общности, так и во взаимоотношениях с другими этносами.

Конечно, территория расселения этноса выступает его консолидирующим фактором и одной из наиважнейших
предпосылок этно- и нациогенезиса. Но экологическая среда в разных частях этой территории неодинакова, как
неодинаковыми бывают культура, социальная и политическая ситуация в отдельных её землях. Последний аспект
относительно формирования украинского этноса имел особое значение. Другими словами, региональность той или
иной среды вызвала разный уровень адаптации этноса (суперстрата), значительно усложняя взаимодействие между
его компонентными частями (субстратами), и, таким образом, этно- и нациогенетический процесс в целом.

Бывшие границы между субэтническими образованиями и до сих пор хранят в себе элементы риска межэтнических
конфликтов. На бытовом уровне они достаточно выразительно проявляются, например, через некорректные и обидные
названия из-за противопоставления жителей своего и чужого районов например. Сам факт наличия этнорегионального
самосознания является показателем незавершённости этногенетического процесса, хотя явление это объективное,
закономерное и фундаментальное. Развиваясь в единой системе этничности, региональность этноса не может стать
причиной внутреннего напряжения, хотя и сохраняет в себе элементы риска. Они могут сработать только при такой
политике, которая противопоставляла бы этнорегиональные образования или создавала бы для них разные
социально-экономические и культурные условия.

Межэтнические конфликты также вызываются внутренней природой этноса, всей его сущностью вообще. Ведь главным
признаком этноса является его непохожесть на другие. Более того: этнос может существовать до тех пор, пока он
оригинален; когда же его самобытность нивелируется – это признак того, что происходит разрушение этноса: или
его существенная трансформация или даже ассимиляция. Таким образом, непохожесть этноса – это естественное его
состояние, и полностью естественным является его противопоставление другим народам. Такая оппозиция известна
ещё с древних времён. Коренное население Эллады считало себя людьми цивилизованными, а всех других –
варварами, римляне разделяли весь мир на римских граждан и провинциалов-дикарей. К ним относили, в частности,
славянский мир, восточную часть которого называли «русью». В свою очередь «русь» воспринимала латинский мир
как «немцев», то есть народы, язык которых непонятен; подобным было отношение к «степнякам» – кочевым народам
с их «поганской» религией.

Такое межэтническое противопоставление приобретало крайние формы, всегда находясь на границе физического
противоборства. Войны представляли собой нормальное состояние межэтнических взаимоотношений: тут играли роль
не только осознание каждым этносом своей самобытности и даже исключительности, а и незнание и непонимание
иноэтнической культуры. Изучая эту проблему, этносоциологи вывели такую формулу: познание культуры других
народов формирует уважение к ним; незнание этой культуры или нежелание познать её порождает национализм как
систему ориентации исключительно на ценности национальной культуры при полном игнорировании культурных
достижений других народов.

Первооснова узконационалистической ориентации, как бы она сегодня не прикрывалась идеями
национально-культурного возрождения, базируется на племенных и даже родовых инстинктах, которые, оказывается,
ещё не преодолены. Это, однако, не означает, что национальные движения, которые сейчас тоже проявляются,
следует относить тоже к примитивным импульсам. Их природа совсем другая. Современные национальные движения –
одна из наидоступнейших форм становления гражданского самосознания и политической активности народа, особенно
необходимых в условиях неразвитости демократических традиций и инстинктов общества. Когда этот процесс
развивается естественным путём – через возрастающее влечение к этническим корням, национальной культуры и
этнической истории, - он редко приводит к межэтническому напряжению; привнесение же организующих элементов
способно превратить его в «прогрессивную эволюцию» с присущими для неё негативными чертами – этнической
предубеждённостью, этнофобией, перерастанием угроз в межэтнические стычки.

Процесс межэтнических (межнациональных) конфликтов в благоприятных для него условиях развивается по
определённой закономерности в несколько фаз. Первую фазу можно назвать конфликтом стереотипов, когда
психологический феномен конфликта порождается стихийно; к обострению межэтнических взаимоотношений он может
привести только тогда, когда естественная оппозиция «мы – они» доведена до крайности. Причиной для этого могут
быть те или иные социально-экономические проблемы или непродуманная политика властей. Конфликт стереотипов,
как правило, срабатывает в ситуации, когда она идеологически оформляется привлекательными для некоторых слоёв
населения лозунгами. Так ли редко звучат на Украине такие лозунги, как «Украина для украинцев!» или «Москали
(жиды, поляки), вон из Украины!»? Их легализация – уже основание для межэтнической конфронтации. Она обычно
проявляется через ряд стереотипов, которые формируются постепенно. Сначала появляется этническая замкнутость,
которая может превратиться в этническую враждебность, а если это состояние затянется – в этнофобию. Это – уже
последний шаг к насилию. Показателем подобного состояния являются такие признаки: замена этнонимов
презрительными или обидными прозвищами, мифологизация национальной культуры, этнической истории, права и
общественного сознания, поиск в иноэтнической истории и культуре только негативных моментов и одновременно –
обвинение других народов в собственных ошибках и просчётах. Как главное средство развязки любой межэтнической
напряжённости на первой фазе её развития – силовые действия, вспышки насилия.

Конфликт стереотипов – наипростейшая форма межэтнической конфронтации, которую сравнительно легко блокировать
хорошо продуманной и выверенной системой: развитием низовой системы общественно-политических организаций,
которые будут направлять стихийную энергию масс в творческое русло; плюрализация средств массовой информации;
создание равных возможностей для проявления национально-культурных потенций; наконец, повышение авторитета
правоохранительных органов.

Когда же конфликт стереотипов эволюционирует, он, как правило, перерастает в конфликт идеологических доктрин.
Основный его признак – появление концептуально-идеологического обоснования конфликта, которое в конце концов
служит оправданием прав и привилегий «своего» этноса, делая невозможным любой диалог между конфликтующими
сторонами. В таких доктринах часто затрагиваются очень деликатные вопросы этнической истории, которые нельзя
разрешить, не задев национальных чувств. Один из таких вопросов – историческое право народа на территорию
проживания. Чаще всего он возникает между титульной (той, которая дала название государству) нацией и
национальными группами. Нередко фигурирует этот вопрос и в доктринах современных украинских
этнонационалистических организаций, провоцируя межэтническое напряжение в государстве с многонациональным
составом населения.

К сожалению, существующий государственно-правовой механизм не содействует гармонизации общества, поскольку по
сути признаёт разные сорта наций: с одной стороны титульная нация, с другой – национальные сообщества с
ограниченными правами (например, правом на территорию) и таким названием («национальные меньшинства»,
«нацмены») которая воспринимается ими как оскорбительная. Ведь как бы не скрывался этот, так сказать,
псевдоэкзоэтноним, настоящее его содержание понятно каждому: так когда то имперские политики называли
«инородцев». В этнологии давно сложился научный термин, который адекватно определяет упомянутую категорию
населения: «национальные группы» – часть этноса, оторванная от материнского этнорегиона, но объединённая на
новой родине духовно, этнически и генетически.

Такими в своё время стали армянские колонии на западно-украинских землях, созданные беженцами от тирании
турков-сельджуков; болгарские, сербские и албанские поселения, созданные беженцами от турецких репрессий;
российские «раскольники» и эстонские сектанты спасались на Украине от религиозных преследований, молдавские
крепостные – от жестокой эксплуатации и своих, и турецких поработителей. Все они нашли тут вторую родину,
глубоко пустив этнические корни. Кстати, именно так создавалась и многочисленная украинская диаспора во многих
странах мира. И есть определённая историческая логика в том, чтобы считать национальные группы Украины её
коренным населением, - тем более что их корни нередко являются очень глубокими: они идут с ХV-ХV вв. (болгары,
сербы, поляки), ХV-ХV (русские), ХV-ХV (молдаване), ХV-ХV (цыгане), ХV (караимы), Х (евреи). Есть среди
национальных групп (по сути наций) и такие, чей этногенез происходил именно на землях Украины (крымские
татары, гагаузы): таким образом, выходит, что Украина для них – историческая родина и другой у них нет.

Так сложились этнические реалии на Украине, которые не являются исключением из мирового этнического процесса,
нормальное функционирование которого, кстати, корригируется правовой системой. Она, в частности, уравнивает
оба типа прав – исторического первенства и исторической реальности, отдавая приоритет последней. Только таким
образом можно избежать непримиримых противоречий между коренными и некоренными этническими образованиями.

3. Пути преодоления межэтнических конфликтов

Мировая практика разрешения межэтнических конфликтов основывается на конструктивистской научной концепции,

Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов (рис. 3) 5:

Рис. 3

Существуют следующие способы разрешения этнических конфликтов (Рис. 4):

Рис. 4

Нейтрализация межнационального конфликта. Обычно это означает надежный перевод конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов на то, что сепаратисты, в конечном счете, не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, т.е. по сути консервация конфликта, может в вялой форме протекать десятилетиями, как, например, деятельность шотландских или квебекских сепаратистов, не сопровождаясь межнациональными столкновениями. Тем не менее, при этом остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни (резкого экономического спада, экологической катастрофы и т.п.) дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные рамки, поскольку продолжают сохраняться националистические партии и экстремистски настроенные деятели в их рядах.

Нейтрализация межнациональных конфликтов встречается достаточно часто. Поскольку подобный вариант также устраняет угрозы массового насилия, распада государства с полиэтничным населением или масштабных миграций беженцев либо депортаций по этническому признаку, то стратегию действий, направленных на его достижение, тоже можно условно считать выходом из политически взрывоопасной ситуации конфликта. Обычно это осуществляется усилиями спецслужб по дискредитации и дезорганизации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций при одновременном фактическом поощрении и содействии акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к нелегальным методам борьбы или к применению насилия. Таким образом, иногда удается перевести массовую поддержку меньшинства, а, следовательно, и трансформировать характер националистического конфликта от идей сепаратизма к лозунгам полномасштабной автономизации, а борьбу за территориальную автономию перевести в русло деятельности по возрождению родного языка и культуры и форсированному социально-экономическому развитию территорий расселения меньшинства.

«Естественное» развитие и последующее самозатухание межнационального конфликта. Межнациональный конфликт в ходе постепенной эскалации и перерастания в форму насильственного противостояния сторон в таком случае заканчивается в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник и развивался. Подобный исход никак нельзя считать урегулированием конфликта, и к тому же это обычно означает переход от этнического конфликта внутри прежнего полиэтничного общества к межгосударственному конфликту вновь образовавшихся государств и новых обществ.

Неконтролируемое развитие и самоуничтожение межнационального конфликта также является реальным и достаточно часто встречающимся его исходом. Существует два основных сценария разрушения полиэтничного общества и тем самым прекращения конфликта:


Рис. 5

Чаще всего встречаются сочетание обоих сценариев. Такое сочетание этнических чисток и создания новых границ обеспечивает наметившееся сейчас прекращение конфликтов в Боснии и Герцеговине, и именно подобный исход наиболее вероятен для Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Республики и многих других регионов бывшего СССР, где межнациональные конфликты давно уже привели к созданию новых непризнанных государств и к межгосударственным войнам.

Особой задачей разрешения межнационального конфликта является достижение национального согласия, представляющего собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласования их интересов, устремлений и требований, достижение взаимоприемлемого результата. В демократическом обществе, обществе открытого типа, где социальные, политические, экономические, национальные и другие различия ярко выражены, национальное согласие является инструментом регулирования отношений между различными группами, общностями, в том числе и этническими. Национальное согласие предусматривает предупреждение перерастания обострившихся в обществе противоречий в деструктивные, разрушительные по своей форме конфликты. Достижение его осуществляется в процессе переговоров, носящих конструктивный характер.

1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей.

3. Колониальное население.

4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Пути разрешения межнациональных конфликтов

1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.

2. Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом.

Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

Типы конфликтов

1. Территориальные споры, стремление к суверенизации.

2. Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования.

3. Против нарушения прав человека, дискриминации языка, образа жизни.

4. Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

5. Противоречия исторического характера – последствия войн, ошибок в национальной политике.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов

1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, национально-культурная автономия, двуязычие), соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

Основные принципы национальной политики

1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.


3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

Условия гармонизации национальных отношений

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень. (Человек и общество. Современный мир / под редакцией В. И. Купцова.)

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Конфликтная ситуация – предельный случай обострения социальных противоречий, динамичный социально-психологический процесс.

Ролевой конфликт возникает, когда не совпадает поведение носителя социального статуса (исполнителя «соц.роли») и ожиданий окружающих.

Функции социальных конфликтов:

В плюралистических открытых обществах конфликты играют позитивную роль, становятся стабилизаторами общества:

  1. выявляют противоречия, своевременное и эффективное разрешение, которых способствует развитию общества.
  2. являются побудительной силой развития общества
  3. столкновение стратегий ведет к поиску продуктивных решений проблемы
  4. ведут к контролируемой эволюции общества

Причины социальных конфликтов:

u противоположность социальных (институтов) интересов.

u Неравное социальное положение конфликтующих сторон

u Неадекватное отражение в сознании сложившейся ситуации

u Столкновение ролевых позиций, групповых норм и ценностей, культурного уровня, потребностей.

u Несовпадающие оценки деятельности социальных групп

u Нарушение соц.норм.

u Перераспределение власти и национального дохода.

Масштаб конфликта - число участвующих людей и серьезность последствий.

Противоречие – фундаментальная несовместимость, несогласие важных - политических, экономических, этнических - интересов. Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта. Неустранимое противоречие называется антагонистическим. Однако! Противоречие так и может остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновение, т.е. конфликта.

Разрешение конфликта - переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Способы решения конфликтов : -компромисс, -переговоры, -посредничество, -арбитраж, -применение силы, -применение власти, -применение закона.

СЕМЬЯ

Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Брак – признанная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть одного из супругов.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.

2. Воспитательная (социализации) – формирование индивида как личности, Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям.

3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)

4. Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита.

5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения, принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.

6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи

(доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)

Во все времена люди конфликтовали. Многие современники отрицательно относятся к конфликтам, даже боятся их, поскольку понимают, что после рассматриваемого явления возникнут натянутые отношения между участниками процесса. Однако сам по себе естественен. Он бывает межнациональным, политическими, межличностным, то есть зависимым от того, между кем происходит спор и на каком уровне возникла борьба интересов..

Конфликт – это спор между двумя и более участниками процесса, которые не сошлись во мнениях. Стоит ли бояться конфликта? Нет, поскольку он является естественным. С тех пор как человек начинает осознавать собственные желания, стремиться удовлетворять свои потребности и желать себе лучшего, он начинает конфликтовать. Яркими примерами этого являются дети, которые начинают спорить с родителями путем непослушания и делания все наоборот, начиная с 3 лет. Уже 3-летний ребенок начинает конфликтовать за право отстоять свои желания и интересы, а не слушаться окружающих. Именно по такому принципу разворачиваются все споры.

Конфликт – это столкновение двух и более мнений, которые между собой не согласуются, противоречат либо ограничивают. Мнения эти основываются на желаниях и интересах участников процесса. Если один человек хочет, чтобы ему бесплатно предоставлялась какая-то услуга, а второй не соглашается на это, тогда возникает спор.

В зависимости от того, как участники конфликта себя ведут, что говорят, какие решения принимают и до чего доводят возникший спор, процесс прекращается тотчас же либо продолжается на последующий период времени. Войны, которые были частыми в былые времена, тоже являются конфликтом, который остался нерешенным между участниками процесса. Война – это насильственное желание взять свое, когда противоположная сторона не соглашается добровольно отдавать. Такой вид конфликта можно назвать политическим.

Независимо от того, между кем разгорается спор, природа конфликта одинакова. Все о том, как выходить из конфликтной ситуации, будет рассказано далее.

Что такое пути разрешения конфликтов?

Нет ни одного человека, который хотя бы раз в своей жизни с кем-то не поспорил. Абсолютно все люди конфликтуют. Различается лишь количество подобных ситуаций. Однако абсолютно все периодически сталкиваются с необходимостью находить пути разрешения конфликтов, которые в их жизнях возникли. Что это такое? Это способы выхода из сложившейся ситуации наиболее благоприятным для себя способом.

Конфликты возникают в жизни каждого человека, что вполне естественно, поскольку у каждого индивида есть свои желания, интересы, потребности, чувства и т. д. Если действия или слова другого человека ограничивают или запрещают реализовываться потребностям и желаниям индивида, тогда он начинает сопротивляться, что также естественно. Никто не обязан жертвовать своими интересами, чтобы удовлетворялись чужие желания. И чем более категорична подобная позиция, тем сильнее разгорается конфликт.

Вполне нормально, что один человек не заметит, как своими словами или поступками ограничил свободу другой личности. В такой ситуации, если человек понимает некоторый вред своего действия, он может попросить прощения. Однако конфликт – это нежелание двух и более сторон уступать оппоненту, мириться с ограничениями и отсутствие желания идти на компромисс.

Поначалу люди всегда ссорятся, поскольку не желают в чем-то себя ограничивать и от чего-то отказываться. Чем более жесткой является подобная позиция, тем сильнее разгорается конфликт. Споры быстро разрешаются между людьми, которые понимают, что окружающие имеют право на реализацию своих интересов, поэтому следует согласовывать свои поступки с ними, чтобы им не мешать и при этом не получать сопротивления.

Однако есть люди, которые редко признают ошибочность своих действий и не желают слышать интересы и желания окружающих. В таких ситуациях конфликт не только разгорается, но и длительное время не проходит.

Конфликты вполне нормальны, поскольку поначалу люди могут не замечать, как своими желаниями заходят на территорию чужой свободы и личных интересов. Вот почему конфликтов не следует бояться. Проблема заключается в другом: как люди устраняют конфликты?

Конфликтов не следует избегать или игнорировать:

  1. В первом случае человек не сможет полностью избавить себя от споров. Можно таким образом лишь минимизировать количество конфликтов.
  2. Во втором случае игнорирование не позволяет человеку устранить ситуацию, которая может над ним нависнуть и длительное время не давать спокойно жить.

Конфликты будут возникать абсолютно у каждого человека. И здесь важно уметь их разрешать, то есть находить такие способы взаимодействия, когда люди не будут совершать деструктивные и противоправные поступки, а также сам предмет спора исчерпает себя, поскольку интересы всех сторон будут учтены и реализованы в той или иной степени.

Пути разрешения социального конфликта

Конфликт возникает тогда, когда хотя бы два человека начинают спорить по одному и тому же предмету, не сходясь во мнениях. Пути разрешения спора должны находить все участники конфликта. При этом здесь могут выделяться не только те, кто непосредственно конфликтует (участники конфронтации), но и другие лица:

  1. Свидетели – люди, которые со стороны наблюдают за конфликтом.
  2. Подстрекатели – участники, которые подталкивают главных лиц к противостоянию.
  3. Пособники – лица, которые усугубляют конфликт путем предоставления помощи, советов, технических средств.
  4. Посредники – люди, которые не являются главными оппонентами, однако вмешиваются в чужой конфликт, чтобы его разрешить, устранить.

Следует понимать, что в конфликте не все участники находятся в противоборстве. Главными участниками являются те, кто борется за предмет спора. А все остальные находятся в дружеских отношениях со всеми, просто играют ту или иную роль.

Для развития конфликта между людьми существует множество причин:

  • Их разность взглядов и интересов.
  • Отличия в религиозных взглядах.
  • Отличия на уровне денег, социального статуса, внешнего вида и пр.
  • Различие на уровне поведения.

Немногие семейные пары задумываются над вопросом, почему у них возникают ссоры. Большинство семей просто живет от ссоры к ссоре, зная лишь о проблемах, по которым они возникают в конкретный момент. Но вот почему они периодически возобновляются и партнеры не могут их разрешить, мало кто задумывается. Обычно люди просто живут, не задаваясь такими вопросами. А ведь именно ответы на них могли бы устранить те причины, которые вызывают скандалы в каждой семье.

Каковы самые распространенные причины ссор?

  1. Отрицательное отношение к любимому человеку, накопление обид, претензий, ненависти приводит к чувству ревности и недоверию.
  2. Несоответствие реальности с желаемым. Обычно люди создают семьи, ожидая удовлетворения конкретных желаний. Однако не всегда партнеры дают друг другу то, в чем они нуждаются.
  3. Потеря романтичности в отношениях. Партнеры со временем забывают о своих чувствах, о том, что такое флирт, романтика, сексуальное желание, что приводит к скуке и монотонности жизни.
  4. Ощущение, что вы делаете больше, нежели ваш партнер. Когда у мужчины и женщины различные понимания того, что они должны делать, будучи семейными людьми, а также есть неравномерное распределение усилий, это приводит к очередной ссоре между партнерами.
  5. Однообразное времяпрепровождение и неумение отдыхать. Когда ваша жизнь не насыщена различными новыми впечатлениями, вы ищете выход в том, чтобы разнообразить ее при помощи скандала с любимым человеком.

Межличностные конфликты возникают абсолютно со всеми людьми, поэтому важно знать, какими способами можно их устранить:

  • На стадии, когда конфликт только разгорается, следует сдержать свои эмоции, постараться успокоиться, чтобы далее вести беседу в более расслабленном состоянии.
  • На стадии, когда конфликт уже состоялся, следует предложить найти компромисс, то есть ситуацию, при которой интересы всех участников будут реализовываться хотя бы частично.
  • Использование сил и помощи третьего лица, если кажется, что он является более компетентным и способным увидеть причину спора и указать на ее решение.
  • Реставрация, то есть возврат участников процесса в начальные позиции, когда конфликта еще не возникло. Другими словами, люди отказываются от того блага, из-за которого разгорелся конфликт, чтобы вернутся в первоначальное положение.
  • Выжидание (или невмешательство), когда конфликт уже существует, однако участники процесса ничего не делают, чтобы его устранить. Каждый ждет, что все решится само собой.
  • Обновление, когда люди отказываются от старого и создают новое.

Пути разрешения межнациональных конфликтов

Во все времена возникали межнациональные конфликты, когда одна нация в чем-то не соглашалась или посягала на права и свободу другой нации. Несмотря на всю образованность и прогрессивность современного человека, межэтнические конфликты продолжают существовать. Предметом спора зачастую выступают:

  1. Различия во внешности.
  2. Отличия в религиозных направлениях.
  3. Отличия в культуре и традициях.
  4. Различия на уровне поведения в социуме.
  5. Различия на уровне восприятия мира.

Некоторые люди даже занимают позицию, что они являются лучшими из рода человеческого, нежели остальные народы. Естественно, подобная позиция превосходства человека по отношению к лицам другой национальности изначально предрекает возникновение конфликта.

Достаточно часто споры возникают в ситуациях, когда один народ попадает на территорию другого народа и пытается в нем жить. «Гости» пытаются принять привычки и традиции того государства, которое его приняло, однако на уровне межличностном все же некоторые правила могут за собой сохранять. Это будет вызывать негодование у тех, кто считается коренным жителем своей страны.

Также конфликты нередко возникают тогда, когда человек одной национальности влюбляется в представителя другой. Здесь каждая из сторон желает объединиться, а вот люди, которые окружают влюбленных, негодуют.

Чтобы разрешить конфликт на уровне межэтническом, можно прибегнуть к различным способам:

  1. Проявление терпения к различиям других народов. Данный способ является самым эффективным, однако редко кто его использует.
  2. Возврат каждого человека в свою страну, чтобы исчерпать конфликт.
  3. Игнорирование недоброжелателя, который нападает.
  4. Откладывание решения вопроса на время, когда обстоятельства немного изменятся.
  5. Переговоры с противником с целью устранения конфликта.
  6. Использование помощи посредника, который поможет сблизить интересы и взгляды конфликтующих сторон.

Политические конфликты становятся не редкостью. В былые времена они разрешались путем ведения войн. В настоящее время политические деятели стараются более мирными способами найти пути решения их несогласованности.

Политическими конфликтами называются споры между политическими деятелями в процессе решения политических вопросов. Здесь речь идет не о личных интересах каждого политика, а об интересах всей страны. Конфликты могут возникать по причине:

  • Влияния одной страны на другую.
  • Воздействия одной валюты на другую.
  • Желания одной страны владеть землями другой. И т. д.

Как могут политики урегулировать свои споры?

  1. Соглашение, где каждая из сторон уступает.
  2. Нахождение компромисса, где каждый сохраняет свои потребности и желания.
  3. Понимание позиции второй стороны, чтобы получить ее уважение и расположение.
  4. Ослабление сил противника, который после этого уже не сможет противостоять.
  5. Изменение условий, которые будут невыгодными второй стороне.
  6. Ожидание, когда сторона ждет благоприятных условий, чтобы снова решить вопрос, который не был устранен.

Итог

Конфликт – спор двух субъектов за право обладать неким благом, которое нужно обоим. Как решится конфликт, зависит полностью от участников процесса. Одни конфликты разрешаются сразу, другие могут длиться годами. Это зависит от того, как долго предмет спора будет важен для обеих сторон.

Пути разрешения конфликтов. Человеческому существованию на каждом шагу сопутствуют разнообразные проблематичные ситуации, провоцирующие острое противостояние. Некоторые из таких ситуаций порождают бесполезную трату потенциала и времени, отравляя людей негативными эмоциями и губительно влияя на душевное состояние и негативно воздействуя на физическое здоровье. Во вселенной не существует индивидуумов, которые бы не попадали в ситуации конфронтации. Именно поэтому необходимо изучать пути разрешения конфликтов психология которых довольно многогранна. Ведь множество противоречий возникает вследствие особенностей темперамента и характера субъектов. Кроме того, существует ряд индивидов, коммуникативное взаимодействие с которыми порождает конфликты. Поэтому, целью управления конфликтами является не их ликвидация или игнорирование, а предотвращение противодействующего поведения, связанного с насильственными либо деструктивными способами разрешения противостояния, и направление конфликтующих противников на нахождение взаимоприемлемого пути решения.

Пути разрешения социального конфликта

Конфликтом именуется столкновение двух субъектов либо социальных общностей из-за желания обладать тем, что одинаково ценно для обеих сторон.

Субъектами конфликтного процесса именуются участники конфронтации, среди которых выделяют подстрекателей, свидетелей, пособников и посредников. Индивиды, со стороны наблюдающие за ситуацией конфронтации называются свидетелями. Подстрекателями именуются субъекты, подталкивающие других индивидов-участников к противостоянию. Пособники – особы, содействующие эскалации конфликта при помощи советов, рекомендаций, посредством технических средств. Посредниками именуются лица, пытающиеся предотвратить, остановить либо или разрешить возникшую конфликтную ситуацию.

Нужно понимать, что не все участвующие в конфликте особы, находятся между собой в противоборстве. Кроме того, для развития конфликтной ситуации необходим повод и причина, а также и наличие предмета противостояния.

Благо либо вопрос, спровоцировавший зарождение конфронтации, является предметом конфликта. Его причинами выступают объективные условия, события предопределяющие возникновение конфликта. Причина столкновения всегда имеет взаимосвязь с нуждами противоборствующих сторон.

Поводом для появления конфликтной ситуации может стать незначительный эпизод, способствующий ее возникновению. При этом ситуация конфронтации может и не трансформироваться в конфликт.

Что бы понимать причины и пути разрешения конфликтов, необходимо разграничить противоречие и конфликт. Противоречием называется фундаментальное несогласие в важных этнических, политико-экономических интересах. Оно является фундаментом любого конфликтного процесса и обнаруживается в чувстве неудовлетворенности сложившимся положением дел и стремлении его изменить. Противоречие при этом не обязательно перерастает в открытое противостояние. Другими словами, противоречие выражает невидимый и статический фактор ситуации, а конфликт – подвижный и открытый.

Социальным конфликтом именуется высшая степень эскалации противоречий в структуре взаимоотношений индивидов, социальных коллективов, институтов, социума в целом и характеризуется приумножением противоположных взглядов, интересов отдельных субъектов и общностей.

Причина конфликта всегда взаимосвязана с потребностями участников противостояния. Выделяют следующие причины, провоцирующие социальные конфликты:

— общественная неоднородность социума, наличие противоположных жизненных ориентиров и взглядов;

— различия в социальном статусе, уровне доходов, культуры, образованности, доступе к информации;

— отличия религиозного характера;

Основные пути разрешения конфликтов. Чтобы умело управлять конфликтами и грамотно использовать пути разрешения конфликтов в коллективе необходимо знать стадии, которые проходит социальный конфликт по мере его развития. Выделяют три главные стадии, а именно предконфликтную, конфликтную и стадию разрешения противоречия. На предконфликтной стадии участники осознают наличие эмоционального напряжения, пытаются преодолеть его, стремятся осознать причины столкновения, оценивают собственные возможности, а также выбирают способ воздействия на противоборствующую сторону.

Конфликтная стадия – это и есть непосредственно конфликт. Она характеризуется отсутствием уважения и наличием недоверия к противнику. На этой стадии согласие невозможно. Стадия конфликта невозможна без повода либо инцидента, то есть без социальных действий, целенаправленных на трансформацию поведения противоборствующих сторон. Также данная стадия охватывает открытые и тайные действия соперников.

Стадия разрешение конфликта знаменует завершение инцидента, то есть устранение факторов, спровоцировавших столкновение.

Специалисты выделяют следующие пути разрешения конфликтов в коллективе:

— решение проблемы при помощи взаимных уступок участвующих индивидов, то есть стороны предпочли компромисс;

— мирная беседа соперников по разрешению возникшей проблемы – переговоры;

— обращение к третьей стороне для заочного решения конфликта – посредничество;

— обращение за помощью в разрешении противостояния к органу власти, наделенному специальными полномочиями, (арбитраж или третейский суд);

— одностороннее использование силы или положения тем участником, который считает себя сильнее, стоит выше на социальной лестнице или служебной иерархии.

Социальные, этносоциальные конфликты пути их разрешения следующие: реставрация, выжидание (невмешательство), обновление.

Реставрация представляет собой возвращение общности к доконфликтному этапу, то есть к прежнему устройству социального бытия, социальных институтов, которые с учетом новых обстоятельств продолжают существовать.

Выжидание (невмешательство) заключается в ожидании, что все образуется без вмешательства, то есть само собой. Данная «стратегия» идет по пути затягивания и различных реформистских проволочек, переминания на месте. Если противостояние не угрожает всеобщим провалом, то в открытом социуме, описываемая стратегия поведения может быть плодотворной при определенных условиях.

Обновление является активным путем выхода из конфликтного процесса при помощи отбрасывания, отречения от прежнего и развития нового.

Всякий социальный конфликт характеризуется конкретностью и течением в определенных социальных обстоятельствах. Поэтому пути разрешения конфликтов психология утверждает должны отвечать сложившейся ситуации.

А глобальная стратегия выхода из коллективного противостояния должна охватывать и совмещать перечисленные выше основные пути разрешения конфликтов. Ключом разрешения всякой конфликтной ситуации является обновление. Однако обновить абсолютно все невозможно вследствие инертности человеческого сознания. Поэтому необходимо приготовиться к естественной реакции индивидов – откату к ряду прежних форм бытия и ценностей.

Пути разрешения межнациональных конфликтов

Современное существование до предела насыщено разнообразными конфликтами. Однако даже при таких условиях межнациональные конфликты и столкновения по остроте, масштабам и последствиям для государства занимают особое место. Кроме того, они зачастую переплетены с иного рода конфликтами, а именно: политическими разногласиями, экономическим противоборством и т.п. Нередко они служат лишь своеобразным усилителем, а порой и заслоном для противостояния политических и других сил.

Этносоциальные конфликты пути их разрешения. Этносоциальные столкновения равно как и иные конфликты характеризуются наличием предмета противостояния, участвующих сторон, стадиями.

Предметом межнациональных столкновений с позиции права могут быть территории, вследствие возникновения спора между этническими группами, либо препирательства имущественного или неимущественного характера представителей различных национальностей. Нередко разногласия возникают в вопросах о праве собственности, гражданских правах, административных, культурных правах. Однако, зачастую, они достаточно тесно переплетены, поскольку административная и гражданская дискриминация нередко автоматически пробуждает дискриминацию в сфере имущественных и социальных прав.

Субъектами конфликта считаются различные национальные общности, обитающие на территории одного государства. С юридической точки зрения межнациональная конфликтная ситуация словно распадается на массу более детальных конфликтов, непосредственными участниками которых выступают юридические лица и физические особы: депутатские партии, должностные лица, государственные органы, хозяйственные структуры, различные гражданские объединения, отдельные личности и их семьи. Национальные общины являются своего рода лобби, то есть группами давления и интересов.

Межэтнические конфликты на пустом месте не возникают. Для их появления, как правило, необходимо определенное отклонение от привычного жизненного уклада, разрушения ценностной системы, чему сопутствует растерянность, чувство и дискомфорта, ощущение обреченности, нередко даже потеря смысла бытия. В таких обстоятельствах в регуляции межсоциальных взаимоотношений в социуме на передний план выдвигается этнический фактор в качестве более древнего, выполнявшего функцию группового выживания в филогенетических процессах.

Действие описываемого психологического механизма происходит таким образом. Когда возникает угроза бытия социума как единого и независимого субъекта межсоциальных взаимосвязей, на уровне общественного восприятия обстоятельств происходит социальное отождествление по национальному признаку, включаются социально-психологические механизмы защиты, проявляемые в виде внутригрупповой сплоченности, усиления сплоченности «мы», внешнесоциальной дискриминации и изоляции от «не наших». Подобные явления ведут лишь к эскалации противостояния.

Пути и методы разрешения конфликта, порожденного национальной дискриминацией. Анализ конфликтной ситуации, возникающей между государствами, должен начинаться с определения «агрессора» — действующего лица, виноватого в противостоянии. Отбрасывание фигуры «агрессора», ее игнорирование и растворение во множестве факторов абстрактного характера фактически стимулирует «агрессора» к активным поступкам, что делает «жертву» еще более беззащитной. Серьезной преградой на пути разрешения противостояний является боязнь правящей верхушки и социальных движений оказаться в категории недемократичных, нецивилизованных государств, стран с тоталитарным режимом.

Анализ множества вооруженных противостояний позволяет заключить:

— большинство межнациональных конфликтов возникает вследствие разногласий относительно статуса национально-территориального устройства, справедливости границ, которые разделяют этносы;

— применение в межнациональных конфликтах военизированных сил априори должно быть обоснованным с политической точки зрения и позиции права, нести исключительный характер, а границы их применения необходимо очертить законодательно;

— с военизированными конфликтами, равно как и с военным противостоянием, нужно бороться задолго до их возникновения.

Перед тем, как начать искать конкретные причины и пути разрешения конфликтов межнациональной направленности, необходимо постараться снизить степень напряженности, возникшей между противоборствующими сторонами. После чего устанавливаются коммуникационные каналы, и начинается диалог. Зачастую попытки участников противостояния незамедлительно разрешить проблему с помощью переговоров приводят к краху. Важнейшим фактором, способствующим налаживанию контактов, является наличие доверия среди всех конфликтующих сторон. Главным условием предупреждения любой конфронтации, в частности и вооруженного конфликта, является гармонизация в государстве межнациональных отношений. Для осуществления этого необходимо применять следующие пути предупреждения и разрешения конфликтов межнациональной направленности:

— наличие правового демократического государства (выделяют две главные гарантии социального спокойствия, а именно: сильное государство, основанное на справедливой законодательной базе, и рациональная организация социума, в котором всякий индивид имеет доход, позволяющий достойно существовать;

— обеспечение целостности страны, признание всех полномочий за властью в деле защиты государства, борьба с преступностью;

— предоставление проживающим меньшинствам автономии и возможности самостоятельно принимать решения собственных дел, охватывая и налоги;

— децентрализация, то есть делегирование полномочий принятия властных решений на местный уровень;

— ведение политики предупреждения перерастания различных расхождений в конфликтные ситуации, заканчивающиеся кровопролитием;

— демократизация взаимоотношений между государствами, отказ от безосновательной интерпретации общепринятых норм международного права;

— равенство всех народностей, удовлетворение их языковых, национальных, культурно-религиозных и иных потребностей.

Основные пути и методы разрешения конфликта представлены ниже.

В первый черед, используется метод избегания, который включает:

— игнорирование неприятеля, отсутствие реагирования на поступки противоположной стороны;

— уход с политической арены национального лидера;

— переселение представителей отдельных этнических общностей.

Следующим методом является «откладывание», включающее такой путь, как уход от конфронтации и ожидание изменений обстоятельств, возникновения благоприятных условий, способствующих мирному разрешению конфликта.

Третий метод – это переговоры, в которых участники сами выбирают более предпочтительное действие. При этом число участвующих в переговорном процессе необязательно должно равняться числу вовлеченных в конфронтацию сторон. Также существует такой метод, как третейское разбирательство, которое заключается в добровольной передаче третьей стороне конфликта для разбирательства. При этом решение третьей стороны является обязательным для противоборствующих сторон.

Пятым методом является сближение интересов и взглядов конфликтующих сторон при помощи посредника, либо путем организации следственных комиссий, которые или установят факты, провоцирующие противостояние, или обследуют их, либо путем образования согласительных комиссий, способных выработать конкретные рекомендации противоборствующим сторонам.

Пути разрешения политических конфликтов

Политической конфронтацией называется противостояние, расхождение во взглядах политических субъектов, спровоцированное противоположностью их интересов в политической сфере, ценностных ориентиров и позиций.

Термин политическое противоборство означает борьбу одних субъектов политической деятельности с другими. Предметом их борьбы может выступать соперничество за влияние в структуре политических взаимоотношений, распоряжение ресурсами, возможность принятия общественно значимых решений, признание собственных интересов социально необходимыми. Другими словами, политическое противоборство возникает вследствие борьбы за политическое господство.

Верховная политическая власть, обладание ею, создание властных институтов, социально-политический статус общностей, ценностные ориентиры и символика, являющиеся фундаментов государственно-правовой власти – все это является составляющими предмета и объекта политических конфликтов.

Противостояние между политическим социумом как единой системы и неравноправием включенных в нее отдельных субъектов и общностей, обнаруживающимся в иерархической структуре политических статусов считается источником и базисом политической конфронтации.

Предпочтение того или иного пути предупреждения и разрешения конфликтов зависит полностью от конфликтующих участников. При этом решающую роль в урегулировании противостояния могут сыграть обстоятельства, которые сопровождают конфликт. Например, выбор мирного способа решения конфликтной проблемы может зависеть от наличия в социуме гласности, баланса сил, надлежащего исторического опыта, институциональных условий, позволяющих вести переговоры и консультировать.

Мирное урегулирование конфронтации в политической сфере включает следующие пути:

— достижение компромисса, базирующегося на сохранении исходных воззрений;

— соглашение, договоренность на основе взаимно направленных уступок;

— ослабление, уменьшение ресурсов одной участвующей стороны либо нескольких, что ведет к невозможности продолжения противостояния;

— обретение в процессе конфронтации взаимоуважения участниками, осознание прав и понимание интересов соперника.

Также выделяют несколько стратегий управления конфликтами:

— стратегия с позиции «силы» характеризуется ориентацией на устранение противника либо в качестве биологического организма, либо в качестве свободного в выборе собственных поступков и дееспособного субъекта;

— стратегия «уязвления» соперника предполагает трансформацию условий, в которых противник выдвигал неподходящие требования, другими словами, данная стратегия уязвляет оппонента, ставя его в невыгодные условия;

— стратегия «уклонения» представляет ожидание благоприятного случая с целью выдвижения требований и не рассчитана на оказание влияния на второе участвующее лицо или лица;

стратегия «партнерства» заключается в поиске таких путей урегулирования конфликтной ситуации, которые позволят удовлетворить интересы всех противоборствующих участников.