Дошкольное образование

Секреты успеха подготовки к школе

Важнейшим критерием готовности ребенка к начальной школе является обучаемость, то есть способность воспринимать и обрабатывать информацию. Если в детском саду и дома практикуется познавательное развитие, то ученик в первом классе будет чувствовать себя комфортно. Старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Елена Кочурова представила в вебинаре требования ФГОС и развивающие действия для успешной подготовки дошкольника.

Требования ФГОС

Дошкольное образование направлено в первую очередь на развитие навыков обучения. Школа не имеет права требовать от детей, пришедших в первый класс, такие предметные навыки как чтение или написание цифр. А вот неразвитая моторика или неумение выразить мысль – действительно могут привести к проблеме. Согласно официальным нормам, выпускник подготовительной группы должен выполнять познавательные действия, иметь представления о себе, других людях и объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях этих объектов (по форме, цвету и так далее), быть способным к коммуникации, самостоятельным действиям и саморегуляции.

Если ученик умеет воспринимать информацию, отвечать на вопросы, сравнивать, удерживать инструкцию учителя, то он легко освоит предметные навыки, предусмотренные программой первого класса. Для быстрой адаптации ребенка в условиях школьной регламентированной учебы нужна психологическая готовность. Как показывает практика, не всем первоклассникам свойственна и физическая готовность к старту обучения.

Хрестоматия включает художественные произведения разных жанров, позволяющие учителю организовать дифференцированное обучение четвероклассников с учетом уровня подготовки каждого ученика.

Показатели готовности ученика к школе

В начале первого класса учителям рекомендуется проводить педагогическую диагностику, и на основе ее результатов выстраивать программу первого полугодия. Пособия корпорации «Российский учебник» для дошкольного образования представляют все основные направления подготовки к школе. Издание «Педагогическая диагностика. Русский язык, математика. 1 класс» в свою очередь помогает определить, насколько хорошо ребенок усвоил необходимые учебные навыки.

Основные показатели и упражнения для их формирования, диагностики:

  • Способность к зрительному восприятию информации.

Пример задания: Нарисовать сложную фигуру по образцу.

  • Способность к слуховому восприятию информации, развитый фонематический слух.

Пример задания: Составить слово из первых звуков в названиях нарисованных объектов (шишка, арбуз, рыба), записать, найти на странице рисунок, иллюстрирующий полученное слово.

  • Владение пространственными представлениями.

Пример задания: Выполнить упрощенный графический диктант, закрашивая определенные квадраты на разделенном поле (ориентир – черная клетка, нужно закрасить квадрат в четырех клетках справа от нее, в одной клетке слева).

  • Развитая моторика и зрительно-моторная координация.

Пример задания: Провести линию внутри витиеватой дорожки, не выходя за границы поля.

  • Способность составлять связную речь.

Пример задания: Составить рассказ по представленным картинкам (мальчики, футбольные ворота, хоккейная клюшка).

  • Умение проводить классификацию и выделять признаки.

Пример задания: Дать названия представленным группам животных и птиц, дополнить каждую группу.

  • Наличие дочисловых представлений и умение сравнивать множества по числу элементов

Пример задания: Рассмотреть группы разных предметов, соединить группу с четырьмя тарелками с теми группами, в которых столько же объектов.


Учебник и три рабочие тетради составляют полный комплект учебных материалов для обучения первоклассников грамоте, чтению и письму. В основе курса лежат идеи Д.Б. Эльконина. Особенностью учебника и рабочих тетрадей является специальная направленность на формирование учебной деятельности. Значительно увеличенный подготовительный период обеспечивает мягкую адаптацию шестилетнего школьника к обучению, введение его в языковую действительность, подготовку руки ребёнка к письму. Один раз в неделю проводится урок литературного слушания. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Познавательное развитие

Полноценному познавательному развитию способствует:

    Общение со взрослыми, их внимание к высказываниям ребенка.

    Помощь в развитии восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения.

    Развитие интереса ребенка к самостоятельному поиску путей выполнения заданий, таких как исследование, сравнение, установка соответствия, объяснение действий.

    Поддержка проявлений сообразительности: постановка понятных вопросов, вызывающих активную мысль ребенка, радостное удивление.

    Содействие развитию математических способностей, среди которых способность выделять главное, отвлекаясь от несущественного.

    Формирование интереса к рассуждению, состоящему из доказательств, обоснований и выводов.

    Создание ситуаций, вызывающих любопытство, создающих атмосферу творчества.

В начальной школе, согласно нормам, дети осваивают логические действия анализа, синтеза, обобщения, классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов. Налицо преемственность обучения, о которой нужно задумываться до поступления ученика в первый класс.

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Кравцова Е. Е. выделяет четыре основных подхода к проблеме школьной готовности, сформированные в русле психологии и педагогики:

Первый подход: формирование у детей дошкольного возраста определенных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

Второй подход: определении требований, предъявляемых к ребенку, с одной стороны, исследовании новообразований и изменений в психике ребенка, которые наблюдаются в психике ребенка к концу дошкольного возраста.

Третий подход: исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявления путей их формирования на специально организованных учебных занятиях.

Четвертый подход: выявление единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина и его сотрудников таким новообразованием является способность ребенка к подчинению правилам и требованиям взрослого.

Для отечественной психологии исходной единицей анализа психологической готовности к школьному обучению выступает специфика дошкольного детства, взятая в общем контексте онтогенеза личности, обуславливающая основные линии психического развития в этом возрасте и, тем самым, создающая возможность перехода к новой, более высокой форме жизнедеятельности.

Традиционно выделяют пять отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.



Физическая готовность определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и др., которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7-летнего возраста. Также должны учитываться состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние нервной системы ребенка, общее состояние его здоровья.

К концу дошкольного возраста происходит значительная перестройка анатомо-физиологических особенностей организма, возрастает подвижность и уравновешенность нервных процессов, (возбуждения и торможения), создаются условия для осуществления целенаправленного произвольного поведения.

В содержание интеллектуальной готовности включаются не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Переход к системе школьного обучения предполагает переход к системе научных понятий, которые познаются ребенком в процессе изучения школьных предметов.

Ж. Пиаже выделил феномены, характеризующие мышление 6-7 лет (16). Первый феномен состоит в том, что мышление дошкольника характеризуется отсутствием представления об инвариантности, которое обусловлено глобальным представлением ребенка о предмете. Другим феноменом, описанным Пиаже, является феномен эгоцентризма (центрации), который означает неспособность ребенка встать на точку зрения науки, общества. Исчезновение этих феноменов, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности и переход от эгоцентризма к центрации (когда ребенок научается видеть мир не только со своей точки зрения) обеспечивает успешный переход ребенка к школьному обучению.

Личностная и социально-психологическая готовность . Она включает формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. У старшего дошкольника впервые появляется представление о себе как члене общества.

О субъективной готовности к новой социальной позиции или наличии внутренней позиции школьника можно судить по общему стремлению ребенка в школу, сопряженному с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительностью.

Личностная готовность выражается также в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе, характеризующих мотивационную готовность, которая выявляется, по мнению Л.И. Божович, в том, что ребенок стремится к функции ученика. Выделяются внешние и внутренние мотивы, привлекающие детей к школе. К внешним относятся особенности школьной жизни, привлекающие детей внешней стороной – это красивая форма, школьные принадлежности и т. д. к внутренним мотивам относится желание учится (учиться, «чтобы быть как папа» и др.).

Л.И. Божович были выделены две группы мотивов учения(1):

1.широкие социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении. С желаниями ребенка занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

2.мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в овладении новыми умениями. Навыками и знаниями.

Сплав двух потребностей ребенка: стремления занять определенную позицию в обществе людей и познавательной потребности – способствует возникновению внутренней позиции школьника, которая выступает критерием готовности к школьному обучению.

Эмоционально-волевая готовность в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Важность эмоционально-волевой готовности обусловлена тем, что от первоклассника потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. То есть у ребенка должна сформироваться произвольность психических процессов.

Возраст 6-7 лет является переходным между дошкольным и младшим школьным периодами развития; он характеризуется возрастным кризисом,именуемым отечественными исследователями кризисом 7 лет.

Симптомами кризиса являются:

*потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

*манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

*симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать;

*трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Ребенку, переживающему кризис семи лет, могут быть свойственны состояния тревоги, капризы, упрямство, несосредоточенность, демонстративность, замкнутость и т. д.

В основе симптомов кризиса семи лет лежит обобщение переживания, возникает внутренняя жизнь, которая существенно влияет на внешнюю жизнь, так как внутри этой внутренней жизни начинает осуществляться ориентация поведения ребенка.Л.С. Выготский выделяет следующие особенности, характерные для кризиса семи лет:

1) Переживания приобретают смысл, благодаря этому у ребенка возникают также новые отношения к себе.

2) Впервые возникает аффективное обобщение (обобщение переживаний), логика чувств.

Вопрос готовности ребёнка к школе многие родители часто связывают лишь со сформированностью у него сугубо образовательных навыков и умений: развитием первичных математических представлений, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве, развитостью речи, фонематического слуха и т.п. Но даже при наличии у дошкольника необходимого запаса знаний и умений, уровня интеллектуального и волевого развития, ему будет трудно учиться в школе без определённой социальной, психологической и физической готовности к обучению. Что должны об этом знать родители, взрослые, чтобы при необходимости помочь ребёнку?

Показатели готовности детей к обучению в школе включают следующие моменты:

1. Мотивационную готовность. Родителям важно знать уровень сформирован мости у ребёнка положительного отношения к школе. Оно может быть расширено с помощью вашего рассказа о своих любимых учителях, школьных друзьях, занятиях.

2. Физическую готовность. Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Поэтому успех в учебной деятельности во многом зависит от развития у ребёнка таких физических качеств, как ловкость, координированность, гибкость, сила, выносливость.

3. Эмоционально-волевую готовность. Ребёнку в 6-7 лет ещё трудно управлять своим поведением, поскольку у него в этом возрасте недостаточно развита воля. Его необходимо научить устанавливать отношения между целью действий и их мотивами, развивая умения наблюдать, слушать, добиваться решения поставленных задач.

4. Социальную готовность (готовность в сфере общения). При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении детей. Если в детском саду отношения были более эмоциональные, индивидуально-личностные, то в школе они становятся более деловыми, когда ребёнок оценивается по выполненным делам. Будущий школьник должен быть готов к новому уровню межличностных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

5. Умственную готовность. Что необходимо знать и уметь вашему ребёнку при поступлении в школу?

1. Своё имя, фамилию, отчество.

2. Свой возраст (желательно дату рождения)

3. Свой домашний адрес

4. Свой город и его главные достопримечательности

5. Страну, в которой он живёт

6. Фамилию, имя, отчество родителей

7. Времена года (их последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года)

8. Домашних животных и их детенышей

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей

10. Транспорт наземный, водный, воздушный

11. Различать обувь, одежду и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки

13. Знать великих русских поэтов и писателей - А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и других, а также некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.)

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке

17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов

18. Различать гласные и согласные звуки

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоуголь¬ники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов

Уважаемые родители! Если вы чувствуете, что у вашего будущего первоклассника есть какие-то трудности, которые могут усложнить его адаптацию к школьной жизни, своевременно помогите ему разрешить их.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, посту­пающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиоло­гов, психологов и педагогов показывают, что среди пер­воклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгод­ники. Традиционная система образования не способна обес­печить соответствующий уровень развития и для детей, об­ладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен до­стичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определен­ного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифферен­цировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконт­роль. Важны положительное отношение к учению, способ­ность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому по­нятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, мно­гогранное и охватывает все сферы жизни ребенка; в зависи­мости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.

Современная школа находится в поиске моделей обуче­ния, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологичес­ких и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффек­тивной формой индивидуализации учебного процесса, обес­печивающей максимально комфортные условия для ребен­ка (при подборе соответствующего содержания, соблюдении дидактических принципов доступности, посильности), яв­ляетсядифференцированное обучение , в основе которого лежит комплектование классов 1, 2, 3-го уровней на осно­ве глубокой психофизиологической и психолого-педагоги­ческой диагностики.

Ниже приводятся методики диагностирования детей при поступлении в школу*. Они помогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определить степень школь­ной зрелости ребенка. Все методики апробированы и при комплектовании разноуровневых классов.

*Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обуче­нию в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994.

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уро­вень развития интеллекта.

1. Планирование - умение организовать свою деятель­ность в соответствии с ее целью:

низкий уровень - действия ребенка не соответствуют цели;

средний уровень - действия ребенка частично соответ­ствуют содержанию цели;

высокий уровень - действия ребенка полностью соответ­ствуют содержанию цели.

2.Контроль - умение сопоставить результаты своих дей­ствий с намеченной целью:

низкий уровень- полное несоответствие результатов уси­лий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоот­ветствия не видит);

средний уровень- частичное соответствие результатов уси­лий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);

высокий уровень - соответствие результатов усилий ребен­ка поставленной цели; ребенок может самостоятельно сопос­тавить все полученные им результаты с поставленной целью.

3. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружаю­щего мира и использовать их:

низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны орга­нам чувств;

средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - на­ходить и использовать эти обобщения;

высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окру­жающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

4.Уровень развития интеллекта :

низкий - неумение слушать другого человека, выпол­нять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

ниже среднего - неумение слушать другого человека; ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;

средний - неумение слушать другого человека, простые логические операции - сравнение, обобщение в форме сло­весных понятий - выполняются без ошибок, в выполне­нии более сложных логических операций - абстракция, конкретизация, анализ, синтез - допускаются ошибки;

высокий - возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических опера­ций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без по­мощи взрослого;

очень высокий - возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.

Ребенок к школе не готов

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и вы­полнять логические операции в форме понятий.

Ребенок к школе готов

Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стре­мится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логи­ческие операции в форме словесных понятий.

Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель - май). На основании ре­зультатов обследования окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комис­сия, которая состоит из психолога, физиолога, врача-педи­атра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней.

При определении уровня готовности ребенка к школь­ному обучению ориентиром может служить карта-характе­ристика, в которой заложены три уровня готовности к обу­чению по следующим параметрам:

1. Психологическая и социальная готовность.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

3. Развитие познавательной деятельности.

4 Состояние здоровья.

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.Психологическая и социальная готовность к школе (со­ответствующий уровень обводится кружком)

А.Желание учиться в школе

1. Ребенок хочет идти в школу.

2. Особого желания идти в школу пока нет.

3. Идти в школу не хочет.

Б.Учебная мотивация

1. Осознает важность и необходимость учения, собствен­ные цели учения приобрели или приобретают самостоятель­ную привлекательность.

2. Собственные цели учения не осознаются, привлека­тельна только внешняя сторона учения (возможность об­щаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т. д.).

3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

В.Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно вос­принимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные зат­руднения в общении, в понимании ситуации.

Г.Организованность поведения

1. Поведение организованное.

2. Поведение недостаточно организованное.

3. Поведение неорганизованное.

Общая средняя оценка уровня психологической и соци­альной готовности к школе

Выше среднего, средний

Ниже среднего

Низкий

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

A. Фонематический слух, артикуляционный аппарат

1. Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.

2. В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование лого­педом).

3. Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение лого­педа).

Б.Мелкие мышцы руки

1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет каран­дашом, ножницами.

2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, нож­ницами ребенок работает с напряжением.

3. Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

B.Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость

1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, ко­ординирует движения, подвижен, ловок.

2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориен­тации в пространстве, координации движений, недостаточ­но ловок.

3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

Г.Координация в системе глаз - рука

1. Может правильно перенести в тетрадь простейший гра­фический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимае­мый на расстоянии (с классной доски).

2. Графический образ, зрительно воспринимаемый на рас­стоянии, переносится в тетрадь с незначительными иска­жениями.

3. При переносе графического образа, зрительно воспри­нимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.

Д.Объем зрительного восприятия (по количеству выде­ленных объектов в картинках-нелепицах, картинках с мно­жеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значи­мых психофизиологических функций

Выше среднего, средний : большинство показателей го­товности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего : большинство показателей готовности оце­нивается 2-м уровнем.

Низкий : большинство показателей готовности оценива­ется 3-м уровнем.

3. Развитие познавательной деятельности

А.Кругозор

1. Представления о мире достаточно развернуты и конк­ретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в кото­ром живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Б.Развитие речи

1. Речь содержательна, выразительна, грамматически пра­вильна.

2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические по­грешности, она недостаточно выразительна.

3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего од­носложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).

В.Развитие познавательной активности, самостоятель­ности

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низ­кий, при выполнении заданий требуется постоянная вне­шняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаружи­вается, любознательность не проявляется.

Г.Сформированного, интеллектуальных умений (анали­за, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

1. Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со сти­мулирующей помощью взрослого.

3. Задания выполняются с организующей или направляю­щей помощью взрослого, ребенок может перенести освоен­ный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, срав­нения, выделения главного, установления закономернос­тей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов дея­тельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности

1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет резуль­тат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выби­рает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности пре­одолевает только при психологической поддержке.

3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные ус­ловия решаемой задачи в процессе работы теряются, ре­зультат не проверяется, прерывает деятельность из-за воз­никающих трудностей, стимулирующая, организующая по­мощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности

1. Результаты усилий ребенка соответствуют поставлен­ной цели, он может сам сопоставить все полученные ре­зультаты с поставленной целью.

2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может ви­деть это неполное соответствие.

3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставлен­ной цели, ребенок не видит этого несоответствия.

Ж.Темп деятельности

1 Соответствует средним показателям возрастной группы,

2. Ниже средних показателей возрастной группы,

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы,

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности

Выше среднего, средний : большинство показателей оце­нивается 1-м уровнем.

Ниже среднего : большинство показателей оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уров­нем.

Очень низкий : интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.

4. Состояние здоровья

1. Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания).

2. Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).

3. Состояние соматического здоровья (характер отклоне­ний в системах и функциях организма, болезненность сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

Группа здоровья ________________

Заключение_____________________________________

Возможен другой подход при обследовании будущих пер­воклассников. В основе его принцип достаточного миниму­ма: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить сте­пень его готовности к школьному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него тип класса. Такими по­казателями считаются:

Способность ребенка к умственной активности (ини­циативность и настойчивость в умственной деятельности);

Способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достиже­нию делей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

Способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выпол­нения задания (кратковременная память);

Способность осуществлять элементарные умозаключе­ния, рассуждать;

Словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

В этом случае степень готовности ребенка 6-7 лет к обу­чению определяется при помощи комплекса, состоящего из одного сложного и трех простых тестов. К простым относят­ся тест фонематического слуха, тест копирования бессмыс­ленных слогов и тест словаря. Сложным является тест крат­ковременной памяти и умозаключений. Испытание прово­дится в течение 15-20 мин.

ТЕСТ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Проверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой заду­маем слово, например "окно". Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру "табуретка". Как только услышишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал по ошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбра­ли, тогда в конце ты скажешь: "Все правильно". Понятно?»

После удовлетворительного ответа можно приступить не­посредственно к испытанию. Оно включает четыре задания. Первое задание ознакомительно-тренировочное (его резуль­таты не учитываются при выставлении оценки за выполне­ние данного теста). Остальные три задания - зачетные.

Первое задание -контрольная фонема Р

Рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама. Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рам­па, лампа, рампа. Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок. Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.

Второе задание -контрольная фонема С

Сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон. Коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса. Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рас­свет, рассвет, расцвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет. Сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.

Третье задание -контрольная фонема Ч

Челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка. Чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, ща­дить, чадить. Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, щи-кать чикать, чикать. Почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, пошесть, почесть

Четвертое задание -контрольная фонема Г

Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос. Граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб. Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.

Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 10 с) ребенок не смог выявить «лиш­нее» слово или допустил ошибку, то через 1-2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово за 1,5 с).

Шкала оценок

Система выставления оценок в данном тесте имеет суще­ственную особенность: с одной стороны, высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнении всех трех зачетных заданий, с другой - не имеет значения, в каком количестве зачетных заданий ученик допустил ту или иную ошибку - в одном или в трех. При наличии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, которое выполнено наихудшим образом (т.е. ошиб­ки, допущенные в нескольких заданиях, не суммируются). Используется четырехбалльная шкала оценок:

0 баллов - если хотя бы в одном задании дошкольник не смог правильно заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление данного ряда слов.

1 балл - заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.

2 балла - заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя ладонью по столу - «лишнее» слово назвал лишь после прослушивания всего ряда.

3 балла - во всех заданиях с первого предъявления вов­ремя хлопнул ладонью по столу и правильно назвал «лиш­нее» слово.

Шкала эта применяется как к шестилеткам, так и к се­милеткам. Ведь сам по себе возраст мало влияет на развитие данной способности. Ее уровень определяется по следую­щим единым критериям:

Уровень развития фонематического слуха

Низкий

Средний

Высокий

ТЕСТ КОПИРОВАНИЯ БЕССМЫСЛЕННЫХ СЛОГОВ

Это могут быть бессмысленные слоги, написанные кал­лиграфическим почерком. Один набор слогов из приведен­ных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке. «Посмотри, -~ говорит проверяющий, - тут что-то написа­но. Ты еще не умеешь писать, но попробуй это перерисо­вать. Хорошенько присмотрись, как тут написано, и сделай так же вот на этом листочке». При этом время выполнения задания не ограничивается.

Бывает, несмелый ребенок заявляет, что он не может выполнить задание, потому что не умеет писать. В таком случае можно предложить ему перерисовать вначале домик, затем простой геометрический узор (квадратики, кружки, ромбики) и только затем, после неоднократного поощре­ния выполненных действий, - буквенные слоги. Оценива­ется, конечно, только это последнее задание.

Шкала оценок

1 балл - каракули.

2 балла - есть сходство с образцом, но распознается не более трех букв.

3 балла - прочитывается, по крайней мере, четыре бук­вы.

4 балла - можно прочитать все буквы.

5 баллов - каждая буква написана четко, вся фраза име­ет уклон не более чем на-30°.

Уровень развития саморегуляции

Количество полученных баллов

Уровень развития саморегуляции

Низкий

Средний

Высокий

ТЕСТ СЛОВАРЯ

Как и другие тесты проверочного комплекса, данный тест построен по принципу выборки: берется определенная (стандартная) совокупность слов и определяется, какие из них ребенку извертны. На основании полученных ответов судят о словарном развитии ребенка вообще. В распоряжении прове­ряющих пять стандартных взаимозаменяемых наборов. По­этому в процессе обследования будущих первоклассников проверяющие могут и должны чередовать эти комплексы: одному ребенку дается один набор, другому - другой и т. п.

Наборы слов

1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.

3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.

5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

Приступая к проверке словарного запаса ребенка, учи­тель говорит: «Представь себе, что ты встретился (встрети­лась) с иностранцем - человеком из другой страны, кото­рый плохо понимает русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово «велосипед». Как ты отве­тишь?»

Поскольку свои ответы ребенок дает в словесной форме, можно судить о его словаре - как пассивном (знает значе­ние лишь отдельных слов), так и активном (употребляет те или иные слова активной речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, то проверяющий предлагает ему нарисо­вать предмет или показать значение этого слова с помощью жестов или движений.

Следует подчеркнуть, что тест не предполагает проверку умения владеть понятием, обозначенным определенным сло­вом. Случается, что ребенок этим понятием владеет, но, не будучи знаком с соответствующим словом литературного языка, употребляет вместо него какое-нибудь другое, чаще всего диалектное слово.

Нельзя в подобной ситуации предлагать детям слова-си­нонимы, которые, по мнению проверяющего, они знают, поскольку тест направлен не на проверку овладения тем или иным понятием, а на знание слов, причем именно та­ких, которые принадлежат литературному языку.

Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, выс­тавленных за каждое из десяти слов набора.

Ш к а л а о ц е н о к

0 баллов - отсутствует понимание слова. Ребенок заяв­ляет, что не знает значения слова или неправильно объяс­няет его содержание, например: «Мех - его кладут в по­душку и спят на нем».

1 балл - понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования, практических действий или жестов.

1,5 балла - ребенок словесно описывает предмет, на­пример: «Велосипед - на нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше - два больших и одно малень­кое». Или: «Это - чтобы на нем кататься». «Зонтик - чтобы прятаться от дождя».

2 балла - ребенок дает определение, которое приближа­ется к научному (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки). Например: «Письмо - это бумага, на которой можно написать о себе и послать в кон­верте по почте».

Таким образом, максимально возможная оценка по дан­ному тесту составляет2x10 = 20 баллов.

Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогаща­ется, ответы шестилеток и семилеток логично оценивать по-разному. В связи с этим для определения уровней разви­тия данной способности рекомендуется пользоваться следу­ющей таблицей:

Возрастные группы

Уровень словарного развития (сумма набранных баллов)

низкий

средний

высокий

Шестилетки

7-12

12,5

Семилетки

11,5

12-15

15,5

ТЕСТ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

Как видно из названия, данный тест носит комбиниро­ванный характер. Выражается это в использовании одного и того же учебного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей - кратковременной памяти и логического мышления. После­дняя способность представлена одним из видов умозаклю­чений.

Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку:

Ты любишь слушать разные рассказы? (Ребенок обыч­но отвечает утвердительно .)

Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хо­рошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен?(Ребе­нок обычно отвечает согласием .)

Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.

Если ребенок не может полностью и без существенных искажений воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ничего, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно... Жили-были...»

В протоколе фиксируется количество повторений, кото­рые потребовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель служит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти обследуемого ребенка: чем меньше по­требовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:

Возрастные группы

Уровень развития кратковременной смысловой памяти (количество потребовавшихся повторений)

низкий

средний

высокий

Шестилетки

Семилетки

Как только ребенок даст правильный и полный ответ, проверяющий переходит к проверке его способностей осу­ществлять простейшие умозаключения:

Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь по­думай и скажи: кто из мальчиков самый высокий?

Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, проверяющий говорит:

Ну-ка давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяется лишь заключительная часть рассказа - сам вопрос .)

После того как ребенок дает правильный ответ, ему за­дается еще один вопрос:

А кто из мальчиков самый низкий?

При определении уровня развития способности ребенка осуществлять простейшие умозаключения учитывается об­щее количество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запомина­ния). При этом используется следующая таблица:

Возрастные группы

Уровень развития способности осуществлять простейшие умозаключения (количество повто­рений, потребовавшихся для выполнения данного теста в целом)

низкий

средний

высокий

Шестилетки

Семилетки

Наблюдения за выполнением ребенком всех четырех опи­санных выше тестов дают возможность судить об уровне его умственной активности. При этом используются следующие критерии:

1. Низкий уровень умственной активности : к выполне­нию заданий ребенок приступает только после дополни­тельных побуждений, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста фонематического восприятия инте­рес ребенка вызывает не обнаружение ошибок в артикуля­ционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внешней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).

2.Средний уровень : ребенок не проявляет интереса к вы­полнению предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ре­бенок вначале проявляет интерес к работе, который, одна­ко, затем очень быстро угасает. Вопросов задает сравнитель­но немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепенные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А инопланетянин хо­роший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с препо­давателем и выполнении заданий отсутствует.

3. Высокий уровень умственной активности: ребенок про­являет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, об­становке, в которой проводится собеседование, к учителю.

Охотно поддерживает с ним разговор, сам задает вопросы. В выполнение заданий включается без промедления, прила­гает усилия к преодолению трудностей, нередко пытается продолжить общение с учителем. При выполнении теста сло­варя охотно включается в игровую ситуацию, внося в нее элементы фантазирования.

Анализ результатов проверки степени готовности ребенка к обучению

Итак, в результате применения проверочных тестов вы­являются шесть показателей, характеризующих степень го­товности ребенка к школьному обучению. По каждому из показателей ребенок относится к одному из трех уровней низкому, среднему или высокому. Эти оценки заносятся в специальную карточку проставлением отметки в соответ­ствующей графе.

Карточка психологического обследования первоклассника

Фамилия, имя …………………………………………

Дата обследования…………………………….

Психологические по­казатели готовности

Оценочный уровень

низкий

средний

высокий

1 . Умственная активность.

2. Саморегуляция. 3. Фонематический слух.

4.Словарное развитие.

5. Кратковременная память.

6. Умозаключение (мышление).

На основании этих данных решается вопрос о зачисле­нии ребенка в класс того или иного типа. Каким образом это делается?

Если бы оценки по всем показателям у каждого ребенка были одинаковыми (скажем, все - средний уровень или-все - высокий уровень), не было бы никаких проблем: имеющие низкий уровень направлялись бы в класс повы­шенного индивидуального внимания, имеющие средний уровень - в класс нормального обучения, а те, кто оцени­ваются по высокому уровню, - в класс ускоренного обу­чения. Но так бывает крайне редко. Чаще оценки распреде­ляются в двух или даже трех уровнях, причем два уровня могут оказаться крайними. Как поступать в этих случаях? Рассмотрим все возможные варианты и подварианты.

Вариант I. Наличие показателей преобладающего уровня (4-5 оценок одного уровня).

1-й подвариант. Преобладающим является средний или низкий уровень. Независимо от того, как распределились ос­тальные одна-две оценки, ребенок рекомендуется соответ­ственно в класс особого типа или в класс повышенного ин­дивидуального внимания. При этом родители ребенка долж­ны получить рекомендации, каким образом следует развивать отстающие способности в условиях семейного воспитания.

2-й подвариант. Преобладающим является высокий уро­вень. Здесь должен быть более дифференцированный, взве­шенный подход. Если остальные одна-две оценки относятся к среднему уровню, ребенок рекомендуется в класс уско­ренного обучения. Если же хоть один показатель находится на низком уровне, зачисление ребенка в такой класс ста­вится под вопрос. Можно порекомендовать родителям по­тренировать отстающую способность в течение лета, в кон­це августа проверить ребенка еще раз.

Низкие оценки по двум показателям принципиально не меняют ситуацию, однако должны рассматриваться как бо­лее серьезное противопоказание в отношении возможного зачисления данного ребенка в класс ускоренного обучения. В конечном счете решающей должна стать предосенняя пе­репроверка отстающих способностей. Если по ее результатам хоть одна из них по-прежнему будет находиться на низком уровне, ребенок пока зачисляется в класс обычного типа. Дальнейший его статус (как и статус всех остальных детей) будет определяться его учебными успехами.

Вариант II . Отсутствие преобладающего уровня (здесь возможны несколько подвариантов).

1-й подвариант можно выразить формулой «2, 2, 2». Ре­бенок рекомендуется в класс обычного типа. Родители и будущие учителя принимают меры, направленные на фор­сированное развитие отстающих способностей.

2-й подвариант имеет формулу «3, 3, -». Ребенок реко­мендуется в класс повышенного индивидуального внимания (при условии, что на данное место нет более нуждающихся претендентов, т.е. детей с преобладанием низкого уровня).

3-й подвариант выражается формулой «-, 3, 3». Ребенок рекомендуется в класс обычного типа с перспективой пере­хода в класс ускоренного обучения (при условии быстрого развития способностей, которые пока находятся на среднем уровне). Следует, однако, учитывать, что такая перспектива сопряжена с необходимостью догнать ушедший вперед класс, а это возможно лишь в том случае, если ребенок обладает крепким здоровьем и высокой умственной активностью.

4-й подвариант выражается формулой «3, -, 3». Малове­роятен, но если встретится, ребенок рекомендуется в класс обычного типа.

Родители и учитель принимают меры к форсированному развитию отстающих способностей у ребенка.

Представленные способы диагностики готовности ребен­ка к школьному обучению (с помощью карты-характерис­тики и четырех тестов) выбраны нами как наименее трудо­емкие. Проведенная работа поможет учителю не только пра­вильно организовать набор учащихся в первые классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный под­ходы к ним в процессе всего периода обучения.

До сих пор в психологии отсутствует единое и четкое определение понятия «готовность ребенка к школе» или «школьной зрелости». Свидетельством тому определение этих понятий разными и весьма авторитетными специалистами в этой области.

Приведем некоторые из них.

Готовность ребенка к школе - это «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками» считает Анна Анастази.

Готовность ребенка к школе - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении полагает известный чешский психолог Й. Шванцара.

Оба определения сколь широки, столь и неопределенны. Они скорее дают какое-то общее представление о понятии, чем предлагают конкретные направления в определении психологических детерминант готовности ребенка к обучению в школе. Пожалуй, указание на такие детерминанты присутствует в определении готовности, даваемом Л. И. Божович.

Готовность ребенка к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведении. По нашему мнению именно произвольность поведения младшего школьника является центральным моментом, определяющим его готовность к обучению, поскольку она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в системе его отношений к взрослому (учителю), сверстникам и самому себе.

В этой связи характеристика готовности ребенка к школе включает 3 аспекта: физический, специальный и психологический.

Физическая готовность к обучению прежде всего характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу следует учитывать следующие показатели: уровень физического и нервно-психического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка. По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей. Выделяют пять групп детей.

Первая группа - это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдений, а также имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья. Число таких детей, поступающих в первый класс сокращается из года в года и сейчас в среднем составляет около 20%.

Вторая группа - или «угрожаемые дети», т.е. дети, с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенный заболеваемости, имеющие различные функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической зрелости органов и систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную и тревожную категорию, поскольку даже незначительные нагрузки могут привести к резкому ухудшению состояния их здоровья и развитию хронических заболеваний. С другой стороны, именно эти дети, как правило, выпадают из-под систематического врачебного наблюдения, равно как учителей и родителей, поскольку школьник с функциональными нарушениями считается «практически здоровым». Дети, относимые ко второй группе здоровья составляют абсолютное большинство - 66% и в связи с вышесказанным это еще в большей степени усугубляет проблему.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями в период между обострениями, а в четвертую и пятую - дети, имеющие серьезные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе. Общее число таких детей составляет 16%. В целом состояние здоровья детей, равно как и их психическое здоровье и психологическое благополучие, по мнению Н. Г. Веселова, оценивается врачами как неудовлетворительное - 2,1 - 2,2 балла по 5 - ти балльной шкале. Не случайно появился термин -«часто болеющие дети». Большую часть таких детей (75%-80%) по состоянию здоровья относят ко 2-й группе здоровья, а остальных - к 3 - й и 4 - й. К сожалению, их число растет из года в год и примерный удельный вес этих больных в старшем дошкольном возрасте составляет 25%. Частые болезни приводят к истощению не только физическому, но и психическому. В результате психологического изучения часто болеющих детей среди них было выявлено 31% детей с задержкой умственного развития, 17% детей с низким уровнем интеллектуального развития, 24% детей со средним уровнем и 28% - с высоким уровнем развития интеллекта. Таким образом, часто болеющие дети - это не только медицинская проблема, но и психолого-педагогическая. Изучение факторов, влияющих на здоровье детей дошкольного возраста показало, что наибольшее влияние оказывают социально-гигиенические (жилищные условия, образование матери) и режимные (закаливание) факторы.

Что касается специального аспекта готовности ребенка к школе, то под ним понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета.

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую.

Под интеллектуальной готовностью следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов. Е.И.Рогов считает, что для всесторонней оценки интеллектуальной готовности к обучению необходимо оценить:

  • степень дифференцированности восприятия,
  • аналитическое мышление (способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями, способность воспроизвести образец),
  • наличие рационального подхода к действительности (ослабление роли фантазии),
  • логическую (произвольную) память,
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации,
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов,
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий".

Диагностика личностной готовности ребенка к школе самая трудная, т. к. требуется оценить уровень отношений ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы (системы соподчиненных мотивов поведения). Короче говоря, нужно оценить, насколько ребенок способен к произвольной регуляции своей деятельности и поведения в целом.

Последний аспект психологической готовности - это диагностика развития эмоционально-волевой сферы , точнее уровня эмоциональной напряженности. Показано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка.

Чаще всего эмоциональная напряженность сказывается на психомоторике ребенка (82% детей подвержены этому воздействию), на его волевых усилиях (70%); она приводит к нарушениям речи (67%), снижает эффективность запоминания у 37% детей. Наряду с этим эмоциональная напряженность оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят (по мере убывания) в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления и внимании. Таким образом, мы видим, что эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Дети по-разному реагируют на действие эмоциогенных факторов, но нет ни одного ребенка, который бы на них не отреагировал. В условиях эмоциональной напряженности некоторая часть детей практически не изменяет продуктивности своей деятельности, другие же вообще оказываются неспособными к какой-либо деятельности. Подобное состояние сказывается на всей системе его взаимоотношений с окружающими. К сожалению, сегодня почти половина детей (48%) испытывает напряженность во взаимоотношениях с родителями. При этом следует иметь в виду, что характер этих отношений у разных детей может быть разным. Так, для 26% детей характерен в целом пассивно-оборонительный тип взаимоотношений с родителями. Обычно такой тип отношений возникает в ответ на формально-педантичный подход родителей к ребенку, когда его внутренний мир закрыт для взрослых, когда у ребенка отсутствует вера в возможность установления эмоциональной близости с ними.

Другой тип реакции ребенка на эмоциональную напряженность в семье можно назвать активно-оборонительным. Для таких семей характерна атмосфера эмоциональной несдержанности, конфликтов и скандалов. Дети перенимают такой стиль и относятся к родителям зеркально. Они не рассчитывают на поддержку со стороны родителей, они готовы принять порицание, укоры, наказание и угрозы. На обвинения дают агрессивные ответы. Для них характерно неумение сдерживать свои эмоциональные реакции, само поведение характеризуется излишней возбудимостью, конфликтностью, агрессивностью.

Наконец, третья группа детей, испытывающих напряженность в семье, реагирует совершенно иначе. Они отличаются слабостью нервных процессов и в ответ на резкие и, по сути, непосильные для них воздействия реагируют даже физиологическими нарушениями, такими как тик, энурез или заикание.

Не раскрывая психологического содержания реакций детей, испытывающих эмоциональную напряженность во взаимоотношениях с воспитателями и сверстниками (оно очень похоже на описанное выше), скажем, что ее испытывают во взаимоотношениях с воспитателями 48%, а со сверстниками - 56% ребят. Интересно отметить, что если воспитатели адекватно оценивают отношения между самими детьми, то ни они сами, ни родители не в состоянии адекватно оценить свои отношения с детьми.

И еще о двух важных моментах
Эффективность коррекционных мероприятий будет прямо пропорциональна тому, насколько всеохватывающе действует эмоциональная напряженность на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с окружающими. Оказалось, что только у 26% детей эмоциональная напряженность отрицательно влияет на 1-3 параметра психической деятельности. У 45% детей изменяются 4-5 параметров, у 29% детей 6-8 параметров.

Что касается самих психокоррекционных мероприятий, то это тема для особого разговора. Понятно, что лучшая форма профилактических и психокоррекционных мероприятий - это нормальные условия жизни ребенка, верная позиция родителей и воспитателей в отношении ребенка. Однако для этого нужно не только любить детей, но и знать их!

Психологическая диагностика готовности к школе. В конечном счете по степени готовности к обучению желательно прогнозировать обучаемость того или иного ребенка. Обучаемость выступает как проявление общих способностей, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможность к обучению. В свою очередь, наиболее значительными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению являются:

  • уровень произвольности внимания, памяти, мышления и т.д.,
  • речевые возможности человека, способность к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

К сожалению в практике психодиагностической деятельности произошел явный перекос в сторону оценки собственно интеллектуального развития ребенка и недооценка уровня речевой деятельности. А ведь число детей с речевыми нарушениями к началу обучения в школе составляет 33% от общего числа. С этой точки зрения предметом психологической диагностики при поступлении ребенка в школу с целью прогноза его обучаемости должны быть: чтение, письмо и образное мышление как основные составляющие обучаемости. Эти предварительные замечания представляются необходимыми перед характеристикой наиболее популярных психодиагностических процедур определения школьной зрелости.

Наибольшее распространение при диагностике психологической готовности ребенка к школе приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта. Он включает три задания: нарисовать фигуру мужчины по представлению, копирование письменных букв и копирование группы точек. Я.Йирасек ввел дополнительное четвертое задание в виде опросника из 20 вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций.

1. Рисунок мужчины - это старый диагностический тест, предложенный в 1926 году Ф.Гудинаф для оценки уровня интеллектуального развития. В 1963 году ученик Ф.Гудинаф Д.Харрис стандартизовал это задание и сформулировал 10 информативных признаков, используемых для оценки рисунка, выполненного ребенком по представлению:

  1. части тела, детали лица;
  2. объемность изображения частей тела;
  3. качество соединений частей тела;
  4. соблюдение пропорций;
  5. правильность и детальность изображения одежды;
  6. правильность изображения фигуры в профиль;
  7. качество овладения карандашом: твердость и уверенность прямых линий;
  8. степень произвольности владения карандашом при рисовании форм;
  9. особенности техники рисования (только у старших детей, например, наличие и качество штриховки);
  10. выразительность передачи движений фигуры.

Исследования П. Т. Хоментаускаса позволили сформулировать следующие показатели для оценки рисунка:

  1. Количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.
  2. Декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения.

Информативными могут быть и размеры фигуры: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека рисуются детьми тревожными, неуверенными, испытывающими чувство опасности.

Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (рот, глаза), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, аутизм ребенка. Высокий уровень детализации рисунка свидетельствует о более высоком уровне интеллектуального развития ребенка.

Существует закономерность, что с возрастом детский рисунок обогащается новыми деталями: если в три с половиной года ребенок рисует «головонога» (руки и ноги как бы растут из туловища), то в семь лет - это рисунок с большим числом деталей. Поэтому, если в 7 лет ребенок не рисует одну из деталей тела (голову, глаза, нос, рот, руки, туловище или ноги), то на это следует обратить внимание.

2. Копирование букв . Ребенку предлагается скопировать простое предложение из трех слов, написанное прописью (7 букв). Расстояние между словами образца примерно полбуквы.

3. Копирование точек . Предлагается скопировать 9 точек, размещенных по 3 точки в 3 горизонтальных ряда; второй ряд точек сдвинут вправо на одну точку.

Следует отметить, что тест Керна - Йирасека дает лишь предварительную ориентировку в уровне готовности ребенка к школе. Тем не менее, если ребенок показывает высокий результат в среднем от 3 до 6 баллов, то дополнительное психологическое исследование не проводится. В случае среднего, а тем более низкого результата требуется индивидуальное психологическое исследование ребенка. Для комплексной оценки готовности ребенка к школе Е. А. Бугрименко и др. предлагают оценивать уровень развития предпосылок учебной деятельности:

  • умение внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов - методики «графический диктант» Д.Б.Эльконина и «образец и правило» А. Л. Венгер;
  • уровень развития наглядно-образного мышления - методика «лабиринт».

С перечнем диагностических методик, используемых для оценки готовности ребенка в школу можно ознакомиться в книге Т. В. Чередниковой «Тесты для подготовки и отбора детей в школы».