В русском и некоторых других языках имеется необычная буква - мягкий знак. Удивительна она тем, что не обозначает звука. Зачем же нужна такая буква и какую роль она играет в слове – ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Три функции мягкого знака

Мягкий знак в слове может выполнять три функции :

  • Обозначать мягкость предыдущей согласной (ель, сельдь, площадь ).
  • «Разделять» согласный и следующий за ним гласный Е, Ё, Ю, Я, И (в иноязычных словах также О) (пьют, чьи, воробья, шевалье, перельёт, бульон ).
  • Помогать определить часть речи и ее грамматические признаки (тушь – женский род, туш – мужской род ).

В разных местах слова эта буква выполняет разные функции.

Мягкий знак никогда не пишется после гласной, буквы Й и после приставки, а также в абсолютном начале слова.

Мягкий знак для смягчения

Чаще всего встречается смягчающий мягкий знак. Он служит для того, чтобы показать, что предыдущий согласный мягкий. Такая буква может оказаться как в конце слова, так и в середине: гроздь, калька, Анька . Рассмотрим эти случаи.

Мягкий знак для смягчения в конце слова

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце слова возможно лишь в том случае, если предшествующий согласный - не шипящий. И в самом деле, ведь все шипящие или постоянно твердые и смягчить их невозможно, либо всегда мягкие - тогда мягкий знак излишен.

Другими словами, мягкий знак пишется на конце слов там, где слышится мягкий согласный, если только этот согласный не шипящий и не Й.

Приведем примеры : пень, голень, полынь, капель, егерь, заводь.

Мягкий знак между двумя согласными

Мягкий знак перед согласной пишется в нескольких случаях.

  • После [л’] всегда: кельт, мультфильм, стульчик
  • В середине числительных: пятьдесят, восемьсот .
  • Перед твердой согласной, а также перед мягкой, если при изменении слова эта согласная становится твердой, тогда как предыдущая остается мягкой: полька, польки, банька, баньки .
  • В прилагательных, образованных с помощью суффикса -ск-, мягкий знак ставится лишь в тех, которые образованы от названий месяцев, исключение - январский. Примеры: казанский, январский, но октябрьский.

Мягкий знак не пишется в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ и некоторых других: пончик, качнуть, платочки, каменщик.

В слове маньчжурский мягкий знак пишется, хотя он и оказывается в сочетании НЧ.

Что мы узнали?

Мягкий знак для смягчения пишется в конце после парных мягких согласных, а также в середине слова после [л’], в числительных, после мягкой перед твердой (и перед мягкой, если она становится твердой при изменении слова), в прилагательных перед -ск-; есть исключения.

Мягкий знак - Ьь в русском языке - это единственная в своём роде буква, которая не обозначает какого-либо звука. Мягкий знак служит лишь для смягчения согласных. Так же -ь может быть разделителем перед гласными буквами.

Мягкий знак может выполнять такие функции:

  1. Разделительного мягкого знака. В таком случае -ь употребляется в сочетании с согласными перед пятью буквами, это: е, ё, ю, я, и;
  2. "Смягчителя" согласного звука перед твердым согласным. Такой вариант возможен в конце слова или в середине слова перед твёрдой согласной;
  3. Указывать принадлежность слова к 3-му склонению, при условии, что оно женского рода, единственного числа, и это слово оканчивается на шипящую согласную.

Подобрать и написать 5 слов с разделительным -ь

Во всех пяти словах, приведенных в пример, мягкий знак стоит перед одной из пяти букв: е, ё, ю, я, и.

Вьюнок, бурьян, поместье, соловьиный, крестьянин.

Подобрать и написать 5 слов с -ь обозначения мягкости согласных на письме

Мягкость согласного звука -ь может показывать в середине слова между двумя согласными или на конце, когда стоит после согласной.

В середине: пеньюар, школьник, учительница, мельница, желтенький.

На конце: конь, медведь, учитель, грабитель, нагреватель .

Важно!

  1. Не забывать, что мягкость в сочетаниях -ч и -щ с другими согласными буквами, не обозначается с помощью -ь. Например: скворечник, речка, почка, хищник.
  2. В середине слова после буквы -л, между двумя согласными, всегда стоит -ь. Например: льняной, льдина, остальной, альбом.

Подобрать и написать 5 существительных, в которых буква -ь в конце слова после букв шипящих, указывает на женский род

В этом случае наличие мягкого знака в конце слова не обозначает мягкости. Например, такие слова, как: мышь, рожь, вещь, брошь, пустошь - являются словами женского рода, единственного числа, с шипящими на конце.

Все они женского рода и относятся к существительным 3-го склонения именно по причине присутствия на конце слова, после шипящей, мягкого знака -ь.

Важно! Если существительное с шипящей на конце имеет мужской род, тогда -ь после шипящей никогда не пишется. Например: сторож, камыш, плащ.

Правописание ъ и ь

А. Употребление разделительного ъ.

1. Разделительный ъ пишется :

1) перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на согласную: въезд, подъем, предъюбилейный, межъядерный ;

2) перед буквами е, ё, ю, я в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр, об-, суб, транс-), или составная частица пан-: адъютант, инъекция, конъюнктивит, контръякобинский, объект, субъект, трансъяпонский, панъевропейский ;

3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех-: двухъярусный, четырехъязычный .

2. Разделительный ъ не пишется :

1) в сложносокращенных словах перед буквами е, ё, ю, я : детясли ;

2) перед гласными а, о, у, э : безапелляционный, безоблачный, отэкзаменовать .

Б. Употребление разделительного ь.

Разделительный ь пишется:

1) перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, курьёзный, воробьиный, вьюга, обезьяна, подьячий (от слова дьяк , т.е. ь в корне);

2) в некоторых иноязычных словах перед о : бульон, компаньон, шампиньон .

В. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных.

1. Буква ь пишется:

1) нa конце слова после любого мягкого согласного: конь, уголь, фонарь ;

2) после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым или мягким): больной, сельдь, мальчик, пильщик ;

3) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным: Кузьма, меньше, борьба ;

4) между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба);

5) в числительных, оканчивающихся на -десят, -сот , после первого корня: пятьдесят, пятьсот, восемьдесят, восемьсот ; в числительных, оканчивающихся на -дцать на конце слова: пятнадцать, девятнадцать, двадцать .

2. Буква ь не пишется:

1) внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рш, рч : речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный ;

2) между мягкими лл : иллюзия , иллюминация, иллюстрация .

Г. Употребление ь для обозначения грамматических форм.

Примечание: к шипящим относятся буквы ж, ш, щ, ч .

1. После шипящих ь пишется:

1) в именах существительных женского рода единственного числа: речь, тишь, рожь (не смешивать с туч, рощ, тысяч , так как это формы родительного падежа множественного числа);

2) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте ;

3) в неопределенной форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься ;

4) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени: несешь, возишь, бросишь, несешься, бросишься, возишься ;

5) в наречиях: невмочь, сплошь . Исключения: уж, замуж, невтерпёж ;

6) в частицах: вишь, бишь, лишь, ишь .

2. Употребление ь в некоторых других падежных и глагольных формах:

1) в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя , а также и в других падежах числительного восемь : восьми, восемью и восьмью ;

2) в неопределенной форме глаголов: возить — возиться, брить — бриться ;

3) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, приготовьтесь . Исключения: ляг, лягте .

Упражнения на тему « Правописание ъ и ь»

Упражнение 1. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. В эту минуту раздались п...яные крики гостей.
2. Сам решился он Чичиков] сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего под...ячим.

3. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько любимых его п...ес.

4. Лакей обез...янничает их манеры, замашки.

5. Высокий зеленый бур...ян рос на том месте, где когда-то был двор.

6. Обивка на креслах первых рядов и на бар...ерах лож... давно выцвела.

7. Раз...яренная река пенилась и схлестывала волнами гранитные парапеты набережной.
8. Порой выходила группа от...экзаменовавшихся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или озабоченно — о возможности провала.

9. Повар давал им [матросам] вываренное бул...онное мясо.
10. Среди большой чистой площадки на высоком п...едестале высился слепок могучей фигуры Давида.
11. Вот нам и еще один компан...он для пикника.
12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ...ятный лазурный простор.

13. При малейшем из...яне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться для починки, чистки и пр.

14. Мы уж с отцом от...ужинали.

15. Мы отходили на север, прикрываясь все время сильными ар...ергардами.

16. Письма Андрея стали неот...емлемой част...ю моей жизни.

17. Аксинья с...узила глаза, шевел...нув черными бровями.

18. Настал день прем...еры, подготавливавшейся свыше полугода.

19. Мы пред...явили Фокину ряд требований, и прежде всего о повышении заработной платы.

Упражнение 2. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. В городке было сконцентрировано нескол...ко батал...онов пехоты.

2. Сначала производились натурные с...емки, затем работа была перенесена в павил...оны кинофабрики.

4. Во время ремонта театра были заменены меж...ярусные перекрытия.
5. В газете опубликовано интерв...ю с руководителем иностранной делегации.

6. Новые методы работы позволили с...экономить много времени и средств.
7. Активная контр...атака противника поставила в затруднител...ное положение молодого шахматиста.

8. Работу переводчика облегчил недавно изданный трех...язычный словарь.

9. В такую в...южную ноч... нетрудно было сбит...ся с пути в незнакомых местах.

10. По ночам нередки были заморозки, и лист...я на дерев...ях с...ёжилис... от холода.

11. Для пересылки срочных и важных документов была испол...зована фельд...егерская связь.
12. Крестьяне неоднократно восставали, стремяс... избавит...ся от тяжести под...яремной жизни в условиях крепостничества.

13. Беряс... за какую-либо работу, нужно об...ективно оцениват... свои возможности.
14. Денежные знаки старого образца были из...яты из обращения.

15. На заре человеческой жизни поч...ти любое явление природы казалось людям сверх...естественным и необ...яснимым.

16. Химик производил опыты с какими-то четырех...элементными соединениями.

17. В основе таких теорий, как пан...тюркизм, пан...японизм, лежат не стол...ко религиозные, скол...ко политические цели.

18. Гигантский советский реактивный самолет совершил транс...европейский перелет за нескол...ко часов.

Упражнение 3. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. Прос...ба моя состоит в следующем.

2. Дождик сеялся все мел...че и мел...че.

3. На землю легла измороз... .

4. Одеваеш...ся около открытого ил...юминатора, в который тянет апрел...ской свежест...ю.

5. Ему не сиделос....

6. Он учит...ся катат...ся на кон...ках.

7. Короткий зим...ний день начинал смеркат...ся.

8. С ним все нян...чилис... .

9. Помощ...ник был старателный и толковый.
10. Феврал... сем...надцатого ворвался в город ветром, л...дистым и в...южным.

11. Нян...ка любила возит...ся с дет...ми.

12. Л...няные головы белели во т...ме.

13. Я боюс... сер...езно увлеч...ся.

14. И нечему дивит...ся: как дереву с огнем дружит...ся?

15. Захочеш... — доб...еш...ся.
16. Ран...ним летним утром отправ...тесь в лес.

17. Позабот...тес... о еде: воз...мите что-нибудь с собой.

18. Не плач...те, утеш...тес... .

19. Заступитес... за слабого.

20. Брос...те ругат...ся.

Источники:

  • Глава «Трудности русской орфографии и пунктуации» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Буквы ъ и ь» в «Пособии по русскому языку для поступающих в вузы» Розенталя Д.Э.

Дополнительно на Геноне:

Логопедическое занятие проводится с младшими школьниками 1 – 3 классов.

Цель: научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

Ход занятия

1. Организационный момент

На урок звонок нас приглашает.

Каждый на уроке что-то новое узнает.

2. Закрепление пройденного материала.

Задание 1. На доске написаны пары слов.

Кон – конь, стан – стань, стал – сталь, угол – уголь.

Логопед. Ребята, прочитайте пары слов. Скажите, чем различаются эти слова на письме.

Ученики. В каждой паре слов втрое написано с буквой Ь на конце.

Логопед. Есть ли другие различия (лексическое, смысловое, артикуляционное) этих пар слов?

Ученики. Эти слова различаются по смыслу.

Логопед. Значит, мы можем сделать вывод: мягкий знак не только смягчает согласную, после которой стоит, но и меняет смысл слов.

Задание 2.

Логопед. Послушайте слова и назовите в них только те согласные, которые звучат мягко.

Горько, порка, зорька, корка, Кирьян, дырка, бурьян, пырей, Веерка.

Ученики по очереди отвечают.

Задание 3.

Логопед. Ребята, послушайте слова. Сравните их по смыслу, по звучанию и написанию.

Булка – Булька, полка – полька, уголки – угольки.

Ученики. Эти слова различные по смыслу, но сходны в написании и отличаются только Ь в середине слова.

Задание 4.

Логопед. Послушайте слова. Назовите в них согласные, которые звучат мягко.

Горько, мыльный, больно, пальто, полька, долька, пыльно.

Задание 5.

Логопед. Внимательно прочитайте, перепишите в тетрадь предложения, где нужно, ставьте мягкий знак.

От супа шел пар… – Долго ноги не пар…

Миша грушу ел… – В лесу растет ел…

Пора красит.. крышу. – Маляр красит.. крышу.

Лодка села на мел.. – Вот доска и мел..

Задание 6.

Логопед повторяет правило правописания Ь знака :

Мягкий знак обозначает мягкость согласной: конь, сельдь, мальчик.

При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним буквы: учитель-ница, школь-ница .

Логопед. Сейчас я буду диктовать слова, а вы их запишите и разделите вертикальной чертой на слоги.

Несколько слов логопед записывает на доске и делит на слоги.

Тюль/пан, ас/фальт, крыль/цо, письмо, горько, борьба, стальной, окуньки, раньше, меньше, больше, банька, галька.

4. Итог занятия

Обобщающая беседа

Логопед. Как могут звучать согласные? Как обозначается мягкость согласных на конце слова? Какой согласный в словах – пальто, долька, пыльно – звучит мягко? Почему?

Ученики. Потому что согласные в середине слова смягчил мягкий знак.

Игровое задание «Колокольчики» (на развитие навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова).

Логопед произносит ряд звуков, заранее договорившись с учениками, что реагировать хлопком в ладоши (звуком колокольчика) они будут только на произношение звонких согласных звуков. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит игровое задание.