В творчестве Владимира Высоцкого особое место занимала тема Великой Отечественной войны, которой он проникся с самого детства, и доносил до народа доселе неизвестные истории настоящих героев. О том, как и почему Высоцкий полюбил военную лирику, нам расскажет этот пост.

Сильный на впечатления, на события эпизод детства Высоцкого - два года в Германии. Там служил его отец Семен Владимирович, он и взял к себе сына.

Через неделю, как устроились, Володя прибегает к Евгении Степановне, мачехе, взволнованный: "А ты знаешь, что мы живем у фашиста?" - и показал ей фотографию, на которой изображен хозяин дома со свастикой на мундире. С этого дня стал дерзко вести себя с фрау Ани, хозяйкой дома - грубил, хамил. Отношения накалились до такой степени, что Семен Владимирович принял решение переехать в другой дом. И переехали. Но Володя был непримирим: однажды, встретив фрау Ани с мужем, он подбежал к нему и крикнул: "Вилли, ты - фашист! Фашист! Фашист!" Евгения Степановна пыталась его успокоить, но Володя был в страшном возбуждении: "Фашист! Он убивал детей! Он мог папу убить, он мог тебя убить. Он всех детей убивал, он - фашист..."

Жили Высоцкие в Эберсвальде, небольшом городке километрах в сорока к северо-востоку от Берлина. Условия роскошные - занимали целый этаж дома, у Володи отдельная комната. Общался, с кем хотел, в том числе и с немецкими детьми. Катался на велосипеде, да с выкрутасами - спиной к движению, с трюками. Перед отъездом из Эберсвальда на родину Володя отдал велосипед Гансу, своему немецкому дружку. "Мы ж собирались взять велосипед с собой", - напомнил сыну Семен Владимирович. Володя объяснил: "Ты у меня живой, а у него нет папы..."

Вот что интересно: о чем разговаривали на вечеринках в доме у Высоцких в Эберсвальде? Ведь там собирались люди, доверяющие друг другу, в том числе и дядя Володи - Александр Владимирович, которого он очень уважал, прислушивался к его мнению, гордился им. Позже Лидия Сарнова (племянница Евгении Степановны) скажет Володе: "Но отец твой тоже военный". А он: "Нет, ты не понимаешь, это боевой офицер!" Алексей Владимирович артиллерист, прошел всю войну. Командовал противотанковой батареей - это, считай, штрафбат, уцелеть почти невозможно. Семен Владимирович связист. Устанавливал связь под огнем - опасно.

Вспоминали они бои? Они ведь знали, что Победа пришла благодаря каждодневной и еженощной работе, противоестественной человеческой натуре, а часто и непосильной. Тогда, сразу после войны, не было еще хвастливых рассказов, каковыми отличались ветераны в 70-80е годы. Сразу после Победы не нафантазируешь: каждый воевавший имел представление, что такое бой и что такое жизнь и смерть. Впечатления для своих военных песен Высоцкий почерпнул именно тогда.

Алексей Владимирович, дядя, когда услышит "Штрафные батальоны", скажет: "Это ж надо - как будто Володя воевал..."

1973 год. Высоцкий и Марина Влади едут на машине в Париж. Польшу проскочили на одном дыхании. Затем серая, скучная Германская Демократическая Республика. Влетают в Западный Берлин - сверкающий и жизнерадостный. Первый западный город, который Высоцкий увидел. Вот где он потерял самообладание. Вот где он испытал унижение. Записал в дневнике:

"Дотянули до Западного Берлина. Любезный немец выпускал нас из ГДР - в этот любимый и ненавистный для демократических Западный Берлин. Пограничники ФРГ - просто машут рукой, даже не проверяя паспортов - зачем?

Устроились в маленьком пансионате "Антика". 30 марок - ночь. Пошли есть - ели нечто выдающееся. Берлинский какой-то гигантский кусок - целую ногу с костью от свиньи, т. е. вареный окорок. Весь съесть невозможно - мы съели. Потом погуляли: город богатый и американизированный - ритм высокий, цены тоже, и все есть на тротуарах - стеклянные витрины-тумбы, там лежит черт в ступе. Никто не бьет стекла и не ворует. Центральная улица - Курфюрстенштрассе - вся в неоне, кабаках, магазинах, автомобилях. Вдруг ощутил себя зажатым, говорил тихо, ступал неуверенно, т. е. пожух совсем. Стеснялся говорить по-русски - это чувство гадкое, лучше, я думаю, быть в положении оккупационного солдата, чем туристом одной из победивших держав в гостях у побежденной.



Даже Марине сказал, ей моя зажатость передалась. Бодрился я, ругался, угрожал устроить Сталинград, кричал (но для нас двоих): "суки-немцы" и т. д. Однако я их стесняюсь, что ли? Словом - не по себе, неловко и досадно".

Драматические впечатления от Западного Берлина ничуть не отразились на творчестве Высоцкого, в том числе и на военной теме. И не поменялось отношение к Победе - это великий подвиг. Иначе не написал бы Высоцкий великих песен о войне. Почти каждый концерт он начинал песней "На братских могилах не ставят крестов..." - и аудитория сразу была его. Он потом мог петь о чем угодно - "Разговор у телевизора", "Я из дела ушел", "Песенку прыгуна в высоту", "Веселую покойницкую", любую - аудитория воспринимала его как своего.

В 1970 году Высоцкий отвечал на анкету, которую притащил рабочий сцены театра Анатолий Меньшиков. Среди вопросов был и такой: "Ваша любимая песня". Высоцкий написал: "Вставай, страна огромная!" Меньшиков был разочарован: "Я думал, Володя, ты человек серьезный, а ты шутками отделался". - "А что тебе не нравится?" - "Да вот... "Вставай, страна огромная" - это же патриотическая песня, ее хором поют..."

И вдруг! Глаза у Высоцкого сузились - прострелил Меньшикова насквозь.

"Щенок! Когда у тебя мороз по коже пойдет от этой песни, ты поймешь, что стоит за этим".

"И только потом, - пишет Меньшиков, - поздним умом я понял, что в анкете он нигде не покривил душой. Я узнал про его военное детство. Понял, что значила для него эта песня. А она же действительно потрясает!"

Всерьез началась для Высоцкого военная тема, когда он пришел в Театр на Таганке. Любимов поставил к 20летию Победы спектакль "Павшие и живые". Юбилей отмечался мощно - Брежневу надо отдать должное, он возродил уважение и к этой дате, и вообще к Победе.

"Павшие и живые" - это даже не спектакль, а поэтическая композиция по стихам военных поэтов: Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Александра Межирова, Константина Симонова, Михаила Кульчицкого... Оформление предельно аскетичное: три дороги, Вечный огонь. Для этого спектакля Любимов попросил Высоцкого написать песню. Песню необычную: от имени немецких солдат. Песню точную по психологии, не кривляющуюся, сильную. Невообразимой сложности задача - Высоцкий справился с блеском.

По выжженной равнине -
За метром метр -
Идут по Украине
Солдаты группы "Центр".
И ритм нашел - в нем угроза,
напор и в то же время обреченность.
А перед нами все цветет -
За нами все горит.
Не надо думать! - с нами тот,
Кто все за нас решит.

К этим словам - "Не надо думать! - с нами тот, кто все за нас решит" - комиссия по приемке спектакля и прицепилась. Увидели в них, как тогда говорили, аллюзию. И не только к этому прицепились - чуть ли не каждая строчка из стихов военного времени вызывала подозрение. Спектакль запретили. И только после многочисленных переделок к концу юбилейного года разрешили. Песню "Солдаты группы "Центр" удалось отстоять.

У Высоцкого около полусотни песен, так или иначе связанных с войной. Среди них есть знаменитые, которые он сам часто исполнял - "На братских могилах...", "О погибшем друге", "Штрафные батальоны", "Военная песня", "Песня о госпитале", "Сыновья уходят в бой", "Тот, который не стрелял", "Про Сережку Фомина"... Другие реже - "Баллада о ненависти", "Баллада об оружии", "В плен - приказ: не сдаваться, - они не сдаются", "Песня о конце войны"...

Полно историй, откуда Высоцкий черпал сюжеты песен. Артур Макаров рассказывал: "Мы не давали себе отчета - откуда все это берется. Еще одна новая песня - ну и хорошо. Даже если и узнавали что-то из нашей жизни, то никто не обращал внимания. Ну, например, меня вывезли из блокадного Ленинграда. Володя часто просил меня рассказать о блокаде - и я рассказывал, что знал..."

Понятно, что песня "Ленинградская блокада" - следствие рассказа Макарова:

Я вырос в ленинградскую блокаду,
Но я тогда не пил и не гулял,
Я видел, как горят в огне Бадаевские склады,
В очередях за хлебушком стоял.

Обрывок фразы, намек на ситуацию преображались в сюжет... Еще одна история, рассказанная Яловичем, сокурсником по Школе-студии МХАТ. Идут они с Высоцким по улице Горького, слышат разговор двух мужчин, один другому: "Представляешь, встречаю я его, а у него, тыловой крысы, на груди Золотая Звезда Героя". Высоцкий это запомнил. И результат:

Встречаю я Сережку Фомина,
А он - Герой Советского Союза...

Хотя не верится в такой случай. Звезду Героя в военные времена по блату не получишь, даже пронырливой тыловой крысе. Но история в песне с тайной, в ней много смысла. Известный журналист Андрей Иллеш рассказывал такой случай середины 50х годов: "В нашем дворе обитали три бывалых алкоголика. Толик и Карандей были личностями яркими... Третий же вообще без лица, без особенностей и оригинальности поведения. Звали его просто - Васнадзе. Трезвым я его не встречал. Неожиданное произошло 9 мая. Утром во двор вышел Васнадзе как стеклышко. На лацкане пиджака с загнутыми наружу уголками висела звезда Героя Советского Союза. Мужики открыли рот от изумления: Васнадзе оказался Героем".

Происходило это, кстати, совсем недалеко от Большого Каретного - в Камергерском переулке. Жил Андрей в доме, напротив МХАТа и его Школы-студии. Васнадзе вполне годится на прообраз Сережки Фомина.

Хотя сам Высоцкий на одном из концертов утверждал: "Я все придумываю, иначе это не было бы искусством. Я думаю, это настолько придумано, что становится правдой".

Но ведь так придумано, что от жизни не отличишь. А иные рассказывают вполне жизненную историю, а не веришь...

Высоцкий продолжает: "Темы - повсюду: те новые впечатления, которые я получаю, являются основой, а вообще это все придумано, обрастает материалом. Я же имею право на авторскую фантазию, на какие-то допуски. Песни мои - сюрреальные: в них иногда происходят такие вещи, которых мы в нормальной жизни, может быть, никогда и не видим. Десять процентов я беру из чьих-нибудь рассказов и собственных впечатлений, а на девяносто процентов придумано. Иначе нет тайны, ее даже песней не назовешь, какая же это поэзия?!. Героев я не ищу - в каждом из нас похоронено по крайней мере тысяча персонажей. Есть глаз, есть ухо, слышишь и видишь все вокруг. Трудно объяснить, где я беру героев для песен - вот они здесь, вы все здесь передо мной сидите".

Любимов рассказывал: "Я был с Владимиром в войсках, и очень крупный военачальник говорил, что он завидует дару этого человека влиять на людей. "Какая у него сила, какая у него огромная энергия - взять и заставить людей слушать, затаив дыхание! Это качество хорошо иметь полководцу".

В 1963 году Высоцкий с другом Михаилом Туманишвили отправились подзаработать в Сибирь - читали стихи, отрывки из прозы. А выступали они от Калмыцкой филармонии. И что-то там возникло с финансами - перерасход, что ли... Прилетел проинспектировать их работу директор - суровый мужчина, в возрасте, прошел Отечественную. Высоцкий спел "Штрафные батальоны", "Мне этот бой не забыть нипочем". Ветеран войны был потрясен. Туманишвили рассказывает: "Я тогда впервые увидел, как взрослый сильный человек может сломаться от Володиных песен. Он сидел и плакал. Здоровый мужик - крепкий, кряжистый. Он сказал: "Ребята, работайте, как хотите! Вы чудные парни!"

Зрелый Высоцкий скажет: "И самое главное, я считаю, что во время войны есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека - ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать".

Одну из историй дяди Алексея Владимировича, рассказанных маленькому Володе, он вспомнит через много лет. Дядин батальон держал оборону в плавнях, а фланги не прикрыты. В панике сообщили об этом открытым текстом. Немцы его перехватили и поперли напрямую. Командир батальона дал команду на отход. Приказ расстрелять его за это не был приведен в исполнение, потому что начался сильный обстрел...

Боевой эпизод стал основой для песни "Тот, который не стрелял".

А вот в кино Высоцкий, увы, недовоевал. Мало было ролей под стать его таланту.

Цели и задачи: Познакомиться с творчеством Владимира Высоцкого. Показать, как в поэзии отражена военная тематика.

Родился 25 января 1938 г. в Москве в семье военного связиста. В 1947- 1949 гг. жил с отцом и его второй женой в городе Эберсвальде-Финов (Германия), затем вернулся в Москву. Во время учёбы в школе Высоцкий занимался в драмкружке и хотел поступать в театральный институт, но по настоянию родителей сдал экзамены в Московский строительный институт имени В. В. Куйбышева, откуда вскоре ушёл. Летом 1956 г. поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе. По окончании студии (1960 г.) работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и в Московском театре миниатюр. Тогда же начал сниматься в кино. В 1964 г. был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. Артист сыграл на сцене Таганки более 20 ролей, из которых наиболее известна роль Гамлета из одноимённой трагедии Шекспира. В 1960- 1961 гг. появились первые песни Высоцкого. За свою жизнь он создал их около тысячи. Официально не признанные, минуя радио, телевидение, печать, благодаря магнитофонным лентам песни Высоцкого становились известны всем. Много песен и баллад предназначалось для кинофильмов. В 1966 г. Высоцкий снялся в картине «Вертикаль» и написал для неё пять песен. Всего он сыграл в 30 художественных фильмах. Последние годы жизни Высоцкого были драматичны. При всенародной популярности он не мог добиться публикации своих стихов, выхода пластинок; тяжело переживал травлю, развязанную в прессе. В 1987 г. за роль капитана МУРа Глеба Жеглова в пятисерийной телевизионной ленте режиссёра С. С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР.

Наиболее трагичные, переломные периоды в истории оставляют самый яркий след в искусстве. Подтверждение тому – песни и стихи о Великой Отечественной Войне. Их поют и читают многие поколения советских людей. Песни и стихи военных лет – это музыкально- поэтическая летопись ВОВ. Они часто рождались на передовой, с ними не расставались солдаты на нелегких фронтовых дорогах, старики, женщины, подростки, работавшие в тылу. Эти песни и стихи помогали им жить, верить в победу. Современные поэты тоже не остаются равнодушными к теме ВОВ. Их много, но я хочу остановиться на лирике о войне Владимира Семеновича Высоцкого.

Корабли постоят и ложатся на курс, Но они возвращаются сквозь непогоды. Не пройдет и полгода, и я появлюсь, Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на пол года. Не пройдет и полгода и я появлюсь, Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на пол года. Возвращаются все, кроме лучших друзей, Кроме самых любимых и преданных женщин. Возврвщаются все. кроме тех, кто нужней Я не верю судьбе, я не верю судьбе, а себе еще меньше. Возвращаются все, кроме тех, кто нужней. Я не верю судьбе, я не верю судьбе, а себе еще меньше. Но мне хочется верить, что это не так, Что сжигать корабли скоро выйдет из моды. Я, конечно вернусь весь в друзьях и в мечтах, Я, конечно спою, я конечно спою-не пройдет и пол года. Я, конечно, вернусь весь в друзьях и в мечтах, Я, конечно спою, я конечно спою-не пройдет и пол года.

Почему все не так, вроде все как всегда То же небо опять голубое, тот же лес, Тот же воздух и та же вода Только он не вернулся из боя Тот же лес, тот же воздух и та же вода Только он не вернулся из боя Мне теперь не понять кто же прав был из нас В наших спорах без сна и покоя Мне не стало хватать его только сейчас Когда он не вернулся из боя Он молчал невпопад и не в такт подпевал Он всегда говорил про другое Он мне спать не давал Он с восходом вставал А вчера не вернулся из боя То, что пусто теперь не про то разговор Вдруг заметил я нас было двое Для меня будто ветром задуло костер Когда он не вернулся из боя Нынче вырвалась словно из плена весна По ошибке окликнул его я Друг оставь покурить, а в ответ тишина Он вчера не вернулся из боя Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих. Все теперь одному. Только кажется мне, Это я не вернулся из боя. ФОТО

Всего лишь час дают на артобстрел – Всего лишь час пехоте передышки, Всего лишь час до самых главных дел: Кому - до ордена, ну а кому - до "вышки". За этот час не пишем ни строки – Молись богам войны артиллеристам! Ведь мы ж не просто так - мы штрафники, Нам не писать: ". . . считайте коммунистом". Перед атакой водку - вот мура! Своё отпили мы ещё в гражданку. Поэтому мы не кричим "ура" – Со смертью мы играемся в молчанку. У штрафников один закон, один конец – Коли-руби фашистского бродягу, И если не поймаешь в грудь свинец – Медаль на грудь поймаешь за отвагу. Ты бей штыком, а лучше бей рукой – Оно надёжней, да оно и тише, И ежели останешься живой - Гуляй, рванина, от рубля и выше! Считает враг: морально мы слабы – За ним и лес, и города сожжёны. Вы лучше лес рубите на гробы – В прорыв идут штрафные батальоны! Вот шесть ноль-ноль - и вот сейчас обстрел. . . Ну, бог войны, давай без передышки! Всего лишь час до самых главных дел: Кому - до ордена, а большинству - до "вышки". . . ФОТО

Между тем, в военных песнях Высоцкого предельно точно переданы чувства и мысли воинов, победивших врага в самой жестокой и кровопролитной войне. Будучи сыном офицера-фронтовика и живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне.

16 апреля 1980 года состоялась последняя съёмка концерта Высоцкого в Ленинградском БДТ, где он исполнял песни «Кони привередливые» , «Купола» , «Охота на волков» и рассказывал о своём творчестве. Фрагмент этой съёмки вошёл в передачу В. Виноградова «Я возвращаю ваш портрет» . На обратной стороне двойного альбома «Сыновья уходят в бой» приведены фотографии именно с этого концерта. 22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо. 3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо полутора запланированных часов, отыграл двухчасовой концерт.

14 июля 1980 года во время выступления в НИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен - «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы» . 16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв). 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета - одноимённой постановке по Шекспиру. 25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире.

1 слайд

ВОЕННАЯ ЛИРИКА В.С. ВЫСОЦКОГО. Классный час для 10 класса учитель Смелова М.М. МОУ «Пыталовская средняя Общеобразовательная школа» Пыталовского района Псковской области.

2 слайд

Цели и задачи: Воспитание у учащихся патриотических чувств, любви к Отечеству, уважения военнослужащих и ветеранов войны. Показать, как в поэзии отражена военная тематика.

3 слайд

Всем, когда-либо защищавшим и защищающим Родину, а так же, погибшим в боях во время ВОВ, в Афгане, Сербии и Хорватии, в Чечне, всем ныне служащим Отечеству: и рядовым и офицерам П О С В Я Щ А Е М ….

4 слайд

Наиболее трагичные, переломные периоды в истории оставляют самый яркий след в искусстве. Подтверждение тому – песни и стихи о Великой Отечественной Войне. Их поют и читают многие поколения советских людей. Песни и стихи военных лет – это музыкально-поэтическая летопись ВОВ. Они часто рождались на передовой, с ними не расставались солдаты на нелегких фронтовых дорогах, старики, женщины, подростки, работавшие в тылу. Эти песни и стихи помогали им жить, верить в победу. Современные поэты тоже не остаются равнодушными к теме ВОВ. Их много, но я хочу остановиться на лирике о войне Владимира Семеновича Высоцкого.

5 слайд

6 слайд

Есть люди, которые метеором врываются в нашу судьбу, оставляя после себя яркий, неизгладимый след. Они при жизни еще становятся легендой, одно упоминание их имени согревает нам душу, делает добрее и чище. Таким человеком и был Владимир Семенович Высоцкий – певец, поэт, артист и музыкант. Его звезда, воссияв на творческом горизонте, оставила земной мир навсегда. Но свет ее не погас – он в стихах и песнях, сыгранных в театре и кино героях, в неистовом голосе Высоцкого, который звучит с магнитофонных лент и пластинок. Память о нем живет в названиях танкера и малой планеты – астероида Владвысоцкий. Не случайно вдова поэта Марина Влади предлагала установить памятник на могиле Высоцкого в виде камня-метеорита с лаконичной надписью: «Владимир Высоцкий 1938 – 1980».

7 слайд

Не буду останавливаться на биографии этого поэта, так как совсем недавно по ТВ шел фильм о В.С.Высоцком. Но одно из ведущих мест в его поэзии занимает именно военная тематика. Есть цикл стихов, который так и называется «Братские могилы», он назван так по названию его стихотворения-песни. Послушайте ее. -Звучит песня «Братские могилы».-

8 слайд

Все, что связано с армией, с людьми, которые служат в ней, с защитой отечества, было для Высоцкого в высшей степени священным понятием. Когда мы слушаем его песни или читаем стихи, трудно представить, что они написаны человеком, не шагавшим трудными фронтовыми дорогами, не горевшем в танке, не ходившим в разведку, не сражавшемся в воздушном бою, не хоронившем боевых друзей и, более того, - ни дня не служившем в армии. Стихотворение «Тот, который не стрелял.»

9 слайд

10 слайд

Между тем, в военных песнях Высоцкого предельно точно переданы чувства и мысли воинов, победивших врага в самой жестокой и кровопролитной войне. Будучи сыном офицера-фронтовика и живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне.

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Стихотворение «Звезды» . – Тема войны для Высоцкого – это прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны. Искренность и патриотизм его военных песен близки и понятны не только ветеранам, но и новому поколению, не знавшему войны, пробуждают чувство гордости за свой народ, за родную землю.

14 слайд

Все меньше вас, участников войны, Осколки бродят, покидают силы, Не торопитесь – вы и не должны – К однополчанам в братские могилы. Стихотворение «Давно смолкли залпы….» Стр.68, 1 т

15 слайд

В наше время, вы знаете, тоже имеется угроза погибнуть от рук террористов. Тому пример гибель школников 3 сентября в Беслане. Никто не застрахован от этого. Поэтому прошу всех встать и почтить память ваших погибших сверстников минутой молчания. Минута молчания. –

16 слайд

16 апреля 1980 года состоялась последняя съёмка концерта Высоцкого в Ленинградском БДТ, где он исполнял песни «Кони привередливые», «Купола», «Охота на волков» и рассказывал о своём творчестве. Фрагмент этой съёмки вошёл в передачу В. Виноградова «Я возвращаю ваш портрет». На обратной стороне двойного альбома «Сыновья уходят в бой» приведены фотографии именно с этого концерта. 22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо. 3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо полутора запланированных часов, отыграл двухчасовой концерт.

18 слайд

Памятник на могиле Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Скульптор - А. Рукавишников

Слайд 1

Высоцкий Владимир Семёнович (1938 г. - 1980 г.)
Актёр, поэт, певец и исполнитель собственных песен.

Слайд 2

Родился 25 января 1938 года в Москве. Отец – военный, мать – переводчик. Первые три года жизни провел в Москве, в коммунальной квартире. Во время войны были эвакуированы в село Воронцовка. В 1943 вернулись в Москву. В 1947 году после развода родителей переехал жить к отцу и его второй жене в Германию в Эберсвальд по месту службы отца. В 1949 вернулся обратно в Москву и поселился в Большом каретном переулке д.15. 1955 году закончил среднею школу.
ДЕТСТВО

Слайд 3

Годы учёбы:
В 1955 Владимир Высоцкий окончил школу № 186. В 1955-1956 учился в Московском инженерно-строительном институте имени В. В. Куйбышева. В 1956 Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко на актерское отделение.

Слайд 4

Своё первое стихотворение «Моя клятва» Высоцкий написал в 1953 году (в 8 классе). Оно было посвящено памяти Сталина. В начале 1960-х годов появились первые песни. Самой первой считается песня «Татуировка» написанная в 1961 году. Именно эта песня положила начало циклу «блатной» тематики.
НАЧАЛО КАРЬЕРЫ
ПОЭТА

Слайд 5

Высоцкий выдумал себе манеру исполнения с длящимися, но жёсткими согласными, раскатистым «р», открыто и ясно звучащими гласными. В жизни он говорил совершенно не так – тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, богатым набором лукавых, насмешливых интонаций. А в театре его голос достигал последних рядов балкона.
МАНЕРА ИСПОЛНЕНИЯ

Слайд 6

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ
АРТИСТА
С 1953 года Владимир посещал драмкружок под руководством артиста МХАТа. С 1956 по 1960 Высоцкий – студент актёрского отделения Школы- студии МХАТ. 1959 год ознаменовался первой театральной ролью (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание» и первой ролью в кинофильме «Сверстницы» (эпизодическая роль студента Пети) В 1960 произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати.

Слайд 7

О КИНО
Выделялся естественностью существования в условной стихии фильма, творческой щедростью в работе с партнёрами

Слайд 8

За всю жизнь Высоцкий сделал очень много: Написал свыше 100 стихов. Около 600 песен и поэму для детей. В общей сложности написал приблизительно 700 поэтических произведений. Принял участие в 11 радио спектаклях и в 15 спектаклях в театре на Таганке. Снялся почти в 30 фильмах. Выпустил около 50 пластинок за границей.
ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ

Слайд 9

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Владимир Семёнович был женат три раза. С первой женой - Изой Константиновной Мешковой - прожили 4 года, детей у них не было. Вторая жена - Людмила Владимировна Абрамова. В браке были 5 лет у них родилось два сына Аркадий и Никита. Третья жена - Марина Влади. В браке были с 1 декабря 1970 года до самой смерти Высоцкого.

Слайд 10

Умер Высоцкий во время проходившей в Москве олимпиады в 1980 году. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме двух: в «Вечерней Москве» (о дате гражданской панихиды) и в газете «Советская культура» в советских средствах массовой информации практически не печаталось.
Возможно уже после похорон в «Советской России» вышла статья памяти Высоцкого.
СМЕРТЬ ПОЭТА

Слайд 11

Существует как минимум 6 музеев Высоцкого. Дом Высоцкого на Таганке - самый известный музей. В Норильске распложен культурно - досуговый центр его имени. На территории бывшего СССР установлены более 20 памятников (и столько же памятных досок). В России 9 памятников: ещё 4 памятника за рубежом.
МУЗЕИ И ПАМЯТНИКИ