучение курса с помощью профильного учебника, направленного на понимание сюжетов. Рекомендую тебе и своим ученикам - пособие Спицына, которое прикрепляю к этому посту. Проходи его шаг за шагом, пользуйся методом структуризации с помощью слепого конспекта и историко-культурного стандарта, чередуя его в работе с паттернами.

После изучения периода - закрепляй материал с помощью пособия Артасова, решения заданий открытого банка заданий ФИПИ и просмотра документальных фильмов. Тебе придется проделать большую работу, чтобы найти на просторах Сети действительно стоящие материалы, но поверь - оно того стоит.

Как только ты переступишь порог ХХ века, начинай практиковаться в решении общих тестов. Рекомендую пособие И.Артасова, главного составителя ЕГЭ. На этом этапе следует начинать работу с всеобщей историей и отечественной культурой. Постоянно проверяй свои знания, проводи их анализ и восполняй пробелы с помощью слепых конспектов.

Такая длительная работа даст свои плоды и ты сдашь экзамен на максимум! 🔥

СПОСОБ ВТОРОЙ.
- Изучение истории с классическим репетитором.

Отличие этого способа от первого является лишь в том, что тебе не придется читать учебник. Обычный преподаватель в твоем городе, бесплатной онлайн-школе, проводящей вебинары, не будет за тебя структурировать информацию и подавать её так, чтобы она соответствовала формату ЕГЭ и не требовала заучивания. Тебе все равно придется тратить часы на это, чтобы добиться результата 🌠

✒︎ Поэтому если ты готов тратить деньги, чтобы не читать учебник, любая из массовых онлайн-школ или репетитор в твоем городе - это неплохой вариант для изучения материала и подготовки к экзамену.

СПОСОБ ТРЕТИЙ.
- Изучение истории с методистом.

Идеальный способ. Как человек, имеющий непосредственное отношение к разработке методик преподавания истории, скажу, что такой преподаватель поможет тебе вдвое сократить срок подготовки, причем скорректирует твою работу так, чтобы ты не допустил ни единой «стратегической ошибки».

Мои коллеги, которые во главу угла ставят упрощение преподавания материала, его интересность и нативное запоминание, выпускают стобалльников каждый год. Так в прошлом году я сам выпустил 15 стобалльников и могу говорить об этом с полной уверенностью.

Однако, как правило, это преподаватели университетов или лучших гимназий и лицеев, занятия с ними стоит дорого, а очередь на их уроки выстраивается на несколько лет вперед. Именно поэтому такие люди готовят к экзаменам:

🔹 С гарантией результата
🔹 На собственных материалах и разработках
🔹 Имеют сотни благодарных учеников
🔹 Берутся за самые сложные случаи [смотри отзыв: https://vk.com/wall264552602_1410 ]

Хочешь присоединиться к моим занятиям? 👑
Не хочешь самостоятельно искать всю необходимую информацию для подготовки?
Стремишься к нативному запоминанию?