Относительно времени написания повести «Пиковая дама» нет полной ясности: учёные сходятся во мнении, что она написана, вероятно, в октябре 1833 года в Болдине, но всё же не могут назвать точно дату, поскольку рукопись до сих пор не обнаружена.

Интрига повести, положенная в основу сюжета, взята Пушкиным из устного рассказа князя С.Г. Голицына, приятеля поэта, о своей бабушке Наталье Петровне Голицыной и секрете трёх выигрывающих карт, которым она якобы владела. Рассказ Голицына послужил поводом для мистической истории о молодом офицере, одержимом желанием выиграть в карты состояние, преступающем моральные и нравственные нормы ради достижения своей цели, и трёх таинственных картах, знание которых должно обеспечить выигрыш. Для того чтобы выведать секрет трёх карт, Германн — герой повести — воспользовался доверием Лизы, воспитанницы старой графини, хозяйки тайны, и стал невольной причиной внезапной смерти графини. Призрак графини, явившись ночью Германну, называет ему эти три карты, и, казалось бы, теперь, владея секретом, Германн сможет выиграть целое состояние.

Что же привлекает нас в этой повести? Занимательность и таинственный сюжет? Безусловно, однако за фасадом событий находится философская концепция, касающаяся самого основного вопроса жизни: что управляет ею — обстоятельства, суть которых сокрыта, или сам человек, который способен и должен рассчитывать на себя, то есть принять ответственность за свои решения? Обратим внимание на то, что Германн понимает условность карточной игры, где человек зависит от случая. Он не играет, подобно своим приятелям, а только наблюдает за игрой, объясняя это разумно: «...я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Из слов Германна становится ясно, что молодой офицер полагается только на себя, а искушение игры над ним не властно.

Искушение тем не менее подстерегло Германна в другом, оно поманило героя обещанием верного выигрыша и даже посулило ему гарантию: надо лишь добыть секрет трёх карт. На смену решимости Германна пробиваться в жизни своими усилиями пришла одержимость во что бы то ни стало получить этот секрет. Как мы видим, ничего не изменилось и карточная игра по-прежнему искушает человека: только раньше он сам обманывался, а теперь, когда он не хочет рисковать, искушение выступает в более тонком обличии, предлагая точный выигрыш, без усилия, мысли, риска, потерь. Ю.М. Лотман писал, анализируя «Пиковую даму»: «...игрок играет не с другим человеком, а со Случаем» — именно в этом состоит природа искушения игрой, ведь человек никогда не знает, что стоит за нею и какие факторы руководят её исходом.

Пушкин в образе Германна из «Пиковой дамы» отчётливо показал современного человека, исторические обстоятельства, формирующие его характер. Времена слепой веры в удачу, бесшабашного поведения прошли, и на авансцену истории вышел расчётливый и сухой делец, без нравственных норм и идеалов. Однако проблема выбора осталась перед человеком по-прежнему актуальной, то есть он во все времена принуждён решать, какой путь избрать: отдаться на волю случая, передоверить свою жизнь неизвестности, вмешательству чужой воли или оставаться самим собой, неуклонно следуя своей судьбе, понимая её не как мистическую предопределённость, а как реальные условия жизни, которые следует принимать, преодолевая трудности.

Трудно даже представить, какая бездна ужаса разверзлась перед Германном, когда вместо туза, в спокойной уверенности ожидаемого героем, на карточный стол легла пиковая дама: «...ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась». Что значила эта насмешка? Сошедший с ума Германн в больнице пытается это выяснить, бесконечно и «необыкновенно скоро» повторяя названия карт: «Тройка, семёрка, туз!» — это то, в чём он был уверен, и «Тройка, семёрка, дама!..» — то, что вышло в реальности.

Новаторство Пушкина проявилось в том, что он намеренно не разделяет чёткой линией реальное и фантастическое: существует ли вообще тайна трёх карт, или это легенда? Утаила ли старуха-графиня секрет, унеся его с собой, или она в самом деле умерла от страха? Привиделся ли призрак старухи ночью Германну? Кажется ли ему, что она насмешливо смотрит на него из гроба, а потом с игральной карты? Цель этого художественного приёма в том, чтобы заставить читателя следить за развитием нравственной мысли произведения, а не воспринимать описанное только как мистическую историю или пародию на неё. Читатель должен не столько увидеть игру фантазии автора, сколько осознать нравственный закон, запрещающий смешивать жизнь естественную, честную и порочную, преступную. Этот закон высказан Пушкиным в начале главы VI повести «Пиковая дама»: «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место».

В «Пиковой даме» Пушкин-прозаик достигает творческой зрелости, с большой достоверностью и убедительностью создавая характеры героев своего времени и портреты персонажей из XVIII века. Пушкин точно воссоздаёт детали быта, поведения, нравов современников. Верны и тонки его психологические замечания. Автор с иронией изображает вздорность старухи, с сочувствием — положение Лизы, со светской беспристрастностью — офицеров, с беспощадной разоблачительностью — Германна. В повести «Пиковая дама» воссоздаётся атмосфера культуры и нравов XVIII и XIX веков; она насыщена символическими образами, которые подталкивают нас к поиску других смыслов повести.

Введение

Сюжет «Пиковой дамы», по-пушкински простой и прозрачный для поверхностного истолкования, таит в себе неограниченные возможности нового видения. Так «Пиковая Дама» на первый взгляд может показаться просто трагедией. Но, всматриваясь в глубину повествования, мы видим здесь что-то более серьезное и важное. Какая-то тайна заложена в самом рассказе, в эпиграфе написано: «Пиковая дама означает недоброжелательность». Новейшая гадательная книга.

пиковый дама эпизод сюжетный

1. Анализ сюжета и возможности его интерпретации

Болдинская осень, 1833

Точную дату написания «Пиковой дамы» никто не знает, но нет сомнений в том, что она была написана одновременно с «Медным всадником» и «Анджело». Таким образом, можно увидеть в них общие черты. Выявлением общего между данными произведениями занимался Сидяков Л.С. Он считал, что «петербургская тема объединяет «Пиковую даму» и «Медного всадника», тема безумия…а точки соприкосновения «Анджело» с «Пиковой дамой» в решении проблемы характера…психологическая проблематика, которой и способы ее воплощения неоднократно были предметом внимания исследователей» 11 .

Другие о Пиковой Даме

Исследованием романа А.С. Пушкина занимались многие писатели. Например,Муравьева О.С., 1977 г.

Бочаров С.Г. говорит, что «реальному направлению действия соответствует воображаемое направление: случай, сказка, шутка».

Он считал, что «действия шли в двух мирах: во внешнем мире и мире Германна», и это его мнение снова возвращается к эпиграфу первой главы о неоднозначности Пиковой дамы. Так же автор, по мнению Бочарова, «подключается к сознанию героя и продолжает его, ширит и завершает». Когда Германн был в комнате графини, тогда он видел очень много вещей, которые в реальной жизни он бы точно не заметил. А.С. Пушкин продолжает мысли Германна, дополняя их своими знаниями. «Роковая действительность, с которой не умело справиться однонаправленное воображение Германна», явилась его трагедией. П.В. Нащокин считал, что «главная завязка повести не вымышлена. Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына, мать Дм. Владимировича, московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. «Попробуй», – сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести все вымышлено». Таким образом, П.В. Нащокин считал основу сюжета действительностью. Измайлов Н.В. рассматривал роман с точки зрения его фантастики: «две «петербургские повести», «Медный всадник» и «Пиковая дама», явились выражением его [Пушкина] понимания фантастики…в «Пиковой даме» воздействие темных, губительных сил воплощено в тайну трех карт, которую передает Германну явившаяся ему мертвая графиня» 8 . В этом слиянии двух планов «Пиковой дамы», незаметном для читателя, заключается, по мнению Достоевского Ф.М., «верх искусства фантастического» 7 . Лежнев А. обратил внимание на сюжет «Пиковой дамы», считал, что она отличается от болдинских повестей значительно большей линейностью: «Повесть развивается в естественной последовательности событий, вытянутых одной связной линией» 4 . Белинский даже считал, что, «собственно, это не повесть, а анекдот», и находил единственное достоинство, которое вообще он видел в пушкинской прозе – сам рассказ, который – «верх мастерства» 5 . А Чичерин А.В. высказал интересную мысль: «Внутренняя форма «Пиковой дамы» в духе романа, но во внешней форме роман не осуществлен» 6 .

«Пиковая дама» была исследована многими писателями, рассмотрена с разных сторон, а я хочу узнать, какую загадку таит в себе произведение А.С. Пушкина.

Сюжет Пиковой Дамы

Ход повествовательных событий ясен. По подробному изучению эпизодов видно, как сначала Германн узнает историю о трех картах, которые выигрывают. Он начинает обдумывать насколько реальна эта история. Может быть такие карты существуют? Эта мысль затмевает все остальные. Германн, как человек расчетливый, постепенно идет к своей цели, обдумав прежде возможные варианты перехода тайны к нему. Герой настойчиво добивается внимания воспитанницы, даже влюбляется в нее. Вторая впоследствии дает ему план дома. Уже здесь Германн встречается с графиней. Но она не говорит ему эти три верные карты. Потом старуха приходит, словно в воображении героя к нему самому, и говорит тайну. Затем читателям представляется карточная игра Германна, с которой все и началось, в которой он, в конце концов, проигрывает, из-за того, что ошибочно принял даму за туза. Так и объясняется название самого рассказа. Но должны смотреть глубже и на проблему, и на ее причину, почему в произведении упомянут Томский? Почему так много места уделено его рассказу?

Рассказ в рассказе

В первой же главе Томский рассказывает историю о своей бабушке. Эта история приведена полностью, без сокращений, на ней делается автором и Томским акцент. Она сразу притягивает внимание своей необычностью и заключает в себе рассказ с эпизодами.Они систематизированы, все следует по порядку, что говорит о том, что, возможно, Томский продумал ее заранее.

Во втором эпизоде говорится о проигрыше графини, а в девятом о выигрыше. История хорошо заканчивается, в отличие от настоящего исхода романа. Самым большим и центральным является эпизод посвященный Сен-Жермену. Из него очень непонятно, кем же был Сен-Жермен? Шпионом или шарлатаном, Вечным Жидом или «человеком очень любезным» (1)? А в следующем эпизоде, Томский называет его старым чудаком. Создается впечатление, что Сен-Жермен личность не однозначная, в отличие от Германн, по его же словам. Рассказчик действительно продумал свое выступление, потому что он даже сделал паузу на очень интригующем моменте. «Томский закурил трубку, затянулся и продолжал» (2).

В течение данной истории графиня ведет себя как королева, повелительница. Об этом говорят слова такие, как «чуть было не застрелился от ее жестокости», она объявляет (не говорит), приказывает, ее муж для нее слуга и человек, который оплатит ее проигрыш, графиня показывает ему свою «немилость», велит позвать мужа. Бабушка Томского «дошла с ним до рассуждений и объяснений… снисходительно доказывая…». И в настоящем времени она повелевает, только теперь не мужем, а воспитанницей. Рассказчик говорит, что графиня доказывала «разницу между принцем и каретником» (3), так он упоминает о состояниях людей и о разности положения в обществе.

Ее разговор с Сен-Жерменом можно понять как сделку с дьяволом. Томский тоже так считает и говорит об этом: «Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал…» и после последнего высказывания он сделал паузу! Настоящий искуситель.

2. Сказка Томского

Данный эпизод самый большой (999). В нем рассказывается анекдот, после которого завязывается вся история, разжигаются азарт Германна, его желания и слабости. Историю рассказывает Томский. По моему мнению, она очень удачна, так как рассказана в кругу игроков (удачное место), многие не поиграли, но хотели, а многие проиграли (вовремя). Томский рассчитывает на то, что этот анекдот заинтригует их, заинтересует, а может и заставит постоянно думать об истории. Мы видим, как действия героев начинают меняться, строится сюжет, причиной которого является анекдот. Томский передает достоверно и объективно никем не слышанный разговор графини и Сен-Жермена. Он знать этого не мог.

На протяжении всего произведения Томский является искусителем.

На уме у него что-то свое, которое никого не интересует, зато его истории производят впечатление. Томский много чего придумал в своем рассказе, но ему поверили, хотя, может это все была не правда.

Томский, догадавшись об отношениях Лизы и Германна, решил косвенно помочь ему прийти к его цели и начал искушать Лизавету Ивановну, а зачем ему это было надо, остается для нас вопросом.

Он не общался с Германном, но Лизавете Ивановне он рассказывал интересные детали его характера, он их тоже не знал: «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства.» (4)

Эпизод и общие элементы повествования. Рассказ Томского

В данном эпизоде, главная его героиня, играя в карты, проиграла, что и является причиной ее обращения за помощью к Сен-Жермену. Графиня его просила. И закончился эпизод тем, что героиня выиграла. В сюжете «Пиковой дамы» герой вообще не играл в карты. Причиной его обращения к старухе с помощью Лизаветы Ивановны, был рассказ Томского, в котором была доведена до сведения всех игроков мысль о трех картах, которые выигрывают. Германн не просто просил рассказать графиню ему тайну, а умолял ее. Закончилось повествование проигрышем героя.

В этом эпизоде есть сходство с общим текстом. В обоих случаях все начинается с карточной игры. Финал заканчивается тоже игрой в карты. Сравнительно много места уделено в эпизоде Сен-Жермену, такая же ситуация происходит в общем тексте, тут много места выделено об истории Германна.

Поведение графини несколько, похоже, в обоих рассказах, она кричит на Лизавету Ивановну, девушка считается «домашнею мученицей», в эпизоде дедушка, муж графини, был «род бабушкина дворецкого» (5). Таким образом, графине всегда подчинялись.

Сен-Жермен помог старухе, но старуха не помогла Германну. Почему она так не хочет ему ее говорить? Может ее и не было вовсе? И исход историй противоположный: она полностью отыгралась, а Германн сошел с ума от своего проигрыша!? Графиня похожа с Германном. Они оба решительные, прямо идущие к своей цели, азартные. Только вот старуха добилась своей цели, а Германн нет (т. к. старуха умерла). У них так же много различий: в первой же главе «Пиковой дамы» они противопоставляются друг другу, она русская, а он немец. Германн молодой и не играет в карты, что легко объяснил Томский, сказав, что герой расчетлив, немец, это никого не удивляет. А вот то, что восьмидесятилетняя старуха не играет, это удивляет ее внука. И становится интересно, к чему же приведет встреча этих людей?

По своей идейно-художественной направленности «Пиковая дама» находится вполне в русле пушкинских идей, касающихся существования нравственного закона и наказания за его нарушение.

Германн - герой-индивидуалист, который жаждет личного обогащения. Несмотря на то, что умом он понимает ненадежность карточной игры и зыбкость надежд, основанных на случайном выпадении карт, Германн внутренне стремится к быстрому и легкому обогащению. He случайно Пушкин замечает, что у него не было твердой веры, но было множество предрассудков. А для человека без веры и твердых принципов нет никаких моральных устоев. He случайно Пушкин указывает и на «три злодеяния», которые есть у Германна на душе. «Три злодеяния» - это, собственно, та критическая масса, после которой следует уже не предупреждение, но кара за содеянное зло. Безверие - это та благодатная почва, на которой поселяется зло. Остальное - неизбежное следствие этой первопричины. Германн прикидывается влюбленным в Лизу, используя ее для своих эгоистических замыслов. Это первое злодеяние. Он готов на все, лишь бы заполучить секрет старухи - на унижение, на фактическую продажу души (обещает поклоняться ей, как божеству), в конце концов вынимает пистолет - вследствие чего старуха умирает. Это второе злодеяние. И третье злодеяние - это то, что Германн не раскаивается в содеянном. Ему не жаль Лизы, он приходит на похороны к старухе лишь из суеверного страха, что покойница может ему как-либо отомстить. Кару ему посылает божественное провидение, мир, незыблемый закон которого он нарушил (не случайно старуха говорит, что явилась к Германну открыть тайну не по своей воле). Характерно, что Германну дается три попытки (три карты), по числу злодеяний. Если два первых злодеяния еще можно искупить своей дальнейшей жизнью, то третье (отсутствие раскаяния) - нет. Иллюстрирует нам эту мысль образ старухи, которая своей жизнью заплатила за открытую ей когда-то тайну, постепенно утратив человеческий облик и превратившись в то, чем она является теперь. Создается впечатление, что старуха не может умереть самостоятельно, не передав никому другому своей страшной тайны, своего проклятия. В этом отношении не случайно, что в произведении возникает мотив Вечного жида (применительно к графу Сен-Жермену), который, проклятый богом, не мог умереть и вечно бесприютно скитался по миру. Все знакомые старухи давно умерли, лишь она одна живет неизвестно зачем (переодевание, пустые глаза во время сидения в кресле). Характерно, что тайна, открытая ей в свое время Сен-Жерменом, не сделала ее счастливей. Кара за неправедную жизнь настигает и ее.

В связи с этим в произведении появляется еще один мотив - опасность, которую могут с собой нести знания для неподготовленного человека, для того, в ком нет твердых убеждений, в ком нравственный закон не поселился навсегда. Сен-Жермен назван (и изображен) сентиментальным стариком, который, пожалев юную графиню, открывает ей один из своих секретов. Последствия этого как раз и привели к тому, что описывается в произведении.

Произведение Пушкина «Пиковая дама» вышло из-под пера великого поэта в 1833 году. Основой для него послужила известная в свете таинственная салонная легенда о внезапной и потрясающей карточной удаче княгини Натальи Голицыной. Повесть цельна, напоминает увлекательный рассказ и читается «с первого раза».

С обычного для собравшейся карточной компании рассказа (повествует помещик Томский) начинает завязку сюжета Пушкин. «Пиковая дама» содержанием своим вводит нас в гусарский XVIII век. Бабушка рассказчика, графа Томского, Анна Федотовна в молодые годы проиграла графу Орлеанскому все до копейки. Не получив средств от возмущенного мужа, она в помощь от известного оккультиста и алхимика графа Сен-Жермена (у которого затем попросила денег) узнала тайну трех карт. При этом таинственным французом было обусловлено, что графиня проведет всего лишь одну игру. Анна Федотовна Томская тогда отыгралась и уехала в Северную Пальмиру. Никогда более она не садилась за игровой стол. Лишь однажды раскрыла секрет г-ну Чаплицкому, предварительно заручившись от него обещанием, аналогичным своему. Тот слово не сдержал, выиграв однажды, не остановился вовремя и затем, проиграв миллионы, умер в нищете. Согласитесь, дорогие читатели, мастерски сплел интригу своей повести Пушкин. «Пиковая дама» - произведение увлекательное и динамичное.

Рассказ не остался «висеть в воздухе». Его услышал съедаемый страстями и честолюбием молодой инженер Германн. Он не играет, поскольку состояние его скромно, и нет у него другого дохода, кроме жалованья. Подавляемая сильной волей страсть к игре заставляет его жадно ловить каждый ее нюанс. Услышанный рассказ графа Томского потряс молодого инженера, и жажда скорого обогащения овладела ним.

Уклад жизни графского дома описывает в следующей главе Пушкин. «Пиковая дама» знакомит нас с графиней Томской, живущей замкнуто в имении, бессмысленно соблюдающей дворцовый этикет XVII века, маниакально следящей за своим убранством и внешностью. Бесконечны ее мелочные придирки. Этой своей манерой помещица изводит и достает всех окружающих, а особенно молоденькую воспитанницу Елизавету. Горячий и пылкий Германн очаровывает Лизоньку, пишет ей записки и добивается тайного свидания в графском доме. Знакомство молодых людей - тема третьей главы. Воспитанница подробно рассказывает ему план комнат. Но в назначенный час Германн идет не к девушке, а к ее хозяйке. Барыню он видит сидящей в бессоннице у окна. Молодой человек просит, а затем и требует от графини Томской раскрытия вожделенной тайны, но та упрямо молчит. Когда же инженер приступает к угрозам, вытащив пистолет, с помещицей происходит сердечный приступ, и та погибает.

Четвертая глава психологическая, нравственная. Германн поднимается к воспитаннице, рассказывает той о несчастье. Елизавета потрясена его корыстностью. Однако ни слезы влюбленной девушки, ни ее чувства не трогают алчного молодого человека.

В пятой главе Пушкин показывает свой талант как писателя-мистика. На отпевании графини Германну чудится насмешливый взор и подмигивание покойницы. Следующей же ночью его разбудил незнакомый шум, затем в комнату вплыл призрак Анны Федотовны и объявил ему тайную комбинацию карт - тройка, семерка, туз. Закончило виденье свою речь прощением Германна и просьбой сыграть лишь один раз и на этом прекратить, а затем жениться на Елизавете. Такую кульминацию сюжета создал Пушкин. «Пиковая дама» усиливает динамику своей линии.

Вскоре возникает идеальная ситуация для обогащающей игры. В Москву съезжаются богатые игроки. В первый день Германн удваивает свое состояние, поставив его все на тройку, но на этом не останавливается. Удача благосклонна к нему и на второй день - семерка также приносит удачу, он становится богатым. Однако страсть игрока, алчность властно ведут его к погибели. Он решается на третью игру, ставя на туза все свои добытые игрой шальные деньги - 200 000 рублей. Выпадает туз, но торжество Германна прерывает замечание оппонента Чекалинского, что его дама проиграла. Инженер понимает - случилось непостижимое: вытаскивая из колоды туза, его пальцы почему-то достали совершенно другую карту - даму пик - символ тайной недоброжелательности.

Отчаянный аферист потрясен, его сознание не справляется со стрессом, и он сходит с ума. Именно в шестой главе, содержащей и саму роковую игру, и расплату за нее наметил неотвратимую развязку сюжета Пушкин. «Пиковая дама» воздает Германну по заслугам: его дом теперь - семнадцатая палата Обуховской лечебницы для умалишенных. Сознание бывшего инженера с этого момента навечно замкнуто в комбинации трех карт. Судьба же воспитанницы Елизаветы складывается счастливо: брак, достаток и

Повесть «Пиковая дама» произвела фурор. В среде игроков даже возникла мода - ставить на упомянутые Пушкиным карты. Современники отмечали мастерское психологическое изображение автором образа старой графини, а также ее воспитанницы. Однако наиболее рельефно изображен «байроновский» персонаж Германна. Удача произведения неслучайна: классик, в жилах которого течет действительно горячая кровь, пишет на близкую для себя тему фарта, удачи. Вместе с тем мы видим его фаталистические убеждения, глаголющие, что все-таки над всей жизненной суетой довлеет рок.

Анализ "Пиковой дамы" А.С.Пушкина

Три злодейства Германна.

Что есть наша жизнь? Наверное, это путь в никуда. Череда успехов и падений, светлых пятен и кромешной тьмы, которая охватывает мир в безлунные осенние ночи. Когда воет ветер, раскачивая фонари на столбах и образуя одинокие пятна света вдоль дороги, покрытой опавшей листвой и поломанными ветками с деревьев. Это череда надежд и разочарований, вереница нереализованных планов, которые мы строили на будущее, тешили свое самолюбие и скрашивали этим долгие усталые вечера. Что еще? Это поиск справедливости, стремление к совершенству, любовь, ненависть и безразличие, иллюзия признания и эфемерная радость от побед. Надежда на удачу. Вечная надежда на удачу и ожидание чуда…

В своём произведении Пушкин ярко описывает Петербург - столицу империи, породу призрачно абсурдной жизни, город фантастических событий, происшествий, идеалов, город, обесчеловечивающий людей, уродующий их чувства, желания, мысли, их жизнь. Прочитав «Пиковую даму» А С Пушкина, я стал задумываться на этими вопросами, а разобраться в них мне помог Германн. Это молодой военный инженер, страстный человек, одержимый идеей богатства. На своем пути он не останавливается ни перед чем. Готов играть чужими чувствами, очаровывает Лизу, девушку, живущую в доме у старой графини, ради того, чтобы овладеть тайной «трех карт»,гарантирующей ему крупный выигрыш. И это действительно так, ведь Герман сначала хотел достичь богатства честным способом, но стоило только узнать о тайне трёх карт, и он стал совсем другим человеком. Он стал гнаться за этой тайной, готов был ""продать"" свою душу дьяволу. Мысль о деньгах затмила разум этого человека. Итак, первое злодейство Германа - обман самого себя.

Пушкин настолько точно описал местность, что в бывшей столице можно найти это улицу и дом. Я много раз был в Петербурге. На одной из экскурсий нам рассказывали про этот дом. Сейчас это улица Гоголя, дом 10. Раньше он принадлежал княгине Наталье Петровне. Предание нарекло этот дом особняком ""Пиковой дамы"". После выхода в свет произведения оно стало очень популярным, юноши ставили три карты, а другие находили сходства между княгиней Натальей Петровной и графиней. Сам Пушкин пишет: ""Моя ""Пиковая дама"" в большой моде"". В общем, в произведении Пушкина Германн ставит себе цель - во что бы то ни стало узнать тайну трёх карт. И вот он хочет стать любовником старухи, но, узнав о Лизе, начинает писать ей (Лизе) письма: ""Письмо содержало в себе признание в любви: но было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-французски не понимала и была очень им довольна"". А она (Лиза) не зная чувства любви, поверила Германну, который просто использовал её в качестве ""мостика"" между собой и графиней. И вот мы замечаем второе злодейство - обман Лизы. Обманывал он её на протяжении всего действия, как узнал тайну трёх карт - перестал с ней встречаться, а оказавшись в Обуховской больнице - и вовсе забыл о ней.

В ""Пиковой даме"" можно заметить моменты, которые хотелось бы назвать ""случайными"":

""…Рассуждая таким образом очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры…

—Чей это дом? - спросил он (Германн) у углового будочника.

—Графини, - отвечал будочник.

Германн затрепетал. Удивительный анекдот снова представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности…""

Как видно Геманна влекла к этому, ничем не замечательному дому, какая-то ""неведомая сила"". И она ""затянула его к себе"". Я считаю, что продажа своей души дьяволу - это и есть его третье злодейство. Ведь являясь носителем этой страшной тайны, ты заключаешь сделку с дьяволом. А почему Германн ""обдёрнулся""? а всё очень просто, он не сдержал своего обещания, ведь графиня сделала оговорку:""…с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…"" Он же совсем не собирался жениться на ней. За это графиня, обретшая способность рассматривать души людей, наказала нашего героя. Другое мнение - графиня специально назвала не ту карту, чтобы дьяволу ""не платить за душу Германна"", а просто забрать её.… И вот Германн оказывается в Обуховской психиатрической больнице. В голове у него одно:""…тройка, семёрка, туз!.. тройка, семёрка, дама!.."" Вот к чему привела бесконечная погоня за богатством.

На протяжении всего произведения автор показывает Германна только с плохой стороны. Но я считаю, что этот безумный человек намного проще и слабее. Неизвестно как бы мы повели себя на его месте… Ведь осудить проще, чем понять, не так ли? Как говорил Л Н Толстой: «Несомненно,. Важнее как человек воспринимает судьбу, нежели какова она на самом деле».

Шилягова Екатерина.