Воспитание способности вносить

во всякий труд творческое начало останется

одним из краеугольных камней педагогики.

Д. Андреев

Главной составляющей человека постиндустриального общества ХХ1 века является наличие проектной культуры, которая рассматривается как одна из базовых управленческих способностей человека. Проектная культура – это знания, умения и готовность к реализации таких функций, как диагностирование, целеполагания, планирование, регулирование процесса деятельности в ходе ее осуществления, контроль и коррекция промежуточных результатов деятельности, управление деятельностью как таковой.

Современный человек должен рассматривать образование как средство реализации собственных образовательных, профессиональных, культурных и жизненных планов, а также как способ формирования ключевых компетентностей (способности применять свои знания и умения), обеспечивающих успешность всей жизнедеятельности человека.

В этом плане одними из перспективных технологий являются проектные технологии, реализация которых осуществляется на основе использования метода проектов . Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности и творчества при выполнении учебных заданий.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Еще в 1891г. русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев отмечал: « Знания, конечно, ценны, но еще ценнее умение, искусство, способности. Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься. Важно, чтобы человек мог сам учиться, чему нужно. Самое важное приобретение учащихся – умение правильно мыслить и говорить, умение учиться».

Идеи П.Ф. Каптерева легли в основу метода проектов, разработанного П.П. Блонским, который писал: «В школе ребенок прежде всего должен не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить. А школа должна стать местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни, при которой ученик не только учится, но и упражняется в самостоятельных знаниях. Жить – это значит познавать действительность и преобразовывать ее».

Теоретические идеи П.П. Блонского пытался реализовать на практике русский ученый-педагог С.Т. Шацкий, опыт работы которого был представлен на Всероссийском съезде учителей в 1907г. А затем его педагогические разработки и проекты учащихся были представлены на Всемирной промышленной выставке в Чикаго в 1908г., где были отмечены Малой золотой медалью. Этот успех подвигнул ученого на создание в 1911г. колонии «Бодрая жизнь», где образовательный процесс был организован на принципах ученическо-педагогического сотрудничества, а личностный интерес обучающихся являлся необходимым условием результативной деятельности. Предполагалось, что для успешного решения проблемы ребенок должен был не только использовать имеющиеся у него знания и умения, но и выяснять, какая еще информация будет необходима для решения проблемы и какие умения нужно будет приобрести. задача учителя-консультанта заключалась в руководстве проектной работой.

Идеи проектного обучения нашли отражение в опыте А.С. Макаренко. Продолжили дело Шацкого и Макаренко другие педагоги: Е.Г. Каганов отмечал, что только этот метод позволяет сочетать детские интересы и потребности дня, обеспечивает слияние теории с практикой; В.В. Игнатьев и М.В. Крупенина выделили этапы выполнения проектов и т.д.

В начале ХХ в. Америке этот метод базировался на идеях гуманистического направления в философии и образовании, развитых американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником

В.Х. Килпатриком. Основателем метода считается американский педагог

Е. Паркхарст, создатель педагогической системы, известной в настоящее время как «Дальтон-план» (от названия американского города Дальтон в штате Массачусетс). Его целью было индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме.

В США, Великобритании, Бельгии, Финляндии, Германии, Италии и многих других странах метод проектов приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Современный этап развития нашего общества выдвигает особые требования к школьному образованию, цель которого - воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать знания, самостоятельно выбирать средства и способы решения разнообразных задач. Модель обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебным материалом; взаимодействие с преподавателями.

В связи с этим технология проектного обучения становится сегодня ведущей технологией школьной практики. Ее главная идея заключается в следующем: с большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. Лозунг этой деятельности – «Все из жизни, все для жизни». Основной тезис современного понимания метода проектов – «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, способностей самостоятельно конструировать и использовать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве и критически осмысливать полученную информацию.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом (Е.С. Полат).

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Метод проектов направлен на

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать шахи по достижению цели и идти к ней);

- развитие критического мышления (аналитического, ассоциативного, логического, системного);

- развитие творческого мышления (самостоятельный перенос теоретических знаний в практику, комбинаторные и прогностические умения);

- развитие умения работать с информацией (отбирать нужную, анализировать, обобщать, выявлять проблемы, обрабатывать данные, генерировать идеи);

- формирование коммуникативной компетенции (умения работать в коллективе, владеть культурой коммуникации, уметь адаптироваться к действительности);

- развитие умения составлять письменный отчет (умение составлять план, презентовать информацию, оформлять сноски и составлять библиографию);

- формирование позитивного отношения к работе (проявление инициативы, энтузиазма, выполнение работы в соответствии с планом и графиком работы);

- развитие умения корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

- обучение оцениванию процесса (самой деятельности) и результата проектирования.

Основные компоненты проектной деятельности : проблема проектирование (планирование) - поиск информации – продукт – презентация – портфолио.

Отсюда этапы работы над проектом :

    Анализ ситуации. Определение социально значимой проблемы –

исследовательской, информационной, практической. Формулировка темы проекта, целей и задач.

    Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование

самого проекта – модели проекта): постановка цели и конкретных задач исследования; определение объекта и предмета исследования, выбор методов научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез, исторический метод и т.д.); распределение ролей участников и пр.

    Мобилизация ресурсов. Поиск информации (обзорной, реферативной,

сигнальной, справочной), которая будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы.

    Разработка собственного варианта решения проблемы. Реализация и

выход проекта как результат работы (доклад. таблицы, схемы, графики, рисунки и пр.). Обсуждение результатов.

    Презентация (представление продукта): устный отчет с демонстрацией

материалов или письменный (создание портфолио).

    Оценка результата и процесса, самооценка и рефлексия.

Целевые ориентации проектных технологий обеспечивают активное участие ученика в учебном процессе, достижение высокого уровня усвоения содержания, формирование знаний, умений и навыков, адаптацию обучения к особенностям различных групп, формирование исследовательских умений и умения принимать оптимальное решение, развитие коммуникативных качеств личности, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие творческих и познавательных способностей, повышение личной ответственности каждого участника проектной деятельности, его самоорганизации и рефлексии.

Проектная деятельность является личностно ориентированной. Школьники учатся работать как в группе, так и самостоятельно.

Существует несколько подходов к классификации проектов.

Методические и учебные пособия:

  • Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
  • Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  • Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
  • Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.

Список литературы

  • Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  • Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач. школа. – 2005. - №6.
  • Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  • Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование 2000. - №9. - с. 177-180.
  • Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. - 1993. - №2.
  • Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.-256 с.
  • Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. - 1994. - №4.
  • Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
  • Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
  • Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч, 2000. - №3. - с. 10-21
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.
  • Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
  • Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004. - №2.
  • Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов. - Смоленск: ассоциация ХХ I век, 2006. - 48 с.
  • Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХ I век, 2003.
  • Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа -2006 - №1. - С. 7-27
  • Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 296 с.: ил.
  • Корнетов Г.Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы и интерпретации. // Завуч 2005. - №1. - с. 110-122
  • Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование 2005. - №2.-с. 113-121
  • Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д.: Учитель, 2007.
  • Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования. // Педагогика 2000. - №4.-с. 38-43
  • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Графф, 2002.-112 с.ил. - (Библиотека учителя).
  • Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-272
  • Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
  • Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№ 4.
  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  • Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. -1994. - №4.
  • Плотниковская Н.А, Компьютер в начальной школе // Информатика и образование, 9-2003. С. 94.
  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
  • Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч, 2005. - №5.-с. 38-47
  • Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
  • Сафьянинов П.С. Забавный компьютер. // Информатика и образование. - 1993. №4.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
  • Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  • Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
  • Хромов А.А. Метод проектов в начальной школе // Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998. - с. 127-128.
  • Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999. - №6. - с. 32-337
  • Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - № 3.

ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся в процессе изучения литературы»

(описание опыта работы )

Выполнена:

Панькиной Галиной Борисовной учителем русского языка и литературы второй категории МОУ СОШ № 13 п.Искра Будённовского района

г. Ставрополь, 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….......

Понятие, сущность учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся ……………………………………………………..

Форма и виды организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся …………………………………………………….

Опыт организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит системно -деятельностный подход, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающегося, её познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала школьника, что исключает выступление ученика в роли пассивного слушателя, поглотителя информации. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых приоритетными являются следующие: креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность. Для формирования таких качеств выпускника особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Использование проектной деятельности является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Использование проектной деятельности позволяет обучающимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Понятие, сущность учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

По мнению Р. Г. Ивановой и А. Г. Иодко – исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Под исследовательской деятельностью учащихся, которая моделирует процесс научного познания, можно понимать особый вид интеллектуально-творческой деятельности поискового характера, направленный на формирование адекватного представления об изучаемом объекте, осуществляемый в соответствии с требованиями научного исследования и сопровождающийся овладением необходимыми знаниями и умениями, а значит, и формированием компетенций. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

    ценностно-смысловая,

    общекультурная,

    учебно-познавательная,

    информационная,

    коммуникативная,

    социально-трудовая,

    личностная компетенция самосовершенствования.

Учебное исследование и проект строятся по принятым в науке традициям: постановка проблемы, изучение литературы по данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Литература – это предмет, который даёт огромные возможности для разнообразных исследований и проектов: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы.

Методика организации исследовательского проекта предполагает несколько этапов.

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

    высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

    обсуждение возникших идей;

    перечисление интересующих учащихся тем проектов;

    формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

    уточнение намеченной цели и задачи;

    поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

    обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями и т. д.);

    интерпретация данных;

    сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений и навыков):

    систематизация полученных данных;

    построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

    осмысление полученных данных и способов достижения результатов;

    обсуждение и организация презентации результатов работы (на уровне школы, округа, города и т.д.)

Форма и виды организации

учебно-исследовательской и проектной работы

В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь „открыть". Поэтому учебно-исследовательскую и проектную работу в школе я рассматриваю так: создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения.
Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания

Огородникова Н.В. подразделяет учебно-исследовательскую деятельность учащихся на несколько форм, но это разделение является достаточно условным и зачастую предложенные формы сочетаются и успешно дополняют друг друга.

а) Традиционная урочная система.

Для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 9-ых, 10-ых, 11-ых классов представляется урок

Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения и метода проекта.

Исследовательский метод и метод проекта можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.

Применение исследовательского метода и метода проекта возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и другое.

б) Нетрадиционная урочная система.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования, проекта или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п. .

в) Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской и проектной деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

Обычно школьный эксперимент осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования) .

г) Домашнее задание исследовательского и проектного характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Виды проектов

    По характеру доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект набор на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

Т ворческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта является открытым до самого окончания.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
2.По предметно-содержательной области:

    Монопроект , в рамках одной области знаний;

    Межпредметный проект, на стыке различных областей.

3.По характеру координации проекта:

    С открытой координацией (жесткий);

    С закрытой координацией (гибкий)

4.По количеству участников проекта:

    Личностный;

    Парный;

    Групповой.


Проектно-исcледовательская деятельность

учащихся на уроках литературы


Проектно-исследовательская деятельность – трудоемкая работа. Почему я стараюсь использовать ее в своей практической деятельности? Наверное, потому что проектная методика на уроках литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика. Подготовку и защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов.
На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии.

Задача изучения литературы – обогащение читательского, нравственного опыта учащихся, формирование научных основ анализа художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических потребностей. Курс литературы, который включает в себя монографические и обзорные темы, строится на историко-хронологической основе с попыткой представить литературное развитие, смену литературных направлений как процесс.

Готовясь к уроку, часто задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своим предметом, новым материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их самостоятельную и творческую деятельность, какой метод лучше использовать для этого.

С пятого класса для адаптации учащихся нужно постепенно вводить мини – проекты, краткосрочные и недельные проекты. Время подготовки не должно быть длительным, потому что ребята часто забывают или откладывают работу на последний день. При этом обязательны консультационные дни (количество консультаций зависит от продолжительности проекта и расписания). По характеру результата вначале лучше использовать продукционный проект (учащиеся, сделав что – то своими руками, будут более удовлетворены: в наличии есть оценка и «вещь») или информационный проект (получить информацию в наше время не составляет труда, остается ее только преподнести на должном уровне). Таким образом в 5 классе мною была организована реализация 2 краткосрочных и недельных проектов.
Серия проектов по теме «Д.Ролинг – современная английская писательница и ее книги о Гарри Поттере». Первый проект выполняется в процессе всего знакомства с жизнью и творчеством писательницы и изучения книги в открытках (3 урока). Второй и третий проекты – 4, 5 урок изучения темы (или использовать уроки внеклассного чтения для более глубокого изучения произведения).
Создание коллективной книги не вызовет у учащихся особых затруднений, если будет наблюдаться под руководством учителя. Второй проект – экспресс – музей – музей одного дня, который посещают на уроке учащиеся данного класса, а на перемене – учащиеся параллельных классов (с целью обучения проектной деятельности, развития познавательного интереса, расширения кругозора, сравнения со своей деятельностью). Время работы музея оговаривается на первом уроке.

С учащимися 6 класса продолжается работа над проектами, однако типы проектов могут меняться и ребята должны приобрести больший опыт в работе с данным методом. Так. При изучении басен И.А. Крылова предлагается реализовать краткосрочный проект – инсценировку. На уроке учитель делит класс на 3 – 4 группы, которые выбирают басни, персонажи, вариант демонстрации (театр теней, кукольный театр, обычный), определяется лучший вариант костюмов, декораций. Из действующих групп выделяются инициативные группы, реализующие проект и презентующие его на следующем уроке.

Также краткосрочным является и предложенный школьникам проект «На необитаемом острове». При его реализации учащиеся получают позитивный опыт приспособления к жизненным условиям, могут ощутить и осознать некоторые трудности, с которыми столкнулся главный герой.
Перед учащимися ставятся задачи: собрать как можно больше информации по книге Д. Дефо «Робинзон Крузо» о том, как он мастерил мебель, выращивал и сохранял зерновые, разводил домашний скот, сколько времени на это ушло; выполнить модель стула с описанием процесса труда.

Предлагается организовать пары (мальчик – девочка). Устанавливается срок завершения работы над проектом: за 2 урока до окончания изучения произведения. Распределяются обязанности (однако ребята по своему желанию могут поменяться)

Собирает информацию, оформляет описательную часть проекта – девочка.

Создатель творческой работы – стула (табурета) – мальчик.
Оформление результатов: стул (табурет) любой величины из любого материала. Информация и рассказ сдаются на листах в напечатанном или написанном от руки виде. Презентация проекта с рассказом о достижениях и трудностях, испытанных во время выполнения проекта, проходит на уроке.
При этом учащиеся часто расширяют границы работы, предлагают свои варианты. Так, один ребенок в ходе реализации проекта предложил создать не стул, а посеять пшеницу. Творчество в данном случае только поощряется.
Мини – проект , с одной стороны является легким вариантом проведения части урока, а с другой стороны, представляет опасность того, что цель урока не будет достигнута. Основными трудностями осуществления данного вида проекта является ограниченность во времени, неумение учеников сосредоточенно трудиться, наладить совместную результативную работу группы. Поэтому знакомство с мини – проектом, на мой взгляд, нужно начинать не ранее, чем с 6 класса. К этому времени учащиеся уже адаптировались после перехода во вторую ступень средней школы, привыкли к требованиям учителей, ознакомились с основными принципами работы с проектами, бережно. И тут удачным может стать мини – проект «Подарок литературному герою» по произведению «Уроки французского» В.Распутина. Возможно и другое название: «Посылка от читателя».

В течение года также продолжается работа над сборником «Наш поэтический сборник» («Моя басня»), но тип материала меняется. Задание усложняется: учащимся предлагается раскрыть языковую тему с элементами фольклора – ребята могут создать свои сказки о частях речи. При выполнении данного проекта реализуются умения, полученные на уроках литературы. Сложности работы над данным проектом следующие:
- неумение синтезировать полученные ранее сведения,
- ограниченность литературных и языковых навыков учащихся.
Поэтому возможно привлечение учеников старших классов: младшие, равняясь на сочинения старших, выполняют свой пласт работы. Трудность использования на уроках русского языка проектов заключается в том, что условия преподавания предмета почти не дают возможности применения данного метода, так как большая доля урочного времени приходится на формирование специальных умений и навыков. Времени не остается иной раз даже на закрепление.

В 7 классе учащиеся имеют более широкие возможности, они могут самостоятельно найти тему для индивидуального проекта, однако скрытое руководство учителя все равно должно присутствовать при формулировке темы, корректировке задач, рекомендациях литературы. На уроках продолжается работа над проектами. Так, в конце учебного года учащимся можно предложить на обобщающем уроке мини – проект «Памятник литературному герою». К этому возрасту ребята вполне владеют приемами работы с проектом, в состоянии организовать ее на уроке (особенно если они уже привыкли трудиться в группах), имеют свои предпочтения, обладают необходимыми навыками.

Обязанности в этом проекте учитель распределяет таким образом:
- подбор материала для надписи;

Рисунок памятника герою (возможен вариант в виде символа);
- составление речи на открытии памятника;

Подготовка мини – презентации.

Творческий проект по созданию сборника рассказов о животных, выполняемый учащимися 7 классов , ценен тем, что в ходе работы над ним школьники развивают самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самореализации и созиданию. Авторы в полной мере пытаются выразить свое отношение к животным, птицам. Этот проект можно предложить и учащимся 6 класса при изучении стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли».
В 8 классе при изучении произведений Востока учащиеся могут проявить себя не только людьми, тонко чувствующими поэзию, но и оформителями, объединяющими литературу и фотоискусство. Не каждый обычный ребенок способен понять философский смысл рубаи, хокку, танка, подобрать соответствующую им иллюстрацию, фот. Поэтому сложностью такого межпредметного индивидуального проекта будет отбор учащихся, обладающих не только знаниями, но и эстетическим вкусом. Чаще школьники замечают то, что лежит на поверхности (яркие зрительные образы), но и задумываются о глубинном смысле, заложенном в произведении, поэтому «жемчужины» так редки среди этих проектов. Несмотря на это, учитель должен поощрять ребят, даже иногда завышать им оценку за участие в проекте, обосновывая, за что повышен балл. В этот же период можно заняться отработкой элементов проекта, обратить внимание на содержание портфолио.
Если работа над проектом осуществляется систематически, то к 14 годам учащиеся воспринимают любое нестандартное задание как проект. С одной стороны, это хорошо, так как у них уже выработался определенный алгоритм действий, с другой стороны, обычное выполнение задания учителя – это не проект. Поэтому нужно обратить особое внимание на наличие проблемы и путей ее решения, постановку задач. Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
В 8 классе перед учениками можно ставить уже более сложные задачи. Примером этого служит проект «Теория литературы – это просто». Рождение данного проекта связано с тем, что учащиеся испытывают затруднения при освоении литературоведческой терминологии. Поэтому предложенный недельный (несколько недель) проект направлен на выявление наиболее доступных для учащихся путей подачи материала.
Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины", можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история".
Учащиеся старших классов – это уже самостоятельные люди,
способные не только придумывать темы проектов, но и успешно добиваться поставленной цели.

В 9 классе самая значимая и объемная тема - "Жизнь и творчество А.С.Пушкина", поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта "Памятник А.С.Пушкину". Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже "родным".
Старшеклассникам можно предложить краткосрочный проект «Посмотри и нарисуй», направленный на умение «увидеть» то, что сказал поэт. Объяснить, при помощи каких художественных средств он это сделал, и нарисовать увиденное (то, есть сначала проанализировать стихотворение, а потом синтезировать рисунок на основе этого); и работа над серией проектов

Список общеметодической литературы по проектной деятельности

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
  4. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
  5. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  7. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
  8. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
  9. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  10. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
  11. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998
  12. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
  13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
  14. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000.
  15. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
  16. Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18
  17. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. - Мн.: Пропилеи, 2001. - С. 121-140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6-35.]
  18. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23
  19. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
  20. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7
  21. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33
  22. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22
  23. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65
  24. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
  25. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18
  26. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
  27. Кострикина, И. С., Порядина Е. Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013. - № 5. – С. 130-140
  28. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
  29. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
  30. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
  31. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84
  32. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
  33. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  34. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО, 2001.
  35. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
  36. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  37. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
  38. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.
  39. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
  40. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "
  41. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
  42. Попов, О., Попова Е. Кому подойдут проектные задачи? // Управление школой (ПС). – 2013. - № 3. – С. 35-37
  43. Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С. 35-38
  44. Пчелинцева, Т. А., Львова А. Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира // Математика в школе. – 2013. - № 1. – С. 64-69
  45. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.
  46. Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47
  47. Сейтмухаметова, М. В. Опыт реализации здоровьесберегающего образования в школе посредством организации исследовательских проектов обучающихся // Здоровьесберегающее образование. – 2014. - № 1. – С. 88-91
  48. Смыковская, Т. К., Головина Н. Н. Проектный метод развития интеллектуальных умений // Профессиональное образование. Столица. – 2013. - № 5. – С. 35-36
  49. Тигров, В. В., Тигров В. П. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды // Педагогика. – 2013. - № 10. – С. 43-48
  50. Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации // Все для администратора школы. – 2014. - № 1. – С. 18-30
  51. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100
  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 304 с. – (Элективный курс для старшей школы).
  2. Анашкина Е.Н. О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами/ Художник М.В. Душин – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 256 с.: ил. – (Экскурсии в природу).
  3. Боголюбов, А. С., Глушенков О. В., Федорова Д. А. Полевые экологические практикумы и исследовательская (проектная) деятельность школьников в природе // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 11. – С. 15-20
  4. Борунова, Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. – 2013. - № 1. – С. 72-77
  5. Губанов И.А., Киселева К.В. – Иллюстрированный определитель растений Средней России. 3 тома. / Москва. КМК, Институт технологических исследований, 2003
  6. Жихарев А.М. Собираемся в поход/Худож. П.Зарослав, А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 192с.
  7. Колобовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России/Худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2004. -288с.
  8. Колобовский Е.Ю. Изучаем малые реки/Худож. Г.С. Нечаева, А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
  9. Колобовский Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колобовский. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256с.Худож. Г.С. Нечаева, А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
  10. Ласуков Р.Ю. Звери и их следы. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, Изд. 2-е, изм., 128 с., с илл. – (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России)
  11. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоёмов. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, Изд. 2-е, изм., 128 с., с илл. – (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России)
  12. Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. Методическое пособие. – Сост. С.М. Глаголев, М.В. Чертопруд. Под ред. М.В. Чертопруда. М.: Добросвет, МЦНМО, 1999. – 288 с.
  13. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9 – 11 кл.: Школьный практикум. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.: ил.
  14. Мосалов А.А., Зубакин В.А., Авилова К.В., Волков С.В., Галушин В.М., Ерёмкин Г.С., Зубакина Е.В., Кайгородова Е.Ю., Калякин М.В., Касаткина Ю.Н, Коблик Е.А., Косенко С.М., Марова И.М., Редькин Я.А., Сметании И.С. Полевой определитель птиц Подмосковья. / Москва: Союз охраны птиц России; Изд-во «Колос», 2009, 232 с. с илл.
  15. Мурашко, В. П. Экологическое воспитание в школе средствами сетевого проекта // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 11. – С. 21-24
  16. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель; Науч. Ред. Т.И. Шамова. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с.
  17. Онегов А. С. Календарь природы. – Терра-Книжный клуб, 2003. – 480 с. – ("Терра" - школе).
  18. Онегов А. С. Занимательная ботаническая энциклопедия. Цветущие травы. - Москва: Педагогика-пресс, 2000. - 112 с
  19. Онегов А. С. Школа юннатов. Живой уголок/ Москва, «Детская литература», 1980
  20. Онегов А. С. Школа юннатов. Наши пернатые друзья и соседи/ Москва, «Детская литература», 1980
  21. Онегов А. С. Школа юннатов. Твой огород/ Москва, «Детская литература», 1980
  22. Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, 1975 г.
  23. Плавильщиков Н.Н. Краткая энтомология. Пособие для учителей средней школы. Москва: Учпедгиз, 1954
  24. Пугал Н.А. Использование натуральных объектов при обучении биологии: Метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 96 с.: ил. (Б-ка учителя биологии).
  25. Семенова, Л. П. Проектируем на уроке // Биология в школе. – 2013. - № 3. – С. 32-38
  26. Суматохин, С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. – 2013. - № 5. – С. 60 – 67

Список литературы по исследовательской деятельности учащихся

  1. Алексеев А.Г. , Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
  2. Алексеев Н.Г . О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5
  3. Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29
  4. Всествятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
  5. Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  6. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
  7. Евдокимов А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы//Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1, С.82-82
  8. Зеленцова Н.Ф. Методика организации научных исследований в профильных школах МГТУ им. Н.Э.Баумана. проблемы организации и совершенствования научно-исследовательской работы в школе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.88-96
  9. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова . М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  10. Карпенко К.А. , Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002г.С.130-134
  11. Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии г.Кирова)// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.124-135
  12. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  13. Куликовская И.Э. , Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М., 2003.
  14. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т
  15. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. с.33-37
  16. Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. – 2-е изд., доп. – М., 2005
  17. Леонтович А.В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.
  18. Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.
  19. Леонтович А.В . Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999г.-С.152-158
  20. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48
  21. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-23.
  22. От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников // из опыта работы, выпуск 2, научный редактор к.пс.н. Шумакова Н.Б. , М., 2002 – 112 с.
  23. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
  24. Поддьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение.//Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.21-24.
  25. Попова С.А. Особенности организации исследоватльской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.135-138
  26. Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
  27. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  28. Рогов А.А., Рогова О.Б., Клюкина Е.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1 С.118-124
  29. Рябенко И.П. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.144-151
  30. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.
  31. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.
  32. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – СПБ., 2004.
  33. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
  34. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66
  35. Савенков А.И . Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
  36. Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников №1/2001
  37. Цатуров В.Н. Социокультурные исследования школьников как фактор становления культуры мира личности исследователя// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.163-168

Список литературы по организации проектной деятельности в начальной школе и ДОУ

  1. Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
  2. Акулич, А. Технология проектной деятельности в коррекционно-педагогическом процессе // Дошкольное образование (ПС). – 2013. - № 2. – С. 18-19
  3. Александрова, О. Н. Педагогический проект на тему «Развитие познавательно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности» // Завуч начальной школой. – 2013. - № 4. – С. 87-93
  4. Архипова, Г. Е., Данилюк О. А., Нифонтова С. Н., Савенко Е. И. Инновационный проект «Школьный музей как средство воспитания младших школьников на основе компетентностного подхода» // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 1. – С. 46- 68
  5. Бутенко, Н. Полихудожественные проекты как средство сотворчества педагога и ребенка // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 11. – С. 35-42
  6. Вахромеева, Т. А., Коробейникова Н. Н., Кужлева И. М. и др. Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий // Управление начальной школой. – 2014. - № 3. – С. 11-22
  7. Верхозина, Л. Г. Совместный проект педагогов и родителей воспитанников «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста» // Современный детский сад. – 2013. - № 7. – С. 70-72
  8. Гладковская, Л. М. Проектная деятельность логопедической работе с дошкольниками 6-7 лет // Логопед. – 2013. - № 5. – С. 26-31
  9. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей (подготовительная группа) // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 24-28
  10. Демидко, Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2013. - № 1. – С. 70-71
  11. Димова, О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе // Мастер-класс. – 2013. - № 8. – С. 2-4
  12. Евграфова, Е. И., Корчагина Н. В. Проектная деятельность в ознакомлении дошкольников с родным краем // Воспитатель ДОУ. – 2013. - № 5. – С. 24-27
  13. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  14. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  15. Игошина, Н. В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. - № 1. – С. 68-73
  16. Итальянцева, Е. В. Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе по теме «Удивительный мир фразеологизмов» // Логопед. – 2013. - № 1. – С. 20-26
  17. Кашицына, Ю. Н. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 10. – С. 16-20
  18. Колмычек, Т. Н. Использование проектных задач при отработке учениками универсальных учебных действий // Управление начальной школой. – 2014. - № 2. – С. 35-43
  19. Кучкуда, Е. Б. Проект – одна из форм организации внеклассной работы по чтению // Начальная школа. – 2013. - № 1. – С. 38-43
  20. Лопатина, О. Г. Конспект педагогической мастерской на тему «Организация проектной деятельности в детском саду» // Современный детский сад. – 2013. - № 2. – С. 28-30
  21. Лопатина, О. Г. Особенности организации проектной деятельности в современном детском саду // Управление ДОУ. – 2013. - № 2. – С. 42-47
  22. Медведева, Л.Л. Проектно-исследовательская деятельность как элемент здоровьесберегающих технологий // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 8. – С. 29-32
  23. Пономарева, О. Н. Социальный проект – форма взаимодействия детского сада и социума // Управление ДОУ. – 2013. - № 4. – С. 114-118
  24. Попова, Е. Школьные коллективные проекты // Управление школой (ПС). – 2013. - № 6. – С. 51-52 Семейные проекты в ДОУ // Управление ДОУ. – 2013. - № 6. – С. 5-121
  25. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
  26. Салпыкова, И. Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. – С. 65-69
  27. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 вып. Вып. 1 / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскина]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).
  28. Сердитова, А. С., Сердитова, С. С. Проектная деятельность во взаимодействии детского сада с родителями // Воспитатель ДОУ. – 2014. - № 2. – С. 101-104
  29. Смолеусова, Т. В. Проекты по математике как методическая инновация // Начальная школа. – 2013. - № 8. – С. 56-59
  30. Халтырина, Г. П. Разновозрастный проект как средство формирования универсальных учебных действий // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 1. – С. 33-35
  31. Чащухина, О. В. Метод решения проектных задач как средство достижения запланированных результатов обучения по ФГОС НОО // Управление качеством образования. – 2013. - № 5. – С. 64-71 Исследовательская и проектная деятельность в школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 8. – С. 3-95
  32. Шатверян, Т. С., Финк А. В. Семейные проекты в работе педагога-психолога // Управление ДОУ. – 2013. - № 6. – С. 63-67
  33. Щеникова, И. И. Проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного воспитания // Завуч начальной школы. – 2014. - № 1. – С. 79-82

Список литературы по организации проектной деятельности в области социально-гуманитарных дисциплин

  1. Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
  2. Арменская, Г.А. Совершенствование умений в чтении на основе проектной деятельности при обучении английскому языку // Управление качеством образования. – 2013. - № 4. – С. 79 – 82
  3. Бычков, А. В. Инновационный проект в курсе обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 7. – С. 34-36
  4. Васильева, С. В., Евдокимова В. Г. Творческо-исследовательский проект «Олимпиада «Сочи – 2014» // Справочник классного руководителя. – 2014. - № 1. – С. 26-31 Фокина, М. В. Условия реализации успешного учебного проекта // Справочник классного руководителя. – 2014. - № 1. – С. 43-51
  5. Дубина, Г. В. Использование проектной деятельности при формировании у обучающихся позитивного отношения к ЗОЖ // Практика административной работы в школе. – 2013. - № 1. – С. 63-65
  6. Карма, А. Е. Проектная деятельность на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2013. - № 1. – С. 7-8
  7. Маркова, О.Ю. Веб-квест как один из способов организации проектной деятельности на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2013. - № 5. – С. 41 – 43
  8. Мулярчик, Н. Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка // Начальная школа. – 2013. - № 2. – С. 28-31
  9. Охрименко, М. П. Учебный проект // Литература в школе. – 2013. - № 4. – С. 38-39
  10. Охрименко, М. П. Учебный проект по литературе // Литература в школе. – 2013. - № 1. – С. 41-42
  11. Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А. Подругина, О.В. Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам).
  12. Пономаренко, Ю. В. Индивидуальные маршруты участия в школьных социальных проектах как эффективный способ организации воспитательного процесса // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2013. - № 1. – С. 54-64
  13. Сергеева, Н. Г. Применение метода проектов при обучении иностранному языку // Среднее профессиональное образование. – 2014. - № 2. – С. 43-44
  14. Стрелова, О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 10. – С. 9-17
  15. Трофимова, Л. П. Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности школьников // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2013. - № 1. – С. 83-92
  16. Хорев, Д. В. Социальный проект в учреждении дополнительного образования // Воспитание школьников. – 2014. - № 3. – С. 26-31 2013 год

Список литературы по проектной методике

1. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.

2. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы№6

3. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986.

4. Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981.

5. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. .

6. Заир- Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.

7. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.

8. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.

9. Основы метода. М.; Л., 1928.

10. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.

11. , Горчакова- Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.

12. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: Новая Москва, 1976.

13. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов . - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

14. Технология проектного обучения//Завуч№6

15. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.

16. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

23. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.

24. Метод проектов. /Информатика и образование. Международны специальный журнал: Технологическое образование. 1996.

25. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании" сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.

26. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.

27. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. - С.-Петербург , 1995.

28. Познание и проектирование (Материалы "круглого стола ") //Вопросы философии№6.

29. Типология телекомму6никационных проектов//Наука и школа№4.

30. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе№1.

32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

33. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.

34. Раппопорт А. Г . Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991.

35. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии№10

36. К определению понятия "проектирование"//Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973.

37. Педагогические технологии: теоретические основы Ир проектирование. - СПБ., 1998.

38. Генезис проектной культуры //Вопросы философии№ 10

39. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996.

40. Хилл П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. - М., 1973.

41. Чечиль И. Метод проектов //Директор школы№3,4.

42. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.

Список литературы по исследовательской деятельности учащихся

1. Алексеев Н. Г . О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. : Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5

2. , Фомина развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

3. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29

4. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.

5. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. . М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12

7. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы //Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1, С.82-82

8. Методика организации научных исследований в профильных школах МГТУ им. . проблемы организации и совершенствования научно-исследовательской работы в школе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.88-96

9. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. . М.: НИИ школьных технологий, 2006.

10. , Соколова организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002г. С.130-134

11. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии г. Кирова)// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.124-135

12. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. . М.: НИИ школьных технологий, 2006.

13. , Совгир экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М., 2003.

14. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т

15. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И – 2-е изд., доп. – М., 2005

16. К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. с.33-37

17. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. . М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.

18. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.

19. Леонтович А. В . Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999г.-С.152-158

20. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48

21. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-23.

22. От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников // из опыта работы, выпуск 2, научный редактор к. пс. н., М., 2002 – 112 с.

23. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.

24. Общие представления об исследовательском поведении и его значение.//Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.21-24.

25. Особенности организации исследоватльской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.135-138

26. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. . М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184

27. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

28. , Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1 С.118-124

29. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.144-151

30. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

31. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.

32. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – СПБ., 2004.

33. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.

34. Савенков учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. . М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66

35. Савенков А. И . Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.

36. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников №1/2001

37. Социокультурные исследования школьников как фактор становления культуры мира личности исследователя// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.163-168