Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

3) Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

20) Жанры публицистического стиля.

1)Информационный публицистический стиль

Информационный жанр ставит перед собой единственную цель: осведомить читателя о каком-либо событии. Его функция – вызывание какой-либо реакции людей на определенную информацию.

Наиболее характерные примеры публицистического стиля с информационной направленностью таковы:

Заметка;

Репортаж;

Интервью;

Зарисовка;

В основном, современными представителями публицистического стиля используется заметка. Заметка – это короткое сообщение о фактах, событиях, предположениях, новостях.

Интервью – это небольшая зарисовка, текст в газете, журнале, интернет-ресурсе или на телевидении, созданный с целью сообщить читателям мнение какого-либо лица об определенном факте, объекте, событии.

2)Аналитический публицистический стиль речи

Если информационные тексты призваны сообщать людям о чем-либо, то аналитические должны воздействовать на человека. Они представляют собой анализ корреспондентом какого-либо человека, события, факта или явления.

Жанры аналитического информационного стиля таковы:

Корреспонденция;

Рецензия.

Статья – это главный публицистический текст аналитического жанра. Статья – это подробный обзор какого-либо факта, события, ситуации.

3)Художественно-публицистический стиль

Жанры публицистического стиля речи особенно сложны, если им необходимо придать художественную окраску. Именно поэтому художественно-публицистический стиль является самым трудным из перечисленных. Наиболее распространенные разновидности этого жанра:

Фельетон;

Памфлет;

Пародия.

21) Официально-деловой стиль и его стилеобразующие черты.


Официально-деловой стиль – один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу письменных официально-деловых отношений. Официально-деловой стиль – это стиль документов: государственных актов, юридических законов, постановлений, инструкций, уставов, служебной переписки, частных деловых бумаг и т.п. Характер деловых текстов обусловливает высокий уровень стандартизации языковых средств. Наличие в них многочисленных речевых стандартов - клише - в большинстве своем воспринимается как вполне естественная необходимость. Многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала, что, несомненно, облегчает и упрощает пользование ими. Не случайно в деловой практике используются готовые бланки, которые нужно только заполнять. Даже конверты принято подписывать в определенном порядке, и это имеет свое преимущество и для пишущих, и для почтовых работников. Однако неуместное, неоправданное применение их вне рамок делового стиля рассматривается как нарушение стилистических норм.

Каждый из подвидов официально-делового стиля своеобразен. Так, например, язык дипломатии имеет свою систему терминов, насыщенную международными терминами (коммюнике, атташе, дуайен); в нем употребляются этикетные слова (король, королева, принц, шахиншах, Его Высочества, Его Превосходительство и т.п.); синтаксис языка дипломатии характеризуется длинными предложениями, развернутыми периодами с разветвленной союзной связью, с причастными и деепричастными оборотами, инфинитивными конструкциями, вводными и обособленными выражениями.

22) Языковые особенности и жанровые разновидности официально–делового стиля.

Язык служебных документов имеет следующие особенности:

1) включает готовые языковые формулы-клише типа:

В связи с началом …

Согласно вашему распоряжению …

В порядке оказания помощи …;

2) не допускает использования просторечных и диалектных слов, эмоционально-оценочных слов;

3) может включать:

Распространенные предложения с повествовательным подчинением однотипных форм (обычно родительного падежа), например: избрание на должность доцента кафедры русского языка Казахского национального университета;

Предложения с однородными членами;

4) широко использует отыменные предлоги: в целях, в отношении, в счет и т.п.;

5) активно применяет страдательные конструкции типа: представляется возможность…, комиссией было обнаружено… и т.п.;

6) активно использует отглагольные существительные: заключение, подписание, предоставление, назначение и т.д.

Под основными жанрами документации понимаются формы официально-делового письма, сюда относятся следующие виды документов:

23) Художественный стиль как функциональный стиль языка и речи.

Литературно-худо́жественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Определение понятий «тропы» и «стилистические фигуры». Тропы и их разновидности. Стилистические фигуры и их разновидности. Примеры использования изобразительно- выразительных средств языка в прессе.

Троп - семантическое преобразование, позволяющее языковой единице в определенном контексте развивать новое, образное значение в целях экспрессии. Разновидности:

  • - метафора - перенос наименования с одного предмета на другой на основе сходства, скрытое сравнение. Цель в публицистике - в объективной и всесторонней инфе, которая должна быть доведена до массового читателя в специфических условиях газетного процесса. Метафоризация способствует расширению лексической сочетаемости слов и пополнению газетной фразеологии: король поп-музыки, град пуль, предвыборная гонка (широко распространены в публиц, образность и экспрессия почти стерлись). Яркие: насилие хлещет с экранов вашего любимого ТВ.
  • - сравнение - образное выражение, в котором изображаемый предмет уподобляется другому. М/быть выражено оборотом со сравнительным союзом, формой Т. падежаили формой сравнительной степени прилагательного: Пятясь каракатицей, Черномырдин исчез.
  • - метонимия - перенос наименования предмета с одного на другой на основе смежности, сопредельности: Мск готовится ко дню города, Мир следит за событиями (тут на основе «место - люди в этом месте»). Разновидность метонимии - синекдоха - перенос наименования с частного на целое и наоборот: Первая ракетка в мире (вместо теннисист). Часто синекдоха, в которой используется ед.ч. вместо мн.ч, что придает сущ собирательное значение (Что знать в нынешнем году пенсионеру?) Часто - отвлеченное понятие в значении конкретного (Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя).
  • - антономазия - особый вид метонимии, использование собственного имени в значении нарицательного: Березовские, Чубайсы.
  • - олицетворение - перенос на неживой предмет функции живых существ: рубль падает, холод наступает.
  • - оксюморон - семантическое преобразование, образный потенциал которого основан на действии антонимичных признаков: худосочный богатырь.
  • - перифраза - троп, состоящий в замене названия лица или предмета описанием его существенных признаков: туманный Альбион (Великобритания), однорукие бандиты, пишущий эти строки (вместо я).
  • - эвфемизм - мягкое обозначение предмета или явления, точное, прямое название которого представляется говорящему грубым или неприличным: ночные бабочки, портить лицо (бить морду). В совр СМИ используются часто как средства манипулирования: регулировать тарифы (= повышать их), борьба США с терроризмом в Ираке (=война)
  • - гипербола - троп, в основе которого лежит несоразмерность выведенного на первый план качества, преувеличение до неправдоподобия: ОМОН ломал кости мирным демонстрантам.
  • - эпитет - художественное определение, которое выделяет в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки: пластилиновый человек, податливый и пустой - это и есть настоящий бич постсоветской сцены и жизни.
  • - ирония - такое использование слова или выражения, при котором они приобретают смысл, обратный буквальному. Обычно содержит в себе отрицание под маской одобрения и согласия: Отколе, умная, бредешь ты голова? (Крылов) Много в совр публицистике, формирует ее двуплановость: Президент вновь взялся за спиртное (о введении штрих-кода на спирт напитках)

Все тропы в публицистике являются средством выражения оценочности.

Стилистические фигуры (фигуры речи) - выразительно-изобразит средства, основанные на созвучии или на особом синтаксическом построении высказывания.

СФ, основанные на созвучии:

  • - парономазия - игра близкими по звуковому облику словами, в ходе которой возникают ассоциативные связи: Кровь за кров
  • - аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных в целях экспрессии: Под прессом стресса
  • - ассонанс - посторенние одинаковых гласных (чаще ударных) звуков в целях экспрессии: Нервные неверные.
  • - рифма - повтор определенных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания 2 и более строк: Пока не выпали снега - на огород давить врага. Душа в душу, как Путин с Бушем.

СФ, основанные на особом построении высказывания:

  • - лексический повтор - употребление одних и тех же или однокоренных слов в небольшом отрывке текста: Поиск работы - это тоже работа.
  • - антитеза - оборот речи, в котором для подчеркивания контраста, для усиления выразительности используются противоположные понятия: Новый режим - старые кадры.
  • - сегментированные конструкции - фразы, разделенные на части: первая интонационно обособленная часть называет реалию, о которой речь идет в последующей части высказывания. Чаще «именительные темы»: Морская вода. Что мы о ней знаем?
  • - парцелляция - разделение единого высказывания на части, в результате чего оно изобилует разного рода присоединительными конструкциями, как бы «вдогонку» следующими за основным высказыванием. Чаще всего парцеллируются второстепенные члены: При встречах они долго разговаривали. О прошлом. Редко - о будущем.
  • - анафора - повтор начальных слов или словосочетаний, в соотносительных отрезках текста: Возродим село - возродим Россию.
  • - синтаксический параллелизм - разновидность синтаксического повтора, который основывается на том, что соседние высказывания имеют одинаковое синтаксическое строение: Далеко на болотах деловито курлычут журавли. Возле берега суетятся заботливые трясогузки.
  • - хиазм - зеркальное расположение частей высказывания: Сердечная недостаточность и недостаток сердечности.
  • - риторический вопрос - утверждение или отрицание, которое оформляется в виде вопроса в целях экспрессии: Кто не знает этих вещей?
  • - градация - выстраивание однородных членов предложения по принципу усиления (восходящая градация) или ослабления (нисходящая) признака или действия.

Эллипсис - пропуск части высказывания в неполном предложении, которая легко восстанавливается адресатом: Компьютеры - в классы!

Все изобр-выразит средства надо использовать мотивированно.

Любой функциональный стиль языка - это подсистема, обладающая совокупностью стилистически значимых языковых средств. Они являются неоднородными и каждый из них представляется рядом жанровых разновидностей. Благодаря целям общения, а так же многообразию речи создается жанровое многообразие с различными коммуникативными направленностями, или же целями общения. Именно цели общения являются определяющим звеном при выборе стилистических приемов, а так же композиционной структуры речи для любого конкретного случая.

Еще в древности было известно, что воздействующая сила речи увеличивается, если ее чем-нибудь выделяют. Существует огромное количество выразительных средств (эмоционально-оценочная лексика, тропы, синтаксические конструкции, в том числе фигуры и др.), при помощи которых журналисты пытаются привлечь внимание аудитории. Они расставляют различные акценты и экспериментируют с языком. Так же они ловко сочетают стандарт и экспрессию.

Известно, что для каждого функционального стиля характерен свой собственный набор воздействующих средств. Они сами по себе вытекают из стилистических особенностей данного стиля. Тем не менее достаточно редко можно встретить абсолютно чистый образец какого-либо стиля. Намного чаще мы сталкиваемся с разного рода внешними внедрениями, которые адаптированы специально для данного конкретного текста.

Это особенно важно для публицистики, ибо она объединяет в себе большое множество различных тематик. Это прежде всего политика. Поэтому публицистическим текстам политической тематики будут соответствовать стилистические заимствования из официально-делового функционального стиля. Если это тексты научной тематики – из научного стиля. Культурной – из художественного текста. Говоря об интервью не стоит забывать о разговорно-бытовом стиле и т.д.

Таким образом, можно говорить только о характерных для данного стиля в той или иной степени средствах языкового воздействия, ибо все они всегда присутствуют в языке.

Г. Я. Солганик полагает, что категория экспрессивности «в рамках газетно-публицистического стиля целесообразно рассматривать как видовое понятие по отношению родовому - оценочности» Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.-С. 9.. В языке СМИ назначение эмоционально окрашенных составляющих это не столько образность (как, например, в художественном стиле), сколько создание оценочного эффекта, либо положительного, либо отрицательного.

Главным образом оценочность выражается в лексике. Это частое употребление качественно-оценочных прилагательных и существительных, метафор, фразеологизмов, в использовании особых синтаксических средств. К выразительным средствам нужно отнести слова и выражения, чьей главной особенностью является эмоциональная окрашенность, которая служит для обозначения как положительной, так и отрицательной оценки. Эмоциональное воздействие благодаря разнообразным экспрессивно - образным средствам языка, таким как тропы, лексические средства п т.д.

Под влиянием экспрессивной функции публицистика преобразует, слова, принадлежащие к разным сферам языка, тем самым придавая им оценочное звучание. Метафоры в подобных текстах пользуются огромной популярностью. Прежде всего это выражается в переносном употреблении специальной лексики.

Благодаря метонимии авторы реализовывают разного рода ассоциации по смежности явлений и предметов. Фразеологизмы так же являются важнейшим средством выразительности в публицистике, вместе с афоризмами и пословицами. В статьях перефразируются названия фильмов, известных книг, песен, фрагментов рекламных роликов, известные высказывания политиков и пр. Кроме того, в языке газеты достаточно часто используются каламбуры (фр. calembour- словосочетание, которое содержит в себе игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова).

Как средство воздействия образность главным образом принято связывать с художественной литературой или с поэзией. Тем не менее, публицистические тексты зачастую не менее образны. Их образность определена несколько иными задачами и подходом к действительности. Ведь художественная литература по большому счету является вымыслом, а публицистическая же – документальна. Изображая действительность, писатель косвенно выражает свою собственную точку зрения, посредством описанных им ситуаций и через своих героев. Публицист, в свою очередь, открыто выражает свое мнение, агитирует и пропагандирует.

В обоих случаях воздействие на читателя достигается за счет яркости, образности, а так же эмоциональности текста. Все это в некоторой степени роднит художественную литературу с публицистикой.

Большинство исследователей полагает, что в последнее время публицистические тексты подверглись достаточно серьезным изменениям. Прежде всего, это связанно именно с преобладающей задачей прессы – повлиять на общественное мнение, оставаясь при этом доступным любому читателю, независимо от его уровня образования и культуры. В следствие чего, публицистический стиль стал более «демократичным» и разговорным. В нем появились абсолютно новые черты, такие как элементы эпатажа, вульгаризмы, грубая игра слов, смешение разных культурных традиций.

Публицистический стиль по своей структуре неоднороден. Он подразделяется на различные жанры. Существуют три группы жанров данного стиля:

1)Информационные (заметка, интервью, отчет, репортаж и т.д.) Их целью является оперативное, точное и беспристрастное описание событий и фактов. В данном случае роль журналиста как сочинителя, художника, минимальна. В СМИ подобные тексты являются основными хранителями оперативной информации, что позволяет аудитории постоянно наблюдать и быть в курсе наиболее значимых и интересных событий в разных сферах действительности.

2) Аналитические (статья, версия, комментарий, аналитический отчет, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение и т.д.).В подобного рода текстах проводится анализ и синтез информации и фактов. Журналист уже не просто передает «сухую» информацию. Его главной задачей является оценка предлагаемой информации, а так же донесении своих собственных выводов до аудитории.

3)Художественно-публицистические (зарисовка, беседа, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграф, житейская история и т.д.). Именно этим жанрам публицистических текстов в наибольшей степени свойственны образность, эмоциональность, а так же большое количество изобразительных средств, которые обычно характерны для художественной литературы.

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль речи представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.

Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров - информации, очерка, фельетона и др.

Однако все жанры публицистики имеют много общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. И эти общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда выполняют - наряду с информационной - воздействующую функцию. Характер воздействия может быть прямым и открытым. Например, на митинге ораторы открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение правительства, того или иного оратора, политика и т.п.

Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное рассмотрение, характер подачи материала тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.

Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.

Поэтому основным признаком, доминантой публицистического стиля является социальная оценочность , что и проявляется как в самом отборе фактов, степени внимания к ним, так и в использовании экспрессивных языковых средств.

В целом публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения.

Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.

Такое противоборство и взаимодействие экспрессии и стандарта вполне закономерно. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, но потребность в выразительных и изобразительных средствах вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности. Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесены с определёнными общественно-политическими и другими ситуациями. И текст, построенный в привычной, стандартной форме, легче пишется и легче усваивается. Не случайно такие стереотипы наиболее часто встречаются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчёт о работе парламента, правительства и т.д. В других жанрах (очерк, фельетон и др.) речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приёмы, речь индивидуализирована.

К стандартно-информативным средствам, используемым в публицистическом стиле, можно отнести следующие:

Языковые средства Примеры
Общественно-политическая лексика. Общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, парламент, дебаты.
Терминология науки, производства и других социальных средств. Как говорят специалисты Института земного магнетизма Российской академии, основной поток солнечного вещества прошёл в стороне от Земли... На начало века пришёлся пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности . За 6 дней вдвое возросло число обращений за врачебной помощью страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы .
Книжная лексика абстрактного значения. Интенсифицировать, конструктивный, приоритет.
Собственные имена. Следующую встречу большой восьмерки было решено провести в Канаде . После разговоров о возможной отставке итальянский тренер «Спартака» выдал со своим клубом лучший матч в сезоне. Президент В.В. Путин выступил с обращением к участникам форума.
Аббревиатуры, то есть сложносокращённые слова. ЮНЕСКО, СНГ, ООН.
Газетные клише, то есть устойчивые словосочетания и целые предложения. Сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность.
Многочленные словосочетания. Вместе с делегацией в КНДР направилась рабочая группа по подготовке предложений по вопросам модернизации корейских дорог .
Полные предложения с прямым порядком слов. Вчера министр путей сообщения Н. Аксёненко во главе делегации МПС РФ вылетел в Пхеньян.
Сложные и осложнённые предложения с причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями и т.п. Ожидается, что в ходе встречи министров будет решён ряд вопросов, связанных с соединением Транскорейской магистрали с Транссибом.

Среди экспрессивно-воздействующих средств необходимо выделить следующие:

Языковые средства Примеры
Уровень языка: Лексика и фразеология
Лексика различной стилистической окрашенности. Прокол неискушённого в интригах политика; в один из райотделов милиции Хабаровска мужик притаранил пушку; Пентагон с бессильным отчаянием наблюдает, как китайские эксперты потрошат сверхсекретный самолёт; раскочегарить государственную машину - дело не для слабых .
Газетизмы, то есть единицы, широкоупотребительные именно в этой сфере и почти неупотребительные в других сферах. Свершения, неуклонный, почин, происки, обуздание, злодеяния, военщина, бесчинства, единодушно, сплочённость.
Тропы , то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.
а) Метафора , то есть употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Предвыборный марафон; политический фарс; заповедник расизма; политический пасьянс.
б) Метонимия , то есть употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи (смежности) между этими предметами или явлениями. Золото (в значении «золотые медали») досталось нашим спортсменам. Лондон (в значении «правительство, правящие круги Великобритании») дал согласие участвовать в военной операции совместно с Вашингтоном (в значении «правительство, правящие круги США»).
в) Синекдоха , то есть разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет, и наоборот - название целого употребляется вместо названия части. При этом часто единственное число употребляется вместо множественного числа и наоборот. На презентации преобладали малиновые пиджаки (вместо - состоятельные люди, условно называемые сейчас новыми русскими). Защита (вместо - защитник) требует полного оправдания вдовы Рохлина. Даже самый взыскательный покупатель найдёт здесь товар по душе.
г) Эпитет , то есть художественное, образное определение. Грязная война; бандитские цены; варварские методы.
д) Сравнение , то есть троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака. Снежная пыль столбом стояла в воздухе. Было заметно, что «лучший учитель России», выходя на сцену, волновался как первоклассник .
е) Перифраза , то есть троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Туманный Альбион (Англия); царь зверей (лев); творец Макбета (Шекспир); певец Гяура и Жуана (Байрон).
ж) Аллегория , то есть иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Такое качество человека, как хитрость, показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.п.
з) Гипербола , то есть образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения предмета, явления. Широкая, как море , магистраль; бедных арендаторов чиновники обобрали до нитки ; готов задушить в объятьях .
и) Литота , то есть образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Такие вливания в нашу экономику - капля в море .
к) Олицетворение , то есть наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов. Ужасающая бедность крепко вцепилась в африканскую страну. Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку .
Клише экспрессивно-воздействующего характера. Люди доброй воли; с чувством законной гордости; с глубоким удовлетворением; приумножать боевые традиции; политика агрессии и провокации; пиратский курс, роль мирового жандарма.
Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, в том числе измененные. Вашингтон по-прежнему демонстрирует привычку загребать жар чужими руками . Этой фракции не привыкать петь с чужого голоса . Восстановление Ленска доказало, что мы ещё не разучились работать с огоньком . Леннон жил, Леннон жив, Леннон будет жить!
Уровень языка: Морфология
Подчёркнутая роль собирательности (использование единственного числа в значении множественного, местоимений всякий, каждый, наречий всегда, никогда, всюду и др.). Как помочь фермеру ? Эта земля обильно полита кровью наших отцов и дедов . Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над этим вопросом. Никогда ещё мир не казался таким маленьким и хрупким.
Формы превосходной степени как выражение экспрессии, высшей оценки. Самые решительные меры, наивысшие достижения, строжайший запрет.
Императивные (побудительные) формы как выражение агитационности и лозунговости (повелительное наклонение, инфинитив и др.). Призвать клеветников к ответу! Будьте достойны памяти павших! Все - на борьбу с наводнением!
Экспрессивное использование форм настоящего времени при описании событий прошлого: автор стремится представить себя и читателя как бы участниками этих событий. Сейчас я часто спрашиваю себя, что меня в жизни сделало? И отвечаю - Дальний Восток. Тут обо всём свои понятия, между людьми свои отношения. Вот, например, во Владивосток приходит китобойная флотилия «Слава». Весь город гудит . Собирает начальство всех моряков и говорит: «Если ты, подлец, завтра придёшь и скажешь, что тебя ограбили, то лучше не приходи». Утром кто-то является , конечно, ограбленный, и винится ...
Уровень языка: Экспрессивный синтаксис и риторические фигуры *
Антитеза , то есть резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Градация , то есть такое построение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоциональноэкспрессивное значение. Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку !
Инверсия , то есть расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. С радостью было воспринято это сообщение. Не уйти террористам от возмездия.
Параллелизм , то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, включая такие разновидности параллелизма, как анафора , то есть повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда, и эпифора , то есть повтор последних элементов в конце каждого ряда. Каждый день пенсионер приходил в администрацию района. Каждый день пенсионера не принимали. В понедельник завод не работал - делили полученные на новый заказ деньги . Во вторник тоже не работал - делили деньги . И сейчас, через месяц, тоже не до работы - делят ещё не заработанные деньги!
Смешение синтаксических конструкций (незавершенность фразы, конец предложения даётся в ином синтаксическом плане, чем начало, и др.). Наш эксперимент показал, что российские «дикие гуси» готовы воевать хоть за американцев, хоть за талибов. Лишь бы платили... У задержанного в Казани гражданина изъяли купюру, которая «фонила» в 83 раза больше нормы. Неужели у террористов появилось и такое «оружие массового поражения»?
Присоединительные конструкции , то есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют цепь присоединения. Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более Президент России. Всё делали сами. И чего только не придумали! Хуже, когда за одеждой не замечают человека. Хуже, когда обижают. Обижают незаслуженно.
Риторический вопрос , то есть утверждение или отрицание чего-либо в форме вопроса, риторическое восклицание, риторическое обращение, а также вопросоответное изложение материала как имитация диалога; введение в текст прямой речи. Так мы не услышим правды от наших доблестных флотоводцев? Получи, инспектор, синий прикид! Вчера министр внутренних дел подписал рапорт ГУ ГИБДД о введении в России новой формы для её сотрудников. Стену по экватору? Запросто!
Именительный представления , то есть изолированный именительный падеж, называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания. 11 сентября 2001 года. Этот день стал чёрным днем в жизни всей планеты.
Эллипсис , то есть намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. В ваших письмах - правда жизни. Россия - в финале чемпионата мира 2002 года!
Многосоюзие или, напротив, бессоюзие в сложных и осложнённых предложениях. Команду перетряхивали не один раз. И тренера меняли. И центрового перебросили на правый фланг. И защиту разогнали. Волков бояться - в лес не ходить.

Безусловно, использование стандартных и экспрессивных средств языка в публицистическом стиле во многом зависит от жанра, от чувства меры, вкуса и таланта публициста.

Публицистический стиль - это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.

Основные функции публицистического стиля - информационная и воздействующая ; основные формы речи - устная и письмена, типичный вид речи - монолог.

Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие «неоднородности его задач и условий общения и в целом особенностей экстралингвистической основы» .

Подстили и жанры. п Характерные особенности этого стиля - актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения - обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто - массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

Основные подстили данного стиля:

    газетно-публицистический (язык газеты);

    агитационный (призывы, воззвания, листовки, прокламации и т.д.);

    официальный политико-идеологический (партийные постановления и т.п.);

    массово-политический (выступления на митингах, собраниях и т.п.).

Жанрами публицистического стиля являются: передовая статья, теоретико-политическая статья, морально-этическая статья, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, заметка, спортивные обозрения, выступления на собраниях политического характера и др.

__________________________________________________________________________

Публицистика (от лат. publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах. Содействуя формированию общественного мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных институтов, публицистика играет важную политическую и идеологическую роль в жизни общества.

Публицистика содержит огромный документальный материал о самых разных явлениях социальной жизни, поэтому для последующих поколений произведения публицистики выступают как летопись общественно-политической борьбы, исторический источник, содержащий обширные данные, характеристики позиций различных социальных систем, образные зарисовки событий, характеров, быта, све­дения о культуре и т.д.

Истоки публицистики восходят к ораторскому искусству античности: Демосфен, Цицерон, Аристофан, Ювенал, Лукиан, Геродот, Плутарх, Ораторские формы публицистики получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии.

Русская публицистика ведет начало от «Слова о законе и благодати» (XI в.), проповедей Кирилла Туровского (XII в.), обличительных произведений Максима Грека (XVI в.), Ивана Пересветова (XVI в.). Остропублицистический характер носит переписка Ивана IV и Андрея Курбского. В XVIII в. высокое гражданственное звучание научных трудов и поэзии М.В. Ломоносова обусловило их просветительское и патриотическое значение; антикрепостническая направленность отличала публицистические произведения Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.

Публицистические выступления Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко оказали сильное влияние на духовную русского общества.

___________________________________________________________________________

Наиболее полно и широко по всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен на газетной полосе - это постановления и приказы, политические доклады и речи и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

В газете весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния. Так, постановления и приказы, где бы они ни были опубликованы, относятся к официально-деловому стилю. В аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного, научно-публицистического) стиля. Стихотворение или рассказ, опубликованные в газете, тем не менее относятся к художественному стилю.

Тенденция к экспрессивности и стандарту. Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций - к экспрессивности и к стандарту .

В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт.

Если основной целью сообщаемой информации является эмоциональное воздействие на адресата, то публицист в явной форме выражает свое отношение к сообщаемому (при этом отношение к высказываемому не является сугубо индивидуальным; оно выражает мнение определенной социальной группы, партии и т.д.). В этом случае преобладает экспрессия. Это наблюдается в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и - шире - в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического под стиля относятся: трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки, политика диалога.

Приведем фрагмент статьи «Фирмы-однодневки уйдут в прошлое» из газеты «Комсомольская правда»:

1 января 2003 года МНС закончило перерегистрацию фирм, созданных до 1 июля 2002 года. Те из них, которые так и не подали признаков жизни, будут ликвидированы через суд. Перепись фирм налоговики объявили не для того, чтобы осложнить предпринимателям жизнь. А чтобы составить Единый госреестр и отсечь фирмы- однодневки, химичащие с обналичкой и прячущие деньги в офшорах. Результат получился удивительным. Официальных сведений пока нет, но, по оценкам экспертов, «за бортом» оказалось более миллиона фирм. Причем в это число попали и «случайные жертвы» - те, кто просто не успел переоформиться...» (Комсомольская правда. № 5 от 14.01.2003 г.).

В этом фрагменте использованы стандартные для газетно-публицистического стиля выражения: официальные сведения, по оценкам экспертов, фирмы-однодневки, случайные жертвы, а также языковые стандарты официально-делового стиля: перерегистрация фирм, будут ликвидированы через суд, офшоры. Но встречаются разговорные и даже просторечные слова и выражения: налоговики, отсечь, химичащие, обналичка. Экспрессивность создается также образными средствами выражения: не подали признаков жизни, случайные жертвы, за бортом.

Таким образом, публицистический стиль обладает одновременно экспресивностью и подвижностью. Как отмечал известный французский лингвист Ш. Балли, «язык газет переполнен штампами - да иначе и не может быть: трудно писать быстро и правильно, не прибегая к газетным выражениям» . С другой стороны, воздействующая функция публицистического стиля требует все новых изобразительно-выразительных средств, которые извлекаются из художественной и разговорной речи.

Публицистический стиль имеет свои специфические особенности в лексике, фразеологии, морфологии, синтаксисе.

Особенности лексики. Публицистический стиль отражает социальную многоплановость современного русского литературного языка. В нем используются книжная, разговорная, просторечная и диалектная лексика и фразеология. Публицистика тяготеет к применению языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной (коннотативной) семантикой. Именно они составляют лексический и фразеологический запас тех стандартизированных единиц, употребление которых в языке массовой коммуникации позволяет экономными средствами и быстро достичь понимания авторской мысли массовым адресатом.

Для публицистического стиля наиболее специфична общественно-политическая лексика - именно с ней связано само формирование публицистического стиля: общество, свобода, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, департамент, консенсус, легитимный. Наряду с нейтральными среди лексических средств публицистического стиля отмечаются слова, имеющие стилистическую окраску и дающие социальную оценку: авангард, созидание, свершения, дерзать, вещать, труженик, инициатор, коррупция, терроризм, военщина, насаждать. Многие слова приобретают окраску публицистического стиля, когда они употребляются не в прямом, а в переносном значении: атмосфера (дружеская атмосфера), уровень (переговоры на уровне глав государств), вахта (трудовая вахта), платформа (политиче­ская платформа), негатив (в ряде статей отражен негатив...), пакет (пакет предложений).

В последние годы публицистический стиль активно обогащается научной терминологией, выходящей за рамки узкоспециального употребления: Интернет, сканер, принтер, инвестиция, холдинг, маркетинг, мониторинг, бренд.

Среди стилистически окрашенной лексики особое место в публицистическом стиле принадлежит книжным пластам, откуда заимствуются эмоционально-экспрессивные слова, имеющие торжественную, патетическую, риторическую или поэтическую ок­раску: самопожертвование, благотворительность, милосердие, держава, отчизна, отечество, служение, восторжествовать, воздвигать, низвергать, помышлять.

Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика . Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, мужик, коммунальщики, дармовщина, натолкнуть.

Иногда на газетной полосе встречаются просторечные слова и жаргонизмы, например: денежки, одичать, забегаловка, небось, запросто, круто.

В качестве оценочного средства в публицистике могут выступать слова пассивного лексического запаса, прежде всего архаизмы: воинство, кончина, страж, ниспадать, воззвать, вояж, зиждется, ратный.

Для усиления достоверности описания, создания местного колорита в публицистическом стиле могут использоваться варваризмы (иноязычные слова, не до конца освоенные заимствующим языком), например: авеню, денди, миссис, тайм-аут и экзотизмы (слова и выражения, заимствованные из других, часто малоизвестных, языков и подчеркивающие национальную или социальную принадлежность): аул, чум, фазенда, чайхана, гяур.

Публицистический стиль рождает и культивирует свою фразеологию, позволяющую точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, инаугурация президента, ответный визит, выйти на орбиту, вклад в борьбу. Фразеологизмы могут нести в себе позитивную или негативную оценку: сокращение вооружений, гарант безопасности, мирное сосуществование, радикальные перемены, новые русские, с позиций силы, международный экстремизм, гонка вооружений, желтая пресса.

В публицистическом стиле используются речевые стандарты: гуманитарная помощь, коммерческие структуры, информационные источники, служба занятости населения, работники бюджетной сферы, встать на трудовую вахту, подхватить почин.

Речевые стандарты, закрепившиеся в публицистическом стиле, следует отличать от речевых штампов.

Стандарт - это «устойчивое в своем составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как обладает четкой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации» .

Штамп - это шаблонный оборот речи, который не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение: на данном этапе, на сегодняшний день, со всей остротой, в деле оказания помощи, в целях распространения, неустанные поиски, добиваться улучшения использования и др.

Первоначально речевой штамп мог быть свежим, выразительным языковым средством, которое в силу частого и однообразного повторения без учета контекста потеряло оригинальность и стало давать при воспроизведении негативный эффект.

Особенности словообразования. В области словообразования публицистический стиль характеризуется продуктивностью иноязычных приставок а-, анти-, архи-, нео-, про-, контр-, пост-, транс-, гипер-, ультра-: антивоенный, неонацисты, контрмеры, постсоветский, трансконтинентальный, ультралевый.

Распространены суффиксальные образования существительных с отвлеченным значением на -ость, -ение, -ство, -щина, - енчество, -ыня: солидарность, освобождение, братство, штурмовщина, иждивенчество, твердыня. Частотны в употреблении суще­ствительные с заимствованными суффиксами -изм, -ация: капитализм, героизм, агитация, нормализация, активизация.

В публицистическом стиле лицо чаще всего обозначается либо по принадлежности к партии, либо по профессии, роду занятий. Используются суффиксальные образования на -ист, -ец, -щик, -ник, -анин: коммунист, реваншист, борец, аппаратчик, застрельщик, заочник, гражданин.

Распространены слова, образованные сложением основ либо сложносуффиксальным способом: мировоззрение, благосклонность, автомобилестроение, слаборазвитый, широкомасштабный, животновод, тепловоз.

В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры: ООН, СНГ, ОАО, ТЭЦ, ЖЭК, ОМОН, ЛДПР и сложносокращенные слова: партстроительство, госконтроль, профсоюз, корпункт, спецназ и др.

Распространена субстантивация прилагательных и причастий, особенно - в заголовках: «Лучшее - детям»; «Достойных - в народные избранники»; «Несгибаемые».