Старикова Н. В., заместитель директора по учебно-

воспитательной работе муниципального бюджетного

образовательного учреждения дополнительного

образования детей «Станция юных натуралистов»,

г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ

Одной из задач развития дополнительного образования детей, обозначенной в Концепции (от 04.09.2014 г. № 1726-р), является интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом .

Следует отметить, что интеграционные процессы в сфере дополнительного и общего образования за последние несколько лет существенно расширились в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что при организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей , организаций культуры и спорта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).

Новые стандарты предъявляют более высокие требования к подготовленности выпускников, что требует интенсивного перехода на новый формат образования - компетентностный. Компетентностная парадигма образования в отличие от традиционной ориентирована на формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающихся, что сложно сделать без активного взаимодействия с системой дополнительного образования.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС имеет задачи, которые являются принципиальными ориентирами и для дополнительного образования детей - развитие индивидуальных способностей обучающихся и детской одарённости, свобода выбора, вариативность образовательных программ и их практическая направленность.

Интересы детей достаточно разнообразны, а возможности школы в удовлетворении запросов и пожеланий обучающихся и их родителей ограничены. Данную проблему позволяет решить взаимодействие общего и дополнительного образования детей. Таким образом, дополнительное образование является ресурсом, возможность использования (или неиспользования) которого определяет каждая школа самостоятельно.

Интеграция дополнительного и общего образования может осуществляться в разнообразных формах. Станция юных натуралистов города Салехарда с 2011 года осуществляет сотрудничество со школами города по реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с ФГОС. Основная идея взаимодействия - расширение спектра образовательных программ для организации внеурочной занятости детей. Сегодня учреждение предлагает 6 одногодичных программ естественнонаучной и художественной направленности, которые могут быть использованы при организации внеурочной деятельности в начальной школе:

Естественнонаучная направленность («Мой питомец», «Школа юного волшебника», «На пути к исследованию»);

Художественная направленность («Бисеринка», «Серебряные струи», «Чудесные превращения бумаги»).

Программы рассчитаны на один-два учебных часа в неделю. По своей структуре они приближены к программам внеурочной деятельности. В них определены ожидаемые результаты освоения (предметные, метапредметные, личностные), критерии их оценки. По характеру содержания данные программы имеют надпредметный характер и направлены в основном на формирование универсальных учебных действий и развитие личностных качеств обучающихся.

Например, программа «Школа юного волшебника» предполагает изучение азов физики, химии, биологии не через понятия и определения, а через занимательные эксперименты и опыты, где теория вторична, а практический смысл первичен. Из пассивного объекта образовательного процесса ребёнок превращается в активный субъект, который сам добывает знания, сам делает выводы и отрывает для себя удивительные, интересные и увлекательные явления окружающего мира. При таком подходе практически каждое занятие становится для ребёнка образовательным событием.

Программа «На пути к исследованию» направлена на вовлечение детей в исследовательскую деятельность. В ходе работы над проектами и исследовательскими работами дети учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её, формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами.

Освоение детьми научно обоснованных способов взаимодействия с домашними питомцами предусмотрено программой «Мой питомец».

Домашние животные содержатся во многих семьях, а разнообразие их видов и пород постоянно растёт. Животное часто компенсирует ребёнку дефицит общения, положительно влияет на эмоциональное состояние в семье. Формирование культуры отношения к животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и эта программа даёт возможность его использовать. Наблюдения за домашними питомцами и животными из живого уголка станции юных натуралистов дают богатый материал, который можно использовать для научно-исследовательской и проектной деятельности. Детство - лучшее время для пробуждения в душе ребёнка чувства благоговения перед жизнью, которое может и должно стать первым звеном в цепочке: чувство - знание - понимание - убеждение - мировоззрение.

Реализация программ художественной направленности создаёт широкие возможности для творческого самовыражения детей, поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребёнком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественного и декоративно-прикладного творчества, освоение различных материалов, приобщение детей к истокам народного творчества.

Программы, предлагаемые станцией юных натуралистов для организации внеурочной деятельности, востребованы школами города. Интерес представляет их содержание, развивающий характер, ориентация на исследовательскую деятельность, формирование творческой индивидуальности, коммуникативных навыков и др.

Образовательный процесс осуществляется преимущественно на базе школ города, а также в оборудованных кабинетах станции юных натуралистов. Количество детей, занимающихся по вышеназванным программам, составляет около трети от общего числа обучающихся учреждения.

Опыт сотрудничества в рамках реализации ФГОС выявил определённые плюсы для учреждения дополнительного образования:

В течение учебного года наполняемость групп и сохранность контингента обучающихся находятся на достаточном уровне;

Часть детей, пройдя обучение по данным программам, продолжает в дальнейшем заниматься на станции юных натуралистов по традиционным дополнительным общеразвивающим программам.

Важным результатом участия станции юных натуралистов во внеурочной деятельности является выход на открытый уровень партнёрства со школами города. Практика показала, что в учреждении имеются резервы и широкий спектр возможностей для развития интеграционных процессов общего и дополнительного образования, которые определяют дальнейшие перспективы взаимодействия.

Руководитель проекта: Белова Е.В.

1. Актуальность проекта

Идея интеграции основного и дополнительного образования детей прозвучала в Концепции модернизации Российского образования, в которой перед школой стоит задача: направить образование «не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования».

Качество образования должно быть

    адекватно потребностям развивающейся личности;

    направлено на формирование человека, способного позитивно изменить положение дел в обществе.

В то же время модернизация образования требует от школы существенных изменений на основе инновационных преобразований всех компонентов образовательного процесса (мотивы, цели, задачи, содержание, методы, формы, технологии, результаты). Эффективность подобных преобразований может быть усилена за счет дополнительного образования, характер которого предполагает высокую мотивацию обучающихся, свободу выбора видов деятельности, реальную индивидуализацию образовательных маршрутов, обучение в творческой деятельности.

В стратегии развития школ Санкт-Петербурга в рамках президентской инициативы «Наша новая школа» выделены основные векторы развития петербургской школы, одним из которых является создание «умной школы с человеческим лицом». Данный проект позволяет решать ключевые проблемы сегодняшнего дня:

    обеспечить равные возможности всех детей;

    сформировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, помогает формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам.

Современная наука рассматривает совокупность образовательных учреждений, участвующих в образовании, воспитании, развитии ребенка, как систему общего образования, в рамках которой ребенок должен иметь возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способного реализовать его ожидаемые результаты, то есть быть готовым к самостоятельному решению проблемы, значимой для него. Поэтому актуальность приобретают вопросы интеграции (взаимосвязи, взаимодействия) разных типов образовательных учреждений, оптимизация обновления качества образования, с учетом внедрения новых образовательных стандартов, оптимального использования кадрового, научно – методического, материально – технического потенциала в интересах развития личности ребенка.

Интеграция – восстановление, восполнение в переводе с латинского языка.

Советский энциклопедический словарь предлагает два значения этого слова, обратимся к интересующему нас:

«Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию».

Единой целью всего образовательно-воспитательного процесса можно считать формирование ключевых компетенций в различных сферах деятельности: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно - досуговой.

Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования и участие родительской общественности в учебно-воспитательном процессе – реальный путь утверждения вариативности в системе образования и воспитания детей.

Цель всей этой совместной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Интеграция учебно-воспитательного процесса основного и дополнительного образования – одно из важнейших условий формирования образовательного пространства, которое выполняет функцию целостного образования ребенка.

2. Цель проекта

Формирование расширенного общеобразовательного универсального пространства, не только обучающего, но и развивающего, способствующего развитию интеллектуального потенциала ребенка, становлению и развитию его духовных потребностей, стремлению к самовыражению и успеху.

3. Задачи проекта

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовательские

Исследование социальных связей в микросоциуме;

Проведение мониторинга запросов учащихся и их родителей;

Создание в школе банка данных на основе информации, предоставленной классными руководителями по организации свободного времени учащихся;

2. Проектировочные

Расширение круга социальных партнеров по разным направлениям учебной и внеурочной деятельности;

Разработка программ образования, направленных на достижение поставленных целей с использованием современных технологий

3. Педагогические

Развить способность учащихся пользоваться эффективными приемами познавательной, исследовательской деятельности, повысить учебную мотивацию, использовать различные источники информации;

Научить учащихся решать стандартные жизненные ситуации, понимать сущность и значимость проблем;

Сформировать умение ориентироваться в мире ценностей, развить способности к определению критериев оценки явлений действительности;

Подготовить учащихся к профессиональному выбору;

Научить решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие задачи, т.е. подготовить к жизни в быстро меняющемся обществе.

4. Методические

Организация совместной методической работы учителей и педагогов дополнительного образования по направлениям: туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, техническое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое;

Повышение квалификации педагогических кадров по различным направлениям работы.

4. Условия реализации проекта

Для реализации проекта в образовательном учреждении необходимы следующие условия:

1) В школе должна осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам -

    начального,

    основного общего образования,

    среднего (полного) общего образования,

    дополнительного образования.

2) Наличие на базе школы отделения структурного подразделения дополнительного образования.

3 ) Сплочённые заинтересованные профессиональные коллективы.

4) Материально-техническая база: спортивные залы, кабинеты, компьютерный класс, библиотека, медиатека, учебное и спортивное оборудование.

5. Модель проекта – элементы интеграции основного и дополнительного образования в уроках

    по технологиям:

Личностно-ориентированного обучения и воспитания

Дифференцированного обучения и воспитания

Проблемного обучения и воспитания

Исследовательская деятельность

Эффективной речевой деятельности

Диалогового обучения и воспитания

Рефлексивного обучения и воспитания

    по формам:

Лекции

Дискуссии

Работа в компьютерном классе

Индивидуальные занятия

Практические работы

Ученические конференции

Тематические вечера

Семинары, педсоветы

Мастер – классы

6. Кадровое обеспечение проекта

1. Осуществление общего руководства и контроля

2. Анализ реализации проекта, внесение корректив

Директор ОУ, заместители директора, председатели методических объединений

Научно – методическая

1. Координация реализации проекта

2. Проведение семинаров, конференций

3. Подготовка и издание методических рекомендаций, аналитическая деятельность

Заместители директора, председатели методических объединений

Учителя, педагоги дополнительного образования

1. Практическое осуществление проекта

2. Внедрение новых педагогических технологий

3. Организация исследовательской работы учащихся

Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагоги-организаторы

Специалисты, сотрудничающие с ОУ

1. Организация профессиональной помощи участникам проекта

2. Проведение тренингов, круглых столов, консультаций

3. Диагностика

4. Участие в мероприятиях ОУ

Специалисты районных и городских ИМЦ,

ППМСЦ, ДТЮ

7. Методическое обеспечение проекта

1. Информационное обеспечение: положения о предметных неделях, дискуссиях, индивидуальных занятиях, ученических конференциях, тематических вечерах, конкурсах, соревнованиях.

2. Организационно - методическое обеспечение: создание целевого блока в методических объединениях по реализации проекта; повышение квалификации педагогов; разработка программ, курсов, занятий по интеграции основного и дополнительного образования; обобщение и изучение опыта работы.

8. Этапы реализации проекта

Организация взаимодействия «школа ↔ структурное подразделение дополнительного образования ↔ учреждения дополнительного образования района, города».

Обеспечение готовности педагогов и учащихся к реализации проекта

Приоритетные направления

1. Изучение нормативной базы.

2. Разработка структуры управления проектом

3. Анализ материально-технических условий реализации проекта

4. Диагностика интересов и потребностей педагогов, учащихся и родителей.

5. Расширение круга социальных партнеров по разным направлениям образовательной деятельности

6. Теоретическая и практическая проработка вопросов единства целевого, результативного, и диагностика – аналитического компонентов образовательного процесса в дополнительном образовании

7. Формирование диалогических отношений между учителями, учащимися и родителями

8. Социальная реабилитация учащихся, развивающихся в условиях социального риска

9. Внесение в содержание программ дополнительного образования изменений, повышающих возможность их интегрирования в основное образование.

10. Разработка методического обеспечения для реализации проекта:

Сформировать творческие группы педагогов по подготовке предметно-тематических проектов, с учетом интеграции основного и дополнительного образования (филологического, иностранных языков, историко-гражданского, математического, естественнонаучного, информационного, художественно-эстетического, технологического);

Проанализировать существующие учебные программы, учебно-методические комплексы основного и дополнительного образования;

Составить и утвердить предметно - тематические проекты по интеграции основного и дополнительного образования на методических объединениях школы по направлениям:

Туристско-краеведческое,

Физкультурно-спортивное,

Техническое,

Социально-педагогическое,

Художественно-эстетическое.

Ведущие методы

Прогнозирование, моделирование, проектирование

Основной результат

Наличие у педагогов, учащихся и родителей готовности к взаимодействию с целью реализации проекта

2 этап - практический

Главная цель

Организация образовательного на основе интеграции основного и дополнительного образования

Приоритетные направления

2. Апробация и отработка отобранного содержания образования

3. Расширение познавательных возможностей учащихся

4. Привлечение учащихся к исследовательской, творческой деятельности

5. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, мастер - классов, открытых уроков. Разработка и оформление банка данных методических материалов (форм проведения занятий, методов отслеживания результативности и т.д.)

6. Разработка информационно-методических материалов

7. Профилактика негативных социальных явлений в детской и молодежной среде.

8. Анализ состояния здоровья учащихся.

9. Организация интегрированных предметных недель, олимпиад, научных конференций.

10. Создание условий для массового участия детей в школьных, районных, городских, всероссийских и международных проектах,

Ведущие методы

1. Диагностика интересов и потребностей педагогов, учащихся и родителей.

2. Использование здоровьесберегающих технологий

Основной результат

1. Создание комфортной образовательной среды.

2. Положительная динамика состояния здоровья детей.

3. Сформированность положительной мотивации на здоровый образ жизни.

4. Выведение учащихся из «группы риска».

5. Рост статуса школы в микрорайоне, районе, городе.

6. Повышение квалификации педагогов

7. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта

3 этап –

аналитический

Главная цель

Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии системы работы по реализации проекта.

Совершенствование модели интеграции основного и дополнительного образования.

Анализ деятельности за прошедший период.

Приоритетные направления

1. Обработка всех полученных данных.

2. Анализ полученных результатов:

Состояние здоровья обучающихся;

Уровень обученности и развития обучающихся;

Уровень воспитанности обучающихся.

3. Соотнесение полученных результатов с поставленными целями.

4. Коррекция затруднений педагогов в реализации проекта

5. Оформление и описание хода и результатов реализации программы.

6. Разработка программы научно-методических семинаров в рамках концепции школы на уровнях: школьном, районном, городском.

Ведущие методы

Экспертная оценка, индивидуальная и групповая самооценка, анализ и обобщение опыта

Основной результат

Удовлетворенность педагогов, учащихся и родителей результатами реализации проекта

4 этап –

заключительный

Главная цель

Основной результат

Издание материалов, оформление сайта

9. Ожидаемый результат

Формирование целостного образовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования в условиях новой школы

    Творческая самореализация школьников

    Формирование системы работы с талантливыми детьми

    Обеспечение преемственности на всех ступенях образования

    Создание здоровьесберегающей среды

    Формирование ключевых компетенций учащихся

    Рост качества образования

    Повышение квалификации педагогов

10.Тиражируемость проекта

Проект « Интеграция основного и дополнительного образования» может быть востребован в любом образовательном учреждении, имеющем структурное подразделение дополнительного образования.

11. Эффективность реализации проекта

Интеграция основного и дополнительного образования позволит:

Сочетать разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения, расширить и обогатить содержание учебника;

Способствовать более глубокому и осознанному освоению изучаемого материала учащимися;

Сформировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, помогает формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам.

Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, олимпиады, конкурсы и др.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся - познавательных, личностных, духовно-нравственных. Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства на уровне школы, города, региона, страны. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под ред.Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - М.: Время, 2009. - С. 321.

Можно выделить следующие функции дополнительного образования:

образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение четких нравственных ориентиров;

компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, дополняющих основное образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон, предоставление ребенку гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом общеобразовательное учреждение способствует не только дифференциации интересов ребенка, но и помогает выбрать форму дополнительного образования, где его способности и получают развитие;

интеграционная - создание единого образовательного пространства;

основное дополнительное образование интеграция

функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, успех, саморазвитие.

Перечень функций показывает, что дополнительное образование детей является неотъемлемой частью любой образовательной системы.

Также при организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы :

· свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

· ориентация на личностные интересы, потребности, способности;

· возможность свободного самоопределения и самореализации детей;

· единство обучения, воспитания, развития;

· практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Эти перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. Санина Е.В. Организационная модель интеграции основного и дополнительного образования в школе. - М.: Наука, 2009. - С. 184.

Необходимость полного цикла образования в общеобразовательном учреждении обусловлена и новыми требованиями к образованности человека. Сегодня она определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры. Анализ развития дополнительного образования детей в общеобразовательных школах показывает, что сегодня существует несколько моделей его организации.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, по интересам, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатываются.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в общеобразовательном учреждении структур дополнительного образования, хотя как единая система еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т.п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, его резервом и опытной лабораторией.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательного учреждения с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Образовательное учреждение и специализированное ДОУ, регулярно разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования.

Четвертая модель интеграции общего и дополнительного образования детей на базе образовательного учреждения, по сути, представляет новый тип образовательного учреждения - центр образования или образовательный комплекс. Характеристикой такой модели является единое образовательное пространство не разделенное на общее и дополнительное образование; функционирование учреждения в течение полного дня; обеспечение возможности выбора обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, при усвоении которых сочетаются требования стандарта общего образование и индивидуальные предпочтения родителей и детей и т.д.

Приведенные модели не ориентированы на реализацию стратегий развития образования, не учитывают специфику различных ступеней образования (дошкольного, начального, полного общего и т.д.). Перспективной является четвертая модель, однако и она не в полной мере учитывает современные тенденции в развитии образования. Для более подробного рассмотрения и описания моделей интеграции основного и дополнительного образования в целях оценки результативности интеграции мы будем использовать модели, отобранные по следующим основаниям:

1. в соответствии с реализацией в дополнительном образовании определенного профиля или определенных учебных предметов;

2. по ступеням образования: дошкольное, начальное, основное и полное общее, начальное и среднее профессиональное образование; в соответствии с определенным объемом основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред.О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2007. - С. 183. Описание модели представлены в табл. №1 Приложения.

Таким образом, целью дополнительного образования детей является разностороннее развитие ребенка как личности, ориентирующейся в традициях мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к социальной адаптации, к самообразованию, самосовершенствованию и самостоятельному жизненному выбору. Задачами дополнительного образования является не только процесс успешной социализации, но и индивидуализации личности ребенка, развитие его творческих способностей. В условиях интеграции основного и дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе. Если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем. Подповетная Е.В. Интеграция общего и дополнительного образования в общеобразовательной школе // Материалы Международной научно-практической конференции. - Мурманск: МОИПКРО, 2011. - С. 235.

Ирина Кузнецова
Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования

Сегодня новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят не только в школу, но и в учреждения дополнительного образования . По словам Д. А. Медведева, именно система дополнительного образования детей , в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

Тем самым перед школой и дополнительным образованием возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества. И одним из путей реализации нового государственного стандарта является разработка интегрированных программ , ориентированных на получение предметных, метапредметных и личност-ных результатов.

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Коменского, утверждавшего : что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком.

«Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».

Хочу подробно остановиться на дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бумажная фантазия» , которая носит интегрированный характер и отличается комплексностью. По данной программе я работаю второй год, преимущественно с учащимися 1 классов.

Комплексность проявляется в том, что программа предполагает изучение нескольких разделов и знакомство с новыми технологиями в бумагопластике «Оригами» , «Аппликация» , «Объемное конструирование» , «Торцевание» , «Айрис-фолдинг» , «Квиллинг» и другие. Интегрированность же проявляется во взаимосвязи школьных предметов «Окружающий мир» , «Художественный труд» , «Математика» .

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, приклеивание – не только увлекательна, но и познавательна. Но занятия становятся интереснее и насыщеннее , если в них присутствует интеграция . Например, при прохождении раздела по конструированию ребята на занятии учатся складывать гармошку и на ее основе делают бабочку. Перед тем как приступить к практической части, ребятам предлагается мультимедийная презентация на тему «Порхающие цветы» » из области «Окружающего мира» . Данная презентация знакомит их с видами бабочек, процессом превращения гусениц в куколку, а дальше в прекрасных бабочек, и их строением. Также ребята на данном занятии узнают , сколько у них ног, для чего им усики, как они пьют нектар из цветов, почему трудно их выловить, а потому что они могут смотреть в разные стороны, какая в мире самая крупная и мелкая бабочка. Также рассматриваются узоры на их крыльях, чтобы нанести рисунок на крылышках наших бумажных бабочек.

Программа «Бумажная фантазия» разработана, в основном, на интеграции бумагопластики и «Окружающего мира» . Для подтверждения, перечислю некоторые из тем, это : «Перелетные птицы» , «Черепахи» , «Аисты» , «Цветы» , «Транспорт» , «Паучок» , «Аквариум с рыбками» и т. д.

Есть такие темы, которые разработаны на интеграции бумагопластики и математики. Например, темы «Ежик» или «Аквариум с рыбками» посвящены аппликации из геометрических фигур. То есть, ребята на занятии учатся не только обводить, вырезать по шаблону и клеить, но и изучают геометрические фигуры. Также некоторые из тем посвящены изготовлению поделок из бумаги и картона на основе цилиндра и конуса.

Таким образом , сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга . При этом на занятии педагог имеет возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных областей параллельно.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. На занятиях по программе «Бумажная фантазия» предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой , например, ребятам очень нравится драматизировать сказки со своими поделками, а еще нравится сочинять их. Педагог или один из учащихся предлагает начало сказки, затем каждый дополняет одно предложение по смыслу текста и в конце получается интересная сказка . Также на занятии использую просмотр развивающих и поучительных детских фильмов. Например, при прохождении темы «Транспорт» , которая посвящена овладению техникой «Оригами» и формированию навыков безопасного поведения на дороге, ребятам предлагается мультимедийная презентация на тему «Виды транспорта» и развивающий фильм «Азбука безопасности со смешариками» , где герои мультфильма рассказывают, как правильно переходить дорогу, почему у светофора три глаза, какая машина самая опасная, почему нужны метро и т. д. После просмотра вместе с детьми обсуждаем, дети делятся своим личным опытом. Так как обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций, является обязательным элементом на занятии по ФГОС . Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

В практической части данного занятия изготавливаем транспорт в технике «оригами» и оформляем картину. На картине, выделяем проезжую часть, перекресток, белыми полосками бумаги изображаем пешеходный переход (зебру, разделительную полосу, на перекрестке располагаем светофор и на какой-то выбранной полосе клеим готовую поделку – машину, автобус и т. д. Тем самым одна из задач данного занятия - формирование навыков безопасного поведения на дороге, решается в интересной и творческой форме . Также на занятиях решают головоломки , ребусы, электронные дидактические игры.

Таким образом , занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей , способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности .

Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве .

Форма проведения занятий нестандартна , интересна . Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий . Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес , служит развитию воображения , внимания, мышления, речи и памяти.

Также хочется отметить, что интегративная форма дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Интегрированный подход требует от педагога повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования , дополнительной подготовки , высокого профессионализма и эрудиции. Но вместе с тем, он дает качественные показатели в реализации образовательных программ и положительную динамику в сохранности контингента.

Литература

2. Дреер С. С., Потыкан А. Н. Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1 , 5-7 лет. Волгоград : Учитель, 2012.

Публикации по теме:

Итак продолжаю рассказывать,как ломая стереотипы и шаблонные установки проведения педагогических конференций группа энтузиастов,и не побоюсь.

Итак,напоминаю,что 15 июля в городе-герое Туле встретились педагоги из разных уголков России. Пообщаться,поближе познакомиться,обменяться.

Перспективное планирование по экологии в средней группе в системе дополнительного образования Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе на второе полугодие в системе дополнительного образования ЯНВАРЬ.

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального.

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании

и искусном применении всего того, что знаешь».
(Г. Гегель)

Известно, что в педагогическую науку понятие интеграции пришло из философии, где интеграция рассматривается как часть процесса развития, связанная с объединением неоднородных частей и элементов в целое.

В 1993 году на заседании ЮНЕСКО было дано определение интеграции, согласно которому, она рассматривается как такая органическая взаимосвязь, такое взаимопроникновения знаний, которое обязано вывести ученика на понимание единой научной картины мира (1).

В отечественной педагогике одним из первых к проблеме использования интеграции в обучении обратился К.Д.Ушинский. По его мнению, знания, которыми должен овладеть ученик, представляют взаимосвязанную единую систему, отражающую широкий взгляд на объективно существующий мир и его жизнь (2).

На протяжении прошлого столетия российские педагоги активно использовали интеграцию на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, позволяющее обеспечить ребенку целостное познание мира (3).

Сегодня принцип интеграции продолжает оставаться инновационным и призывает к коренной перестройке процесса обучения на основе не только синтеза, объединения образовательных областей, разных видов деятельности, приемов и методов, но и объединения ресурсов (интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических, др.), опыта разных систем образования, культуры и спорта, а также объединения различных общностей в одном образовательном пространстве. И как результат, получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности ребенка, способствующего гармоническому вхождению ребенка в социум и развитию у него профессиональных компетенций.

Современные исследователи выделяют множество видов интеграции. Для системы дополнительного образования детей наиболее характерны два ее вида: «внутренняя интеграция» и «внешняя интеграция». Предметом «внутренней интеграции», т.е. интеграции, проходящей внутри образовательной организации, являются дополнительные общеразвивающие программы, культурно-досуговые мероприятия, взаимоотношения с семьями и многое другое.

Предметом «внешней интеграции» - внутриведомственные, сетевые и межведомственные взаимодействия организаций.

Каждый из двух упомянутых видов интеграций может осуществляться как по вертикали, так и по горизонтали. Например, «внутренняя вертикальная интеграция» включает объединение одним педагогом в своем предмете материала, тематически повторяющегося в разные годы обучения на разном уровне сложности; «внутренняя горизонтальная интеграция» - объединение сходного материала в разных учебных предметах.

Сегодня на страницах научной литературы встречаются различные компоненты словосочетаний: «интегрированный курс», «интегративный курс», «интегрированная программа», «интегративная программа», «интегрированная основа обучения», «интегративная основа обучения» и т.д. Данные словосочетания отличаются только первым компонентом. Оба первых слова «интегрированный» и «интегративный» - это производные от слова «интеграция» и используются как синонимы.

Любой вид интеграции в системе дополнительного образования детей всегда осуществляется на основе общей программы (интегративной программы) и концепции сотрудничества.

Очевидным является многообразие интегративных программ. Данные программы различаются:

По субъектам деятельности - интегративные программы совместной деятельности педагогов, интегративные программы совместной деятельности детей и педагогов, интегративные программы совместной деятельности детей;

По масштабу деятельности - интегративные программы внешнего сотрудничества и интегративные программы внутреннего сотрудничества;

По целям и задачам - интегративные программы одноцелевые, интегративные программы многоцелевые;

По системообразующему фактору - интегративные программы учебно-предметной ориентации, интегративные программы проблемно-тематические (сквозные).

Можно сказать, что под интегративной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо. Главное в них - это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и взрослых, поиск пересечения интересов всех участников образовательного процесса (педагогов, детей и их родителей).

Внутри одной интегративной программы степень интеграции и принцип интеграции дополнительных общеразвивающих программ различается. В процессе объединения программ происходит восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, реализуется процесс взаимосвязи и сближения, создается единый педагогический коллектив и единое образовательное пространство на базе двух и более дополнительных общеразвивающих программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействии на обучающихся.

В пакет документов интегративной программы входят:

Титульный лист;

Общая пояснительная записка;

План совместной деятельности в рамках заявленной интеграции (календарно-тематическое планирование);

Описание механизма реализации интегративной программы: описание способов и форм реализации, используемых технологий (в том числе информационно-коммуникационные средства и дистанционные ресурсы, интерактивные средства) и др.;

Комплект дополнительных общеразвивающих программ;

Комплект планов-сценариев культурно-досуговых мероприятий;

Комплект паспортов творческих и поисково-исследовательских проектов;

Комплект методик диагностики результативности;

Описание методического обеспечения;

Приложения (способы фиксации результатов и достижений, др.).

В условиях дополнительного образования детей интеграция позволяет раскрыться каждому ребенку именно через совместную деятельность, найти применение своим способностям посредством создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности, например на мероприятиях, где дети, родители и педагоги дополнительного образования являются не наблюдателями, а активными участниками.

Совместная деятельность субъектов образовательного процесса - это сотрудничество и сотворчество в групповом субъекте. Ее составляющей является общение, переживание радости, созидание, отсутствие привилегии указывать, контролировать и оценивать. В процессе совместной деятельности чувствуют, принимают, доверяют, открывают, планируют, самостоятельно и совместно рефлектируют (3).

Библиографический список:

1.Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова – М.: Академия, 2005.

2.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. [Текст] / К.Д. Ушинский – М.: 1990, т.5.

3.Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении. Школьные технологии. [Текст] / А.А. Ятайкина – М.: Академия, 2011, №6, с.10-15.