1.Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен - это...

Г) объект общей педагогики.

2.С какими предметными областями специальной педагогики наиболее связаны следующие отрасли медицинских знаний: отоларингология, офтальмология (исключите лишнее)

А) сурдопедагогика;

Б) тифлопедагогика;

В) олигофренопедагогика;

Г) логопедия.

3.Закончите предложение, выбрав наиболее точный вариант. "В специальной педагогике применяются..."

А) только специальные методы воспитания и обучения;

Б) как общепедагогические, так и специфические методы обучения и воспитания;

В) только наглядные методы;

Г) только методы словесного обучения.

4.В специальной педагогике, наряду с другими, выделяют следующий принцип организации коррекционно-образовательного процесса:

А) хроногенности;

Б) динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов;

В) коррекционно-компенсирующей направленности;

Г нет правильного ответа.

5.Личность ребенка, имеющего особые образовательные потребности, на которого направлено изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной педагогике - это

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

6.С какой целью в содержание специального образования включены специфические учебные предметы:

А) для формирования представления о необходимом уровне образования;

Б) для преодоления последствий первичных нарушений развития;

В) для организации индивидуального подхода к детям;

Г) специальные предметы не включаются.


7.Процесс и результат предоставления человеку с ограниченными возможностями прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии - это...

А) дифференциация;

Б) интеграция;

В) сегрегация;

Г) адаптация.

8.Теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии - это

А) предмет специальной педагогики;

Б) объект специальной педагогики;

В) субъект специальной педагогики;

Г) объект общей педагогики.

9.Задачами специальной педагогики являются:

А) изучение социологических проблем, связанных с интеграцией;

Б) изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей;

В) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии;

Г) все ответы верны.

10.К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся:

А) замедленное и ограниченное восприятие;

Б) недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

В) пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире;

Г) все ответы верны.
Ответ: Г

11.Интегрированное обучение означает:

А) совместное обучение детей с отклонениями и без отклонений в едином образовательном пространстве;

Б) обучение в системе учреждений дифференцированного обучения;

В) раздельное обучение в соответствии с диагнозом;

Г) все ответы верны.

12.Какая группа детей с отклонениями в развитии в настоящее время не выделяется в
отдельную категорию:

А) с нарушением зрения;

Б) с умственной отсталостью;

В) с психоэмоциональными нарушениями;

Г) дети с синдромом Дауна.

13.Для преодоления недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми
образовательными потребностями:

А) вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, вводятся пропедевтические разделы;

Б) дети направляются на надомное обучение;

В) уменьшаются сроки обучения в образовательном учреждении;

Г) нет правильного ответа.

14.Укажите видовой порядковый номер школ (интернатов) для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата

15. Основанием для организации надомного обучения детей-инвалидов является заключение:

А) педагога;

Б) медицинского учреждения;

В) логопеда;

Г) психолога.

16. Укажите наиболее полное определение умственной отсталости:

А) это нарушение познавательных возможностей детей-дошкольников;

Б) это стойкое физическое нарушение;

В) это стойкое нарушение деятельности основных анализаторов;

Г) это стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

17. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает в себя следующие состояния:

А) олигофрения, деменция;

Б) задержка психического развития;

В) педагогическая запущенность;

Г все ответы верны.

18. Сравните понятия "умственно отсталые дети" и " дети- олигофрены"

А) одно является частью другого;

Б) обозначают разные категории;

В) используются в разных областях;

С) тождественны.

19.Согласно международной классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), умственная отсталость включает несколько степеней снижения интеллекта. Укажите их верное количество:

20.В соответствии с наиболее распространенной клинико-педагогической классификацией олигофрении, предложенной М.С.Певзнер, наряду с олигофренией неосложненной формы, олигофренией с нарушением функций анализаторов выделяют:

А олигофрению с преобладанием процессов возбуждения или торможения;

Б олигофрению с психопатоподобным поведением;

В олигофрению с выраженной лобной недостаточностью;

Г все ответы верны.

21.Экспериментальные исследования умственно отсталых детей позволили выделить следующие особенности высшей нервной деятельности: слабость замыкательной функции коры головного мозга, недостаточную дифференцированность условно-рефлекторных связей,.. (укажите недостающие)

А) нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем;

Б) преобладание охранительного торможения;

В) инертность нервных процессов;

Г все ответы верны.

22.В ходе выполнения задания умственно отсталые дети обычно руководствуются:

А) задачей в целом;

Б) далекой перспективой;

В) близкими мотивами;

С) все ответы верны.

23.Умственно отсталые дошкольники лучше запоминают материал в следующей последовательности: (укажите правильный ряд)

А) реальные предметы - слова, обозначающие предметы - картинки, изображающие предметы;

Б) слова, обозначающие предметы - картинки, изображающие предметы - реальные предметы;

В) картинки, изображающие предметы - реальные предметы - слова, обозначающие предметы;

С) реальные предметы - картинки, изображающие предметы - слова, обозначающие предметы.

24. Экспериментальное изучение самооценки у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее:

А) адекватность;

Б) неадекватность в сторону занижения;

В) неадекватность в сторону завышения;

Г не исследовалась.

25. К «ядерным» признакам умственной отсталости, согласно Л.С.Выготскому следует
отнести:

А отставание в моторном развитии;

Б недоразвитие высших психических функций;

В дефицит любознательности, плохую восприимчивость ко всему новому;

Г нет правильного ответа.

26. Принципами организации занятий с умственно отсталыми дошкольниками являются:
многократная повторяемость программного материала.. (укажите недостающее)

А частая смена видов деятельности;

Б обеспечение переноса усвоенного в новые условия;

В обеспечение игровой формы занятий;

Г все ответы верны.

27.Слабое развитие моторики умственно отсталых дошкольников проявляется:

А) в продуктивных видах деятельности;

Б) в трудовой деятельности;

В) во всех видах деятельности;

С)не отмечается.

28.Среди умственно отсталых детей дошкольного возраста по уровню развития речи можно выделить

А) совсем не говорящих;

Б) с малым запасом слов;

В) с набором «речевых штампов»;

Г) все ответы верны.

29.Перспектива развития детей с умственной отсталостью определятся:

А) глубиной имеющегося недоразвития;

Б) структурой нарушения;

В) своевременностью начатой коррекционной работы;

Г) все ответы верны.

30. Нецензовый характер носит образование, получаемое умственно отсталыми детьми в
специальной коррекционной школе:

31.Основная задача учреждений для детей с диагнозом умственная отсталость в умеренной степени:

А) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов общеобразовательной школы;

Б) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов вспомогательной школы;

В) привитие навыков самообслуживания, воспитание адекватного поведения, формирование

элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков;

С) усвоение знаний, соответствующих программе всех классов вспомогательной школы.

32.К субъективным методам обследования слуха относятся (выберите не верный вариант ответа):

А) анализ слуховых вызванных потенциалов;

Б) пороговая тональная аудиометрия;

В) обследование с помощью шепотной н разговорной речи;


Похожая информация.


1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?

  1. неправильная речь окружающих;
  2. двуязычие в семье;
  3. черепно-мозговая родовая травма.

2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата?

  1. тройничный;
  2. обонятельный;
  3. блуждающий.

3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора?

  1. алалии,
  2. механической дислалии ,
  3. афазии,

4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации?

1) ОНР,

2)заикание ,
3) ФФН,

5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений: 1) I блок;

2) II блок;

3) III блок.

6. Выберите основной биологический фактор возникновения алалии:

1) органическое поражение речевых зон левого полушария;

2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы;

3 ) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы.

7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:

1) комплексного подхода ;

2) системного подхода;

3) онтогенетический.

8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:

а) обогащение и активизации предметного словаря ;

б) формирование и развитие артикуляторной моторики;

в) развитие слухового восприятия;

г) обогащение и активизация предикативного словаря.

9. Продолжите определение «ОНР - это…»:

2) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы;

3) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.

10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами (психотравмами):

1) неврозоподобная;

2) органическая;

3) невротическая.

11.Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи:

1) органическое повреждение экстрапирамидной системы;

2) органическое повреждение продолговатого мозга

3) органическое повреждение мозжечка .

12. Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:

1) блок регуляции тонуса и бодрствования;

2) блок приема переработки и хранения информации;

3) блок программирования, регуляции и контроля.

13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:

1) согласных смычных;

2) гласных ;

3) согласных щелевых.

1) головной;

2) грудной;

3) средний.

15. Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки:

А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке;

Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами;

С. Ориентировка в собственном теле;

Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами.

1) САДБ ;

2) АСБД;

3) ДБАС.

16. Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте:

1) представление о звуке;

2) представление о графеме;

3) представление о фонеме.

17. Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа:

А. Определить количество звуков в слове;

Б. Определить, есть ли заданный звук в слове;

В. Придумать слово с 4 звуками;

Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец).

1) ГБАВ;

2) БГАВ;

3) БАГВ.

18. Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:

а) каллиграфические;

б) орфографические;

в) дизорфографические .

19. Что является единицей фонологического кода языка:

1) слово;

2) фонема;

3) морфема.

20. Что является единицей лексического кода языка:

1) слово;

2) фонема;

3) предложение.

21. Что является единицей морфологического кода языка:

1) слово;

2) морфема ;

3) предложение.

22. Что является единицей синтаксического кода языка?

1) слово;

2) морфема;

3) предложение .

23. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи:

1) об отставании в формировании фонематического слуха;

2) о продвижении в формировании фонематического слуха;

3) о первичной неполноценности органов артикуляции.

24. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:

1) нарушение фонематического слуха:

3) нарушение обобщенного оптического образа буквы

25. Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:

1) нарушение фонематического слуха;

2) нарушение фонетического слуха;

3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций .

26. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:

1) алалии;

2) заикании;

3) дислалии.

27. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:

1) дислалии;

2) дизартрии;

3) заикании.

28. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:

1) Вот мой дом.

2) Вот мой парашют.

3) Вот моя собака.

29. Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:

1) замены графически сходных букв;

2 нарушение звуко-слоговой структуры слова;

3) изменение формы, времени глаголов.

30. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:

1) ступень слого-аналитического чтения;

2) ступень становления синтетических приемов чтения;

3) ступень синтетического чтения.

31. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе?

1) тактильный,

2)зрительный,
3) кинестетический ,

32. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:

1) искажения ;

2) пропуски;

3) замены.

33. Продолжи высказывание: «ФФНР –это…»

1) нарушение произносительной стороны речи;

2) несформированность лексико-грамматических категорий;

3) нарушение слоговой структуры слова.

34. Какой темп речи характерен для заикания:

1) прерывистый;

2) ускоренный;

3) замедленный

35. Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике:

1) судороги;

2) навязчивые состояния;

3 ) астенический синдром.

36. Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания:

1) первичная;

2) вторичная;

3) третичная.

37. Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися:

1) твердая,

2) придыхательная,

3) мягкая.

38. Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений:

1) Настоле стояла ваза срозами.

2) На столе стояла васа с росами.

3) На этоле этояла ваэа э роэами.

39. Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами:

1) фонетический;

2) морфологический ;

3) традиционный.

40. Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного:

1) подробный пересказ,

2) ответы на вопросы по прочитанному;

3) краткий пересказ,

4) составление плана к прочитанному тексту.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»

Тест по дисциплине «Основы логопедии с практикумом»

Темы: «Закономерности речевого развития»

«Строение речевого аппарата»

Подготовил: преподаватель

коррекционной и специальной педагогики

Дубровских Елена Николаевна

Курган, 2015

1 вариант

Выберите правильный ответ

    Лепетные сочетания

А) несут смысловую нагрузку

Б) не несут смысловой нагрузки

2. Слоговая структура слова закладывается

А) в фазу лепета

Б) в фазу гуления

В) на этапе формирования фонематического слуха на чужую речь

3. В 1,5 месяца ребенок способен передавать интонацию голоса взрослого

А) нет

Б) да

    К одному году ребенок должен произносить около

А) 4-5 слов

Б) 10-12 слов

В) 20-25 слов

5. Слова, которые ребенок знает, понимает их значение, но в собственной речи не использует, составляют

А) активный словарный запас

Б) пассивный словарный запас

6. Ребенок может регулировать свое поведение по речевой инструкции взрослого

А) в 1 год

Б) в 1,5 года

В) в 3 года

7. В три года фраза у ребенка состоит

А) из 2 слов

Б) из 3 слов

В) из 5 слов

8. Чтобы построить рассказ ребенку 5 лет

А) необходима наглядная опора

Б) нет потребности в наглядной опоре

9. Формирование фонетической стороны речи заканчивается

А) к 4 годам

Б) к 5 годам

В) к 6 годам

10. Периферический речевой аппарат иначе называют

А) регулирующий

Б) исполнительный

11. Центр Вернике является

А) речеслуховой областью

Б) двигательной областью

12. Центр Брока расположен

А) в сомкнутом состоянии

Б) в разомкнутом состоянии

В) в полусомкнутом состоянии

15. Речь образуется

А) в фазе вдоха

Б) в фазе выдоха

2 вариант

Выберите правильный ответ

    Первой фазой доречевого периода является

А) лепет

Б) гуление

2. В возрасте 6 месяцев у ребенка должно присутствовать

А) гуление

Б) лепет

В) фразовая речь

3. Фаза лепета у детей с тяжелыми нарушениями речи

А) появляется вовремя

Б) отсутствует

В) задерживается

А) гуление

Б) лепет

5. Механизм слоговой структуры слова закладывается в фазу

А) гуления

Б) лепета

В) фразовой речи

6. Фразовая речь появляется у ребенка

А) к 2 годам

Б) к 4 годам

В) к 6 годам

7. В возрасте 1-1,5 лет для ребенка важнее

А) интонация

Б) лексическое значение слов

8. Слова, которые ребенок знает, понимает их значение, использует в собственной речи, составляют

А) активный словарный запас

Б) пассивный словарный запас

9. У ребенка в 3 года сформирован фонематический слух

А) только на собственную речь

Б) только на чужую речь

В) оба ответа верные

10. Центральный речевой аппарат иначе называют

А) регулирующий

Б) исполнительный

11. Центр Брока является

А) речеслуховой областью

Б) двигательной областью

12. Центр Вернике расположен

А) в лобной доле коры головного мозга

Б) в теменной доле коры головного мозга

В) в височной доле коры головного мозга

13. Центр Брока относится

А) к центральному речевому аппарату

Б) к периферическому речевому аппарату

14. Во время речи длиннее

А) вдох

Б) выдох

В) вдох и выдох одинаковы, как и вне речи)

15. С помощью чего НЕ осуществляется контроль за речью

А) зрения

Б) слуха

В) кинестетических ощущений

Ключ к тесту:

1 вариант

2 вариант

Список использованных источников:

1. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов Л.С. Волкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.-680с.

2. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. — М: Просвещение, 1969. — 310с, ил.

3. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина. — М: Просвещение, 1989. -223с, ил.