Получение качественного образования — один из важнейших этапов в жизни любого человека. Это - база для дальнейшего развития, получения хорошей и стабильной работы, а также других ценных возможностей. Знания, полученные в детстве и юности, являются фундаментом дальнейших жизненных успехов, вот почему образование на этом этапе является таким важным. Сейчас существуют разные подходы к обучению, но есть те, которым следует уделить отдельное внимания. Проект сайт, созданный в 2010 году, продемонстрировал все преимущества концепции дистанционного образования в школьном обучении. сайт - частная инициатива, созданная коллективом энтузиастов под руководством предпринимателя Михаила Ивановича Лазарева. В работе проекта принимают участие многие специалисты: учителя, режиссеры, программисты, специалисты по компьютерной графике и другие профессионалы. Сайт - это настоящий кладезь полезной информации — на нем представлены видеоуроки, конспекты, интерактивные тесты и тренажеры по предметам школьной программы.

В 2014 году на базе портала был создан подпроект Это - система, которая позволяет дистанционно пройти весь курс школьного обучения вместе с преподавателями либо полностью самостоятельно. На примере этих решений видно, что дистанционное семейное образование является эффективным вариантом для обучения в самых разных ситуациях.

Что такое семейная форма образования?

Эта форма учебы предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы, дома. Суть - изучение дисциплин программы в домашних условиях, но, как правило, экзамены и аттестации ребенок проходит в том учреждении, куда он официально зачислен на семейную форму получения образования. Такой вид обучения выбирается в том случае, когда учеба вне стен школы по разным причинам является более целесообразной, нежели посещение очного учебного заведения.

Какие формы семейного обучения бывают?

Выделяют несколько видов обучения без посещения уроков в очной школе. Они различаются по двум особенностям: нюансами организации учебного процесса, и причинами, по которым произошел переход на эту форму обучения.

Можно условно выделить четыре типа домашнего обучения:

Надомное обучение. Этот вид обучения разработан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Список заболеваний, при которых возможен перевод на такое обучение, установлен законодательно. Последняя его редакция за 2016 год содержит 60 пунктов с пояснением относительно каждого из них (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н) . В этом случае ребенка обязаны обучать на дому преподаватели школы, к которой он прикреплен, хотя можно договориться с образовательным учреждением и о самостоятельном обучении. Школа предоставляет родителям всю учебную и методическую литературу а также специальный журнал для контроля обучения. Получить разрешение на подобную форму образования можно только при заключении медицинской комиссии.

Семейное обучение. Это вариант, при котором ученик может на общих основаниях посещать учебное заведение, однако родители и ребенок сами решили, что учиться вне обычной школы будет лучше. Причины могут быть разными, но обычно они сводятся к тому, что получать знания дома будут намного удобнее и эффективнее, нежели в учебном заведении.

Экстернат. Данный тип обучения предполагает самостоятельную работу ученика, который имеет выдающиеся способности и возможность учиться на хорошем уровне. Часто такие дети сдают экзамены досрочно: современное законодательство позволяет сдавать экзамены в форме экстерна на три года вперед. Оформить экстернат можно для ребенка любого возраста.

Дистанционное образование детей. Сегодня этот формат учебы может быть как частичным дополнением к посещению обычной школы, так и полноценной возможностью изучить всю программу вне рамок обычного учебного учреждения. Этот вариант обучения предполагает, что ребенок изучает информационные материалы, размещенные в специализированной онлайн-системе. Они могут быть представлены разными форматами: это и наглядные видеоуроки, текстовые конспекты с иллюстрациями, интерактивные тесты для проверки знаний. Важным моментом является то, что дистанционное семейное обучение не лишает ребенка общения с учителями. Благодаря современным средствам голосовой и видеосвязи преподаватели могут «присутствовать» в доме ребенка, при этом фактически находясь на удалении в тысячи километров от него. Таким образом, в рамках данного формата ребенок получает абсолютно все, что ему требуется для всестороннего развития и обучения.

Семейное образование в России: история и современность

Семейное образование в России имеет давнюю историю. Очень распространённым оно было в XVIII-XIX столетиях. Приглашаемыми на дом преподавателями обычно являлись священнослужители и семинаристы, студенты и сотрудники университетов. Богатые дворянские семьи могли позволить себе воспользоваться услугами репетиторов-иностранцев.

Перерыв в традициях семейного образования произошел в 1917 году, когда произошла революция. В эпоху СССР семейное обучение было упразднено, все дети были обязаны посещать общеобразовательную школу. Исключение могло быть сделано только для ребят, которые не могли посещать учебное заведение по состоянию здоровья. Как и сейчас, в советский период учащиеся активно пользовались услугами репетиторов, хотя они оказывались вне рамок официально разрешенной трудовой деятельности.

Но период новейшей истории России можно считать ренессансом традиций семейного домашнего обручения. В начале 90-х годов прошлого века такие виды образования, как семейное, экстернат и репетиторство получили новую жизнь. Дети и их родители получили гораздо больше возможностей для выбора вида обучения и создания комфортных условий для занятий. Интерес к внешкольным формам учебы значительно возрос.

Сегодня семейное образование доступно каждому!

Сегодня в России семейное образование доступно каждой семье и каждому ребенку. Законом установлено, что родителям предоставляется право независимого выбора школы и способа получения образования их детьми. Все чаще семьи делают выбор в пользу удаленного обучения при помощи современных онлайн-систем. В соответствии с законами РФ не требуется каких-либо специфических условий для перевода на внешкольное образование. Для учебы вне уроков в очном формате достаточно только согласия ученика и его родителей (или законных представителей). Конечно же, для перевода на семейное обучение необходимо осуществить определенные административные процедуры.

Чем больше возможностей и вариантов выбора, тем лучше результат. Сейчас в России все больше семей готовы перевести ребенка на домашнее обучение, даже если у него есть все возможности посещать обычные очные уроки. Более того, все чаще обычное школьное образование частично дополняется домашним. Ребенку могут помогать репетиторы, также он может учиться в различных онлайн-школах.

В чем преимущества такого подхода к обучению и в каком случае он будет оптимальным вариантом?

Нередко считают, что на семейное обучение переводят только тех деток, которые имеют проблемы со здоровьем. Но на данный момент все больше детей и родителей выбирают домашний способ обучения исходя из его преимуществ, а не под давлением обстоятельств.

Среди преимуществ семейной формы обучения можно отметить следующие:

  • Ученик лучше справляется с программой образовательного курса. Это становится возможным благодаря тому, что в таком варианте получения знания обеспечивается индивидуальный подход с учетом особенностей и способностей конкретного ученика. В то же время в больших классах обычных школ у учителей просто нет возможности уделить много времени каждому ребенку;
  • ребенок меньше отвлекается на то, что ему не нужно или не интересно. Не во всех учебных заведениях преподавание ведется на высоком уровне, бывает так, что детям не интересно учиться в конкретном классе и в конкретной школе. Регулярное посещение места, которое не нравится, может обернуться негативными эмоциями и снижением успеваемости. Учеба на дому — это способ избавиться от всех неприятных обстоятельств. Ребенок будет получать знания в комфортной обстановке, где ничто не помешает учебе;
  • дети на семейном обучении имеют больше возможностей для всестороннего развития. При такой форме обучения можно изучать интересные ребенку предметы углублённо. Также в образовательный курс можно включить ту информацию, которая отсутствует в школьной программе.
  • ребенок тратит меньше времени и меньше устает. Часто бывает так, что учащийся живет в удаленном населенном пункте и дорога до школы отнимают немало времени. Находясь на семейном обучении, ребенок может потратить сэкономленное время с большей пользой. Его можно потратить на дела, связанные как развлечениями, так и с развитием ребенка.
  • исключаются возможности конфликтов с негативно настроенными сверстниками и старшеклассниками. Семейное обучение может быть оптимальным вариантом для детей, которые в силу особенностей характера испытывают трудности с адаптацией в коллективе;
  • возможность составления гибкого графика занятий с учетом биологических ритмов учащегося. Это позитивно отражается на здоровье, самочувствии и работоспособности ребенка;
  • развитие интеллекта и креативных качеств мышления. Исключается стереотипный и шаблонный подход, препятствующий формированию индивидуальности;
  • развитие навыков самостоятельности, ответственности и организованности. Ребята, которые обучаются дистанционно при помощи современных онлайн-систем, сами контролируют свое расписание. Ребенок несет полную ответственность за свои результаты: у него нет возможности списать домашнее задание или подсмотреть результаты контрольной работы. Такой подход способствует формированию у ребенка навыков самостоятельности, дисциплинированности, умения планировать свое время. Вряд ли кто-либо будет сомневаться в том, что все эти качества понадобятся и во взрослой жизни - дальнейшей учебе и работе.

Как видно, причины перехода на семейное образование могут быть самыми разными. У каждой семьи есть для этого свои основания. Важно лишь то, что современное законодательство разработано таким образом, чтобы выбор формы обучения не был принудительным и каждый нашел оптимальное решение.

Известно, что большая часть ребят соответствующего возраста посещают обычные школы. Но очень часто обучение в рамках стандартной концепции может быть неудобным.

Нередко обучение в домашних условиях выбирают для тех деток, которые не могут ходить в школу в силу проблем со здоровьем. Очень часто для таких ребят данный вариант обучения - единственная возможность получить аттестат. Государственные учреждения и частные организации заботятся о таких детях, благодаря чему они наравне со своими здоровыми сверстниками изучают школьный курс. В дальнейшем эти ребята могут поступить в престижный вуз, многие из которых предлагают возможность дистанционного обучения.

Но спектр причин, по которым многие семьи делают выбор в пользу семейного образования, не ограничивается медицинскими показаниями. Во многих случаях домашнее обучение выбирают для одаренных детей. Такие ребята хотят изучать важные для них дисциплины углубленно. Нередко они осваивают программу, опережая своих сверстников, а на уроках эти дети просто скучают. Близкие таких ребят обычно хотят, чтобы дети учились у преподавателей - мастеров своей профессии. Уровень преподавания в школе по месту жительства может их не устраивать. В этом случае семейная форма образования будет самым подходящим вариантом. Даже если семья живет в маленькой деревне или селе, где нет значительных образовательных возможностей, всегда можно воспользоваться преимуществами дистанционного обучения. В этом случае ребенок сможет учиться у лучших преподавателей и получить самый качественный багаж знаний.

Часто обучение в форме семейного образования выбирают и для ребят, которым сложно дается учеба или если ребенок плохо воспринимает объяснения учителя в школе. Увы, не в каждом учреждении работают хорошие педагоги, которые смогут понятно объяснить непростые аспекты и заинтересовать детей предметом. Причиной может быть и то, что у ребенка возникают конфликты с преподавателями и другими учениками в школе. В данном случае обучение в форме семейного образования также может стать оптимальным решением, которое убережет ребенка от возможных проблем такого типа. В итоге ребенок сможет избежать негативных обстоятельств и изучить школьный курс с хорошими отметками, с отличным результатом пройти выпускные испытания.

Трудности с посещением занятий в очной школе часто возникают и у ребят, которые на серьёзном уровне занимаются спортом или творчеством - пением, музыкой или другими видами искусства. Эти дети тратят много времени на тренировки и дополнительные занятия, ездят на состязания и конкурсы. Посещать занятия по фиксированному графику им может быть трудно, и семейное обучение в таком случае будет оптимальным решением. При таком подходе можно составить гибкий график уроков, и у ребенка будет возможность уделить нужное время любимому занятию и не допустить снижения оценок по школьному курсу.

Обучение на дому - отличный вариант и для семей, которым в силу профессиональной деятельности приходится время от времени переезжать. В такой ситуации лучшим вариантом будет образование с использованием средств дистанционного обучения. Благодаря такому решению удастся исключить проблемы, вызванные необходимостью поиска новых школ или репетиторов при очередном переезде. Кроме того, ребенку не придется каждый раз сталкиваться с проблемами, связанными с привыканием к коллективу в новой школе.

Семейная форма обучения подходит абсолютно всем семьям с прогрессивным взглядом на образование. Сейчас многие организации готовы помочь родителям при реализации данной концепции получения знаний. Правильный выбор центра семейного образования станет первой ступенькой к успешному обучению.

Подходы к организации семейного обучения

В некоторых случаях при переводе ребенка на семейную форму обучения родители сами преподают ему весь школьный курс. Разумеется, они как никто другой будут стремиться дать своим детям все самое лучшее из того, что есть в учебной программе. При этом родителям может быть непросто разобраться в аспектах всех разнообразных школьных дисциплин по причине отсутствия специального или педагогического образования. Кончено, можно воспользоваться помощью частных репетиторов. Но почасовая оплата их услуг может стать проблемой для семейного бюджета. Более того, поиск учителей может быть непростым, особенно в маленьком населенном пункте. Важно отметить и то, что вы сможете удостовериться в качестве услуг преподавателя только после нескольких уроков.

Но многих родителей, которые сделали выбор в пользу семейного обучения, порадует то обстоятельство, что им не потребуется заниматься поиском репетиторов или вникать в тонкости разделов алгебры, физики и других сложных предметов. Достаточно воспользоваться всеми преимуществами современных систем онлайн-обучения.

Семейное образование с Домашней школой сайт: все возможности для покорения вершин знаний

Проект сайт c 2008 года является лидером среди видеуроков по школьному курсу и заслужил многие положительные отзывы. Специально для детей и родителей, выбравших семейную форму обучения, был разработан сервис , при помощи которого можно пройти всю школьную программу в режиме онлайн. Что необходимо для начала учебы? - просто создайте свою учетную запись на сайте! Для того, чтоб у вас была возможность рассмотреть все преимущества нашего дистанционного центра семейного образования, первая неделя обучения доступна без оплаты. В Домашней школе можно изучать как отдельные предметы в дополнение к обычной школе, так и полностью перейти на удаленное обучение.

Как проходит учебный курс в Домашней школе?

Учебный процесс предусматривает несколько компонентов. Ребята изучают видеоуроки по каждому разделу школьного курса. Они созданы в соответствии с образовательными стандартами, но все аспекты предмета представлены в самой понятной форме. Благодаря современной анимации физические закономерности, свойства геометрических фигур и другие составляющие программы представлены в самом понятном виде.

Видеоматериалы дополнены иллюстрированными текстовыми конспектами и интерактивными возможностями для контроля усвоения темы. Тесты и тренировочные программы помогут понять, какую информацию ученик усвоил хорошо, а где пока есть пробелы в знаниях. Разнообразие форм подачи информации не даст детям заскучать, делает процесс обучения эффективным и интересным. Благодаря этому общеобразовательная программа намного проще усваивается даже теми детьми, которым тяжело дается учеба.

Как и в стандартной школе, ребята выполняют контрольные и домашние работы, за них выставляются отметки, которые заносятся в удобный онлайн-журнал. А благодаря удобной рассылке о наиболее значимых событиях близкие всегда будут в курсе успехов ребенка.

При помощи средств текстовой, голосовой и видеосвязи наши преподаватели консультируют учащихся, подробно разъясняют сложные нюансы в каждой теме. В основе работы - индивидуальный подход к каждому ребенку, находящемуся на семейном обучении. В работают учителя высокой квалификации - многие из них имеют ученую степень и являются лауреатами конкурсов профессионального мастерства.

Сколько стоит семейное обучение в Домашней школе сайт?

Стоимость учебы в нашей онлайн-школе определяется форматом обучения и периодом оплаты. В любом случае благодаря доступным ценам такой вариант более выгоден, чем почасовая оплата недешевых уроков наемных репетиторов.

Доступна возможность выбора из двух форматов:

  • Формат «Самостоятельный» - в данном варианте учащемуся будут доступны все информационные материалы (видеолекции, тесты и тренажеры для контроля знаний) для самостоятельного изучения. Рациональный выбор для детей, которые посещают обычное очное образовательное учреждение, но хотят изучать избранные дисциплины школьного курса дополнительно;
  • Формат «С учителем» - все возможности первого варианта, но также предполагается взаимодействие с преподавателем: проверка домашних заданий, консультации, ответы на вопросы. Этот вариант имеет большую стоимость, но при этом обеспечивается более качественное изучение предмета. Отлично подходит для детей на семейном обучении.

Дистанционное обучение: большие возможности для большого будущего!

Хорошие родители стремятся дать своим детям все самое лучшее. На сегодняшний день все больше семей делают выбор в пользу домашней формы обучения, осознаваем её множественные преимущества. Современные технологии и образовательные методики обладают значительным потенциалом. Используйте все возможности современного мира, чтобы подарить ребенку успешное будущее. Выберите ли вы занятия в дополнение к посещению обычной школы или семейную форму образования - станет для вас надежным помощником!

Соня Самсонова, основатель своего альтернативного образовательного проекта, красноярской , размышляет, почему ни государственные школы, ни частные заведения, ни домашнее обучение не дают адекватных ответов на глобальные вопросы воспитания следующих поколений.

За последние десятилетия запрос родителей к школе прошёл путь от «сделайте моего ребёнка умным» через «сделайте моего ребёнка успешным» к «сделайте моего ребёнка счастливым».

И если на первые два вопроса школа была готова (по крайней мере, пыталась) дать ответ, то вопрос о счастье явно выходит за рамки школьной компетенции и ставит многих в тупик.

Прогрессивные родители поняли, что ни большой ум, ни грандиозные карьерные успехи, ни наличие классической семьи формата «мама+папа+двое детей» не гарантируют ребёнку душевного покоя, чувства удовлетворённости и, в конце концов, психического и физического здоровья.

Родительские муки выбора и трудные решения

Власть может смениться, родители - это навсегда. Быть родителем - гораздо более ответственная роль, нежели быть президентом или министром. И сегодня, как никогда прежде, мамы и папы находятся под давлением огромного количества факторов даже не с рождения ребёнка, а с момента первой мысли о нём. Вредно УЗИ или нет? Рожать или кесарево? Как долго кормить грудью? Прививки: за или против? Сон: совместный или раздельный? Слинг? Кенгурушка? 4 кружка в 4 года – много или мало? Подготовка к школе в 5 или 6 лет? Выбирать школу или учителя? Не хочет ходить в школу - что делать?

Проблема усугубляется тем, что нет никаких правильных ответов. Специалисты - педагоги, врачи, психологи, физиологи от участковых педиатров до профессоров ведущих мировых клиник спорят друг с другом, приводя мощные аргументы с обеих сторон. Не все родители - специалисты в химии, биологии, медицине и психологии, и уж точно не во всём сразу. У них голова идёт кругом от форумов и блогов в интернете, передач на радио и ТВ, от книг и статей.

Сегодня родителям приходится нести на себе бремя ответственности за каждый свой выбор, отстаивая его перед бабушками и дедушками, соседями по лестничной клетке, на детской площадке, а порой и перед государственными учреждениями - поликлиникой, детским садом, школой.

Но впереди ещё два испытания: первое - школьные годы, второе - как оценит ваши старания ребёнок. Никто не знает, спросит ли вас в будущем сын, почему вы не переехали в экологически чистый регион или даже страну, когда он покрывался коростами аллергической сыпи, задыхаясь в родном краю. Может быть, дочь выскажет, что у неё нет друзей, потому что вы не отдали её в садик, а потом и в обычную школу. Вечные вопросы, муки выбора и трудные решения.

Выход из системы образования

У среднестатистического жителя нашей страны есть целых три варианта обеспечения среднего образования ребёнка: проторенный путь муниципальной школы «по прописке», недешёвое образование в частном учебном заведении или набирающий популярность во всём мире отказ от государственных услуг и переход на предусмотренную Законом семейную форму получения образования.

С первыми двумя вариантами всё более-менее понятно: все мы учились в государственных школах и отлично знаем их порядки, преимущества и проблемы. Единицы из нас окончили элитарные частные школы, но даже если нет, то тоже понятно, что условия и качество обучения там примерно соответствуют разнице в стоимости услуг.

Что представляет собой выход из системы? Выход куда?

В неизвестное. В космическое, бесконечное и, благодаря интернету, безграничное образовательное пространство целого мира.

Снова страшно, снова множество вопросов. К счастью, есть лучи света в этом тёмном царстве вариантов домашнего обучения, открытых (не побоюсь этого слова, неинституционализированных) форм образования, интерактивных образовательных площадок - это современные издания (журналы, газеты, блоги, сайты) и группы поддержки родителей, выбравших семейное образование (СО). Казалось бы, вот оно - будущее: свобода от школьной гребёнки-уравниловки, самодуров-директоров, истеричек-училок, перегруженного расписания, нездорового питания, жестоких сверстников, опасных компаний, школьного стресса.

Семейное образование в виде домашнего обучения освобождает ребёнка от школы, но какое образование оно даёт?

Если оно семейное, значит ли, что оно современное?

Нет. В современном высокотехнологичном мире информационно-коммуникационных технологий и моральной деградации, когда единицы владеют богатствами всего мира, а миллионы голодают, когда можно уничтожить целую семью одним постом в инстаграме - нет, самые лучшие мама и папа не смогут дать ребёнку современное качественное образование ни дома, ни у репетиторов. Смогут дать такое, которое сами считают хорошим, а именно - помочь ребёнку стать начитанным, воспитанным, эрудированным, физически развитым. Но невозможно дать то, о чём не имеешь понятия сам.

Этому не научит никакая книга, никакая школа страны, никакие курсы. Современное образование не шире и не глубже, чем предметные знания - оно МЕТАпредметно, его основа - математика, естественные науки и словесность, но его суть лежит НАД ними (да, ты знаешь теорему, но что ты будешь с ней делать?).

Современные умения не могут сформироваться в паре с любящей мамой.

Только в реальном разновозрастном коллективе разных людей из разных семей и культур. Это невозможно обеспечить в домашнем обучении.

Пока родители детей на семейном обучении учат друг друга «прочитывать» учебники и «объяснять» детям, «пересказывая» содержание (технология обучения, характерная для XVI-XIX веков), пока ведущие «эксперты» семейного обучения рассказывают, как «выучить все предметы» через анскулинг - ясно, что их задача в том, чтобы отделаться от школы малой кровью, «сдать предметы», «закрыть четверти и полугодия», освободить своих детей от школы для… для того, что кажется лучшим на родительский взгляд.

Я не только родитель, я специалист по образованию и сторонник профессионализма. Я хочу, чтобы моих детей и меня лечил профессиональный врач, защищал профессиональный юрист, одевал профессиональный портной, а учиться мы хотим у профессионального учителя в современно организованном образовательном пространстве по самым передовым образовательным стандартам. Ни государственные, ни частные школы, ни домашнее обучение не позволят обеспечить этих условий. Но выход есть.

Взгляд в будущее: что произойдёт?

Подобно тому, как вальдорфские школы открываются по запросу родительского сообщества, в России появятся маленькие школы, ориентированные на достижение современного качества образования в соответствии с ценностями и доходами семей. Эти школы будут организованы не назначенными сверху, а специалистами по образованию, которых выбрали родители.

Возможно, начнётся охота за головами, и родители смогут нанимать директоров государственных школ, в то же время появятся новые лица и имена тех, кто не смог добиться должностей в государственной системе.

Именно это, а не бесконечные и бестолковые государственные реформы, приведёт к тому, что учителя будут осваивать самые прогрессивные технологии, реализовывать индивидуальный подход, применять эффективные методики.

А организаторы образования будут слышать и гибко реагировать на запросы семьи, предоставляя действительно прозрачные финансовые отчёты (а не собирать очередные тысячи на ремонт и подарки).

Сеть таких инициативных школ, конечно, не вытеснит государственное образование, но наконец приведёт к истинным реформам образовательной системы страны, потому что не меняться в условиях такой конкуренции с новой современной школой старая российская школа просто не сможет.

При чём тут счастье?

Нам не удастся раскрыть секрет счастья и составить его рецепт. Но, по крайней мере, новые инициативные школы России дадут возможность небольшим объединениям родителей, учителей и организаторов образования прийти к единому пониманию того, что хорошо и правильно для детей. А если нет - присоединиться к другой маленькой школе, или открыть ещё одну. Когда мы обустроим пространство каждой маленькой школы и дадим нашим детям возможность почувствовать, каково это - жить и учиться, понимая и уважая друг друга, делая осознанный выбор, а не подчиняясь чужой воле, открыто задавая вопросы и выражая своё мнение, оценивая безграничные возможности, которые оказались в руках человечества и, в связи с этим, огромную ответственность за судьбу всех людей - это будет уже очень много по сравнению с тем упадочным состоянием, в котором мы пребываем сегодня.

Мы должны научиться приходить к согласию в малых группах, принимая решения локального уровня. Тогда через десятки лет наши дети смогут принимать эффективные решения планетарного масштаба, чтобы ресурсы всех недр, высот и океанов и всех людей служили решению мировых проблем и способствовали развитию каждого. Это ли не счастье?

Что надо знать родителям о семейном образовании

Семейное образование – форма получения общего образования

В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Цель семейного обучения - дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.

Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

При выборе семейного образования его не следует путать с домашним обучением. Домашнее обучение это не форма получения или форма обучения, это условие организации учебного процесса в образовательной организации. Условия могут быть разные – учебный процесс в аудитории, дистанционно, на дому для особых детей. Обучение на дому допускается при наличии:

  • медицинской справки об организации учебного процесса на дому (перенос работы организации в другие условия, но по тем же школьным правилам), которую выдает лечебное учреждение, где наблюдается ребенок;
  • заявления родителей об организации обучения на дому.

Учебный процесс

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.

Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.

При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.

Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.

Если же учащийся не будет аттестован и в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.

Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения.

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.

Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги.

В этом случае учреждение информирует учредителя о гражданах, которые будут проходить аттестацию в статусе экстерна и определяет совместно с органами местного самоуправления финансовое обеспечение этой процедуры.
Делать это надо до утверждения бюджета на следующий календарный год.

Если вы приняли решение о переходе на семейное образование, то можете обратиться к директору школы, в органы управления образованием за разъяснением.

Если в регионе разработан соответствующий нормативный правовой документ, то следует его внимательно изучить и действовать по изложенному в нем алгоритму.

Обратите внимание на финансовое обеспечение обучения. Возможные варианты: регион оплачивает обучение в объеме ФГОС или в объеме ФГОС и регионального, муниципального компонентов; регион не финансирует семейное образование. В последнем случае оно полностью за ваш счет, как, например это в Москве.

Органы местной власти могут организовать консультационные пункты при образовательной организации или отдельно, но могут и не организовывать. Закон их к этому не обязывает.

Удачи вам и вашим детям!

Примечание

1.При организации семейного образования следует руководствоваться:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
  • нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
  • локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.

2. Промежуточная аттестация – это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.

3. Новый закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации.

4. Согласно части 13 статьи 108 закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Т.к. семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.

В подготовке использованы материалы сайтов Минобрнауки РФ, Российский общеобразовательный портал: основная и полная и др.

Моему сыну девять лет, и он не учится в школе. Такое признание, как правило, вызывает недоумение и тысячу вопросов.

Он болеет?

Он не справляется со школьной программой?

Или даже так:

Ты вступила в какую-то секту, которая запрещает детям ходить в школу?

Спешу успокоить. Мой сын здоров. Со школьной программой у нас нет никаких проблем. И да, я не состою ни в одной секте 😉

И тем не менее мы не знаем, что значит учить уроки допоздна, бежать на первый урок ни свет ни заря или зубрить правила, смысл которых остается неведом.

Лев хоумскулер. Попросту говоря - один из тех детей, которые вместе с родителями выбрали форму семейного образования. Что это такое? Давайте попробую объяснить.

Что такое семейное образование?

Семейное образование помогает забыть о такого рода молитвах 😉

Во-первых, семейное образование - это не домашнее обучение , которое бывает необходимо для отстающих или часто болеющих детей. Если при надомном обучении учителя приходят домой и занимаются с учеником по индивидуальному плану, то на семейном образовании роль учителя сводится к минимуму: педагоги становятся только теми, кто принимает аттестации.

Во-вторых, семейное образование является законодательно закрепленной нормой . В последней редакции Федерального закона «Об образовании» четко прописано, что это одна из форм получения среднего образования наравне с привычным очным.

В-третьих, семейное образование общедоступно . Его может выбрать ученик любого класса в любой момент. При этом никакого основания или веского доказательства иметь не нужно, достаточно одного желания.

В принципе это все, что нужно для начала знать о семейном образовании. Понимаю, что здесь возникает еще несколько вопросов: зачем это нужно и как мы к этому пришли. Отвечу и на них, но начну, пожалуй, со второго.

Пойти, чтобы вернуться

Хоумскулером Лев был не всегда. В 7 лет он гордо нес огромный букет цветов в сопровождении безумно волнующихся родителей. Все мы ждали, что новый период в жизни семьи не будет ничем омрачен. Но вышло не так.

Мне как филологу по образованию не нравилась программа (это, честное слово, местами какой-то ужас - родители школьников меня поймут). А еще по каким-то предметам Лев шел далеко впереди одноклассников, по другим - чуть медленнее.

Лев у своей первой школы

После первого полугодия второго класса я перевела ребенка из школы рядом с домом в статусную школу. Здесь и окружение было лучше, и качество образования. Но ребенок просто начал «закисать»: до школы нужно было ездить полтора часа в одну сторону, все секции пришлось оставить, времени на прогулки не осталось. И в какой-то момент я проснулась посреди ночи, а в голове крутилась мысль: «Я теряю ребенка! Пора что-то делать!» Через неделю я забрала из школы документы и унесла в департамент образования уведомление о переходе на семейное образование.

А зачем все это нужно?

Школа не была ни за, ни против. Завуч младших классов спокойно выслушала меня, согласилась, а еще через пару дней заключила договор со мной и озадачила коллег на составление учебного плана. Единственное - она меня предупредила: «Можете забыть о том, что ребенок был отличником, оценки скорее всего будут ниже». Знаете, она меня нисколько не удивила и не испугала. Я всегда говорила, что учиться для оценок глупо и нелепо.

Итак, на сегодняшний день мы уже почти полгода находимся в свободном плавании. Количество плюсов от такой жизни, не буду скрывать, зашкаливает. И исходя из них я готова сформулировать цели, которые мы преследуем, выбирая семейное образование.

  1. Ответственность за образование, воспитание и будущее ребенка лежит полностью на родителях, а не на педагогах, людях, с которыми может быть совсем не по пути и чьи жизненные ориентиры далеки от тех, которые царят в вашей семье. Да, это огромная ответственность, уже нет возможности сказать: «Этого мы не знаем - не научили в школе!» Если ребенок не знает - виновата я: я должна объяснить тему нужным образом или обеспечить доступ к информации, которая поможет разобраться в теме самостоятельно.
  2. Чувствовать себя свободным - это бесценно, сколько бы лет тебе ни было! Буквально за пару недель семейного образования у сына пропала болезненная худоба, круги под глазами от бесконечного недосыпа. Мы не привязаны к жесткому расписанию, а учитывая мою жизнь в режиме хоум-офиса, это просто волшебно!
  3. Любой человек вправе общаться с теми людьми, кто им приятен, и заниматься тем, что ему нравится. Да, вы можете со мной поспорить: мол, ребенку нужна социализация, он должен знать, какая жизнь на самом деле и т.д. Но это моя принципиальная позиция. Взрослый человек стремится избегать тех, кто ему неприятен. Вы скажете: «Это невозможно!». Почему же нет? Вполне возможно - если есть сильное желание. То же и с занятиями. Я глубоко уверена: секрет счастья в том, чтобы заниматься тем, что ты любишь. Предвижу вопрос: «А работать когда?» Если что-то очень любить, этим можно научиться зарабатывать на жизнь и обеспечивать себя, делая еще счастливее. Вот этому и нужно учить с детства.

Немного об организации учебы

Хоумскулинг - это всегда индивидуальный путь. Здесь нет готовых решений, программ, ответов. И это всегда путь проб и ошибок. Это касается и организации учебного процесса: здесь нет учителя, который распланирует программу на год вперед и на которого в случае чего можно списать все неудачи.

Как только мы ушли из школы, я пыталась придерживаться учебного плана и условно заниматься с ребенком «как в школе». Но спустя пару недель поняла, что нет смысла в тех же пяти уроках ежедневно, даже если они проходят дома. Поэтому постепенно мы перешли на другой график. Каждый день мы изучаем один предмет. Например, по понедельникам мы занимаемся математикой, по вторникам - информатикой и т.д. Занятия эти занимают не более сорока минут. И этого вполне достаточно, чтобы не только не отставать, но и перегонять школьную программу. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и теперь только ждем майской аттестации.

У нас нет репетиторов. Часть предметов мы разбираем вместе, часть Лев делает самостоятельно (это тоже очень важно, поскольку ребенок сам учится искать информацию из разных источников). Еще он учит два языка - французский (школа, к которой мы прикреплены, с углубленным изучением французского языка) и английский. Французским с Лёвой занимается бабушка, школьный педагог иностранных языков с огромным стажем и опытом, английский разбираем вместе со мной и разными приложениями на компьютере.

Теперь у нас есть возможность не гоняться за бессмысленными рейтингами, а стараться быть лучше. Стопочка дипломов победителя разных олимпиад у нас постоянно растет

Главное, что мы приобрели, уйдя из школы, - возможность заниматься тем, что действительно нравится. И Лёва пользуется этой возможностью с лихвой. Дважды в неделю он занимается дзюдо, трижды - шахматами (даже уже первый юношеский разряд получил, что для меня совсем недосягаемо). Кроме того, он занимается в литературном кружке, а в городском планетарии пропадает бесконечно на занятиях астрономией. А еще он много-много гуляет и общается с другими детьми - это то, чего лишены большинство школьников, живущих по принципу школа-уроки-секция-компьютер-сон.

Лёва два года занимается дзюдо. На семейном образовании для этого появилось гораздо больше времени.

И, конечно, в его жизни огромную роль играют книги. Честное слово, не знаю, что я бы делала без МИФа! Книги он поглощает одна за другой. Это и художественная литература (например, сейчас он зачитывается Киром Булычевым), но в большей степени - нонфикшн. Здесь на отдельном счету у нас книги о космосе (да-да, и сегодня есть дети, которые с уверенностью говорят, что хотят работать в космонавтике) - «Космос» и «Астрокот и его путешествия в космос » перечитывались несметное количество раз.

Свобода дала возможность полностью увлечься любимой темой. 12 апреля Лёва был одним из ведущих Дня космонавтики в нашем городе. Тот редкий момент, когда Лёва занимается за столом. Обычно это происходит в дороге, на природе, на улице - где угодно.

А что дальше?

Когда мы сообщили родственникам о переходе на семейное образование, все приняли новость довольно спокойно. Сейчас периодически возникают вопросы: «А что дальше? Когда-то ведь нужно возвращаться в школу».

Если честно, я стараюсь не загадывать. До пятого класса мы точно собираемся оставить семейное образование.

Если Лев захочет вернуться в школу - он вернется, я не буду препятствовать. Другое дело - что он уже вкусил всю прелесть свободной жизни и обгоняет своих одноклассников по программе. Будет ли ему интересно в школе при таком раскладе - вопрос спорный.

Думаю, логичным продолжением в средней школе было бы заочное обучение: все-таки иностранный язык - это то, что нужно практиковать общаясь с другими людьми, а естественные науки немыслимы без опытов и практических работ, с этим школа справится лучше меня.

Не исключено, что у нас появятся репетиторы, если в этом будет необходимость. В общем поживём - увидим.

А пока мы ходим в школу на аттестации раз в четверть. Одни предметы (окружающий мир и чтение, к примеру) он сдает учителю устно тет-а-тет, по другим (математика, русский и французский языки) Лев пишет итоговые контрольные работы вместе с одноклассниками. Есть и другая форма аттестации: например, по физкультуре мы сдаем доклады, а по информатике - рабочую тетрадь на печатной основе с выполненными за отчетный период заданиями. По итогам третьей четверти у Лёвы вышло четыре пятерки и пять четверок, то есть, вопреки мнению завуча, ребенок не стал учиться хуже.

А впереди нас ждет итоговая аттестация за второй класс. К ней мы готовы, и страха или волнения ни у меня, ни у сына нет.

А стоит ли?

Наверное, семейное образование никогда не станет массовым явлением. Да и не требуется от него этого. Всегда будут те, кто мечтает о таком обучении, те, кто его осуждает, и те, кто уже не мыслит жизни в режиме «как у всех».

Я точно знаю, что если есть какие-то опасения, то семейное образование пробовать рано.

Вместе со всеми прелестями у свободы в образовании есть и серьезные сложности. Если в мегаполисах система поставлена на поток, то в небольших городах школы зачастую вообще не знают о том, что такое хоумскулинг. Родителям приходится в лучшем случае проходить весь путь знакомства и погружения в семейное образование в худшем - пробивать лбом стену бюрократии. А всё потому что законодательная база, касающаяся этой части образования, пока оставляет желать лучшего.

Кроме того, семейное образование требует очень серьёзных вложений. И в первую очередь не финансовых (хотя и их тоже), а временных и моральных. Нужно по-новому учиться организовывать день и образовательный процесс. Для родителей это не всегда легко. Но в любом случае все сложности с лихвой компенсирует радость от свободы и чувства полета и творчества, приходящие вместе с семейным образованием.

Большая часть детей в нашей стране учится в школе, являющейся базовой ступенью для получения систематизированных знаний и приобретения минимума практических и социальных навыков, необходимых в дальнейшем.

Посещение детьми школы с сентября по май воспринимается родителями как данность и непреложная обязанность каждого ребенка. И мало кто задумывается об альтернативном обучении. Тем не менее, получить общее образование на вполне законных основаниях можно не только в стенах традиционной школы. Есть и другие варианты и возможности.

Сегодня часто можно услышать такие фразы, как «домашнее образование», «семейная форма обучения», «индивидуальное обучение». И, как свидетельствуют факты, все больше родителей совместно с детьми выбирают семейное обучение на дому. Что же это за вид образования, как перейти на семейное обучение и как его организовать? Попробуем разобраться.

Причин перехода на индивидуальное обучение на дому немало. И чаще всего в основе желания получить домашнее образование без посещения ребенком школы лежит несовпадение интересов учеников и учебного заведения:

  • при проблемах со здоровьем (инвалидность, тяжелая болезнь) ребенок физически не может посещать школу и вынужден перейти на домашнее обучение по медицинским показаниям;
  • по желанию родителей в силу тех или иных семейных обстоятельств.

Вполне оправдана целесообразность перехода на домашнее обучение в следующих случаях:

  • профессиональные занятия музыкой, спортом, которые сложно совмещать с регулярным посещением школы из-за частых отлучек на соревнования, конкурсы, смотры;
  • ребенок успешно и с большим опережением осваивает школьную программу, и ему не интересно на уроках (это чревато утратой интереса к учебе вообще). Не всегда спасает в этой ситуации «перепрыгивание» через класс, так как по психическому и физическому развитию ребенок отстает от старших детей, с которыми ему предстоит учиться;
  • частые переезды родителей, из-за которых ребенок вынужден постоянно менять школы, друзей, учителей. В результате возможны психологические проблемы и снижение успеваемости;
  • убеждения, что в школе нельзя получить интересующие знания и навыки в нужном объеме;
  • конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками, из-за которых ребенок категорически отказывается посещать образовательное учреждение ( , насмешки).

Во всех этих ситуациях спасением может стать семейное обучение. Но как перевести ребенка на домашнее обучение? И какие могут последствия такого шага? Какими законами регулируется домашнее обучение в России?

Варианты получения семейного образования в России

Если на семейном совете было принято решение, что обучение на дому – оптимальный вариант для вашего ребенка, то сразу возникает масса вопросов. Что делать дальше? Как оформить домашнее обучение и в чем его отличие от других форм образования? На какие документы ссылаться?

Читайте также: Особенности адаптации первоклассников к школе

Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года – основной документ, который поможет найти ответы на многие вопросы, связанные с образованием детей в нашей стране. Из него можно узнать, что, для того чтобы получить общее образование, не обязательно ходить в школу. Дети могут учиться и вне ее стен.

Статья 44 закона определяет преимущественное право родителей самим (учитывая мнение ребенка) выбирать для него ту или иную форму образования и обучения до окончания 9 класса (завершение основного общего образования). Далее же право выбора становится привилегией самого ребенка. Но, разумеется, без согласия родителей все равно не обойтись.

Родители, выбравшие домашнее обучение, могут дать детям в семье общее образование на всех его уровнях (дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее). Но это решение в любой момент можно изменить. И ребенок, как и другие его сверстники, снова может посещать школу.

Процесс обучения детей вне школы предполагает домашнее обучение нескольких видов (не запрещается сочетать разные формы обучения и получения образования). Некоторые из них мы рассмотрим.

Семейное обучение

Семейное обучение происходит в форме семейного образования или самообразования.

Эта форма обучения предполагает непосредственное и самое активное участие родителей в организации учебного процесса в домашних условиях, которые могут сами выступать в роли педагогов либо приглашать для обучения детей преподавателей и репетиторов (услуги которых оплачиваются).

На время семейного обучения ребенок закрепляется за какой-либо школой, в которой он сдает экзамены. И это один из принципов организации домашнего образования.

В законе указано, что общее образование вне школы можно получить в форме семейного образования. А общее среднее образование – в форме самообразования (метод получения знаний, способствующий развитию мышления, вне стен учебного заведения и без участия преподавателей).

Такое разделение иногда вызывает путаницу и ошибочное предположение о том, что такая форма, как семейное образование, в принципе недоступно старшим детям, получающим общее среднее образование. На самом деле закон утверждает, что на любой ступени общего образования (начального, основного и среднего) может использоваться семейное образование.

Нюанс в том, что младшие дети при обучении вне школы могут обучаться только в форме семейного образования, в силу их возраста предполагающего обязательное родительское участие. На старшей ступени можно выбирать: самообразование, семейное образование или их сочетание (теоретически это тоже возможно), поскольку взрослые дети уже в состоянии самостоятельно обучаться без вмешательства родителей.

Как перейти на домашнее обучение?

И снова обратимся к закону. По заявлению родителей выбрать семейную форму обучения можно, находясь на любой ступени общего образования. Так же как и вернуться в школу, изъявив желание снова в ней учиться.

Выбрав семейное образование, родители несовершеннолетнего обязаны в письменной форме сообщить об этом в территориальное районное или окружное управление образования, где и ведется учет детей, пожелавших обучаться дома.

Взаимоотношения между школой и родителями детей, выбравших обучение на дому, в части организации учебного процесса регламентируются нормативными правовыми актами. Писать заявление с просьбой исключить ребенка из школы (как этого требуют некоторые общеобразовательные заведения) при оформлении обучения на дому не следует.

Читайте также: Домашние задания, секции, кружки... Как всё успеть после школы?

В заявлении указывается, что для ребенка выбрано семейное образование с указанием ссылок на соответствующие статьи закона (ст.17, 44, 63) и просьба зачислить его в качестве обучающегося для прохождения аттестации экстерном в школу (ст.17, 33, 34). На основании этого заявления ребенка зачисляют экстерном и включает его в число обучающихся, хотя он не является учащимся школы. Если ребенок ранее учился в этой школе, он выбывает автоматически из числа ее учащихся, но остается обучающимся-экстерном в ней.

В чем разница между статусом «обучающегося» и «учащегося» и имеют ли дети при семейной форме образование какое-либо отношение к школе? Ответ – да, но только в части, касающейся прохождения аттестации экстерном. Школа никак не может влиять на учебный процесс обучения на дому, контролировать его или корректировать. Функция образовательного учреждения ограничена проведением итоговых и промежуточных аттестаций.

Результат обучения по форме семейного образования подтверждается итоговой аттестацией, которая осуществляется бесплатно согласно 43 статье Конституции РФ.

Надомное обучение

Среди форм внешкольного обучения выделяется надомное обучение. Этот вариант обучения на дому по медицинским показаниям – мера вынужденная, и рассчитан он на детей не здоровых, которым трудно (или порой невозможно) посещать школу. Это дети-инвалиды и дети с затянувшимися хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения.

Обучение может происходить только дома, без посещения школы (преподаватели приходят к обучающемуся домой). Для ребенка составляется индивидуальное учебное расписание. Тетради, учебники и услуги педагогов предоставляются бесплатно.

Подобный вид домашнего обучения – это шанс изучить школьную программу, предусмотренную образовательным учреждением, в котором ученик зарегистрирован, и получить аттестат зрелости. Сдача экзаменов и контрольных работ осуществляется также на дому.

Обучаться по такой форме, не покидая дома, возможно при выполнении ряда условий. Необходимо:

  • предоставить справку от медицинской контрольно-экспертной комиссии;
  • написать на имя директора заявление в образовательное учреждение;
  • выбрать соответствующую состоянию здоровья ребенка программу обучения: общую, при которой обучение проходит по той же системе, что и у сверстников в школе, но уроки могут быть большей или меньшей продолжительности, расписание уроков не таким строгим, как в школе, количество изучаемых предметов в день сокращено, или вспомогательную, которая разрабатывается индивидуально под ребенка.

После завершения обучения по вспомогательной программе ребенок получает аттестат с указанием конкретной программы, которую он осилил. Обучающийся по общей программе получит обычный аттестат.

После того, как все формальности выполнены и документы поданы, издается приказ об организации надомного обучения, согласно которому утверждается расписание занятий, учебный план, назначаются преподаватели, место проведения занятий, периодичность аттестации. И в целом организуется процесс индивидуального обучения, который регламентируется правилами школы, учеником которой значится обучающийся.

При этом интенсивность учебного процесса зависит от физических и психических возможностей ученика, его способности усваивать материал. Для учета проведенных занятий и отметок об успеваемости ребенка заводится специальный журнал, который родители в конце учебного года сдают в школу.