«Целый мир от красоты…» Афанасий Фет

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,- человечно.

Анализ стихотворения Фета «Целый мир от красоты…»

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, - человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и «отыскать».

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) родился в селе Новоселки Мценского уезда, в имении помещика А.Н. Шеншина. В 1838 г. Фет был принят на словесное отделение философского факультета Московского университета.

После окончания университета он поступил на военную службу и до 1853 г. жил в маленьких городках Херсонской губернии, где был расквартирован кирасирский Орденский полк. В 1853 г. Фета перевели в уланский полк, размещавшийся вблизи Петербурга, а через пять лет он вышел в отставку, купил землю в Орловской губернии и стал помещиком. В последние годы Фет переехал в Москву, где и умер.

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета отличалось оригинальностью и смелым полетом фантазии. Будучи от природы довольно мрачным человеком, рациональным в делах, консервативным в убеждениях, Фет предстает перед нами как поэт, воспевающий красоту природы и человеческих чувств. Многие критики часто замечали, что стихи Фета не так уж и просты, как могут показаться на первый взгляд. Но для того чтобы понять творчество Афанасия Афанасьевича, его необходимо научиться воспринимать.

Основные темы лиричных стихов Фета - природа и любовь. Предметом лирики Фета становится душевный мир человека. Именно лирическое волнение самого поэта предает смысл явлениям природы, сообщает им жизнь, оживляет посредством лирической эмоции. Для поэта характерно ощущение внутреннего единства природы и человеческой души. В любовных лирических стихах Фет также сосредоточивает внимание на неуловимых душевных переживаниях, на первых проблесках возникающей любовной привязанности.

Целый мир от красоты, От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать ее начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно,- человечно. Между 1874 и 1886 гг.

По информации фонда «Родное слово»

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА А. А. ФЕТА

ЦЕЛИ работы:

- разгадать тайну мироощущения А.А. Фета;

Понять, в чем же своеобразие его поэтического голоса;

Освоить анализ лирического текста;

Воспитание поэтической зоркости.

Слайды : тема, портрет, эпиграф, вопросы для анализа стихотворений.

Презентации : "Впечатление... Миг... Вечность" (об импрессионизме)

"Музыка в поэзии Фета"

(4 группы, в каждой группе – теоретик)
Ход урока:
1.Слово учителя:

Тема урока.

Цель...
Как знать, не сложись жизнь Фета (Шеншина) так драматически, не будь он с детства так обижен, может быть, он и не рвался бы так страстно к идеалу любви и красоты, который он находил не в мечтах, а в реальной жизни. Представлениям о красоте как о реально существующем элементе мира Фет оказался верен до конца жизни.
Эпиграф:

Целый мир от красоты

От велика и до мала...

Как вы понимаете смысл этих строк?

(Фет до конца своего творческого пути был верен мысли, что красота разлита по всему мирозданию. Он умел ощутить эту красоту в обычном. Фет запечатлел эту красоту и в природе, и в любви, и в творчестве.)

А концепцию красоты поэт раскрывает в последующих строках этого стихотворения:

И напрасно ищешь ты

Отыскать его начало,

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно,- человечно.

В самом обыденном, мимолетном явлении Фет умеет увидеть свою красоту.
На примере лирического произведения убедимся в этом.

- "Первый ландыш"(передать интонацией чувства и настроение лирического героя – чтение наизусть)


- Какие чувства вызывает стихотворение?

(Поэт радуется жизни: он видит ландыш – «первый»,с любовью описывает его, сравнивает с девой…)

Итак, главное- ощущение, свет…Впечатление- миг – вечность. Не сюжет, а поэтические интонации должны господствовать в поэзии, по мнению Фета.


2. Особенности поэзии Фета. Своеобразие его поэтического голоса.

Фет - поэт импрессионистического склада.

Презентация " Импрессионизм в живописи" – выступление ученика.

Итак, какие черты импрессионизма открываются в лирике Фета?
(
Впечатление, восприятие красоты в обычном, умение зафиксировать в подвижности, изменчивости Миг, Мгновение, просветить любовью в Вечности)
Вывод: Это одна из тайн мироощущения Фета. Красота Фета в его мироощущении. По словам критика Д. Дарского, «…тайна мироощущения Фета - схватить мгновение в мимолетности, впитать в себя всю жизнь, просветить любовью и музыкой все - от былинки до звезды".(Вывод записывают в рабочие тетради)

- Духом музыки Фет преображает мир. Это следующая особенность лирики поэта.

Презентация « Фет – музыкант» - выступление ученика.
Вывод: импрессионизм, музыкальность- особенности лирики Фета (записать)

Музыкальность проявляется в структуре произведений.

Нет музыкального настроения - нет художественного произведения.

3. Поэтические шедевры А.А. Фета. (Проверка дом. задания)

Прислушаемся к прекрасным строкам фетовской поэзии.

Примерные вопросы к стихотворениям на слайдах для ответов каждой группы.

Понаблюдаем над поэтическим стилем Фета (перед вами вопросы, которые помогут вглядеться в художественное произведение и понять тайну мироощущения Фета)
Как,какими художественными средствами поэт раскрывает красоту мироздания?

а ) "На заре ты её не буди"(1842г). Выразительное чтение наизусть.(1 группа )
Многие из стихов стали романсами, которые рождают гамму чувств.
- Какими интонациями проникнуто стихотворение? Как меняется интонация?

Проследить движение поэтической мысли (от строфы к строфе)

Композиция стихотворения? - -
- Какова система образов? (образ лирического героя, образ возлюбленной, образ волос, образ луны)

Цветовая гамма.

Определить средства музыкальности.
б) Лирическая пьеса «Шепот,робкое дыхание "..Это стихотворение необычно.
На первый взгляд хаотичный набор звуков и зрительных впечатлений. Это пьеса о любви. (Выразительное чтение наизусть). Вопросы для 2 группы.
- Какие чувства в стихотворении доминирующие?
- Какой характер придает тексту его безглагольность,фрагментальность описания?
- Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта?
- Какие метафоры становятся ключевыми?
- Как звучит цветовая гамма?
- Почему миниатюра состоит из одного предложения?
- Описать картину событий
Что характерно для поэтического стиля Фета?
в ) "Я пришёл к тебе с приветом." Вопросы для 3 группы.
- Кому поэт хочет рассказать о своих впечатлениях?
- Ключевые слова?
- Доказать, что на первом плане не картина природы, а чувства человека. Проследить динамику чувств.
г ) 1890г."На качелях " - это воспоминание о Марии Лазич. Стихотворение написано 70-летним стариком, но, не зная автора, можно представить юнца, такая свежесть чувств.
"40 лет назад я качался с девушкой на качелях и платье её трещало от ветра."

Выразительное чтение наизусть.(4 группа)

Определить основную мысль.

Смысл названия?

Проанализировать лексику, рисующую реалии внешнего мира, и слова, передающие внутреннее состояние человека.

Какова динамика?

Определить звуковой фон.

- В чём своеобразие поэзии Фета? Теоретики делают вывод.+ слайд.

китах». Это Красота, Любовь и Песня. Песня о признании Любви к Красоте.

Красота Фета - в его мироощущении - схватить мгновение в его мимолетности,

впитать в себя всю жизнь и просветить любовью и музыкой все живое – от былинки до звезды. Определяя свойство своего мироощущения, поэт писал: « Только человек, и только он один во всем мироздании чувствует потребность спрашивать:

Что такое он сам? Откуда? Зачем?

И чем выше его нравственная основа, тем искреннее возникают эти вопросы.»

Читаешь Фета – и сдается: вся еще жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Стоит жить!

За два месяца до смерти Фет признаётся:
Мысль свежа, душа вольна,
Каждый миг сказать хочу!
"Это я!" Но я молчу.

Поэт молчит? Нет. Говорит его поэзия.
- Чему научил вас сегодняшний урок? Выскажите свое мнение.

Выставление оценок.

Д.з :

Найдите философские эквиваленты трем основным понятиям (Красота, Любовь, Песня)

в лирике А. А. Фета. Обратитесь к стихотворениям:

« Как беден наш язык», » Еще майская ночь», «Осень» - группа;

Письменная работа: «Особенности мироощущения А.А. Фета в его лирике» или

«Цветовые гаммы, иллюстрирующие лирику А. Фета» - тема по выбору (для класса)

В чем же секрет лирики Фета? Почему именно она рождает, по словам К. И. Чуковского, ощущение "счастья, которое может доверху наполнить всего человека".

Фет обращен к вечным, общечеловеческим началам. Главная тема его лирики – красота. Сам поэт говорил: "Я никогда нс мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты". Поэтическим манифестом Фета называют следующие строки:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начато.

Что такое лень иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

Вечны природа, человеческие чувства, искусство, и поэтому Фет обращен к ним. Поэт передает красоту окружающего его мира. Уже в первых сборниках отразилось это восприятие. Красота снежных просторов, неторопливое движение спокойного деревенского усадебного быта, гадания, тихие, неторопливые зимние вечера...

У Фета возникает особое эстетическое восприятие русской природы и русского быта. Русская зима, снега для него не дисгармоничные, цепенящие душу явления, а гармонично-прекрасные, живые, бесконечно изменчивые. Даже одиночество человека в родном ему мире не трагично. В стихотворении 1842 г. воссоздаются традиционные для русской литературы пространственно- временные приметы: русская зима, необозримо-беспредельная заснеженная равнина, лунная ночь. Человек связан с миром природы, и эта внутренняя связь определяет основную лирическую эмоцию: лирический герой ощущает свою сопричастность бытию, а потому находится в гармонии с окружающим миром.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Первые две строки задают настроение, в них звучит мысль о красоте мира и чувстве родства с ним. Затем через ряд предметных реалий воссоздается та "чудная картина", которую созерцает поэт, поэтому вторая часть стихотворения строится как перечисление примет ночного зимнего пейзажа (этим обусловлена безглагольность). Сначала (третья и четвертая строки) одна деталь следует за другой (равнина, луна). Взгляд лирического героя охватывает два беспредельных пространства, это взгляд снизу вверх, от земли (равнина) к небесам (луна). Последующие (пятая и шестая) строки не привносят никаких новых представлений, ведь упоминаются те же самые реалии (небо, равнина), но это обратная направленность взгляда – с неба на землю. Общая картина (обыденная, заурядная, узнаваемая, так как в ней воссозданы черты национального пейзажа, и это наводит на мысль, что красота заключена в повседневном, обыденном, привычном, надо только уловить это мгновение) наполняется светом, а вместе с тем и внутренним движением. Светит луна, светятся небеса, сам "блестящий" снег отражает свет небес, и фетовская ночь перестает быть знаком небытия, хаоса, она не повергает землю во мрак. И ночью мир оказывается светлым, живым, меняющимся, что подчеркивается еще и движением саней. Так, в финале стихотворения взгляд фокусируется на одной движущейся точке в беспредельном пространстве, а зимний пейзаж становится не безлюдным, а "очеловеченным": кто-то едет там, в беспредельной снежной равнине, чей-то взгляд выхватывает эту точку, мысленно следует за ней. Так у Фета оказываются связанными незримыми узами человек, природа, космос.

Первая часть стихотворения Фета насыщена оценочной лексикой ("чудная", "родная"), во второй части нет ничего, что выражало бы авторское отношение, поэтому важную роль играет цветовая символика, которая также служит выражению идеи гармонического единения человека с миром. В стихотворении нет мрака, потому что в нем царит белый цвет, который здесь является символом гармонии, чистоты, просветления.

Средоточием и одновременно "хранителем" красоты, по Фету, является искусство. Ряд стихотворений поэта представляет собой "ожившие" живописные полотна ("Золотой век" , 1856), скульптуры ("Диана ", 1847). Произведение искусства получает новую жизнь: когда на него направлен взгляд зрителя, как бы преодолевается его внешняя статика, "прорывается" та внутренняя энергия, которую выразил художник. Красота, воплощенная в творении, наполняет собой мир: она сказывается в душе созерцающего ее человека, отражается в самой природе. В стихотворении "Диана " Фет соединяет статическое и динамическое. Неподвижную статую он помещает в мир, наполненный движением: это и движение ветра, листьев, и колыхание водной глади. Однако и сам статичный предмет наполнен внутренним движением: "чуткая и каменная дева" (Фет использует антонимы как однородные определения) "внимала"; нагота "блестящая"; "мрамор недвижимый" белеет "красой непостижимой".

Со временем меняются представления Фета о том, что есть служение красоте. В 1870–1880-е гг. оно начинает осознаваться им как тяжкий долг. Красота уже не так светла, ее приходится добывать в страданиях. Эту перемену в мироощущении Фета почувствовал Л. Н. Толстой, который в 1873 г. на отправленное ему стихотворение "В дымке-невидимке..." ответил поэту: "Стихотворение ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты выражено прелестно".

Афанасий Афанасьевич Фет - пожалуй, самый известный поэт-лирик. Его поэзия расцветала в 1840-ых годах и до сих пор цветет, хоть уже и прошло почти два века.

Его поэзия раскрывает нам незамеченные моменты от кустика травы до тишины. "Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть,- То кулик простонал или сыч. Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть, И далекий неведомый клич..."- его взгляд на мир, очень лиричен и внимателен.
У стиля его стихотворений переменчивое настроение. Например "Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом. По листам затрепетало..." и "И в больную усталую грудь, Веет влагой ночной... Я дрожу.." - это совершенно два разных произведения, даже будто написаны двумя разными поэтами. По стихам можно понять, что Афанасий Фет - очень разноликий человек.
В стихах у Фета мне нравится лирика.Но не зависимо от этого мне больше всего нравится стих "Это утро, радость эта...". Обычно, в стихотворениях есть глаголы - в нем же - нет ни одного. Это объясняет нам, что не рассказывая о действиях предмета, мы все равно понимаем его насыщенность.