Получив такое приглашение, постарайтесь как можно скорее договориться о встрече: любую возникшую проблему лучше всего решать тотчас же, по горячим следам.
В подобной ситуации родители зачастую чувствуют себя в положении провинившегося, испытывая неловкость. Ниже мы приводим несколько полезных советов для тех родителей, которые оказались в такой ситуации.

Иногда у ребенка не складываются отношения со сверстниками, и эта проблема значительно осложняет его школьную жизнь.

Взаимоотношения со сверстниками

Иногда в школьной жизни ребенка возникают такие ситуации, в которых просто необходимо вмешательство родителей. Самая типичная проблема - у ребенка не складываются взаимоотношения со сверстниками, он чувствует себя отвергнутым.
Если ваш ребенок пришел из школы в слезах и жалуется, что его обижают сверстники, не стоит поднимать тревогу: в определенном возрасте все дети ссорятся и мирятся, и даже самые неразлучные друзья могут всерьез рассориться. Успокойте ребенка, заверьте его, что очень скоро все его проблемы уладятся.
Если вы замечаете, что ваш ребенок чувствует себя в школе изгоем, отверженным, проявите участие к его горю, покажите, что вы тоже страдаете вместе с ним. Ваш ребенок должен знать, что вы обязательно поможете ему найти выход из той непростой ситуации, в которой он оказался. «Родители на твоей стороне, они всегда готовы прийти на помощь» - без колебаний скажите ребенку.
Дети, как правило, отторгают из своей среды тех сверстников, которые чем-то отличаются от них (внешностью, манерой поведения, одеждой и т.п.), причем в подобной ситуации обе стороны могут проявлять нетерпимость, агрессию. Таким образом, родителям и педагогам следует в первую очередь подумать о том, какие меры воздействия им следует применить к участникам конфликта.
Попросите ребенка подробно рассказать о сложившейся ситуации. Позвоните преподавателю и договоритесь с ним о встрече. В случае необходимости попросите директора школы присутствовать при разговоре. Познакомьте педагогов с теми фактами, которые сообщил вам ваш ребенок.
В статье «Родительские собрания» мы подробно рассказывали о том, как организовано в школе общение родителей и педагогов. Если у вас накопилось достаточно информации для размышления, вы можете обратиться за консультацией к вашему педиатру. Врач, который хорошо знаком с особенностями физиологии вашего ребенка, наверняка даст вам несколько дельных советов.

Конфликты с учителями и проблемы с учебой

У каждого ребенка иногда возникают определенные проблемы с успеваемостью: он может не справиться с тем или иным тестом, получить низкую оценку по какому-то предмету. Решить возникшую проблему вам помогут индивидуальные занятия. Позанимайтесь с ребенком, а в случае необходимости попросите учителя оказать вам помощь.
Иногда у родителей возникают опасения, связанные с методикой работы самого педагога. Например, вам не нравится интерьер классной комнаты, сама атмосфера, царящая в классе. Может быть, вы считаете, что педагог не уделяет вашему ребенку должного внимания, или ваш ребенок пожаловался вам, что учитель публично унижает его.

В подобной ситуации прежде всего необходимо поговорить с преподавателем. Объясните ему, в чем заключается проблема вашего ребенка. Не принимайте на себя роль обвинителя, разговаривайте сдержанно и спокойно. Ни в коем случае не употребляйте таких выражений, как «Вы не справляетесь со своей работой!» или «Как вы могли сказать подобное моему ребенку!» Дайте преподавателю возможность спокойно объяснить ситуацию, выслушайте все его соображения. Если вы разочарованы результатами беседы, а все принятые вами меры не дают ощутимых результатов, обратитесь за помощью к директору школы. Директор, вероятно, пригласит вас и вашего учителя встретиться еще раз в его кабинете. Вмешательство директора школы в подобных ситуациях приносит ощутимую пользу.
Директор школы - это ваш верный союзник, поэтому обращайтесь к нему за помощью в любой ситуации. У вас возникли проблемы с водителем школьного автобуса? Вы хотите оборудовать во дворе школы детскую площадку? Директор школы поможет вам решить эти проблемы. В некоторых случаях вам целесообразно будет обратиться за помощью к представителям школьной администрации (педагогу-консультанту, школьному психологу).
Не торопите события, позвольте педагогам действовать так, как они считают нужным. В подобных случаях и ребенку, и учителю необходимо время, поскольку ситуация с успеваемостью не может измениться за считанные дни. Если в течение учебного года ситуация не изменилась и у вашего ребенка остались те же проблемы, обратитесь в вышестоящие организации (в частности, к администрации вашего района). Администрация района принимает концептуальные решения, касающиеся всех находящихся на его территории образовательных учреждений. В случае необходимости вы можете также обратиться со своей проблемой в школьный совет.
Беседуя с чиновниками высокого ранга, излагайте только факты, а эмоции оставьте на потом. Сохраняйте ровный доброжелательный тон, не отклоняясь при этом от существа проблемы. Резкой вспышкой эмоций вы можете настроить чиновников против себя, и вам придется начинать все сначала.
Если вы решили дойти со своей проблемой до самого верха бюрократической лестницы, обратитесь за помощью к педиатру вашего ребенка: врач наверняка даст вам несколько полезных советов.

Чтобы ребенок не грубил учителям, постойте с ним в очереди, чтобы сам делал уроки, прикидывайтесь тугодумом, а тем, кому сложно найти друзей, устраивайте вечера комедий

СЛОЖНО ВЛИТЬСЯ В КОЛЛЕКТИВ

Школьнику может быть сложно влиться в коллектив из-за внешних отличий, низкой самооценки, неразвитых социальных навыков, несамостоятельности и т.д. Поговорите с ребенком: почему, по его мнению, у него не складываются отношения в классе. Обратите внимание и на то, как вы сами обращаетесь с ним. Если «тюкаете» ребенка, делаете замечания, не уважаете его мнение, перебиваете, ничего не доверяете, то понятно, почему у него ничего не получается и в классе. Немедленно меняйте поведение.

Также помогите ребенку увидеть его сильные стороны, изюминку, благодаря которой он может выделиться на фоне других. Например, если школьник хорошо рисует, фотографирует, лепит или говорит по-английски — пусть продемонстрирует свои умения одноклассникам. Но перед этим узнайте, чем дышит класс ребенка: какие книжки читают, какую музыку слушают, как развлекаются. Возможно, школьник не может влиться в коллектив, потому что у него мало общего с ним — от стиля одежды до увлечений. Пусть ваш ребенок станет таким, как все, в хорошем смысле слова. Например, если в классе принято приглашать одноклассников на дни рождения, то пусть тоже так делает. Еще совет: развивайте в ребенке чувство юмора. Юмор не только помогает привлечь к себе внимание, но и сглаживает конфликты. Чтобы развить его, смотрите вместе комедии, придумывайте шутки.

НЕ МОЖЕТ САМ ДЕЛАТЬ УРОКИ

Причин, почему ребенок не может сам делать уроки, несколько. Например, он может быть недостаточно уверен в себе. В таком случае необходима работа с его самооценкой: поощряйте его и хвалите за успехи вне зависимости от их значимости. Также договоритесь с ним о системе поощрений-наказаний — пусть ребенок участвует в их выборе, так он будет ощущать себя частью процесса и ответственным за него. Еще идите с ним на компромиссы: договоритесь делать вместе уроки не каждый день, а например, три дня из пяти. Позанимавшись так неделю, похвалите за то, как он прекрасно справлялся в самостоятельные два дня. Затем сократите количество дней, когда вы делаете уроки вместе.

Не делают сами уроки еще и дети, которых родители слишком опекали: они с детства все делали за ребенка, и он привык, что и дальше так будет. Нужно развивать у него самостоятельность. Например, родители должны научиться не давать сразу готовый ответ, когда школьник просит о помощи в уроках: спросите, что конкретно ему непонятно, или просите несколько раз прочесть задание вслух, якобы потому, что вы не уловили суть. Так ребенок будет стремиться понять задание самостоятельно, чтобы объяснить его вам. Еще детям может просто не хватать внимания родителей, и они используют уроки как возможность побыть с ними. Поэтому проводите больше времени с ребенком.

НЕТ АМБИЦИЙ И ЖАЖДЫ ЗНАНИЙ

Может быть, ребенку не нужны пятерки, потому что он и без них уверен в себе и своих знаниях. В этом случае объясните, что школьные отметки — это не только оценка его знаний, но и показатель его успешности для других людей и они понадобятся ему, например для того, чтобы перейти в лучшую школу или поступить в вуз.

Возможен менее оптимистичный вариант: столкнувшись с негативом со стороны родителей за плохую отметку, ребенок потерял веру в свои способности и как следствие лишился желания проявлять себя в учебе. Возможно, вы слишком требовательны к чаду и ориентированы только на лучший результат. Если это так, то снижайте планку своих ожиданий, ограничьте контроль над учебой ребенка, чтобы он расслабился, поощряйте его стремления, даже если они не увенчались успехом, и замечайте его достижения в других сферах. Это поможет сместить фокус важности со школьных оценок, ребенок станет увереннее.

Еще убивают тягу к пятеркам неудачи: например, ребенок изо всех сил старается получить высшую отметку, но почему-то не может. В таком случае нужно его ободрить и немного ослабить авторитет школы, показав, что это не последняя инстанция в оценке его знаний. Например, родители могут завести так называемый альтернативный дневник школьника, ставя свои оценки за сочинения или домашние задания.

ПЛОХИЕ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ

Если начались проблемы с учителем — надо говорить и с ребенком, и с учителем. Возможно, ее не устраивает поведение ученика, например, он постоянно выкрикивает (тогда попросите его так не делать), или он — единственный, кто отстает в предмете (тогда прямая дорога к репетитору). В свою очередь ученика может не устраивать, что его, например, критикуют при всех (попросите учителя сдерживаться). Конечно, если ситуация становится все критичнее, например, вы замечаете травлю со стороны учителя, то нужно показать ребенку, что вы на его стороне, и обратиться к директору школы.

Если неприязнь в виде хамства, неуважения изначально исходит только от ребенка, то объясните ему, что учитель — такой же человек, как мама, папа или его друзья, ему тоже не нравится неуважительное отношение. Научите ребенка терпимости и толерантности. Например, проведите так называемую 15-минутку критики, придираясь к ребенку по любому поводу (не так взял вилку, не так сел и т.д.). Спросите, приятно ли ему, когда с ним так обращаются. Так он сможет почувствовать себя в шкуре учителя. Еще вариант: стойте в очередях. Видя нетерпение и раздражение ребенка, спокойно (!) объясняйте ему, что рядом стоят такие же люди, как и он, и что, когда ничего не изменить, нужно просто смириться с обстоятельствами (в ситуации школьника — с тем, что ему не нравится учительница).

ОБЗЫВАЮТ ДЕТИ В ШКОЛЕ

Не бросайтесь наказывать обидчиков ребенка — это зачастую приводит к тому, что к обидным фразам в его адрес добавляется еще и «ябеда». Также не приходите встречать ребенка после школы (если он не младшеклассник), не одергивайте при других, чтобы не складывалось впечатление о нем, как о слабаке. Пусть с вашей помощью, но без непосредственного участия, он научится отстаивать себя. Для начала объясните ребенку, что лучшей реакцией на дразнилки будет равнодушие: нет смысла дразнить человека, которого не задевают обидные слова. Так, если дразнят за длинный нос, то ребенок может ответить: «Да, он у меня такой, и что?». Если же дразнилки касаются того во внешности, что можно изменить, то нужно это сделать. Например, если дразнят за полноту, то стоит задуматься о том, чтобы изменить рацион ребенка, приучить к спорту. Впрочем, иногда нужен радикальный выход: жесткая фраза в ответ обидчику или эффектный боевой прием.

СВЯЗАЛСЯ С ПЛОХОЙ КОМПАНИЕЙ

Если школьник поддался плохому влиянию, то ни в коем случае не надо сразу запрещать общаться с этими людьми. Единственное, чего вы добьетесь запретом: он просто не будет ничего вам рассказывать. Будьте умнее — пригласите этих детей к себе домой. Такой поступок вызовет доверие у ребенка, плюс вы, посмотрев на друзей чада, сможете выяснить, что именно в них так привлекает его. Вы сможете понять, как дать ребенку то, чего ему не хватает вне его компании. Например, если школьник сдружился с теми, кто бесцельно бродит по улицам, то, возможно, ему не хватает признания своей взрослости от родителей (поэтому чаще спрашивайте его мнение, дайте больше свободы выбора). А если ваша скромная дочь, например, сдружилась с хулиганкой, то, возможно, она хочет избавиться от излишней скромности (предложите ей пойти в театральный кружок или на развивающий тренинг). В итоге школьник, получив то, чего ему не хватает, просто поменяет компанию.

БОИТСЯ ВЫХОДИТЬ К ДОСКЕ

Фото vseodetyah.com

​Школьник может бояться отвечать у доски, потому что его пугает учительница, например своей строгостью. Поэтому дома предложите ему нарисовать ее в каком-то смешном образе, например со смешной прической — смех поможет расслабиться. Еще одна причина страхов — школьнику не хватает уверенности в себе. Выходов несколько. Попросите учительницу спрашивать вашего ребенка после уроков или в письменной форме. А параллельно развивайте в нем навыки публичных выступлений: устраивайте домашние театральные постановки и репетируйте с ним ответы у доски.

Наши эксперты: Наталья Дмитришена, детский и семейный психолог, руководитель психологической студии; Мария Аракелова, детский психолог, гештальт-терапевт; Ирина Колесник, детский и семейный психолог

ОПЫТ ЧИТАТЕЛЕЙ

  • Елена Ребикова, мама троих детей:

Моя дочь, 4-классница Варя, не хотела самостоятельно делать уроки и ленилась при этом. Она учится в школе полного дня, где после занятий ученики делают домашнее задание. Но Варя мало что делала, ждала меня, и в итоге мы сидели с уроками допоздна. Я начала забирать ее раньше из школы, но это не помогло: дома дочка, пользуясь моей мягкостью, искала любой повод, чтобы отложить уроки. В итоге я решила показать, к чему приведет такое ее поведение: например, я отказывалась гулять с ней по вечерам, отпускать к подружкам, пока уроки не сделаны, в общем, перестала идти на уступки. Сначала Варя обижалась, но потом поняла меня. Мы с ней договорились, что часть уроков она будет делать в школе, часть — дома. Со временем ей самой уже не хотелось нести что-то домой и она стала стараться все выполнять в школе.

  • Татьяна Урда, мама двоих детей:

Не все школьные друзья, с которыми общался мой сын-подросток, мне нравились. Но я, несмотря на это, никогда не запрещала общаться с ними — сын считает (и я его в этом поддерживаю), что он имеет право самостоятельно выбирать друзей. Поэтому я давала ему свободу и вместо того, чтобы осуждать друзей, вместе с сыном анализировала их поступки (не всегда красивые даже по отношению к нему самому), обращала внимание на показательные детали в их поведении — в общем, давала ему почву для размышлений. Со временем сын сам убедился, что такие товарищи ему не нужны, и нашел себе других. С помощью доверительных разговоров я боролась и с его несдержанностью, например по отношению к учителям. Однажды он сильно нагрубил одной из них. И поскольку для него важно, чтобы его воспринимали как равного, я объяснила ему, что взрослые люди так не поступают — они терпимо относятся к недостаткам других. Это помогло.

Иногда школу приходится менять по объективным обстоятельствам: например, ребенок собирается более углубленно изучать какие-то предметы. Или вы переехали в другой район.

Но бывает, что сменить школу вы вынуждены не по своей воле, а из-за конфликтов с учителями или одноклассниками. И здесь очень важно понять: действительно ли смена школы - единственный выход? Или проблему можно решить другим путем?

Конфликт с учителем

В седьмом классе у сына сменилась учительница математики, и неожиданно из хорошиста он по этому предмету превратился в двоечника. Учитывая, что мальчик мечтал об инженерных специальностях, такое превращение казалось катастрофой. Учительница была твердо уверена, что, невзирая на успехи в физике, у него отсутствуют математические способности. Хотя репетиторы, протестировав семиклассника, не нашли у него пробелов ни в алгебре, ни в геометрии. А один из них прямо сказал: у вас проблема не с математикой, а с математичкой.

Промучившись года два, мы приняли решение - сменить школу. Многие меня осуждали, считая, что надо учиться преодолевать конфликты, а не бежать от них. Но положа руку на сердце: всегда ли мы готовы развязать войну? Бывают ситуации, когда проще и правильнее просто выйти из конфликта. Так мы поступили и со школой.

Этот переход оправдал себя полностью. И не только потому, что у сына сегодня твердая четверка по математике, иногда «грозящая» перейти даже в пятерку (и это в лицее с математическим уклоном!). Главное - что сын снова верит в себя, хотя эту уверенность предыдущая учительница сильно поколебала.

Если вы видите, что учитель явно недооценивает вашего ребенка, для начала лучше поговорить с ним и прояснить спорные моменты. Конечно, может оказаться, что это вы переоцениваете способности своего чада. Но если ваши мнения с учителем расходятся, попросите проэкзаменовать ребенка сторонних преподавателей. Как раз из этих соображений мы и обращались к репетиторам.

А если все говорит о том, что вашего ребенка притесняют и ему это тяжело и неприятно - не стоит мучиться и надеяться, что конфликт рассосется. Все же в школу ходят за знаниями, и если учитель не может их дать, тем более по важным для вас предметам, - лучше найти другого учителя.

Но самый большой урон такая ситуация наносит психике школьника. Если ему постоянно говорить: ты ничего не знаешь и не понимаешь, он сам в это поверит и перестанет понимать даже то, что раньше знал и умел. И задача родителей - не допустить этого.

Конечно, важно уметь решать конфликты и находить общий язык с другими, но еще важнее - не тратить свои силы и нервы на бесполезную борьбу.

Объект для насмешек

Гораздо сложнее понять, кто виноват, если у ребенка проблемы с одноклассниками. Да, возможно, они жестокие и насмешливые, но родителям важно понять, почему мишенью для насмешек дети избрали именно вашего сына или дочь. Вы можете поменять школу, но ваш ребенок останется таким же, и нет гарантии, что в новом коллективе не возникнут старые проблемы.

По мнению психологов, каждый ребенок выстраивает вокруг себя тот тип межличностных отношений, который ему привычен. И если роль жертвы для него наиболее естественна, то и в другой школе он невольно окажется именно в этой роли. Так же, как если он привык быть лидером, то неизбежно будет главенствовать и в новом классе.

В проблемах ребенка могут быть невольно виноваты и сами родители. Первое, над чем с охотой издеваются школьники всех возрастов, это чрезмерная родительская опека. Подумайте, может, вы заставляете сына носить шапку чуть не до мая, из лучших побуждений, конечно? Может, бабушка до сих пор встречает взрослого внука у ворот школы?

Это не значит, что надо идти на поводу у детей и позволить своему чаду одеваться и вести себя как угодно, но слегка отпустить поводья стоит. А параллельно приучайте ребенка к независимости от чужого мнения.

Делаем выбор

Прежде чем окончательно решить вопрос со сменой школы, еще раз взвесьте все плюсы и минусы. Потеря старых друзей или приобретение новых…

Необходимость привыкать к требованиям новых учителей. Иной школьный уклад, иное время на дорогу…

Все эти моменты следует хорошенько проговорить с ребенком. Порой после таких разговоров вдруг выясняется, что переход в другую школу - это смена одних проблем на другие. А иногда ребенок вообще может понять, что все эти конфликты были некоторым фоном, который ему не так уж и мешал. Если переход неизбежен, то конец учебного года - лучшее время, чтобы решить этот вопрос. Также вместе со школьником нужно выбирать новую школу, тщательно проанализировав, что вас не устраивало в прежней и что вы хотите найти теперь.

Это почти как выбор нового места работы. Не поддавайтесь на привлекательные, но несущественные для вас моменты. Если вы твердо решили перейти в школу, где математика - только в базовом объеме, не идите в математическую лишь потому, что она рядом с домом и о ней прекрасно отзываются соседи. Иначе вы получите те же проблемы, от которых пытались сбежать.

Мои родители хотели, чтобы я училась непременно в московской школе. И я им благодарна за это. Однако, если ребенок сам хочет сменить школу, стоит прислушаться к его мнению. Ведь причины могут быть разными. Например, я считаю, что именно из-за неправильной педагогической тактики учителя я невзлюбила химию.

Почти все родители рано или поздно сталкиваются с тем, что у их ребёнка появляются . Безусловно, это связано с индивидуальными особенностями каждого ученика, но огромную роль в этом играет и родительское воспитание. По статистике, в начальной школе намного меньше учеников, отстающих в обучении, чем в средней и старшей.

Связано это с тем, что, во-первых, учебный материал в 1-4 классах относительно простой для усвоения, во-вторых, в таком возрасте ведущая деятельность детей – именно обучение. В это время формируются основные качества школьников, развиваются определённые психические процессы.

Именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность школьников характеризуется высоким уровнем результативности, т.к. ученики осознают свой долг перед обществом – а именно перед учителями и родителями, которые ставят перед ними определённые требования – выполнять те или иные задания, в общем – учиться.

Основной стимул к обучению для учеников в таком возрасте – хорошие оценки и поощрения со стороны родителей и учителей. То, что знания им пригодятся на протяжении всей жизни, ученики полностью осознают лишь в подростковом и старшем школьном возрасте.

Но, несмотря на столь высокий процент успевающих учеников в 1-4 классах, в каждом классе встречаются и неуспевающие. Причины их неуспеваемости могут быть самыми разнообразными – лень, проблемы в семье, нехватка времени (например, если ученик посещает много разнообразных кружков и секций, внешкольных учреждений), плохое влияние учителей.

Именно труд учителя и родительское воспитание в большей мере влияют на успехи ребёнка в школе. Не зря говорят, что учитель – «инженер человеческих душ». Именно он вносит максимальный вклад в умственное, моральное и эстетическое воспитание ребёнка.

Он должен заботиться о том, чтобы в ученика было достаточно мотивов учиться, ведь это его работа. Учитель должен организовывать свои уроки таким образом, чтобы каждый ученик, не отрываясь, слушал его и с нетерпением ждал следующего урока. Отличный инструмент для этого – периодическое проведение нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-фантазии, конкурсы и различные соревнования).

Например, если предупредить за несколько дней учеников о том, что вскоре по определённому предмету состоится конкурс или соревнование – они подготовятся к этому намного лучше, чем к обычному уроку, ведь в этом случае имеет место такое понятие, как конкуренция – она всегда способствует прогрессу. Почти каждый ученик захочет победить в конкурсе, поэтому приложит немало усилий для подготовки.

А если после такого конкурса провести контрольную работу, то её результаты, несомненно, порадуют любого учителя – уровень усвоенных знаний учеников будет достаточно высоким. Поэтому, следует сделать вывод, что использование таких приёмов учителем даст гораздо лучший результат, чем проведение обычных скучных уроков.

Что касается родителей, то им нужно обращать внимание на то, чтобы их ребёнок своевременно и добросовестно выполнял домашние задания. Следует регулировать время, которое он проводит за компьютером, телевизором, с друзьями, ведь именно это часто становится причиной неуспеваемости и потери трудолюбия.

Компьютерные игры – особенно влиятельный фактор. Хорошо, если ученик и в школе справляется со своими обязанностями, и успевает хорошо отдохнуть. Но если он много времени тратит на досуг, а в учёбе появляются проблемы – родителям следует принимать меры.

Нужно установить определённый порядок: за компьютер сядешь лишь тогда, когда выполнишь все домашние задания. Или же, час смотришь телевизор – а потом выполняешь домашние задания.

Понятное дело, что сразу приучить ребёнка к такому порядку не получится – он будет возмущаться, обижаться и демонстративно отказываться выполнять домашние задания. Поэтому надо вводить такой порядок постепенно.

Следует заранее предупреждать ребёнка о том, что, если он получит плохую оценку в школе – два дня не сможет сесть за компьютер или выйти на улицу к друзьям. Постепенно делать такой порядок более строгим. Ребёнок со временем привыкнет к этому и будет знать, что за плохие оценки и невыполнение домашних заданий его будет ждать наказание. Но должна быть и обратная сторона медали – поощрения.

Нужно стимулировать ребёнка к учёбе тем, что, например, если он за месяц не получит ни одной тройки, то родители купят ему велосипед.

Это для некоторых родителей может показаться ненормальным – таким образом стимулировать учеников к обучению, ведь каждый человек с молодости должен развивать в себе трудолюбие и чувство долга. Но это вполне нормально – ведь в таком возрасте дети ещё не способны заниматься самовоспитанием так, как следует, поэтому для как говорится, «все средства хороши».

Как узнать, что проблемы существуют?

На первый взгляд, это может показаться несложным – ребенок придет домой и сам пожалуется на несправедливость. Однако это не всегда так. Дети часто стараются скрыть от родителей школьные конфликты. И у них для этого есть причины. Во-первых, дети боятся обвинений в несостоятельности. Во-вторых, они не хотят огорчать родителей – например, тем, что «не справились».

Поэтому родителям важно почувствовать те немые сигналы бедствия, которые подает сын или дочь. Первый и самый верный признак того, что что-то происходит – резкая смена поведения. Ребенок вдруг отказывается говорить на школьные темы, стал замкнут и мало улыбается. Если школьник вдруг ни с того ни с сего заболевает, это может свидетельствовать о более серьезных проблемах. Когда уровень стресса становится слишком высоким, детский организм сдает и как верный слуга старается избавить ребенка от лишних визитов в школу.

Причины конфликтных ситуаций

1. Специфика работы учителя.

В психологии это называют профессиональной деформацией личности. Влияние профессии на характер, стиль мышления и эмоциональные реакции испытывают и врачи, и полицейские, и другие специалисты. Педагоги особенно часто подвержены этому влиянию. Дело в том, что учитель – профессия статусная и общественно уважаемая. К сожалению, это практически не отражается на зарплате. Но, тем не менее, мы постоянно слышим об «учительском призвании», о «сеянии разумного, доброго, вечного». Педагог знает, что делает важное и полезное дело, он гордится статусом и не желает спускаться с пьедестала.

Кроме того, школьная система устроена таким образом, что учитель вынужден ежедневно оценивать учащихся. И для этого существует целый арсенал средств, оказывающих влияние на детей и родителей. Отметки, записи в дневнике, публичная оценка в классе, вызовы родителей в школу – все это универсальные инструменты манипулирования. При этом у ребенка нет особого выбора – школьник обязан посещать уроки, даже если конкретный учитель ему не нравится.

2. Семейное воспитание.

Другая область причин школьных конфликтов связана с семьей. Если дома ребенок воспитывался в доверии и раскрепощенной атмосфере, проблемы возникнут почти наверняка. Такому ребенку нетрудно открыто высказывать свое мнение, ему неинтересно механическое повторение материала и тяжело заниматься рутинной работой. Он не видит смысла «делать, как все». Поэтому в школьной системе, привыкшей причесывать всех под одну гребенку, такую семью будут ждать столкновения. Педагоги часто воспринимают такого ребенка как недостаточно воспитанного, а в его свободомыслии видят неуважение и угрозу для собственного авторитета.

3. Требования школы.

В самом начале обучения в школе нередки проблемы, возникающие в результате требований педагога к внешнему виду, к правилам ведения тетрадей и дневника. Приучение к принятому в учебном заведении порядку – процесс непростой. К моменту поступления в школу большая часть детей еще не готова следовать школьным стандартам аккуратности. Однако такие проблемы редко длятся долго и младшим возрастом, как правило, и исчерпываются.

Ситуация. Учитель не любит моего ребенка.

Причина. Глубинная причина подобных проблем лежит, как правило, не в учителе, а в семье. В норме ребенок не должен очень волноваться и требовать от педагога особого отношения к себе. Если ребенок жалуется на «нелюбовь» и сравнивает отношение учителя к себе и к одноклассникам, он переживает неудовлетворение от того, что его, как ему кажется, недооценили.

Совет. Родителям нужно дать почувствовать ребенку, что он любим близкими людьми и защищен в семейных отношениях. Школьнику нужно обеспечить недостающее чувство уверенности в своих силах и помочь повысить самооценку. Возможно, имеет смысл перевернуть конфликтную ситуацию. Поговорите с ребенком, а может ли он сам больше любить учителя? Может быть, стать внимательнее и стараться выполнять его требования к внешнему виду, оформлению работ и чистоте тетрадей?

4. Особенности ребенка.

Другая группа школьных конфликтов гораздо более устойчива. Постоянные проблемы с учителями бывают у детей с гипер- и гиподинамическим синдромом, дисграфией, нарушением концентрации внимания и другими особенностями, при которых нет противопоказаний для получения образования в обычных классах. Такие излишне подвижные или наоборот, излишне неторопливые дети мешают учителю. Ученик отвлекает других детей или отвлекается сам, не успевает за другими, медленно соображает. И учитель старается от него тем или иным способом избавиться.

Ситуация. Ребенок с избыточным весом испытывает эмоциональный срыв (почти перестал общаться в семье, не хочет ходить в школу) после оскорблений учителя физкультуры.

Причина. Чувство унижения, особенно в подростковом возрасте, возрастает в несколько раз, если фразу, которую ребенок считает для себя оскорбительной, взрослые произнесли в присутствии его ровесников. Скорее всего, конфликт возник не из-за одной конкретной ситуации, а стал результатом копившихся проблем.

Совет. Ребенка нужно научить воспринимать вещи под другим углом зрения, помочь повысить его самооценку. Кроме того, у ребенка должно быть достаточно надежных друзей в классе, которые могли бы его поддержать.

Ошибки родителей

1. Беспечность.

Проблемная ситуация между педагогом и ребенком может возникнуть на любом этапе школьной жизни – в начальной, средней или старшей школе. Напряженные отношения с учителем сильно травмируют ребенка, поэтому не стоит считать, что он справится самостоятельно. Дети еще не окрепли психологически настолько, чтобы в одиночестве выдержать такую интенсивную нагрузку. А сильный стресс в юном возрасте приводит к непредсказуемой реакции – от апатии к учебе до хронических болезней. Да, жизнь – отличный учитель. Однако у ребенка еще будет масса возможностей в этом убедиться. Сейчас же ему нужно просто помочь.

2. Излишние ожидания от учителя.

Многие педагоги придерживаются мнения, что их основная профессиональная задача – учить, а не воспитывать и любить. Такого учителя интересуют результаты обучения и возможность перейти к следующему разделу программы. Так что индивидуальную работу с учениками педагоги могут воспринимать как исключение и дополнительные обязательства, заявляя, что в их функциональные обязанности не входит любовь к каждому ученику класса.

Ребенок, проведший дошкольное детство в любящей семье, может удивляться тому, что его в школе не любят. Для детского мышления это нормально. Однако взрослые понимают, что у любого педагога, даже самого опытного, наступает предел, когда количество гиперактивных и «тормозов» во время урока переходит определенную грань. Кто-то может выдержать одного-двух детей, выбивающихся из общего уровня класса, кто-то – трех-четырех, но больше – вряд ли.

Ситуация. Учитель кричит на детей в классе.

Причина. Их может быть, но все они чаще всего происходят из-за того, что педагог устал, а дети не слушаются.

Совет. Поговорите с другими родителями – не жалуются ли их дети на подобную проблему. Если вы получаете подтверждение, что учитель грубо и на повышенных тонах разговаривает с детьми, то отправляйтесь в школу и поговорите с ним. Многие педагоги корректируют свое поведение, когда понимают, что родители в курсе всего происходящего на уроках. Для детей постарше эта ситуация может послужить в качестве учебного пособия – как выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с теми, кто старше. Подросткам можно рассказать о приемах более спокойного отношения к холерикам и истеричным людям. Такие умения пригодятся во взрослой жизни.

Как решать проблемы в школе

Шаг 1. Дать ребенку чувство защищенности. Для начала обязательно всеми возможными способами поддержите и успокойте ребенка. Даже если вы подозреваете, что, возможно, не прав именно он. Досконально разобраться в ситуации у родителя еще будет время. А пока необходимо снять первый, самый болезненный приступ детского стресса.

Шаг 2. Добиться единства требований в семье. Договоритесь между всеми взрослыми в семье, что и родители, и бабушки-дедушки будут решать возникшую проблему сообща. Единство требований – половина успеха. И если у кого-то появляются собственные амбиции («а мне еще на сентябрьской линейке не понравился этот завуч»), их лучше усмирить для достижения блага во имя интересов ребенка.

Шаг 3. Поговорить с учителем. Даже если вы изначально настроены категорично, нужно пойти в школу и разобраться. Не стоит идти к директору без общения с конкретным педагогом. «Через голову» проблема не решается, а лишь усугубляется.

По пути в школу подумайте, что для вас поход к педагогу – попытка военных действий или предотвращение этой войны? Если второе, то идите с максимальным настроем на позитивный диалог. Задавайте учителю больше вопросов о ребенке, расспрашивайте его обо всех нюансах. Скорее всего, чужое мнение о характере, привычках и манере поведения ребенка вам не понравится. Но попробуйте проанализировать честно высказанную учителем позицию. Возможно, для этого придется психологически отстраниться, как будто речь идет о соседском ребенке, например. Попросите у учителя совета, как вам поступить. Спросите, чем, на его взгляд, могут помочь ребенку в семье.

Шаг 4. Последовать совету учителя. Если советы педагога покажутся вам справедливыми и ценными – делайте. А через 2-3 недели снова зайдите в школу. Спросите педагога, если ли позитивные сдвиги, расскажите, что сделали. И вновь попросите совета.

В чем логика такого поведения? Когда учитель видит, что родители готовы стать его союзниками, это подталкивает педагога к изменению отношения к ученику. Он инстинктивно начинает уделять ребенку больше внимания. Терпеливее ждет ответа от медлительного, чаще поощряет гиперактивного. Ребенок такое отношение педагога сразу считывает и начинает стараться все больше. Как результат - механизм «разоружения» запущен. А отсюда шаг до школьных успехов.

Шаг 5. Сходить к директору школы. Если на уровне педагога проблемы все-таки не решить, сходите на разговор к директору или заместителю директора по начальной (средней) школе. Возможно, ребенка удастся перевести в другой класс. Впрочем, надо быть готовыми к тому, что в условиях одной школы за ребенком и его семьей закрепится слава конфликтных и неуживчивых. А ей всегда сопутствует предвзятое отношение.

Шаг 6. Сменить школу. Переводить ребенка в другую школу – болезненно. Но иногда – просто необходимо. Учителя, которые готовы будут принять вашу семью такой, какая она есть, и помочь ребенку получить образование без травмирующих стрессовых ситуаций – есть. И помните, что школа рано или поздно закончится. А по жизни вы и ваш ребенок должны идти единомышленниками, прощать, любить, поддерживать друг друга и помогать в разрешении возникающих проблем.