Женский православный Серофимо-Дивеевский монастырь располагается в селе Дивеево. Со всех областей России и из других стран приезжают туда приложиться к мощам Серафима Саровского. Имя этого святого связано с чудесными многочисленными исцелениями.

Вконтакте

Одноклассники

Из истории обители

Небольшое село, названием обязанное мурзе Дивею, появилось в середине шестого века. Эти земли, дополняя княжеский титул, были пожалованы Иваном Грозным. Село располагалось на пересечении паломнических дорог . Путники, направляющиеся в Саровский монастырь, останавливались в деревянной местной церквушке в честь архидьякона Стефана и Святителя Николая Чудотворца. Прибыла туда и странница Мельгунова Агафья Семенова.

В летописи Серафимо Дивеевского монастыря указано, что женщина остановилась отдохнуть в местной церкви. Во время сна Агафье явилась Богордица, которая указала, что ей надобно остаться в этих местах построить каменную церковь и основать женскую общину. Согласно Библии именно в Дивеево обустроила свой последний жребий Небесная Царица после Киева, Афона и Иверии.

Село в то время было похоже на рабочий поселок. На его территории не было духовной атмосферы. Агафья с дочерью поселились неподалеку от селения. Через некоторое время дочь Агафьи тяжело заболела и умерла. Несмотря на горе и сильные переживания , женщина все же выполнила обет и начала строительство церкви. Для этого она продала все свое имущество, и начала строить храм на вырученные деньги. По окончании строительства Агафья начинает заниматься обустройством общины. Для этого необходима была земля.

Долго не могли найти нужный участок, но в 1780 году помещик Жданов приносит в жертву для женского монастыря землю, которая находится рядом с церковью. На ней, получив благословение епархиального Владимирского начальства, Агафья строит три кельи и огораживает их забором. В одной жила сама матушка, во второй – послушницы, в третьей оставались гости. Достаточно большими были вклады Агафья в строительство в Саровском монастыре Успенского собора.

Отец Пахомий берет духовное руководство над сестрами и соглашается обеспечивать питанием вновь обретенную общину. В свою очередь, сестры шьют монахам одежду и занимаются рукоделием. Вскоре Агафья заболела и умерла в возрасте 55 лет.

Первое упоминание о Серафимо-Дивеевском монастыре было в 1808 году. Настоятельницей его то время была Анастасия Кирилловна, которая вела очень строгий образ жизни и требовала того же от послушниц.

обратился с просьбой смягчить устав для обителей монастыря, но просьба не была удовлетворена. После этого к Саровскому во сне явилась Богородица и указала, что необходимо создать новую обитель, в которую должны перейти сестры.

С тех пор в селе появилось две обители. Обе под строгим контролей полицейских. Причиной наблюдения являлось отсутствие регистрации. Общины были зарегистрированы только в 1839 году. В 1942 году они объединились в одну общину «Свято Троицкий Серафимо Дивеевский Женский монастырь».

Местоположение Дивеевского монастыря

Монастырь Серафима Саровского находится на юге Нижегородской области на берегу реки Вичкинзы.

Серафимо Дивеевский монастырь адрес карта

Индекс — 607320, область - Нижегородская, Дивеевский район, Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Телефон центра паломничества – 8 (831–34) – 434–45.

Чтобы добраться до монастыря, необходимо преодолеть определенный путь с несколькими пересадками. Информация для паломников, желающих вознести молитву Серафиму Саровскому и преклониться его (подробно можно узнать на официальном сайте):

  • Наиболее удобным способом приехать в монастырь будет через город Арзамас. С его вокзала до монастыря ходят общественные автобусы. Время поездки составит не более полутора часов.
  • Из Москвы до Дивеево можно добраться на автомобиле или поезде. На автомобили из Москвы дорога лежит через Балашиху. Следует свернуть на Муром, не доезжая до Владимира. Далее - по указателям через города Навашино, Ардатов.
  • На поезде из Москвы до ст. Арзамас (Казанский вокзал) поезда ходят ежедневно.

Дивеевский монастырь




Серафимо Дивеевский монастырь фото

Храмы Дивеево

Строился Свято Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в течение полутора веков.

  • Первый храм , который дал начало обители – церковь иконы Казанской Божьей Матери. Его соорудили на месте деревянной церкви. Строительство длилось с 1773 по 1779 год. В его возведении принимала участия лично матушка Александра. Этот храм - трехпрестольный. Летние два пределы Казанский и в честь Николая Чудотворца; теплый зимний предел – в честь Стефана;
  • К храму с разрешения Серафима Саровского были пристроены церкви Рождения Богородицы и Рождества Христова;
  • В 1865 –1875 годах в центре монастыря возвели пятипрестольный Троицкий собор – сердце Дивеевской обители. В нем хранятся мощи преподобного чудотворца Серафима Саровского. Храм был заложен после его смерти, но еще при жизни отец Серафим предсказывал, что в Дивеево будет огромный собор;
  • В 1907 г.оду был заложен Преображенский собор. Строительство его завершилось в 1916 г., освящение престола состоялось 03.09.1998 г.;
  • По линии с собором в конце девятнадцатого – начале двадцатого века была возведена пятиярусная колокольня.

Святая Канавка

От других обителей Дивеевский монастырь википедия говорит отличается наличием особой святыни. Это - Канавка, расположенная вокруг монастыря, по которой прошла Пресвятая Богородица.

Вырыть канавку заповедал один из наиболее любимых народом старцев Серафим Саровский. При этом он сказал, что антихрист не сможет перескочить ее.

Зимой и летом, не переставая, сестры рыли канавку до самой кончины батюшки . Серафим говорил, что каждый, кто пробудет в Дивеево от утра до утра будет счастлив, потому как сама Царица Небесная Матерь Божья посещает эти места каждые сутки.

В советское время канавка была разрушена, но в 1997 году начали ее восстановление. 31.07.2006 году канавку полностью благоустроили. По завету Преподобного Саровского Серафима почти два века уже идут по Канавке люди по следам Царицы Небесной.

Пустынька Блаженной Параскевы Саровской

Одно из мест, в которых интересно побывать посетителям - дом блаженной Паши (в миру Ирина Ивановна), который сегодня стал музеем. Женщина, погрузившись в молитвы, вела отшельническую жизнь и трудилась на благо обители. Родилась она в крестьянской семье и много пережила. Получив благословение старца Серафима, Паша прожила в Дивеево сначала в пещере, которую сама вырыла, а затем в маленьком домике - келье более 30 лет. Есть данные, что она умела предвидеть будущее. Могила блаженной Прасковьи находится у Троицкого собора.

В музее всего три зала, один из которых посвящен полностью жизни Серафима Саровского. В нем, кроме документов и старых фото, хранится покров¸ вышитый руками российской царицы Александры Федоровны. Покров был подарен, чтобы украсить ковчег с мощами святого. Там же посетители могут посмотреть с точностью воссозданный фрагмент кельи старца. Мебель в нем когда-то была сделана самим преподобным.

Во втором зале все осталось так, как было при блаженной хозяйке: собрание старинных икон, куклы, стол с чайным прибором.

В третьем зале находится коллекция много личных вещей игумений: фотографии, портреты, коллекция монашеской одежды, включая праздничный наряд Прасковьи Ивановны.

Как и до революции, в пустыньке монахини неусыпаемую читают Псалтырь.

Святые источники

В окрестностях Дивеевского монастыря есть 6 святых источников, пять из них – непосредственно на территории:

  • Казанской иконы Божьей Матери;
  • Матушки Александры;
  • Иверской иконы Божьей Матери;
  • иконы Божьей Матери Умиление.

Сориентироваться в расположении источников несложно. Для этого у входа расположена план-схема монастыря. Для желающих окунуться в священные воды необходима специальная одежда: для женщины - длинная сорочка из плотной ткани, для мужчин – сорочка короткая. Если в купальне много людей, в воду можно окунуться, воспользовавшись мостками или деревянными лесенками. Перед этим следует провести некоторое время в часовне, погрузившись в себя или за молитвой.

Наиболее отдален источник Серафима Соровского. Он располагается в 15 км от Дивеева. Ежедневно в 13.00 туда ходит автобус из монастыря. Билеты можно приобрести в паломническом центра заранее.

Великолепная картина открывается перед путешественниками: холм с высокими соснами, у его подножья источник, образовавший озеро и домики-купальни, срубленные из бревен. Говорят, что рубашка, в которой паломники погружаются в озеро приобретает особенные лечебные свойства. В святых источниках вода холодная даже летом, но посетителей, которые искренне верят в чудо это не останавливает.

Когда лучше поехать в Дивеево

В любое время года Дивеево по-своему привлекательно. Весной – это цветущие яблони и сирень в монастырском саду, окутывающие всю окрестность чудесным ароматом. Однако, выбирая для поездки дни на Пасху, следует быть готовым, что в это время в монастыре очень много паломников.

Самым популярным сезоном для гостей монастыря является лето. Село в этот период выглядит празднично-нарядным из-за многочисленных цветов , которые заполняют палисадники и клумбы у монастырских строений и гостиниц. Да и купаться в теплую погоду в святых источниках доставляет большое удовольствие. Единственный минус - очереди в раздевалки при купальнях.

Великолепна осень в Дивеево. В прозрачном еще теплом воздухе отчетливо слышен звон колоколов и птичье пение. На фоне необыкновенно синего неба по-особому выглядят золотые купола храмов.

Да и зимой в монастыре не бывает безлюдно. Вода источников в сравнении с зимней температурой кажется почти теплой и всегда находятся желающие войти в воду.

Планируя посетить Дивеево, лучше побыть там три-четыре дня. За это время можно лучше ознакомиться с монастырем, посетить храмы , пройти по Святой Канавке и приложиться к мощам Серафима. В полной мере ощутить особенную атмосферу наполненного благодатью и святостью места и погрузится в целительный источник.

Что привезти из Дивеева

Возвращаясь из путешествия, многие везут подарки своим родственникам и друзьям. Из Дивеева увозят предметы церковного обихода: иконы, крестики, «Летопись Свято-Дивеевского монастыря».

Очень ценится паломниками земля со . Они верят, что даже маленькая ее горсть убережет ее обладателей от болезней и бед. Землю набирают только в одном месте – за часовней Серафима Саровского. Там для этого устроена небольшая насыпь.

Освященные на мощах старца сухарики из ржаного хлеба и масло летом берут в часовне преподобного, зимой – в притворе Преображенского собора . Для сухариков пакетик лучше принести с собой, бутылочку под масло можно приобрести в церковной лавке. Согласно преданиям, если к освященным хлебным сухарикам добавить домашние обычные – они получать частицу чудотворно силы.

Пользуются популярностью печенья «Лесенки», которое выпекается по старинному рецепту. Его можно также приобрести в лавке. Оно недорогое и вкусное. Ну а монастырский хлеб – выше любой хвалы.

Где остановиться на ночлег

Выбор ночлега зависит только от финансовых возможностей. Это может быть и съемная комната в частном секторе и монастырская гостиница, и номер в отеле (от 2000 рублей), и гостевой дом (1500–3000 р). В гостиничном комплексе «Дивеевская слобода», стилизованном под красивые бревенчатые дома, кроме проживания и питания, предлагают бильярд и баню. Есть охраняемые парковки.

Чтобы остановиться в монастырской гостинице, надо заранее обратиться в паломнический монастырский центр.Сделать это можно через официальный сайт. Питание и пребывание в ней оплачивается трудом - послушанием. Паломники выполняют порученную им работу на кухне, в коренном цеху и в трапезных. Они чистят овощи, убирают в храме и на территории монастыря, ухаживают за садом и Святой Канавкой.

Входить на территорию монастыря разрешается только в строгой одежде. Женщины должны быть в длинной юбке и в платке; мужчина – в брюках и рубашке. Не допускаются декольте, мини-юбки, шорты. При необходимости нужные вещи можно купить в лавках у монастыря. Для детей исключения не делают.

Послушание

Если вас в монастыре попросили выполнить поручение, а вы про каким-либо причинам не можете этого сделать, отказ в ос примется абсолютно нормально. Любую помощь принимают благодарностью. Труд на благо монастыря обязательно вознаграждает преподобный Серафим!

Большинство монастырей России имеют давнюю историю или хотя бы размещены на местах, уже имеющих древние здания. Но монастырь Серафима Саровского - исключение: это место было отдано под монастырь только в 1995 году, хотя целебный освященный источник находился тут с давних пор. Однако до ХХ века тут не было ни церквушки, ни иного объекта.

Вконтакте

Одноклассники

История

Серафимо-Саровский монастырь - это действующий мужской монастырь, который принадлежит Борисоглебской епархии. Он появился уже после распада СССР в 1995 году на месте дворянской усадьбы и сада генерала Соловцова, который участвовал в Кавказской войне. Место было выбрано специфическое - посреди леса, огороженное природной канавой, в 8 км от села Новомакарово, в котором проживает менее тысячи человек, и в 150 км от Воронежа. В подобном месте жил когда-то святой .

Первые монахи жили в вагончиках и потихоньку строили церковь. Первый храм получил имя Всемирного Светильника Серафима Саровского. Он был закончен и освящен в 1998 году - через 2 года после начала строительства. Его и весь монастырь освятил митрополит Липецкий и Воронежский Мефодий. Сегодня на территории монастыря имеются 2 подворья: храм Покрова Богоматери в селе Малая Грибановка и церковь Введения во храм Богородицы в селе Братки.

Но монастырь славится не только церквями: на его землях протекает сразу 2 целебных источника. Первый тек тут с давних времен, второе был освящен только в 2005 году в честь иконы Богоматери «Неупиваемая чаша». Примечательно, что на фотографиях, сделанных с высоты, видно, что липовые аллеи, растущие на земле веками, имеют форму креста.

Сегодня на землях монастыря расположены:

  1. Храм в честь преподобного Серафима Саровского;
  2. Храм в честь святых Царственных мучеников;
  3. Введенский храм;
  4. Огород, пасека и сад с цветами;
  5. Старый пруд, заселенный рыбами.

Престольные праздники и святыни

Помимо общехристианских праздников, в монастыре имеются и собственные:

Для паломников также будут интересны святыни монастыря:

Среди икон выделяются :

  1. : защищает добрых душой людей от несчастий и поддерживает их, помогает найти верный пути и ответ, оберегает женщин при родах и защищает детей;
  2. Икона Богоматери «Казанской»: дарует силы бороться с несчастьями, помогает обрести физическое и духовное здоровье, увидеть истину, оберегает солдат и военных, охраняется семьи и малышей;
  3. Список (копия) с иконы Богоматери «Ахтырской»: ей молятся об удачах в делах, о счастливом замужестве, об исцелении от недугов, о помощи в поиске работы;
  4. Икона Богоматери «В скорбях и печалях утешение»: помогает обрести душевное здоровье и радость, помогает выбрать правильный ответ при трудном выборе, избавляет от страхов, тревог и горя.

Также на территории монастыря поставлены:

  1. Копия пустыньки (избы) преподобного отца Иоанна Кронштадского и его портрет, написанный при жизни;
  2. Копия пустыньки Серафима, внутри которой лежит часть камня, на котором святом молился 1000 дней, и часть самой кельи;
  3. Родник, названный в честь преподобного Серафима: вода из него особенно хорошо помогает при болезнях ног и физических недугах;
  4. Родник, названный в честь Богоматери «Неупиваемая чаша»: она помогает в физических и духовных недугах, особенно при зависимостях (пьянстве, наркомании и курении).

Это один из самых почитаемых святых в России. Серафим Саровский (Прохор Мошнин) жил во второй половине XVIII века, умер в первой половине XIX столетия в доме богатого купца. Мальчик рано потерял отца, а в 7 лет и сам упал со строящейся колокольни Сергиево-Казанского собора в Курске. Ребенок ничего не повредил себе . Через некоторое время мальчик заболел и увидел во сне икону Богоматери «Знамение». Ее пронесли мимо дома во время крестного хода, ребенок приложился к ней и выздоровел.

В 22 года Серафим паломником дошел до Киево-Печерской лавры, где святая Диосфея благословил его и сказала, что парень должен принять постриг в монастыре «Саровская пустынь». Но монашеская жизнь не задалась: уже через 8 лет Серафим ушел в лес и обустроил себе жилье в уединении. Возле жилья он поставил улей и обустроил огород.

Уединенная жизнь святого богата интересными и необычными фактами: он несколько лет питался одной травой и кормил лесных зверей, в том числе огромного медведя, который ел у Серафима с рук. Тысячу дней святой провел , стоя на камне в молитве, на 3 года принял обет молчания. Однажды на его келью напали разбойники, решив, что монаху привозят богатые пожертвования. Они избили его и оставили умирать, но Серафим не только выжил, но и после поимки преступников попросил не наказывать их.

В 1810 году Серафим Саровский вернулся в монастырь, но уединился в непрерывной молитве на 15 лет. После этого он получил дар исцелять и начал принимать посетителей. В числе прочих к нему приезжал император Александр I.

Житие святого было написано через 4 года после его смерти и несколько раз редактировалось из-за требований цензуры. Икона святого была написана художником Серебряковом с портрета Серафима Саровского, который написали за 5 лет до смерти старца.

В монастыре постарались передать атмосферу, которая сопровождала самого святого, его набожность и любовь к приближенным. Неслучайно на территории поставили копию избушки старца , цитируют его изречения, а всех приходящих встречают словами «Радость моя» - этими словами старец приветствовал своих гостей.

Контакты и расписание служб

В будни расписание богослужений следующее:

  1. 6:30 - утреннее братское молитвенное правило;
  2. 7:30 - Божественная ;

В воскресенье и праздники расписание меняется:

  1. 8:30 - молитва перед исповедью;
  2. 8:40 - Божественная литургия;
  3. 17:00 - вечернее богослужение.

В среду дополнительно в 15:00 совершается молебен с акафистом перед иконой Богородицы «Скоропослушница». В пятницу в это же время - молебен перед ковчегом с мощами преподобного Серафима Саровского, в субботу - перед иконой Богородицы «Неупиваемая чаша». Расписание может быть изменено: перед поездкой лучше уточнить актуальное на сайте.

Вывод

Серафимо-Саровский мужской монастырь - это действующий мужской монастырь на территории Воронежской области. Он появился в конце прошлого века, но уже является достаточно популярным местом. Сюда съезжаются паломники со всей области и даже России поклониться иконам и святыням.









Свято-Успенская Саровская пустынь - мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров - часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

История монастыря

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным - Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова - насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни - осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

Духовное возрождение Сарова

26 сентября 1989 года Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.

В 1990 в Сарове был организован православный приход.

Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.

В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево.

В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.

В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.

В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.

17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола, выполненные по расчетам одной из лабораторий ВНИИЭФ.

В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.

В июле - августе 2003 г. в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 г. на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил Президент России В. В. Путин.

В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря.

17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.

27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса, в котором в последнее время находилась Детская школа искусств. В этом здании планируется разместить духовно-просветительский центр, а несколько комнат выделено для детской студии «Родничок» при православном творческом объединении «МіР».

9 сентября 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил Храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.

22 декабря архиепископ Георгий провёл совещание на котором подвёл итоги за год по воссозданию церкви в честь святых Зосимы и Савватия: больше года потребовалось на освобождение помещений и снос здания, построенного на месте храма, разработку проектной документации. В ночь на 23 декабря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию в Саровском пещерном храме в честь святых Антония и Феодосия Печерских.

29 июня 2010 года архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

12 ноября архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года, на следующий день купол с крестом были установлены. Высота строящегося храма достигла 47,5 метра. 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.

С 17 июля 2012 года телетрансляции стали вестись с новой вышки, построенной на федеральные средства, а 18 июля начался демонтаж старого телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря.

21 декабря митрополит Георгий на втором этаже храма совершил Великое освящение придела в честь Преображения Господня.

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь основан в начале XVII века на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне г.Саров Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский , один из самых почитаемых православных подвижников и святых.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иван Федорович Попов, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда). Освящение первого храма Саровской обители совершилось 16 июня 1706 года . Этот день считается днем основания монастыря.


Число братии в 1733 году было 36 человек. В 1744 году возведен и освящен первый каменный храм – церковь Успения. В 1752 году построена каменная церковь Иоанна Предтечи над источником под горой. В 1758 году построено каменное здание церкви Живоносного Источника. Также к этому году возведены каменные стены, две угловые башни и святые врата.

Монастырь в 1764 году. Cо старинной гравюры.



Главной святыней и украшением Саровской Пустыни был Успенский собор. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году. В 1784 году был построен каменный Храм преподобных Зосимы и Савватия.



В 1789 году началось строительство монастырской колокольни (строительство завершено в 1799 году). С 1825 года Саровская пустынь стала местом всероссийского паломничества.
Храм святого Иоанна Предтечи был построен в 1827 году. Здание монастырской трапезной было построено в 1828 году. В 1861 году над могилой о. Серафима была устроена часовня. В 1864 было закончено строительство церкви Живоносного Источника.



В 1878 году построен каменный двухэтажный корпус для помещения посещающих Саровскую пустынь богомольцев из простого народа.



В 1897 году в Саровской Пустыни заложен храм Серафима Саровского, освящен в 1903 во время канонизации преподобного.

Саровский монастырь в начале XX века . Фото с колокольни.

.

Схема монастыря

1. Колокольня (сохранилась)
2. Церковь святых Зосимы и Савватия (восстанавливается)
3. Храм Живоносного источника (планируется восстановление)
4. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (планируется восстановление)
5. Храм Иоанна Предтечи (действующий)
6. Храм Серафима Саровского (действующий)
7. Церковь Всех Святых (действующая)
8. "Царский" дворец (сохранился)
Б. Угловые башни (3 из 5 сохранились)
Д. Детская поликлиника (новая постройка)

Зеленый - сохранилось (или уже восстановлено), желтый - планируется к восстановлению (или уже восстанавливается).

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь основан в начале XVII века на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне г.Саров Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский , один из самых почитаемых православных подвижников и святых.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иван Федорович Попов, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда). Освящение первого храма Саровской обители совершилось 16 июня 1706 года . Этот день считается днем основания монастыря.


Число братии в 1733 году было 36 человек. В 1744 году возведен и освящен первый каменный храм – церковь Успения. В 1752 году построена каменная церковь Иоанна Предтечи над источником под горой. В 1758 году построено каменное здание церкви Живоносного Источника. Также к этому году возведены каменные стены, две угловые башни и святые врата.

Монастырь в 1764 году. Cо старинной гравюры.



Главной святыней и украшением Саровской Пустыни был Успенский собор. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году. В 1784 году был построен каменный Храм преподобных Зосимы и Савватия.



В 1789 году началось строительство монастырской колокольни (строительство завершено в 1799 году). С 1825 года Саровская пустынь стала местом всероссийского паломничества.
Храм святого Иоанна Предтечи был построен в 1827 году. Здание монастырской трапезной было построено в 1828 году. В 1861 году над могилой о. Серафима была устроена часовня. В 1864 было закончено строительство церкви Живоносного Источника.



В 1878 году построен каменный двухэтажный корпус для помещения посещающих Саровскую пустынь богомольцев из простого народа.



В 1897 году в Саровской Пустыни заложен храм Серафима Саровского, освящен в 1903 во время канонизации преподобного.



Монастырь в начале XX века . Фото с колокольни.

.

1. Колокольня (сохранилась)
2. Церковь святых Зосимы и Савватия (восстанавливается)
3. Храм Живоносного источника (планируется восстановление)
4. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (планируется восстановление)
5. Храм Иоанна Предтечи (действующий)
6. Храм Серафима Саровского (действующий)
7. Церковь Всех Святых (действующая)
8. "Царский" дворец (сохранился)
Б. Угловые башни (3 из 5 сохранились)
Д. Детская поликлиника (новая постройка)

Зеленый - сохранилось (или уже восстановлено), желтый - планируется к восстановлению (или уже восстанавливается).