Сегодня слово «психолог» у всех на слуху, оно стало даже модным. В то же время роль и функции психолога для многих наших соотечественников остаются тайной «за семью печатями». И это естественно, так как психологи в нашей жизни появились совсем недавно. Кто же такой психолог? Психолог - это специалист, не связанный с медициной, с лечением. Психолог работает со здоровыми людьми. Его задача помочь человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию.

Настоящий психолог - это человек, разговаривая с которым, вы никогда не заподозрите его профессию.
Авессалом Подводный

Роль психолога - посредничество

Приходит посетитель к психологу.
- У меня так все плохо, так тошно, жить не хочется....
- Сейчас мы постараемся эту ситуацию исправить. Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слушайте меня внимательно и повторяйте: «У меня все хорошо. Я самый счастливый человек. Я себя отлично чувствую»...
Посетитель открывает глаза и говорит:
- Я рад за вас...

Роль психолога заключается не в воспитании (это роль педагога), не в принятии исповеди (это роль священнослужителя) и даже не в эмоциональной поддержке (это роль друга), а в том, чтобы помочь человеку испытывающему трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д. Психолог - это, в первую очередь, помощник. Роль помощника, как и суть помощи - это, говоря строгим языком, посредничество. Психолог - это посредник между конкретной психологической проблемой конкретного человека и теорией и практикой решения сходных проблем. Психологическая консультация - это акт посредничества, это совместное действие, это сотворчество. Ведущим в таком сотворчестве является психолог - непосредственный носитель знаний и опыта в сфере психологии. Именно в сотворчестве, в совместном действии, в посредническом акте заключена тайна оказания психологической помощи.

Психика человека, согласно работам Л. С. Выготского, находится одновременно в двух состояниях — застывшем и подвижном. Образно выражаясь, что-то в ней уже оформилось, устоялось, отвердело. А другая часть, напротив, только еще ищет свою форму отливки, еще «течет и меняется». Устоявшееся состояние называется актуальным, подвижное состояние представляет собой зону ближайшего развития — область несозревших, но созревающих психических процессов. Эта зона характеризуется содержанием таких задач, которые человек самостоятельно еще не может решить, но может решить с помощью психолога (в совместной деятельности). В результате такой совместной деятельности человек в дальнейшем способен самостоятельно решать аналогичные задачи.

Функция психолога - повивальное искусство

У мудреца спросили, что на свете самое трудное? - «Познать самого себя». Что самое легкое? - «Советовать другому»

Основное свойство зоны ближайшего развития - совместная деятельность, ее «диалогичность»: посетитель и психолог включены в процесс сотрудничества, который предполагает совместное решение возникшей проблемы. Таким образом, проблема решается в ситуации сотрудничества, в процессе диалога. Одним из методов ведения такого диалога является майевтика. Майевтика - метод Сократа (греч. Μαιευτική — букв. — повивальное искусство) позволяющий, с помощью искусных наводящих вопросов, извлекать скрытое в человеке знание. За таким диалогом всегда стоит серьезная цель — добиться эффекта благотворного потрясения слушателя. Такое потрясение является квинтэссенцией работы психолога, поворотной точкой, началом решения возникшей проблемы. Человек счастлив тогда, когда его психика упорядочена и добродетельна. Если кто-то испытывает жизненные трудности, то это значит, что он просто не знает того, как следует поступать правильно. Точно так же, нельзя и любить по-настоящему, не осознавая, что же такое любовь и что должно выступать истинным мотивом влечения.

В работе психолога функция «выдачи советов» не предусмотрена. Ее не должно быть ни в коем случае. Главная цель работы психолога - помочь посетителю научиться принимать решения самостоятельно. Главное для психолога - объективно выслушать рассказ посетителя, помочь ему, с помощью вопросов, увидеть и другие всевозможные стороны решаемой проблемы. Далее - необходимо помочь посетителю разобраться в причинах, которые породили обсуждаемую проблему, и затем - выявить те закономерности, которые дадут возможность посетителю взглянуть на себя по-новому, что и поможет ему справиться с возникшими затруднениями. Совместная деятельность с психологом, в процессе консультации, дает посетителю начальный импульс для самостоятельной работы по преодолению возникших затруднений.

Психодиагностика - ключ к психологическому портрету личности

На вечеринке девочка лет шести подходит ко всем гостям с листком бумаги, на котором нарисована какая-то каляка-маляка:
- Что это такое?
Первый гость:
- Ну, это, наверное, лошадка, да? Вот грива, вот хвостик.
К следующему:
- Что это такое?
Второй гость:
- Это цветочек. Вот лепесточки, а вот и стебелек, да?
Тот же вопрос третьему.
- Да это же бабочка. Ах, какая красивая. Только вот у нее одно крылышко немножко кривое получилось...
Девочка всех обошла, потом поворачивается и громко:
- Да нет же. Это - тест Роршаха!

Психодиагностика — отрасль психологии, позволяющая оценить и измерить индивидуально-психологические особенности личности. Главная цель современной психодиагностики - определение того, как эффективнее всего использовать грани человеческого характера. В каждом человеке обнаруживается сложнейшее переплетение множества черт характера, врожденных и приобретенных способностей. Построение психологического портрета личности является одним из самых важных и самых сложных вопросов в работе психолога. От его успешного решения зависит качество психологического консультирования.

В результате проведенной психодиагностики составляется психологический портрет личности, включающий следующие показатели:

Тип темперамента;
- характер;
- основные способности;
- направленность личности;
- интеллектуальный потенциал;
- уровень эмоциональности;
- уровень волевых качеств;
- умение общаться;
- уровень самооценки;
- уровень самоконтроля;
- способность к построению отношений.

Психодиагностика позволяет определить слабые и сильные стороны характера человека. Знание слабых и сильных сторон характера человека совершенно необходимо как для работы психолога, так и для самого человека. Сильные стороны характера дают возможность человеку уверенно стоять на ногах, принимать такой жизнь, как она есть, на инстинктивном, интуитивном, уровне. Знание слабых сторон характера дает возможность избежать неоправданных шагов, осложнений на работе и в семье, при построении отношений и воспитании детей. В то же время слабые стороны характера служат стимулом для развития человека. «Слабые» черты характера - это точки роста.

Человек вправе играть гораздо более активную роль в организации своей собственной жизни. Обязанность психолога - помочь ему в этом. Но помощь не может инициироваться «помощником», а только «носителем потребности» о необходимой помощи. Ответ не может быть раньше вопроса.

Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.
Сократ

Задачи и функции дошкольного практического психолога.

Для того, чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно – психологических знаний, в системе образования создана и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании ВУЗа по специальности «Психология» или диплом спецфакультета по специальности «Практический психолог в системе образования» (как правило, уже на базе высшего образования).

Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимальное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба имеет сложную, многоуровневую структуру от высших органов управления (Мин. Обр. РФ), до низших ее звеньев (конкретное образовательное учреждение). На уровне министерства создан специальный отдел ведающий работой психологической службы. Этот отдел занимается кадровым, программным, методическим и другим обеспечением психологической службы в общегосударственном масштабе.

Органами управления психологической службой на месте являются научно – методические центры психологической службы, создаваемые в республиках, краях, областях, крупных городах, районов этих городов. Данные центры обеспечивают научно – методическое руководство психологической службой в масштабах региона, они занимаются сбором информации о развитии детей в данном регионе, а также проверкой деятельности и повышением квалификации практических психологов на местах.

Государственные региональные органы управления психологической службой сами непосредственно работой с детьми не занимаются, а работают лишь с практическими психологами дошкольных и других образовательных учреждений.

Нижестоящие подразделения психологической службы занимаются уже непосредственно работой с детьми и взрослыми, включенными в образовательную систему (учителя, родители, воспитатели). Это различные государственные и негосударственные психологические центры практической психологии, работающие в образовательных учреждениях (детский сад, школа, лицей, ВУЗ и т.д.), частнопрактикующие психологи.

Психолог в ДОУ – это, прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем, он должен ориентироваться и в психологии взрослых, так как ребенок в ДОУ постоянно взаимодействует со взрослыми людьми.

Основные функции психолога в ДОУ – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В настоящее время сложилось 4 основных направления в работе практического психолога (задачи): психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция.

1. Психодиагностика имеет два аспекта – теоретическая и практическая.

Теоретическая – наука, изучающая методические вопросы измерения индивидуальных психологических особенностей детей, возрастных норм развития, построения и разработки психодиагностических методов и процедур.

Практическая – включает разработку и применение методов диагностики, способы обработки и интерпретации данных.

Основное отличие психодиагностики от общей и возрастной психологии в том, что общая и возрастная психология раскрывает общие закономерности психических явлений и возрастные особенности общих закономерностей, т.е. типичные для какой-либо группы людей психические проявления. Диагностика же ставит цель – раскрыть индивидуальные особенности человека, отличающие его от других людей какой-либо группы, т. е. различия в психических проявлениях. Индивидуальные данные соотносятся с возрастной нормой.

Методы психодиагностики:

1) Тест (англ. испытание, проба, задание) – задание, выполнение которого свидетельствует об уровне развития какого-либо качества.

2) Наблюдение – иногда основной метод.

3) Беседа – очень часто стандартизированная, очень похожа на тест и опросник.

4) Анкетирование.

5) Анализ результатов деятельности (рисунок).

6) Эксперимент (редко, используется обучающийся).

На основе психодиагностики осуществляется дифференцированный, индивидуальный подход обучения и воспитания ребенка, вырабатываются рекомендации для воспитателей и родителей.

2. Психологическое консультирование включает в себя следующие виды работ:

1) Выработку и точную формулировку психолого – педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного психологического обследования, при чем соответствующие рекомендации должны предлагаться детям и взрослым в форме, понятной и доступной для практического применения.

2) Ведение консультативных бесед с теми, кто нуждается в психологической консультации. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми необходимых им психолого – педагогических советов.

3) Психологическое просвещение персонала ДОУ и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, наиболее типичных трудностях в интеллектуальном и эмоциональном развитии, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общение детей разного возраста между собой и т. д. Психологическое просвещение не может ограничиться передачей общих сведений из детской психологии оно требует изучения конкретных условий данного детского сада, учета квалификаций педагогического персонала, индивидуального стиля работы каждого педагога, национальностей, традиций, контингента родителей и детей и т. п.

3. Психопрофилактика – связана с решением задач предупредительного характера, предотвращающих наступления нежелательных психологических последствий в развитии ребенка (ЗПР), появления нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей.

Психолог, занятый профилактической работой должен знать возможные причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя заметить и устранить. Этой цели служит и психологическая подготовка (просвещение и консультирование) воспитателей и родителей, в ходе которых обучают внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может привести к отклонениям в психическом развитии.

4. Психическая коррекция предполагает оказание прямого воздействия психолога на ребенка или взрослого с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их психологии или поведения.

Психолог должен профессионально владеть методами психокоррекции: психотерапией, социально – психологическим тренингом, аутотренингом, определенными приемами в технике гипнотического внушения, быть способным оказать внушающее воздействие на клиента.

Психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетентности медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующим специалистам – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.

Начиная работу в ДОУ, психолог должен прежде всего познакомить педагогический коллектив и родителей со своими функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать и в какой помощи нуждается сам для успешной работы. При этом важно учитывать, что среди населения (и даже педагогов) бывают распространены неверные представления о том, что такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной, приписывая психологу функции психиатра, психотерапевта, порой чуть ли не экстрасенса. Поэтому нужно объяснить, что детский практический психолог работает с «психологической нормой», обеспечивает это нормальное развитие, предотвращает и, насколько возможно, исправляет возникшие отклонения. Такая работа возможна лишь при взаимном понимании, тесном общении психолога и окружающих ребенка взрослых.

Психология в переводе с греческого означает "наука о человеческой душе", а поэтому изучает деятельность человека с психологической точки зрения. Психолог - человек, имеющий высшее психологическое образование, основной работой которого является помочь другому человеку разобраться в себе и решить свои проблемы самостоятельно. В наш век психология весьма востребована. Этот предмет включен в обучающую программу ВУЗов, а также, многие пользуются услугами психологов для решения своих личностных проблем. В результате чего сложились противоречивые мнения, как о самой науке, так и о работе психологов. Рассмотрим некоторые из них.

Психолог, психиатр, психотерапевт - термины, обозначающие одно и то же. Да, эти термины созвучны, но разница все же есть.
Психолог - специалист, получивший образование в сфере психологии. Поскольку психологическое образование - не медицинское, психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Его функция - психологические консультации, помогающие здоровым людям разобраться в сложных жизненных ситуациях (например, трудности в общении, взаимоотношениях в семье, принятии решений, при стрессах различного рода).
Психиатр - это человек, получивший медицинское образование и специализирующийся в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Его пациенты - люди, имеющие серьёзные отклонения в психике (например, маниакально-депрессивный психоз). Для лечения психиатр использует медикаменты и различные виды психотерапии.
Психотерапевт - специалист, чаще всего для оказания помощи использующий нефармакологические методы. Обычно такой специалист владеет одним из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии). Для лечения психотерапевт использует определённые психотехники (рациональная психотерапия, психодрама, эриксоновский транс, NLP, трансперсональная психотерапия, телесноориентированная психотерапия, психосинтез), помогающие решить проблему клиента.

Психологи всегда навязывают свое мнение. Это не совсем так. На самом деле, психолог, выслушав человека, старается найти для него наиболее оптимальное решение проблемы, помогает избавиться от старых прототипов и "открывает глаза" на новые перспективы. А человек уже сам должен решить, как именно ему поступить в той или иной ситуации.

Психологи никогда не ошибаются. С этим можно поспорить. Психолог - это такой же человек, как и все остальные люди, а поэтому ему свойственно ошибаться. Единственное, что свойственно психологам - это сохранять спокойствие в любой непредвиденной обстановке, а поэтому им не присуще нервничать и испытывать эмоциональный негатив.

Психолог всегда знает, как помочь. Это далеко не так. В обязанности психолога не входит решать проблему за самого человека. Единственное, чем он может помочь, так это выслушать и помочь разобраться в своих чувствах. Психолог - это, грубо говоря, "жилетка", в которую можно поплакаться. Ведь человеку иногда достаточно просто выговориться - и ему делается значительно лучше.

Психолог с первого взгляда может понять, "чем человек дышит". Это не совсем так. Действительно, психолог способен прогонозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации. Может определить характер и темперамент человека, однако для этого ему потребуется некоторое время пообщаться с клиентом, возможно, предложить ему пройти ряд тестов, по результатам которых специалист может сделать определенные выводы о направленности личности клиента.

Каждый психолог знаком с магией. Полный абсурд. Психолог и маг - это совершенно разные понятия. Маг - это человек, который не афиширует свое занятие, как правило, учиться магии тайно, и ничего не сможет сделать без своих заклинаний и подручных средств. Психолог же в своей работе применяет только знания, полученные им в профессиональном учебном заведении.

К психологам обращаются лишь слабаки! На самом деле так думают те, кто как раз очень нуждается в душевной помощи. Такие люди ни за что не признаются, что им тяжело. Они, обычно, глушат свои проблемы спиртным, а бывает, что некоторые доводят себя до суицида . Нет ничего плохого в том, что человек прибегает к помощи психолога. В наше сегодняшнее время стало даже модным посещать этого специалиста.

Здоровые люди к психологам не ходят! Отнюдь. Именно здоровый человек потому и здоров, что у него есть, кому выговориться. Ведь, как известно, держать все в себе, весьма и весьма вредно. Поэтому, наверное, женщины живут дольше мужчин - они поплачут и на душе становиться легче, мужчины же плакать не привыкли.

К психологу обращаются только психически больные люди. Это мнение совершенно неправильно. Как уже было сказано, психологи работают со здоровыми людьми, нуждающимися в поддержке и помощи со стороны.

Не стоит посвящать чужого в свои проблемы. По-другому это называется "выносить сор из избы". Однако же, на то он и "чужой", чтобы выслушать человека, подсказать, что делать и как быть, и забыть про него, а не бежать рассказывать всем направо и налево о его проблемах.

Да кто он такой, чтобы учить меня жить! Психолог ни в коем случае никого не учит, он лишь помогает справиться человеку с его душевными переживаниями, дает возможность выговориться и подсказывает компромиссное решение.

Словами делу не поможешь! Ну, почему же? Иногда моральная поддержка дает такой заряд энергии, что человек готов горы свернуть. Не зря ведь спортсмены и участники различных игр (КВН, к примеру) везут с собой группу поддержки.

Психолог решит за меня все мои проблемы. Ошибочное мнение. Функция психолога - проконсультировать клиента, создать такие условия, при которых человек сам оказывается способен найти выход из создавшейся ситуации. Обращаясь к психологу, человек должен быть готов к изменению себя и своего отношения к окружающему миру, а не ожидать, что специалист изменит окружающий мир.

Проблем у психолога не бывает. Почему же? Бывают. Ведь психологи - тоже люди. Порой психолог способен быстрее и эффективнее решать свои проблемы. Но иногда и ему приходится обращаться к своим коллегам за помощью. И это вполне нормально. Ведь мудрость состоит не в том, чтобы все проблемы решать самому, а в том, чтобы решить их наилучшим способом и с наименьшими затратами времени и нервов.

Психологи - безотказны и добры, они помогают всем и всегда. Не следует забывать, что психолог - это профессия, которая вовсе не обязательно должна быть превращена в стиль жизни. Именно психолог не будет потакать человеческим слабостям и капризам, никогда не бросится решать ваши проблемы за вас. Он лучше всех знает, что он никому ничем не обязан, и что он имеет право быть самим собой в любой жизненной ситуации, как и все другие люди.

Совет психолога одним махом решит мою проблему. Следует помнить, что психологи советов не дают (в отличие, например, от друзей и соседей, которые обычно начинают с фразы "я бы на твоем месте...". Только имейте ввиду - этот совет легко может исполнить только человек, который его дает). Какой выход лучший для вас - знаете только вы сами. Психолог лишь старается помочь вам найти этот выход, осознать его и воспользоваться им.

1) Исследовательская (экспертная) функция. Психолог собирает специальную информацию о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе организационных отношений. Главным является изучение группы и отдельного человека как субъектов труда. Исследуется, как правило, не теоретическая проблема, а конкретная ситуация. Тем не менее, методологические требования к проведению такого рода прикладных исследований не могут быть снижены: обязательно должны быть сформулированы гипотезы исследования, выбраны методы и методики, подобраны измерительные инструменты, зафиксированы и обработаны все результаты, проведен их анализ и оформлен отчет.

Эксперт - это специалист в какой-либо области, в определенной сфере, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, в нашем случае при рассмотрении организационных ситуаций. Он вступает в дело тогда, когда нечто уже произошло и необходимо дать оценку происшедшему (например, создание организации с определенной структурой или результаты ее изучения, внедрения инноваций различного типа, конфликты и т. д.).

Следует отметить, что ответственность эксперта за качество экспертного заключения является и полной и ограниченной. Это означает, что исследователь отвечает за обоснованность и соответствие своего заключения современному уровню психологических знаний в области организационной (индустриальной) психологии, но он, однако, не несет ответственности за конкретные решения руководства организации или заказчика, принятые на основе экспертного заключения. Основная задача экспертной оценки не склонить заказчика экспертизы к определенным решениям и шагам, а учесть анализ предметной ситуации, проведенный специалистом. Именно поэтому экспертное заключение должно быть понятным и локализованным (указывающим на границы точности и компетентности эксперта).

2) Консультационная функция. Психолог консультирует по вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу, заполнении вакансий, сокращении кадров). Психолог участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам.

Особое место занимает персональное консультирование. Необходимость консультирования, как правило, связана с определенной ограниченностью опыта руководства организации в управленческих и психологических областях. Консультирование, как правило, невозможно без исследовательской проработки и принятия экспертной позиции.

Консультанты могут быть универсалами или специалистами по отдельным проблемам (например, психологической диагностике личности руководителей организации, инновациям, управлению и т. д.).

Психолог-консультант придерживается позиции нейтралитета, беспристрастности и невмешательства в конфронтацию и борьбу, которая может существовать в организации, что обеспечивает объективный и неискаженный анализ взаимоотношений и ситуаций. В связи с этим большое значение приобретает профессиональная этика психолога.

3) Педагогическая и просветительская функции. Эти функции связаны с огромным интересом всех без исключения людей к проблемам психологии, желанием получить психологические знания, потребностью в решении личных проблем. «Учитель» передает специальные психологические знания, которые они могут творчески использовать для эффективной организации собственной деятельности. Если эксперт анализирует, консультант - рекомендует и советует, то учитель - приобщает, повышает уровень психологических знаний у окружающих.

Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями.

I. Работа с персоналом:

Оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);

Профессиональная ориентация и консультирование;

Социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;

Ускорение процессов адаптации работников в организации.

II. Организация труда:

Аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);

Изучение условий труда, организации рабочих мест;

Улучшение организации труда (уменьшение монотонии, создание эстетической среды в организации);

Анализ личности работника в системе организации (изучение
отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда).

III. Организационное управление и социальное планирование:

Социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;

Формирование групповых норм, морали, организационной культуры;

Профилактика и разрешение конфликтов;

Контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;

Создание «команды»;

Повышение дисциплины труда.

Все перечисленные задачи традиционно решаются практическими психологами на отечественных предприятиях. Этот список можно дополнить перечнем задач, которые отмечаются в современной зарубежной психологической литературе:

Введение нового работника в курс дел в организации. Психолог беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой работе, знакомит с начальством, традициями организации;

Решение вопросов о профессиональном обучении и повышении квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда;

Оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и морально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;

Разработка средств поддержания дисциплины и эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников;

Участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочих и профсоюзов с администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;

Организация предпринимательской пропаганды и рекламы, изучение рыночного спроса (маркетинг);

Частные психологические консультации управляющих.

Перечень задач, которые приходится решать психологу в фирме, может быть расширен в связи с конкретными проблемами той или иной организации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает организационная психология?

2. Почему организационная психология является прикладной отраслью психологии?

3. Охарактеризуйте уровни анализа в организационной психологии.

4. Раскройте основные подходы к решению организационных проблем.

5. Какова роль психолога в организации?

6. Перечислите положительные и отрицательные стороны возможных позиций психолога в организации.

7. Назовите основные функции и задачи психолога в организации.

8. Каковы задачи работы психолога с персоналом?

Профессия психолога предполагает решение профессиональных задач разного уровня. В зависимости от целей конкретной профессиональной деятельности, выполняемой психологом, в реестре профессий мы находим его в различных разделах: специальность психолога-исследователя относится к изыскательской, психодиагноста - к гностической, а психолога-консультанта - к преобразующей деятельности. По условиям труда психолог-теоретик может быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-"прикладник" - к профессиям, связанным с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. Общим для всех психологических специальностей является то, что все они:

  • - требуют высококвалифицированного труда, осуществляемого специалистами после длительной теоретической и практической подготовки;
  • - относятся к группе профессий "человек - человек";
  • - основными средствами в них выступают функциональные средства труда;
  • - предполагают развитый уровень таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, критичность и безоценочность, интерес к людям и др.

Важнейшим условием успешности психолога в его профессиональной деятельности является развитие личности, ее профессионально важных качеств (ПВК). "ПВК - это психологические качества личности, определяющие продуктивность, качество, результативность и другие деятельности".

Психолог в организации - явление в нашей стране очень молодое. Лишь в 90-х гг. XX в. стала постепенно вводиться в штатное расписание должность психолога: в школах, больницах, детских дошкольных учреждениях, спортивных школах и командах. Психологи обеспечивали оказание особого вида услуг клиентам этих организаций: психологическое консультирование, психокоррекцию, психотерапию, сопровождение. Позже у психологов появилась задача участия в процессе управления и развития организации. Они стали советчиками-экспертами в вопросах приема на работу и обучения персонала, выполняя запросы руководства организации. Следующим этапом стало появление функции психологической помощи работникам различного ранга в решении личностных проблем и урегулирования межличностных отношений внутри организации. Постепенно психолог-консультант стал неотъемлемой частью организационной структуры во всех звеньях ее деятельности, обеспечивая три важнейших направления: личностное, межличностое и системное. Появилась специальность организационный консультант, профессиональная позиция которого "включает в себя не только систему используемых знаний о природе личности человека и образуемых людьми организаций. Прежде всего это определенное отношение к людям и социальным организациям".

Издревле умение создавать прибыльное предприятие считалось искусством его хозяина. Лишь после публикации Ф. Тейлором своей книги "Принципы научного управления" (1911) началась эпоха научного подхода к созданию и регуляции процессов бизнес-деятельности. Появление других школ научного управления обусловливало получение все новых показателей, влияющих на прибыльность предприятий. Среди них можно выделить классические школы, которые делали акцепт па объективные исследования, неоклассические, обратившие внимание на "человеческий фактор" и взаимоотношения, и количественные, использующие исследование и моделирование процессов управления с применением самой современной техники". Так постепенно формировалось новое направление, которое к 40-м гг. XX в. получило название "бизнес-психология".

Социолог Дуглас Мак-Грегор перевернул представление об управлении, как чисто объективном процессе, предложив так называемые теории "X" и "У" для описания двух видов мотивации работников в своей работе "Человеческая сторона предприятия" (1960). Основываясь на этих его теориях, оказалось возможным создать континуум особенностей личности руководителя, располагающегося между двумя крайними типами. Руководители авторитарного типа "X" считают своих подчиненных ленивыми и требующими его постоянной опеки и принуждения к работе. Руководитель демократичного типа "У" видит своих подчиненных творческими людьми, которым необходимо лишь создать условия для реализации их личностного потенциала. Попытка соединить эти две противоположности вылилась в создание теории "", которую после смерти Ф. Тейлора завершил Уильям Оучи, выпустив в 1981 г. книгу "Теория Ъ: Как американский менеджмент в состоянии удовлетворить японскую задачу".

В сфере бизнес-психологии теории Мак-Грегора трансформировались в такие направления работы с персоналом, как обучающие группы и тренинги. Фокусирование на взаимодействии людей между собой и в группах нашло свое отражение в работах многих авторов, которые участвовали в создании нового витка исследований, давших начало собственно организационному консультированию. Среди них важно отметить теорию поля и изучение групповой динамики Курта Левина, а также Лесли Уайта, анализировавшего поведение людей в различных организациях.

С середины XX в. развитие всех наук находилось под влиянием общей теории систем, которая была предложена Л. фон Берталанфи в 1930-е гг. как идея наличия общих закономерностей при взаимодействии большого, но не бесконечного числа физических, биологических и социальных объектов. Он также ввел и исследовал понятие "открытые системы" - системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой. К открытым системам относятся в том числе человек и все создаваемые им отношения и структуры: семьи, сообщества, организации и др.

Объединяя в себе достижения всех наук, современное организационное консультирование продолжает их развитие путем практического применения и исследования процессов рабочих отношений. "В его основе лежит представление об организации как о социотехнической системе. Люди - элементы системы, однако система не сводится к сумме устремлений, способностей, желаний людей. Руководитель в этой системе предстает как фигура, занимающая особое место в организации и во многом определяющая ее жизнь".

Для улучшения психологической обстановки в организации могут использоваться два варианта получения ее персоналом, в том числе руководящим составом, психологической помощи. Первый - это приглашение внешнего психолога, который либо является сотрудником консалтинговой фирмы, либо частнопрактикующим специалистом. В последнем случае для заключения договора с организацией он должен иметь регистрацию как индивидуальный предприниматель. Тогда психолог сам обсуждает с руководством организации те задачи, которые стоят перед организацией, и оговаривает те функции, которые он берется осуществить для их решения. Все права и полномочия, результаты, риски и возможности оговариваются непосредственно с психологом, и он сам несет ответственность за процесс и итоговые результаты оказания помощи организации. Если же психолог является сотрудником консалтинговой службы, то договор о его обязанностях, правах и функциях осуществляется между руководством службы и организации-заказчика. В этом случае ответственность за результаты работы психолога перед заказчиком несет консалтинговая служба, которой он сам представляет отчеты - как промежуточные, так и итоговые. Значительным плюсом приглашения внешнего психолога является то, что он не включен в структуру и отношения между сотрудниками и подразделениями организации, и поэтому может работать в позиции независимого эксперта. Очевидным преимуществом внешнего психолога является возможность самостоятельного, независимого видения ситуации. Естественный минус его деятельности состоит в том, что он имеет меньше доверия со стороны сотрудников в силу восприятия его как "чужого".

Второй вариант - это включение психолога в штатное расписание организации. Возможности внутреннего психолога ограничиваются тем, что он сам является частью системы отношений организации. Поэтому главным и ведущим фактором в его работе будет соответствие той структурной роли, которая обеспечивает ему принадлежность к организации и лояльность руководства и коллег. Из этого проистекает ограниченность степеней свободы деятельности психолога внутри своей организации, которая зависит от его места в ее иерархии (рис. 2.2).

Рис. 2.2.

Внутренний психолог должен учитывать средовые, т.е. контекстуальные факторы. Он в первую очередь сотрудник организации, а уж затем специалист, который помогает конкретным людям. Интересы организации приоритетны.

Однако в реальности это часто оказывается иначе. В зависимости от того, какой категории и уровню иерархии организационной системы подчиняется психолог, соответствующие интересы он в первую очередь и представляет, и отстаивает.

Так, если психолог единственный в организации и подчиняется непосредственно ее руководителю, а именно - первому лицу, то он и выполняет его задания, решает все задачи так, чтобы это удовлетворяло и обслуживало его цели - как личные, так и относительно развития организации.

Если первому лицу подчиняется не один психолог, а психологическая служба со своей собственной структурой, то уже лишь ее руководитель обслуживает интересы этого первого лица. Остальные сотрудники подчиняются, выполняют распоряжения, ставят и решают задачи таким образом, чтобы удовлетворять требования своего непосредственного руководителя, т.е. не первого лица организации, а руководителя психологической службы. В этом случае удовлетворение требований первого лица является прерогативой руководителя психологической службы, а не ее исполнителей. Именно он должен так распределить задания между ними, чтобы совокупный итог работы службы в целом обслуживал интересы первого лица организации.

Иная картина наблюдается, когда психолог является сотрудником одного из подразделений организации. Чаще всего это отдел по подготовке персонала или отдел кадров. В этом случае психолог действует в интересах и рамках деятельности своего подразделения, обслуживая задачи ее руководителя. Он часто не соприкасается с сотрудниками других подразделений иначе, чем как представитель своего подразделения. В этом случае он не может решать задачи организации в целом или других подразделений, в том числе оказывать помощь в разрешении конфликтов внутри других подразделений, между ними, их руководителями или представителями. Лишь в случае получения специального задания от первого лица организации, которое должно поступать к нему через руководителя службы, которому он непосредственно подчиняется, психолог на время изымается из иерархии организации, чтобы действовать как внешний психолог. Это очень сложная ситуация для личности самого психолога. Он изымается из своего коллектива, куда потом после выполнения задания ему придется возвращаться. Если такое задание является уникальным, не характерным в этой организации, то психолог тем более будет трудно успешно его выполнить. И еще труднее вернуться на свое место в иерархии организации и своего подразделения. Ведь на время выполнения такого задания он как бы поднимается над всеми в организации, став поверенным ее первого лица. Он оказывается на время и вне подчинения своего непосредственного руководителя, и вне своего коллектива.

Если психологическая служба, состоящая из несколько человек, является составной частью какого-либо подразделения организации, она также обслуживает в первую очередь интересы этого подразделения и его руководителя и лишь опосредованно через него - интересы организации и ее первого липа.

Таким образом, внутренний психолог может быть независимым, а значит, и максимально продуктивным как индивидуальный консультант только в том случае, если он один в организации и подчиняется непосредственно ее первому лицу. Для оказания персональной помощи кому-либо из сотрудников психолог должен быть от него организационно, административно и финансово независим. Главное правило для результативной и эффективной работы психолога в организации: консультант не подчиняется клиенту.

Следующий уровень, дающий несколько меньше свободы выбора стратегий помощи отдельным сотрудникам и подразделениям организации, занимают сотрудники психологической службы, которая находится в непосредственном подчинении первому лицу организации. Их действия ограничиваются, стимулируются и направляются руководителем этой психологической службы, который только и осуществляет прямую связь как с первым лицом, так и с руководителями других подразделений организации. Сотрудники же имеют выход на конкретных людей и потом на внедрение полученных с ними результатов не непосредственно, а через своего руководителя и под его руководством. Ответственность за все результаты, полученные каждым сотрудником психологической службы, возлагается на руководителя этой службы, а не ее исполнителей.

Третий уровень, с еще меньшим числом степеней свободы, занимает психолог, который является единственным в организации и находится в подчинении какого-либо из ее подразделений. Он ограничен как мнением своего непосредственного руководителя, так и задачами своего подразделения.

Уникальный вариант представляет собой случай, когда независимого консультанта, подчиненного первому лицу, или даже внешнего консультанта вводят в штатное расписание какого-либо подразделения организации, но по решаемым задачам он оказывается вне его. Это особый способ искажения иерархии организации, который оправдан только в особых ситуациях, когда нужна независимая помощь первому лицу организации или решается вопрос о его замене.

Последний уровень, с минимальной свободой выбора решаемых задач, занимают психологи службы, которая является частью какого-либо подразделения организации. У них оказывается тройная (тройственная, трехуровневая) граница: от своего руководителя, от предназначения подразделения, к которому относится их служба, и от руководителя этого подразделения.

В организации психолог выполняет следующие функции:

  • 1) оказание психологической помощи по запросу клиента (для себя или для других); без запроса от клиента (запрос есть от других лиц либо исходя из мнения самого психолога);
  • 2) обучение психологическим методам и приемам первого лица организации, руководителей подразделений, сотрудников/персонала;
  • 3) профессиональное участие в трудных для организации ситуациях подбора, прием па работу и увольнения персонала; реструктурализации организации; конфликтов (внутренних или внешних); кризиса; форс-мажорных обстоятельств.

Работая в организации, психолог чаще всего осуществляет сразу несколько функций. Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены несколькими категориями:

  • 1) оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);
  • 2) профессиональная ориентация;
  • 3) психологическая помощь сотрудникам в их личных запросах и межличностных отношениях;
  • 4) социально-психологическое обучение;
  • 5) ускорение процессов адаптации работников в организации, взаимодействия руководителя с подчиненными;
  • 6) психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;
  • 7) формирование групповых норм, морали, организационной культуры;
  • 8) профилактика и разрешение конфликтов;
  • 9) контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;
  • 10) участие в создании команд.

Выполнение такого спектра разнообразных задач требует владения различными видами деятельности: консультированием, сопровождением, исследованием и анализом, психодиагностикой, созданием и ведением тренингов, супервизий, переговоров и др. Каждый психолог в силу своей квалификации может владеть навыками исполнения нескольких видов деятельности. Однако выполнять все их он обычно не может, так как занимает конкретное место в иерархии организации. Именно поэтому в крупных организациях создаются психологические службы с распределением обязанностей и функций между их сотрудниками. Для организаций, осуществляющих услуги, характерно создание психологических служб, сочетающих два направления деятельности:

  • 1) с клиентами организации (ученики и студенты в учебных заведениях, пациенты в медицинских учреждениях, отдельные лица и семьи в социально-психологических центрах);
  • 2) с персоналом организации (исполнители, менеджеры и руководители, а также коллективы, службы, команды и подразделения).