1 из 35

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

«Сколько людей – столько и характеров» Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается его жизнь. Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна. Всегда можно отличить одного человека от другого. Но в тоже время между несколькими людьми всегда можно найти сходные черти.

№ слайда 3

Описание слайда:

В современном мире люди не перестают интересоваться личностью человека, более того эта проблема становится актуальной, в связи с развитием пиар технологий, потребностью в новых специальностях и профессиях, связанных со знанием психологии, умением определять характер человека, и самое главное, с умением общаться с людьми любого типа личности. Это такие специальности как менеджмент, связи с общественностью, социальные работники и др.Характер человека – что же это? От чего он зависит? Можно ли его изменить? И как с первого взгляда определить, что это за человек?

№ слайда 4

Описание слайда:

Что такое характер? Ученые психологи называют характером индивидуальное сочетание тех свойств личности, которые проявляются в поступках человека и определяют его отношение к окружающей среде. В переводе с греческого слово «характер» - Charakter – означает «отпечаток», «чеканка». Уже из самого названия видно, что во все века характер рассматривался как устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Классификация черт характера по Кречмеру (немецкий врач – психиатр) Кречмер классифицировал людей по их сложению и высказал гипотезу, что людям определенной конституции присущи и определенные черты характера.Астеникам, людям худощавого телосложения, с тонкими кистями и слабыми мускулами, присуща слабая эмоциональность, любовь к философии и самоанализу, склонность к одиночеству.Людям атлетического типа (средний или высокий рост, широкая грудная клетка, отличная мускулатура) свойственны такие черты, как сильная воля, настойчивость и даже упрямство.Третий тип конституции – пикнический, его отличает средний рост, хорошо развитая жировая ткань, слабые мышцы. Люди этого типа эмоциональны, стремятся получать от жизни удовольствия.

№ слайда 7

Описание слайда:

На протяжении всей жизни человека его характер изменяется. Эти изменения в характере чаще всего протекают не осознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты в себе. Но основные черты, назовем их базисными, закладываются еще в детстве и можно с уверенностью утверждать, что к 5 – 6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. В этом возрасте на характер ребенка сильное влияние оказывают взрослые, то, как они общаются с малышом. Большую роль играют родители в формировании характера. Формирование характера.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Как изменить свой характер Выпишите на отдельный лист черты характера, от которых вы хотите избавиться. Напротив каждой черты напишите, в чем она проявляется. малодушие, неискренность замкнутость,недоброжелательностьзаносчивость леньбоязнь трудностейбезынициативность

№ слайда 10

Описание слайда:

Цвет глаз и характер«Глаза – зеркало души» Самым информационным источником сведений о человеке являются его глаза. Все древние трактаты о физиогномике советуют начинать изучение лица именно с глаз. Большая часть информации, благодаря которой человек развивается, воспринимается глазами. В старину советовали оберегать глаза от дурного влияния: взгляда недоброжелательного человека. Современные экстрасенсы рекомендуют чувствительным и ранимым людям носить темные очки для защиты от отрицательной энергии.

№ слайда 11

Описание слайда:

Знаки Зодиака, цвет глаз и характер Стрельцов отличают глаза с «искоркой», их взгляд лукав и насмешен Девы обладают кокетливым взглядом, а их глаза чисты и невинны Скорпионы наделены темными глазами, которые просто притягивают к себе Козероги – в основном обладатели темных глаз с пристальным взглядом Водолея можно определить по задумчивому взгляду или рассеянному взгляду умных глаз Весы обладают мечтательным, мягким взором, зачастую направленным к небу

№ слайда 12

Описание слайда:

Знаки Зодиака, цвет глаз и характер Девы обладают кокетливым взглядом, а их глаза чисты и невинны Стрельцов отличают глаза с «искоркой», их взгляд лукав и насмешен Скорпионы наделены темными глазами, которые просто притягивают к себеКозероги – в основном обладатели темных глаз с пристальным взглядом Водолея можно определить по задумчивому взгляду или рассеянному взгляду умных глаз Весы обладают мечтательным, мягким взором, зачастую направленным к небу

№ слайда 13

Описание слайда:

Раки – серьезные люди. В их взоре, как и в голове – множество планов Рыбы имеют в основном меланхоличный или таинственный взгляд Овны обладают пронзительным «огненным» взглядом Львы обладают магическим взглядом, который притягивает к себе вниманиеТельцы от природы имеют очень выразительные глаза с бархатным взором Близнецов легко узнать по кокетливым взглядам в сочетании со звонким смехом

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Характер человека по буквам в имени. наталья Н - Очень избирательны в сердечных привязанностях, осторожны в словах и поступках.А - Людей, в чьем имени есть этот звук, не надо заставлять работать. Труд – их природная потребность.Т - Лейтмотив жизни – постоянное разнообразие.Л –тяга к телесному комфорту перевешивает все душевные порывы.Я –любят подумать, собственные мысли доставляют наслаждение.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Характер человека по предпочтению в еде. Существует ли связь между характером человека и тем, что он ест? До недавних пор психологи считали, что вкусовые пристрастия влияют на наше поведение и натуру. Но, оказывается, все выглядит несколько иначе. Исследования показывают, что мы предпочитаем ту пищу, которая в какой-то мере позволяет восполнить то, чего нам не хватает в жизни. Ведь каждый продукт обладает свойствами, оказывающими определенное воздействие на наш организм и нервную систему.

№ слайда 19

Описание слайда:

Неуверенные в себе люди часто страдают лишним весом оттого, что любят есть сладкое и жирное. Например, турецкий психиатр Нихат Хай утверждает, что шоколад обожают те, кто одинок и испытывает недостаток во внимании окружающих. Люди, употребляющие сладости, торты, пирожные, конфеты умеют наслаждаться жизнью, имеют вкус к радостям жизни, миролюбивые, но часто бывают излишне мягкотелыми. Торт по своей консистенции – мягкий, сладкий, но может внезапно развалиться.

№ слайда 20

Описание слайда:

Если человек нуждается в том, чтобы о нем кто-то заботился, он ест молочные продукты – молоко, сыр, масло, кефир, творог, йогурты (кстати, не зря последние так популярны у детей). Сыр – надежность, последовательность, мягкость, склонность к парадоксам. Сыр отрезают тонкими ломтиками, последовательно один за другим, сыр – парадоксальный продукт, и твердый, и мягкий одновременно.

№ слайда 21

Описание слайда:

Людям острых приправ в жизни не хватает реальной «остроты», существование кажется им слишком пресным. Они стремятся с помощью перца и приправ добавить «огоньку», но такой огонек способен перерасти в разрушительную силу. Колбасы и сосиски любят те, которые обладают такими чертами характера как – усидчивость, обязательность, склонность к проявлению внезапной безалаберности

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

Домашние животные и характер Мужчины, которые держат собак, как правило, агрессивны и любят командовать, а женщины – заботливы. Любители кошек – замкнуты и малообщительны.Любители птиц – разговорчивы и легко заводят друзей, а женщины еще агрессивны и властолюбивы.Владельцы черепах – медлительны, любят работать в одиночку, методичны, способны к однообразной работе.Любители змей хорошо ориентируются в трудной ситуации, большие оригиналы.

№ слайда 28

Описание слайда:

Характер женщины и ее туфли Туфли для женщины – не просто обувь. По ним можно определить характер, возраст, а иногда даже судьбу. В самом деле, если для мужчины ботинки – всего лишь обувь, то для женщины туфельки – самые любимые игрушки. Сказочник Шарль Перро, прекрасно знавший магическую силу женской обуви, устроил судьбу золушки с помощью хрустального башмачка. «Женщины любят менять свой имидж, - говорит знаменитый обувщик Маноло Бланик, - а обувь – самый простой и быстрый способ обрести новый облик. К тому же она стоит гораздо дешевле, чем драгоценности или наряды от ведущих Кутюрье».

Описание слайда:

№ слайда 31

Описание слайда:

Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Временная форма личности, которую могут «носить» остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и потому заняты поисками лучшего положения. Ведущие качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Это энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, чувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур.

№ слайда 32

Описание слайда:

№ слайда 33

Описание слайда:

Какой у вас характер? Первый тип (менее 20 баллов): вы не любите компании, предпочитаете тишину, прогулки на природе, общение с друзьями в домашней, непринужденной обстановке. Все это вас радует больше, чем вечер, проведенный в шумном кафе. Из-за этого ваши друзья считают, что вы скучный человек.Второй тип (20 – 25): вы достаточно легкомысленны, быстро сходитесь с людьми. Но вы поддаетесь слишком частой смене настроений, от грустного до чересчур веселого.Третий тип (более 25 баллов): ваши знакомые считают, что в компании вы не заменимы. У вас есть чувство юмора, вы способствуете созданию хорошего настроения у других. Можете без конца смешить, рассказывать интересные истории.

№ слайда 34

Описание слайда:

Помните, что каждый человек уникален, неповторим и непредсказуем. Л. Н. Толстой говорил: «Не может быть не только двух одинаковых людей, но и двух листьев на дереве нет совершенно одинаковых». Английский художник Уистлер ответил Толстому: «Еще с большим правом можно утверждать, что ничто так не похоже на лист платана, как другой лист платана». И как прекрасно, что все люди внешне очень похожи друг на друга и в тоже время совершенно отличаются друг от друга, если к каждому внимательно приглядеться. Как прекрасен окружающий нас мир и хочется, чтобы он был еще прекраснее и добрее. И чтобы люди были так не похожи друг на друга, но оставались с доброй сияющей улыбкой на лице и жизнерадостной, открытой душой.

№ слайда 35

Описание слайда:

Цель урока:

  • образовательная: дать студентам знания о характере: понятие, история учения о характере, особенности, классификация.
  • развивающая: развивать умение вести диалог, четко и грамотно излагать свои мысли.
  • воспитательная: формировать умение работать самостоятельно и в микрогруппах.

Форма урока: Эвристическая беседа.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Дидактический материал : опорный конспект, раздаточный материал.

Наглядные пособия: книжная выставка.

Иллюстративный материал: фрагменты мультфильмов «Золушка», «Сказка о Мертвой Царевне и о семи богатырях», «Нехочуха».

ТСО: компьютер, видеопроектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Обоснование актуальности темы.
  3. Изложение лекционного материала с элементами беседы:
    1. Понятие характер.
    2. История учений о характере.
    3. Классификация.
  4. Закрепление материала:
    1. Заполни таблицу.
    2. Установи соответствие.
    3. Игровое упражнение: «Отгадай, о ком говорят».
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

Мы продолжаем изучать психологию личности и сегодня тема нашего урока «Характер».

Во-первых, мы разберёмся, что же такое характер.

2. Познакомимся с историей учения о характере.

3. Рассмотрим его структуру, классификацию и индивидуальные особенности.

– Скажите, а зачем надо знать, что такое характер?

– Да, когда мы пытаемся оценить или охарактеризовать человека, то говорим о его характере.

При этом чаще всего пытаемся оценить человека в деятельности, в отношении к окружающей его действительности и людям.

Если вы случайно кому-то грубо ответили, значит ли это что грубость черта вашего характера? Почему?

Так что же такое характер? Думаю необходимо начать с его определения. Может быть, среди вас есть любитель кроссвордов, и подскажет нам, как с греческого языка переводится «характер».

«Характер» – слово древнегреческого происхождения и в переводе означает печать, чеканка, особенность.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливают типичные для неё способы поведения.

Характер.

  • Взаимосвязан со сторонами личности, в частности с темпераментом, который влияет на форму проявления характера.
  • Так настойчивость у холерика – выражается в кипучей деятельности; у флегматика – в сосредоточенном обдумывании;
  • холерик трудится энергично, страстно;
  • флегматик – методично, не спеша.

С другой стороны сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролируя его проявления.

2. Характер является прижизненным образованием и может измениться в течении всей жизни. Формирование характера тесно связано с мыслями, чувствами и побуждениями человекапо мере того, как формируется и его характер.

Перед тем, как перейти к описаниям характера и к обсуждению основных проблем, ………., хотелось бы обратиться немного к истории.

Учение о характере – характерология имеет длительную историю развития.

Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения, с целью проанализировать поведение человека в различных ситуациях.

  • Одной из наиболее древних попыток проанализировать поведение человека является объяснение его характера датой рождения .

Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили названия – гороскопов , которые составляются одинаково, интерпретация у каждого гороскопа своя.

  • Гороскоп друидов , которая проводит связь человеческого характера с деревьями. Человек, родившийся в интервале с 22 декабря по 1 января – яблоня , и согласно гороскопу яблоня редко бывает высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысли о любви, даже когда сама о ней не думает.
  • Астрологический гороскоп – связан со знаками Зодиака. Человек, родившийся с 22 декабря по 20 января – Козерог, по данному гороскопу – характер упрямый, наиболее стойкий, выносливый, скрытный, часто самолюбивый.
  • Сравнения японского и китайского гороскопов, так же существенно отличаются – есть повод для дискуссий и дальнейших исследований.

2. Тайна имени.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития на полках книжных магазинов много книг, повествующих о толковании имён. Будущие родители уделяют особое внимание данному вопросу.

Кому интересно, более подробную информацию можно найти на нашей книжной выставке или в библиотеке.

3. Физиогномика – оказала большое влияние на развитие характерологии – это учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.

  • Аристотель и Платон предлагали определять характер человека по внешнему сходству некоторых черт человека и животных, а затем отождествлять характер этого животного с характером человека:
    – толстый, как у быка нос – означал лень;
    – широкий нос, с большими ноздрями как у свиньи глупость ;
    – нос как у льва – важность;
    тонкие волосы как шерсть коз, овец, зайцев – робость ;
    – жёсткие волосы как у льва и кабанов – храбрость.
  • Иогренн Лафатер – (наиболее известная система) считал основным путём познания человеческого характера строением головы, конфигурацией черепа, мимики и т.д.

«Гениальность» Гёте, по его мнению, заключалось в его носе , который «знаменует вкус и любовь – словом поэзию».

Физиономисты использовали в качестве определяющих самые разнообразные признаки:

Например Делестр отмечал степень сжимания губ прямо пропорциональных твёрдости характера;

  • расслабленные губы – признак обладания «женских» черт характера (мягкость, любезность);
  • у глупого человека рот вообще открыт.

Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека.

Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза – признак глупости.

Толстой Л.Н. писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются – эти люди хитрые и эгоистичные. Есть люди, у которых рот смеётся без глаз – эти люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

  • Этот взгляд актуален и сейчас.

Американские психологи Глайв и Клерн провели множество экспериментов, после пятилетнего изучения (10 тыс. детей), они доказали огромное влияние цвета глаз на характер человека: дети с тёмными глазами – обладают большой инициативой, боле неспокойным характером, чем дети со светлыми глазами ;

У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, люди:

  • с тёмно-голубыми глазами весьма настойчивы, но склонны к сентиментальностям, легко поддаются настроению, долго помнят обиды, капризны, иногда их поступки непредсказуемы;
  • с тёмно-серым цветом глаз упрямы и смелы, настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы.
  • тёмно-карие глаза веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми;
  • светло карие
  • синие
  • зелёные и серо-зелёные глаза.

4. В качестве отдельного направления характерологии можно выделит определение характера человека по его позе, как он стоит, как идет, как идет и даже в какой позе засыпает.

5. Хиромантия – имеет не менее знаменитую и богатую историю. – это система предсказаний черт характера человека и его судьбы по каждому рельефу ладони.

Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший расцвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах Европы существовали кафедры хиромантии.

Более подробно смотрите книгу.

6. Графология – наука, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

Графологические сведения накапливались веками, ученые устанавливали связь между особенностями почерка и характером.

Вы можете тоже се6бя проверить по росписи.

Конечно, судить историю учений о характере не стоит, ведь то, что мы имеем сейчас – это заслуга прошлого. И как вы видите, данные подходы к изучению характера актуальны и сейчас.

Кому интересна данная тема, кто желает изучить данную проблему боле полно, я приготовила памятку со списком необходимой литературы, которая есть как в нашей библиотеке, так и в нашем кабинете (Приложение №1).

  1. Конституционно-биологическое (Кречмер), характер – это сумма конституции и темперамента.
  2. Психоаналитическое (Зигмунд Фрейд, К. Юнг) – характер объясняется бессознательным влиянием человека.
  3. Идеологическое (Ребека) – характер заключается в торможении инстинктов, которые определяются этико-логическими санкциями.
  4. Согласно учению Павлова, характер – это привычное, прочно закрепившейся реакцией на многократно повторяющиеся воздействия окружающей среды.

Характер – это то, что определяет его типичные формы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства.

Характер – это своеобразный духовный строй жизни личности.

Основу характера составляют ведущие и устойчивые направленности, её установки, потребности, побуждения, цели, интересы.

Характер – это неразрывное целое, которое изучить и понять очень трудно, не выделив в нём отдельных сторон или типичных проявлений.

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные проявления формы человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черт характера или качеств личности много, но они подразделяются на несколько групп, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и являются отражением человека к разным сторонам жизни.

Характер проявляется в следующих чертах (схема).

  1. Отношение к другим людям.

1. Я предлагаю вам выполнить следующее задание «Заполнить таблицу №1» (Приложение №2).

Сейчас вашему вниманию будут продемонстрированы фрагменты мультфильмов – герои, которые вам знакомы с детства.

Внимание, задание: Выберите героев, которым присущи черты характера, указанные в таблице и укажите (объясните, раскройте, уточните) в чем они проявляются (выражаются).

Работаем самостоятельно – время 15 минут

Внимание на экран!

Взаимопроверка – критерии оценки, правильность, аргументированность, количество.

Почему анализируя сказки, мы можем смело говорить о чертах характера, а не о временных поступках героев?

2. Часто мы для более ёмкого определения характера используем народную мудрость, т.е. пословицы и поговорки.

Послушайте следующие задание:

– проанализировать пословицы и определить, о каких чертах характера идёт речь:

  1. Отношение к другим людям.
  2. Отношение человека к самому себе.
  3. Отношение человека к миру вещей.
  4. Отношение человека к делу, к своему труду.

Когда мы с наибольшей долей уверенности можем говорить о характере человека?

Да, если мы его знаем достаточно хорошо.

Вы знакомы уже практически полгода, причем ваши взаимоотношения не ограничиваются только учёбой – многие вместе проводят свободное время, а некоторые живут бок о бок в одной комнате. И, надеюсь, за это время вы узнали друг друга достаточно хорошо.

Я предлагаю сыграть в игру: «Отгадай, о ком говорят».

Условия: Один из участников выйдет из аудитории. Оставшиеся должны решить, о ком из студентов будут говорить. Но, говорить можно только о хороших (качествах) чертах характера. Ничего отрицательного называть нельзя. После этого мы приглашаем вышедшего обратно. Отгадывающий выслушивает все высказывания и называет имя предполагаемого студента, о ком говорят.

Готовы? Начали!

Вопросы к участникам. Скажите, что труднее:

  1. Выделить и перечислить основные черты характера или по описанию.
  2. Или узнать по описанию того, кто этими чертами обладает.

Вопросы к отгадывающему:

Какую наиболее яркую черту характера, присущую именно этому человеку ты бы выделил чтобы не было сомнений, что это именно этот человек.

Рефлексия:

  1. Скажите, что нового вы сегодня узнали?
  2. Что вас удивило?
  3. Что вы возьмёте себе на заметку?
  4. Что было самым интересным?

Подведение итогов.

Домашнее задание:

  1. Учебник. Сластенина. Раздел «Психология личности». Гл. 9, стр. 15. прочитать и выучить т. «Характер».
  2. Творческое задание. Я предлагаю вам дома проанализировать свои поступки и отношения, заполнить табл. №2 (Приложение №3).
    1. Определить основные черты своего характера (качества, которые у меня есть).
    2. Качества, которые вы хотите изменить.
    3. Что вам для этого надо.

А на следующем уроке мы обсудим, в чём у вас возникли трудности и как их преодолеть.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Представьте, что мы случайно услышали спор двух людей в общественном транспорте. Представитель старшего поколения весьма отрицательно говорил о рыночной экономике. Он приводил примеры обнищания населения, непомерно высоких цен, неуверенности в завтрашнем дне. В его словах звучала горечь об изменении нравственного облика людей, которые только и думают о деньгах… Ему возражал молодой человек, утверждавший, что только рынок способен удовлетворить потребности человека и, что будущее страны за рыночной экономикой.Кто же из них прав? Кого бы вы поддержали в этом споре? А может быть, у вас иное мнение на этот счет?Именно об этих вопросах и пойдет речь на нашем занятии. Урок № 10. Тема урока: «Рынок» Цели и задачи: Объяснить понятия «рынок», «торговля», «деньги», «банки», «рыночная цена», «вклад».Выяснить роль и значение рынка в развитии экономики; показать на примерах, как торговля помогает производству, а деньги служат людям; познакомиться с историей появлением банков, обсудить их роль в развитии экономики.Продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.В ходе урока постараться выразить свое отношение к капиталу и задуматься над соотношением материальных и нравственных интересов в области рыночных отношений. План изучения нового материала: 1. Что такое рынок?2. Деньги в экономике.3. Банки в экономике. Введение в новый материал До недавнего времени у нас не существовало рыночной экономики. Как же развивалось производство? Почему нашему государству пришлось перейти на рыночные рельсы? В чем плюсы и минусы подобного шага? Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке. 1. Рынок Сегодня мы довольно часто слышим это понятие «рынок». Когда оно появилось? Что собой представляли первые рынки? Как они выглядят сегодня? Подведем итоги рассуждений… Таким образом, рынок представляет собой систему экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями.Рынок – это место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы и возникает торг. Предметом спора между ними является цена. От чего она зависит? Рыночная цена определяется Количеством произведенных товаров Спросом на произведенные товары Т.е. желанием и возможностями приобрести товар Анализируем схему Рыночная экономика имеет ряд особенностей: Основана на частной форме собственности.Основана на инициативе, свободе и предприимчивости производителя.Цены на товары и услуги складываются в зависимости от спроса и предложения на рынке.Планирование и прогнозирование носит только рекомендательный характер.Ответственность за результаты производственной деятельности несет сам производитель. ȁǀࠀǿȁࠀȿୗ๚ᓿྠ>ྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀдਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀдਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀдਂЈ

Приложенные файлы

ПОДГОТОВИЛА: СТУДЕНТЫ ГРУППЫ Ф-222

Определение

Характер (от греч. charakter -
отпечаток, признак, отличительная
черта) - совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей
личности человека, его "нрав",
проявляющийся в деятельности,
общении, поведении, а также в его
манерах, привычках, складе ума и
свойственном ему круге
эмоциональной жизни.
Характером называется
совокупность существенных,
стержневых свойств личности,
которые отличают человека как
члена общества.

Характер человека - это то, что
определяет его значимые поступки, а не
случайные реакции на те или иные
стимулы или сложившиеся
обстоятельства.

Характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой, он всегда
многогранен и является совокупностью многих взаимно связанных
черт личности, к которым относятся:
Черты личности, выражающие наиболее общее отношение человека к
окружающему миру, к общественным явлениям и событиям, например
принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм.
Черты, выражающие отношение человека к его общественно-трудовой
деятельности, например трудолюбие, энтузиазм, настойчивость,
аккуратность или, напротив, лень, разгильдяйство, неряшливость.
Черты, выражающие отношение человека к другим людям, например
общительность или замкнутость, товарищеская чуткость или
черствость, доверчивость или подозрительность, откровенность или
скрытность.
Черты, выражающие отношение человека к самому себе, например
скромность или самомнение, самокритичность или зазнайство.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и
инструментальные.
Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают
ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер
можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него
больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.

В своем формировании, развитии и функционировании
характер человека тесным образом связан с
темпераментом. Последний представляет собой
динамическую сторону характера. Характер, как и
темперамент, является достаточно устойчивым и
малоизменяемым.
Характер проявляется в тех целях, которые человек
ставит себе в жизни, и в типических особенностях
поведения, направленного на достижение этих целей. И
в том и в другом отношении ведущей стороной
характера являются волевые проявления человека.

Характер, как совокупность социально обусловленных
черт личности, всегда получает со стороны общества ту
или иную моральную оценку. К темпераменту же
нравственная оценка приложима лишь тогда, когда он
рассматривается как составная часть характера.
Сам по себе темперамент, будучи определен в основном
физиологическими особенностями личности, не может
оцениваться как плохой или хороший. Лишь постольку,
поскольку проявления темперамента затрагивают
общественные отношения человека, они
характеризуются как допустимые или недопустимые,
достойные или недостойные.

ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ

Все типологии человеческих характеров исходили из
ряда общих идей.
Характер человека формируется довольно рано в
онтогенезе и на протяжении остальной его жизни
проявляет себя как более или менее устойчивый.
1.
2.
Те сочетания личностных черт, которые входят в
характер человека, не являются случайными. Они
образуют четко различимые типы, позволяющие
выявлять и строить типологию характеров.
Большая часть людей в соответствии с этой
типологией может быть разделена на группы
3.

Э.Кречмер выделил и описал три
наиболее часто встречающихся типа
строения тела или конституции
человека: астенический,
атлетический и пикнический.
Каждый из них он связал с особым
типом характера (впоследствии
оказалось, что должных научных
оснований для этого у автора не
было).

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и
отчасти подтверждено новейшими исследованиями в
области психогенетики, определенным образом
коррелирует со склонностью к психическим
заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным
психозом чаще всего болеют люди с крайне
выраженными чертами пикника. К шизофреническим
заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует
небольшая толщина тела в профиль при среднем или
выше среднего росте. Астеник - это обычно худой и
тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся
несколько выше, чем он есть на самом деле.
У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи,
тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со
слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми
накоплениями. Такова в основном характеристика
астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того,
часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый
скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего
или высокого роста, с широкими плечами, мощной
грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми
внутренними полостями тела (головы, груди, живота),
склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и
опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего
роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой
«карикатуры определенных нормальных типов личности». Тот тип
нормальных людей, который по своим психологическим
особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал
«шизотимным»; тех, кто напоминает больных маниакальнодепрессивным психозом, - «циклотимиками».
«Шизотимикам» свойственны такие черты характера, как
аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным
размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и
властность, сухость и отсутствие эмоций.
«Циклотимики» описываются им как люди, обладающие
веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью,
энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию
жизни.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е.Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются
подвижностью, общительностью, склонностью к озорству.
В происходящие вокруг события они всегда вносят много
шума, любят неспокойные компании сверстников. При
хороших общих способностях они обнаруживают
неусидчивость, недостаточную дисциплинированность,
учатся неровно.
Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со
взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко
возникают конфликты. Такие подростки имеют много
разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило,
поверхностны и быстро проходят.
Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают
свои способности, бывают слишком самоуверенными,
стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на
окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной
раздражительностью и склонностью к апатии.
Подростки данного типа предпочитают находиться дома
одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками.
Они тяжело переживают даже незначительные
неприятности, на замечания реагируют крайне
раздражительно. Настроение у них периодически
меняется от приподнятого до подавленного (отсюда
название данного типа) с периодами примерно в две-три
недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в
настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы
для неожиданного изменения настроения могут оказаться
самыми ничтожными, например кем-то случайно
оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они
«способны погрузиться в уныние и мрачное расположение
духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей
и неудач».
Поведение этих подростков во многом зависит от
сиюминутного настроения. Настоящее и будущее
соответственно настроению может расцвечиваться то
радужными, то мрачными красками. Такие подростки,
находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в
помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить
их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.
Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним
окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип
характеризуется повышенной мнительностью и
капризностью, утомляемостью и раздражительностью.
Особенно часто утомляемость проявляется при
выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная
чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает
или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком
азартных, подвижных озорных игр.
Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому
часто производят впечатление замкнутости. В юношеском возрасте у
таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу
сверстников, а также «комплекс неполноценности».
Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется
чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к
себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они
часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и
повышенным усердием.
Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и
приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе,
обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются
ускоренным и ранним интеллектуальным развитием,
склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и
оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако,
нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.
Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а
безапелляционность суждений - со скоропалительностью
действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда
требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа -
замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам,
предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых.
Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к
окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают
состояния других людей, их переживания, не умеют
сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен
различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.
Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно
сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего
для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут,
изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие
дети, пишет А.Е. Личко, любят мучить животных, дразнить
младших, издеваться над беспомощными. В детских
компаниях они ведут себя как диктаторы.
Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.
В группе детей, которыми они управляют, такие подростки
устанавливают свои жесткие, почти террористические
порядки, причем их личная власть в таких группах
держится в основном на добровольной покорности других
детей или на страхе.
В условиях жесткого дисциплинарного режима они
чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать
начальству, добиваться определенных преимуществ перед
сверстниками, получить власть, установить свой диктат над
окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм,
жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков
данного типа нередко выражена склонность к театральности,
позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в
их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим
уделяют больше внимания, чем им самим.
Для них насущной потребностью становится стремление
привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой
адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны
претензии на исключительное положение среди сверстников, и,
чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их
внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и
заводил.
Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами
и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет,
они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно
характеризуют как слабовольный, плывущий по
течению. Подростки данного типа обнаруживают
повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем
без разбора, а также к безделью и праздности.
У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе
профессиональные, интересы, они почти совсем не
думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует
бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение
любым авторитетам, большинству в группе. Такие
подростки обычно склонны к морализаторству и
консерватизму, а их главное жизненное кредо - «быть
как все».
Это тип приспособленца, который ради своих
собственных интересов готов предать товарища,
покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни
совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание
своему поступку, причем нередко даже не одно.

Близкой к классификациям
А.Е.Личко является типология
характеров, предложенная
немецким ученым Карлом
Леонгардом. Эта
классификация основана на
оценке стиля общения
человека с окружающими
людьми и представляет как
самостоятельные типы
характеров

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность,
словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он
часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора.
У такого человека возникают эпизодические конфликты с
окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к
своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа
нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если
окружающие делают им замечания по этому поводу.
Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению,
людей данного типа характеризуют энергичность, жажда
деятельности, оптимизм, инициативность.
Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами:
легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной
раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным
отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия
жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное
одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая
контактность, немногословие, доминирующее
пессимистическое настроение. Такие люди являются
обычно домоседами, тяготятся шумным обществом,
редко вступают в конфликты с окружающими, ведут
замкнутый образ жизни.
Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им
подчиниться. Они располагают следующими чертами
личности, привлекательными для партнеров по
общению: серьезностью, добросовестностью,
обостренным чувством справедливости. Есть у них и
отталкивающие черты. Это - пассивность,
замедленность мышления, неповоротливость,
индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые
периодические смены настроения, в результате чего так
же часто меняется их манера общения с окружающими
людьми. В период повышенного настроения они
являются общительными, а в период подавленного -
замкнутыми.
Во время душевного подъема они ведут себя как люди с
гипертимной акцентуацией характера, а в период спада
- с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая
контактность в общении, замедленность вербальных и
невербальных реакций. Нередко они занудливы и
угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в
которых сами являются активной, провоцирующей
стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в
семье.
В эмоционально спокойном состоянии люди данного
типа часто добросовестные, аккуратные, любят
животных и маленьких детей. Однако в состоянии
эмоционального возбуждения они бывают
раздражительными, вспыльчивыми, плохо
контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная
общительность, занудливость, склонность к
нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах
обычно выступает инициатором, активной стороной.
Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные
требования к себе.
Особо чувствителен к социальной справедливости,
вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен.
Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив,
предъявляет непомерные требования к близким и к
подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко,
выступая в них скорее пассивной, чем активной
стороной. На службе ведет себя как бюрократ,
предъявляя окружающим много формальных
требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство
другим людям.
Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями
на аккуратность. Его привлекательные черты:
добросовестность, аккуратность, серьезность,
надежность в делах, а отталкивающие и
способствующие возникновению конфликтов -
формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны
низкая контактность, робость, неуверенность в себе,
минорное настроение. Они редко вступают в конфликты
с окружающими, играя в них в основном пассивную
роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и
опоры.
Нередко располагают следующими привлекательными
чертами: дружелюбием, самокритичностью,
исполнительностью. Вследствие своей беззащитности
также нередко служат «козлами отпущения», мишенями
для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в
узком кругу избранных, с которыми устанавливаются
хорошие контакты, которых они понимают «с
полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в
них пассивную роль. Обиды носят в себе, не
«выплескивают» наружу.
Привлекательные черты: доброта, сострадательность,
сорадование чужим успехам, обостренное чувство
долга, исполнительность. Отталкивающие черты:
чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется
легкостью установления контактов, стремлением к лидерству,
жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую
приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам
(при внешней мягкости манеры общения) .
Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими
притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но
при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами,
привлекательными для партнеров по общению: обходительностью,
артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью
мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм,
лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая
контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие
люди часто спорят, но не доводят дело до открытых
конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как
активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем
привязаны и внимательны к друзьям и близким.
Они альтруистичны, имеют чувство сострадания,
хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.
Отталкивающие черты: паникерство, подверженность
сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью,
у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до
болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в
конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В
общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство
другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени.
Располагают такими привлекательными чертами, как готовность
внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят,
исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность
влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к
развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего,
характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от
реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят
одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при
попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто
представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно
слабо привязанных к людям.
Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие
твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие
черты. Это - упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание
своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться
ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они
продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Еще одна интересная попытка
представления типологии
характеров, в основе которой
отношение человека к жизни,
обществу и нравственным
ценностям. Ее вывел Э.Фромм и
обозначил как социальную
типологию характеров.
«Социальный характер, - пишет
автор, - содержит... выборку черт,
существенное ядро структуры
характера большинства членов
группы, которое сложилось в
результате основного опыта и
способа жизни, общего для этой
группы».

1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих
жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не
в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он
направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной
неудачи.
Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если
в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его
агрессивности.
Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием,
«переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями,
непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих
людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип
тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из
«благих намерений».
Э.Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим
известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других
известных исторических лиц.

2. «Разрушитель. Характеризуется выраженной
агрессивностью и активным стремлением к устранению,
уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию,
крушение надежд у данного человека.
«Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство
избавления от невыносимого чувства бессилия». К
разрушительности как к средству разрешения своих
жизненных проблем обычно обращаются люди, которые
испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в
реализации своих интеллектуальных и эмоциональных
возможностей. В периоды больших социальных
потрясений, революций, переворотов они выступают в
качестве основной силы, разрушающей старое, в том
числе и культуру.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид,
столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и
личными жизненными проблемами, перестает «быть
самим, собой».
Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам,
обществу любого типа, требованиям социальной группы,
быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения,
который свойствен большинству людей в данной ситуации.
У такого человека почти никогда нет ни собственного
мнения, ни выраженной социальной позиции.
Такой человек всегда готов подчиниться любой новой
власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если
обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь
над моральной стороной подобного поведения. Это - тип
сознательного или бессознательного приспособленца.

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

ФОРМИРОВАНИЕ
ХАРАКТЕРА

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

ЛИЧНОСТЬ И
ХАРАКТЕР
ЧЕЛОВЕКА

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную
возрастную и временную устойчивость,
является общительность или связанная с ней по смыслу черта -
замкнутость, а также более общие черты характера, в состав
которых две названные входят как составляющие, -
экстраверсия и интроверсия.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают,
соответственно, открытость или замкнутость человека по
отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы
имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и
везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.
В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание
человека направляется на самого себя и он становится центром
собственных интересов.

Интровертированная личность ставит себя и
индивидуальный внутренний мир выше того, что
происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний
мир ставит выше своих внутренних субъективных
переживаний. Такова самая общая характеристика этих
двух, наиболее распространенных типов личности,
основанных на разных чертах характера. Рассмотрим
подробнее их другие психологические особенности

С экстраверсией связаны определенные акцентуации
характеров, в частности экзальтированность,
демонстративность, возбудимость, гипертимность
(акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти
всегда повышенном настроении человека, в его энергичности,
активности, достаточно высоком жизненном тонусе.
Наиболее общие свойства характера можно расположить
диаметрально: сила - слабость, твердость - мягкость,
широта - узость, цельность - противоречивость.
Многогранность характера заключается в том, что в
различных ситуациях у человека могут проявляться разные,
возможно, что и противоположные свойства, при этом
единство его характера мало того, что сохраняется, но в этом
оно и проявляется.

Акцентуация характера

Акцентуация характера - чрезмерная выраженность
отдельных черт характера, проявляемая в
избирательной уязвимости человека по отношению к
определенным ситуациям и стимулам.

Акцентуации характера

Чрезмерная выраженность черт характера и их
сочетание в крайних проявлениях нормы называется
акцентуацией характера. Акцентуации характера - это
уязвимость психотравмирующего воздействия на
слабое звено (место наименьшего сопротивления)
данного типа характера при устойчивости к другим
воздействиям.
Акцентуации могут быть выявлены при тестировании с
помощью опросника Шмишека.

Проявление акцентуаций характера происходит в тех ситуациях,
когда задействуется именно это уязвимая точка характера, в других
случаях человек ведет себя адекватно, без срывов и потрясений.
Выявлены явные и скрытые акцентуации характера. Явные
акцентуации относятся к крайней границе нормы и отличаются
постоянными чертами определенного типа характера.
Акцентуации характера находятся на границе психопатических
расстройств. Многие акцентуации формируются уже в подростковом
возрасте и могут уже достаточно сильно проявляться, их выявление с
помощью опросника Шмишека для детей может помочь определить
яркое проявление акцентуаций для дальнейшего корректировки
воспитания ребенка, оттачивания его черт характера.

Вопросы для проверки

1.Что такое
характер?
2.Когда происходит
3.
формирование характера?
Что такое акцентуация характера?

Список литературы

http://www.liveinternet.ru/users/3265720/post312668524
http://studopedia.ru/18_6679_lichnost-i-haraktercheloveka.html

Слайд 2

План лекции:

1. Исторический обзор подходов к исследованию характера 2. Понятие характера 3. Структура характера 4. Акцентуации характера

Слайд 3

Платон(Pláton) (428 или 427 до н. э., Афины, - 348 или 347, там же)

Древнегреческий философ. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. Им предложена перваятипология характера Типология была направлена на выявление всех особенностей личности

Слайд 4

Теофраст (около 372 до н. э., Эресос на Лесбосе,- около 287, Афины)

древнегреческий философ и естествоиспытатель; один из первых ботаников древнего времени. Ученик Платона, затем Аристотеля. Т. - автор "Характеров" - сборника из 30 кратких характеристик человеческих типов (льстец, пустослов и т. д.). Типы характера определялись в зависимости от выраженности свойства души. Ввел термин ХАРАКТЕР

Слайд 5

Франц Иосиф Галль(Gall, 1758-1828)

Основатель френологии. Он утверждал, что все психические свойства, якобы локализующиеся в полушариях мозга, при развитии вызывают разрастание определённого участка мозга, а это, в свою очередь, - образование выпуклости на соответствующем участке черепа; при недоразвитии каких-либо свойств в черепе образуются впадины. Выделил 27 способностей души: алчность, остроумие, хитрость, воровство, поэтические способности, любовь к потомству. Большинство из них характерологические особенности.

Слайд 6

Александр Бэн(1818-1903)

Английский психолог. Начинает изучать характер опираясь на анализ психических проявлений. Ему принадлежит описание структуры характера: воля, чувства, интеллект. Будучи одним из лидеров ассоциативной психологии, стремился придать ей физиологическую ориентацию, с тем, чтобы возможно теснее связать психические процессы с деятельностью мозга и органов чувств («Ощущения и интеллект», 1855; «Эмоции и воля», 1859), уделив особое внимание рефлексам, инстинктам, навыкам.

Слайд 7

Петр Францевич Лесгафт(1837 – 1909)

Ему принадлежит первая типология детских характеров. Показал в своих исследованиях какая семья формирует какие характеры.

Слайд 8

Типология детских характеров (по Лесгафту)

Лицемерный тип – лживость, хитрость, заискивание перед воспитателями и учителями. Воспитывается в семьях, где взрослые проявляют лицемерие и уделяют друг другу мало внимания. Честолюбивый тип – дети учатся для отметок и похвал при отсутствии интереса к занятиям. Растут в семьях, где одного ребенка предпочитают другому, что развивает чувство соперничества.

Слайд 9

Типология детских характеров (по Лесгафту) - продолжение

Добродушный – хорошо развита познавательная деятельность, способны к самостоятельному труду. Растут в семьях с любящими родителями, которые внимательны к детям, но не балуют их. Мягко забитый – заласканные дети боязливы, инертны. Растут в семьях с преувеличенной заботой и сверхопекой со стороны родителей.

Слайд 10

Злостнозабитый– озлобленность, злорадство, равнодушие к требованиям и стремление поступать вопреки им. Растут в семьях с несправедливым отношением к окружающим в атмосфере чрезмерной строгости. Угнетенный – скромные, непритязательные, трудолюбивые. Растут в атмосфере взаимной привязанности и в условиях материальной нужды.

Слайд 11

ЛАЗУРСКИЙ Александр Федорович (1874-1917)

Российский врач и психолог. Профессор Психоневрологического ин-та в Петрограде и Педагогической академии. Сотрудник В.М. Бехтерева. В 1906 году труд «Очерк науки о характерах». Обосновывает необходимость научной характерологии. Характер – совокупность наклонностей человека. Определил 4 вида наклонностей.

Слайд 12

Наклонности человека

1. Относящиеся к вниманию (внимательность, сосредоточенность ….) 2. Относящиеся к формальной стороне чувствования 3. Относящиеся к области движений (подвижность, малоподвижность, импульсивность …) 4. Относящиеся к волевым процессам

Слайд 13

2 вопрос Понятие характера

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающий типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер – способ реагирования на определенные обстоятельства. Содержательная характеристика личности. Характер отвечает на вопрос «Что делает человек?» Личность отвечает на вопрос «Ради чего делает человек?»

Слайд 14

Подходы определяющие соотношение характера и личности

1. Отождествление Х и Л 2. Личность рассматривается как часть Х 3. Характер включается в Л и рассматривается как ее подструктура. 4. Л и Х рассматриваются как пересекающиеся понятия. Преобладает третий подход.

Слайд 15

Характер

Характер проявляет себя в деятельности. К характеру следует относить наиболее устойчивые и существенные черты, характеристики человека. Устойчивое образование, но может быть подвержен изменениям. «Посеешь привычку, пожнешь характер….»

Слайд 16

А.Г. Ковалев (1913 – 2004)

Известный советский педагог и психолог. При характеристике характера выделил качества характера

Слайд 17

Качества характера (по А.Г. Ковалеву)

1. Моральная воспитанность. Проявляется в гуманизме, чуткости, преданности. 2. Полнота (разносторонность интересов, стремлений). 3. Цельность (внутреннее единство психического склада человека). 4. Определенность характера (твердость и непреклонность поведения человека). 5. Сила характера (характеризует энергию, с которой человек преследует поставленные цели). 6. Уравновешенность (наиболее оптимальное для деятельности сочетание сдержанности и активности).

Слайд 18

Внешние признаки характера

1. Поступки человека. 2. Особенности содержания речи человека (характер высказываний). 3. Внешний облик человека (одежда, походка, осанка.

Слайд 19

3 вопрос Структура характера

Черты характера – психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. 2 ряда факторов для изменения характера: 1. Жизненные ситуации (трудности); 2. Другие черты характера. Целеустремленность, решительность, настойчивость

Слайд 20

Классификация характера по направленности (система доминирующих мотивов)

А) по отношению к др. людям или к обществу - тактичность, - вежливость, - чуткость, - отзывчивость Б) по отношению к профессии - ответственность, - трудолюбие В) по отношению к самому себе - самокритичность, - скромность, - гордость Г) по отношению к вещам - жадность, - бережливость, - аккуратность, - щедрость Д) по отношению к природе - мечтательность

Слайд 21

4 Вопрос Акцентуации характера

  • Слайд 22

    Циклотимический

    Для представителей этого типа акцентуации характерна периодическая смена гипертимических и дистимических состояний, волнообразная смена поведения от возбуждения до депрессии. В период возбуждения им присущи все признаки гипертимической акцентуации, в период депрессии - дистимической. Поведение становится непредсказуемым, противоречивым, приподнятое настроение сменяется раздражительностью и агрессивностью. Изменения настроения часто происходят без видимых причин, иногда все зависит от обстановки, от внешних событий. В веселом окружении это может быть самый веселый человек. Радостные события вызывают жажду деятельности, повышенную говорливость, фонтаны идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления. В группе грустных людей человек с циклотимическим типом акцентуации будет самым печальным. В силу частой смены настроения у циклотимических личностей наблюдается слабый уровень работоспособности, поэтому им противопоказаны повышенные нагрузки. В работе у них наблюдается быстрое утомление и снижение творческой активности. Они плохо работают в команде, для них предпочтительнее работа по индивидуальному (желательно гибкому) графику с персональной ответственностью.

    Слайд 23

    Застревающий

    Для людей этого типа характерна высокая устойчивость аффекта, то есть стойкость сильных эмоциональных переживаний. При мысленном возвращении к стрессовой ситуации они переживают такие же эмоции, какие сопровождали стресс. Аффект у таких людей сохраняется значительное время, даже при отсутствии раздражителей, которые его подкрепляли бы. Такие люди отличаются способностью к длительному волевому напряжению. Это неутомимые и целеустремленные труженики, обладающие чувством долга, принципиальные, требовательные к себе и другим, настойчивые и последовательные. Они бесстрашны и способны к самопожертвованию, поэтому в начале карьеры, как правило, получают признание и симпатию окружения. Стремятся достичь высоких показателей в любом деле, за которое берутся, проявляя большое упорство в достижении своих целей. Но вместе с тем представители этого типа очень чувствительны к обидам, подозрительны, недоверчивы и ревнивы. Их характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям. Почти всегда несговорчивы и не терпят возражений. Поэтому переговорная деятельность им просто противопоказана. Часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к себе. И, поскольку переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, очень злопамятны и мстительны. «Застревание» аффекта у таких людей возможно не только в случае морального ущерба, но и при достижении определенного успеха. В этой ситуации проявляется зазнайство, самоуверенность, заносчивость, вызванные чрезмерным честолюбием. Люди с «застревающим» типом акцентуации часто выступают инициаторами конфликтов, в которых жестко и настойчиво насаждают свои интересы.

    Слайд 24

    Тревожный

    Представители этого типа акцентуации отличаются повышенной тревожностью, беспокойством по поводу возможных неудач, за свою судьбу и судьбу своих близких, причем без объективных для этого поводов. Такие люди обладают чувством долга, ответственности, высокими моральными и этическими качествами. Они дружелюбны, самокритичны и исполнительны, воздерживаются от необдуманных поступков и поспешных решений. Хорошо работают, если нет нервно-психических нагрузок. Окажут наибольшую пользу как аналитики, консультанты или эксперты. В меру выраженная тревожность не позволяет им уснуть при работе в условиях монотонных шумов и вибрации. В то же время тревожные люди отличаются робостью, покорностью, неуверенностью в собственных силах, неумением постоять за себя. Они стесняются выступать перед аудиторией и не могут отстаивать свои позиции в споре, легко поддаются влиянию и охотно подчиняются опеке. Тревожные личности редко вступают в конфликты, играя в них в основном пассивную роль. В конфликтных ситуациях ищут опору и поддержку.

    Слайд 25

    Экзальтированный

    Главная особенность - бурная, экзальтированная реакция на события. Люди этого типа легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние - от печальных, но при этом не имеют склонности к депрессивным реакциям, поскольку снова легко поддаются радости. Внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с их ярким внешним проявлением. В высказываниях экзальтированных личностей постоянно используются повышенные тона, яркие описания, красочные обороты. У них сильна тяга ко всему прекрасному. Имеют хороший вкус: из них получаются хорошие художники, дизайнеры, оформители. Эти люди привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, обладают чувством сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. В то же время люди экзальтированного типа акцентуации порывисты, подвержены сиюминутным настроениям, панике. Даже при незначительных неудачах могут испытывать глубокое разочарование и прекращать начатые дела. Экзальтированным личностям свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они часто спорят, но редко доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной.

    Слайд 27

    Возбудимый

    Главной особенностью возбудимых личностей является импульсивность и инстинктивность поведения. На первом плане для них - удовлетворение физиологических влечений, абсолютное потакание своим желаниям и стремлениям. Такие люди много внимания уделяют своему физическому здоровью в отличие от интеллектуального развития. Эта акцентуация проявляется особенно выраженным упрямством и напористостью преимущественно в физической работе, повышенным чувством соперничества, ревнивым и задиристым характером, склонностью к накоплению отрицательных эмоций с последующим взрывом аффекта. Представители возбудимого типа акцентуации отличаются склонностью к импульсивным реакциям, непродуманным действиям и высказываниям, плохим усвоением опыта, максимализмом взглядов, быстро сменяющимися эмоциями, нестойкостью самооценки при чрезмерной амбициозности. Если им что-то не нравится, сразу возмущаются и высказывают недовольство. Примирения не ищут, терпимость им не свойственна. Не способны к обмену мнениями, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, склонны к грубости и хамству. В состоянии аффекта способны к рукоприкладству и проявлению насилия. Моральные нормы в их жизни не играют заметной роли. Но жестокость проявляется только в моменты ярости, в моменты разрядки накопившегося раздражения. В обычном состоянии - это заботливые, хозяйственные и добрые люди, готовые оказать любую помощь.

    Слайд 28

    Эмотивный

    Основной отличительной чертой эмотивных личностей является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Для них характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, отзывчивость, высокоразвитая эмпатия, а также повышенная слезливость. Такие люди кажутся хрупкими, нежными и наивными. Они очень преданные и верные, им присущи альтруизм, сострадание, доброжелательность, сопереживание, чувство долга, обязательность и исполнительность. Эмотивные личности хорошо работают там, где предполагается понимание человеческих эмоций. Но вместе с тем такие люди крайне впечатлительны, что вызывает необходимость «оранжерейного» к ним отношения. Они очень чувствительны к мнению окружающих: любое резко сказанное слово может привести их в глубокое уныние. Самооценка также очень зависит от мнения окружающих. Отстаивать свои интересы совершенно не могут. Эмотивные личности редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу.

    Слайд 29

    Дистимический

    Главная его особенность - сконцентрированность на мрачных, печальных сторонах жизни, пессимизм. Люди этого типа отличаются серьезностью во всем, высокими моральными принципами. Для них характерна низкая контактность, немногословность в беседе. К обязанностям относятся очень добросовестно, с большой ответственностью. Работу выполняют аккуратно и тщательно. Достигают высоких результатов там, где не требуется быстроты, энергичности, постоянного общения, принятия ответственных решений. Обладают высокоразвитым чувством справедливости. Представители дистимического типа акцентуации, как правило, нелюдимы, угрюмы, несговорчивы. У них занижена самооценка, несколько замедлено мышление. Характерны социальная пассивность и отсутствие целеустремленности, неуверенность в правильности принятых решений. В неудачах склонны обвинять себя. В общении с окружающими тактичны и справедливы, не эгоистичны. Обиды носят в себе, выхода эмоциям не дают. Во взаимоотношениях с руководством легко приспосабливаются, вырабатывают социально желательное поведение.

    Слайд 30

    Педантичный

    Особенностью этого типа акцентуации является повышенная аккуратность, тяга к порядку, скрупулезность и пунктуальность. Такие люди основательны, осторожны и серьезны. К работе относятся очень добросовестно, всегда и все доводят до конца. Им чужда поспешность и расхлябанность, ни одна мелочь не ускользает от их внимания. Это люди долга: если что-то пообещали - обязательно сделают, причем основательно и хорошо. Они незаменимы в работе, для выполнения которой требуется большая точность и аккуратность. Конфликтуют педантичные личности редко, выступая в конфликте скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагируют на любое нарушение порядка. Люди с педантичным типом акцентуации на службе часто ведут себя как бюрократы, предъявляя к окружающим много формальных требований. Могут «достать» других своим занудством, крючкотворством, дотошностью. Свойственные им нерешительность и осторожность затрудняют принятие решений. Прежде чем что-либо сделать, они долго и тщательно все обдумывают, многократно перепроверяют. Им свойственны нежелание резких перемен и неспособность брать на себя ответственность. Педантичные личности чрезвычайно постоянны.

    Слайд 31

    Гипертимический

    Главной особенностью людей с выраженной гипертимической акцентуацией является преимущественное пребывание в приподнятом настроении. Они энергичны, бодры, жизнерадостны. Любят шумные большие компании, часто выступают в роли заводил, рассказывают байки, анекдоты, с ними весело и интересно. Приподнятое настроение у них сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Они деловиты, изобретательны, инициативны. Такие люди способны вести за собой, пользуются авторитетом, в коллективе бывают в центре внимания, обладают живым интеллектом. У них хорошо развиты волевые компоненты поведения, поэтому во всех проявлениях эти люди быстры: быстро думают, быстро говорят, быстро принимают решения. Свободный ум, легкость подхода к проблемам способствуют многообразию идей, нахождению творческих нестандартных решений. Это активные оптимисты. Для них подходят такие виды деятельности, где уместны инициатива, риск, решительность, скорость, но в то же время нет нужды решать проблемы, требующие осторожного и обдуманного подхода. В этом случае их решения могут быть опрометчивы. При многих положительных качествах гипертимическим личностям не хватает серьезности и постоянства, усердия, сосредоточенности и усидчивости. У них много идей, они за многое берутся, но мало что доводят до завершения. Стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. При этом характерны вспышки гнева и раздражительности, особенно когда они встречают сильное сопротивление. На замечания реагируют бурно, но отходчивы и незлопамятны.

    Слайд 32

    В заключении об акцентуациях

    Мы рассмотрели десять основных типов акцентуаций личности. Помимо явных, встречаются неявно выраженные (так называемые скрытые) акцентуации или случаи одновременного заострения нескольких черт. Такие варианты также необходимо учитывать. Классификация акцентуаций личности - это классификация не патологий, а крайних вариантов нормы.