Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования человека и общества. Структура материального производства: 1) сфера непосредственного производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления.

Основные компоненты материально-производственной сферы:

труд как комплексное социальное явление;

способ производства материальных благ;

закономерности и механизмы функционирования сферы в целом.

Труд, производство – не только природный процесс, процесс взаимодействия общества с природой, но и основа формирования самого человека как социального существа, выделения его из природы.

Труд – это диалектика материального и идеального, их непрерывное взаимопревращение. Материальность труда в определенной мере связана с природным бытием, идеальность труда проистекает из того, что это – деятельность человека, общественного субъекта, наделенного сознанием и стремящегося к осуществлению поставленных целей. Идеальное через живую деятельность человека воплощается в изменении материальных факторов труда, которые в свою очередь, отражаясь в сознании субъекта, становятся основой нового целеполагания труда. Социальный результат труда – человек, общество, общественные отношения.

Трудовая деятельность объективна. На любом отрезке истории она развертывается в рамках определенного наличного уровня предметной вооруженности человека, воплощенной в системе орудий и средств производства, в рамках развития самого человека как субъекта труда.

Общественный характер труда заключается в его исторической непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда – народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Люди взаимодействуют друг с другом не только в силу общественного разделения труда, но и потому, что в процессе труда они приобретают и используют знания, навыки, умения, полученные др. людьми.

Труд , являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой: 1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир; 2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей; 3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний; 4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.

Труд всегда осуществляется в рамках определенной формы общества и посредством нее, что получает практическое воплощение в способе производства. Способ производства – понятие, характеризующие конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений. Способ производства – одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует основную сферу общественной жизни – сферу материально - производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. От способа производства зависит структура каждого исторически определенного общества, процесс его функционирования и развития. История общественного развития – это прежде всего история развития и смены способа производства, чем и определяется определение всех др. структурных элементов общества.

Производство всегда осуществляется благодаря двуединому процессу взаимодействия производительных сил (содержание) и производственных отношений (социально - экономическая форма процесса производства). Способ производства – общественный вид и способ, которым люди производят материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей.

Это основной фактор, определяющий развитие, взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т. д.

Производительные силы – это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее, это одна из сторон развития общественного индивида. Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.

В производительных силах можно выделить 3 элемента : личностный (люди); вещественный (орудия труда, в широком смысле – средства производства); духовный (наука). Производительные силы – основа внутреннего способа производства, все особенности способа производства зависят от уровня развития производительных сил. Источник развития производительных сил – противоречия между элементами. Предмет труда – то, на что направлен труд; средства труда – то, что служит проводником воздействия на предмет труда: образуют средства производства. В средствах труда различают орудия труда и средства для хранения предметов труда. Продукт труда носит опосредованный характер.

Показатель развития производительных сил – производительность труда . Важнейший фактор ее роста – создание более производительных орудий и средств труда, технический прогресс. В условиях современной НТР меняется роль науки в обществе, она становится непосредственной производительной силой

Производственные отношения – отношения между агентами производства, в конечном счете, между людьми в процессе производства жизненных средств. Производственные отношения носят прежде всего материальный характер. Их характерная черта – формирование как необходимые, зависящие не от воли людей, но от конкретного исторически достигнутого уровня развития производительных сил. 4 типа производственных отношений: организационно - технические; по поводу определения доли и получения ее; обмена; потребления – использование продукта (производственный и непроизводственный); на основе отношений собственности.

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Этот закон определяет и развитие данного способа производства, и необходимость замены одного способа производства др.

Источниками и движущими силами развития производства являются потребности людей и следующее за этим общественное разделение труда, обеспечивающее прогрессивное развитие материального производства путем создания новых видов труда, его специализации и кооперации. Между потребностями и производством в обществе устанавливается сложная диалектическая связь, потребности воздействуют на производительные силы опосредованно, через производственные отношения. Активность производственных отношений заключается в том, что они порождают у людей определенные стимулы к деятельности.

1.1 Понятие техники

Понятие «техника» является одним из самых древних и широко распространенное сегодня. До недавнего времени оно применялось для обозначения некоторой неопределенной деятельности или некоторой совокупности материальных образований.

Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слова искусство, мастерство – обозначает саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие техника отражает определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменяется совокупностью приемов и методов, передаваемых от поколения к поколению. И, наконец, понятие «техника» переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства, и техникой называются различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.

Приступая к анализу техники, целесообразно рассмотреть существующие формулировки определения техники и выделить их основные типы. Существует множество определений техники:

Греческое «техне» - ремесло, искусство, мастерство;

Совокупность приемов и правил выполнения чего либо…;

Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире;

Система орудий и машин;

Средства труда в широком смысле – все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог вообще совершаться;

Техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществления внеприродной программы, то есть осуществления самого себя;

Совокупность материальных объектов, производимых обществом;

Совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей;

Система искусственных органов деятельности человека;

Собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы.

В энциклопедическом словаре понятие «техника» определяется в двух значениях: «… совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества». Там же определяется основное ее назначение: «полная или частичная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности». Второе значение слова: «совокупность приемов и правил выполнения чего-либо…».

Приведенные определения техники можно объединить в три основные группы. Их можно представить следующим образом: техника как искусственная материальная система; техника как средство деятельности; техника как определенные способы деятельности.

Первое значение (техника как искусственная материальная система) выделяет одну из сторон существования техники, относя ее к искусственным материальным образованиям. Но не все искусственным материальным образования являются техникой (например, продукты селекционной деятельности, которые обладают естественной структурой). Поэтому сущность техники не исчерпывается подобными определениями, так как не выделяют технику среди других искусственных материальных образований.

Второе значение также является недостаточным. Техника трактуется как средство труда, средство производства, орудия труда и т.д. Иногда техника определяется сразу и как средства, и как орудия. Но это не корректно, так как и то и другое понятия лежат в одной плоскости рассмотрения и средства труда являются более широким понятием по отношению к орудиям труда.

Третье выделенное значение – техника как определенные способы деятельности. Но этой сущности скорее соответствует понятие «технологический процесс», который, в свою очередь, является элементом технологии.

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и , познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Материальная и духовная деятельность

Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной — государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчество и общение

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество — это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом — изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности — эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. По даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения. Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией — внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество — это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбинирование элементов уже известного, попытка представить чужое — понятным, а понятное — чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, — желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение — это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация — чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение — это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация — монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 1. Структура коммуникации

В ходе коммуникации (рис. 1) адресант (отправитель) передаст адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация — односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка — не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также — социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуальный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность».

Игра, общение и труд как виды деятельности

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества рати удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат — различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется по взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда). Живой труд бывает умственным (таков труд ученого — философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

В ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда — вещь, на которую направлен труд человека (материал. сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил. К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый — он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой — за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота л ишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

Чем отличаются различные виды труда в материальном производстве?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Характеристика, разнообразие деятельности

Из курса истории и данного курса вы знаете, какую роль играла работа в становлении и историческом развитии человека и общества

Труд - это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых ей для удовлетворения потребностей. Важнейшие сферы применения общественного труда - материальная не производство, непроизводственная сфера, домашнее хозяйство. Особое значение имеет труд людей в материальном производствві.

труда в материальном производстве

Слово"делать", как вы знаете, означает"производить, производить какую-либо продукцию"Производство - это прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества, потому что без еды одежды, жилья, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям, общество существовать не может. Столь же необходимы для жизни человека и разнообразные услуги. Представьте себе, что бы е дбулося, если бы остановились перевозки на всех видах транспорта (транспортные услуги), прекратилось поступление воды в водопроводную систему или сбора мусора из жилых кварталов (бытовые услугиги).

нематериальное (духовное) производство. Первое, если сказать кратко, это производство вещей, второе производство идей (а точнее, духовных ценностей). В первом случае, например, производимые телевизоры, прибор ди или бумагу, во втором - актеры, режиссеры создали телепередачу, писатель написал книгу, ученый открыл что-то новое в окружающем миреті.

Это не значит, что в материальном производстве не участвует сознание человека. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют и руки, и голова. А в совр одновременно производстве роль знаний, квалификации, моральных качеств существенно возрастаеттає.

Различие между двумя видами производства ~ в создаваемом продукте. Результат материального производства разнообразные предметы и услуги

В готовом виде природа. Дает нам лишь очень немногие. Без труда нельзя собрать даже дикорастущие плоды. А взять у природы уголь, нефть, газ, древесину невозможно без значительных усилий в большинстве случаев ей природные материалы подвергаются сложной переработке. Таким образом, производство предстает перед нами как процесс активного преобразования людьми природы (природных материалов) с целью создания необходимых матер иально условия для своего существованияання.

Для производства любой вещи необходимы три элемента: во-первых, предмет природы, из которого эту вещь можно изготовить, во-вторых, средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется, в-третьих, цил леспрямована деятельность человека, его труд. Итак, материальное производство является процессом трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностиб.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потребности и интересы людей является той основой, которая определяет цель трудовой деятельности бесцельным занятием не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о. Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд эту - выкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд - символ бессмысленной работы. Работа в собственном смысле слов а возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставлена??метна мета.

Для достижения цели в трудовой деятельности, как и в любой другой, используются разнообразные средства. Это прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства энергетические и транспортные линии й и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда в процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы, подвергаются пер етворенню. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудованивання.

Можно сказать и иначе: производительность труда это эффективность трудовой деятельности, выражается количеством продукции, произведенной за единицу времени (подумайте, от чего зависит производительность труда и или всегда это связано только с желанием человека.

В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, расчленяются на трудовые приемы, действия и движения (с любыми видами труда вы знакомы?. Какие операции и приемы к ним применяется уються?.

зависимости от особенностей того или иного вида труда, обусловленных предметом труда, средствами труда, совокупность выполняемых работником операции их соотношением и взаимосвязью, от распределения функц этой (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения и наладка) на рабочем месте можно говорить о содержании индивидуального труда. В него входят степень разнообразия трудовых функций, монотоннос те, обусловленности действий, самостоятельности, уровень технической оснащенности, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень творческих возможностей и т.д.. Изменение состава трудовых функций и затрат времени на й х исполнения означает изменение содержания труда. Главный фактор такого изменения - научно-технический прогресс. В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется спиввидноше ния между трудом физическим и умственным, монотонной и творческой, ручной и механизированной тощ тощо.

Современная техническая база предприятий является сложным сочетанием средств труда разного типа, поэтому происходит значительная дифференциация уровня технической оснащенности труда. Это приводит его существенную неоднородность. В. Большое количество рабочих занята монотонной, нетворческой трудом. В то же время многие выполняет работу, которая требует активной умственной деятельности, решения сложных производственных задачань.

Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива которые создают какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность. Разделение труда - это распределение и закрепление занятий между уч. Асника трудового процессесу.

Так, в строительстве дома участвуют и рабочие, создающие на заводе блоки, панели и другие детали будущего дома, и водители транспорта, доставляющих эти детали на строительную площадку, и к крановщики, управляющие строительными кранами, и строители, монтируют дом из готовых деталей, и сантехники / и электричества, устанавливают соответствующее оборудование, и работники, осуществляющие малярс ьки и другие работы и т.д.. Такое разделение труда внутри предприятий определяется выделением в технологическом процессе его сложных элементов соответствии с ними отделяются трудовые функции, происходит технологическая специализацияія.

Для слаженной работы всех участников необходимо общение, которое на лори человеческой истории было связано с возникновением языка, развитием сознания. Общение участников трудового процесса позволяет ко оординуваты свою деятельность, передавать накопленный производственный опыт и мастерствоь.

В масштабе всего общества тоже существует разделение труда, образует различные сферы трудовой деятельности: промышленность, сельское хозяйство, обслуживание и т.д.. Оно воплощено в многочисленных отраслях современного вы иробництва, в специализации огромного числа предприятий различного профиляю.

Научно-технический прогресс - компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудования - ведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и расширение разделения труда в масштабе с обществ.

Прочитаем информацию .
Деятельность человека - вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Человеческая деятельность носит характер :

  • сознательный - человек осознанно определяет цель и предвидит результат.
  • продуктивный - человек направляет активность на получение результата (продукта).
  • преобразующий - человек в процессе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя.
  • общественный - в процессе деятельности происходит общение, и возникают разнообразные отношения с другими людьми.
В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие видов деятельности людей. Исходя из различных оснований, выделяют виды деятельности:
I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру (или по объектам и результатам):
1.Практическая (материальная) деятельность - деятельность, которая связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.
  • материально-производственная - деятельность по преобразованию природы.
  • социально-преобразовательная - деятельность по преобразованию общества.
2.Духовная деятельность - деятельность, которая связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.
А) познавательная - деятельность, связанная отражением действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях.
К познавательной деятельности относятся все виды человеческих знаний:
  • чувственное - познание через ощущение, восприятие, представление.
  • рациональное - познание, связанное с формами рационального познания (понятие, суждение, умозаключение).
  • научное познание - познание, которое руководствуется принципом объективности, обоснованности знаний, системности знаний и проверяемости знаний.
  • художественное - познание через искусство (связано с использованием художественных образов).
  • житейское (обыденное, практическое) - познание, которое приобретается в повседневной жизни и деятельности.
  • личностное - познание, которое зависит от способностей человека и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
  • мифологическое - познание, которое представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией.
  • религиозное - познание, которое обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующими над ними земными силами (природными и социальными).
  • паранаучное - познание, которое не соответствует общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.
Б) ценностно-ориентировочная - деятельность, связанная с положительным или отрицательным отношением людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения.
В) прогностическая - деятельность, связанная с планированием или предвидением возможных изменений действительности.
II . В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как
  • созидательная — деятельность, которая приносит положительные результаты.
  • разрушительная — деятельность, которая приносит негативные результаты
III . С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии:
  • репродуктивная — деятельность, при которой происходит получение или воспроизведение уже известного результата известными способами и средствами.
  • продуктивная (творческая) — деятельность, которая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
IV . В зависимости от общественных сфер, в которых осуществляется деятельность:
  • экономическая - деятельность, связанная с процессами производства, распределения, обмена и потребления материальных благ - производственная и потребительская деятельность.
  • политическая - 1.Деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усиления с целью упрочения политической власти или ее захвата.
2.Деятельность в сфере отношений между государствами на международной арене - государственная, военная, международная деятельность.
  • духовная - деятельность, связанная с созданием духовных ценностей, их сохранения, распространения и освоения - научная, образовательная, досуговая.
  • социальная - деятельность, связанная с преобразованием, целесообразным изменением общества и своей социальной сущности.
V . В зависимости от особенностей проявления человеческой активности
  • внешняя - деятельность, которая проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами.
  • внутренняя - деятельность, связанная с умственными (мыслительными) операциями.
Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется.

Рассмотрим примеры материально-производственной деятельности .

  • добыча полезных ископаемых и их транспортировка
  • производство чёрных и цветных металлов
  • добыча и обогащение руд чёрных металлов
  • производство химических и нефтехимических продуктов
  • производство железобетонных изделий
  • производство стальных и чугунных труб
  • ремонт газопромыслового и линейного оборудования
  • строительство новых объектов: железных дорог, жилого фонда, школ, больниц, учреждений культуры и бытового обслуживания населения
  • производство машин и оборудования
  • производство строительных материалов
  • производство продуктов лёгкой и пищевой промышленности
  • производство, передача и сбыт электроэнергии
  • заготовка и переработка древесины
  • производство целлюлозы, бумаги, картона
  • производство предметов массового потребления из различных видов сырья
  • производство пищевых продуктов
  • переработка мяса животных
  • добыча и переработка рыбы и других морепродуктов
  • переработка растительных, животных, искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани
  • производство одежды и других швейных изделий
  • изготовление обуви
  • выпуск изделий тонкой керамики
  • выращивание зерновых, кормовых, технических растений
  • выращивание крупного и мелкого рогатого скота
Выполним онлайн-задания (тесты).

Используемая литература:
1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 2. Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 3. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 4.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы:
Википедия - свободная энциклопедия

Презентация на тему: Материально-производственная деятельность человека











1 из 10

Презентация на тему: Материально-производственная деятельность человека

№ слайда 1

Описание слайда:

Материально-производственная деятельность человека. Трудовая деятельностьТруд-это фундаметальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве.

№ слайда 2

Описание слайда:

Труд в материальном производстве Производство-это прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества. Материальное производство-это производство вещей.Нематериальное- это производства идей. Материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей.

№ слайда 3

Описание слайда:

Особенности трудовой деятельности Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленно, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель.В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, то есть материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.

№ слайда 4

Описание слайда:

Производительность труда- Это эффективность трудовой деятельности, которая выражается количеством продукции, произведенной в единицу времени.В результате введение новой техники и современных технологий содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим.Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Разделение труда- это распределение и закрепление занятий между участниками трудового процесса.Научно-технический прогресс- компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудования- ведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и к расширению разделения труда в масштабе общества.

№ слайда 5

Описание слайда:

Современный работник Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом. Профессионализм- это результат обучения и опыта работы.Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки.

№ слайда 6

Описание слайда:

Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина. Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной.Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Бездумный исполнитель - плохой работник. Напротив, инициатива – свидетельство высокого профессионализма.Наряду со специальной подготовкой на современных производствах большое значение имеет общая культура работника, способность к самостоятельному решению творческих задач. Культура труда проявляется в его научной организации.

№ слайда 7

Описание слайда:

Проблемы гуманизации труда Дегуманизация труда проявилась в системе американского инженера Ф.У. Тейлора (1856-1915.г). Тейлор разработал систему организационных мер, включавшую хронометраж трудовых операций, инструкционные карточки и т.п., которые сопровождались системой дисциплинарных санкций и стимулированием труда. Дифференциальная система оплаты труда означала, что трудолюбивый рабочий дополнительно вознаграждается, а лодырь не может получить незаработанные деньги.Сам Тейлор писал: «Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приёмов работы, приспособлять их к ряду нововведённых форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение».

Описание слайда:

Гуманизация труда Означает процесс его очеловечивания. Прежде всего необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью в технизированной среде. Опасные для здоровья человека функции, операции, связанные с большими усилиями, монотонным трудом, на современных предприятиях перекладываются на робототехнику.Особое значение имеет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла. Трудовая деятельность- это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации.

№ слайда 10

Описание слайда: