Пиратами восхищались массы людей на протяжении сотен лет. Будучи идеализированным в художественной литературе, образ пирата облёкся в форму бородатого, одноногого человека с забавной шляпой и, возможно, попугаем на плече.

Пират был почти низведён в категорию странного давнего увлечения, пока компания «Дисней» не возродила этих головорезов, превратив аттракцион Диснейленда в многосерийный фильм стоимостью в несколько миллиардов долларов. Главную роль в этих фильмах играет Джонни Депп, разыгрывающий из себя Кита Ричардса из группы "Rolling Stones", или, как написал однажды Роберт Эберт, «изображающий пьяного гомика с обводкой вокруг глаз, семенящей походкой на суше и нечленораздельной речью». С учётом всего этого, в данной статье мы рассмотрим десять удивительных мифов, фактов и ложных представлений, связанных с пиратами.

Пираты были составной частью обычной экономики

В многосерийном фильме «Пираты Карибского моря» пираты были в буквальном смысле бессмертными духами, которые не испытывали никакой потребности в остальном человечестве. Существует миф, что пираты были изгоями и париями, но любому преступнику, как в прошлом, так и в настоящем, нужно продавать свою добычу. Хотя пираты действительно захватывали золото и бриллианты, эти вещи были далеко не единственной их добычей. Большинство пиратов брали всё, что могло быть на кораблях, например, воду, продовольствие, мыло, лесоматериалы, солёную рыбу и запасы для колоний Нового Света. Лекарства были самой желанной добычей.

Поскольку пиратам нужно было где-то продавать все эти товары, было много портов (пиратских и обычных), которые поощряли торговлю с пиратами. Зачастую пиратов поддерживали их родные страны, как в случае с английскими каперами, и их «каперские патенты» давали им законное право захватывать корабли вражеских стран. В связи с этим, они могли легально продавать свою добычу в портах своей страны. Каперство, которое было похоже на современную версию военных подрядчиков, «стимулировало рост городов на побережье Атлантического океана, от Чарльстона до Дюнкерка. Однако пираты, которые не имели поддержки определённой страны, также не испытывали недостатка в посредниках и контрабандистах, которые забирали у них тонны солёной рыбы и продавали её на местных рынках.

Пираты носили драгоценности для улучшения зрения

Те смельчаки, которые с твёрдой земли взошли на борт хрупкого корабля, чтобы праведно бороздить бурные моря, всегда были суеверным народом. Бананы являются под запретом в открытом море, и считается, что они приносят смерть всем, кто находится на борту. Настоящие моряки всегда будут как можно быстрее выбрасывать бананы за борт.

Моряки также суеверны и в отношении талисманов, приносящих удачу. Чёрные коты, которые обычно приносят неудачу на земле, являются талисманом удачи на море, и моряки часто заводят черного кота на борту корабля. Некоторые даже заставляют своих жён заводить чёрных котов дома для обеспечения двойной дозы удачи. Пираты не являются исключением в отношении морских суеверий. Согласно «Журналу Американской ассоциации оптометрии», пираты массово прокалывали уши в надежде, что это улучшит их зрение.

Пиратские корабли были демократичными

В фильмах пираты часто изображаются как мафиози, главный из которых управляет кораблем железной рукой. В реальной жизни пиратские корабли представляли собой удивительно демократичные микромиры. В золотой век пиратства, более чем за 100 лет до утверждения демократии в Америке, моряки законных кораблей немногим отличались от рабов. Капитан контролировал всё, а в британском военно-морском флоте дела обстояли ещё хуже. Моряки жили в ужасных условиях. Условия жизни на кораблях были такими плохими, что единственным способом получения новых членов команды были принудительная вербовка или похищение невинных людей в любой гавани, в которую заходил корабль.

Эта жизнь бледнела в сравнении с пиратскими кораблями, где процветала демократия. Пираты не только делили между собой награбленное, но и имели право голоса во всём. Они голосовали по поводу того, куда плыть, на кого нападать, что делать с пленниками, и даже по поводу выражения недоверия и смещения капитана.

Пиратская медицинская страховка

Сотни лет назад мореплавание было трудным делом. Пиратство, которое было связано с сильным сопротивлением и редкой добычей, было ещё труднее. Если пираты не страдали от плохого питания или цинги, им приходилось иметь дело с обычными рисками семи морей, например, штормами и новыми тропическими болезнями. Будучи преступниками, они также не имели военной организации или государства, на которые можно было бы положиться. Поскольку пираты занимались своей деятельностью вместе, они часто помогали друг другу во всём, что касалось здоровья. В случае получения травмы на борту корабля или во время захвата другого судна пираты могли рассчитывать друг на друга в плане денежной поддержки.

В Карибском море действовала группа под названием Братство или Береговое братство (оно упоминается в «Пиратах Карибского моря»). Одним из наиболее известных пиратских капитанов этой группы был Генри Морган. Морган предлагал следующую компенсацию за травмы: правая рука стоила 600 песо, левая рука стоила 500 песо, правая нога стоила 500 песо, левая нога стоила 400 песо, и глаз стоил 100 песо. В 1600 году один песо был равен примерно 50 современных фунтов стерлингов, так что правая рука тогда оценивалась в 30000 фунтов стерлингов. Даже сумасшедший бич Карибского моря, Чёрная Борода, так заботился о своей команде, что захватил в плен трёх французских хирургов для обеспечения медицинской помощи.

Пираты грабили не только корабли

Согласно определению в словаре Merriam-Webster, пиратом является человек, занимающийся пиратством или грабежом в открытом море, то есть водным воровством. Но будучи настоящими бродягами, пираты не ограничивались грабежом на море. Когда они имели такую возможность, пираты могли также нападать на наземные объекты.

Было много вторжений, совершённых пиратами. Один пиратский военачальник, Эдвард Мансфилд, управлял пиратской армией из 1000 человек

В 1663 году она высадилась на сушу и совершила нападение на испанцев, которое стало известно как Ограбление Кампече (сейчас это город в Мексике). Пират Генри Морган повёл другую пиратскую армию вглубь суши на 50 миль для нападения на Пуэрто-Принсипе (сейчас это город Камагуэй в центральной Кубе). Если добыча была достаточно большой, пираты без проблем покидали свои корабли для грабежа наземных тюфяков.

Пиратство не было постоянным занятием

В «Пиратах Карибского моря» пираты были обречены на чистилище, вечно плавая по семи морям, но реальные пираты были менее постоянными. Пиратство часто рассматривалось как способ укрепления своего положения в обычном обществе. Люди тратили несколько лет на это чрезвычайно опасное занятие, а затем забирали свою добычу и улучшали своё благосостояние и благосостояние своей семьи.

По крайней мере, так было с Вудсом Роджерсом (это щеголеватый джентльмен справа на изображении выше). Он плавал по миру, грабя по пути корабли. Он даже успел спасти Александра Селькирка, шотландского моряка, который стал прототипом главного героя романа «Робинзон Крузо», написанного английским писателем Даниэлем Дефо. Вернувшись домой, он перестал заниматься пиратством и стал губернатором Багамских островов, и его пиратское прошлое не помешало ему в борьбе с местными пиратами. Конечно, не все пираты становились политиками, но многие из них умело использовали нечестно заработанные состояния для обеспечения себе безбедной жизни в обычном обществе.

Пиратские тропы

Современное слово для обозначения пирата не имело стандартного написания даже в XVIII веке. В исторических архивах океанские грабители, или те, кого мы называем пиратами, обозначались словами "pirrot", "pyrate" или "pyrat", что, вероятно, объясняет ассоциирование попугаев с пиратами. Закапывание пиратами своих сокровищ стало ещё одним художественным тропом, который Роберт Льюис Стивенсон создал в своём романе «Остров сокровищ» в 1883 году.

В 1950-х годах в одноимённом фильме производства кинокомпании «Дисней» также появилось то, что мы сейчас знаем как пиратский разговор. Для этого фильма Роберт Ньютон, игравший в нём роль пирата, использовал гиперболизированную версию диалекта, на котором говорили в его родном городе. У пиратов также не было деревянных ног, а флаг с черепом и перекрещёнными костями был лишь одним из многих флагов, использовавшихся в пиратской истории.

Пиратство в современном мире совсем не редкость. Ущерб от их деятельности по всему миру в год достигает 40 млрд $. Современные корсары нападают на торговые корабли, частные яхты, рыболовецкие суда. Настоящий «джекпот» для них – завладеть нефтяным танкером или круизным лайнером.

География действия пиратов XXI века

Учитывая сегодняшнюю известность сомалийских пиратов, нетрудно назвать самый популярный район нападения. Это прибрежные воды Западной и Восточной Африки. Здесь нет исторических предпосылок для появления пиратства. Причины распространения морских разбойников – географические и экономические. Всё дело в Аденском заливе, расположенном близ Йемена и Сомали. Это основной морской путь для перевозки грузов между Европой и Африкой. Естественно, об этом знают пираты, которые не прочь поживиться в этих водах.

Что касается западного побережья этого континента, то здесь господствуют нигерийские пираты, которые промышляют вблизи Гвинейского залива. Почему же многие люди в Африке занимаются пиратством? Ответ очевиден: бедность и невозможность найти работу.

Опасным из-за пиратства считаются воды Юго-Восточной Азии и Южно-Китайского моря. Особенно Малаккский пролив, соединяющий воды Тихого и Индийского океанов. В отличие от своих «коллег» из Сомали, здешние пираты отличаются особой жестокостью. В Малаккском проливе совершают морские набеги и грабежи около сотни вооружённых банд. Все они имеют отличные и быстроходные суда, а также качественное навигационное оборудование. Захват крупных грузовых кораблей для пиратов этих мест почти обыденное дело.

В водах Латинской Америки (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа) также регулярно фиксируются случаи пиратства. Береговая линия занимает сотни километров, на которых расположено много заливов и устьев рек, где легко могут укрыться бандиты и спланировать очередной захват судна.

Источник: get.whotrades.com

Быть моряком – опасная профессия

Современные моряки постоянно подвергают себя опасности. Во многом по причине оказаться в плену у пиратов, пострадать при их нападении на судно. Встреча с морскими разбойниками вполне может закончиться летальным исходом или ранением. За подобный риск морякам положена доплата.Если курс лежит через потенциально опасные воды, где замечена активная деятельность пиратов, то денежное довольствие экипажу судна увеличивается.

Большинство европейских стран до сих пор придерживаются договора, заключённого в Сингапуре в 2008 году. Согласно ему бонус морякам за прохождение пиратоопасных районов составляет 100% от месячной заработной платы. В России далеко не все организации готовы на такие траты. Чаще всего размер выплат за риск повстречаться с пиратами определяется договорённостью между судоходными компаниями и профсоюзами рабочих.

Российские моряки, которые входят в команду иностранных судов или кораблей, действующих под «удобным флагом», вправе рассчитывать на двойное увеличение жалованья.

Как можно защититься от пиратов?

Обезопасить судно от набегов морских разбойников довольно непросто. Предугадать действия пиратов удаётся не каждому экипажу и капитану. Дело вот в чём: «Пираты непредсказуемые. Попутно они занимаются контрабандой и продажей наркотических веществ, которые также употребляют сами. Будучи в состоянии наркотического опьянения они не чувствуют боли, готовы на безумные и отчаянные поступки. Например, после боя один из пиратов был сильно ранен. Пуля задела шею и переднюю часть лица, оголив зубы и скулы. Кровь шла фонтаном. Однако он вёл себя так, будто абсолютно ничего не случилось. Ходил и пытался почесать себе зубы» , – рассказывает подполковник Андрей Ежов, командир группы морской пехоты Тихоокеанского флота. Современные джентльмены удачи действуют быстро, атакуют корабль неожиданно, обстреливают его из автоматов или гранатомётов. Их цель – напугать капитана, заставить снизить скорость или остановиться. Поэтому при встрече с пиратами, необходимо дать максимальный ход и маневрировать, чтобы не позволить лодкам подойти вплотную к борту.

Неплохо помогает колючая проволока, устанавливаемая по периметру судна. На неё подаётся высокое напряжение, которое не даёт взобраться на палубу морским бандитам при абордаже. В последнее время многие владельцы кораблей обращаются к услугам охранных предприятий, чьи сотрудники будут сопровождать судно весь путь и применять оружие для его защиты.

Слово пират происходит от латинского pirata, что значит испытывать, пробовать. Стало быть, пират - это бандит, пытающий счастья в море, готовый ограбить кого угодно и где угодно. Причем вопреки устойчивому стереотипу пираты грабили не только на море, но и на суше, пускаясь в рискованные сухопутные экспедиции в поисках богатой добычи, на долгие недели.

Корсар в отличие от пирата, не был «человеком вне закона». Пользуясь, как охранной грамотой, патентом, полученным от своего правительства, корсары имели возможность атаковать противника и на суше и на море, не боясь, в случае поимки, попасть как пираты на виселицу. Этот правовой аспект является единственным, что отличает корсаров от пиратов. В остальном разницы никакой – цели, и способы достижения этих целей, мало чем отличались.

Черная повязка на глазу - лайфхак от корсаров

Бытует мнение, что пираты носили повязку на глазу только с той целью, чтобы скрыть своё увечье, - отсутствующий глаз. Конечно, потерять глаз в драке с опасным противником, - вещь благородная и немного романтичная, но мнение о предназначении черной повязки ошибочно, как и заявления о том, что Земля плоская.

На самом деле пираты носили на одном глазу черную повязку исключительно из практических соображений. И вот в чем заключается правда: беря корабль на абордаж, корсары дрались и искали добычу одновременно как на верхней палубе, так и на нижней.

Общеизвестно, что к темноте человеческий глаз привыкает в течении нескольких минут, поэтому пират, опускаясь на нижнюю палубу, где темно, становился уязвимой мишенью. Но если за несколько минут до битвы перевязать один глаз, тогда, опустившись в трюм и быстро переместив повязку с одного глаза на другой, пират мог так же оперативно вести бой и искать драгоценности.

Череп и кости на пиратском флаге - Голливудское клише

Когда в кинофильме появляются пираты, на их корабле обязательно будет «красоваться» черный флаг с белым черепом и костями. Это стало своего рода визитной карточкой корсаров.

Но исторический факт гласит, что флаг с черепом развивался в том случае, когда пираты были в хорошем расположении духа и не собирались никого атаковать. А вот паниковать стоило, если на пиратском судне развивался красный флаг; он предвещал начало битвы.

Но вернемся к черепу и костям. На самом деле пираты были достаточно оригинальными и творческими личностями, поэтому на каждом судне был флаг собственного производства, сшитый по наброскам капитана или всей команды.

Пиратами становились завербованные моряки

Многие мужчины становились морскими разбойниками, потому что им нравилось грабить и бесчинствовать, это правда. Но большинство пиратов того времени - это завербованные моряки, озлобившиеся на всех и вся.

Средневековье - время, когда права простых людей попирались куда сильнее, чем в наши дни. Возьмем для примера Британскую империю. Отпетые головорезы, по заказу правительства, угрозами и пытками вербовали в Королевские ВМС тех, кто не желал становиться моряком добровольно (и тех, кто не мог от такой участи откупиться).

Вербовка в жизни завербованного моряка романтикой и не пахло: ребят часто били, плохо кормили и им редко платили зарплату. Когда корабль останавливался в порту, на моряков надевали кандалы, как на рабов, чтобы те не сбежали.

Из-за бесчеловечного обращения примерно 75% людей, состоящих на принудительной службе, умирали в течение двух лет.

Так что, когда пираты захватывали корабль и предлагали морякам перейти на Темную сторону Силы, многие, озлобившись, соглашались, начиная грабить корабли Британской империи, которая так с ними обошлась.

Сокровища пиратов существовали

Романы о пиратах утверждают, что чуть ли не каждый второй корсар закапывал награбленное им добро, рисовал карту сокровищ, а потом, вместо того, чтобы пропивать своё богатство, поглядывал на ту самую карту, гордясь своей расторопностью и изобретательностью.

Но правда выглядит иначе. Да, пираты закапывали клады, но история документально может подтвердить лишь три таких случая:

В 1573 году Фрэнсис Дрейк ограбил испанский караван, но добычи оказалось так много, что разбойник не смог всё унести за один раз. Зарыв часть добычи у дороги, Дрейк планировал вернуться за ней позже, однако в спешке сокровище было плохо спрятано и его раскопали испанцы.

Испанская инквизиция была способна разговорить даже самого скрытного и замкнутого человека. Вот и известный пират Рок Бразилиано, под пытками «святой» инквизиции признался, что закопал более 8 000 песо неподалёку от Кубы.

В 1699 году капитан Уильям Кидд закопал своё сокровище где-то в районе Лонг-Айленда, но оно было найдено властями и использовано на суде как улика против Кидда.

Золото для пирата - не главное

Пираты очень любили золото, но не ставили его во главу угла. Ведь, оставшись посреди океана без пищи и медикаментов, без инструментов и материалов для починки судна, всю команду ожидала верная смерть. Или вспышка каннибализма.

Как бы там ни было, правда заключается в том, что золото не было главной целью бандитских набегов, это скорее приятный бонус. Корсаров разыскивали по всей стране, они не могли сойти на берег и спокойно сходить в местную лавку или на рынок.

Так что, во время набегов или морских баталий пираты обчищали захваченный корабль подчистую, забирая всё, что могло бы пригодиться в будущем.

Морские сражения, охота за сокровищами, йо-хо-хо и бутылка рома - о романтике пиратской жизни написаны сотни историй. Их каноничный герой - неопрятный малый, одноногий и одноглазый, с саблей наперевес в одной руке и с бутылкой рома - в другой. Он неразлучен со своим напарником, огромным зелёным попугаем, который то и дело отпускает похабные шуточки. Мы решили выяснить, насколько далёк этот стереотипный персонаж от настоящего морского волка.

МИФ 1:
Пират - одноглазый, с крюком вместо руки и деревянной ногой

Ампутация была хорошей «профилактикой» гангрены и инфекций, а потому пираты, недосчитавшиеся конечностей, и правда встречались. Но корабельные медики - а часто эту роль брал на себя кок, профессионально орудующий ножом, - не знали, как справиться с кровотечением, и раненый часто умирал от потери крови. Даже пережив операцию, пациент без ноги едва ли оставался ценным членом команды - морская карьера пирата заканчивалась, и он, получив компенсацию, отправлялся на берег. У пиратов с увечьями рук шанс остаться на корабле был выше. Впрочем, они обходились без крюков - исторических подтверждений такого бодимода нет.

Чёрная повязка на глаз действительно использовалась, но не чтобы скрыть увечье, а для того, чтобы один глаз был всегда приспособлен к темноте трюма. Да и золотые серьги, так полюбившиеся пиратам с рисунков Говарда Пайла и Ньюэлла Уайета, носили из прагматичных соображений: например, они могли гарантировать достойные похороны в случае внезапной смерти.

МИФ 2:
Попугаи
- вечные спутники пиратов

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»

Образ попугая, суфлёра каждого капитана, как и большинство других мифов, вырос из пиратских романов: пёстрая птица сопровождала капитана Флинта в его плаваниях, а в рассказах Артура Рэнсома попугай дядюшки Джека болтал «чуть больше симпатичной девушки».

В XVII - начале XVIII века в Европе началась повальная мода на экзотических зверушек, что тут же подметили предприимчивые мореплаватели, которые встречали немало тропических птиц на берегах Африки и Карибских островах. Но перевозили их в клетках, ведь держать попугая на плече рискованно - пернатый старпом не всегда успешно контролирует процессы жизнедеятельности.

Зато пираты охотно заводили кошек: считалось, что они приносят удачу. Особо ценились многопалые кошки (с лишними пальцами) - их необычайные способности к «скалолазанию» помогали разобраться с корабельными грызунами.

МИФ 3:
Пиратство
- удел белых головорезов и беглых преступников

Художник: Говард Пайл

Экипаж пиратского судна - это по большей части темнокожие мужчины, в прошлом рабы. Часто в пираты шли и честные моряки немного за двадцать: условия «трудового контракта» были привлекательнее, чем на государственной службе, не говоря уже о том, что во времена Золотого века пиратства (примерно 1650–1730 годы) в Британский флот вступали больше по принуждению, чем по доброй воле. Моряки, завербованные против желания, получали меньше, чем волонтёры, а в порту их даже привязывали к палубе, чтобы не сбежали. Вкупе с тропическими болезнями, голодом и неумолимой стихией три четверти матросов заканчивали жизнь на дне океана в течение первых двух лет. Неудивительно, что бесславной гибели они предпочитали полную приключений жизнь среди морских волков.

МИФ 4:
- исключительно мужчины


Среди пиратов бывали и женщины: капитан Чжэн Ши собрала армию из нескольких сотен судов и стала китайской грозой морей, а Энн Бонни променяла спокойные будни дочурки богатого плантатора на пиратскую жизнь, полную приключений, сдружившись с другой пираткой, Мэри Рид. Впрочем, женщин на борту недолюбливали, а потому они нередко носили мужскую одежду.

МИФ 5:
Пираты были одержимы золотом

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

Карта сокровищ с заветным красным крестиком - очередная фантазия, выросшая из «Острова сокровищ» Стивенсона. Реальные пираты высоко ценили мыло, провиант, навигационное оборудование и медикаменты, необходимые для выживания в море: золото золотом, но никто не хотел отправиться на корм рыбам. Если среди награбленного всё же попадалось пара песо, пираты сразу же спускали деньги в ближайшем порту на грог, напиток истинного корсара (а вовсе не чистый ром!), и безотказных барышень.

Если же удавалось скопить много золота, пираты не закапывали его на чёрный день: жизнь морского волка была слишком непредсказуема и коротка, чтобы грезить о беззаботной старости. Известно всего три случая, когда пираты прятали клады: капитан Уильям Кидд хотел использовать местонахождение своего сокровища как козырь в переговорах, но потерпел неудачу и был казнён; в 1573 году Фрэнсис Дрейк соорудил временное хранилище, не сумев за один раз унести всё награбленное; кровожадный корсар Роше Бразильяно раскололся во время пыток, рассказав о своём кладе. Остальные пираты если и прятали сокровища, то ненадолго, полагая, что жить и тратить деньги нужно здесь и сейчас.

Пираты, конечно, народ суеверный, но половина предзнаменований - фантазии писателей. Чёрную метку, перекочевавшую и в фильмы «Пираты Карибского моря», придумал Роберт Стивенсон. Метка предвещала скорое низложение капитана - её получали Билли Бонс и Джон Сильвер. Настоящие корсары, недовольные капитаном, решали проблему более оперативно: они вполне могли застрелить предводителя во сне или отправить за борт - возможность мирного переизбрания не всегда была в чести.

МИФ 6:
Пиратский корабль
- галеон под «Весёлым Роджером»

Художник: Виллем ван де Велде Младший

Красочные описания оснастки и парусов, резного штурвала и русалочьих барельефов встречаются почти в каждом пиратском романе. В фильмах на такие детали редко обращают внимание, потому киноделы берут размером - и на экранах появляются гигантские галеоны. К тому же на небольшом корабле крупногабаритную операторскую технику разместить непросто. Реальные пираты для своих плаваний предпочитали манёвренные шхуны и шлюпы - чтобы быстро появиться и быстро уйти с награбленным.


На вершине мачты обязательно развевался флаг - но не всегда каноничный «Весёлый Роджер». Изображения варьировались от песочных часов до руки с саблей. А на флаге Чёрной Бороды была изображена целая сцена: скелет, который в одной руке держал песочные часы как символ скоротечности времени, а другой сжимал копьё, готовый пронзить кровавое сердце.

МИФ 7:
Пираты были кровожадными головорезами

Художник: Говард Пайл

Много легенд ходит о пиратских пытках и казнях. Самая известная пиратская казнь, «прогулка по доске», хотя и известна с XVIII века, не пользовалась у пиратов большой популярностью. Чаще пленников просто отправляли за борт на корм рыбам или пытали: заставляли бегать вокруг мачты до полного изнеможения или засовывали им между пальцев горящие свечи. Но всё это делали только при крайней необходимости, если, конечно, капитан не отличался особой жестокостью.

Мифы о Чёрной Бороде


Больше всего легенд связано с пиратом Эдвардом Титчем по прозвищу Чёрная Борода. Несмотря на всемирную славу, его карьера морского разбойника была удивительно короткой - всего два года, с 1716 по 1718-й, - и не особо успешной. Вопреки легендам, он не отличался кровожадностью и безумцем не был. Считается, что Эвард Титч поджигал себе бороду. На самом деле он просто прикреплял к шляпе зажжённые фитили для мушкетов.

Говорят, у Чёрной Бороды было 14 жён. Отчасти это правда - на палубе «Мести королевы Анны» не раз проходили псевдобракосочетания. Но Мэри Ормонд была единственной его «настоящей» супругой - молодых обвенчали под покровительством самого губернатора Северной Каролины.

Смерть Чёрной Бороды тоже приукрашена: по легендам, его тело трижды проплыло вокруг корабля, чего, однако, не было сказано в отчёте лейтенанта Мэйнарда, лишившего пирата головы. Да и с трудом верится, что после пяти пулевых и пары десятков ножевых ранений человек может плавать.

МИФ 8:
Девиз пиратов
- анархия и разбой

Художник: Говард Пайл

Драки, а в некоторых случаях азартные игры и даже спиртное на борту были запрещены. Пираты были довольно гуманны для своего времени: нередко заботились о пленниках, а добычу делили по строгим правилам - всё это предписывал Кодекс поведения, действующий на корабле. Да и на суше пираты тяготели к самоорганизации: археологи нашли следы небольших поселений на Мадагаскаре, Тортуге и Багамах - они не были пиратскими государствами, но гарантировали разбойникам защиту.

Много времени пираты проводили на суше, с семьями. Была от морских разбойников и польза: капитан Кидд помогал со строительством церкви Троицы в Нью-Йорке и даже заплатил за семейную скамью, а в города Северной Америки корсары поставляли золотые и серебряные монеты, а также экзотическую пищу и предметы роскоши, которые были в дефиците.

МИФ 9:
Эпоха пиратов закончилась

Сегодня ущерб от пиратства оценивается в $13–16 миллиардов. Нынешние морские разбойники, как и их предшественники, грабят, похищают и калечат своих жертв. Самые горячие точки - Индийский океан, Восточная Африка и Дальний Восток; писали и о паре случаев на цивилизованном Дунае. Вместо повязок на глазу теперь очки ночного видения, а вместо сабель и крюков - автоматы Калашникова и ракетные установки. Существует даже пиратская биржа Сомали, где морские разбойники могут купить нужное снаряжение.

* * *

Всё, что мы знаем о пиратах, - плод фантазии Дефо, Стивенсона и Рэнсома. Придуманный ими образ вытеснил подлинную историю. Но кое-что роднило и настоящих, и вымышленных пиратов: любовь к морю и тяга к свободе. Правда, не стоит забывать, что эта тяга унесла немало жизней - и самих разбойников, и их жертв.

Само по себе слово «пират» в первую очередь ассоциируется с образами 17-века, полными удалых приключений, ходьбой по доскам, сражениями на мечах и сундуками с сокровищами. Но кто бы мог подумать, что в последние десятилетия морское пиратство вновь возродится? Только вот современные пираты совсем не похожи на тех, к которым мы так привыкли в кино. Настоящие пираты – жестокие преступники, а не романтические герои, сражающиеся за любовь и дружбу.

Современные морские бандиты чаще всего орудуют в Индийском океане, Красном море, в районе побережья Сомали и в Малаккском проливе. Они часто вооружены винтовками AK-47 и гранатометами. Плавают пираты теперь не на старинных парусниках, а на быстроходных лодках и захватывают торговые корабли, яхты и другие суда, часто забирая в плен заложников, и требуя за них выкуп. Современное пиратство представляет собой серьезную проблему для мирного населения – ежегодно происходят грабежи товаров на миллионы долларов, кровавые убийства и вероломные похищения. Перед вами 10 самых шокирующих случаев.

10. Яхта Квест (Quest)

Фото: Mass Communication Specialist Seaman Jesse L. Gonzalez

В 2011 году 4 американца отправились на каникулы своей мечты в путешествие вокруг света на яхте под названием Квест. К сожалению, плавание совсем скоро превратилось в настоящий кошмар, когда на них напали сомалийские пираты в 305 км от побережья Омана. В ответ ВМС США отправили в эту зону свой авианосец Энтерпрайз (USS Enterprise) и три других военных корабля, чтобы высвободить заложников.

В течение нескольких дней военные добрались до месторасположения Квеста, который пираты пытались отогнать к берегу Сомали. В процессе переговоров об освобождении американских граждан на борт Стеретт (USS Sterett), американского эсминца с управляемыми ракетами, поднялось 2 парламентера со стороны пиратов. Представители ВМС предложили пиратам обмен заложников на целую яхту, но бандиты отказались от такой сделки, считая, что за пленных можно получить куда как более значительный выкуп.

Пока пираты-переговорщики отплывали назад, кто-то из сомалийских бандитов выстрелил с борта Квест в американский эсминец реактивной гранатой. К счастью, они промахнулись. Следом за гранатой с палубы Квеста последовала стрельба, и американцам пришлось реагировать - команда морских котиков США получила приказ отбить яхту и спасти заложников от агрессоров. Произошло непродолжительное сражение, в ходе которого 2 пирата было убито (один был застрелен, другой - заколот ножом). Остальные бандиты сдались. К величайшему сожалению, все 4 заложника были убиты пиратами – в них стреляли, и они скончались от полученных ранений.

Американские военные также обнаружили тела еще 2 пиратов, которые были убиты ранее при неизвестных обстоятельствах. Возможно, во время изначального захвата яхты Квест американские туристы дали достойный отпор бандитам. До сих пор не ясно, что именно заставило пиратов расстрелять своих пленных. Эта история – напоминание всем путешественникам об опасностях, которые скрываются в водах удаленных морей.

9. Танкер Шомон (Chaumont)

По мнению экспертов одна из самых серьезных опасностей, связанных с современным пиратством, – это риск экологической катастрофы. Когда пираты захватывают торговые суда, они чаще всего связывают экипаж, и оставляют корабли без управления. Иногда такие суда продолжают свое движение на полном ходу по неконтролируемой траектории.

Самая ужасная ситуация – это когда захваченный корабль с промышленным грузом лишают управления в узком проливе. Это грозит почти 100% вероятностью того, что корабль разобьется, и все его содержимое (часто это нефть и резервуары с химическими жидкостями) выплеснется в . Именно это едва не произошло в 1999 году в Малаккском проливе между Малайзией и Индонезией, когда был захвачен французский танкер Шомон.

Пираты были вооружены мачете и атаковали танкер рано утром, быстро получив над судном полный контроль. После обездвиживания всех членов экипажа, бандиты опустошили сейф и покинули борт. Связанным морякам не удавалось высвободиться еще 35 минут, в течение которых танкер плыл на полном ходу вдоль узкого канала. Многие до сих пор считают, что это настоящее чудо, что Шомон не столкнулся с другим кораблем или с подводными скалами. Он даже не сел на рифы, выстилающие все побережье региона.

8. Сэр Питер Блэйк (Sir Peter Blake)

В 2001 году мировая общественность была шокирована убийством сэра Питера Блэйка, знаменитого мореплавателя из Новой Зеландии. Он считался одним из самых выдающихся моряков всех времен. Блэйк дважды выигрывал Кубок Америки, самый престижный трофей в яхтенном виде спорта, и поставил целый ряд мировых рекордов на своем судне. В 2001 году он начал свое путешествие по реке Амазонка в рамках исследовательской экспедиции для проверки экологического состояния реки.

В ночь на 5 декабря Блэйк и еще 14 членов экипажа на борту яхты Симастер (Seamaster) спустил якоря в пригороде Макапы (Macapa), когда на судно пробралось 8 пиратов, вооруженных огнестрельным оружием и ножами. Пока бандиты выкрикивали свои требования, Питер схватил винтовку и застрелил одного из злоумышленников. Началась перестрелка, в которой легендарный мореплаватель был убит. Бандиты обогатились на небольшой двигатель и несколько пар часов. Это и стало ценой жизни Блэйка.

Пиратство в водах Амазонки – очень распространенное явление. Многие считают, что проблема усугубилась особенно в последние годы, и что в этом районе у местных властей нет никакого влияния. На Амазонке полный беспредел. Трагическое убийство сэра Питера Блэйка наглядно демонстрирует все уродство современного пиратства. Оно происходит по всему миру, и опасаться разбойников стоит не только в бескрайних водах океанов, но и в других более мелких водоемах.

7. Похищение Теббутт (Tebbutt)

В сентябре 2011 года британские верноподданные Джудит Теббутт и ее муж Дэйвид (Judith Tebbutt, David) отдыхали на элитном курорте побережья Кении. Они были единственными гостями изолированного курорта, что Джудит сразу не понравилось. На вторую ночь их пребывания в отеле пару разбудили вооруженные пираты. Жену насильно посадили на борт лодки и увезли в Сомали, где ее держали в заложницах в тесном убежище.

Во время пленения женщина узнала, что ее мужа убили в ночь нападения, когда Дэйвид попытался оказать сопротивление одному из разбойников. Предположительно эти пираты были связаны с исламистской военной группировкой Аль-Шабааб (Al-Shabaab). В марте 2012 года пираты освободили Джудит после 6 месяцев заключения. Судя по всему, это произошло только потому, что родственники Теббут заплатили немалый выкуп.

6. Корабль Маерск Алабама (Maersk Alabama)


Фото: Petty Officer 2nd Class Jon Rasmussen, US Navy

Речь пойдет о торговом судне Маерск Алабама, ставшим особенно известным благодаря фильму «Капитан Филлипс» (Captain Philips), снятому по мотивам случившегося. В 2009 году к этому американскому кораблю было привлечено внимание всей мировой общественности из-за нападения на него пиратов. Судно пересекало Индийский океан, направляясь в кенийский порт Момбаса (Mombasa), когда на него напали сомалийские бандиты, приплывшие на маленькой моторной лодке. Несмотря на сопротивление экипажа, пиратам удалось подняться на борт торгового корабля.

В течение нескольких минут бандиты захватили капитана корабля, Ричарда Филлипса (Richard Phillips), но им не удалось схватить всех членов команды в числе 21 человека. Многие из моряков смогли запереться в укрепленной каюте. Экипажу удалось выключить двигатели судна, не позволив пиратам взять полный контроль над кораблем. Более того, моряки активно сопротивлялись, они даже устроили засаду и схватили в плен одного из пиратов.

Разбойники быстро поняли, что они не контролируют ситуацию и покинули корабль. Три пирата решили попробовать скрыться на спасательной шлюпке Маерск Алабамы, взяв с собой капитана Филлипса для прикрытия своих тылов во время отплытия назад в Сомали.

Шлюпку преследовало сразу несколько военных кораблей США, ведших с пиратами переговоры об освобождении капитана. Через несколько дней бесплодных переговоров и после одной неудачной попытки бегства капитана Филлипса, снайперы из числа морских котиков расстреляли всех троих пиратов. Капитан был спасен, он и его экипаж были признаны героями за их храбрость и находчивость.

5. Угон лайнера Ахилле Лауро (Achille Lauro)


Фото: D.R. Walke

Происшествие случилось в 1985 году. Ахилле Лауро был итальянским лайнером, курсирующим по Средиземному морю с 700 пассажирами на борту. 7 октября корабль пристал к берегу в Александрии. Здесь многие гости лайнера сошли на берег, чтобы посетить знаменитые пирамиды. В это самое время на корабль пробралось 4 палестинских боевика, связанных с Палестинским освободительным фронтом. Размахивая винтовками, они захватили лайнер, отдав приказ покинуть порт вместе с 400 человеками на борту, в числе которых были и отдыхающие, и экипаж. И хотя многие считают этих захватчиков террористами, технически они скорее пираты.

Вооруженные боевики требовали освободить 50 палестинских заключенных, находящихся в израильских тюрьмах. Власти Израиля отказывались отвечать на эти требования. Пираты направили Ахилле Лауро в сирийский порт Тартус (Tartus), но правительство Сирии запретило им заплывать на свою территорию. Рассерженные отказом пираты в ответ застрелили 69-летнего американского еврея на инвалидной коляске, и выбросил его тело за борт. Предположительно выбор пал именно на него по религиозным соображениям.

Затем лайнер отправился в Египет, где угонщики обратились к местным властям, освободили заложников в обмен на беспрепятственный доступ к аэропорту и получили в свое расположение самолет, на котором они собирались скрыться в неизвестном направлении. Тем не менее, после того как воздушное судно поднялось в воздух, по приказу президента США Рональда Рейгана (Ronald Reagan) его перехватили американские истребители. Рейс был вынужден приземлиться на базе НАТО в Италии, где местные власти и арестовали пиратов-угонщиков.

4. Корабль Нахам 3 (The Naham 3)


Фото: Columbia Pictures / Unproduced Screenplays

Нахам 3 был рыболовецким судном, промышлявшим в Индийском океане в 2012 году, когда на него напали сомалийские пираты. Экипаж состоял из 29 человек родом из разных азиатских стран, включая Китай, Вьетнам и Филиппины. Моряков увезли в Сомали, где их держали в пустыне. Захватчики требовали огромные за возвращение пленников целыми и невредимыми.

По словам рыбаков, во время плена их часто избивали, и им приходилось есть крыс и жуков, чтобы выжить. Два члена экипажа умерло от болезней, еще один был застрелен. Спустя 4 с половиной года пираты получили за пленников значительно меньшую сумму и все-таки отпустили 26 оставшихся заложников домой. Всего они пробыли в плену 1672 дня…

3. Судно Хай Миеко (Hye Mieko)

Хай Миеко был торговым кораблем, принадлежавшим сингапурской компании, совершавшим рейс из Сингапура в Камбоджу в 1995 году, когда на него было совершено нападение. Корабль, груженный сигаретами и другими товарами на 2 миллиона долларов, так никогда и не добрался до Камбоджи. Согласно предположениям властей, Хай Миеко был захвачен китайской береговой охраной. Вероятно, экипаж вынудили проплыть еще тысячи километров через международные воды до Южного Китая.

Когда судно прибыло на место, вместе с грузом его распродали. До сих пор не известно, кто и кому продал все добро, и куда ушли все деньги. Официальный Китай отказался признать свою причастность к случившемуся, несмотря на то, что его не раз обвиняли в связях с пиратами. Что интересно, так это то, что корабль успел подать сигнал бедствия, во время которого экипаж сообщил о нападении пиратов, но никто не пришел им на помощь.

Участие местных властей в пиратских рейдах – не самое распространенное явление, но в этом случае оно было почти очевидным.

2. Нападение на лайнер Сибурн Спирит (Seabourn Spirit)


Фото: Ivan T.

В 2005 году круизный лайнер Сибурн Спирит плавал в 160 км от берега Сомали, когда на него напали пираты. Две лодки с серьезно вооруженными бандитами покружили вокруг корабля с 300 пассажирами на борту, а затем открыли огонь. Судно обстреляли из пулеметов и гранатометов несколько раз. Два сотрудника службы безопасности лайнера Майкл Гроув и Сом Багадур Гурунд (Michael Groves, Som Bahadur Gurung) предприняли попытки отразить нападение разбойников с помощью шланга высокого давления и высокотехнологичной звуковой пушки типа LRAD.

Во время схватки Гурунд был ранен осколком от взрыва гранатомета, но Гроуву удалось оттащить его в безопасное место, а после этого он продолжил бой с морскими бандитами под тяжелым обстрелом. Через полчаса пираты наконец-то сдались и отступили, а лайнер Сибурн Спирит смог отплыть дальше в море на безопасную дистанцию. За проявленную смелость Гроув и Гурунд были награждены почетными медалями из рук самой королевы Англии.

1. Грузовое судно Эрриа Инге (Erria Inge)

Австралийское грузовое судно Эрриа Инге было взято в аренду китайской компанией в 1990 году. Через несколько месяцев и владелец корабля, и компания-арендатор потеряли связь с судном и его экипажем. Считалось, что на Эрриа Инге напали пираты. Затем по ряду косвенных доказательств стало ясно, что судну дали новое название, и по поддельным документам краденый корабль использовался для доставки незаконных грузов. Пираты поступают так довольно часто, зная, что никто из простых судоходных компаний не кинется рисковать жизнью и возвращать назад свои корабли.

Загадочная история Эррии Инге получила свое продолжение в 1992 году, когда сотрудники нового владельца корабля, купившего его на металлолом, совершили необычное открытие. В давно неиспользуемой морозильной камере они обнаружили останки 10 сожженных тел. Было абсолютно неясно, кем были эти жертвы или что с ними случилось, но в участии пиратов не оставалось почти никаких сомнений. Шокирующее открытие, сделанное на борту угнанного судна Эрриа Инге, - это жуткое напоминание об опасности, которая до сих пор присутствует в современных морях.