Читать стих “Как весел грохот летних бурь” Тютчева Федора Ивановича нужно не просто как пейзажную лирику, а как гимн возвращения на родину от поэта, что большую часть жизни провел за границей. Это произведение написано в 1851 году и является открытием русской природы, которую автор как бы прочувствует заново. Учить его в классе очень легко – каждая строчка наполнена радостью и любовью в той земле, которую поэт так надолго покидал. Летняя гроза, описываемая в произведении, которое читается на уроке литературы – это не буйство стихии. Она подобна юной деве, любящей пошалить, но чистой и легкой.

А еще текст стихотворения Тютчева “Как весел грохот летних бурь” наполнен чистой радостью жизни – он посвящен его последней музе, Елене Денисьевой, которая покорила поэта так же легко, как гроза сгибает деревья-исполины. Прочитанное онлайн полностью, это произведение дает представление о том, насколько глубоки были чувства признанного мэтра поэзии: они сделали его несчастным впоследствии, но пока тревожные предчувствия укрыты за страстью и поэтическими метафорами. Это чистое воспевание последней любви, которая заставила немолодого поэта снова восхититься сияющей и чистой юностью.

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, –
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, -

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…

Другие редакции и варианты

3   Гроза нахлынувшею тучей

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 3;

        Изд. 1900 . С. 187.


11   Тревожно [свищут] их вершины

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 3.

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (2) - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 3; Альбом Тютч. - Бирилевой.

Список - Альбом Тютчевой (с. 128).

Первая публикация - Совр. 1854. Т. XLIV. С. 32. Вошло в Изд. 1854. С. 65; Изд. 1868. С. 107; Изд. СПб., 1886. С. 176; Изд. 1900. С. 187.

Печатается по автографу из Альбома Тютч. - Бирилевой.

В автографе РГАЛИ 11-я строка исправлена. Первоначально она читалась: «Тревожно свищут их вершины». Поэт заменяет глагол «свищут» на «ропщут» («Тревожно ропщут их вершины»). Поправка свидетельствует о стремлении Тютчева одухотворить образ. В автографе Альбома Тютч. - Бирилевой (более позднем) поправка учтена. В автографах представлен вариант 3-й строки: РГАЛИ - «Гроза нахлынувшею тучей», Альбом Тютч. - Бирилевой - «Гроза, нахлынувшая тучей». Использование разных синтаксических конструкций изменяет смысловые оттенки образа: в первом автографе гроза появляется в виде тучи, во втором гроза - явление самостоятельное, одним из признаков которого выступает темное облако, несущее дождь.

До Изд. 1900 публиковалось без деления на строфы и с вариантом 3-й строки по автографу из Альбома Тютч. - Бирилевой («Гроза, нахлынувшая тучей»). В Изд. 1900 строфы выделены и 3-я строка представлена в варианте автографа РГАЛИ («Гроза нахлынувшею тучей»).

Датируется 1851 г. на основании списка в Альбоме Тютчевой.

Л. Н. Толстой отметил стихотворение буквой «К.!» (Красота!) (ТЕ. С. 146).

В. Ф. Саводник цитировал стихотворение в доказательство той мысли, что «Тютчев при изображении природы обыкновенно сосредоточивает свое внимание на одном избранном моменте, и благодаря такому сосредоточению пейзажи его приобретают характер особенной законченности, а обилие метко схваченных деталей придает им яркую наглядность» (Саводник. С. 170). «Этот желтый лист, «крутясь», слетающий на дорогу, - писал исследователь, - мастерский заключительный штрих, завершающий всю картину и придающий ей яркую жизненность» (там же. С. 171) (А. Ш. ).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

2 слайд

Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Как весел грохот летних бурь», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд

Описание слайда:

У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам. Значительную часть своей жизни Тютчев провёл за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Вернувшись в Россию, поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…». История создания стихотворения

4 слайд

Описание слайда:

Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, - И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…

5 слайд

Описание слайда:

Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Каким настроением проникнуто стихотворение Тютчева?

6 слайд

Описание слайда:

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ прах летучий небесную лазурь под незримою пятой лесные исполины сквозь внезапную тревогу весел грохот летних бурь гроза … набежит дубрава задрожит гнутся исполины ропщут вершины гроза, нахлынувшая тучей как под незримою пятой, лесные гнутся исполины тревожно ропщут … вершины, как совещаясь меж собой

7 слайд

Описание слайда:

Перед нами только буря - преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя ещё не упали. Приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь», ощущается задолго до её начала. Природа словно готовится к приходу этой необычной гостьи, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, так ведёт себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

8 слайд

Описание слайда:

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури. Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задаёт позитивно окрашенное слово - «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры и эпитеты, усиливающие этот образ. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

9 слайд

Описание слайда:

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление жёлтого листа, даёт понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – позднее лето. О приближении осени свидетельствуют звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист. Чтобы ярче передать происходящее и помочь читателю услышать звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

10 слайд

Описание слайда:

В описании природы поэт всегда показывает её живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять её и объяснить. Любуясь красотой природы, лирик передаёт очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая её неповторимую особенность. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует её состояние, и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

11 слайд

Фёдор Иванович Тютчев - великий русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист.

В 1920-х годах Ю. Н. Тынянов выдвинул теорию о том, что Тютчев и Пушкин принадлежат к настолько различным направлениям русской литературы, что это различие исключает даже признание одного поэта другим. Позднее такая версия была оспорена, и обосновано (в том числе документально), что Пушкин вполне осознанно поместил стихи Тютчева в «Современнике», настаивал перед цензурой на замене исключённых строф стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» рядами точек, считая неправильным никак не обозначать отброшенные строки, и в целом относился к творчеству Тютчева весьма сочувственно.

Тем не менее, поэтическая образность Тютчева и Пушкина в самом деле имеет серьёзные различия. Н. В. Королёва формулирует разницу так: «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев - человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед „глухими времени стенаньями“»

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский считает наиболее характерной чертой поэтики Тютчева т. н. «дублеты» - повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных её особенностей».

Как весел грохот летних бурь...

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...