ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (об-во, класс, личность) в различн. сферах и на различн. уровнях соц. организации об-ва, преследующих определенные соц. цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различн. средства - экономия., соц.. политич. и идеологические. Д.с. имеет место тогда, когда личность, группа, класс или об-во в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации. Многообразие соц. действий можно свести к 4 основным группам: 1) целенаправленное действие, связанное с изменением данной соц. системы или условий деятельности; 2) действие, направленное на их стабилизацию; 3) действие, преследующее адаптации к данной соц. системе и условиям деятельности; 4) интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой-либо общности в более крупную соц. общность или систему. Д.с. характеризует субъекта. Ее элементами являются предметность, обусловленная рез-тами прошлой деятельности, накопленным опытом и знаниями, целесообразность, преобразование объекта, на к-рый направлена , или создание нового, ранее неизвестного объекта. Любая деятельность включает 4 взаимосвязанные подсистемы: объективно-предпосылочную (потребности и интересы); субъективно-регулятивную (диспозиции); исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели); объективно-результативную (рез-ты деятельности). Лит.: Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа М., 1974; Сагатовский В.Н. Структура

деятельности//3акономерности научного познания. Томск, 1982. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Г.В. Осипов

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ" в других словарях:

    Деятельность социальная - динамическая система активного взаимодействия личности, социальной группы или общества с окружающим миром, в процессе которого осуществляется целесообразное изменение и преобразование природной и социальной среды, самого человека … Социологический словарь Socium

    СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

    деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …

    Социальная инженерия (социология) - Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

    Социальная организация - общества (от позднелат. organizio формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum орудие, инструмент) установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему. Под… … Википедия

    Социальная политика - Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

    Социальная инженерия (проектирование) - Социальная инженерия деятельность направленная на изучение, прогнозирование и проектирование развития социальных систем (групп, общностей, организаций). В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века… … Википедия

    социальная психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

    Социальная защита - в широком смысле деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену… … Финансовый словарь

Книги

  • Социальная педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Соколова Н.А. , В учебнике рассматриваются теоретические, методологические и технологические аспекты социальной педагогики, а также дается характеристика отдельным категориямклиентов социальной работы. Курс… Издатель: ЮРАЙТ , Производитель:

Развитие любого общества напрямую зависит от деятельности его членов в любой из сфер – экономической, социальной, культурной, духовной, бытовой, научной, политической, производственной или других. В зависимости от того, к какой отрасли принадлежат люди, они состоят во взаимоотношениях друг с другом, находясь в рамках своего социального пространства.

В результате этого взаимодействия образуется социальная сфера общества. В прошлом каждый ее слой отгораживался от других своими традициями, правилами или правами. Например, попасть в знатные слои общества ранее можно было только по праву рождения.

Социальная система

Каждое общество развивается по системам, свойственным непосредственно ему. Оно состоит не только из социальных субъектов, но и вмещает все формы человеческой жизнедеятельности. Общество – очень сложная организация, включающая в себя многочисленные подсистемы, которые в совокупности представляют сферы социальной деятельности его членов.

Когда между его субъектами налаживаются устойчивые отношения, формируется общественная жизнь, включающая в себя:

  • многочисленные виды человеческой деятельности (религиозную, образовательную, политическую и другие);
  • социальные институты, например, партии, школы, церкви, семьи и т.д.;
  • различного направления связи между людьми, например, в экономической, политической или других сферах;

Современный человек может находиться в разных социальных областях одновременно и соприкасаться с другими людьми какими-либо сторонами жизни.

Например, официант (низкая социальная ступень) в дорогом ресторане связан с представителями знатной элиты, обслуживая их за столом.

Сферы общественной жизни

Видов человеческой деятельности много, но всех их можно условно поделить на 4 основные категории:

  • социальная сфера касается взаимоотношений различных слоев общества;
  • экономическая – имеет отношение к действиям, связанным с материальными благами ;
  • политической сфере присущи движения различных классов в рамках их гражданских прав и предпочтений;
  • духовная складывается из отношений людей к различным видам материальных, интеллектуальных, религиозных и моральных ценностей.

Каждая из этих категорий подразделяется на свои сферы, в каждой из которой происходит человеческая деятельность, ограниченная ее рамками. В современном обществе нет резких границ между разными социальными областями, поэтому один и тот же индивидуум может находиться сразу в нескольких из них.

Например, во времена рабства или крепостного права эти грани существовали, и то, что мог господин, не позволялось смерду. Сегодня человек может работать в разных сферах, придерживаться определенных политических взглядов, выбирать религию и иметь противоречивое мнение о материальных благах.

Экономическая область общественной деятельности

Социально-экономическая сфера занимается производством, обменом, распределением и потреблением различных материальных благ. Человеческая деятельность при этом направлена на претворение в жизнь научно-технических достижений путем межпроизводственных отношений людей, обмена опытом и информацией и перераспределения ценностей.

Эта сфера является пространством, в рамках которого формируется хозяйственная жизнь общества, основанная на взаимодействии всех отраслей как внутренней, так и международной экономики. В этой области реализуются как материальная заинтересованность индивидуума в результатах своего труда, так и его творческие способности под руководством институтов управления.

Без этой сферы невозможно развитие ни одной страны. Как только экономика приходит в упадок, тот час начинают разрушаться другие области общественной жизни.

Политическая сфера

В любом обществе, на какой бы ступени развития оно не находилось, происходят политические противостояния. Они являются результатом того, что различные партии, социальные группы и национальные общности стремятся занять главенствующую ступень на политической лестнице.

Каждый индивидуум в отдельности стремится оказать влияние на процессы, которые происходят в стране. Чтобы это можно было осуществить, они объединяются в партии, соответствующие их гражданской позиции и воплощают свою политическую волю.

Эта сфера общественной жизни играет важную роль в формировании здоровой конкуренции между различными партиями, и тем самым влияет на демократическое развитие стран, где люди открыто высказывают свое мнение.

Область духовной деятельности

Духовная сфера представляет собой отношение людей в обществе к тем ценностям, которые создаются, распространяются и усваиваются всеми его членами. К ним относятся не только материальные объекты (живопись, скульптура, архитектура, литература), но и интеллектуальные (музыка, достижения науки, человеческие знания и моральные нормы).

Духовная сфера сопровождала человека на всем пути развития цивилизаций и проявлялась в искусстве, воспитании, религиях и многом другом.

Человек в структуре общества

Социальная сфера – это область взаимоотношения людей, входящих в различные классовые и национальные группы. Их целостность определяется демографическими (старики, молодежь), профессиональными (врачи, юристы, учителя и т. д.) и другими признаками, чье социальное обеспечение должно соблюдаться с учетом прав всех членов общества.

Основным направлением в этой сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения, какое бы классовое разделение ни существовало в стране.

В зависимости от того, насколько удовлетворены потребности каждого индивидуума в отдельности, а также семей, нацменьшинств, религиозных и рабочих коллективов, можно судить о благосостоянии общества в целом.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Бюджет любой страны состоит из множества статей, регламентирующих куда направляются и как распределяются деньги налогоплательщиков, но только в высокоразвитых обществах большая часть этих средств идет на социальные программы.

Основные статьи расходов, которые должны быть заложены в бюджете, это:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • культура;
  • жилищно-коммунальные объекты;
  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

С появлением первых общин, а в дальнейшем государств, образовались примитивные системы по защите и поддержки бедных слоев населения.

Например, в некоторых странах древности было принято отдавать часть урожая или произведенных товаров в общую казну. Эти средства распределялись между бедняками в трудные времена, например, в неурожайные годы или во время войны.

Социальные модели стран мира

В зависимости от того, насколько государство имеет или не имеет влияние на процессы распределения благ во всех слоях общества, оно разделяется на несколько моделей:

  1. Патерналистская система, при которой население полностью зависит от государства и подчиняется его воле. Социальная сфера жизни людей в такой стране может быть крайне низкой (Куба, Россия, Северная Корея и другие), а люди воспринимаются как «винтики» в системе, которые можно наказывать, уничтожать, поощрять. В этой модели общества население полностью перекладывает ответственность за свою жизнь на правительство.
  2. Шведская модель считается одной из самых прогрессивных в мире, так как экономика в ней на 95% строится на частном капитале, но социальная сфера полностью контролируется государством, которое распределяет большую часть бюджета в здравоохранение, образование и социальные программы. В Швеции бесплатные не только школы и высшие учебные учреждения, но и медицина для детей и молодежи до 21 года. Поэтому в этой стране одни из самых высоких налогов в мире (60%) и лучшее качество жизни.
  3. Социально настроенные модели характеризует достаточно большое влияние государства на поддержку и регулирование социальных программ. В таких странах создают особые условия для ведения малого и среднего бизнеса, вводятся налоговые льготы для предпринимателей, так как основным направлением развития подобной модели является поощрение людей брать инициативу по улучшению качества жизни в свои руки. Ярким примером подобных обществ являются Германия, Австрия, Франция, Италия, Испания и Португалия.

Развитие социальной сферы в любой из этих моделей напрямую зависи строя и состояния экономики, которые существуют в стране.

Сфера культуры

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно в целом судить о благосостоянии ее граждан. Именно в этой области находятся все важные для качественной жизнедеятельности людей отрасли:

  • здравоохранение – количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием и его качество;
  • культура – посещение объектов с предметами достояния народа должен быть доступно всем слоям населения. Так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
  • образование – доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
  • спорт и физическое воспитание – это область культуры, главной задачей которой является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения;
  • социальное обеспечение – это программы, направленные на помощь малоимущим людям или многодетным семьям.

Если во внутренней политике государства, как культурная, так и социальная сфера занимают ведущее место, то его население процветает.

Цель социальной деятельности

Управление социальной сферой осуществляется институтами власти и находящимися в их ведомствах учреждениями. Объекты, производящие контроль по организации и выполнению программ, необходимых для улучшения качества жизни членов общества, делятся на региональные, областные или местные.

Цель социальной деятельности этих учреждений:

  • охрана здоровья и жизни людей;
  • обеспечение их жильем;
  • равные права для всех на образование и работу;
  • обеспечение после выхода человека на пенсию;
  • право на самовыражение и творческое развитие.

Экономика социальной сферы напрямую зависит от того, как осуществляется распределение товаров и услуг различными органами управления. В развитых странах этим занимается государство, прослеживая уровень жизни всех слоев населения.

Назначение социальной деятельности

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов ;
  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;
  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Особое внимание и поддержка должна уделяться тем органам власти и организациям, которые занимаются распределением социальных благ в обществе.

Понятие «социальное действие (деятельность)»свойственно только человеку как общественному существу и занимает в науке «социология» одно из важнейших мест.

Всякое человеческое действие — проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), которые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е. смотрит на все через призму своего интереса. Живя в обществе подобных себе, соответственно имеющих свои интересы, субъект деятельности должен их учитывать, согласовывать, осмысливать, ориентироваться на них: кто, что, как, когда, сколько и т. п. В этом случае действие приобретает характер социального действия, т. е. характерными признаками социального действия (деятельности) являются осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае — жизнь в данном обществе станет рассогласованной, начнется борьба всех против всех. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С точки зрения К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир , который реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В соответствии с ней действие становится социальным, когда оно:

  • является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
  • сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
  • социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным , т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными .

Два последних типа действия, по существу, не являются социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия в полном смысле слова являются социальными действиями, имеющими определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М. Вебер, выступает постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех. Рационализация всех сфер деятельности, по Веберу, — судьба западной цивилизации, где рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и даже мышление людей, их способ чувствования, межличностные отношения, их образ жизни в целом.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом , особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия».

Согласно этой концепции, реальное социальное действие включает в себя 4 элемента:

  • субъект — актор , который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;
  • ситуационное окружение , включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;
  • совокупность сигналов и символов , посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;
  • система правил, норм и ценностей , которые ориентируют действия актора , придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо которых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет соответствующие им четыре основные функции . Первую из них составляет адаптация , нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к своим потребностям. Вторая функция заключается в цeлeдocтижeнии . Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция - третья функция, представляющая собой стабилизирующий параметр действующей системы. Она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию своих акторов, что и составляет четвертую функцию .

Суть этой функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций — накопителя и источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на эти нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Эта функция не сразу бросается в глаза, поэтому Т. Парсонс назвал ее латентной .

Мотив — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку , которое подталкивает человека к действию. Определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия. Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности соответствующий интерес. Для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в соответствии с которыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия включает в себя индивидуальную цель и ориентацию на других , их возможную ответную реакцию. Поэтому конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности.

Конкретное содержание мотива определяется тем, как будут соотноситься эти две стороны единого целого, многообразные объективные условия и субъективный фактор: особые качества субъекта деятельности, такие, как темперамент, воля, эмоциональность, настойчивость, целеустремленность и др.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды :

  • материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);
  • познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);
  • ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
  • коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в , политических движениях и т. п.;
  • художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);
  • спортивная , реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.
Понятие, сущность и специфика социальной деятельности.

Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия.

Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия.

Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира (Философский энциклопедический словарь М. 1983 с. 151).

В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.

Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.

Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.

В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.

В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.
Структура и виды социальной деятельности:

Понятие структуры социальной деятельности.

Структура социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.

Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности

Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.

Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.

Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность: планирование или предвидение возможных изменений действительности

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).

Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя:
субъект и объект социальной деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет социальную деятельность, объект – это то, на что или на кого она направлена;
Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная вдеятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл)
Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни.
Сам процесс деятельности и ее результат - произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д. Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Виды социальной деятельности.

Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:
материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);
познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;
художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;
спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;
политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).
Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

Деятельность - это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности.

Социология акцентирует внимание не на любых видах деятельности, ее интересует только деятельность социальная.

Классик немецкой социологии. Макс. Вебер считал, что предметом изучения социологии как науки выступает социальная действие по своему содержанию ориентированное на других людей. Например, столкновение велосипедистов не является социальным действием, но брань, потасовка, возникшая при этом, - это уже социальная дия.

Понятие социальной деятельности

Итак, социальную деятельность можно определить как целенаправленные действия, основанные на учете потребностей, интересов и действий других людей, а также существующих в обществе социальных норм.

Совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы, реакцию на его социальный статус, составляют поведение.

Определяющей основой социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия ее жизнедеятельности, которые порождают определенные потребности и интересы.

Потребность как основа социальной деятельности

Потребность в социологи определяют как потребность в чем-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Выделяют два вида потребностей: естественные и социальные. Естественные потребности - это потребности человека как биологического существа, например, потребность в пище, жилье, одежде и т п. Социальные потребности создаются обществом и за алежать от уровня его развития, а также от специфических условий деятельности социальных субъектов (личности, социальной группы и т д). Примерами социальных потребностей могут быть потребности в общении, в тр вдова деятельности и т і т. д.

Осознанные потребности выступают уже как интересы.

Интерес, мотив, стимул

Интерес - это форма проявления потребности, направляет субъект на осознание цели деятельности, это способ отношения социального субъекта к необходимым условиям существования, выражающаяся в стремлении создавать и использовать эти условия.

Для того, чтобы человек совершил конкретные действия, она должна осознать потребности и интересы, сделав их внутренними мотивами.

Мотив - это побуждением к активной деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности), связано со стремлением удовлетворить определенные потребности. В социологии мотив рассматривается как осознанная пот надо субъекта в достижении определенных целоей.

Мотив является внутренним возбудителей, в отличие от стимула, т.е. влияния объективных условий.

Стимул превращается в мотив деятельности личности тогда, когда становится субъективно значимым, отвечает потребностям субъекта. Например, когда речь идет о трудовой деятельности, то одним из главных стимулов бу уде выступать материальное поощрениея.

С потребностями и интересами тесно связаны ценности. Ценность выражает социальное отношение человека к объектам и явлениям окружающей действительности. Это положительное или отрицательное значение конкретных явлений действительности для субъекта, это то, что является существенным, важным для него. Ценности определяют ценностные ориентации личностисті.

Любая деятельность человека опирается на ценностные ориентации. Понятие ценностной ориентации личности введено в социологию в 20-е годы XX века американским социологом. Уолтом. Томасом и польским социол логом. Флорианом. Знанецкийим.

Ценностная ориентация - это избирательное отношение к совокупности социальных ценностей. Ценностные ориентации является продуктом социализации личности, т.е. усвоение социальных, нравственных, эстетических и других идет еалив и нормативных трег.

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности, регулирующие ее деятельность.

Социальная установка - это общая ориентация человека на конкретный социальный объект, который предшествует действию и выражает склонность действовать соответствующим образом.

Каждый индивид сознательно оценивает принятие или непринятие тех стереотипов, норм, ценностей, которые предлагаются ему обществом.

Если происходит дезорганизация поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, наблюдается несоответствие ожидаемого моральным и правовым требованиям общества, то речь идет о. Дэви иантну поведение.

Примером девиантного поведения может быть преступность, алкоголизм, наркомания и т пп.

Девиантное поведение подлежит социальным санкциям. В обществе существует целый ряд различных санкций. Одни из них (правовые санкции) четко регламентированы, формализованы и применяются властными структурами от дповидно нормам права. Другие санкции (моральные) являются неформальными и применяются отдельными членами общества в форме принятия или осуждения и т и. ін.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

1 . Индивид - единичный представитель социальной общности.

2 . Индивидуальность - это все то специфическое и неповторимое, что характерно для конкретно взятого человека.

3 . Личность -совокупность социально усвоенных человеком общественных ценностей.

4 . Социализация - это процесс усвоения человеком общественных ценностей.

ВОПРОСЫ

1. В чем разница между понятиями"индивид","индивидуальность","личность"??

2. Какие основные стадии социализации и институты социализации на этих стадиях??

3. С чего состоит социальный статус личности??

4. В чем разница между предписанными и приобретенными социальнымии

статусами?

5. Что является определяющей основой социальной деятельности??

6. В чем заключается сущность девиантного поведениеа

ЛИТЕРАТУРА

1. Кон. ИС. Социология личности-М, 1967 1967.

2. Социология. Пособие для студентов высших учебных заведений /. Под ред проф. ВГГородяненка-К, 1999К., 1999.

3. Современная западная социология. Словарь-М, 19961996.

5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие для студентов высш учебных заведений /. Под ред. ВПАндрущенко-Харьков, 1996в, 1996

5. Щекин. ГВ. Система социологического знания. Уч пособие_К 1995К. 1995

6. Якуба. ОО. Социология-Харьков, 19961996.