МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОЛПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Логопедическое занятие по внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» в 1 классе ТЕМА: «Составление распространенных предложений». Лексическая тема: «Сказка». Подготовила: учитель-логопед Фомина Е.А.

Цели : отрабатывание умения составления распространенного предложения по сюжетной картинке и по опорным словам, используя «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия».

Планируемые результаты:

Предметные:

– закреплять умение составлять распространённое предложение по картинке;

– закреплять умение составлять распространённое предложений по опорным словам;

– развивать все виды речевой деятельности школьников, умения читать и писать, слушать и говорить, а также свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения.
Метапредметные:

    развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику;

    развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат;

    совершенствовать грамматический строй речи;

    развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Личностные :

    воспитывать любовь и интерес к сказкам;

    формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе;

    сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.

Ожидаемый результат :

учащиеся научатся составлять распространенные предложения.

Здоровьесберегающие технологии: упражнения и игры на координацию речи с движением, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Оборудование : ПК, презентация «Составление распространённых предложений», карандаши, тетрадь, конверты со словами, индивидуальное зеркало, оценочные смайлики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Л:
Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся!
(Дети здороваются)

Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну. Хотите со мной?

Л: Тогда послушайте. В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари. Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно пройти испытания, выполнив правильно все задания. Вы готовы?

Л: Тогда начнем.

2. Артикуляционная гимнастика.

Л: Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке. «В гостях у бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости («Толстячки»)

С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки»)

Толстые внучки приехали тоже, («Толстячки»)

С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышки»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка»)

Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка»)

Утром проснулись – в улыбочку губы, – («Улыбочка»)

Чистим мы все свои верхние зубы. («Чистим зубы»)

Влево и вправо, внутри и снаружи, –

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмём мы и рот пополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовар»)

Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопатка»)

Дуем на блинчик – не в щёчки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуём, завернём и надкусим («Жуём блинчик»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили («Чашечка»)

На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)

Чаю попили – никто не обижен («Не разбей чашечку»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы снаружи по кругу»)

Л: Первая преграда успешно преодолена. Следуем дальше.

3. Пальчиковая гимнастика + Кенезиологические упр .

Новую преграду нам помогут преодолеть наши пальчики.

Ребята как вы думаете для чего нужно пальчикам упражняться?

Д: (ответы детей)

Правильно. Ну а теперь приступим.

1 упр. «Шарик»

Я надул упругий шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

2. упр. «Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

3. упр. «Кисточка» (зеркальное рисование)

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

4. упр. «Кулак, ребро, ладонь»

5. упр. «Домик»

Соедините кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой руки. Затем наоборот. Отработайте движение с каждой парой пальцев отдельно.

6. упр. «Карандаш»

Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцем возьмите карандаш со стола. Приподнимите и опустите его. Сделать тоже поочерёдно всеми парами пальцев. Затем сделать тоже левой рукой.

7. упр. «Пальчики ложатся спать»

4. Графический диктант.

Ребята, дорога до волшебного царства проходит через лес. И чтобы не заблудиться в лесу, нужно выбрать правильную дорогу. Следующая преграда – графический диктант. Давайте все вместе нарисуем правильную тропинку.

Вы готовы? Что нужно для успешного написания графического диктанта?

Д: внимательно слушать, не отвлекаться и вспомнить право-лево.

Тогда слушайте внимательно. На парте у каждого лежит листок. Возьмите его, видите на нем точку? Это начало тропинки. Поставьте ручку на данную точку и слушайте внимательно мои инструкции: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. Дальше продолжите рисунок самостоятельно.

5. Самоопределение к деятельности.

Следующее испытание у вас перед глазами. Как вы думаете, глядя на эти картинки, что можно придумать?

Д: предложения.

Правильно ребята. Так как вы думаете, чем же мы сегодня займёмся на занятии?

Д: будем составлять предложения.

6. Проговаривание чистоговорок.

Но сначала нам нужно настроить наш ротик на правильное проговаривание предложений, поэтому повторяйте за мной следующие чистоговорки:

Ла-ла-ла – сказка к нам пришла.

Мы-мы-мы – удивились мы.

Де-де-де – королевство в беде.

Ать-ать-ать – будим всех спасать.

Ца-ца-ца – у нас получится.

7. Работа по теме.

Ребята, чтобы преодолеть высокий забор, вам нужно составить как можно больше правильных и красивых предложений. Какие слова можно использовать при составлении предложений?

Д: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. (Придумывают предложения по картинке)

8. Дыхательная гимнастика.

В волшебном саду сказочного царства растёт волшебная яблоня. Кто съест яблоко, тот становится умным, Но подойти к яблоне можно, только выполнив определённые дыхательные упражнения. Ребята, а как вы думаете полезны ли детям дыхательные упражнения?

Д: да. Правильное дыхание влияет на правильность речи.

1. упр. «Цветок распускается»

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Выполнение: вдох – медленно подняться на носки, развести локти в стороны (цветок распускается). Возвращение в и. п. – выдох.

Медленно, 4-6 раз.

2. упр. «Лес шумит»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Выполнение: наклон вправо – вдох, наклон в лево – выдох, в и.п. – выдох. Выполнять 4-5 раз.

3. упр. «Грибок»

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).

Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, отводя голову назад – вдох (грибок вырос). 5-7 раз.

4. упр. «Травушка колышется»

И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.

Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачивая кистями рук – вдох. Опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз.

5. упр. «Радуга, обними меня»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: разводим руки в стороны – вдох, обнимаем руками плечи – выдох. 4-5 раз.

9. Продолжение работы по теме.

Следующее испытание итоговое. «Составление предложения из группы слов». Ответственность большая. Поэтому предлагаю поработать в группах. Я сейчас вам раздам конверты со словами, из которых вам нужно будет составить красивые и правильные предложения. Ребята будьте внимательны, так как от вас сейчас зависит порадуются ли солнцу жители сказочного королевства или будут вечно мокнуть под дождём.

Д: (составляют предложения в группах).

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы помогли жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотрите, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что вы такие умницы!
Скажите, что вам понравилось больше всего? В какие игры играли?

11. Рефлексия .

Ребята а сейчас возьмите пустые смайлики, которые лежат у вас на партах и нарисуйте солнышко, если вы считаете, что хорошо работали на занятии и у вас всё получилось; или дождик, если у вас не совсем всё получилось и есть ещё над чем поработать.

12.Заключение.

Вот и всё на сегодня. Мне приятно было с вами путешествовать по сказочной стране. Спасибо за внимание. До свидания, ребята. Попрощайтесь с нашими гостями.

Д: До свидания.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Знакомство с предложением

Цели:

  1. Закреплять понятия слово.
  2. Учить подбирать слова по ситуативным цепочкам.
  3. Познакомить детей с предложением: показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.
  4. Формировать связность и четкость высказывания.
  5. Учить составлять схемы предложения.
  6. Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

Оборудование: предметные картинки; наборы полосок для составления схем предложений.

Словарная работа: журналист, интервью.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Прежде чем вы пройдете к своим рабочим местам назовите слова-действия, слова признаки, слова-предметы живые и неживые.

Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить.

Игра «Подбери нужные слова»

Логопед: Какими словами можно поприветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, доброе утро...)

Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен, благодарю вас...)

Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший…)

Успокоить? (Не волнуйся, не переживай, все буде хорошо…)

Ребята, вы знаете кто такие журналисты? (Ответы детей.) Журналисты – это люди, работающие на телевидении, радио. Они пишут статьи, берут интервью у людей. Интервью – это когда задают вопрос и на него получают ответ.

Вы бы хотели стать журналистами?(Ответы детей.) тогда этому нужно учиться. Журналисты говорят грамотно, полным предложением, умеют правильно составлять предложения. Вы хотите этому научиться? Я вас приглашаю в школу журналистов.

А сейчас мне нужны мои помощники. (Логопед заранее договорился с детьми.)

Скажите, что делает Полина? (Полина читает книгу.)

Что делает Сережа? (Сережа открывает дверь.)

Диана, Саша, Игорь, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Диана станет словом Полина, Саша – словом читает , а Игорь – словом книгу . Диана скажет свое слово и даст руку Саше. Саша даст руку Игорю и произнесет слово, читает. Какое слово должен сказать Игорь?(Книгу.) Что мы узнали о Полине? (Полина читает книгу.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: читать, книга, Полина. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Полина читает книгу.)

Максим, Маша, Руслан подойдите ко мне. Подружите между собой слова волк, догоняет, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Волк догоняет зайца.)

Проверяем игра « Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

Логопед: Какое слово первое? (Волк.)

Назовите второе слово.(Догоняет.)

Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.)

Сколько слов в предложении?

Сейчас слово волк уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.)

- «Живые слова» , разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили…(предложение). В предложении все слова…(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Посмотрите на картинку. Где растет дерево? (Дерево растет в лесу.)

Молодцы, ребята. Вы сказали предложение. А сейчас и мы станем деревьями.

Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон, два – наклон.

Зашумел листвою клен.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.

Логопед: Ребята, обратите внимание на эти полоски. Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголком – начало предложения(заглавную букву.) Короткими полосками мы будем обозначать слова в предложении, их количество. Первая короткая полоска тоже с уголком – она обозначает заглавную букву.

Придумайте предложение со словом малина , а я выложу столько полосок, сколько слов в предложении.

Какое это слово? (Указываю на первую полоску.)

Назовите второе слово, третье слово.

Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова, что обозначает уголок? (Заглавную букву.)

А сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный». Когда я буду называть слова – поднимите короткую полоску, а когда назову предложение – поднимите длинную полоску.

Я думаю, ребята, настало время показать, какими мы стали журналистами.

Ребята – журналисты, задайте вопрос своему товарищу. Следите за тем, чтоб ответы были полными.

Затем дети меняются ролями.

Молодцы, ребята! Вы настоящие журналисты.


Тема: развитие навыков слогового анализа и синтеза

Цель: учить делить слова на слоги и конструировать слова из слогов

Задачи:

1. Коррекционные

  • развитие слогового анализа и синтеза
  • развитие зрительного и слухового восприятия
  • развитие неречевых психических процессов: памяти, внимания, мышления
  • развитие дыхания, артикуляционной и пальчиковой моторики
  • развитие коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий
  • профилактика специфических ошибок на письме

2. Обучающие

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём усвоения слоговых конструкций
- закрепление написания орфограммы: жи - ши
- работа со словарными словами

3. Воспитательные

Развитие познавательной активности и коммуникативных умений

Оборудование: индивидуальные зеркала, мяч, резиновые массажные шарики, цветные карандаши, карточки самооценки, слоговое домино, демонстрационные картинки со слогами, карточки слогов, индивидуальные листы для работы на занятии, картинки к составленным словам.

Ход занятия:

Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика: разминка с массажными шариками

  • круговые движения ладонями,
  • поперечные движения всеми пальчиками,
  • круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
  • передача шарика пальчиками,
  • вращение шариков в одной руке.

Массаж ушей: разминание, пощипывание, поглаживание.

Карточки для работы и самооценки: Сегодня на занятии мы будем оценивать свою работу с помощью карточек самооценки. Вы будете оценивать выполнение каждого задания. Если вы легко справились с заданием, то в кружке поставьте «V», если задание вызвало затруднение, и вы сделали небольшую ошибку - «?», если задание было для вас сложным и вы не справились с заданием - «-«.



Введение в тему.

1. Давайте прочитаем рассказ.

Мы поняли рассказ, который прочитали?
- Не до конца понятны предложения, так как не все слова написаны.
- Вы можете догадаться, какие слова здесь пропущены?
- Давайте не будем гадать, а в течении занятия постараемся восстановить текст.
- Что надо сделать, чтобы восстановить текст?
- Надо вставить пропущенные слова.
- Из чего состоят слова?
- Из слогов.
- Я вам предлагаю создать копилку слогов, а затем из них составить слова и восстановить текст.
- Какие задачи мы должны решить для того, что бы добиться нашей цели? Что для этого нужно сделать?

(таблички на доску)

Составлять слоги
- Делить слова на слоги
- Внимательно слушать
- Составлять слова из слогов
- Выделять слоги в словах
- Выделять гласные
- Правильно читать
- Определять количество слогов

Давайте приступим к решению наших задач.
- Сколько заданий мы должны выполнить?
- 7
- Я вам даю подсказку: всего в нашей копилке должно появиться 21 слог.

2. Работа с карточками.


(ша)рик, (ди) ван, ру(ба)шка, пана(ма) ДИ, ША, БА, МА
- Какие знания необходимы нам были для выполнения этого задания?
- Вспомнить написание этого слова и выделить пропущенный слог.
(оцените первое задание)

3. Ещё раз вспомните, какие звуки образуют слоги.

Перед вами задание под цифрой 2. Попробуйте догадаться, какое задание мы сейчас будем выполнять?

4. Работа на слуховое восприятие. Что мы сейчас будем делать?

Найди одинаковые слоги в словах. (Значение каких слов вам не понятны?)
Совы, сотня, соки, соболь (в начале слов)



Калоши, мыши, ландыши, карандаши (заканчивается этим слогом)

СО, МА, НОК, НА, ШИ


- Внимательно слушали. Выбирали общий слог и пополняли копилку.
(оцените третье задание)

5. Дидактическая игра «Слоговое домино» (на ковре)


Сейчас мы будем играть в домино не с картинками, а со словами. Объясните правило нашей игры.

6. Одно слово будет лишним, объясните почему. Как определяем количество слогов в слове? Выделите первый слог лишнего слова. Карточки для быстрого чтения и индивидуальные карточки-помощники.

Что мы делали в этом задании?
- Читали слова, определяли количество слогов в словах, выделяли первый слог в лишних словах.
- Зачем мы выполняем все эти задания?
- Мы собираем копилку слогов, чтобы прочитать текст.
- А, может, мы уже достаточно пополнили нашу копилку и остальные задания выполнять не будем?

7. Посмотрите на 6 задание. Прочитайте слоги в столбиках, подумайте сами, какое задание можно выполнить.

СТО КА
ГОР ДУХ
ШКА ТОН
БУ ЛЫ
ВОЗ ЛЮ
ЗВО ФЫ ЗВО, ЛЮ
Проверка в паре. (оцените шестое задание)

8. Мы наполнили копилку, зачитайте слоги. Давайте попробуем собрать слова из рассказа. (выдать детям карточки слогов)
Дети составляют слова и записывают их, логопед выставляет картинки получившихся слов. Обратить внимание на написание слов.
Карточки-помощники 2 видов: с опорой на согласные буквы и с переставленными слогами. Предложить детям это сделать на доске.

Луна, фонари , машины, люди, Маша, папу, собака , мама, звонок.

(оценить седьмое задание)

Логопед выставляет картинки получившихся слов.
Прочитать текст с восстановленными словами.


- Где можем применить знание деления слов на слоги?
- При переносе слов с одной строки на другую.

На следующем занятии мы постараемся вспомнить текст по опорным картинкам.

Подведение итогов.

Чему вы сегодня научились на занятии?
Что удалось?
Где было трудно?
Тебе помогло занятие понять, как делить слова на слоги?

Обсуждение занятия, выполнение поставленных задач и цели занятия, анализ карточек самооценки.

Вы научились видеть слоги, составлять из них слова. Я желаю вам удачи на дальнейших занятиях!

Кот, лужа, дом, рак

Начало, село, парик, окно
Лес, мак, мама, дом

Наступил вечер. На небе появилась (на, лу). На улицах зажглись (на, фо, ри). Шелестят шинами по асфальту (ны, ши, ма). (Ди, лю) спешат домой. (Ша, ма) сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт (пу, па). Рядом сидит (ка, ба, со) Дружок. (Ма, ма) на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной (нок, зво). Это папа пришёл!

Наступил вечер. На небе появилась ___. На улицах зажглись ___. Шелестят шинами по асфальту ___. ___спешат домой. ___ сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт ___. Рядом сидит ___ Дружок. ___на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной ___. Это папа пришёл!

Пузыри, курица, музыка, солома

У И А, У Ы А, О О А, У Ы И

Кот, лужа, дом, рак
Кошка, листок, медведь, пароход
Начало, село, парик, окно
Лес, мак, мама, дом

Наступил вечер. На небе появилась лн. На улицах зажглись фнр. Шелестят шинами по асфальту мшн. Лд спешат домой. Мш сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт пп. Рядом сидит сбк Дружок. Мм на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной звнк. Это папа пришёл!

Наступил вечер. На небе появилась(на, лу). На улицах зажглись(на, фо, ри). Шелестят шинами по асфальту (ны, ши, ма). (Ди, лю) спешат домой. (Ша, ма) сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт (пу, па). Рядом сидит (ка, ба, со) Дружок. (Ма, ма) на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной (нок, зво). Это папа пришёл!

Этап и задачи

Действия учителя

Действия ученика

УУД и оборудование

1. Организационный момент. Настроить на занятие, собрать внимание детей.

Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.
Массаж ушей.
Знакомство с карточками самооценки.

Дети выполняют задание вместе с логопедом.

Индивидуальные зеркала, массажные мячи, карточки самооценки.


Регулятивные: определение цели занятия и постановка задач.

2. Введение в тему

Давайте прочитаем рассказ.
- Мы поняли рассказ, который прочитали?
- Вы можете догадаться, какие слова здесь пропущены?
- Давайте не будем гадать, а в течении занятия постараемся восстановить текст.
- А как восстановить текст?
- Из чего состоят слова?
- Я вам предлагаю создать копилку слогов, а затем из них составить слова и восстановить текст.

Не до конца понятны предложения, так как не все слова написаны.
Ответы детей.


Надо вставить пропущенные слова.
- Из слогов.

Наступил вечер. На небе появилась ____. На улицах зажглись ____. Шелестят шинами по асфальту ____. ____ спешат домой. ____ сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт ____. Рядом сидит ____ Дружок. ____ на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной ____. Это папа пришёл!

Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание, осуществляют поиск необходимого решения.
Регулятивные: осмысливают текстовый материал.

3. Определение цели и задач занятия, составление плана урока.

Какие задачи мы должны решить для того, что бы добиться нашей цели? Что для этого нужно сделать?
- Давайте приступим к решению наших задач.
- Сколько заданий мы должны выполнить?

Я вам даю подсказку: всего в нашей копилке должно появиться 21 слог.

Задачи на доске:
- Составлять слоги
- Делить слова на слоги
- Внимательно слушать
- Составлять слова из слогов
- Выделять слоги в словах
- Выделять гласные
- Правильно читать
- Определять количество слогов

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: формулируют ответы и аргументируют своё мнение.

4. Работа с карточками на зрительное восприятие.

Догадайся, какой слог пропущен, запиши этот слог.
- Какие знания необходимы нам были для выполнения этого задания?

Вспомнить написание этого слова и выделить пропущенный слог.
Работа детей.

(ша)рик, (ди) ван, ру(ба)шка, пана(ма) ДИ, ША, БА, МА
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: осуществляют анализ слов.

5. Работа с карточками

Перед вами задание под цифрой 2. Попробуйте догадаться, какое задание мы сейчас будем выполнять?
Подбери слова к схемам, ориентируясь на гласную букву. Раздели слова на слоги.
В первом слове выпиши 1 слог, во втором слове - 2 слог, в третьем - 3 слог, в четвёртом - 3 слог.
- Сколько слогов в этих словах? Какое правило знаем?
- Что мы с вами делали в этом задании?

Выделяли гласные, делили слова на слоги, сравнивали слово со схемой, считали количество слогов, выбирали слог по заданию. Проверка по цепочке.

У И А, У Ы А, О О А, У Ы И
Пузыри, курица, музыка, солома ПУ, РИ, МА, КА
Регулятивные: планируют свою деятельность, принимают и сохраняют учебную задачу, применяют освоенные способы действия, осуществляют пошаговый контроль, адекватно воспринимают оценку учителя.

6. Работа на слуховое восприятие.

Что мы сейчас будем делать? Найди одинаковые слоги в словах. (Значение каких слов вам не понятны?)

Внимательно слушали. Выбирали общий слог и пополняли копилку.
Ответы детей.

Совы, сотня, соки, соболь (в начале слов)
Комарик, помада, бумага, туманы (в середине слов)
Щенок, звонок, станок, клинок (заканчивается этим слогом)
Надежда, народ, напев, налево (в начале слов)
Калоши, мыши, ландыши, карандаши (заканчивается этим слогом) СО, МА, НОК, НА, ШИ
(обратить внимание на орфограмму жи - ши)
Картинка кортика.
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, умеют оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: осуществляют анализ приёмов сравнения

7. Дидактическая игра «Слоговое домино» Отдых.

Вы знаете, что такое «Домино»? Как в него играть?
Сейчас мы будем играть в домино не с картинками, а со словами. Объясните правило нашей игры.

Одно слово будет лишним, объясните почему. Как определяем количество слогов в слове? Выделите первый слог лишнего слова.

Ответы детей.

Кот, лужа, дом, рак
Кошка, листок, медведь, пароход
Начало, село, парик, окно
Лес, мак, мама, дом ЛУ, ПА, НА, МА
Карточки для быстрого чтения и индивидуальные карточки-помощники.
Регулятивные: принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

9. Составление слов из слогов

Прочитайте слоги в столбиках, подумайте сами, какое задание можно выполнить.
(К слогам из первого столбика добавить слог из второго столбика, чтобы получились слова) Запиши в копилку оставшиеся слоги.
- Что вы делали в этом задании?

Самостоятельная работа, проверка в парах.

СТО КА
ГОР ДУХ
ШКА ТОН
БУ ЛЫ
ВОЗ ЛЮ
ЗВО ФЫ ЗВО, ЛЮ
Регулятивные: применяют усвоенные способы действия, адекватно воспринимают оценку товарища.
Познавательные: осуществляют анализ приёмов сравнения.


10.Восстановление текста. Работа со слогами.

Мы наполните копилку, зачитайте слоги. Давайте попробуем собрать слова из рассказа. (выдать детям карточки слогов)

Самостоятельная работа детей, используя карточки - помощники.

Луна, фонари , машины, люди, Маша, папу, собака , мама, звонок
Наступил вечер. На небе появилась лн. На улицах зажглись фнр. Шелестят шинами по асфальту мшн. Лд спешат домой. Мш сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт пп. Рядом сидит сбк Дружок. Мм на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной звнк. Это папа пришёл!
Наступил вечер. На небе появилась (на, лу). На улицах зажглись (на, фо, ри). Шелестят шинами по асфальту (ны, ши, ма). (Ди, лю) спешат домой. (Ша, ма) сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт (пу, па). Рядом сидит (ка, ба, со) Дружок. (Ма, ма) на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной (нок, зво). Это папа пришёл!

Регулятивные: применяют освоенные способы действия, выделяют предмет речи и его свойства, умеют оценивать правильность выполнения действия

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и аргументируют своё мнение.

11.Подведение итогов.

Напомните, как определяем количество слогов в слове?
- Где можем применить знание деления слов на слоги?
- Чему вы сегодня научились на занятии?
- Что удалось?
- Где было трудно?
- Тебе помогло занятие понять, как делить слова на слоги?

Дети составляют слова и записывают их, логопед выставляет картинки получившихся слов. Обратить внимание на написание слов. Карточки-помощники 2 видов: с опорой на согласные буквы и с переставленными слогами.
Обсуждение занятия, выполнение поставленных задач и цели занятия, анализ карточек самооценки.

Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль, принимают и сохраняют учебную задачу, прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изученном.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и аргументируют своё мнение

Письмо

Тема: Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о признаках предложения

Задачи: развивать умения составлять предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; проверить умение устанавливать границы предложений в тексте, оформлять предложение на письме.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре–

Смело, чётко говорим

И тихохонько сидим.

2. Минутка каллиграфии.

( На доске записаны буквы о, а, у, ы, и, с)

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь !

– На какие группы можно разбить эти буквы?

Назовите гласные буквы.

– Назовите согласные буквы.

–Подумайте,написание какой буквы мы будем сегодня повторять?

(С– , т. к. она согласная, а остальные– гласные.)

– Чем отличается гласный от согласного?

– Придумайте слово с буквой с , чтобы с неё начиналось слово.(Снег,

слон, солома, сахар).

– Составьте предложение с одним из этих слов.

3. Сообщение темы и цели урока.

Игра « Собери предложение».

Оборудование: схемы предложений, состоящих из 2– 4 слов, у каждого ученика в конверте карточки трёх цветов со словами для трёх предложений (первое слово в предложении написано с большой буквы, последнее слово написано вместе с точкой.)

Прикрепить на доску схему предложения. Ученики составляют предложение с соответствующим количеством слов. За каждое правильно составленное предложение ученику засчитывается очко.

Давайте вспомним признаки предложения.

– Из чего состоят предложение? (Из слов.)

– Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)

– Что выражает предложение? (Законченную мысль.)

– Что надо знать, чтобы правильно записать предложение? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

– Составьте из этих слов предложение.

– Подставьте слова в схему.

Карточки со словами: выпал, утром, снег.

По сигналу учителя ученики достают из конвертов карточки со словами и сортируют их по цвету. Затем карточки одного цвета раскладывают на парте так, чтобы получилось предложение. Кто всё сделал, поднимает руку. Учитель проверяет выполненное задание.

– Где можно встретить эти цвета? (На светофоре.)

– Что означает красный, жёлтый, зелёный цвет на светофоре?

! Рассмотреть все варианты расположения слов в предложении.

Утром выпал снег. (Красный цвет.)

Снег выпал утром. (Желтый цвет.)

Выпал снег утром. (Зелёный цвет.)

– Запишите любое предложение.

4. Составить из слов предложение.

Игра « Телефон».

Составьте предложения со словом телефон .Соберите из них стихотворение.

– Две строчки в стихотворении начинаются со слова ТЕЛЕФОН.

у нас висит весь день звонит

не достаю.

ТЕЛЕФОН На носочки я встаю

5. Работа с текстом.

На доске запись:

Наступила зима птицы улетели. В тёплые края медведь на зиму забрался! В берлогу заяц сменил шубку.

– Посмотрите, что случилось: раздул ветер все знаки препинания в предложениях. Давайте их соберём.

– Давайте вспомним, что такое предложение. Назовите все признаки предложения.

1. Предложение содержит законченную мысль, все слова связаны по смыслу.

2.Начало предложения пишется с заглавной буквы.

3. В конце предложения ставится или точка, или вопросительный знак, или восклицательный знаки ли многоточие.

– Сколько получилось предложений?

– Как вы догадались? (Сосчитали заглавные буквы и слова, после которых стоят точки, т. е. нашли начало и конец предложения.)

– Запишите предложения в тетрадь. (По группам: 1- первое предложение, 2- второе предложение, 3- третье предложение.)

6. Физкультминутка.

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочки подтянись.

Ручки ставим на бочок, На носочки скок- скок- скок.

А затем поприседаем, никогда не замерзаем.

7. Работа над предложением.

Конкурс « Ералаш».

– Что такое « ералаш»?

Ералаш– беспорядок, путаница.

Задание: Командам раздаются карточки с вопросами полоски со словами строк. Надо разложить слова так, чтобы каждое слово оказалось на своём месте, по смыслу написанного.

Где скрылся волк? Волк, в, скрылся, лесу.

Какая туча плыла по небу? Плыла, по, тёмная, небу, туча.

Что было на столе? Столе, на, ваза, розами.

    7. Итог.

Что вы знаете о предложении?

8. Оценивание учащихся.

Повторение сведений о предложении. Завершение неоконченных предложений (устно).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это слово или несколько слов, ко-торые … .

В устной речи одно предложение отделяется от другого… .

На письме начало предложения обозначается… .

В конце предложения ставится… .

Тураева К.А., учитель-логопед.

Тема: Речь. Предложение. Слово. Закрепление.

Цель: закрепить знания учащихся по теме.

Образовательные:

закрепить знания учащихся по теме “Речь. Предложение. Слово”.

Развивающие:

  1. развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
  2. развивать умение отвечать полным предложением.
  3. развивать слуховое внимание, умение улавливать интонационную законченность, дифференцировать на слух набор слов и предложения.
  4. активизировать умение различать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию;
  5. работать над совершенствованием интонационной стороны речи;
  6. развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.

Оборудование: зеркала; индивидуальные сюжетные картинки; цифры 3, 5, 6 у каждого ребенка; индивидуальные полоски для составления схем предложений; индивидуальные карточки с точкой; поощрительные наклейки.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Логопед приветствует детей, раздает зеркала. Уточняет назначение зеркал.

  3. Артикуляционная гимнастика (3 мин).
  4. Упражнения подобраны в соответствии с фонетическими нарушениями группы (у большинства нарушен звук [р]).

    Упражнения для губ:

    “Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).

    Упражнения для язычка:

    “Почистим верхние зубки”, “Парус”, “Маляр”, “Грибок”.

    Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

  5. Основная часть (8 мин).
  6. А) Беседа на повторение.

    А теперь отложим зеркала.

    Дети убирают зеркала на край парты.

    Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

    Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

    Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

    Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

    Какие знаки могут стоять в конце предложения? /В конце предложения может стоять точка, вопросительный или восклицательный знак/.

    Когда мы ставим вопросительный знак в конце предложения? /Когда спрашиваем/.

    А восклицательный знак когда ставим? /Когда радуемся/.

    Б) Членение рассказа на предложения.

    Логопед раздает детям карточки с точкой.

    Логопед читает рассказ без пауз.

    Была глубокая осень. Лес выглядел хмурым и неприветливым. Почти каждый день шел дождь. Низкие тучи ползли над вершинами деревьев. Давно уже улетели на юг журавли и аисты. В лесу было пусто, уныло и очень тихо.

    Вам понравился рассказ? Вам всё было понятно? Я хорошо его читала? /Нет/.

    А что было неправильно? Что я делала не так? /Не было пауз/.

    Да. А теперь вы внимательно послушайте рассказ ещё раз и в конце каждого предложения поднимите точку. Понятно задание? /Да/.

    Как мы определим конец предложения на слух? К чему мы будем прислушиваться? /Будет пауза и голос понизится/.

    Хорошо. Слушаем внимательно и поднимаем точку в конце каждого предложения.

    Логопед читает рассказ.

    Дети выполняют задание.

    Логопед раздает детям карточки с цифрами.

    Молодцы. А никто не посчитал, сколько предложений в рассказе? /Нет/.

    Тогда я ещё раз прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений и покажите цифру.

    Повторное прочтение рассказа.

    Дети показывают цифру, обозначающую число предложений в рассказе.

    Что мы слушали сейчас с вами? /Мы слушали рассказ/.

    А о чем был этот рассказ? /Об осени./

    Правильно. А что обязательно есть у каждого рассказа, а у нашего нет? /Заглавие/.

    Давайте вместе придумаем ему название. /Осень/.

    Хорошо. Молодцы. Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений/.

    Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

    Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

    Как определить границы предложения? /Будет пауза и голос понизится/.

  7. Пальчиковая гимнастика (2 мин).
  8. А теперь давайте отдохнем и потренируем наши пальчики!

    “Крючки”, “Кулачки”, “Стряхнули капельки водички”, “Пальчики здороваются”, “Ёжик”, “Замок”.

  9. Основная часть (продолжение) (11 мин).
  10. В) Загадка. Работа в тетради. Составление схем.

    1. – Хорошо, молодцы! Откроем тетради, но ничего пока писать в них не будем!

    Прослушайте и отгадайте загадку.

    Листья желтые летят.

    Под ногами шелестят.

    Солнце уж не припекает.

    Когда все это бывает? /Осенью/

    2. – Теперь прослушайте ещё раз и запомните первое предложение.

    Логопед читает загадку.

    Кто запомнил? /Листья желтые летят/.

    Да, начертим схему к этому предложению.

    Дети чертят схему в тетрадях, логопед – на доске.

    С чего начинаем чертить? /С уголка/.

    Что значит уголок? /Начало предложения, пишем с заглавной буквы/.

    Как мы отделяем слова в предложении? /Мы отделяем слова пробелом/.

    Сколько слов в предложении? /В предложении три слова/.

    Да, как пишутся слова в предложении? /Слова в предложении пишутся раздельно/.

    Правильно. Поэтому мы как их будем чертить на схеме? /Будем чертить через пробел/.

    Что означает точка? /Точка означает конец предложения/.

    А стрелочка? / Стрелочка показывает понижение голоса/.

    Хорошо. А какое будет первое слово в предложении? /Листья/.

    А последнее слово какое? /Летят/.

    А второе слово? /Желтые/.

    3. Самостоятельная работа.

    Молодцы. Я ещё раз читаю загадку, а вы запомните теперь второе предложение.

    Логопед читает загадку.

    Кто запомнил? /Под ногами шелестят/.

    Хорошо, а теперь самостоятельно начертите схему этого предложения.

    Дети выполняют задание.

    4. – Послушайте четвертое предложение. Как оно звучит? /С вопросом/.

    Да. А теперь каждый по очереди скажите это предложение. /Когда всё это бывает?/.

    Я спрашиваю? /Да/.

    Какой знак поставим в конце? /Поставим вопросительный знак/.

    Начертите схему этого предложения.

    Дети чертят схему самостоятельно.

    А теперь давайте скажем это же предложение так, чтобы наш голос понизился, чтобы оно стало повествовательным. /Когда всё это бывает/.

  11. Физминутка (2 мин).

А теперь немножко отдохнем. Встали все.

Игра “Если слово – хлопнем, если предложение – топнем”.

Если услышите слово – хлопните, а если предложение – топните.

День. Пошел мелкий дождь. Месяц. Осень. Мы идем гулять. Светит солнышко. Грибы. Ты любишь осень? Я люблю лето. Лист. Какая хорошая погода! Тучи. На небе появилось много туч.

Присаживаемся. А как вы определили, где слово, а где предложение? /В предложении много слов/.

7. Основная часть (продолжение) (11 мин).

Г) Дид.игра “Это предложение?”

Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Оно красиво звучит? /Нет/.

А сделайте так, чтобы оно красиво звучало.
Мальчик, открыть, дверь.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Петя, купить, шар, красный, мама.

Девочка, положить, книга, стол, на.

Дети верно составляют предложения.

Ребята, а почему то, что я называла, нельзя назвать предложением? /Там слова не связаны по смыслу, не порядку/.

Д) Работа с индивидуальными картинками.

Логопед раздает детям картинки и полоски для составления схем предложений.

Мальчики играют.

Девочка стеллит постель.

Медведь чистит ботинки.

Мальчик одевает носки.

Мальчики ловят рыбу.

Девочка пьет чай.

Рыба плавает.

Дети читают книгу.

Птицы клюют зерно.

Кабан ест банан.

Ребята, вам нужно составить предложение по картинке и выложить из полосочек схему этого предложения.

Как мы обозначаем начало предложения? /Начало обозначаем уголочком/.

А что ставим в конце предложения? /В конце предложения ставим точку/.

Дети придумывают предложение и выкладывают его схему из полосок.

Хорошо. Что мы составляли? /Мы составляли предложения/.

Что выкладывали? /Мы выкладывали схемы/.

Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

Е) Дидактическая игра “Составь предложение”.

А теперь придумайте предложение, в котором 2 слова.

Дети придумывают предложения.

  1. Итог занятия (2 мин).

Чем мы занимались сегодня на занятии?

Что мы вспомнили сегодня на занятии?

Что Вам понравилось на занятии?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося и раздает поощрительные наклейки.