Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Тихий Дон» М.А. Шолохов

Туманным утром Аксинья впервые после выздоровления вышла на крыльцо и долго стояла, опьянѐнная бражной сладостью свежего весеннего воздуха. Преодолевая тошноту и головокружение, она дошла до колодца в саду, поставила ведро, присела на колодезный сруб.

Иным, чудесно обновлѐнным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - всѐ казалось ей невиданно красивым, всѐ цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем.

Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил еѐ холодной синевой; запах прелой соломы и оттаявшего чернозѐма был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ; незамысловатая песенка жаворонка, донѐсшаяся откуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть. Это она - услышанная на чужбине песенка - заставила учащѐнно забиться Аксиньино сердце и выжала из глаз две скупые слезинки...

Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, всѐ оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налѐтом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле...

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Определите жанр произведения.

2

3

Эмоциональной доминантой данного фрагмента становится ощущение надежды, радости. Как называется такая идейноэмоциональная настроенность произведения?

4

Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5

Какой изобразительный приѐм, основанный на сопоставлении одного явления с другим, позволяет писателю выделить наиболее существенные, значимые признаки явления («будто осиянное солнцем»)?

6

Как называется вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии («всѐ цвело густыми и нежными красками»)?

7

Какое средство художественной выразительности позволяет передать субъективное эмоционально-экспрессивное отношение персонажа к окружающим его явлениям внешнего мира («нежными красками», «холодной синевой»)?

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Тройка» Н.А. Некрасов

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу -

Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь;

Пробивается легкий пушок,

Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, - появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдешь ты тяжелый свой путь,

Бесполезно угасшую силу

И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки, -

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой...

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

Каким термином принято называть описание внешности лирической героини?

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается лѐгкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

11

Укажите номер строки, в которой использована костюмная деталь, характерная для замужней женщины из крестьянской семьи.

12

Какой тип композиции использует поэт?

13

Из приведѐнного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приѐмов, использованных поэтом в последних четырѐх строках данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) умолчание

2) гипербола

3) сравнение

14

Определите стихотворный размер.

8. Какой ассоциативный фон создаёт песня жаворонка в романе «Тихий Дон»?

В своём ответе на вопрос покажите, что в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» жаворонок прежде всего олицетворяет мирную, спокойную жизнь.

Вспомните, что в романе трели этой маленькой степной птички обычно противопоставлены звукам боя, что позволяет автору произведения использовать красоту пения жаворонка в создании антитезы «война - мирный земледельческий труд».

С пением жаворонка связано начало сельскохозяйственных работ, поэтому этот образ воплощает тоску воюющих казаков по мирной жизни, их желание представить себя в семейном кругу, в русле налаженной крестьянской жизни.

Образ жаворонка часто используется в красочных сравнениях (казаки, идущие толпой, как богомольцы, сравниваются со стайкой птиц, звенящей в голубом разливе небес).

В предложенном вам фрагменте жаворонок не только олицетворяет собой мирную жизнь, но и самое дорогое и близкое для человека - его родину.

Таким образом, неприметная маленькая птичка становится для героини символом любимого далёкого края, а его незамысловатая песенка - источником воспоминаний, позвавших едва оправившуюся от тифа Аксинью в дорогу.

9. В каких произведениях русской литературы обновление человека совпадает с наступлением весны и как они соотносятся с сюжетом обновления в романе М. А. Шолохова?

Прежде чем приступить к формированию развёрнутого суждения на заданную тему, укажите, что весна всегда связывалась с обновлением и воскресением для новой жизни. Приведите примеры, когда в произведении намеренно создавалась сюжетная ситуация, в которой мир открывается герою в своих новых проявлениях именно весной.

Вспомните историю весенней встречи Андрея Болконского со старым дубом, когда на героя Л. Н. Толстого «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему». Отметьте, что именно тогда Андрей принимает важное решение «чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Вспомните «обновление» Родиона Раскольникова, для которого весной открылась дорога к будущему, дорога к новой жизни. Покажите, что это воскресение, перерождение у Ф М. Достоевского связано с евангельскими аллюзиями.

Подводя итоги своим наблюдениям, отметьте, что во всех вышеперечисленных произведениях создана единая сюжетная ситуация: «обновлению» человека предшествовала тяжёлая болезнь (физическая, духовная, нравственная), в структуризации этой ситуации и использован приём психологического параллелизма.

15. Какова функциональная значимость портрета лирической героини в стихотворении Н. А. Некрасова «Тройка»?

Прежде чем приступить к ответу на вопрос задания, вспомните, какие функции выполняет портрет в произведении. Выявите функциональную значимость портрета лирической героини Н.А. Некрасова (констатирующая, изобразительная, смыслообразующая, характерологическая и другие функции). Представьте ассоциативные портретные черты (цвет волос, лица, деталь костюма и т.д.), отметьте их связь с композиционным построением произведения. Заметьте, что портрет органично «вплетён» в сюжет, появляясь в нём фрагментарно в различных знаковых подробностях. Подчеркните, что функции портрета состоят не только в идентификации лирической героини, но и в опосредованном раскрытии её характера и душевных движений (с внешним динамизмом связано движение чувств, их разнообразные проявления).

В заключении сделайте вывод о том, что Н.А. Некрасов, создавая портрет, отбирает максимально ёмкие в смысловом и эстетическом отношении черты, которые призваны подчеркнуть самое важное во внешнем облике лирической героини и рассказать самое важное о её характере, образе жизни, душевной борьбе, судьбе.

16. В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чём они сопоставимы с некрасовскими?

Отвечая на поставленный в задании вопрос, вспомните, что мотив дороги является одним из традиционных мотивов русской лирики. Покажите, что актуальность его долгое время поддерживалась целым рядом российских реалий (необычайной протяжённостью отечественных дорог, неустроенностью дорожного быта, готовностью русского человека к дорожной искренности и открытости и т.д.).

Объясните, что самыми ранними дорожными стихотворениями XIX века считаются послания поэта-романтика К. Н. Батюшкова и ироничные стихи П.А. Вяземского. Отметьте, что дорожные мотивы обнаруживаются в лирике А.С. Пушкина («Бесы»), М. Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу...», «Родина»), Ф. И. Тютчева («Через ливонские я проезжал поля...»), И.З. Сурикова («В степи»), Л. Н. Трефолева («Ямщик») и др.

Выявите основные мотивы дорожной лирики (дорожные неурядицы, пробуждающие поэтическое воображение, ироничный взгляд на «путешествующего», дорожная скука, безропотный народ в нищей стране, безысходность и бессмысленность всей русской жизни и т.д.).

Подводя итоги, отметьте, что стихотворение Н.А. Некрасова органично вписывается в общий контекст дорожной лирики. Выражаемые в нём художественные смыслы характеризовали важнейшие особенности русской жизни и национального характера.

17.1 Являются ли две первые реплики городничего («Ревизор» Н. В. Гоголя) экспозицией комедии (С. С. Данилов, С. Н. Дурылин) или её завязкой (В. Б. Шкловский)?

Приступая к написанию сочинения, вспомните известное высказывание В. И. Немировича-Данченко о «Ревизоре»: «Самые замечательные мастера театра не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах...»

Отметьте, что экспозиция в драматическом произведении заметно отличается от экспозиции в произведении эпическом. Поскольку это сцены, предшествующие действию, экспозиция часто сливается с действием и не имеет такого самоценного характера, как в эпике.

Проанализируйте предложенный вам фрагмент в контексте специфических особенностей драматического произведения. В итоге вы убедитесь в том, что первые реплики городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренепритнейшее известие. К нам едет ревизор» - можно рассматривать как экспозицию, сливающуюся с завязкой комедии.

Вспомните слова В. Г. Белинского, полагающего, что основная тема комедии - страх перед разоблачением. Покажите, что функция первых пятнадцати слов - ввести эту основную тему, тему страха перед надвигающимся возмездием. Этот страх определяет действия героев, обнаруживает сущность их характеров.

Подчеркните, что в первых пяти печатных строках комедии автор четыре раза повторил слово, которое он вынес в заглавие своего произведения. Это слово - «ревизор» - призвано заполнить пространство сознания героев комедии, взбудоражить их фантазию, подтолкнуть их к объединению и самозащите.

Таким образом, реплику городничего можно считать полифункциональной экспозицией, сливающейся с завязкой комедии.

17.2 Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: «Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Потчева».

Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет (по его мнению, поэтическая мысль в лирике Ф. И. Тютчева является отражением красоты философской мысли).

Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. Тютчева в контексте приведённого высказывания и докажите, что предметом изображения в лирике знаменитого поэта становятся размышления лирического героя о вечных вопросах бытия.

Отметьте, что философскую основу мировоззрения Ф. И. Тютчева составляет его особое отношение к природе. Объясните, почему его лирику называют натурфилософской, охарактеризуйте суть его пантеизма. Для анализа лучше всего использовать стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Природа сфинкс. И тем она верней...», «Полдень», «Есть в осени первоначальной...» и др.

Представьте любовную лирику, докажите, что интимные переживания лирического героя органически сплетены с философскими размышлениями о жизни и смерти, личности и обществе, роке и судьбе. Отметьте актуальность ведущих мотивов (катастрофичность бытия и одиночества). В качестве доказательства обратитесь к анализу произведений, составивших «денисьевский цикл».

Рассмотрите, как решается проблема «невыразимого», объясните характер философского пессимизма Ф. И. Тютчева и покажите, каковы способы его преодоления. Охарактеризуйте ведущие понятия («сочувствие» и «благодать», которые даются человеку). Используйте тексты известных произведений - «Silentium!», «Нам не дано предугадать...» и др.

Объясните смысл философского обобщения в стихотворении «Умом Россию не понять...», покажите ею символический смысл.

В заключении отметьте, что художественная модель мира и человека в поэзии Ф. И. Тютчева по праву может быть названа философской.

17.3 Разделяете ли вы мнение зарубежных исследователей о том, что важнейшими ценностными ориентирами героев А. И. Солженицына («Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича») представляются труд, семья, природа?

Приступая к формированию развёрнутого суждения на заданную тему, вспомните бытующее в литературоведении мнение о том, что мировоззренческая позиция А. И. Солженицына нашла отражение в особом осознании русского национального характера. Покажите, что главными составляющими его являются сила духа, неиссякаемое долготерпение, способность к жизнеутверждению, глубокая внутренняя вера.

Проанализируйте образы Матрёны и Шухова в аспекте обозначенной в задании проблемы. Покажите, что отношение к труду является у А. И. Солженицына мерилом оценки человека, основой его психологической характеристики. Труд для Шухова - это жизнь. Для него, выросшего в атмосфере повседневного труда, даже подневольный лагерный труд становится не просто средством выживания, но и источником духовного удовлетворения. Далее отметьте, что душевное просветление как итог тяжёлого крестьянского труда придаёт высокий смысл существованию Матрёны.

Рассмотрите роль семьи и природы в системе ценностных координат героев А. И. Солженицына. На примере рассказа «Один день Ивана Денисовича» покажите важность семьи как главной животворящей среды, без которой жизнь в лагере была бы невозможна.

Убедитесь в том, что природа во многом формирует характер человека и в таком подходе отчётливо проявляется философская мысль автора о погружённости русской души в природу. Покажите, что вся жизнь Матрёны проходит в единстве с природой. Вспомните, каким существенным моментом является созерцание Шуховым красоты Вселенной в краткие мгновения между делами, думами о работе, о семье. Отметьте, что автор настойчиво подчёркивает крестьянскую привычку своего героя жить и работать в зависимости от естественного природного цикла, связанного с солнцем.

Сделайте вывод о том, что такая система ценностей обусловлена литературной традицией и ментальностью русского народа, она позволяет главным героям произведений А. И. Солженицына жить не по лжи, сохранить своё человеческое достоинство, создать вокруг себя особый мир, который сияет отражённым светом их русской души.

Грамматическое задание

    Озаглавьте текст;

    Выпишите из текста словосочетания с разными видами связи, выполните их разбор (1 вариант – из 2 абзаца, 2 вариант – из 4 абзаца);

    Найдите в тексте предложения с причастным и деепричастным оборотами, графически их обозначьте (1 вариант – из 2 абзаца, 2 вариант – из 4 абзаца). Составьте схемы;

    Выполните морфемный разбор 1 причастия, 1 деепричастия, 1 наречия (1 вариант – из 2 абзаца, 2 вариант – из 4 абзаца).

Он родился в сибирской деревне и рано начал бродить с отцом по таежному краю. Путешествия оставили у мальчика незатухающую любовь к родному краю, к тайге с ее лесами, болотами, многочисленными реками.

Долгими вечерами на почтовых станциях, в селениях на Оби прислушивался Ершов к сказкам и бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей. Видел мальчик бывалых людей, водивших караваны за Байкал в восточные земли.

Хороши бывали долгие зимние вечера, когда в доме собирались люди и рассказывали о таинственных «китаях», о горах, подпирающих небо, о диковинных народах. Не спеша текла затейливая речь, одна сказка сменялась другой.

Сказки эти запомнились впечатлительному мальчику, отложились в его памяти, а потом чудесно были воплощены в сцены «Конька – горбунка».

«Конек – горбунок» - произведение, обессмертившее имя его автора. Достоинства сказки в реалистических картинах, в интересном сюжете, в прекрасном легком стихе, в образном языке.

(По В. Утлову)

Грамматическое задание

    Озаглавьте текст

    Выпишите из текста разные виды сказуемого.

    Выполните графический разбор предложения (1 вариант – 3 абзац 2 предложение; 2 вариант – 6 абзац 1 предложение)

    Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 наречия

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе по итогам 2 четверти

Стемнело. На западе погасли просветы между деревьями. Морозная надвигающаяся мгла обступила низину. Тут было тихо, но ночной ветер гулял по вершинам сосен, лес шумел то убаюкивающее, то порывисто, то тревожно. По низинам пошел снежок, тихо шуршащий, покалывающий лицо.

Неопытный в лесных делах, Алексей не позаботился заблаговременно ни о ночлеге, ни о костре. Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль в разбитых натруженных ногах, он не нашел в себе сил идти за топливом, забрался в густую хвойную поросль молодого сосняка и замер, жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью.

Он спал как каменный, не слыша ни ровного шума сосен, ни уханье филина, стонавшего где-то у дороги, ни далекого воя волков – ничего из тех лесных звуков, которыми была полна густая и непроницаемая плотно обступившая его тьма.

Грамматическое задание

    Озаглавьте текст;

    Выделите основу в односоставных предложениях, укажите их тип.

    Определите вид союзов и сформулируйте значение, которой они выражают (1 вариант – 1 абзац, 2 вариант – 2 абзац);

    Объясните графически пунктуацию в последнем предложении, составьте схему.

Контрольная работа по русскому языку

по итогам 3 четверти

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражен собором святого Петра и, конечно, решил его нарисовать.

Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, разумеется, все так и изобразил.

Лондонцы, увидевши на выставке картину, были раздражены. Туман на полотне, к их изумлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущенные посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.

Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.

Грамматическое задание

    Озаглавьте текст;

    Выпишите из текста в столбик все вводные слова и определите их смысловые группы;

    Графически объясните постановку знаков препинания в предложении (1 вариант – 1 предложение 2 абзаца, 2 вариант – 1 предложение 5 абзаца);

    Сформулируйте основную мысль данного текста.

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе (возрастной нормы)

по итогам года

Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу. Бреду под ветром среди холодного тумана, и безнадежно, но покорно идет за мной усталая лошадь, звякая пустыми стременами.

Отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот пустынный подъем, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Еще можно было различить огоньки в темнеющей долине внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, расширялся и обнимал полнеба, поднимаясь туманно-голубой стеной. Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро. Я приближался к лесам, и горы вырастали все мрачнее и величавее, а в пролеты между ними с бурной стремительностью валился длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с нелюдимым гулом сосен. Повеяло свежестью, понесло снегом и ветром.

Грамматическое задание

    Определите стиль речи

    Определите типы односоставных предложений

    Перестройте, где это возможно, односоставные предложения в двусоставные и определите, как изменилась окраска и оттенки значений предложения

9 класс

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 9 классе

по итогам 1 четверти

Я погасил костер и пошел вниз по реке. С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. По крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, а дуплистая ива лежала поперек реки. Река уходила торжественным поворотом в леса.

У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне мореные дубы.

В одном месте открылся косогор, а в зарослях кленов виднелась старенькая часовня с заржавленным куполом.

На закате я вышел к проселочной дороге. Она шла около берега. Снова на реке появились заросшие травой плоты. Издали они казались островами. Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.

Я осторожно перешел на плот и увидел обыкновенную бутылку, внутри которой было сложенное письмо. Я вытащил его, но прочесть не смог. Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. Мне надо было торопиться. Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.

Грамматическое задание

    Озаглавьте текст;

    Выпишите из текста ССП, выполните его графический разбор, составьте схему. Определите смысловые отношения между его частями;

3. Сосчитайте количество ССП в тексте.

Контрольная работа по русскому языку

(диктант)

по итогам 2 четверти

Сенокос еще не прошел, мы вдоволь не наездились еще в порожних телегах за сеном, не накувыркались еще в стогах нового сена, как в саду начинают созревать вишни. Уже давно прохаживаешься около них, забираешься в высокий бурьян, что растет всегда у плетня, и высматриваешь оттуда, не найдется ли, на счастье, хоть одна красненькая.

И вот наконец уже все красные, темно-красные, почти черные, налитые соком, висят на веточках, как дождь кроваво-красных рубинов. Заберешься на гнущееся деревце, сядешь на развилку и, держась одной рукой, чтобы не слететь в бурьян, рвешь висящие над головой, и с боков, и внизу сочные и сладкие вишни и давишь языком до усталости.

Благодатное солнце жжет, и одна за другими поспевают долгожданные ягоды. Там, таинственно краснея матовым боком под листьями, висят сливы, желтеют на макушке, где их достать нельзя, первые груши.

(По П.Романову)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Выпишите из текста сложноподчиненное предложение, определите вид придаточного, укажите средства связи главной части с придаточной. Составьте горизонтальные и вертикальные схемы. (1 вариант из 1 абзаца; 2 вариант из 2 абзаца)

Контрольная работа по русскому языку

(диктант)

в 9 классе (возрастной нормы)

по итогам 3 четверти

Именно Савельич мне понравился больше всех, именно появления его я ждал с наибольшей радостью.

Что же в нем было прекрасного, заставлявшего любить его вопреки ненавистному нам рабству и холопству?

Была преданность. Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах…

В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. Тут преданность выступает во всех обличьях. Преданность – готовность отдать жизнь за жизнь барчука. Преданность – готовность каждую его вещь беречь, как собственную вещь и даже сильнее.

Преданность, творящая с робким человеком чудеса храбрости. И преданность, доходящая в своем ослеплении до того, что Савельич затевает с Пугачевым разговор о зипуне, когда его жизнь находится на волосок от виселицы.

Но Пушкину мало и этого. Комендант Белогорской крепости предан царице так, как Савельич своему барчуку. Жена коменданта, такая же ворчливая, как Савельич, сама предана своему мужу до последнего часа, как предан своему барину Савельич. То же самое можно сказать о Маше и юном Гриневе. Одним словом, здесь торжество преданности.

(По Ф. Искандеру)

Грамматическое задание

    Выпишите из текста 1 СПП с придаточным определительным (1 вариант – из 3 абзаца, 2 вариант – из 4 абзаца)

    Выполните синтаксический разбор предложения (1 вариант- 3 предложение из 4 абзаца, 2 вариант- 4 предложение из 6 абзаца)

Контрольная работа по русскому языку

(диктант)

в 9 классе (возрастной нормы)

по итогам года

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно* и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь час-другой. Попадается на пути молчаливый старик-курган,** бесшумно пролетит над землей ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, *** во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни, душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей.

(По А.П.Чехову)

Примечание. На месте, обозначенном *, постановку запятой не следует считать за ошибку, ** - отсутствие дефиса не следует считать за ошибку, *** - допустима постановка тире.

Грамматическое задание

    Определите стиль и тип речи данного текста

    Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы

    Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия

    Подчеркните грамматические основы односоставных предложений

10 класс

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 10 классе

по итогам 1 четверти

Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему притронуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи и бездорожию туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.

Несколько дней Аксинья провела в ожидании, что вот-вот появится Григорий. Потом узнала от заходивших к хозяину соседей, что война не кончилась, что многие казаки из Новороссийска уехали морем в Крым, а те, которые остались, пошли на рудники.

К концу недели Аксинья твердо решила идти домой, а тут вскоре нашелся ей и попутчик. Как-то вечером в хату, не постучавшись, вошел маленький сутулый старичок. Он молча поклонился, стал расстегивать мешковато сидевшую на нем грязную, распоротую по швам английскую шинель.

«Ты что же это, добрый человек, «здравствуйте» не сказал, на жительство располагаешься?» - спросил хозяин, с изумлением разглядывая гостя.

А тот проворно снял шинель, встряхнул ее у порога, бережно повесил на крюк и, поглаживая коротко остриженную седую бородку, улыбнулся

(По М. Шолохову)

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 10 классе

по итогам 2 четверти

Серенькое, тусклое осеннее утро. Низкие облака затянули небо. Природа притихла. Здесь и там срываются с веток листья, беспомощно крутятся в воздухе и падают на землю. На лесной опушке высокие рябины склонили свои ветви под грузом тяжелых оранжевых гроздьев. Многих птиц привлекают прекрасные ягоды.

Сверхинтересное зрелище представляет собой расположившаяся на рябинах стая дубоносов. Этих птиц причисляют к певчим. У них большая голова и преогромный толстый клюв. Таким клювом птица может раскусить даже самую твердую косточку и съесть ядро.

А вот пролетела в небе стая дроздов. Самые голодные из них увидели корм, опустились на рябины, проглотили по ягодке и поспешили дальше. Стая не прервала полета. Перелетные птицы чуют скорый приход холодов и торопятся в теплые края.

Но когда приходит весна, лес вновь наполняется птичьим криком и гомоном. Яркое ласковое солнце принимается согревать озябшую землю. Под теплыми солнечными лучами снег превращается в воду, которая обильно увлажняет землю. Солнце продолжает греть, вот уже на пригорке совсем сухо. Снег сошел здесь несколько дней назад, и солнце успело высушить прошлогоднюю траву. Его лучи оживили верхний слой земли, пробудили слабые побеги растений.

Залюбуешься на первую зелень весны и невольно припомнишь жесткие вьюги и метели, которые преследуют одинокого путника зимой.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст;

2. Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 наречия (1 вариант – из 1, 2 абзаца, 2 вариант – из 3 абзаца);

3. Подберите синоним, антоним к словам: 1 вариант - низкие, приходит; 2 вариант – теплый, падают;

4. Выпишите из текста примеры различных средств художественной выразительности языка

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 10 классе

по итогам 3 четверти

Ассоль

Был утренний час, и туман еще не рассеялся. В нем едва были видны очертания огромного корабля. Береговой ветер лениво теребил паруса, но, наконец, он усилился и развернул их. Все на корабле было белым, кроме парусов из яркого алого шелка.

Ассоль сидела у окна и читала, но вдруг она заметила на синей небесной глади белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, замерла, потом резко вскочила и побежала к морю. Сердце ее билось сильно-сильно. Временами то крыша, то забор скрывали от нее алые паруса. Тогда Ассоль торопилась миновать препятствие и снова увидеть корабль, боясь, чтобы он не исчез, как призрак. Мужчины, женщины и дети деревни – все мчались к берегу кто в чем был. Скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Все смолкли, со страхом отошли от нее, и она осталась одна, растерянная, счастливая, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

От корабля отделилась лодка, полная загорелых гребцов. Среди них стоял тот, кого, как ей казалось, она знала с детства.

(По А.Грину)

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 10 классе

по итогам года

Оттуда, из-за реки, шла страшная, долгая ночь; в ней можно умереть, не увидев более отца с матерью, не наигравшись с ребятами на улице около колодца, не наглядевшись на все, что Антошка видел у отцовского двора. И печка, на которой Антошка спал в зимнее время, будет стоять пустой. Ему будет жалко сейчас смирную корову, приходящую каждый вечер домой с молоком, невидимых сверчков, кличущих кого-то перед сном, тараканов, живущих себе в темных щелях, лопухов на их дворе и старого пня, которые, наверно, скучали по нем и ожидали его. И вот он живет среди них, чтоб все они были рады, и не хочет помереть, чтоб они опять не скучали.

Антошка прижался к сестре и заплакал от страха. Он боялся, что горит кузница, идет туча и снова сверкает гроза, которая ищет землю, чтоб убить дерево и зажечь их старую избу в колхозе. Приникнув к сестре, Антошка почувствовал, что она пахнет так же, как пахло все в их избе - и хлеб, и деревянные ложки, и подол матери.

А.Платонов «Июльская гроза»

11 класс

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 11 классе

по итогам 1 четверти

Я думал о тебе, и мне пришла вдруг на память поздняя осень на Севере и одинокие мои скитания. Однажды я возвращался с охоты вечером, и была такая же тьма, как и сегодня, вдобавок еще дождь моросил, и я заблудился. Отшагал за день я не меньше сорока километров, ружье и рюкзак казались мне до того тяжелыми, что готов был бросить их.

Я уже потерял всякую надежду выйти к жилью, но не это меня угнетало, - хоть кругом на сотни километров были глухие места! – а угнетало то, что все было мокро, под ногами чвакало, и не было никакой возможности развести костер, отдохнуть и освежиться.

И вот далеко, как затухающая звезда в космосе, мелькнул мне во тьме желтый огонек. Я пошел на него. Еще не зная, что это – костер ли охотников, окошко ли лесного кордона, - я упорно шел к этому огоньку, скрывавшемуся иногда за стволами деревьев и снова показывавшемуся, и мне сразу стало хорошо: вообразились какие – то люди, разговоры, тепло, свет, жизнь…

И, вспомнив этот давний случай и думая о тебе, я почувствовал вдруг, как мне стало весело, недавнюю тоску мою как рукой сняло, и снова захотелось жить.

Ю. Казаков «Свечечка»

Грамматическое задание

1. Сформулируйте основную мысль данного текста.

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 11 классе

по итогам 2 четверти

В станице

В неоглядно знойных облаках пыли, задыхаясь, потонули станичные сады, улицы, хаты, плетни, и лишь остро выглядывают верхушки пирамидальных тополей.

Только пенисто-клокочущую реку холодной горной воды, что кипуче несется за станицей, не в силах покрыть удушливые облака. Вдали за рекой синеющими громадами загораживают полнеба горы.

Удивленно плавают в сверкающем зное, прислушиваясь, рыжие степные разбойники-коршуны, поворачивая кривые носы, и ничего не могут разобрать.

Вокруг ветряков с возрастающим гомоном все шире растекается людское море: седобородые мужики, бабы с измученными лицами; ребятишки шныряют между ногами. И все это тонет в громадной, все заливающей массе солдат. В рваных гимнастерках, в вылинявших ситцевых и холщовых рубахах, в черкесках, иные до пояса голые, и по бронзово-мускулистому телу накрест пулеметные ленты. Нестройно, как попало, глядят во все стороны над головами темно-вороненые штыки, а потемнелые от старости ветряки с удивлением смотрят: никогда еще не было такого.

(По А.А. Серафимовичу)

Грамматическое задание

    Определите стиль данного текста;

    Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 наречия, 1 деепричастия (1 вариант – из 1- 3 абзацев, 2 вариант – из 4,5 абзацев);

    Выпишите из текста примеры различных средств художественной выразительности языка

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 11 классе

по итогам 3 четверти

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи, голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди – большие, взрослые люди – не переставали обманывать себя и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, - красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

(По Л.Н.Толстому)

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 11 классе

по итогам года

Занятый мною дом стоял на вершине возвышенного берега, по которому раскинулся сбегавший вниз уступами, принадлежащий к даче садик. Перед моими окнами внизу раскидывалось широкое пространство залива, по которому то быстро проносились пароходы, то медленно двигались под парусами суда, то сновали рыбачьи лодки. Противоположный финский берег тянулся против моего окна, едва заметной, как смутный призрак, полоской, иногда темневшей, иногда совершенно расплывавшейся в воздухе. Слева виднелся Кронштадт с его заводами и фортами, а там еще дальше, за ними, уходило в безбрежную даль открытое море. У подножия высокого, заостренного дачами берега тянулась проезжая дорога, а за нею лепились бок о бок соединенные с берегом мостками и стоявшие в воде маленькие купальни, отгороженные друг от друга то легкими заборчиками, то просто небольшими изгородями из елок, рогож, плетня. Едва оправлявшийся то тяжелой болезни, я был доволен и нанятою мною дачею, и чудесною весною, полною тепла и света, и всею грудью вдыхал доносившийся со взморья чистый воздух, пропитанный ароматом только что распустившихся черемух.

«Правильная речь» - Нулевое окончание. Денди. Названия животных. Норма литературного языка. Сочетаемость собирательных числительных. Род сложносокращенных слов. А.П.Чехов. Склонение числительных. Эпиграфы урока. Морфология и культура речи. Образование степеней сравнения прилагательных. Важнейшие качества хорошей речи. Слова.

«Культура русской речи» - Надо постоянно самосовершенствоваться, пополнять словарный запас, узнавать все новые и новые слова. Речь постоянно обогащалась новыми словами, фразами, афоризмами. С течением времени культура речи изменялась, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Именно на произведениях классиков понимаешь всю красоту и силу слов.

«Проблемы экологии русского языка» - Этикет речевого общения. Экология языка. Функции языка. Хорошая речь должна быть правильной. Номинативная функция языка. Сознание человека. Причины кризисного состояния языка. Аккумулятивная функция языка. Культурные условия. Культура общения в современном мире. Коммуникативная функция. Глубокое знание родного языка.

«Проблемы культуры речи» - Великое русское слово. Конференция. Викторина. Гимн о русском языке. Словом можно убить. Русская речь. Русский язык. Русские пословицы и поговорки. Давайте говорить на русском языке. Толстой. Анкета. Елена Потехина. Мужество. Заповеди речевого поведения. Тургенев. Эзоп.

«Грамотная речь» - Неправильное словоупотребление. Приложение. Ошибки в ударении. Акция «Охранная грамота». Образовательный уровень. Тайны родного языка. Охранная грамота. Богатые возможности образовательной среды. Остановите журналиста. Источники общения. Варваризмы. Жаргонизмы. Словесный мусор. Языковые ошибки. Интернет.

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Тихий Дон» М.А. Шолохов

Туманным утром Аксинья впервые после выздоровления вышла на крыльцо и долго стояла, опьянѐнная бражной сладостью свежего весеннего воздуха. Преодолевая тошноту и головокружение, она дошла до колодца в саду, поставила ведро, присела на колодезный сруб.

Иным, чудесно обновлѐнным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - всѐ казалось ей невиданно красивым, всѐ цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем.

Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил еѐ холодной синевой; запах прелой соломы и оттаявшего чернозѐма был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ; незамысловатая песенка жаворонка, донѐсшаяся откуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть. Это она - услышанная на чужбине песенка - заставила учащѐнно забиться Аксиньино сердце и выжала из глаз две скупые слезинки...

Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, всѐ оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налѐтом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле...

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Определите жанр произведения.

2

3

Эмоциональной доминантой данного фрагмента становится ощущение надежды, радости. Как называется такая идейноэмоциональная настроенность произведения?

4

Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5

Какой изобразительный приѐм, основанный на сопоставлении одного явления с другим, позволяет писателю выделить наиболее существенные, значимые признаки явления («будто осиянное солнцем»)?

6

Как называется вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии («всѐ цвело густыми и нежными красками»)?

7

Какое средство художественной выразительности позволяет передать субъективное эмоционально-экспрессивное отношение персонажа к окружающим его явлениям внешнего мира («нежными красками», «холодной синевой»)?

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Тройка» Н.А. Некрасов

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу -

Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь;

Пробивается легкий пушок,

Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, - появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдешь ты тяжелый свой путь,

Бесполезно угасшую силу

И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки, -

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой...

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

Каким термином принято называть описание внешности лирической героини?

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается лѐгкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

11

Укажите номер строки, в которой использована костюмная деталь, характерная для замужней женщины из крестьянской семьи.

12

Какой тип композиции использует поэт?

13

Из приведѐнного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приѐмов, использованных поэтом в последних четырѐх строках данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) умолчание

2) гипербола

3) сравнение

14

Определите стихотворный размер.

8. Какой ассоциативный фон создаёт песня жаворонка в романе «Тихий Дон»?

В своём ответе на вопрос покажите, что в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» жаворонок прежде всего олицетворяет мирную, спокойную жизнь.

Вспомните, что в романе трели этой маленькой степной птички обычно противопоставлены звукам боя, что позволяет автору произведения использовать красоту пения жаворонка в создании антитезы «война - мирный земледельческий труд».

С пением жаворонка связано начало сельскохозяйственных работ, поэтому этот образ воплощает тоску воюющих казаков по мирной жизни, их желание представить себя в семейном кругу, в русле налаженной крестьянской жизни.

Образ жаворонка часто используется в красочных сравнениях (казаки, идущие толпой, как богомольцы, сравниваются со стайкой птиц, звенящей в голубом разливе небес).

В предложенном вам фрагменте жаворонок не только олицетворяет собой мирную жизнь, но и самое дорогое и близкое для человека - его родину.

Таким образом, неприметная маленькая птичка становится для героини символом любимого далёкого края, а его незамысловатая песенка - источником воспоминаний, позвавших едва оправившуюся от тифа Аксинью в дорогу.

9. В каких произведениях русской литературы обновление человека совпадает с наступлением весны и как они соотносятся с сюжетом обновления в романе М. А. Шолохова?

Прежде чем приступить к формированию развёрнутого суждения на заданную тему, укажите, что весна всегда связывалась с обновлением и воскресением для новой жизни. Приведите примеры, когда в произведении намеренно создавалась сюжетная ситуация, в которой мир открывается герою в своих новых проявлениях именно весной.

Вспомните историю весенней встречи Андрея Болконского со старым дубом, когда на героя Л. Н. Толстого «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему». Отметьте, что именно тогда Андрей принимает важное решение «чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Вспомните «обновление» Родиона Раскольникова, для которого весной открылась дорога к будущему, дорога к новой жизни. Покажите, что это воскресение, перерождение у Ф М. Достоевского связано с евангельскими аллюзиями.

Подводя итоги своим наблюдениям, отметьте, что во всех вышеперечисленных произведениях создана единая сюжетная ситуация: «обновлению» человека предшествовала тяжёлая болезнь (физическая, духовная, нравственная), в структуризации этой ситуации и использован приём психологического параллелизма.

15. Какова функциональная значимость портрета лирической героини в стихотворении Н. А. Некрасова «Тройка»?

Прежде чем приступить к ответу на вопрос задания, вспомните, какие функции выполняет портрет в произведении. Выявите функциональную значимость портрета лирической героини Н.А. Некрасова (констатирующая, изобразительная, смыслообразующая, характерологическая и другие функции). Представьте ассоциативные портретные черты (цвет волос, лица, деталь костюма и т.д.), отметьте их связь с композиционным построением произведения. Заметьте, что портрет органично «вплетён» в сюжет, появляясь в нём фрагментарно в различных знаковых подробностях. Подчеркните, что функции портрета состоят не только в идентификации лирической героини, но и в опосредованном раскрытии её характера и душевных движений (с внешним динамизмом связано движение чувств, их разнообразные проявления).

В заключении сделайте вывод о том, что Н.А. Некрасов, создавая портрет, отбирает максимально ёмкие в смысловом и эстетическом отношении черты, которые призваны подчеркнуть самое важное во внешнем облике лирической героини и рассказать самое важное о её характере, образе жизни, душевной борьбе, судьбе.

16. В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чём они сопоставимы с некрасовскими?

Отвечая на поставленный в задании вопрос, вспомните, что мотив дороги является одним из традиционных мотивов русской лирики. Покажите, что актуальность его долгое время поддерживалась целым рядом российских реалий (необычайной протяжённостью отечественных дорог, неустроенностью дорожного быта, готовностью русского человека к дорожной искренности и открытости и т.д.).

Объясните, что самыми ранними дорожными стихотворениями XIX века считаются послания поэта-романтика К. Н. Батюшкова и ироничные стихи П.А. Вяземского. Отметьте, что дорожные мотивы обнаруживаются в лирике А.С. Пушкина («Бесы»), М. Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу...», «Родина»), Ф. И. Тютчева («Через ливонские я проезжал поля...»), И.З. Сурикова («В степи»), Л. Н. Трефолева («Ямщик») и др.

Выявите основные мотивы дорожной лирики (дорожные неурядицы, пробуждающие поэтическое воображение, ироничный взгляд на «путешествующего», дорожная скука, безропотный народ в нищей стране, безысходность и бессмысленность всей русской жизни и т.д.).

Подводя итоги, отметьте, что стихотворение Н.А. Некрасова органично вписывается в общий контекст дорожной лирики. Выражаемые в нём художественные смыслы характеризовали важнейшие особенности русской жизни и национального характера.

17.1 Являются ли две первые реплики городничего («Ревизор» Н. В. Гоголя) экспозицией комедии (С. С. Данилов, С. Н. Дурылин) или её завязкой (В. Б. Шкловский)?

Приступая к написанию сочинения, вспомните известное высказывание В. И. Немировича-Данченко о «Ревизоре»: «Самые замечательные мастера театра не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах...»

Отметьте, что экспозиция в драматическом произведении заметно отличается от экспозиции в произведении эпическом. Поскольку это сцены, предшествующие действию, экспозиция часто сливается с действием и не имеет такого самоценного характера, как в эпике.

Проанализируйте предложенный вам фрагмент в контексте специфических особенностей драматического произведения. В итоге вы убедитесь в том, что первые реплики городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренепритнейшее известие. К нам едет ревизор» - можно рассматривать как экспозицию, сливающуюся с завязкой комедии.

Вспомните слова В. Г. Белинского, полагающего, что основная тема комедии - страх перед разоблачением. Покажите, что функция первых пятнадцати слов - ввести эту основную тему, тему страха перед надвигающимся возмездием. Этот страх определяет действия героев, обнаруживает сущность их характеров.

Подчеркните, что в первых пяти печатных строках комедии автор четыре раза повторил слово, которое он вынес в заглавие своего произведения. Это слово - «ревизор» - призвано заполнить пространство сознания героев комедии, взбудоражить их фантазию, подтолкнуть их к объединению и самозащите.

Таким образом, реплику городничего можно считать полифункциональной экспозицией, сливающейся с завязкой комедии.

17.2 Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: «Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Потчева».

Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет (по его мнению, поэтическая мысль в лирике Ф. И. Тютчева является отражением красоты философской мысли).

Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. Тютчева в контексте приведённого высказывания и докажите, что предметом изображения в лирике знаменитого поэта становятся размышления лирического героя о вечных вопросах бытия.

Отметьте, что философскую основу мировоззрения Ф. И. Тютчева составляет его особое отношение к природе. Объясните, почему его лирику называют натурфилософской, охарактеризуйте суть его пантеизма. Для анализа лучше всего использовать стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Природа сфинкс. И тем она верней...», «Полдень», «Есть в осени первоначальной...» и др.

Представьте любовную лирику, докажите, что интимные переживания лирического героя органически сплетены с философскими размышлениями о жизни и смерти, личности и обществе, роке и судьбе. Отметьте актуальность ведущих мотивов (катастрофичность бытия и одиночества). В качестве доказательства обратитесь к анализу произведений, составивших «денисьевский цикл».

Рассмотрите, как решается проблема «невыразимого», объясните характер философского пессимизма Ф. И. Тютчева и покажите, каковы способы его преодоления. Охарактеризуйте ведущие понятия («сочувствие» и «благодать», которые даются человеку). Используйте тексты известных произведений - «Silentium!», «Нам не дано предугадать...» и др.

Объясните смысл философского обобщения в стихотворении «Умом Россию не понять...», покажите ею символический смысл.

В заключении отметьте, что художественная модель мира и человека в поэзии Ф. И. Тютчева по праву может быть названа философской.

17.3 Разделяете ли вы мнение зарубежных исследователей о том, что важнейшими ценностными ориентирами героев А. И. Солженицына («Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича») представляются труд, семья, природа?

Приступая к формированию развёрнутого суждения на заданную тему, вспомните бытующее в литературоведении мнение о том, что мировоззренческая позиция А. И. Солженицына нашла отражение в особом осознании русского национального характера. Покажите, что главными составляющими его являются сила духа, неиссякаемое долготерпение, способность к жизнеутверждению, глубокая внутренняя вера.

Проанализируйте образы Матрёны и Шухова в аспекте обозначенной в задании проблемы. Покажите, что отношение к труду является у А. И. Солженицына мерилом оценки человека, основой его психологической характеристики. Труд для Шухова - это жизнь. Для него, выросшего в атмосфере повседневного труда, даже подневольный лагерный труд становится не просто средством выживания, но и источником духовного удовлетворения. Далее отметьте, что душевное просветление как итог тяжёлого крестьянского труда придаёт высокий смысл существованию Матрёны.

Рассмотрите роль семьи и природы в системе ценностных координат героев А. И. Солженицына. На примере рассказа «Один день Ивана Денисовича» покажите важность семьи как главной животворящей среды, без которой жизнь в лагере была бы невозможна.

Убедитесь в том, что природа во многом формирует характер человека и в таком подходе отчётливо проявляется философская мысль автора о погружённости русской души в природу. Покажите, что вся жизнь Матрёны проходит в единстве с природой. Вспомните, каким существенным моментом является созерцание Шуховым красоты Вселенной в краткие мгновения между делами, думами о работе, о семье. Отметьте, что автор настойчиво подчёркивает крестьянскую привычку своего героя жить и работать в зависимости от естественного природного цикла, связанного с солнцем.

Сделайте вывод о том, что такая система ценностей обусловлена литературной традицией и ментальностью русского народа, она позволяет главным героям произведений А. И. Солженицына жить не по лжи, сохранить своё человеческое достоинство, создать вокруг себя особый мир, который сияет отражённым светом их русской души.

10 класс

(диктант) в 10 классе

по итогам 1 четверти

Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему притронуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи и бездорожию туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле. Несколько дней Аксинья провела в ожидании, что вот-вот появится Григорий. Потом узнала от заходивших к хозяину соседей, что война не кончилась, что многие казаки из Новороссийска уехали морем в Крым, а те, которые остались, пошли на рудники. К концу недели Аксинья твердо решила идти домой, а тут вскоре нашелся ей и попутчик. Как-то вечером в хату, не постучавшись, вошел маленький сутулый старичок. Он молча поклонился, стал расстегивать мешковато сидевшую на нем грязную, распоротую по швам английскую шинель. «Ты что же это, добрый человек, «здравствуйте» не сказал, на жительство располагаешься?» - спросил хозяин, с изумлением разглядывая гостя. А тот проворно снял шинель, встряхнул ее у порога, бережно повесил на крюк и, поглаживая коротко остриженную седую бородку, улыбнулся

(По М. Шолохову)

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 10 классе

по итогам 2 четверти

Серенькое, тусклое осеннее утро. Низкие облака затянули небо. Природа притихла. Здесь и там срываются с веток листья, беспомощно крутятся в воздухе и падают на землю. На лесной опушке высокие рябины склонили свои ветви под грузом тяжелых оранжевых гроздьев. Многих птиц привлекают прекрасные ягоды. Сверхинтересное зрелище представляет собой расположившаяся на рябинах стая дубоносов. Этих птиц причисляют к певчим. У них большая голова и преогромный толстый клюв. Таким клювом птица может раскусить даже самую твердую косточку и съесть ядро. А вот пролетела в небе стая дроздов. Самые голодные из них увидели корм, опустились на рябины, проглотили по ягодке и поспешили дальше. Стая не прервала полета. Перелетные птицы чуют скорый приход холодов и торопятся в теплые края. Но когда приходит весна, лес вновь наполняется птичьим криком и гомоном. Яркое ласковое солнце принимается согревать озябшую землю. Под теплыми солнечными лучами снег превращается в воду, которая обильно увлажняет землю. Солнце продолжает греть, вот уже на пригорке совсем сухо. Снег сошел здесь несколько дней назад, и солнце успело высушить прошлогоднюю траву. Его лучи оживили верхний слой земли, пробудили слабые побеги растений. Залюбуешься на первую зелень весны и невольно припомнишь жесткие вьюги и метели, которые преследуют одинокого путника зимой.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст;

2. Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 наречия (1 вариант – из 1, 2 абзаца, 2 вариант – из 3 абзаца); 3. Подберите синоним, антоним к словам: 1 вариант - низкие, приходит; 2 вариант – теплый, падают; 4. Выпишите из текста примеры различных средств художественной выразительности языка

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 10 классе

по итогам 3 четверти

Ассоль

Был утренний час, и туман еще не рассеялся. В нем едва были видны очертания огромного корабля. Береговой ветер лениво теребил паруса, но, наконец, он усилился и развернул их. Все на корабле было белым, кроме парусов из яркого алого шелка. Ассоль сидела у окна и читала, но вдруг она заметила на синей небесной глади белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, замерла, потом резко вскочила и побежала к морю. Сердце ее билось сильно-сильно. Временами то крыша, то забор скрывали от нее алые паруса. Тогда Ассоль торопилась миновать препятствие и снова увидеть корабль, боясь, чтобы он не исчез, как призрак. Мужчины, женщины и дети деревни – все мчались к берегу кто в чем был. Скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Все смолкли, со страхом отошли от нее, и она осталась одна, растерянная, счастливая, беспомощно протянув руки к высокому кораблю. От корабля отделилась лодка, полная загорелых гребцов. Среди них стоял тот, кого, как ей казалось, она знала с детства.

(По А.Грину)

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 10 классе

по итогам года

Оттуда, из-за реки, шла страшная, долгая ночь; в ней можно умереть, не увидев более отца с матерью, не наигравшись с ребятами на улице около колодца, не наглядевшись на все, что Антошка видел у отцовского двора. И печка, на которой Антошка спал в зимнее время, будет стоять пустой. Ему будет жалко сейчас смирную корову, приходящую каждый вечер домой с молоком, невидимых сверчков, кличущих кого-то перед сном, тараканов, живущих себе в темных щелях, лопухов на их дворе и старого пня, которые, наверно, скучали по нем и ожидали его. И вот он живет среди них, чтоб все они были рады, и не хочет помереть, чтоб они опять не скучали. Антошка прижался к сестре и заплакал от страха. Он боялся, что горит кузница, идет туча и снова сверкает гроза, которая ищет землю, чтоб убить дерево и зажечь их старую избу в колхозе. Приникнув к сестре, Антошка почувствовал, что она пахнет так же, как пахло все в их избе - и хлеб, и деревянные ложки, и подол матери.

А.Платонов «Июльская гроза»

11 класс

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 11 классе

по итогам 1 четверти

Я думал о тебе, и мне пришла вдруг на память поздняя осень на Севере и одинокие мои скитания. Однажды я возвращался с охоты вечером, и была такая же тьма, как и сегодня, вдобавок еще дождь моросил, и я заблудился. Отшагал за день я не меньше сорока километров, ружье и рюкзак казались мне до того тяжелыми, что готов был бросить их. Я уже потерял всякую надежду выйти к жилью, но не это меня угнетало, - хоть кругом на сотни километров были глухие места! – а угнетало то, что все было мокро, под ногами чвакало, и не было никакой возможности развести костер, отдохнуть и освежиться. И вот далеко, как затухающая звезда в космосе, мелькнул мне во тьме желтый огонек. Я пошел на него. Еще не зная, что это – костер ли охотников, окошко ли лесного кордона, - я упорно шел к этому огоньку, скрывавшемуся иногда за стволами деревьев и снова показывавшемуся, и мне сразу стало хорошо: вообразились какие – то люди, разговоры, тепло, свет, жизнь… И, вспомнив этот давний случай и думая о тебе, я почувствовал вдруг, как мне стало весело, недавнюю тоску мою как рукой сняло, и снова захотелось жить.

Ю. Казаков «Свечечка»

Грамматическое задание

1. Сформулируйте основную мысль данного текста.

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 11 классе

по итогам 2 четверти

В станице

В неоглядно знойных облаках пыли, задыхаясь, потонули станичные сады, улицы, хаты, плетни, и лишь остро выглядывают верхушки пирамидальных тополей. Отовсюду многоголосо несется говор, гул, собачий лай, лошадиное ржание. Как будто невиданный улей, разноголосо-растерянно гудит нестройным больным гудом. Только пенисто-клокочущую реку холодной горной воды, что кипуче несется за станицей, не в силах покрыть удушливые облака. Вдали за рекой синеющими громадами загораживают полнеба горы. Удивленно плавают в сверкающем зное, прислушиваясь, рыжие степные разбойники-коршуны, поворачивая кривые носы, и ничего не могут разобрать. Вокруг ветряков с возрастающим гомоном все шире растекается людское море: седобородые мужики, бабы с измученными лицами; ребятишки шныряют между ногами. И все это тонет в громадной, все заливающей массе солдат. В рваных гимнастерках, в вылинявших ситцевых и холщовых рубахах, в черкесках, иные до пояса голые, и по бронзово-мускулистому телу накрест пулеметные ленты. Нестройно, как попало, глядят во все стороны над головами темно-вороненые штыки, а потемнелые от старости ветряки с удивлением смотрят: никогда еще не было такого.

(По А.А. Серафимовичу)

Грамматическое задание

    Определите стиль данного текста;

    Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 наречия, 1 деепричастия (1 вариант – из 1- 3 абзацев, 2 вариант – из 4,5 абзацев);

    Выпишите из текста примеры различных средств художественной выразительности языка

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 11 классе

по итогам 3 четверти

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи, голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди – большие, взрослые люди – не переставали обманывать себя и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, - красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

(По Л.Н.Толстому)

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 11 классе

по итогам года

Занятый мною дом стоял на вершине возвышенного берега, по которому раскинулся сбегавший вниз уступами, принадлежащий к даче садик. Перед моими окнами внизу раскидывалось широкое пространство залива, по которому то быстро проносились пароходы, то медленно двигались под парусами суда, то сновали рыбачьи лодки. Противоположный финский берег тянулся против моего окна, едва заметной, как смутный призрак, полоской, иногда темневшей, иногда совершенно расплывавшейся в воздухе. Слева виднелся Кронштадт с его заводами и фортами, а там еще дальше, за ними, уходило в безбрежную даль открытое море. У подножия высокого, заостренного дачами берега тянулась проезжая дорога, а за нею лепились бок о бок соединенные с берегом мостками и стоявшие в воде маленькие купальни, отгороженные друг от друга то легкими заборчиками, то просто небольшими изгородями из елок, рогож, плетня. Едва оправлявшийся то тяжелой болезни, я был доволен и нанятою мною дачею, и чудесною весною, полною тепла и света, и всею грудью вдыхал доносившийся со взморья чистый воздух, пропитанный ароматом только что распустившихся черемух.

А.Шеллер – Михайлов

«Вешние грозы»

Контрольные диктанты

для СКК – VII вида

5 класс

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 5 классе (СКК- VII вида)

по итогам 1 четверти

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки.

(По И.Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

    Озаглавьте текст Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.» В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово Подчеркните грамматическую основу в 5-ом предложении («Смело переплывают…») Произведите морфемный разбор слова «маленьких»

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 5 классе (СКК- VII вида)

по итогам 2 четверти

Жара заставила зайти нас в рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки. Иван сел на толстый конец упавшей березы, а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по телу Ивана, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далеком светлом небе.

Грамматическое задание

    Выполните синтаксический разбор 2 предложения; Составьте схему 4 предложения; Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться; Выполните морфемный разбор слов: мирной, орешника.

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 5 классе (СКК- VII вида)

по итогам 3 четверти

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался. Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром. Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

Грамматическое задание

    Выполните морфемный разбор слова «туманная» Обозначьте орфограммы в словах «д..ждя», «со…нца» В предложении «Набежала мрачная туча» укажите все части речи, определите род всех существительных

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 5 классе (СКК- VII вида)

по итогам года

Грабеж среди белого дня

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В нее хозяйка бросает корки хлеба для кур. Щенок Фунтик подошел к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабеж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом. Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил ее. Ему не нравился запах корки.

Грамматическое задание

1.Выполнить морфемный разбор слов: выпускает (1 вариант), просидела (2 вариант) 2. Выделите грамматическую основу 1 вариант в 1 предложении 2 абзаца, 2 вариант в 6 предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи 3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему