Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Снег»)

Конспект совместной деятельности педагога и детей (на основе разных видов деятельности)

(работа со словом-доминантой «снег»)
Цель. Продолжать знакомить детей со значением слова-доминанты «снег».
Задачи.
1. Активизировать необходимые знания и обследовательские действия детей для создания системы смысловых связей в конкретном семантическом поле.
2. Способствовать овладению детьми умением самостоятельно моделировать семантическое поле с заданной доминантой.
3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантических полей на основе отношения состояния, отношения действия, отношения принадлежности к одной части речи (существительные, прилагательные), отношения сказочности.
4. Развивать у детей умение самостоятельно пользоваться необходимыми обследовательскими действиями для выявления качеств и свойств объекта.
Методический материал. Дидактические словесные игры: «Я начну, а ты продолжи», «Подбери как можно больше слов-действий», «Кто больше вспомнит?», загадка о снеге, эстафета «Кто быстрее подберет».
Материал: иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.
Оборудование: для проведения опыта «Свойства снега».
Иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.

Загадка о снеге
У меня в руках снежок, я слепила пирожок.
Чтоб пирог испекся мой, принесла его домой
И пирог в духовку положила ловко.
На минутку отлучилась - не пойму я, что случилось?
Не найду пирог нигде, лишь вода в сковороде.
Кто, ребята, догадался, пирожок куда девался? (Растаял)

Картинки с изображением предметов,
связанных со словом-доминантой «снег» (существительные)



Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежный-что?», связанных со словом-доминантой «снег»


Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежная-что?», связанных со словом-доминантой «снег»


Иллюстраций с изображением сказок и сказочных героев

ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ
А) Дидактическая словесная игра «Я начну, а ты продолжи», Опыт «Свойства снега» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношения состояния слова-доминанты «снег») .
Дидактическая словесная игра «Я начну, а ты продолжи»
Цель. Формировать у детей умение продолжать синонимический ряд, находить слова, близкие по смыслу.
Содержание. Воспитатель говорит предложение: «В городе лежит снег», выделяя в нем слово-доминанту «снег», дети подбирают к нему слова, характеризующие состояние снега, отвечающие на вопрос «Какой?
Опыт «Свойства снега»
Цель. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.
Материал. Емкость для снега, лопатки.
Содержание.
1. Берут снег и рассматривают его на ладошках:
Вывод. В холодную погоду снег легко сдувается с ладошки, значит, снег рыхлый и холодный, а в теплую погоду снег легко лепится.
2. Заносят снег в емкости в группу, наблюдают за процессом таяния.
Вывод. Снег в тепле тает

Б) Дидактическая словесная игра «Подбери как можно больше слов-действий», загадка о снеге (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты «снег»).
Дидактическая словесная игра «Подбери как можно больше слов-действий»
Цель. Совершенствовать у детей грамматический строй речи, формировать умение подбирать подходящие действия к слову-доминанте, расширять словарный запас.
Содержание. Воспитатель называет слово-доминант «снег» и предлагает детям подобрать к нему действия («Что делает?»).
Загадка о снеге.
Воспитатель загадывает загадку, побуждая назвать действие слова-доминанты.

В) Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений отношения принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты «снег»).
Цель. Обогащать словарь детей существительными; развивать память, речь.
Материал. Картинки с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Кто? Что?», связанных со словом-доминантой «снег»
Содержание. Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что изображено, используя слово-доминанту «снег» (существительные)

Г) Эстафета «Кто быстрее подберет» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежная», «снежный») слова-доминанты «снег»).
Цель. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной игровой деятельности; обогащать словарь детей прилагательными «Снежный, снежная» со словом–доминантой «снег».
Материал. Иллюстрации с изображением предметов, отвечающих на вопрос «Снежный-что? Кто?», «Снежная-что? Кто?», связанных со словом-доминантой «снег»
Содержание. Воспитатель предлагает разделиться на две команды и подобрать первой команде картинки к прилагательному «Снежный», второй- к прилагательному «Снежная».

Д) Рассматривание иллюстраций с изображением сказок и сказочных героев (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений сказочного слова-доминанты «снег»).
Цель. Сформировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать об их содержании, подбирать названия сказок со словом-доминантой «снег».
Материал. Иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев.
Содержание. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев, показывает иллюстрации и совместно с детьми обсуждает их.

В заключении. В процессе работы способствовали обогащению лексики детей (расширению лексического запаса) с помощью слова-доминанты «снег» и овладению смысловой стороной слова.
Формировали у дошкольников умение использовать разнообразные лексические средства в соответствии с контекстом и речевой ситуацией.
Способствовали формированию у детей умение семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания, развитию у ребенка словесно-логического мышления.

Играем с детьми

УЧИМСЯ, ИГРАЯ.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П.Усова, А.М.Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве речевого развития дошкольников.

Пословицы и поговорки - сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица - краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка - выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

·учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

·развивать интерес к значению слова;

·Учить активно использовать их в речи.

Крепкую дружбу водой - (не разольёшь).

Один в поле - (не воин).

Глупые ссорятся, а умные - (договариваются).

Под лежачий камень - (вода не течет).

Семь раз отмерь - (один отрежь).

Что посеешь - (то и пожнешь).

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи:

·учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;

·развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

…..

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи:

·учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;

·познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;

·развивать аналитическое мышление.

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Со всех ног. (Быстро.)

Рукой подать. (Близко.)

Конспект НОД для детей 5-6 лет: «В весеннем лесу»


Кицан Анжела Ильинична, воспитатель ГБОУ «Гимназия №1551» г. Москва
Цель: закрепление представлений детей о весне.
Задачи:
- уточнить признаки весны;
- закреплять знания о перелетных и оседлых птицах;
- расширять знания детей о деревьях;
- закреплять правила поведения в лесу;
- воспитывать любовь к природе, стремление сберечь ее.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Возрастная группа: дети 5-6 лет.
Материалы и оборудование: презентация со слайдами птиц и зверей нашей полосы; игрушка лесовичка; аудиозапись «Голоса птиц» .
Ход занятия:
Воспитатель: - Когда утром я пришла на работу, то на окошке увидела конверт. Кто его оставил и для кого неизвестно. Что с ним делать я не знаю. Может вы мне ребята, подскажите. (ответы детей)
-Хорошо, давайте распечатаем его и прочтем. Письмо пришло от старичка – лесовичка. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас в весенний лес. Хочу познакомить вас с лесными обитателями».
Воспитатель: - Ну, что ребята примем мы предложение старичка-лесовичка?
-Тогда не будем медлить, отправляемся на прогулку в лес.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая радостная картина. (слайд с изображением ранней весны в лесу)
-Какое время года здесь изображено? Почему вы так думаете?(ответы детей)
-Первые лучи солнца пригрели землю. И вот уже на проталинах распустились первые цветы.
-Кто из вас знает как они называются?(подснежники)
-А почему их называют подснежниками?(появляются из-под снега)
-Молодцы! И теперь мы с вами немного поиграем.
Дидактическая игра: «Я начну, а ты продолжи»
Солнце весной (какое?)
Весною снег (что делает?)
Земля весной (какая?)
Подснежники в лесу (что делают?)
Деревья (что делают?)
На деревьях листья (что делают?)
Листья на деревьях (какие?)
Воспитатель: -Вот мы и в лесу. А сколько здесь растет разных деревьев! (слайд с изображением деревьев).
-Кто может назвать деревья, которые здесь растут? Если в лесу растет много берез, как такой лес называется? (березовая роща) А если много елей? (ельник) Как называются листья ели и сосны?(хвоя) Как называются деревья с листьями.(лиственными) А листья деревьев вы знаете?(ответы детей)
-Давайте с вами поиграем. Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку».
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Дети имитируют движения.
Воспитатель: - Молодцы, отдохнули и продолжим. Посмотрите на следующий слайд. (слайд с перелетными птицами)
- Назовите птиц, которых вы видите. (ласточки, стрижи, скворцы, соловьи и другие) Как они называются? (перелетные) Почему они улетают осенью, а весной возвращаются? Как называются птицы, которые остаются? (оседлые) Назовите их? (вороны, воробьи, голуби, синицы и другие)
- В лесу раздаются звонкие голоса вернувшихся птиц. Лес наполняется щебетанием свиристели, карканьем вороны, воркованием голубя и стройными переливами соловья.
- Послушайте голоса птиц и постарайтесь узнать какая птица как поет.
Дидактическая игра: «Чей голос?» (фонограмма со звуками птичьих голосов)
Воспитатель: - Молодцы, и с этим заданием вы справились. Ребята, давайте посмотрим, как пережили зиму дикие животные.(слайд с животными впадающими в спячку)
-Назовите животных, которых вы видите. Как провели они зиму?
- Енот, барсук, еж, крот и медведь – зимой спят. Летом и осенью они много ели, накапливали жир, чтобы хватило запасов до весны.
- А как провели зиму остальные животные?(слайд с дикими животными нашей полосы)
-Правильно, грызуны – делали запасы, хищники-охотились, копытные животные добывали корешки, траву, веточки разрывая снег.
Воспитатель: Что с наступлением весны будут делать птицы и животные?(ответы детей)
- Птицы будут строить гнезда и откладывать яйца, а дикие звери утеплять норы и выводить потомство.
Дидактическая игра: «Собери семью» ( Детям предлагается мама животного, найти надо папу и детеныша. Например: медведица-медведь-медвежонок)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. Пока мы с вами гуляли, лесовичок прислал вам еще одно письмо. Давайте его прочтем: «Ребята, чтобы в лесу могли спокойно жить дикие животные, всегда слышалось пение птиц, чувствовалось благоухание цветов, берегите лес! Не мусорите в лесу, не шумите, не разоряйте гнезда, не пугайте диких животных. Лес-это не только зеленый дом для птиц и зверей, но это и наш дом.
Послушайте поучительную историю, которую для вас написал Г.Ладонщиков.
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук,
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип,
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб,
И выругался громко.
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть,
На это было больно.
Воспитатель: Никогда не забывайте, как надо вести себя в лесу. Ребята, посмотрите, чья это коричневая шляпа выглядывает из-за куста. Да, это же лесовичок. (воспитатель выносит игрушку) Cпасибо, тебе за увлекательную прогулку по весеннему лесу. Мы обещаем, что не забудем все, что здесь увидели и узнали. До новых встреч.

«Кризисы у детей» - Советы по преодолению кризиса 3 лет. Кризис 3 лет. Кризисные этапы в развитии детей. Возрастной кризис. Возрастные кризисы в развитии детей. Кризис 7 лет. Советы по преодолению кризиса 7 лет. Кризис. Любить, понимать, принимать. Советы по преодолению подросткового кризиса. Подростковый возраст.

«Развитие ребёнка» - Перспективные направления развития МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников. Функции психологического сопровождения: Организация психолого- педагогического сопровождения. Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Обучение и развитие» - Подходы к решению проблемы. Обучение и развитие. Зона ближайшего развития. Обучаемость. Способность к обучению. Проблема. Обученность. Обучение. Три точки зрения. Концепция зоны ближайшего развития. Суть проблемы. Суть проблемы соотношения обучения и развития. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.

«Развивающая среда в ДОУ» - Институт информатизации образования. Творческая группа №2. Совет ДОУ. Социальный эффект. Творческая группа №3. Модуль «Анализ итогов года». Задачи развития ДОУ 2007/2010. Проект: «Оптимизация обра-зовательно-воспитательной среды». Проектный совет. Резистентность – сопротивляемость и устойчивость детского организма к разного рода негативным воздействиям.

«Развивающая среда в детском саду» - Игровые комнаты оснащены игрушками, развивающими играми и пособиями. Спальня. Методический кабинет способствует реализации творческих задумок и педагогических находок. Питание в нашем саду 5-и разовое. Музыкальный зал. Кабинет психолога. Зал оснащен всем необходимым оборудованием и пособием. Спортивный комплекс.

«Кризис трёх лет» - Упрямство. Негативизм. Изменения в развитии ребенка. Проявление вредности. Кризис 3-х лет. Истерика. Основные признаки кризиса. Самый острый кризис. Внутреннее противоречие. Если истерика все же началась.

Консультация для родителей

Учите детей любить книгу

Акунец Ольга Юрьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад № 47
Кировского района Санкт-Петербурга

Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети школьного возраста стали меньше общаться друг с другом, их речевой опыт ограничен. Потребность речевого общения удовлетворяется недос т аточно. Разговорная реч ь бед на, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

Поэтому необходимо прививать любовь к книге, начиная с дошкольного возраста.

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно.

В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Только приученный к книге ребенок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении прочитанные сюжеты, плачет и смеется, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников. Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа.

Пословица – краткое изречение с поучительным смыслом. Поговорка - это словосочетание, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением.

Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаю Вам поиграть с ребенком в игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

  • Учить понимать образные выражения в пословицах и поговорках;
  • Учить активно использовать их в речи.

ü Крепкую дружбу водой – (не разольешь).

ü Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

ü Семь раз отмерь – (один отрежь).

ü Под лежачий камень – (вода не течет).

ü Что посеешь - (то и пожнешь).

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Задачи:

  • Учить понимать образные выражения в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;
  • Развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

ü Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос)

ü Не цветы, а вянут, когда стыдно слушать? (Уши вянут)

ü Какую часть лица надувают, обидевшись? (Губы надуть)

ü Что можно искать в поле, но не найти? (Ищи ветра в поле)

Дидактическая игра «Одним словом»

Задачи:

  • Учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;

ü Надуть губы. (Обидеться)

ü Как снег на голову. (Внезапно)

ü Вылетело из головы. (Забыл)

ü Со всех ног. (Быстро)

ü Рукой подать. (Рядом)

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА КНИГОЙ?

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Детские книжки – это действительность, в которую мы вводим ребенка и в которой дети живут всерьез. Постарайтесь внимательнее отнестись к выбору книги. Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. Первые книжки не должны быть серыми и невзрачными, с блеклыми и нечеткими иллюстрациями.

Самое важное в чтении для малышей – даже не само чтение, а та игра-драматизация, которую может организовать с ребенком только взрослый. Для этого не пытайтесь прочитать ребенку сразу много разных книг, а попробуйте показать, как можно поговорить с персонажем или, например, «покормить» собачку, «поговорить» с ней, то есть очеловечить героев и заинтересовать ими и их действиями. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.

С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в детскую библиотеку. Так же надо помнить о том, что в библиотеке малыша должны быть

познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

ПЕРЕД СНОМ

Сейчас, родителей, которые читают детям перед сном, можно встретить все реже, к сожалению. Куда проще поставить ребенку мультфильм и успокаивать себя тем, что он не простой, а развивающий и пользы от него куда больше, чем от книги.

Как же привить ребенку интерес к чтению? Очень часто, нелюбовь к книгам связана с не усидчивостью ребенка. Эту проблему можно решить, выбрав для чтения правильное время.

Правильное время в этом случае – перед сном, малыш уже набегался, устал, поэтому может спокойно полежать в своей кроватке, вы берете любимую книгу и следующие полчаса, время принадлежит только вам двоим…

Что касается чтения перед сном, то оно во многом успокаивает ребенка и становится хорошим ритуалом для укладывания спать. Большинство детей с удовольствием слушают перед сном сказку и спокойно засыпают. Голосом и интонацией попробуйте настроить ребенка на лирический лад, разыграйте сонливость, зевоту.

Между прочим, учеными уже давно доказано, что даже развлекательные книги, которые прочитаны в такой спокойной обстановке, гораздо лучше развивают, расширяют кругозор, стимулируют мышление и воображение, чем дорогущие новомодные игрушки и самые популярные мультфильмы.

ГДЕ СПИТ РЫБКА ? ДОБРОЙ НОЧИ

Ночью темень, ночью тишь. Пан спросил у пана:

Рыбка, рыбка, где ты спишь? -Пане! Как добраться в Засыпани?

Лисий след ведет к норе. -Просто! – пану пан сказал,-

След собачий - к конуре. Направляйтесь вдоль Дремал

Белкин след ведет к дуплу. Прямиком до поворота

Мышкин – к дырочке в полу. С указателем «Зевота».

Жаль, что в речке, на воде, От «Зевоты» без забот

Нет следов твоих нигде. Отравляйтесь до Дремоты,

Только темень, только тишь. Где, свернувшись у сосны,

Рыбка, рыбка, где ты спишь? Попадете прямо в Сны,

А оттуда в Засыпани

Полминуты ходу, пане!

Все ли ясно?

Даже очень!

До свиданья!

Доброй ночи!