Подходящие образовательные специальности: Обучение в высших учебных заведениях.
Ключевые предметы: Математика, Русский язык, История, Биология, Социология.

Стоимость обучения (средняя по России): 450800 рублей


Описание профессии:


*Стоимость обучения указана за 4 года бакалавриата на очном отделении

От греч. antropos - человек + logos - учение.

Учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологи изучают происхождение человеческого вида (антропогенез), развитие, разнообразие, биологическое своеобразие человека в зависимости от возраста, пола, национальности, расы.
Однако антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды.
Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.
Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология
В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии.
Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр.
Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой.
Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология
Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.).
Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида.
Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей.
Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов.
Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.
Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.
Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.
Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.
Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.
Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.
Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.
Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.
Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях.
Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.
Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов.
Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.
Социальному антропологу нужны познания в социологии, культурологи, психологии, социолингвистике и пр.
Независимо от специализации, антропологу необходимо знание иностранных языков.

Где учат

Московский государственный университет им. Ломоносова
Биологический факультет (кафедра антропологии)
Специальность «антропология».
Специализации: «общая антропология», «антропогенез», «морфология человека», «этническая антропология».

Российский государственный гуманитарный университет
Учебно-научный центр социальной антропологии
Специальность «социальная антропология».
Специализации: «социальная антропология регионов мира», «этология человека».

А также другие вузы, обучающие по специальностям
«Антропология» (как правило, на биологических факультетах университетов)
и «Социальная антропология».

Магистерская программа «Культурная антропология» на факультете антропологии – это четыре семестра с интенсивными лекциями и семинарами и исследовательской работой магистранта по своей теме. Обучение заканчивается написанием магистерской работы и получением диплома магистра установленного образца.

В магистратуре читаются фундаментальные курсы по теории и истории культурной и социальной антропологии, фольклористике, социолингвистике, лингвистической антропологии, методам полевой работы, а также курсы по выбору. Кроме того, все учащиеся имеют возможность посещать курсы по выбору на других факультетах Европейского университета.

Итоговая оценка за курс чаще всего складывается из оценки за письменную работу, оценки за работу на семинаре по данному предмету и собственно экзаменационной оценки. Экзамены бывают как устные, так и письменные.

В конце второго семестра слушатели выбирают научного руководителя и согласовывают с ним тему магистерской диссертации.

Магистерская диссертация тех студентов, которые планируют учиться дальше на программе аспирантского уровня, обычно является своего рода пилотным исследованием по теме предполагаемой кандидатской диссертации.

Трехлетняя программа профессиональноой подготовки «Культурная антропология» продолжается шесть семестров и основной упор здесь делается на проведение диссертационного исследования, а итогом является написание и защита кандидатской диссертации. Защита проходит в одном из учреждений, где имеется диссертационный совет по соответствующей специальности, - например, Музей антропологии и этнографии РАН («Кунсткамера»), Институт славяноведения и балканистики РАН (Москва), РГГУ, Институт лингвистических исследований РАН, Филологический факультет СПбГУ и др..

В рамках обучения на факультете студенты и слушатели могут заниматься широким кругом тем, связанных с антропологической проблематикой :

  • антропологическое изучение повседневности
  • проблемы социальной памяти
  • антропология этничности
  • антропология религии
  • исследования миграций
  • антропологическое изучение города
  • культурно-антропологические исследования современной ситуации в Сибири и на Севере
  • антропологическое исследование взаимодействия человека и техники, в частности, в сфере современных информационных технологий
  • антропология инвалидности
  • медицинская антропология

североведческой проблематикой :

  • антропологическое изучение повседневности жителей Арктики, Севера и Сибири
  • антропология религии и современного шаманизма
  • антропологическое изучение северных (моно)городов
  • исследования современной культурной и языковой ситуации в Сибири и на Севере
  • антропологическое исследование взаимодействия человека и техники

фольклористической проблематикой :

  • структура фольклорной традиции (прежде всего русской)
  • традиционный фольклор, теория
  • методология и методы анализа сюжетов и мотивов
  • современные методы фольклористики и современный фольклорный материал
  • поэтика фольклора. Анализ фольклорных текстов на разных уровнях
  • соотношение фольклора и «постфольклора»
  • отдельные жанры, сюжеты и мотивы традиционного и современного фольклора
  • специфика городского фольклора (городской фольклор XIX в., современный городской фольклор, фольклор социальных сообществ)
  • место религиозного фольклора в структуре фольклора и в системе религиозных представлений

социолингвистической проблематикой :

  • теоретическая социолингвистика, включая разработку методов социолингвистических исследований
  • социолингвистическое изучение Российской Федерации и государств постсоветского пространства
  • социолингвистические исследования малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока
  • исследования в области вариационной социолингвистики
  • микросоциолингвистические исследования различных коммуникативных сред

Открытые лекции преподавателей факультета

Антрополог - учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Оплата труда

Зарплата на 18.11.2019

Россия 20000—50000 ₽

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов. Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.

Антропологи всесторонне изучают человека — его личность, анатомию, физиологию и психологию. Их знания используют во многих сферах жизни (социальной, политической, экономической и т.д.) и других науках.

Они помогают прояснить ход исторических и современных событий.

Заработки российских специалистов

В нашей стране антропологи не пользуются особым спросом, хотя за рубежом их разработкам придают огромное значение.

Они помогают устанавливать связь между различными слоями населения и налаживать международные отношения.

Минимальная оплата труда молодого специалиста, только что окончившего ВУЗ, соответствует 18006 руб. ($314) .

Средний оклад равен примерно 37110 руб. ($644).

Профессионалы с научными степенями и опытом работы от 6 лет, зарабатывают 70635 руб. ($1226) и выше.


Ставка антрополога в российском бюро расследований — всего 9 тыс. руб .

В нее входит 9 экспертиз.

Доплачивают за вредность, переработки, дежурства и бальзамирование.

Общая сумма дохода в регионах составляет до 25 тыс. руб. ($434), а в Москве — до 35 тыс. ($608).

Преподаватель антропологии столичного ВУЗа получает жалованье 45000 руб. ($781) , а в областных центрах — от 20 тыс. руб. ($347) .

Доходы кандидатов и докторов наук, работающих в РАН превышают 40 тыс. руб.($770).

Их руководители зарабатывают от 100 тыс. руб. ($1736) .


Часть предоставляемых для научных разработок грантов, распределяется на зарплаты сотрудникам.

Прибыли зарубежных коллег

В европейских странах и США профессия антрополога считается перспективной и престижной.

В то время, когда многие специальности отмирают, она только набирает силу.

Благодаря расширенным возможностям применения, профессионалы всегда смогут найти для себя работу.

Выпускник американского университета или колледжа получает оклад $20 — 27 тыс. в год.

Степень магистра позволяет рассчитывать на зарплату в размере $25 — 32 тыс ., а доктора наук имеют выручку до $35 тыс в год .


Судебный антрополог в Нью-Йорке зарабатывает $68 тыс. в год .

Чтобы устроиться на такую работу, нужно иметь степень бакалавра, магистра или pHD.

Требуется почти 10 лет учебы, которая продолжается и после трудоустройства.

Затем необходимо пройти практику в криминалистической лаборатории правоохранительных органов.

Начальный доход специалистов в Великобритании составляет $25670 — 32430 .

Работающие в сфере маркетинга, медиа и государственного управления получают больше тех, кто занимается социальной и благотворительной деятельностью.

Где учиться и работать?

Специальность “Антропология” или подобные ей специализации получают в ВУЗах гуманитарной направленности.


Многие студенты продолжают учебу в аспирантуре и остаются работать в этом же учебном заведении.

Они проводят научные исследования по:

  • археологии;
  • истории;
  • философии;
  • обществознанию;
  • социологии и др.

Знаменитые антропологи первыми нашли черепа древних питекантропов и австралопитеков.

В Учебно-научном центре социальной антропологии готовят специалистов в области социальной / культурной (или этнологии) и этологии человека. – ведущие специалисты – антропологи, этологи, историки, биологи и фольклористы, все из которых совмещают преподавательскую деятельность с научно-исследовательской работой, имеют ряд научных публикаций в отечественных и зарубежных изданиях и многие имеют докторские или кандидатские ученые степени.

Директор - Валерий Александрович Тишков , д-р ист. наук, профессор, академик РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН.

Заместитель директора - Ольга Юрьевна Артемова , д-р ист. наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

Направление: Антропология и этнология - 46.03.03 бакалавриат (без профиля) и 46.04.03 магистратура (программа "Социальная антропология: субдисциплины")

Квалификация (степень) - бакалавр, магистр

Формы обучения - очная (бюджетная и платная)

Сроки обучения -

Бакалавриат - 4 года

Магистратура - 2 года

Изучаемые дисциплины (бакалавриат): Этнокультурный состав мира, Основы физической антропологии, Основы социальной (культурной) антропологии, Всеобщая история, Основы археологии, Введение в антропологическую реконструкцию лица по черепу, Экология человека, Визуальная антропология, Антропология религий, Прикладная антропология, История Великих географических открытий, История дописьменного периода, Повседневный быт Древней Руси, Социальная антропология Древнего Востока, Социальная антропология античного мира, История и культура регионов мира, Иностранные языки и др.

Изучаемые дисциплины (магистратура): Эволюция мозга человека, Биологическая антропология, Эволюционная психология и этология человека, Историко-культурная психология (психологическая антропология), Антропология пола и возраста, Визуальная антропология, Семиотические подходы в гуманитарных и социальных науках, Эволюция социальных институтов, Политическая антропология, Антропология искусства, Антропология юмора, Теория и практика межкультурной коммуникации, Современные течения отечественной и зарубежной этнологии и социокультурной антропологии, Основы создания антропологических текстов на иностранных языках, Теория и практика перевода и реферирования научных текстов на иностранных языках и др.

Антропология, в том числе социальная, и этнология - это комплексная наука о человеке и обществе в их культурном многообразии. Она ищет решения как фундаментальных проблем развития человека, эволюции и функционирования социальных систем, так и всевозможных прикладных задач.

Образовательные программы, помимо социально-антропологических, включают психологические, лингвистические и физико-антропологические дисциплины, а также обеспечивают высокий уровень владения английским языком как инструментом профессиональной деятельности. Кроме того, даются основы латинского языка. Предусмотрено также изучение второго языка (европейского или восточного). При региональной специализации студенты изучают (начиная с третьего курса) язык одного из народов избранного региона мира.

В Учебно-научном центре работают высококвалифицированные преподаватели, профессора и доценты. Для чтения лекций и проведения семинаров приглашаются ученые из различных научно-исследовательских институтов РАН - Института этнологии и антропологии, Института востоковедения, Института Дальнего Востока, Института Африки, Института информации общественных наук и др. Привлекаются также иностранные специалисты.

В период обучения студенты проходят практики : в музеях и научно-исследовательских учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга, а также в полевых условиях , в том числе и в инокультурной среде.

При хороших учебных показателях студентам оказывается содействие в организации стажировок за границей , а также в получении грантов и иных субсидий для индивидуальной или групповой полевой работы .

Студенты принимают активное участие в различных академических и вузовских научных конференциях, для них также специально организуются научные летние школы в России и за рубежом.

По завершении двухгодичного курса магистратуры возможно продолжение обучения в аспирантуре Учебно-научного центра, ряда НИИ РАН, а также за рубежом.

ВЫПУСКНИКИ УНЦСА РГГУ имеют широкие возможности трудоустройства: от НИИ и вузов (России и зарубежья) до органов государственного управления, а также коммерческих и рекламных структур.