Политическое лидерство - понятие многозначное. Однако три аспекта являются определяющими. Это:
- личностные черты лидеров;
- инструменты осуществления ими власти;
- ситуации, с которыми сталкивается лидер.

Комбинация этих трех аспектов во многом предопределяет становление политического лидера, эффективность и результативность его деятельности.Природные качества : сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция. Нравственные качества политических лидеров . Об их необходимости для правителей говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они называли среди этих качеств благородство, честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости. Профессиональные качества политических лидеров очень разнообразны: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений. Сюда же следует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к общественной и государственной деятельности. Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а цель - программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из сказанного, можно обозначить три следующий функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач обеспечения выхода страны из тупика. Аналитическая функция , или функция постановки диагноза. Т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.
Функция разработки программы действий . В ее выполнении большую роль играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность. Новаторская функция означает, что политический лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляется обновление и реорганизация политических структур. Коммуникативная функция предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в практической деятельности. Политический лидер - своеобразный аккумулятор настроений в обществе, выразитель жизненных стремлений и желаний людей. Ведь главный смысл и назначение всей политической деятельности лидеров - служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Организаторская функция логически вытекает из новаторской и коммуникативной функций. Речь идет о мобилизации народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь. Чтобы направить и организовать действия масс, политический лидер должен обладать организаторскими качествами, умением завоевывать доверие народа, пробуждать его социальную активность, вдохновлять и вести за собой, объединяя усилия всех слоев общества. Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников реформ. Координационная функция есть продолжение организаторской и направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований - институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти и властных институтов: парламента, суда, органов исполнительной власти. Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает обеспечение жизнеспособности политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп. Задача поддержания консенсуса в обществе - это ключевая функция политического лидера.

Политическое лидерство — понятие многомерное. Однако три аспекта являются определяющими.

Личностные черты лидеров;

Инструменты осуществления ими власти;

Ситуация, с которой сталкивается лидер.

Комбинация этих трех аспектов во многом предопределяет становление политического лидера, эффективность и результативность его деятельности. Остановимся на указанных аспектах подробнее.

Благодаря каким качествам и чертам характера политические лидеры завоевывают доверие, приобретают признание и получают поддержку со стороны людей? Какие характерные черты и свойства личности необходимы лидеру, чтобы вести массы за собой? Сразу отметим, что не стоит пытаться найти некий набор конкретных личностных качеств, которыми обладали бы все выдающиеся политические лидеры. В подтверждение этой мысли приведем три примера политических лидеров, оставивших очень заметный след в истории, и в то же время так не похожих друг на друга по своим личностным качествам.

Причин тому очень много. Среди них:

Так называемые "пределы политического лидерства", которые резко ограничивают свободу деятельности политика;

Разделение властей;

Сравнительно короткие сроки пребывания у власти.

Кроме того, как уже подчеркивалось, крупные политические лидеры появляются в периоды глубоких кризисов. "Свое время" необходимо было и для де Голля, и для Уинстона Черчилля. Кризисные периоды - это война и связанная с ней разруха, это глубочайшие спады производства в связи с циклическим характером развития экономики. Если иметь в виду типичные для прошлого кризисные ситуации, то их вероятность в настоящее время по известным причинам существенно снижена: новая мировая война грозит самому существованию человечества в силу возможного использования ядерного оружия. Что касается экономических кризисов, подобных кризису 30-х годов, то современные государства научились их прогнозировать и не допускать. Именно по этим причинам для современности типичны не лидеры-герои, а такие политические лидеры, которые в конкретных условиях обеспечивают своим странам три высочайшие ценности: национальную безопасность, рост благосостояния народа и соблюдение прав человека.

По мере сокращения в мире недемократических режимов и, соответственно, становления новых демократических государств, обнаруживает свое самостоятельное действие пятая тенденция - сокращение границ власти политического лидера. Уменьшаются сроки пребывания у власти. Но дело не только в этом. Развитию данной тенденции способствует совершенствование системы разделения властей. Пример современной Украины в этом отношении весьма показателен — и в части сокращения сроков пребывания на вершине пирамиды политической власти, и в части ограниченности властных функций. Хотя президент страны и наделен очень большими полномочиями, становлению авторитаризма существенно препятствуют другие ветви власти (Верховная Рада, Верховный суд). Эта тенденция закреплена и в конституционной реформе, осуществляемой в нашей стране.

Таковы современные тенденции в развитии политического лидерства. Следует, однако, подчеркнуть, что для оценки действительной роли политического лидера необходимо время. Лишь с его течением определяется подлинная значимость политического лидера. И в качестве примера — вновь о Франклине Рузвельте: истинное его величие история смогла оценить лишь через много десятилетий.

Современные теории политического лидерства

Поскольку данная тема привлекает широкое внимание политологов во всем мире, теорий политического лидерства в целом и касающихся отдельных аспектов данной проблемы очень много. Мы остановимся на некоторых из них.

Теория черт . В ней основное внимание уделяется личностным качествам лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать лидер. Например, американский ученый Богардуссчитает, что лидером человек становится благодаря таким качествам, как энергия, ум, характер. Лидер лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет лидером. Особенно бурный всплеск в развитии данной теории отмечался в США в середине XX века (Смит, Бэрд). Выделяются также такие качества, как юмор, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, общительность, такт, уверенность.

Очевидно, что политическому лидеру необходимы многие качества, в том числе и заложенные в нем природой. Но профессиональным политиком его делают не только комбинация и сочетание различных качеств и черт, но и особенности политической ситуации.

Ситуационная концепция . Ее авторы — американские политологи Р. Даль, В. Фиддер, Т. Хинтон. Они рассматривают лидерство как функцию ситуации, то есть как поведение лидера, которое вполне подходит для одной ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера - результат действия факторов места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда он может ее использовать. Вспомним прекрасный пример из истории Отечественной войны 1812 года, когда именно подобным образом повел себя полководец М.И. Кутузов . Все великие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свою пользу.

В разработанных американскими политологами теориях представлена концепция дифференциации политических лидеров на основе комплекса характеристик , среди которых главное место отведено личностным чертам самого политического лидера и конкретной ситуации, в которой он действует. На этой основе выделены четыре типа политических лидеров. Это образные, метафорические типы: «знаменосец», «служитель», «торговец» и «пожарный».

Лидер - «знаменосец» - это крупный стратег. Он формирует собственную политическую программу и реализует свои идеи и цели. Это человек с сильной волей и собственным видением действительности. Его приверженцы не оказывают на него практически никакого влияния (например, К. Маркс, В.И. Ленин).

Лидер - "служитель " ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов. В отличие от лидера - "знаменосца" он не сам формулирует задачи в соответствии с собственным видением политических реалий, а именно его приверженцы (избиратели) определяют задачи, которые становятся для лидера - "служителя" центральными. Примером могут быть Р. Рейган, Г. Коль.

Лидер - "торговец" как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на поддержку. Особенность этого типа политиков — в особом характере их взаимоотношений с избирателями. Важное значение приобретает способность такого лидера убеждать, а также та стратегия, к которой он прибегает, чтобы добиться поддержки (например, Ф. Рузвельт).

Лидер - "пожарный" занимается "тушением пожаров", то есть реагирует главным образом на те проблемы, которые встают перед его приверженцами, избирателями. Лидеры - "пожарные" активно откликаются на требования жизни, политической ситуации, на возникающие острые проблемы. Их действия определяются насущными требованиями момента (Е. Гайдар).

Здесь важно иметь в виду, что в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего политические лидеры в своей политической деятельности сочетают элементы каждого из перечисленных типов лидеров. На особенности политического поведения того или иного политического лидера оказывают влияние различные факторы: черты характера, ситуация, последователи (избиратели).

Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации предложил немецкий социолог М.Вебер. Он выделил три типа господства - традиционное, рационально-легальное, харизматическое.

Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Таким типом пользовался монарх. Хотя данный тип лидерства уходит в прошлое, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).

Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Понятие «харизма» заимствовано М.Вебером из раннехристианской литературы и означает «благодать, дар божий». Взаимоотношения между лидером и массой носят эмоционально-мистический характер, от масс требуется полная личная преданность «вождю», который выполняет «историческую миссию». Харизматическое лидерство свойственно переходным обществам, проводящим модернизацию. Харизматическое господство может создавать условия или для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии), или для рационально-легальной.

Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, например, не опирается на закон, традицию. Такая власть существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера и веры в него. В период глубоких структурных изменений в обществе харизматический лидер способен сплотить нацию, вселить веру в успех преобразований. Вместе с тем, у масс нередко формируется патерналистское (отеческое) сознание. Они перекладывают заботу о своем существовании, разрешении возникающих проблем на плечи руководителей.

Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого лидера определяется конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство распространено в индустриальном обществе. Лидер-чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы.

Распространена типология лидерства, где основным критерием является стиль деятельности лидера. Выделяется демократическое и авторитарное лидерство. Лидер, требующий монопольной власти - авторитарный. Связи между членами группы минимальные, взаимодействие происходит под контролем лидера. Он пытается повысить активность в группе административными методами. Главное его оружие - железная требовательность, угроза наказания. Демократический лидер способствует максимальному участию каждого в деятельности группы, не концентрирует ответственность, а старается распределить ее среди членов группы, создает атмосферу сотрудничества.

По характеру деятельности выделяют такие типы лидерства: а) универсальный, то есть постоянно проявляющий качества лидера; б) ситуационный, проявляющий качества лидера в определенной ситуации.

1) лидер - вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения;

2) лидер - исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

3) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.

По видам деятельности различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации снижается.

ВЫВОДЫ

Лидерство формируется в любой социальной группе. Для него характерно наличие определенных качеств, способствующих наиболее полному выражению интересов группы. К политической элите относят прослойку, участвующую в принятии и организации выполнения политических решений. Политические элиты различаются по способу формирования (открытые и закрытые), по способу получения власти (легитимные и нелегитимные), по способу осуществления власти (демократические, авторитарные, тоталитарные).

Элита представляет собой коллективное лидерство. Лидерство индивидуальное представлено политическими лидерами. Типологизация лидерства происходит по источнику признания (традиционное, харизматичное, легальное лидерство), по специфике политической деятельности (административное, агитаторское, теоретическое), по стилю деятельности (авторитарное, демократическое, либеральное).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему политическая элита формируется в любом обществе?

2. Назовите характерные признаки элиты как социальной группы.

3. Какие процессы происходят внутри элиты и между элитными группами?

4. Какие функции выполняет политическая элита?

5. Какие элиты, кроме политической, вы знаете?

6. Назовите известные вам типы политической элиты.

7. Какими качествами должен обладать политический лидер?

8. Назовите известные вам типы политического лидерства.

9. Охарактеризуйте одного из ныне действующих политиков по типологии лидерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. - М., 1992.

2. Бунин И.М. Партия активистов или партия нотаблей? // Рабочий класс и современный мир. - 1990, № 4.

3. Диктаторы и тираны. Энциклопедический справочник. - Смоленск, 1997. - Т. 1,2.

4. Кухта Б., Теплоухова Н. Політичні еліти і лідерство. - Львів, 1995.

5. Литвин В. Політична арена України: дійові особи і виконавці. - К., 1994.

6. Марченко Н.Н., Фарукшин М.Х. Буржуазные политические партии. - М., 1987.

7. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии. // Диалог. - 1990.

8. Свалов А.Н. О пролетарских партиях «старого» и «нового» типа. // Рабочий класс и современный мир, 1990, № 1.

9. Трофимов М.И. Политическое лидерство. // Социал-политические науки. - 1991, № 12.

Может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.

Лидерство может быть формальным, т. е. официально признанным и юридически оформленным (например, официально избранный президент страны), и неформальным — человек фактически выполняет функции руководителя группы, организации, возглавляет общественное движение, пользуется доверием значительного количества граждан, но не имеет официального статуса.

Функции политического лидера

Лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. Если он не оправдывает возложенных на него надежд, то может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание.

Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:

  • интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основании общих целей, ценностей, политических идей;
  • определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
  • участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
  • мобилизация масс на достижение политических целей;
  • социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
  • коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например, с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных кампаний;
  • легитимизация власти.

Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом наряду с профессиональными способностями потенциального лидера большое значение придается его моральным качеством.

К сожалению, в нашей стране пока еще не существует отлаженная система подготовки, отбора и выдвижения политических лидеров. Поэтому позиции лидеров нередко занимают недостаточно компетентные люди.

Качественные характеристики политического лидера

Политические лидеры имеют свои качественные характеристики («политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность» и др.).

Политический статус - это общее положение, занимаемое политическим лидером в политической системе страны или в мировом сообществе. По мнению А. В. Глуховой, политический статус предполагает:

  • место в иерархии политической власти;
  • совокупность и объем политических прав и свобод;
  • совокупность и объем статусных обязанностей, пространство и характер статусного поля ответственности;
  • реальную возможность тех или иных групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее.

Так, всенародно избранный президент страны имеет высший политический статус, так как он является представителем всего народа. Страны, являющиеся постоянными членами ООН, формально имеют более высокий статус, чем страны, таковыми не являющиеся. Следовательно, и лидер страны — члена ООН будет иметь соответствующий статус на международной арене. Можно выделить три основных уровня неформального политического статуса лидера.

Внутренний (внутригосударственный) неформальный политический статус, которым «наделяется» лидер политической системой страны или гражданским обществом. Например, в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Б. Н. Ельцин значительной частью россиян был «наделен» неформальным статусом «борца с КПСС и тоталитарным режимом», отстаивающим демократическую альтернативу развития России. Этот статус во многом способствовал получению им формального статуса президента страны и его победам в борьбе с КПСС и в конфликте с парламентом (1993 г.).

Внутренний неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, в ходе внутреннего политического конфликта лидер повстанцев-сепаратистов наделяется статусом борца за свободу и демократию. Такой статус обеспечивает ему международную поддержку, а на попавших в плен членов вооруженных формирований распространяются нормы Женевской конференции 1949 г. о гуманном отношении с военнопленными. При отсутствии такого статуса пленные рассматривались бы как уголовные преступники. Наглядным примером такого развития событий является первая чеченская война (1994-1996 гг.). Многие международные организации и институты наделяли чеченских боевиков и их лидеров «статусом» борцов за свободу и независимость Республики Ичкерия и оказывали им всяческую поддержку. И только когда появились неопровержимые доказательства связи чеченских боевиков с международным терроризмом, их статус изменился и они лишились значительной части международной поддержки. Но этому «прозрению» предшествовали тысячи невинных жертв.

Внешний (международный) неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, такие политические лидеры, как Махатма Ганди (Индия, 30-40-е гг. XX в.) и Н. Мандела (ЮАР, 60-70-е гг. XX в.) длительное время находились в оппозиции к правившему в те голы в их странах политическому режиму. Тем не менее их политический статус был признан во всем мире.

Политический вес — это общее влияние (реальное или символическое) и авторитет лидера в политической сфере. Когда говорят о политических «тяжеловесах», то имеют в виду тех политических лидеров, которые способны оказывать значительное воздействие на политический процесс, например на принятие политического решения или на разрешение политического конфликта. Например, политический вес Президента РФ В. В. Путина был обусловлен тем, что его поддерживало абсолютное большинство россиян; политический вес Президента США на международной арене обусловлен экономической и военной мощью этой страны.

Политический капитал — это вся совокупность приобретенных политическим лидером «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделанных прогнозов и т. д.) в прошлом и в настоящем.

По мнению Д. П. Зеркина, «под политическим капиталом подразумевается ряд признаков. В частности, обладание какой-то частью политической власти; включенность в политическую элиту; политический опыт и авторитет и т. п. 1 С нашей точки зрения, такой признак, как «обладание какой-то частью политической власти», является необязательным для лидера. Бывший или реальный политик, обладающий политическим капиталом, может находиться в оппозиции или вообще вне политики. Но само обладание политическим капиталом может способствовать его возврату в реальную политику (Ш. де Голль, Ф. Рузвельт) либо оказывать влияние на политический процесс (быть востребованным) в ином качестве (например, бывший Государственный секретарь США Г. Киссинджер периодически привлекается (как частное лицо) для решения тех или иных политических проблем).

Накоплению политического капитала могут способствовать успехи в иных сферах деятельности, например, академик А. Д. Сахаров стал известным политиком во многом благодаря своему вкладу в развитие ядерной физики. Однако основным критерием оценки «капиталоемкости» политика является его удачный опыт практической политической деятельности и обусловленное им доверие политических элит и широких социальных слоев. Например, Президент США Ф. Рузвельт благодаря своей эффективной политической деятельности четыре раза избирался на этот пост.

Политический капитал, как и любой иной вид капитала (финансовый, социальный, символический и др.), можно накапливать («завоевывать») и приумножать, а можно растрачивать (терять) или вовсе «обанкротиться». Социальные революции в наиболее жесткой форме демонстрируют момент банкротства существовавшего режима и правивших политиков. П. А. Сорокин дал следующую характеристику Людовику XVI, Николаю II и их правительствам в канун Великой французской революции (1789 г.) и Октябрьской революции в России: «Перед нашими глазами — целая галерея физических и психических импотентов, бесталанных правителей, женственных и циничных карликов». Понятием «банкротство» можно охарактеризовать окончание политики М. С. Горбачева, который пытался построить «социализм с человеческим лицом». Б. Н. Ельцин свой достаточно «солидный» политический капитал после 1993 г. растрачивал постепенно.

Политический капитал можно трансформировать в иные виды капитала (социальный, культурный, военный, символический и др.). Многим известным политикам помогла сделать карьеру их предыдущая деятельность в других сферах жизнедеятельности (Президент Франции Ш. де Голль — бывший военный, Президент США Д. Рейган — киноактер, Президент Чехии В. Гавел — писатель, известный политический и общественный деятель А. Д. Сахаров — ученый-ядерщик).

Политическая харизма - предполагает наличие у политического лидера определенных качеств, которые выгодно отличают его от других. Обычно харизмой наделяют выдающегося политического лидера или жестокого тирана. Например, харизматическими личностями считаются А. Македонский, Петр I, Наполеон, В. И.Ленин, И. В. Сталин, Ф. Кастро и др. Однако харизматическими качествами могут наделяться и политические организации, и политические институты. Например, КПСС в советский период, по сути, была харизматической партией — «ум, честь и совесть нашей эпохи». Нынешняя КПРФ для многих россиян ассоциируется с КПСС и также наделяется харизмой. Для большинства китайцев Коммунистическая партия Китая также является харизматической.

Нравственность - предполагает наличие у политического лидера высоких моральных (нравственных) качеств, которые ассоциируются в общественном сознании с идеалами добра, справедливости, честного исполнения общественного долга. Например, так называемые либерал-демократы во главе с Б. Н. Ельциным, проводившие реформирование российской экономики (либерализацию, приватизацию и др.) в 90-е гг. XX в., ассоциируются в общественном сознании россиян как безнравственные политики, нажившие огромные состояния на разорении страны, а высокий авторитет В. В. Путина во многом был основан на его нравственных качествах.

Если вы решили стать настоящим лидером, то вам несомненно понадобиться огромная работа над собой. Ведь лидер обладает множественным набором психологических качеств и знаний для своей состоятельности.

Лидер (от англ. leader ) - первый, идущий впереди планеты всей 🙂 - человек, который в определенной группе людей пользуется признанием, авторитетом и обладает влиянием, которое определяется, как управленческая деятельность. Лидер принимает самые ответственные решения группы или организации и руководит всеми процессами в целом, при этом дает направление для дальнейших действий.

В данной статье мы будем говорить не о том , а о к ачествах лидера.

Качества лидера:

1) Уверенность в себе

2) Коммуникабельность

Без этого качества лидера трудно представить, умение налаживать контакты и быстро находить общий язык с коллективом важнейшее качество не только в этой стезе.

3) Умение постоянно учиться

Не для кого не секрет, что наш мир постоянно меняется все с большей и большей скоростью. Именно в связи с этим современным лидерам просто необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний и вносить инновации в своем деле. Это значительно повысит вашу конкурентоспособность.

4) Целеустремленность

Очень важное качество, которое отделяет лидера от остальных людей. Он всегда знает, чего он хочет и что для этого нужно сделать. Ведь согласитесь глупо вести толпу, когда сам не знаешь куда.

5) Ответственность

Умение отвечать за свои слова, действия, решения неотъемлемое качество лидера. Тут уже не сможешь сказать “кто виноват?”. Весь груз возможных неудач и провалов придется взять на себя, а вот успех делить со всеми.

6) Самодисциплина

Обычные люди легко позволяют себе все возможные слабости. Но лидер ни как не может позволить себе дать слабину и должен постоянно быть собранным и готовым к действию.

7) Умение общаться и слушать людей

Умение общаться и слушать людей одни из главных лидерских качеств. Именно с этого начинается лидерство. Вы должны не только общаться и убеждать людей на понятном языки, но и уметь выслушать и понять каждого человек, как отдельную личность.

Люди, находящиеся у власти, обладают огромными возможностями. Кто-то использует этот потенциал с целью собственного обогащения, а кому-то хочется изменить жизнь своих сограждан к лучшему. Поэтому все больше молодых людей задаются вопросом: как стать политиком?

Какими качествами должен обладать политик?

Принимая решение стать политиком, здраво оцените свои возможности. Проанализируйте, насколько ваш характер и темперамент соответствуют этой профессии, а заодно объективно оцените, есть ли у вас задатки политического лидера.

Хорошие политики отличаются аналитическим мышлением. Они умеют выстраивать логические цепочки, умело подводя своего собеседника к нужным выводам. Этот навык вполне можно освоить, тренируясь. Попытайтесь убедить своих сокурсников в необходимости участвовать в общевузовском субботнике, обоснуйте родителям выбор профессии политика, докажите своему сомневающемуся другу: участие в театральном кружке — очень даже мужское занятие.

У политика должна быть хорошая память. Чтобы быть убедительным, ему необходимо удерживать в голове множество цифр, знать в лицо и по имени не одну сотню коллег, оппонентов и избирателей, помнить исторические факты и события недавнего прошлого. Если вы пока не способны удерживать в уме столько информации одновременно, не отчаивайтесь: существуют специальные упражнения, позволяющие улучшить память.

Разностороннее развитие — еще одно качество, без которого нельзя стать хорошим политиком. Эрудированный человек всегда выглядит убедительнее в сравнении с невеждой. Читайте научную литературу, следите за событиями в стране и мире, знакомьтесь с аналитическими статьями политологов и изучайте биографии выдающихся политиков: У. Черчилля, Елизаветы II , М. Тэтчер. Это не только расширяет кругозор, но и создает отличный базис для политической карьеры.

Харизма лидера — залог политического успеха. Люди, чья энергетика способна поднять массы, становятся первыми лицами страны. Тот, кто не обладает подобным магнетизмом, может многократно посещать курсы по развитию лидерских качеств, но так и остаться с задатками среднестатистического человека. В этом случае выберите другую профессию: лучше быть отличным врачом или учителем, чем посредственным политиком.

С чего начинать политическую карьеру?

Решив окончательно и бесповоротно стать политиком, готовьтесь работать много и упорно. Конечно, самый легкий и верный путь попасть в политическую среду — воспользоваться знакомствами и связями. Но даже в этом случае придется доказывать окружающим, что вы среди них человек не случайный. Поэтому лучше начинать с работы на рядовых должностях, ведь избиратели симпатизируют депутатам, пробивавшим себе дорогу на политический олимп «с низов».

Получение высшего образования

Советуем выбирать специальности, связанные с управлением, международной экономикой и изучением права. Знания, полученные в вузе, станут основой для дальнейшего изучения и оттачивания политического мастерства. Уже будучи студентом, принимайте активное участие в общественной жизни университета: войдите в студенческий совет, выступайте с инициативами, которые помогут завоевать симпатии собратьев по учебе и преподавателей и создать вам хорошую репутацию.

Волонтерство

В стране масса приютов, интернатов, домов престарелых и других заведений, над обитателями которых можно установить шефство. Организуйте среди сокурсников сбор игрушек детишкам, воспитывающимся в детдоме, выступите с концертом перед ветеранами, предложите помощь студентов руководству больницы, хосписа и т.п. Занимайтесь общественно-полезным трудом и будьте всегда на виду, зарабатывая авторитет на будущее.

Членство в молодежном движении

Примите участие в избирательной кампании. Скорее всего, вам сначала будут давать самые простые задания: раздать листовки, обеспечить сбор подписей. Но это тоже опыт, ведь вы изнутри будете видеть, как работает система продвижения кандидата, и сможете учиться самопиару.

Существует и второй вариант попадания в большую политику — получить должность помощника депутата. Такое положение достаточно престижно, но и занять его сложно, поскольку, помимо хороших оценок в дипломе и знания иностранного языка, депутаты хотят видеть у своих помощников еще и определенный опыт в сфере политики.

Участие в жизни общественной организации

Некоторые начинающие политики идут другим путем: присоединяются к общественной организации и, выступая от ее имени на заседаниях местного совета, формируют собственный имидж борца за справедливость/защитника животных/поборника прав человека (нужное подчеркнуть). Параллельно они завязывают полезные знакомства с известными в городе и области людьми и готовят почву под собственные выборы в совет. Далее все просто: становятся депутатами районного/городского совета, зарабатывают соответствующее реноме и баллотируются в областной совет. Конечной целью может стать Государственная Дума или Верховная Рада.

В политику через производство

Большая часть мужей, стоящих сейчас у руля государства, начинала свою карьеру не в качестве политиков, а в роли рабочих, прошедших путь от рядового труженика до руководителя предприятия. И только накопив громадный управленческий опыт, они пришли в политику. Такой способ попасть в политическую среду наиболее долгий, но и наиболее верный.

Придя в политику, вы неизбежно столкнетесь с необходимостью участвовать в выборах. Хорошо, когда за вами стоит партия, спонсоры которой поддержат вашу избирательную кампанию деньгами. Однако шансы выиграть предвыборную гонку есть и у самовыдвиженцев, которые заручаются поддержкой крупных бизнесменов, обещая взамен лоббировать их интересы.

За кого голосует электорат? За человека, имеющего незапятнанную репутацию, зарекомендовавшего себя в качестве защитника интересов рядовых граждан и прошедшего путь от рядового рабочего до руководителя, чье имя хорошо известно в широких кругах.

Избиратели обращают внимание на:

  • семейное положение кандидата в депутаты. Статистика свидетельствует: людям, состоящим в браке, доверяют больше;
  • образование. Экономист, юрист, политолог вызывает больше доверия, чем филолог, кулинар и художник;
  • национальность. Увы, у нас существует предубеждение в отношении некоторых национальностей. Бороться со стереотипами сложно, и политики иногда даже меняют фамилии на более привычные славянские.

Решив стать политиком, не превращайтесь в продажного политикана. Всегда помните: от вас зависят судьбы людей, и будьте честны перед своими избирателями.