СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 апреля 1967 г. N 300
О СТРУКТУРАХ И ШТАТАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ АППАРАТОВ МИНТЯЖСТРОЯ СССР, МИНПРОМСТРОЯ СССР, МИНСТРОЯ СССР И МИНСЕЛЬСТРОЯ СССР, УТОЧНЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕДАЧЕ ЭТИМ МИНИСТЕРСТВАМ, И О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЯХ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Утвердить структуры центральных аппаратов Минтяжстроя СССР, Минпромстроя СССР, Минстроя СССР и Минсельстроя СССР согласно Приложениям N 1, 2, 3 и 4.

2. Установить штатную численность центрального аппарата Минтяжстроя СССР в количестве 1070 единиц, Минпромстроя СССР - 1030 единиц, Минстроя СССР - 1000 единиц и Минсельстроя СССР - 850 единиц (без численности персонала по охране и обслуживанию зданий и без численности центрального аппарата в территориальных главных управлениях по строительству).

3. Иметь в Минтяжстрое СССР, Минпромстрое СССР, Минстрое СССР и Минсельстрое СССР по 7 заместителей Министра и коллегии в составе не более 15 человек.

4. Принять предложения Госплана СССР и Госстроя СССР об уточнении распределения районов деятельности Минтяжстроя СССР, Минпромстроя СССР, Минстроя СССР и Минсельстроя СССР:

строительные организации и предприятия в Брянской, Орловской, Калужской и Читинской областях и в Бурятской АССР передать из ведения Минстроя СССР в ведение Минпромстроя СССР;

строительные организации и предприятия в Ярославской, Саратовской и Тамбовской областях и в Чувашской АССР передать из ведения Минпромстроя СССР в ведение Минстроя СССР;

строительные организации и предприятия в Якутской АССР передать из ведения Минстроя СССР в ведение Минтяжстроя СССР и комбинат "Луганскхимстрой" из системы Минпромстроя СССР в систему Минтяжстроя СССР;

строительные организации и предприятия в Грузинской ССР передать из системы Минпромстроя СССР в систему Минстроя СССР. В связи с этим признать целесообразным преобразовать республиканское Министерство строительства Грузинской ССР в союзно-республиканское Министерство;

строительные организации и предприятия в Марийской АССР передать из Минстроя СССР в систему Минсельстроя СССР.

5. Совету Министров РСФСР обеспечить:

а) перевод в установленном порядке работников центрального аппарата бывшего Министерства строительства РСФСР на работу в Минтяжстрой СССР, Минпромстрой СССР, Минстрой СССР и Минсельстрой СССР;

б) передачу в ведение Минтяжстроя СССР, Минпромстроя СССР и Минстроя СССР территориальных главных управлений по строительству согласно Приложению N 5.

Поручить Минтяжстрою СССР, Минпромстрою СССР и Минстрою СССР укрупнить территориальные главные управления по строительству и строительные организации и предприятия и в связи с этим упразднить 5 территориальных главных управлений по строительству, в том числе 2 главных управления Минтяжстроя СССР, 1 - Минпромстроя СССР и 2 - Минстроя СССР, а также провести в 1967 году работу по упрощению структуры территориальных органов управления строительством и сокращению численности их аппарата.

Председатель

Совета Министров Союза ССР

А.КОСЫГИН

Управляющий

Делами Совета Министров СССР

М.СМИРТЮКОВ

Приложение N 1

к Постановлению

Совета Министров СССР

СТРУКТУРА

ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МИНТЯЖСТРОЯ СССР

Главное управление по строительству в районах Центра - Главцентротяжстрой.

Главное управление по строительству в районах Северо-Запада - Главсевзаптяжстрой.

Главное производственно-распорядительное управление по Украинской ССР и Казахской ССР.

по черной металлургии,

по цветной металлургии,

по угольной промышленности,

Отраслевые управления:

по машиностроению,

по химической и нефтеперерабатывающей промышленности,

по строительным материалам, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности,

по легкой, пищевой, мясо-молочной промышленности и сельскому хозяйству,

Главное управление промышленных предприятий и строительной индустрии - Главтяжстройиндустрия.

Главное управление механизации строительных работ - Главтяжстроймеханизация.

Главное управление материально-технического снабжения - Главтяжстройснаб.

Транспортное управление.

Научно-технический совет.

Управление внешних сношений.

Финансовое управление.

Центральная бухгалтерия.

Сметно-договорный отдел.

Первый отдел.

Второй отдел.

Хозяйственное управление.

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

М.СМИРТЮКОВ

Приложение N 2

к Постановлению

Совета Министров СССР

СТРУКТУРА

ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МИНПРОМСТРОЯ СССР

Главное управление по строительству в южных районах - Главюгпромстрой.

Главное управление по строительству в районах Сибири - Главсибпромстрой.

Главное производственно-распорядительное управление по Украинской ССР, Белорусской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

Главное производственно-распорядительное управление по РСФСР.

Отраслевые управления (на правах главных управлений):

по химической промышленности,

по нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности,

по специальным отраслям промышленности.

Отраслевые управления:

по промышленности строительных материалов и целлюлозно-бумажной промышленности,

по машиностроению,

по легкой, пищевой, рыбной, мясо-молочной и медицинской промышленности,

по жилищно-гражданскому строительству.

Главное управление промышленных предприятий строительной индустрии - Главпромстройиндустрия.

Главное управление капитального строительства.

Главное управление механизации строительных работ - Главпромстроймеханизация.

Главное управление материально-технического снабжения - Главпромстройснаб.

Главное управление специализированных работ - Главспецпромстрой.

Планово-экономическое управление (на правах Главного управления).

Техническое управление (на правах Главного управления).

Научно-технический совет.

Транспортное управление.

Управление зарубежного строительства и внешних сношений.

Управление руководящих кадров и учебных заведений.

Управление рабочих кадров, труда и заработной платы.

Финансовое управление.

Центральная бухгалтерия.

Сметно-договорный отдел.

Отдел охраны труда и техники безопасности.

Первый отдел.

Второй отдел.

Юридический отдел (с арбитражем).

Канцелярия Министерства (с включением в ее состав Секретариата, Инспекции при Министре и Общего отдела).

Хозяйственное управление.

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

М.СМИРТЮКОВ

Приложение N 3

к Постановлению

Совета Министров СССР

СТРУКТУРА

ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МИНСТРОЯ СССР

Главное управление по строительству в центральных районах РСФСР - Главцентрострой.

Главное управление по строительству в районах Западной Сибири - Главзапсибстрой.

Главное производственно-распорядительное управление по Грузинской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР.

Главное производственно-распорядительное управление по Узбекской ССР, Молдавской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и Туркменской ССР.

Главное производственно-распорядительное управление по РСФСР.

Отраслевые управления (на правах главных управлений):

по машиностроению,

по легкой, пищевой, рыбной, мясо-молочной, медицинской промышленности, торговле и местной промышленности,

по специальным отраслям промышленности.

Отраслевые управления:

по тяжелой индустрии,

по промышленности строительных материалов,

по жилищно-гражданскому строительству.

Главное управление производственных предприятий и строительной индустрии - Главстройконструкция.

Главное управление материально-технического снабжения - Главстройснаб.

Главное управление механизации строительных работ - Главстроймеханизация.

Транспортное управление.

Планово-экономическое управление (на правах Главного управления).

Главное управление капитального строительства.

Управление руководящих кадров и учебных заведений.

Управление рабочих кадров и быта.

Управление организации труда и заработной платы.

Техническое управление (на правах Главного управления).

Сметно-договорный отдел.

Отдел охраны труда и техники безопасности.

Научно-технический совет.

Центральная бухгалтерия.

Финансовое управление.

Управление внешних сношений.

Юридический отдел (с арбитражем).

Первый отдел.

Второй отдел.

Канцелярия Министерства (с включением в ее состав Секретариата, Инспекции при Министре и Общего отдела).

Хозяйственное управление.

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

М.СМИРТЮКОВ

Приложение N 4

к Постановлению

Совета Министров СССР

СТРУКТУРА

ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МИНСЕЛЬСТРОЯ СССР

Главное производственно-распорядительное управление по РСФСР.

Главное производственно-распорядительное управление по Украинской ССР и Молдавской ССР.

Главное производственно-распорядительное управление по Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР.

Главное производственно-распорядительное управление по Казахской ССР.

Главное производственно-распорядительное управление по Узбекской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и Туркменской ССР.

Главное производственно-распорядительное управление по Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

Главное управление по строительству элеваторов и других специальных зданий и сооружений - Главэлеваторспецстрой.

Главное управление по строительству сельскохозяйственных объектов за рубежом - Главзарубежсельстрой.

Главное управление специализированных монтажных работ - Главмонтажспецсельстрой.

Главное управление развития стройиндустрии и производственных предприятий - Главсельстройиндустрия.

Управление по межколхозному строительству.

Главное управление материально-технического снабжения - Главсельстройснаб.

Отраслевые управления:

по производственному строительству,

по жилищно-гражданскому строительству.

Планово-экономическое управление (на правах Главного управления).

Техническое управление (на правах Главного управления).

Научно-технический совет.

Управление механизации.

Транспортное управление.

Главное управление капитального строительства.

Управление руководящих кадров и учебных заведений.

Управление организации труда, заработной платы и рабочих кадров.

Сметно-договорный отдел.

Центральная бухгалтерия.

Финансовое управление.

Отдел внешних сношений.

Первый отдел.

Второй отдел.

Канцелярия (с включением в ее состав Секретариата, Юридического отдела с арбитражем и Инспекции при Министре).

Хозяйственное управление.

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

М.СМИРТЮКОВ

Приложение N 5

к Постановлению

Совета Министров СССР

ПЕРЕЧЕНЬ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

БЫВ. МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА РСФСР, ПЕРЕДАВАЕМЫХ

В ВЕДЕНИЕ МИНТЯЖСТРОЯ СССР, МИНПРОМСТРОЯ СССР

И МИНСТРОЯ СССР

Минтяжстрою СССР:

Главсевкавстрой, Главюжуралстрой, Главсредуралстрой, Главкузбасстрой, Главкрасноярскстрой, Главдальстрой, Главкомистрой, Главмурманскстрой.

Минпромстрою СССР:

Главсевзапстрой, Главархангельскстрой, Главприокскстрой, Главнижневолжскстрой, Главсредневолжскстрой, Главсочиспецстрой, Главкавминкурортстрой, Главзападуралстрой, Главвостоксибстрой.

В советского периода обеспечивался устойчивое развитие общества, а затем и капитальное строительство не было составляющей государственной градостроительной политики, направленной на проведение такой политики, и функционировало как самостоятельное явление, призванное решать главным образом задачи промышленного развития страны, без учета базовых принципов развития территорий. Оно было направлено для решения в первую очередь утилитарных задач (создание экономической базы, обеспечение минимальных стандартов жилищного обеспечения), поскольку функционировало в парадигме индустриального общества. Целостный, гармоничный подход в обеспечении потребностей общества отсутствовал. Как следствие, в развитии городов и поселений состоялся чрезмерное развитие зон, необходимых для ведения производственной деятельности, а жилая зона создавалась по остаточному принципу и была низкого качества. Категория "градостроительство" в советском законодательстве практически не употреблялось и как таковая вообще не раскрывалась, хотя и использовалась в практической деятельности архитекторов. Зато сфера капитального строительства регулировалась бесчисленным количеством разноуровневых нормативно-правовых актов, которые довольно часто даже дублировались друг другом. Фактически капитальное строительство выполняло задачи градостроительной деятельности, а поэтому целесообразно рассмотреть организацию государственного регулирования капитального строительства в советские времена. Условно можно выделить несколько периодов развития такой государственной деятельности.

Первый период, при котором и состоялось возникновения капитального строительства как самостоятельного явления, проходил с 1918 года по 1941 год. Государственная политика того времени была направлена на усиление роли государства и одновременно ослабление роли частного сектора экономики, не обходит такой подход и сферу капитального строительства. В 1918 году был создан Комитет государственных сооружений ВСНХ, а Декретом СНК СССР от 1 декабря 1919 было установлено, что строительный подряд подлежал контролю со стороны государства: о каждом заключен договор строительного подряда нужно было сообщать государственные финансовые органы, независимо от лица заказчика и исполнителя подход был направлен на борьбу с частной собственностью и утверждения приоритета государства даже в частной сфере жизни.

В 1921 году было утверждено Положение "О государственных подрядах и поставках". Согласно его условиям, подрядчик обязан на свой страх и риск построить государственное учреждение (предприятие), а казна (государство) обязана была осуществить оплату за выполненные работы. Вышеперечисленное свидетельствует лишь об одном: государство пыталась быть единственным заказчиком при заключении договоров строительного подряда [с.659] . В Гражданском кодексе 1922 подрядные отношения были урегулированы в главе 7 "Подряд". В статье 235 которого было отмечено, что наряду с нормами гражданского кодекса действует специальный акт, который регулирует общественные отношения, возникающие из договора подряда, заказчиками которого выступали подрядные организации от имени государства. То есть по договору строительного подряда, в отличие от Свода законов Российской империи 1835 были исключены такие субъекты как физические лица [с.248]. И Л. Брауде по этому поводу отмечал, что капитальное строительство проводится для собственных нужд своими средствами [с.102]. Строительный подряд был полностью под контролем государства, и выступала единым заказчиком, а в результате и становилась единственным собственником объектов строительства.

Следующим шагом в регулировании строительной деятельности было создание в 1938 году Комитета по делам строительства при СНК СССР. Основополагающими задачами основанного Комитета по делам строительства были: техническое регулирование строительной отрасли; руководство проектами и строительством, разработка производственных и сметных программ. Однако Комитет по делам строительства просуществовал недолго, передав в 1939 году свои функции Наркомата по строительству.

Второй период с 1941 по 1949 годы, период капитального строительства для нужд войны и восстановления разрушенных объектов. В годы Великой Отечественной войны было создано Главное управление строительства предприятий машиностроения при СНК СССР который вместе с Наркоматом по строительству осуществляли организацию капитального строительства военных заводов, предприятий и других сооружений, имели военное назначение. С 1942 года, после того как начали освобождаться оккупированные территории проводилось и восстановительные работы с целью восстановления разрушенных в ходе войны объектов. Необходимость усиления контроля со стороны государства архитектурных вопросов привело к созданию в течение 1942-1943 годов Комитета по делам архитектуры при СНК СССР. В круг его полномочий в частности, но не исключительно принадлежали: утверждение проектов застройки городов и поселков, развитие строительного нормирования и типового проектирования, руководство научными и образовательными архитектурными учреждениями. Кроме того, в Киеве было создано управление по делам архитектуры и были созданы местные органы Комитета. Также в городах была введена должность главного архитектора города. В январе 1946 года на базе Наркомстроя были созданы Наркомат строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, Наркомат по строительству военных и военно-морских предприятий и Наркомат по строительству топливных предприятий, в марте 1946 преобразованы в соответствующие министерства.

Третий период с 1949 по 1965 годы - дальнейшее развитие органов государственного управления капитальным строительством. В июня 1949 года было образовано Министерство городского строительства, которое по сути дублировали функции указанного комитета. В апреле 1950 года был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР), который выполнял функции общесоюзного органа по вопросам градостроительства и промышленности строительных материалов . При Госстрое СССР был образован Государственный Комитет по гражданскому строительству и архитектуре, наделенный полномочиями по проведению единой градостроительной политики, направленной на развитие городов и поселков. Кроме того, в 1953 году на базе Минтяжбуду и Министерства строительства предприятий машиностроения было образовано Министерство строительства СССР, которое было ликвидировано 10.05.1957 года. Также были созданы Советы народного хозяйства (совнархозы), где сосредоточилась большинство строительных организаций, в полномочия совнархозов были отнесены отдельные полномочия в сфере строительства. При этом функции государственного контроля были наделены только органы государственного архитектурно-строительного контроля (Госстройконтроля), созданные при Советах Министров союзных и автономных республик, исполкомах областных, краевых и городских Советов. В их компетенцию входили: выдача разрешений на производство строительных работ, проверка застройки крупных городов и населенных пунктов городского типа, а также выполнение контрольных функций за качеством строительства объектов жилищно-гражданского назначения независимо от их ведомственной подчиненности. В 1962 году строительные организации были преобразованы в главные территориальные управления по строительству, которые находились в подчинении министерств строительства республик. При этом за раднаргоспами были оставлены только функции застройщиков.

Четвертый период - усиление государственного управления капитального строительства и закрепления многозвенной системы управления отраслью проходил с 1965 года по 1985 год. Законом от 2 октября 1965 Госкомитет по делам строительства СССР был преобразован в союзно-республиканский орган государственного управления. Были выделены в отдельные системы строительные и производственные организации: специализированные (по транспорту, производства строительных материалов, монтажных и специальных работ) и общие (по республиканским министерствам строительства) .

В 1967 на основе Указа от 21 февраля 1967 году "О создании строительных министерств СССР" была основана система соответствующих союзно-республиканских министерств СССР, которые охватывали предприятия тяжелой индустрии, промышленного производства, сельского строительства, которые были переведены на двойное подчинение - Советам Министров союзных республик и союзно-республиканским министерствам СССР. В этот период были восстановлены министерства, ликвидированы в предыдущие периоды (Минтяжбуд СССР, Минстрой СССР, Минтрансстрой) .17 октября 1969 Советом Министров СССР было утверждено Положение о Министерстве строительства СССР, в круг полномочий которого принадлежало: руководство строительством промышленных предприятий, зданий и сооружений, жилых домов и объектов культурно-бытового назначения независимо от того, в каких отраслей народного хозяйства они были отнесены; контроль за выполнением заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов.

В июля 1978 года В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 Госстрой СССР должен был нести ответственность за проведение единой технической политики в строительстве, совершенствование проектно-сметного дела, повышение качества проектирования; а также за улучшение архитектурного облика городов, промышленных центров и поселков. Действуя в области технического регулирования, Госстрой СССР утверждал общегосударственные нормативы, сметные нормы, правила, инструкции и другие нормативные акты по вопросам строительства, обязательные для выполнения всеми министерствами и ведомствами, а также предприятиями и организациями независимо от их подчиненности . В этот период в разное время были созданы общесоюзные министерства: Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии, Министерство промышленного строительства, Министерство сельского строительства, Министерство электроэнергетики и электрификации СССР, Министерство монтажных и специальных строительных работ, Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, Министерство строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья. На них возлагалась управления капитальным строительством по отраслевой направленностью или на соответствующей территории.

Пятый период 1985 - 1991 годы - период упрощения системы управления капитальным строительством. Так, были ликвидированы Минтрансстрой СССР, Минпромбуду СССР, Минважбуд СССР, Минсильбуд СССР. Госстрой СССР было 19.08.1986 года преобразовано в Государственный строительный комитет СССР, 14.11. Тысяча девятьсот девяносто одна ликвидировали.

Итак, специальные органы управления капитальным строительством в СССР делились на общесоюзные, республиканские и союзно-республиканские строительные министерства. В Украине до последних относились в разные периоды второй половины двадцатого столетия Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии УССР, Министерство промышленного строительства УССР, Министерство сельского строительства УССР, министерство монтажных и специальных строительных работ УССР. Также в Украине действовали республиканские органы по управлению капитальным строительством: Министерство строительства УССР, Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, Украинской межколхозное объединения по строительству. Также был создан и Государственный комитет РСФСР по делам строительства и архитектуры, который подчинялся в своей деятельности Совету Министров УССР и Государственному строительному комитету СССР и входил в центральные органы хозяйственного руководства республики в вопросах строительного комплекса. В соответствии с Положением о Государственном комитете Украинской PCP, утвержденного Советом Министров Украинской PCP в 1987 году, его основными задачами были: организационное и нормативное обеспечение крупных градостроительных программ, проектно-сметного дела, а также деятельности органов архитектуры и градостроительства местных Советов народных депутатов, разработку основ формирования и функционирования хозяйственного механизма в капитальном строительстве и сметного нормирования и ценообразования, координации научно-технических программ и проектно-изыскательских работ в области, организацию контроля за качеством, лицензирования, сертификации и экспертизы проектной, научно-технической и строительной продукции.

Как следствие создания указанной системы министерств в восьмидесятые годы прошлого столетия в СССР сложились системы управления капитальным строительством, имевшие несколько звеньев управления. Наиболее простой была Двухзвенный система, когда высшим органом руководства выступало общесоюзное министерство, а в республике строительные министерства республики, а также главные управления по строительству областных Советов народных депутатов. Первичным элементом выступали производственные строительно-монтажные объединения или строительно-монтажные тресты. В Украине примером такого эффективного управления было Главное управление по жилищному и гражданскому строительству при Киивмиськвиконкоми (Главкиевгорстрой), который осуществлял непосредственное руководство строительными и монтажными организациями г.. Киева, которые выполняли строительство жилья, объектов социально-культурного назначения в столице союзной республики. Трехзвеньевая схема управления предусматривала как высший уровень управления общесоюзное или союзно-республиканское строительное министерство, средним союзно-республиканское строительное министерство или территориальные главные управления по строительству или промышленно-производственные объединения соответственно, первичным звеном был производственный строительно-монтажный трест или объединение. Например, Минтяжбуд СССР руководил Минтяжбудом УССР, а тот в свою очередь осуществлял руководство комбинатами, последние же руководили трестами, ЗАВОСТРОИТЕЛЬНЫЙ, домостроительный комбинат. Наиболее сложной схеме была чотирьохланкова структура. Высшим органом здесь было союзно-республиканское строительное министерство, первым средним органом - республиканское строительное министерство, а второй средним звеном, подчиненной первой республиканское строительное объединение, первичной же звеном - производственный строительно-монтажный трест или объединение.

По справедливому заключению А.Я. Пилипенко, многозвенные управленческие системы приводили к громоздкости управленческого аппарата, дублирования управленческих решений и снижение их оперативности и качества. Действительно, такая система организации государственного управления не позволяла оперативно реагировать на изменение ситуации в стране, внедрять новые методы и технологии строительства. Единственное руководство отраслью капитального строительства отсутствовало, в результате чего строительство однородных объектов проводилось различными организациями, создавалась значительное количество недостроенных объектов.

Важными органами, хотя и не совершали непосредственного руководства капитальным строительством, но выступали органами хозяйственного управления, которые выполняли межотраслевое управление в соответствии с реализацией своих функций, был Госплан СССР и Госплана союзных республик. Именно они рассматривали и подавали для последующего утверждения перечни и титульные списки строек производственного назначения, осуществляли контроль за выполнением плановых документов, выполняли координационные функции в строительной сфере. Особенностью капитального строительства было то, что оно проводилось на основании пятилетнего плана и составленным на его основе титульным списком строительства, который выполнял функцию планового задания.

Итак, все капитальное строительство в советский период осуществлялось с ведома государства, выступала и заказчиком, и исполнителем таких работ.

Развитие капитального строительства в СССР, а следовательно и в Украине, как системы, которая подменила градостроительства, фактически было начато с тридцатых годов прошлого столетия, когда реализовывались масштабные проекты развития и переустройства общества на основе индустриализации и коллективизации, которые и заложили основные направления развития территорий страны, городов, других поселений на длительную перспективу. Капитальное строительство было средством реализации амбициозных проектов советского руководства страны. Состоялось масштабное строительство новых и перестройка старых городов, с одновременным переселением в них значительного количества людей, в том числе из сельской местности. В 1926 году на востоке Украины проживало 4500000. Человек, а к завершению индустриализации, примерно через десять лет, уже более 15 млн. Человек. С целью создания в сжатые сроки военно-промышленного комплекса новые населенные пункты создавались искусственно на плановой основе, исключало возможность их эволюционного развития. Основания и перестройка городов проводились в рамках введенного экономического районирования, которое было средством прикрепления трудовых ресурсов к местам освоения и переработки полезных ископаемых, выпуска промышленной продукции. То есть становление, развитие промышленных городов происходил на основе командных, административно-правовых методов, которые обеспечивали реализацию главной задачи социально-экономической политики: обеспечение существования оптимального промышленной цепи (разработка залежей и добычи полезных ископаемых, их переработка, производство необходимых промышленных товаров, обеспечения производства достаточным количеством электричества, транспортировки сырья и продукции). При таком подходе обеспечения жилых, рекреационных, экологических, эстетических потребностей человека на практике отодвигалось на второй план, хотя и декларировалось в нормативно-правовых актах. Например, совместная Постановление "О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест Союза PCP" от 27.06.1933 года ЦИК СССР №70 и СНК СССР №1219215 определяла среди основных требований к проектам планировки городов возможность создания наиболее благоприятных условий труда и жизни населения и необходимость предусматривать места для строительства учреждений по социально-культурного и бытового обслуживания и создания внутри населенного пункта, а также на его периферии системы связанных между собой зеленых насаждений (парки культуры и отдыха, бульвары, скверы и т.п.) и охранных защитных зон. Практика же внедрения не всегда соответствовала таким задекларированным подходам. Фактически населенные пункты создавались при промышленных предприятиях как придаток к ним, обеспечивал их рабочей силой. Согласно архитектурных предложений С.Г. Струмилина , промышленный комбинат стал центром города, его и объединяло, а жилая застройка подчинялась потребностям промышленного строительства. Итак, город рассматривался как экономическая система, которая должна обеспечивать рост промышленного производства.

В эстетическом оформлении городов главным признавалось его идеологическое наполнение, архитектура преимущественно решала партийные задачи и занималась вопросами архитектурного оформления внешнего вида современного промышленного предприятия. В капитальном строительстве пруда делалась на такой его вид как строительство (активно строились новые промышленные и транспортные предприятия), а жилая и бытовая сферы в основном обеспечивались временными зданиями, строениями барачного типа, в лучшем случае коммунальными квартирами. В последнем случае в основном проводилось расселение нескольких семей в разные комнаты одной квартиры, которая находилась в капитальном доме, построенного в основном до революции. В результате условия проживания в таких помещениях могло не удовлетворительными. Новое комфортное жилье строилось только для партийной, военной, хозяйственной, научной элиты и было средством вознаграждения ценных и преданных режиму членов советского общества.

Хотя жилищное строительство происходило в расчете на общественные формы быта, но соответствующая структура обслуживания не создавалась или создавалась в недостаточном количестве. Социально-культурное строительство в этот период проводилось в еще меньших масштабах чем жилое. Таким образом, к середине двадцатого столетия в СССР преобладающим было развитие такого вида капитального строительства как промышленное, так решался задачу создания, а в послевоенные годы восстановления промышленной базы общества.

К середине двадцатого столетия темпы роста населения городов продолжали расти, и в 1956 году городское население составляло 48,4 процента от общей численности населения и составило около 56100000. Человек, а количество жилой площади продолжала уменьшаться как за счет того, что в годы Второй мировой войны на европейской территории СССР было уничтожено значительное количество жилой площади (70 млн. кв. м.), так и продолжение переселения из сельской местности в городскую, рост существующей диспропорции между промышленным и жилищным строительством. Вопрос обеспечения населения жильем было настолько катастрофическим, что даже в совместном постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 31.07.1957 года "О развитии жилищного строительства в СССР" констатировалось: "проблема обеспечения жильем все еще продолжает оставаться одной из самых острых". С принятием указанного нормативно-правового акта состоялось развертывания массового жилищного капитального строительства на промышленной основе, в результате чего произошло значительный рост объемов жилья в кратчайшие сроки позволило переселить из бараков и коммунальных квартир миллиона человек. При проведении жилищной политики этого периода был заложен положительный приоритет и на дальнейшую длительную перспективу, по которому каждая советская семья имела обеспечиваться отдельной квартирой.

Переход к внедрению новых методов капитального строительства жилья стало возможным в результате заранее проведенной работы по созданию соответствующей промышленной базы в виде строительных, строительно-монтажных предприятий и домостроительных комбинатов, специализировались на крупнопанельном строительстве. Правовой основой для этого стала совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 19.08.1954 года "О развитии производства сборных железобетонных изделий для строительства" .

Вместе с тем, в градостроительстве произошли и негативные явления. Среди многочисленных способов индустриальных методов капитального строительства жилья выбрали только один - крупноблочное, а впоследствии крупнопанельное сборочное производство, по каким здание создавалась на заводе в соответствии с единым типового проекта, а на местности происходила ее сборка. Это удешевляло производство и ускоряло его сроки, но привело к единообразию городской застройки, которая и определяет основу архитектурной среды города, монотонности и фактического отсутствия индивидуального вида многих районов и городов СССР и Украины в частности. Типовые проекты предусматривали минимальный набор удобств в квартире, ведь ориентировались прежде всего на снижение себестоимости строительства, что позволяло за минимальное количество денег построить максимально большое количество жилой площади. Отсюда и отсутствие в таком проекте дома лифтов, подсобных помещений, наличие смешанного санузла, проходных комнат, маловата площадь коридора и кухни и вообще крайне низкая комфортность.

Базовым элементом при проектировании застройки территорий стал микрорайон, где игнорировалась необходимость обеспечения красоты в визуальности восприятия искусственной среды, вводилась большая плотность застройки и низкая степень озеленения, места для парковки автомобилей практически не предусматривались. Органическое разграничения между частной и общественной территории было разрушено благодаря широкому внедрению проходных дворов. Архитектурные решения подчинялись задачей строительного производства, внедряло в практику не сложны в производстве и однотипные инженерные решения. Города развивались по так называемым архитектурным минимализмом, поскольку главным было снять остроту проблемы обеспечения советских людей жильем. Таким образом, при формировании жилой среды городов и поселений приоритет отдавался не качественный, а количественными показателями.

Промышленное капитальное строительство характеризовалось строительством объектов машиностроения, металлургической, нефтеперерабатывающей, химической и энергетической промышленности. Широко строились заводы по производству бетона и других строительных материалов. Украина считалась приоритетным регионом для проведения капитального строительства. Были построены новые электростанции (Ворошиловградская, Днепродзержинска, Каховская, Кременчугская, Мироновская, Приднепровская, Симферопольская, Славянская), новые шахты на Донбассе и Львовщине, "Южный горно-обогатительный комбинат" и Центральный горно-обогатительный комбинат в Кривом Роге, была проведена капитальная реконструкция на Криворожстали. В химической промышленности было построено 35 новых заводов и в частности Роздольский горно химический комбинат, Днепропетровский шинный завод, Черкасский и Черниговский химические заводы. Развивалось машиностроение и самолетостроение. В пищевой и легкой промышленности также ускоренными темпами проводилось капитальное строительство по сравнению с другими регионами СССР, хотя необходимо отметить, что в основном применялось импортное оборудование из стран СЭВ.

Вторая половина двадцатого столетия в СССР характеризуется ростом количества городских жителей и в начале 1970 года превышало по таким показателям Европу и уступали по ним только США и Японии. В сфере жилищного строительства в Украине в тот период развивались ранее заложенные подходы, и хотя жилье строилось за большим количеством типовых проектов, выросла его удобство (появились лифты, мусоропроводы, увеличилась площадь кухни, коридора, строились подсобные помещения, запровадилась разрешение санузла) целостный подход к развитию территорий с позиции экологичности, комфортности, постоянства развитии не обеспечивался. Микрорайоны в городах продолжали строить без разделения общественного и частного территорий с проходными дворами, без учета необходимости зонирования территории квартала.

Строительство продолжало нарастать. В семидесятые годы в результате проведенных работ по капитальному строительству в строй Запорожская, Углегорская, Криворожская, Приднепровская, Бурштынская ГРЭС, были построены газопроводы Ефремовского - Киев - Каменно-Бугская, Шебелинка - Славянск, Диканька - Кривой Рог. К середине этого десятилетия введен в действие 26 новых нефтяных и газовых месторождений. На Днепропетровском металлургическом заводе в результате капитальной реконструкции в эксплуатацию уникальный состояние для прокатки вагонных осей оригинальным методом. Были построены и начали работать "Ингульцький горно-обогатительный комбинат" и "Северный горно-обогатительный комбинат".

Хотя теоретические разработки по градостроительной деятельности в этот период проводились, но в практическую плоскость вводились мало. Нормативно-правовые акты не использовали указанную категорию вообще. В результате такой политики государства произошло перегрузки территории УССР большим количеством промышленных предприятий. Как следствие возросло техногенную нагрузку на природу, что в 6-7 раз превышало общесоюзный уровень. В атмосферу и водоемы ежегодно выбрасывалось более 10 млн. Т. Вредных веществ. Больше всего страдали такие города как Донецк, Запорожье, Краматорск, Кривой Рог, Мариуполь, Харьков. С другой стороны, большое количество капитальных вложений в строительную отрасль было не освоена и в результате накопившихся проблем в экономике и строительного комплекса в частности, существенно возрастало количество недостроенных объектов.

Таким образом, можно констатировать, что в СССР приоритет отдавался только развития капитального строительства, которая является составной градостроительной деятельности, в отрыве от других ее составляющих. Даже в нормативно-правовых актах той эпохи не использовалось срок градостроительства, в отличие от категории капитальное строительство.

Срок градостроительства начал использоваться в законодательстве во времена СССР, лишь в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, после принятия совместного Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.09.1987 года № 1058 "О дальнейшем развитии советской архитектуры и градостроительства" , а также Постановления Совета Министров СССР от 25.12.1987 года № 513 с аналогичным названием. Хотя они и не содержали дефиниции по градостроительству, у них была сделана попытка создать правовые основы для упорядочения этого комплексного вида экономической деятельности. До принятия указанных нормативно-правовых актов законодательство советского периода в вопросах создания искусственной среды жизнедеятельности человека, стимулирования, организации и контроля за ней в основном оперировало категориями капитальное строительство и архитектурная деятельность. Объяснялось это уровнем развития общества, экономики и задачами, которые решались на определенных этапах жизни страны. Капитальное строительство эффективно обеспечило создание промышленной базы и интенсивное развитие территорий, восстановление народного хозяйства после окончания Второй мировой войны, обеспечение жильем широких слоев населения в середине прошлого столетия. В то же время, задача создания эффективного жизненной среды человека хотя и признавались как необходимые в нормативно-правовых актах и программных партийных документах того времени, на практике оставались в основном формальными и реализовывались не значительной мере. Комплексный и гармоничное развитие трех социальных составляющих жизненной среды человека: труд, жилье, отдых, а также обеспечение устойчивого развития городов возможно в рамках реализации такой экономической деятельности как градостроительный. Только с началом перестройки начал происходить переход от приоритета удовлетворения интересов государства интересам человека, а следовательно и начинает регулироваться в нормативно-правовых актах градостроительная деятельность.

  • Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда / С. Г. Струмилин. - М.: Наука, 1982. - 342 с.
  • Якубовский Б.В., Железобетонные и бетонные конструкции, М., 1970-С.728
  • Постановление от 27 октября 1987 N 347 Об организации выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 сентября 1987 N 1058 "О дальнейшем развитии советской архитектуры и градостроительства" // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/KP870347.html
  • Привет всем! Рассказ «Крушение надежд» о моей мечте поехать в первую служебную поездку во Вьетнам и о том, чем это все кончилось.

    1. Как мы помогали Вьетнаму

    В 1982 году после армии я поступил на работу в «Главзагранстрой» Минстроя СССР на должность ведущего специалиста Отдела по строительству во Вьетнаме. Мне поручили вести подготовку строительства Технического центра по ремонту и эксплуатации строительных машин и механизмов, поставляемых из СССР.

    5. Техцентр в Ханое

    Но вернёмся к Техцентру. Ко времени моего прихода в Главк во исполнение международных договорённостей вьетнамцы отвели площадку под строительство в г. Ханой. Наши проектировщики разработали проект. Но дело так и не двигалось с мёртвой точки.

    В данном случае ко всем уже перечисленным обстоятельствам добавились ещё две существенные причины:

    1)Правительство СССР почему-то поручило роль заказчика Министерству внешней торговли (МВТ), а не Государственному комитету по внешнеэкономическим связям (ГКЭС), который имел опыт в строительстве за рубежом.

    2)МВТ, работавшее по примитивной схеме К. Маркса: «Товар-Деньги-Товар», не имело ни сил, ни желания решать свалившиеся на него новые задачи. Насколько стройка сложнее простой купли — продажи объяснять, думаю, не надо. Одна номенклатура материалов и оборудование чего стоят: от гвоздя до башенного крана.

    А кадры? А всё что связано с жизнеобеспечением и организацией труда людей? А транспорт? За МВТ отдувалось их объединение «Союзвнешстройимпорт», находившееся по адресу Тверской бульвар, д.6.