Общественное развитие на земном шаре характеризуется нелинейностью и многовариантностью. В настоящее время насчитывается множество социумов (обществ), очень непохожих друг на друга. Все они развивались по-разному.

По характеру общественного развития можно выделить:
- реформы - как правило, медленные изменения, затрагивающие отдельные стороны общественной жизни. Чаще всего реформы проводятся "сверху", силой власти. Реформы бывают прогрессивные (приводят к положительным изменениям) и регрессивные (или реакционные, т.е. приводящие к отрицательным последствиям. Примером прогрессивной реформы может служить налоговая реформа Петра Первого. Вместо подворной подати, - налога, взимавшегося с семьи без учёта её размера, - он установил подушную подать - налог, взимавшийся с души, т.е. с человека. Так было более справедливо. Примером реакционной реформы может выступать постепенное закрепощение крестьян - они перестали быть свободными;

Революции - резкие, коренные изменения, приводящие к переворотам во всех сферах жизни общества. Пример революции - февральская буржуазная революция в России. Её результат - свержение монархии, коренное переустройство власти и всего общества.

Типология - дословно "наука о типах", или классификация - разделение на группы. В самом простом варианте общества можно классифицировать на дописьменные и письменные. Дописьменные общества не имеют письменности, а письменные могут передавать знания и опыт новым поколениям через письменный язык.

Однако эта классификация в настоящее время потеряла своё значение - в принципе, все общества в современном мире письменные. Учёные используют другую классификацию:

1. Традиционное (аграрное) общество. Признаки: господство сельского хозяйства; преобладание натурального хозяйства (производство для себя, а не для продажи); экстенсивные технологии (развитие производства за счет привлечения дополнительных ресурсов – рабочей силы, сырья); преобладание ручного труда; жизнь человека подчиняется законам природы; господствует общинная, корпоративная, государственная собственность, частная не представлена; социальная структура малоподвижна, низкая социальная мобильность; основа общества – семья и община; поведение человека регулируется традициями и обычаями; религия играет важную роль в жизни общества; преобладает коллективистское сознание (коллектив важнее, чем интересы отдельной личности).

Аграрным обществом был российский социум допетровской эпохи. В России отсутствовала промышленность, зато основной продукт создавался в сфере сельского хозяйства.

2. Индустриальное общество. Признаки: господство промышленности; развитие машинного производства, интенсивных технологий (развитие производства за счет внедрения новых, более современных технологий); человек – покоритель природы; преобладание частной собственности; социальная мобильность значительна; быстро идут процессы урбанизации (рост городского населения - так как в городах развивается промышленность); появляются новые классы - пролетариат, буржуазия; сословная структура общества уходит в прошлое; происходит секуляризация сознания (человек освобождается от зависимости церкви); право – главный регулятор поведения людей в обществе; индивидуализм - главный принцип сознания.

Индустриальным обществом можно признать российский социум XIX века. В России позапрошлого века была наиболее развита промышленность, социальное расслоение достигло наивысшего предела - рабочие трудились за гроши, однако экономика в целом развивалась. Создавались крупные заводы, фабрики.

3. Постиндустриальное (информационное) общество. Признаки: господство сферы услуг; развитие новых информационных технологий, сверхбыстрых систем связи (факс, Интернет); человеческая деятельность породила глобальные проблемы, которые угрожают существованию человеческой цивилизации; производство, особенно "грязное", начинает выводиться за пределы этого общества; очень высокая социальная мобильность (человек может работать, будучи не привязанным к месту - по интернету); основной класс – средний (владельцы мелких и средних фирм); уменьшение социального расслоения; формирование правового государства и демократического общества; образование играет ведущую роль; наука превращается в производительную силу развития общества.

"Классическим" примером постиндустриального общества является современная Япония. Это общество мелких магазинов, салонов по предоставлению разнообразных услуг и т.п. Часть японских заводов ныне в других странах. Япония осуществляет производство научных знаний, внедрение их в экономику.

Развитие общества, приводящее к переходу в новый тип общества (от аграрного к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному) называется модернизацией. Модернизация может проходить как за счёт внутренних, так и внешних ресурсов. Исходя из этого выделяют:

Неорганическую (искусственную) модернизацию - происходит за счёт внешних заимствований, чаще всего осуществляется приказами власти, носит догоняющий характер. Типичный пример - ускоренная, часто неподготовленная модернизация СССР с лозунгами "Догнать и перегнать Америку!". Народ к такой модернизации зачастую не готов, она осуществляется с напряжением сил людей и всего общества. Такая модернизация чаще всего начинается с политической и экономической сфер;
- органическую (естественную) модернизацию - подготовлена всем предшествующим ходом развития общества, осуществляется естественно, за счёт внутренних резервов. Такая модернизация, как правило, начинается с духовной и социальной сфер, и лишь потом затрагивает экономику и политику. Пример такой модернизации - постепенное развитие Европы, изменение менталитета европейцев, и лишь затем - экономические и политические трансформации.

Ответы на вопросы и вся теория по ним находятся в конце теста

1. Совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному называется

1) прогрессом
2) регрессом
3) стагнацией
4) застоем

2. Включение «механизмов торможения», неспособность общества воспринимать новое, передовое называется

1) прогрессом
2) регрессом
3) стагнацией
4) революцией

3. Верны ли следующие суждения о прогрессе?

А. Прогресс науки и техники имеет неоднозначные последствия.
Б. Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности называется

1) системой
2) эволюцией
3) революцией
4) реформой

5. Для какого типа общества характерен экстенсивный путь развития?

1) традиционного
2) индустриального
3) постиндустриального
4) информационного

6. Особенностью какого типа общества является занятость большей части населения в промышленности?

1) традиционного
2) индустриального
3) постиндустриального
4) информационного

Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼


1 - 1. 2 - 3. 3 - 3. 4 - 4. 5 - 1. 6 - 2.



Теоретический материал

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Термин «прогресс» происходит от латинского слова progresso («продвигаюсь вперёд») и указывает на позитивную направленность процесса.
Под общественным прогрессом понимают совокупность изменений в обществе, происходящих в ходе его поступательного движения от низшего уровня развития к высшему, от менее совершенного состояния - к более совершенному.

Согласно современным представлениям, прогрессивные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с регрессом и стагнацией в других. Под регрессом понимают такой тип развития, для которого характерен переход от высшего уровня к низшему, а также процессы деградации и упадка. Стагнация (застой) имеет место тогда, когда движение вперёд останавливается, но при этом нет и движения вспять, т. е. в течение определённого периода времени ситуация не улучшается и не ухудшается.

Следует отметить, что в ряде случаев определение типа развития (прогресс или регресс) полностью зависит от выбранного критерия анализа. Так, например, историю человечества можно оценить как прогресс, если в качестве критерия рассматривать решение проблемы рабства. Однако с таким же успехом её можно считать регрессом ввиду появления всё новых и новых способов угнетения человека человеком.

В настоящее время общественное развитие принято оценивать комплексом разнообразных показателей, в частности:

Ожидаемая средняя продолжительность жизни населения;
уровень детской смертности;
естественный прирост населения;
уровень образования;
уровень доходов;
структура денежных затрат;
потребление основных продуктов питания;
объём ВВП на душу населения и др.

Однако эти показатели в основном отражают лишь уровень социально-экономического положения населения и не могут в полной мере характеризовать другие составляющие общественного развития. Поэтому если экономический рост и наличие научно-технического прогресса не вызывают сомнений, то идея существования общественного прогресса имеет своих противников. Приведём некоторые из их аргументов.

Во-первых, концепция общественного прогресса объективно создаёт предпосылки для искажения оценки прошлого, которое начинает рассматриваться как основная причина сегодняшнего положения, т. е. служит для обоснования и даже оправдания настоящего. В итоге ответственность за происходящее в данный момент перекладывается на предыдущие поколения.

Во-вторых, эта концепция в определённой мере аморальна, т. к. фактически рассматривает прошлые поколения как «удобрение для урожая будущего*. «Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели - совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас не будет иметь удела», - писал русский философ Н. Бердяев.

В-третьих, по мнению известного испанского философа X. Ортега-и-Гассета, идея прогресса усыпляет сознание человека подобно хлороформу; жизнь тогда представляется ему похожей на хорошо организованную туристическую поездку, когда все возникающие проблемы успешно решаются за него.

Поэтому согласно современным представлениям имеет смысл не говорить о прогрессе общества в целом, а оценивать показатели развития каждого конкретного человека.

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ТИПЫ ОБЩЕСТВ)

Многовариантность общественного развития напрямую связана с закономерностями исторического процесса (под ними понимают сущностные связи между историческими фактами и явлениями, а также общие, повторяющиеся тенденции в историческом развитии).

Согласно учению К. Маркса и его последователей, закономерности исторического развития - это объективная реальность, которая проявляется через поступки и поведение людей. Марксисты рассматривают историю как «деятельность преследующего свои цели человека*, при этом закономерности исторического процесса они определяют статистическим путём. Сторонники марксизма полагают, что, безусловно, у большинства людей имеют место различные индивидуальные устремления, однако результаты статистической обработки разнообразных исторических процессов позволяют установить объективную тенденцию.

В противовес изложенным выше марксистским представлениям ряд учёных отрицает наличие закономерностей исторического процесса. Они утверждают, что вера в «неумолимые законы исторической неизбежности* деструктивна и в конечном итоге приводит к чрезвычайно негативным последствиям. Например, именно на такой вере была основана фашистская идеология в нацистской Германии, ставшая главной причиной развязывания самой кровавой в истории человечества Второй мировой войны.

История состоит из уникальных событий и явлений, которые сложно обобщить в виде законов. О неповторимости исторических процессов свидетельствуют также их малообъяснимое сплетение и качественные различия между взаимозависимыми стадиями, каждая из которых обладает собственной спецификой. Исторические реалии необычайно сложны и состоят из множества разнообразных элементов. Имеющиеся в истории силы могут взаимодействовать друг с другом самым различным образом. В историческом процессе над экономическим базисом надстраивается умственная деятельность людей, теснейшим образом связанная с их психологией и моралью.

Ещё один аргумент. Как известно, познание закономерностей является основой для разработки объективных научных прогнозов. Однако в общественной жизни, по утверждению выдающегося английского учёного К. Поппера, само предсказание оказывает влияние на предсказываемое событие, обретая статус элемента исторической реальности. К тому же опыт многочисленных неудачных исторических прогнозов также определённым образом свидетельствует против наличия законов истории. Более того, представляется принципиально нерешаемой и задача открытия этих законов. Ведь политическая конъюнктура и интересы определённых социальных групп деформируют идеалы научности и существенно влияют на объективность гуманитарных исследований.

Приведенные выше аргументы далеко не бесспорны, и проблема существования закономерностей исторического процесса, безусловно, требует дальнейших исследований. Здесь же важно отметить, что в истории всегда имеет место взаимодействие объективных и субъективных факторов. И, как представляется, выбор того или иного варианта общественного развития во многом будет зависеть от того, влияние каких факторов на данный момент превалирует.
Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа - это преобразование в какой-либо сфере (политической, социальной, экономической и др.) общественной жизни, не затрагивающее основ существующей системы. Формально реформой является преобразование любой направленности, однако обычно этим термином обозначают прогрессивные нововведения.
Революция - это процесс, характеризующийся радикальными изменениями: сменой правящей элиты, заменой всей политической системы или ряда значимых её элементов. Она представляет собой резкий скачок в социальном развитии и, как правило, связана с насилием.

Следует отличать революцию от других выступлений, также направленных на свержение господствующей политической группировки.

Признаки, отличающие революцию от государственного переворота:

Радикальная замена старой политической системы принципиально иной;
активная поддержка проводимых изменений значительной частью населения;
в целом прогрессивный характер этих изменений;
стремление решить наиболее острые социальные проблемы.

К. Маркс называл революции «локомотивами истории». В предложенной им концепции исторического процесса, в которой общественное развитие рассматривалось как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная -> рабовладельческая -> феодальная -> капиталистическая -> коммунистическая), именно социальным революциям отводилась ключевая роль. Однако реальный исторический опыт свидетельствует, что практически каждая революция сопровождается жесточайшим террором и в конечном итоге далеко не всегда способствует прогрессивным изменениям в обществе.

Особое значение для мировой истории имела Октябрьская революция 1917 г. в России. Она вызвала значительный подъём международного рабочего движения. Так, в течение последующих нескольких лет во многих странах прокатилась волна революционных выступлений. Однако значимость Октябрьской революции как одного из важнейших исторических событий XX века в первую очередь заключается в том, что она наглядно продемонстрировала всему миру как положительные, так и негативные (установление жестокой диктатуры, экспроприация практически всей частной собственности, массовый террор, кровавая гражданская война и др.) последствия «победившей социалистической революции*. Важно отметить, что и дальнейшие революционные преобразования были не менее противоречивыми и в конечном итоге привели к установлению в СССР тоталитарного режима.

Напуганные октябрьскими событиями в России и вызванным ими усилением революционных настроений во всём мире, правительства многих стран пошли на крупномасштабные реформы, значительно улучшившие политическое и социально-экономическое положение трудящихся. В частности, был расширен перечень политических свобод, сокращена продолжительность рабочей недели, увеличены размеры различных социальных пособий, улучшены условия труда и медицинское обслуживание работников, повышена их заработная плата и т. д. С тех пор основные усилия правящих режимов были направлены на недопущение в их странах возникновения революционной ситуации. Как правило, эти усилия имели успех, поэтому в настоящее время в большинстве государств общественное развитие носит реформистский характер. Однако революционный путь развития далеко не исчерпал себя, о чём наглядно свидетельствует пример двух победивших революций 2011 г. - в Тунисе и Египте.

Рассмотрим теперь классификацию типов обществ. Выше мы уже привели марксистскую типологию, основанную на формационном критерии (см. также подраздел 2.3). Конечно, для классификации используют и другие признаки. Так, по уровню развития общества разделяют на развитые, развивающиеся и отсталые, по особенностям структуры управления - на простые и сложные.

Широкое признание в научном мире получила типология обществ, в наиболее полном виде представленная в работе известного американского учёного Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество*. Согласно Д. Беллу, человечество в своём развитии проходит три стадии: доиндустриальную (традиционную), индустриальную и постиндустриальную , для которых ведущими сферами являются соответственно сельское хозяйство, машинное производство и сфера услуг. Эти стадии характеризуются следующими основными формами социальной организации: церковь и армия - в традиционном обществе, корпорация - в индустриальном, университет - в постиндустриальном. Характерной для соответствующих стадий также является главенствующая роль священников и феодалов, промышленников и бизнесменов, учёных и профессиональных специалистов. Важнейшей особенностью постиндустриального общества Белл считал стремительный рост производства услуг и объёма накопленных человечеством знаний.

На постиндустриальной стадии развития общества основными продуктами являются услуги и знания.

Отметим, что наряду с Д. Беллом свои концепции новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом, предложили и некоторые другие известные учёные (в частности, Р. Дарендорф, 3. Бзежинский, Э. Тоффлер). Следует сказать, что все эти концепции разрабатывались в 50-70 гг. XX в. и в основном исходили из анализа реалий, существовавших на тот момент. Их авторы полагали, что отличительной чертой формирующегося нового типа общественного устройства является приоритетное развитие сферы услуг и ряда других отраслей нематериального производства, которые будут превалировать над сельским хозяйством и промышленностью. Однако изучение тенденций развития нашей цивилизации за последние десятилетия показало, что имеются определённые расхождения между этими теоретическими построениями и современными реалиями.

В настоящее время общепризнано, что для описания эпохи, в которую вступило человечество на рубеже XX-XXI вв., наиболее подходящей является концепция информационного общества. Согласно этой концепции, характерными чертами данного общества выступают: возрастание роли информации и знаний в жизни общества; увеличение доли информационных продуктов и услуг в составе ВВП; создание глобального информационного пространства, обеспечение неограниченного доступа к различным информационным ресурсам с целью максимального удовлетворения потребностей людей в разнообразной информации.

Основной особенностью информационного общества, формирующегося на постиндустриальной стадии общественного развития, является принципиально новый порядок, при котором важнейшим ресурсом становятся информация и знания, а главными технологиями - информационные.
К особенностям данного типа общества можно также отнести виртуальность. По мнению российского учёного Д. Иванова, данный феномен охватывает все сферы общественной жизни, т. е. это не только искусственный мир компьютерной виртуальной реальности (в основном созданный для различных игр), но и виртуальные деньги, офисы, магазины и др.

Термин «виртуальный» впервые появился в середине XX века в квантовой физике. Первоначально он имел значение «возможный, проявляющийся при определённых условиях» и использовался для обозначения частиц, которые можно было обнаружить только в момент взаимодействия с ними. В настоящее время толкование этого термина значительно расширилось.

Среди множества специфических проблем, присущих данному типу общества, следует выделить проблему загрязнения информационного пространства бесполезной информацией (так называемым информационным мусором) и проблему достоверности информации, функционирующей в режиме открытого доступа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему: «Многовариантность общественного развития»Страница 2

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»

по предмету «Обществознание»

на тему «Многовариантность общественного развития»

Студентки Денисовой Ю. С.

Преподаватель: Ковач Ю. О.

Ноябрьск

Введение

Революции и их виды

Традиционное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Список использованной литературы

Введение

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Однако исторические события всегда уникальны и неповторимы. Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, существует выбор способов, форм, путей дальнейшего развития. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Реформы, их виды и направления

Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне.

Внешние импульсы могут, в частности, порождены природной средой, космосом. Например, серьезные проблемы перед современным обществом ставит изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное» потепление. И ответом на этот «вызов» стало принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего странам сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала данный протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.

Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии сколь-нибудь длительного времени, мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

Эволюционный путь развития - не единственный. Не все общества и не всегда могли решать задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки» в виде народной стихии. Впоследствии они пытаются посадить этого джинна обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, ставя в тупик своих творцов.

Виды реформ:

1. Прогрессивные - эти изменения влекут за собой совершенствование, улучшение какой-либо сферы жизни или целой системы. К примеру, отмена крепостного права повлекла за собой существенное улучшение жизни широких масс населения. Прогрессивные реформы положительно влияют на развитие экономики, уровня жизни или социального обеспечения, а также и на другие показатели в зависимости от сферы их проведения.

2. Регрессивные - преобразования, которые влекут за собой ухудшение работы систем и структур, понижение уровня жизни или другие негативные последствия в социуме. Например, введение высокой ставки налогообложения может привести к сокращению производств, перехода экономики в так называемую «теневую деятельность», ухудшению уровня жизни населения. Регрессивные реформы могут перерасти в народные волнения, бунты, забастовки. Но, несмотря на все свои негативные последствия, такие меры иногда являются вынужденными и впоследствии дают положительный результат. Например, увеличение сборов или налогов с целью усиления социальной защиты населения изначально вызовут массу народного негодования, но когда система заработает полностью и народ ощутит на себе положительные стороны преобразований, волнения прекратятся, и обновления положительно повлияют на уровень жизни граждан.

Направления реформ:

1. Социальные - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми). Например:

Поддержка материнства и детства - предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующего ребёнка, права на дополнительные меры государственной поддержки в виде возможности предоставления материнского (семейного) капитала в сумме, установленной законом и проиндексированной с учётом уровня инфляции по достижении ребенком трёх лет, на получение медицинских услуг матери и ребёнка, на приобретение жилья, получение образования.

Пенсионная реформа - Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Согласно новой пенсионной модели взносы в Пенсионный фонд РФ, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части:

· 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии; при этом, установлен гарантированный минимум базовой пенсии;

· 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в Пенсионный фонд РФ;

· от 2 до 6% направляются в фонд для формирования <накопительной составляющей трудовой пенсии> Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода <серых> зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

Реформы образования: - введение ЕГЭ.

Деление высшего образования на 2 уровня - бакалавриат и магистратуру. 2. Политические - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.). Например:

1860 г. - Отмена крепостного права 1860 г. при Александре III.

12 декабря 1993 г. - Конституционная реформа (принятие новой Конституции РФ, которая предоставила Президенту значительные полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены).

2000 г. - Указ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», согласно которому в России были созданы федеральные округа.

3. Экономические - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.). Например:

1993 г. -Денежные реформы России.

1998 г. -Деноминация рубля- начало 1990-х гг.-

Приватизация. Значительная часть государственного имущества перешла в частную собственность.

2002 г.- Принятие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Позволил установить стабильную, надежную систему правоотношений, прав и обязанностей субъектов в ситуации несостоятельности.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

Революции и их виды

Революция - (франц. -коренной переворот) : резкий скачкообразный переход общества от одного качественного состояния к другому. Может осуществляться мирным или насильственным способом, в зависимости от наличии (или отсутствия) у противоборствующих социальных групп понимания объективной необходимости этого перехода, видения мирных путей его осуществления и, наконец, политической воли для совершения его гуманными средствами с наименьшими жертвами. Нередко в истории человечества революции чередовались с периодами контрреволюции - временными отступлениями от общего хода преобразований общества, его прогрессивного развития.

Виды революций:

Долговременные, например:

Неолитическая революция -- Х --III тысячелетия до н. э. представляет собой переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству) , приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные. Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период между Х и III тысячелетиями до н. э. , называемый неолитом (новый каменный век) , стал переход к производящему хозяйству.

Промышленная революция - XVII-XVIII вв. (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) -- это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот выдающимся французским экономистом Жеромом Бланки. Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Кратковременные, например:

Для нашей страны самой значительной является Октябрьская социалистическая революция 1917 года, которая принесла глобальные изменения, и повлияла на историческое развитие многих стран, если не сказать, всего мира.

Французская революция важна и для Франции, и для мира, потому что показала всему миру, как можно изменить жизнь большого количества людей быстро и серьезно.

Сейчас в ходу «Бархатные революции» без жертв и потрясений.

Более болезненны «цветные революции», которые происходят с помощью массовых акций протеста, беспорядков, обычно, организованных оппозицией.

эволюция общество революция реформа

Классификации (типологии) обществ

Выделяя различные типы обществ, мыслители основываются, с одной стороны, на хронологическом принципе, отмечая изменения, происходящие с течением времени в организации общественной жизни. С другой стороны, группируются определенные признаки обществ. сосуществующих между собой в одно и тоже время. Это позволяет создать своего рода горизонтальный срез цивилизаций. Так, говоря о традиционном обществе как основе становления современной цивилизации, нельзя не отметить сохранение многих его черт и признаков и в наши дни.

Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное (иногда именуемое технологическим или информационным). В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез - то есть предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития. С теорией К.Маркса этот подход роднит то, что в его основе прежде всего лежит различение технико-технологических особенностей.

Каковы характерные черты и признаки каждого из этих обществ? Прежде всего обратимся к характеристике традиционного общества - основы формирования современного нам мира. Традиционным называют в первую очередь общество древнее и средневековое, хотя многие его черты длительное время сохраняются и в более поздние времена. К примеру, страны Востока - Азии, Африки несут на себе признаки традиционной цивилизации и в наши дни. Итак, каковы же основные черты и признаки общества традиционного типа?

Прежде всего, в самом понимании традиционного общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействий, форм общения, организации быта, образцов культуры. То есть в данном обществе старательно соблюдаются сложившиеся отношения между людьми, приемы трудовой деятельности, семейные ценности, уклад жизни.

Человек в традиционном обществе связан сложной системой зависимости от общины, государства. Его поведение строго регламентируется нормами, принятыми в семье, сословии, обществе в целом.

Традиционное общество

Его отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. В основном применяются ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

Основным элементом структуры традиционных обществ является земледельческая община, коллектив, распоряжающийся землей. Личность в таком коллективе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой - обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины, «лишение крова и воды». Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее - стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Чешский педагог Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все - и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…»

Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Примером подобной «закрытости» может служить многовековое развитие Китая и Японии, для которых было характерно замкнутое, самодостаточное существование и любые контакты с чужеземцами были практически исключены властями. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

Безусловно, это обобщенный портрет традиционного общества. Следует точнее сказать, что можно говорить о традиционном обществе как некоем совокупном явлении, включающем черты развития разных народов на определенной стадии, и есть множество различных традиционных обществ: китайское, японское, индийское, западноевропейское, российское и множество иных, несущих на себе отпечаток своей культуры.

Мы прекрасно понимаем, что общество античной Греции и Старовавилонского царства существенно различаются между собой по господствующим формам собственности, степени влияния общинных структур и государства. Если в Греции, Риме развивается частная собственность и начала гражданских прав и свобод, то в обществах восточного типа сильны традиции деспотического правления, подавления человека земледельческой общиной, коллективного характера труда. И, тем не менее, и то, и другое - различные варианты традиционного общества.

Длительное сохранение сельскохозяйственной общины - мира в российской истории, преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, крестьянства в составе населения, совместный труд и коллективное землепользование крестьян-общинников, самодержавная власть, позволяют нам характеризовать и российское общество на протяжении многих веков его развития как традиционное.

Переход к обществу нового типа - индустриальному будет осуществляться достаточно поздно - только во второй половины XIX в.

Нельзя сказать, что это традиционное общество - этап минувший, что все, связанное с традиционными структурами, нормами, сознанием осталось в далеком прошлом. Более того, считая так, мы делаем для себя невозможным ориентацию и понимание многих проблем и явлений современного нам мира. И в наши дни ряд обществ сохраняет черты традиционности, прежде всего в культуре, общественном сознании, политической системе, быту.

Переход от традиционного общества, лишенного динамизма к обществу индустриального типа отражен в таком понятии как модернизация.

Индустриальное общество

Оно рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной фабричной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

В «Современном философском словаре», изданном в Лондоне в 1998 году содержится следующее определение индустриального общества: « Для индустриального общества характерна ориентация людей на постоянно возрастающие объемы производства, потребления, знания и т.д. Идеи роста и прогресса являются «ядром» индустриального мифа, или идеологии. Существенную роль в социальной организации индустриального общества играет понятие машины. Следствием реализации представлений о машине оказывается экстенсивное развитие производства, а также «механизация» общественных связей, отношений человека с природой… Границы развития индустриального общества выявляются по мере обнаружения пределов экстенсивно ориентированного производства».

Раньше других индустриальная революция охватила страны Западной Европы. Первой их стран, осуществивших ее, стала Великобритания. Уже к середине 19 века подавляющее большинство населения в ней было занято в промышленности. Индустриальное общество характеризуют быстрые динамичные перемены, рост социальной мобильности, урбанизация - процесс роста и развития городов. Расширяются контакты и связи между странами и народами. Осуществляются эти связи посредством телеграфного сообщения, телефона. Меняется и структура общества, его основу составляют не сословия, а социальные группы, отличающиеся по их месту в хозяйственной системе - классы. Наряду с изменениями в экономике и социальной сфере, меняется и политическая система индустриального общества - развивается парламентаризм, многопартийность, расширяются права и свободы граждан. Многие исследователи полагают, что формирование гражданского общества, осознающего свои интересы и выступающего полноправным партнером государства, также связано с формированием индустриального общества. В определенной степени именно данное общество получило название капиталистического. Ранние этапы его развития были проанализированы в XIX в. английскими учеными Дж. Миллем, А. Смитом, немецким ученым К. Марксом.

В тоже время, эпоха индустриальной революции приводит к усилению неравномерности в развитии различных регионов мира, что приводит к колониальным войнам, захватам, порабощением сильными странами слабых.

Российское общество достаточно поздно, только к 40-м годам XIX в. вступает в период промышленной революции, а говорить о становлении в России основ индустриального общества можно лишь к началу XX столетия. Многие ученые-историки полагают, что наша страна в начале XX в. являлась аграрно-индустриальной страной. Завершить индустриализацию в дореволюционный период Россия не смогла. Хотя именно на это были направлены реформы, проводившиеся по инициативе С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

К задаче завершения индустриализации, то есть создания мощной промышленности, которая вносила бы основной вклад в национальное богатство страны, вернулись власти уже в советский период истории.

Нам известно понятие «сталинская индустриализация», пришедшаяся на 1930-е - 1940-е годы. В кратчайшие сроки, за счет форсированного развития промышленности, используя в качестве источника прежде всего средства, полученные от ограбления деревни, массовой коллективизации крестьянских хозяйств, наша страна к концу 1930-х годов создала основы тяжелой и военной промышленности, машиностроения, приобрела независимость от поставок оборудования из-за рубежа. Но означало ли это завершение процесса индустриализации? Историки спорят. Четь исследователей полагает, что все равно, даже и в конце 1930-х годов, основная дола национального богатства формировалась в аграрном секторе, сельское хозяйство производило больше продукта, чем промышленность.

Поэтому, специалисты полагают, что завершение индустриализации происходит в Советском Союзе только после Великой Отечественной войны, к середине - второй половине 1950-х годов. К этому времени промышленность заняла ведущие позиции в производстве валового внутреннего продукта. Также большая часть населения страны оказалась занятой в промышленном секторе.

Постиндустриальное общество

Это современный этап развития человечества.

Вторая половина 20 века ознаменовалась бурным развитием фундаментальной науки, техники и технологии. Наука превращается в непосредственную мощную хозяйственную силу. Бурные изменения, охватившие ряд сфер жизни современного общества позволили говорить о вступлении мира в эпоху постиндустриальную. В 1960-е годы этот термин впервые предложил американский социолог Д. Белл. Он же сформулировал и основные признаки такого общества: создание обширной сферы экономики услуг, увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника инноваций, обеспечение технологического роста, создание нового поколения интеллектуальной техники. Вслед за Беллом, теория постиндустриального общества была развита американскими учеными Дж. Гэлбрейтом, О. Тоффлером.

Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960-х-1970-х г. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономики заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных, финансовых потоков. Со вступлением мира в постиндустриальную, информационную эпоху, происходит снижение занятости в промышленности, транспорте, индустриальных отраслях и, напротив, возрастает численность занятых в сфере услуг, информационном секторе. Не случайно, ряд авторов называет постиндустриальное общество информационным или технологическим.

Характеризуя современное общество современный американский исследователь П. Дракер отмечает: «Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знание быстро превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу».

Ученые, исследующие развитие культуры, духовной жизни, вводят применительно к современному, постиндустриальному миру еще одно наименование - эпоха постмодернизма. (Под эпохой модернизма ученые понимают индустриальное общество). Если в понятии постиндустриальности главным образом подчеркиваются различия в сфере экономики, производства, способах коммуникации, то постмодернизм охватывает, прежде всего, сферу сознания, культуры, образцов поведения.

Новое восприятие мира, по мнению ученых, основывается на трех основных признаках.

Во-первых, конце веры в возможности человеческого разума, скептическом взятии под сомнение всего, что европейская культура считает рациональным. Во-вторых, крахе идеи единства и универсальности мира. Постмодернистское понимание мира строится на множественности, плюрализме, отсутствии общих моделей и канонов развития различных культур. В-третьих, эпоха постмодернизма иначе рассматривает личность, «индивид как ответственный за формирование мира, уходит в отставку, он устарел, он признается связанным с предрассудками рационализма и отбрасывается». На первый план выходит сфера общения людей, коммуникации, коллективные соглашения.

В качестве ведущих признаков общества постмодернизма ученые отмечают усиливающийся плюрализм, многовариантность и многообразие форм общественного развития, изменения в ценностях, мотивах и стимулах людей.

Рассмотренный нами подход в обобщенном виде представляет основные вехи развития человечества, фокусируя свое внимание, в первую очередь, на истории стран Западной Европы. Таким образом, он существенно сужает возможность изучения специфических черт, особенностей развития отдельных стран. Он обращает внимание, прежде всего, на универсальные процессы. Многое остается вне поля зрения ученых. Кроме того, волей неволей мы принимаем как данность точку зрения, что есть страны, вырвавшиеся вперед, есть те, кто их успешно догоняет, есть и те, кто безнадежно отстал, не успев вскочить на подножку последнего вагона несущейся вперед машины модернизации. Идеологи теории модернизации убеждены в том, что именно ценности и модели развития западного общества универсальны и представляют собой ориентир развития, подражания для всех.

Понятие общественного прогресса

Начиная какое-либо новое для себя дело, человек верит, что оно будет успешно завершено. Мы верим в лучшее и надеемся на лучшее. Наши деды и отцы, претерпевая все тяготы жизни, военное лихолетье, работая не покладая рук были убеждены в том, что нам, их детям, достанется счастливая жизнь, более легкая, чем та, что прожили они. И так было всегда.

На протяжении XVI - XVII веков, когда европейцы раздвинули просторы Ойкумены (Земли обетованной) открыв Новый свет, когда стали возникать новые отрасли науки, появилось слово «прогресс».

Это понятие имеет в своей основе латинское слово «progressus» - «движение вперед».

В современном научном словаре под общественным прогрессом стали понимать совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Однако, даже закоренелые оптимисты, убежденные в том, что будущее неизбежно должно быть лучше настоящего, осознавали, что процесс обновления не всегда идет ровно и поступательно. Иногда, за движением вперед следует откат - попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивные ступени развития. Данный процесс был назван «регрессом». Регресс противостоит прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет ни явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «стагнация» или «застой». Стагнация - чрезвычайно опасное явление. Оно означает, что в обществе включились «механизмы торможения», что оно не способно воспринимать новое, передовое. Общество в состоянии стагнации отвергает это новое, стремясь во что бы то ни стало сохранить старые, отжившие структуры, противится обновлению. Еще древние римляне подчеркивали: «Если не двигаешься вперед - двигаешься назад»..

И прогресс, и регресс и стагнация не существуют по отдельности в человеческой истории. Они причудливым образом переплетаются, сменяют друг друга, дополняют картину общественного развития. Часто при изучении исторических событий, например, реформ или революций, вы встречались с таким понятием как «контрреформы», «реакционный поворот». К примеру, при рассмотрении «великих реформ» Александра II, которые затронули все сферы российского общества, привели к ниспровержению крепостного права, созданию бессословных органов местного самоуправления (земств и городских дум», независимой судебной власти) мы не можем не отметить последовавшую за ними реакцию - «контрреформы» Александра III. Так обычно бывает, когда новации слишком значительны, быстры и общественная система не успевает к ним успешно адаптироваться. Неизбежна наступает коррекция этих перемен, своеобразная «усушка» и «утруска». Известный российский публицист М.Н.Катков, современник «великих реформ», писал, что Россия слишком далеко продвинулась по пути либеральных преобразований, что настало время остановиться, оглянуться назад, осмыслить, как эти перемены соотносятся с российской действительностью. И, безусловно, внести поправки. Как вам известно из уроков истории, именно в 1880-е - начале 1890-х годов были ограничены полномочия судов присяжных, установлен более жесткий контроль за деятельностью земств со стороны государства.

Существенные потрясения вызвали для нашей страны реформы Петра I, по выражению А.С.Пушкина, «поднявшего Россию на дыбы». И в определенной степени, как метко определил современный российский историк А.Янов, потребовалась «депетровизация» страны после смерти царя Петра. В прочем, реакцию не стоит рассматривать только в негативном плане. Хотя чаще всего, на уроках истории мы говорим именно о негативной ее стороне. Реакционный период - это всегда свертывание реформ, наступление на права граждан. «Аракчеевщина», «николаевская реакция», «мрачное семилетие» - вот примеры подобного подхода. Но ведь реакция бывает разная. Она может быть откликом, как на реформы либерального характера, так и на консервативные преобразования.

Итак, мы отметили, что общественный прогресс - понятие сложное и неоднозначное. В своем развитии общество не всегда идет по пути усовершенствования. Прогресс может дополняться регрессивными периодами и стагнацией. Рассмотрим и еще одну сторону общественного прогресса, убеждающую нас в противоречивой сущности данного явления.

Прогресс в одной из областей общественной жизни, например, в науке и технике, вовсе не обязательно должен дополняться прогрессом в других областях. Более, того, даже то, что мы сегодня считаем прогрессивным, завтра или в обозримом будущем может обернуться катастрофой. Приведем пример. Многие великие открытия ученых, так, например, открытие рентгеновских лучей или явления деления ядра урана вызвали к жизни новые виды страшного оружия - оружия массового поражения.

Далее, прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогрессивные изменения в других странах и регионах. История дает нам множество подобных примеров. Среднеазиатский полководец Тамерлан способствовал значительному расцвету своей страны, культурному и экономическому подъему ее городов, но за счет чего? За счет ограбления и разорения других земель. Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровня жизни народов Европы, но в ряде случаев законсервировала архаические формы общественной жизни в странах Востока. Затронем и еще одну проблему, затрагивающую тему прогресса общества. Говоря о «лучшем» или «худшем», «высоком» или «низком», «примитивном» или «сложном» - мы всегда имеем в виду субъективные характеристики, присущие людям. Прогрессивное для одного человека, может не являться таковым для другого. Сложно говорить о прогрессе, когда мы имеем в виду явления духовной культуры, творческой деятельности людей.

На общественное развитие будут оказывать влияние как объективные факторы, не зависящие от воли и желания людей (природные явления, катаклизмы), так и субъективные, обусловленные деятельностью людей, их интересами, стремлениями, возможностями. Именно действие субъективного фактора в истории (человека) и делает понятие общественного прогресса столь сложным и противоречивым.

Общественный прогресс и модернизация

Обобщающим понятием, отображающим процесс обновления, развития общества, является понятие «модернизация». Это предельно широкий смысл данного понятия.

Однако, чаще говоря о «модернизации» мы имеем в виду иное, понимание данного процесса в рамках так называемой теории модернизации. Это узкий смысл данного понятия, то есть рассмотрение в качестве процесса перехода от лишенного динамизма развития общества традиционного типа к обществу индустриальному. Далее мы используем модернизацию именно в узком смысле. В таком случае, исторически модернизация совпадает с переходом от общества феодального к обществу капиталистическому и органически связана с индустриальной революцией и теми процессами, которые она несет в жизнь.

Выделяют мыслители несколько граней (сторон) модернизации. Так, под экономической модернизацией понимается промышленная революция, то есть переход от мануфактурной стадии производства к фабричной, от ручного труда к широкому распространению машинного производства. - Социальной модернизацией представляется вытеснение сословий (групп людей, различающихся по политико-правовому признаку) общественными классами (группами людей, различающимися по их месту в разделении труда, по отношению к собственности, общественному богатству).

Политическая сторона модернизации включает в себя становление парламентаризма, многопартийности, демократических институтов взаимодействия общества и власти.

Духовная модернизация предполагает формирование новой картины мира, изменение роли науки в обществе, формирование нового духовного облика человека.

Данное осмысление модернизации грешит определенной односторонностью, обращая внимание, главным образом, на экономические процессы - промышленную революцию, рождение техники и технологии нового поколения. Остальные же процессы рассматриваются в качестве вторичных, опосредованных.

Современные российские философы А.С..Ахиезер и С.Я.Матвеева предлагают свое толкование модернизации, способное преодолеть данный экономический детерминизм. Они видят в модернизации, прежде всего изменения в ценностных установках, ориентирах развития общества.

С. Я. Матвеева понимает модернизацию как «процесс некатастрофического (то есть не предполагающего разрушения, слома прежних структур и отношений) преобразования общества, восприятие и адаптацию принимающей культурой инноваций и ценностей культуры принимаемой». Принимающей культурой является общество традиционного типа. Принимаются же ценности общества индустриального. Причем, каждая культура, каждый народ осваивает новые (по сути, западноевропейские) нормы и ценности по-своему. Нет единой для всех модели заимствования.

Очень важно понимание модернизации как некатастрофического процесса, то есть такого, который не приводит общество к разрушению, гибели, слому его несущих основ. Катастрофой в определенном смысле считается также и разрыв в преемственности развития, потеря связи с собственным прошлым, прерывание исторической преемственности. Особенно важно такое понимание модернизации в нашей стране - России. Поскольку на протяжении XX столетия нам пришлось пережить по сути две национально-государственные катастрофа, приведшие к краху прежней государственности. Это революция 1917 г., похоронившая Российскую империю, и, события 1991 -1992 гг., приведшие к распаду Советского Союза и образованию постсоветских государств. Новая российская государственность очень молода, она насчитывает всего полтора десятилетия. По историческим меркам это чрезвычайно малый срок. И анализ уроков прошлого, понимание того, как важно проводить преобразования, реформы, не допуская разрушения всей системы общественных отношений, разрыва связи между поколениями, преемственности исторического развития - необходимый элемент становления современной России.

Список литературы

1. Белокрылова О. С.,Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д:Феникс, 2006.

2. Касьянов В. В.Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П.,Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальныхучебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И.Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И.Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Признаки системности общества. Его исторические типы. Функции и институты общества. Эволюция и революция как формы социального изменения. Многовариантность общественного развития: источники и движущие силы. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Культура как критерий общественного развития. Тенденции и оценки социологического подхода. Социальный контроль: институты, содержание и структура. Черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Анализ лозунгов и практики фашизма.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2015

    Типология общества, его структурная сложность и характер внутреннего взаимодействия элементов. Возникновение постиндустриального общества, его принципы и этапы. Концепции общественного развития. Понятие и значение прогресса в современном обществе.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2011

    Основные ступени развития человеческого общества, характеризующиеся определёнными способами добывания средств существования, формами хозяйствования. Признаки аграрного (традиционного), индустриального (промышленного) и постиндустриального типов общества.

    презентация , добавлен 25.09.2015

    История становления постиндустриального общества. Либеральные и радикальные концепции постиндустриального развития, его ориентиры. Информационное общество: модель всемирной истории Г. Маклуэна. Постиндустриальная концепция общественного развития Р. Коэна.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2011

    Понятие и общая характеристика, отличительные особенности и признаки постиндустриального общества, направления его становления и развития. Переход от индустриального общества к постиндустриальной культуре, ее значение и распространенность на сегодня.

    реферат , добавлен 20.02.2015

    Краткий анализ существующих концепций современного развития общества, воссоздающих внутреннюю логику общественного прогресса и определяющих его ближайшие перспективы: теорий постиндустриализма, информационного общества, постмодернити, постэкономической.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Признаки и черты индустриального общества. Сущность постиндустриального общества. Повышение конкурентоспособности и качества инновационной экономики, приоритет инвестиций в человеческий капитал как признаки информационного и постиндустриального общества.

    доклад , добавлен 07.04.2014

    Сравнительный анализ процесса исторического развития общества и исторического прогресса. Понятие техники, влияние ее развития на жизнь общества. Сущность и особенности духовного прогресса. Основы распространения гуманистического сознания в обществе.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Подходы при рассмотрении общества. Индивид и общество в социологических исследованиях. Индивид как элементарная единица общества. Признаки общества, его соотношение с культурой. Типология обществ, характеристика его традиционного и индустриального видов.


Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Общественное развитие

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

Экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

Социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

Политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития - реформа и революция - противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией (от англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser - современный) - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным . Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) дописьменные и письменные ;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов); 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Революции и реформы - первое, с чем нам предстоит познакомиться. Вперёд!

Реформы

Для начала стоит сказать, что многовариантность общественного развития - это все те пути, которыми развиваются разные социумы. Не секрет, что развитие общества не может быть линейным, из-за чего возникает достаточное количество различных групп, которые очень разнятся между собой. Характер общественного развития может иметь две основные формы: реформы и революции. Давайте подробнее остановимся на первой.

Итак, что же собой представляет реформа? С латинского языка это слово переводится как «преобразовывать». Реформа - это метод общественных преобразований, который реализуется постепенно, через последовательное изменение отдельных элементов. Характерной чертой является то, что они не нарушают каких-то базисных норм. Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными. К сожалению, заранее предсказать это весьма трудно. Очевидно, что первый вид изменений приносит обществу благо сейчас или в будущем (к примеру, великие реформы Александра II), а второй - вред (к примеру, контрреформы Александра III). Стоит понимать, что прогрессивные реформы позволяют социуму сделать шаг вперёд в своем развитии, а регрессивные или реакционные возвращают социум на предыдущую ступень развития.

Направленность реформ

Есть три основных направления, в которых осуществляются реформы. Конечно, их можно выделить гораздо больше, но базисные - только эти три: политические, экономические и социальные. Первые направлены на некоторые преобразования в политической жизни общества (изменение законов, расширение прав, модернизация избирательной системы и т. д.). Вторые имеют целью преобразование экономического аспекта, то есть всего, что связано с управлением хозяйством (антимонопольный закон, акцизы, частный бизнес и т. д.). Социальные реформы направлены на само общество. Они позволяют улучшить или усложнить жизнь людей (изменение пенсионного возраста, социальная защита, предоставление рабочих мест и т. д.).

Реформы могут проводиться во всех сферах жизни общества, ибо нет того, что бы не поддавалось изменениям. Они могут иметь незначительные последствия, а могут тянуть за собой изменение общественного строя или смену власти: реформы Петра I, реформы 90-х годов прошлого столетия в России и т. д.

Революции

Многовариантность общественного развития - это не только реформы, но и революции. С латинского этого слово переводится как «переворот». Можно сказать, что революция - это процесс, противоположный реформам. Он предполагает качественное и количественное изменение многих или даже всех сфер жизни социума, которое достигается решительными действиями. Чаще всего это перевороты и бунты, которые несут за собой долговременные последствия. Революции могут быть долговременными и кратковременными. Первые могут длиться очень долго: например, неолитическая революция. Вторые длятся до года.

Инновации и модернизация

Ключевое понятие в их подходе - это общественно-экономическая формация. Если обобщить, то получается, что это то же самое, что и общество - социум, который находится на определенной ступени развития и рассматривается в единстве своих производственных и экономических сил, над коими обязательно должна быть надстройка. Она представляет собой некую идеологию или систему взглядов, присущую всему обществу, и играет важнейшую роль в формировании общественного мнения, а также тесно переплетается с экономическими постулатами. Также должен присутствовать некий базис, который представляет собой определённый экономический строй, не зависящий от субъектов, которые вступают в экономические отношения.

В теории Маркса важное место занимают производительные силы - люди и средства производства, которые обладают необходимыми знаниями или навыками. Надстройка выбирается в зависимости от того, какой был выбран базис. Последний определяет основу формации и решает вопрос принадлежности общества к тому или иному типу.

Цивилизационный подход

Что такое многовариантность общественного развития? Это определение в цивилизационном подходе имеет ряд отличий от первого рассмотренного подхода:

  • Объект исследования - не тип экономической системы, а общество индивидов, которое развивается в зависимости от своих потребностей и интересов.
  • Человек рассматривается не только как производительный ресурс, но и как личность со своими нравственными, моральными и социальными принципами.
  • Разные сферы жизни общества равны между собой (политик, культура, право, экономика). Экономическое развитие не играет главенствующей роли.

Многовариантность общественного развития: типы обществ

Есть три основных типа обществ:

  1. Традиционное, в котором главный фактор производства - это земля. Само оно направлено на получение пищи и выполняется посредством ручного индивидуального труда. Сельское хозяйство в таком обществе занимает около 80 %. Человек живет 40-50 лет. Характерные черты: закрытые социальные системы, нет никакого контакта с другими странами, низкая социальная мобильность.
  2. Индустриальное, в котором на первое место выходит промышленность и накопление капитала. Общество становится контролируемым, налаживаются связи с другими государствами, провозглашается власть закона.
  3. Постиндустриальное, в котором ценность имеют знания и услуги. Резко возрастает уровень автоматизации труда, повышается длительность жизни (более 70 лет). Общество остается контролируемым, возникает политический плюрализм, развивается демократия.

Как мы видим, многовариантность общественного развития (типы обществ мы рассмотрели выше) имеет много различий. Не все страны на сегодняшний день перешли к постиндустриальному виду. Что могут сделать государства, оставшиеся на индустриальной ступени? Составить план. Многовариантность общественного развития позволит подобрать необходимую стратегию развития на ближайшие годы для того, чтобы перейти к постиндустриальному типу.