Учиться, учиться и еще раз учиться. Не знаете, где? Prointerno составил список лучших архитектурных школ, который поможет (будущим) студентам найти подходящий вуз и уехать за границу.

Школа архитектуры и градостроительства Массачусетского технологического университета (США)

В престижнейший вуз США поступить не так-то просто - говорят, в среднем из 20 абитуриентов лишь один становится студентом. Университет выпускает как незаурядных ученых-теоретиков, так и блистательных инженеров - неспроста его девиз гласит Mens et Manus («Головой и руками»). Архитектурный факультет известен своей сильной учебной программой - к слову, недавно ее оцифровали и выложили в свободный доступ.

Выпускникам школ, бакалаврам и специалистам, которые хотят продолжить учебу в Массачусетском технологическом университете, необходимо предоставить аттестат (либо диплом), написать три эссе, сдать несколько тестов и пройти собеседование. Годовое обучение здесь стоит порядка $40 000 - зато есть возможность получить грант (а каждому студенту обеспечена комната в общежитии). Кстати, символом вуза был выбран бобер, ведь его называют «инженером от природы».

Школа Архитектуры Архитектурной Ассоциации (Англия)

Старая добрая школа в старой доброй Англии предлагает 11 учебных программ по разным направлениям - стоимость зависит от выбранного курса (но и гранты, и стипендии предусмотрены). Как ни странно, AA School редко входит в списки лучших вузов - хотя она основана еще в 1847 году, и среди ее выпускников есть такие «звезды» архитектуры, как Заха Хадид и Дэвид Чипперфильд. Школа располагается в нескольких старинных зданиях георгианской эпохи, при этом учреждению не чужды новаторские подходы в обучении.


Школа архитектуры Бартлетт (Англия)

Одна из ведущих архитектурных школ Англии (наряду с AA School) выделяется своей требовательностью по отношению к студентам - но нужно признать, что никто из учащихся не спешит жаловаться. Bartlett находится под покровительством известной архитектурной компании Fosters & Partners, которая предоставляет материалы и оборудование для проведения ежегодной выставки. У студентов есть весомый повод принять участие в этом мероприятии (и постараться) - ведь авторы лучших работ попадут на стажировку к самому Норману Фостеру.


Университет Делфта (Голландия)

Каждый из вузов нашего списка по умолчанию заслуживает определения «один из лучших», но Делфтский технический университет называют лучшим среди европейских архитектурных школ. Если для учебы в магистратуре достаточно будет английского языка, то аспирантура требует от студентов знания голландского. Годовое обучение здесь стоит сравнительно недорого - около €10 000.


Университет Баухауса (Германия)

Германия оправданно считается европейским центром бесплатного образования - к примеру, обучение в Баухаусе не будет стоить ни единого €. Славное прошлое вуза, в котором работал даже Василий Кандинский, сменилось не менее славным настоящим - ученое сообщество признает авторитет университета.

Лучшие архитектурные университеты Великобритании готовят специалистов экстра-класса

Считается, что лучшие архитектурные университеты - те, которые имеют наиболее высокие показатели по таким критериям, как сложность для поступления, а также стоимость и срок обучения. Но действительно ли эти факторы так важны?


Мы подготовили свой список самых лучших британских учебных заведений этого профиля на основании оригинальности проектов, создаваемых их выпускниками, и инновационности преподавательского подхода.

1. Школа архитектуры Архитектурной ассоциации (Architectural Association School of Architecture)

Это учебное заведение победило в борьбе за первое место в нашем списке школу архитектуры Бартлетт. Кому-то покажется, что это просто клише или слишком очевидное решение, но - давайте будем честными - АА и в самом деле один из самых уникальных профильных вузов в мире. Здесь активно занимаются исследованием материалов, тестируют новые цифровые подходы и берут за основу проектов нестандартные темы.

В общем, если ваша цель - раскрыть свой потенциал и выйти за рамки обычных архитектурных парадигм, лучшего источника знаний вам не найти. Кроме того, АА проводит семинары, как домашние, так и выездные, участие в которых будет полезно даже опытным специалистам, ибо это лучший способ освоить новые техники и подходы.

2. Школа архитектуры Бартлетт (The Bartlett)

Бартлетт учит своих студентов находить собственные способы самовыражения. Это место рождения новых архитектурных стилей и передовых идей. Творчество знаменитой Архитектурной исследовательской группы (ассоциации молодых дизайнеров, просуществовавшей с 1932 по 1935 годы) оказало серьёзно влияние на деятельность заведения, которое сегодня славится междисциплинарным подходом к проектам, что гарантирует им новизну и нетрадиционность.

На территории школы функционирует множество мастерских, которые проводят занятия для учащихся других профильных вузов.

3. Королевский колледж искусств (Royal College of Art)

Как следует из названия, этот университет отличается более художественным подходом к обучению, весьма востребованным на современной архитектурной сцене. Однако было бы ошибкой считать, что все разработки RCA концептуальны и оторваны от жизни, ибо это заведение объединяет под своей крышей одни из лучших мастерских, которые фокусируются на физическом моделировании объектов.

Они помогают студентам познакомиться с различными материалами, а это крайне важный аспект в создании хорошего дизайна.

4. Университет Шеффилда (University of Sheffield)

В наши дни каждый архитектор вынужден рано или поздно задать себе вопрос: «Смогу ли я заявить о себе в этой области, не будучи хорошим предпринимателем?» Ответ - да, это вероятно, но очень сложно. Именно поэтому Университет Шеффилда, помимо традиционных архитектурных курсов, проводит для своих студентов занятия по политологии, политологии и технологии ведения бизнеса.

А это дисциплины, которые будущие зодчие обычно не рассматривают как важные для них. Подобный подход даёт выпускникам Шеффилда определённые преимущества перед коллегами и позволяет им стать самодостаточными, а не попадать в зависимость от крупных бюро в попытке сделать себе имя.

5. Кембриджский университет (Cambridge University)

Строго придерживаясь определённых принципов в преподавании архитектурных дисциплин, Кембриджский университет фокусируется на тезисе, что современные специалисты склонны упускать из виду такой важный для дизайна фактор, как городской контекст.

Устойчивое строительство, ручной труд и цифровые исследования - понятия, которым заведение придаёт огромное значение, и вместе с тем здесь практикуются универсальные многоступенчатые методики обучения.

6. Лондонский университет Метрополитен (London Metropolitan University)

В этом вузе для развития профессиональных навыков у студентов применяются уникальные технологии преподавания. Тем, для кого важно научиться создавать проекты на базе глубоких исследований, мы рекомендуем факультет искусств архитектуры и дизайна им. сэра Джона Касса как школу, которую выбирают будущие фанаты своего дела.

7. Школа искусств Глазго (Glasgow School of Art)

Факультет архитектуры Школы искусств Глазго, знаменитый своим журналом MacMag, который выпускается студентами для студентов, заявляет о своих взглядах через многочисленные учебные проекты - от вполне реальных, привязанных к определённому месту, до конкурсных концептуальных. Подход варьируется и развивается в различных направлениях.

8. Кингстонский университет (Kingston University)

С практическим подходом, выраженным в девизе «Мыслить, созидая», Кингстонский университет - это заведение, которое пропагандирует важность ручного труда, поскольку он предлагает несколько иные пути исследования формы и материалов, чем цифровое моделирование.

В завершение скажем, что все эти школы в своё время стали альма-матер для многих архитекторов, которых сегодня мы называем если не великими, то уж наверняка талантливыми. Поэтому, какую бы из них вы ни предпочли, ваш выбор будет правильным.

Представляем вашему вниманию топ-25 самых красивых учебных заведений мира. Большинство из них входят в сотню лучших по рейтингу журнала Forbes, но это не случайное совпадение. Ведь глубокое внутреннее содержание при поддержке внешней привлекательности всегда дает максимальный эффект.

25. Делфтский технологический университет, Голландия

Главное здание Делфтского технологического университета в традиционалистском стиле после пожара 2008 года основательно и довольно креативно переделано для студентов. До этого здесь располагалось Управление архитектуры.

Самым заметным на территории кампуса является здание библиотеки. Это необыкновенное современное сооружение расположено под уклоном и пронзено 42-метровым конусом. Дизайн разработан знаменитым архитектурным бюро Mecanoo.


24. Университет Калифорнии, США

Расположенный в Санта-Крус на территории бывшего ранчо, этот калифорнийский университет радует глаз великолепными пейзажами. Вид на Тихий океан, леса красного дерева и бесконечные открытые поляны делает его поистине курортным городком. Причем дизайн спроектирован таким образом, чтобы не навредить окружающей среде.

Для студентов, предпочитающих получать знания на свежем воздухе, по всей территории кампуса расположено более 100 точек доступа к беспроводному интернету.

23. Токийский университет (University of Tokyo), Япония

Главный кампус Хонго ханимает около 56 гектар и располагается на территории бывшего поместья семьи Маэда.

Здесь находится символ университета – Красные ворота Акамон, которые являются важным культурным объектом Японии.


22. Казанский государственный университет им. В. И.Ульянова-Ленина, Россия

Весь комплекс этого старейшего российского ВУЗа построен в стиле постмодернизма. Характерная для данного стиля архитектурная «разноголосица» в университетском городке все же смотрится как единый ансамбль, несмотря на многообразие отдельных элементов.


21. Тринити-колледж в Дублине, Ирландия

Самым известным сооружением колледжа является Старая библиотека, в которой хранится старинный манускрипт. Он был написан ирландскими монахами в 800-ом году, поэтому считается главным сокровищем Длинной комнаты – так иногда называют библиотеку из-за сходства с капеллой в стиле барокко.

20. Австралийский университет в городе Warrnambool

Новый корпус этого университета привлекает внимание необычным фасадом. Это конструкция из шестиугольников, которые располагаются под углом к улице.


Каркас облицован цинком и стеклом и представляет собой наглядный образец применения современных технологий в архитектуре новой эпохи.


19. Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича, Украина

Главный корпус университета включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это здание поражает богатством оформления, здесь сочетаются элементы готики, восточные и византийские мотивы. Не зря в свое время тут располагалась резиденция митрополитов Буковины и Далмации.

18. Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology или MIT), США

Ультрасовременный комплекс, спроектированный Френком Гери, в котором расположен Центр компьютерных, информационных и интеллектуальных наук, является главной достопримечательностью Массачусетского технологического института. По некоторым данным, на его возведение было потрачено 315 млн.$, а спонсором выступил Билл Гейтс.


17. Чикагский университет (University of Chicago), США

Университет был открыт в 1857 году, но полноценно функционировать стал лишь в 1890 году после финансовых вливаний Д. Рокфеллера. Примечателен богатой библиотекой, в которой хранятся редчайшие рукописи. 79 выпускников университета стали Нобелевскими лауреатами.


Один из корпусов является поистине выдающимся образцом современного архитектурного искусства. Это холодильная установка – своеобразный арт-объект, который служит для кондиционирования зданий кампуса.


16. Болонский университет, Италия

Это старейший европейский университет, возведенный еще во времена Римской империи. В амфитеатре старинного центра Палаццо Аркиджиназио до сих пор проводятся торжественные церемонии в честь окончания учебы и вручения дипломов. На территории университета располагается Национальная художественная галерея, в которой хранятся работы Тициана и Рафаэля.

15. Академия воздушных сил США

Главное здание академии является шедевром американского модернизма середины прошлого века. Панорама скалистых гор гармонично подчеркивает форму сооружения, напоминающую крыло самолета. Кадетская каплица по праву считается одним из самых красивых зданий Америки.


14. Университет Цинхуа, Китай

Этот пекинский университет был основан в начале прошлого века на месте бывшего императорского сада династии Цинь.

Большинство зданий и ландшафт оформлены в традиционном китайском стиле, повсюду множество искусственных озер с цветущим лотосом, каменные скамейки.


13. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ)

Это один из старейших университетов России, он до сих пор остается крупнейшим и ведущим вузом страны. Число построек университетского комплекса достигает тысячи, а общая площадь составляет 1 млн квадратных метров. Долгое время Главный корпус являлся самым высоким зданием Москвы.


12. Технологический университет Цюриха, Швейцария

Этот университет считается одним из самых сильных технических вузов в мире. Сегодня он располагается в двух обширных кампусах – историческом корпусе, построенном в позапрошлом веке в центре Цюриха, и новых зданиях, которые разбросаны по всему городу.

11. Корнелльский университет, США

Для главного кампуса характерны беспорядочная планировка и эклектичный архитектурный стиль. Здесь есть здания в готическом, викторианском и неоклассическом стиле. Постройки, самые выдающиеся с точки зрения убранства и архитектуры, были возведены до Второй мировой войны.


10. Колледж Скриппс в Клермонте, Калифорния

Архитекторы успешно совместили стиль зданий и ландшафт в единую композицию. Огромный сад из редких деревьев создает уют и ощущение осени у студенток (в колледже Скриппс учатся только женщины) и гостей кампуса.


9. Колледж Вильгельма и Марии, в Вильямсбурге (Виргиния, США)

Одно из зданий этого колледжа является самой старым строением колледжа в стране. Это учебное заведение занимает территорию в более чем тысячу акров, покрытую лесом. Большинство зданий построены в англо-голландском и георгианском архитектурных стилях. Этот кампус привлекателен не только для студентов, но и для туристов.


8. Торонтский университет, Канада

Все старые здания университета, который был основан задолго до появления самой Канады, выдержаны в викторианском стиле. Интересно, что профессора этого учебного заведения являются священнослужителями.

7. Сорбонна, Париж

Этот университет был основан в 1275 году, а на сегодняшний день – это комплекс из 13 учебных заведений, которые разбросаны по всему Парижу. Многие здания переоборудованы под музеи, которые можно осмотреть только в составе группы из 30 человек.


6. Йельский университет (Yale University), США

Йельский университет может похвастаться множеством канонических сооружений, среди которых стадион Ингаллз Ринк, Галерея искусств Луиса Кана, здание искусства и архитектуры. Всего кампус насчитывает 439 зданий.


5. Принстонский университет (Princeton University), США

Классический американский кампус Принстонского университета построен в академическом готическом стиле, он глава почетной ассоциации университетов "Лига плюща". Естественно, его серые каменные стены окутаны зеленым плющом.


4. Стэнфордский университет (Stanford University), США

Местоположение университета делает его уникальным среди подобных кампусов с традициями. Он расположен на равнине, окруженной холмами.


Дизайн университетского кампуса разработал известный архитектор, создатель проекта нью-йоркского Центрального парка, Чарльз Кулидж. Он соединил модный в то время неороманский и католический стили, чем придал кампусу своеобразность, легкость и гармоничность линий.


3. Гарвардский университет (Harvard University), США

Этот университет является старейшим в Северной Америке и на сегодняшний день по праву считается одним из лучших в мире. Гарвард располагается в пригороде Бостона – Кембридже, до которого ходит местный трамвай.


Собрание гарвардской библиотеки, одной из трех крупнейших в мире, насчитывает более 15 миллионов книг.


2. Кембриджский университет (University of Cambridge), Великобритания

Самым знаменитым сооружением Кембриджа является собор Королевского колледжа, который строился почти 100 лет и стал величайшим архитектурным памятником университета. Каждый год на Рождество выступление хора мальчиков собора транслируется по центральным каналам телевидения.


1.Оксфордский университет, Великобритания

Любой архитектор с мировым именем назовет этот университет одним из красивейших в мире.

Самое старейшее учебное заведение насчитывает 39 колледжей, которые в настоящее время доступны для осмотра. Посмотреть есть что: краеведческий и исторический музеи, библиотеки и самые роскошные ботанические сады во всей Англии.

Финалисты международного архитектурного конкурса Arhiprix International встретились в Москве, чтобы поучаствовать в воркшопе «Стрелки» по улучшению инфраструктуры мегаполиса. Они рассказали «Теориям и практикам» об архитектурных тенденциях и подходах к образованию в их родных городах и о том, как полученные там знания можно было бы применить в России.

Лабиб Хоссан

Бангладеш, университет BUET.

Образовательный процесс у нас довольно неплох - как по форме, так и по программе, но в нем есть свои ограничения. Архитектурные образовательные учреждения у нас следуют западному пути, и многие из наших преподавателей - иностранцы, которые приехали много лет назад преподавать архитектуру и предложили свою структуру обучения. За эти 50 лет образование мало изменилось - и сейчас мы чувствуем, что нам очень не хватает ориентации на собственную архитектуру, на наши локальные традиции, локальную историю.

С другой стороны, у нас есть проблемы со сроками: за счет перерывов в обучении шестимесячный семестр растягивается на 8 месяцев, а 5 лет института могут растянуться на 6,5 лет - как это было в моем случае. Социополитическая ситуация в нашей стране очень нестабильна, власти не в состоянии контролировать внутреннюю политику - вплоть до того, что бывает небезопасно выходить на улицу. На фоне этих общественных беспорядков местные архитекторы очень поддерживают друг друга, а преподаватели - студентов.

Несмотря на все политические и экономические трудности в стране, архитектурная ситуация не так плоха - строится много проектов. Но я беспокоюсь из-за того, что много иностранных архитекторов приезжают в нашу страну и при этом недостаточно чутки к нашему культурному контексту.

В первые дни воркшопа в Москве мы исследовали улицу Арбат - там очень много старинной архитектуры. В целом, в Москве очень много открытых пространств - Бангладешу их очень не хватает. И много старых улиц с ярким историческим контекстом, но мне кажется, что для того, чтобы сохранить эту атмосферу, нужны новые архитектурные стандарты, которые балансировали бы между уважением к прошлому и потребностями современной экономики.

Луис Алонзо Перес

Коста-Рика, Universidad de Costa Rica.

Наша архитектурная школа изучает разные проблемы, и самая важная проблема для Центральной Америки с ее тяжелой экономической ситуацией - социальная. На мой взгляд, наше образование - очень хорошее, сами преподаватели очень образованны и проходят практику по всему миру, да и уровень архитектурных конкурсов в Коста-Рике достаточно высок. Сегодня правительство хочет значительно улучшить качество постройки зданий и их дизайн, дать людям хорошие условия для жизни и сделать так, чтобы город принадлежал им, а не машинам. Главный тренд в Коста-Рике - устойчивая архитектура, дизайн с поправкой на погоду, на ветер: мы тропическая страна, поэтому не можем об этом не думать. Еще мы много сотрудничаем с Южной и Северной Америкой, что помогает нам развиваться.

Но если все-таки говорить о недостатках нашего образования - уровень преподавателей все-таки мог бы быть и повыше. Сегодня наши студенты знают больше об актуальных тенденциях, чем преподаватели, и академическое сообщество все-таки остается достаточно закрытым.

Честно говоря, хорошей архитектуры в Коста-Рике очень мало. Прежде всего потому, что плохие дома строить дешевле. К тому же большинство населения не очень разбирается в архитектуре в принципе - так что нам нужно заниматься образованием и простых людей, показывать им, что архитектура им нужна, чтобы улучшить свою жизнь. Понемногу и эта ситуация меняется - сейчас строители работают с более качественными материалами, и дизайн зданий тоже становится лучше.

Во время обучения меня больше всего интересовали городские проблемы и транспорт - поэтому я выбрал эту тему и на московском воркшопе. Сейчас мы изучаем главные городские вокзалы и думаем, как можно улучшить территорию вокруг них - добавить зеленых участков, удобных пространств для людей, торговли, сделать город более дружелюбным.

Адиш Патни

Индия, R V College of Architecture.

Я думаю, что у нас очень серьезная архитектурная школа - мы делаем много исследовательской и аналитической работы. Мы изучали архитектурные проекты по всему миру - и стараемся следить за новыми идеями и философией в архитектуре. Я получил как фундаментальные, так и прикладные знания, которые мне очень пригодились.

Архитектура в Индии - это очень небольшое комьюнити. Мы очень практически ориентированы, но технологии по всему миру, конечно же, сильно опережают те, что есть у нас, ведь, к сожалению, современная архитектура требует немалых денег. Но мы стараемся экспериментировать, выбираться из привычных решений. При этом Индия очень разная, в ней живут разные люди - в том числе самые богатые в мире. Как архитектор ты должен выбрать, для кого ты будешь строить - для супербогатых или для бедных, - потому что в каждом случае ты будешь ставить перед собой разные задачи.

Я думаю, что архитектурному сообществу Индии нужно быть более чувствительным к разным вещам - социальным проблемам, природным проблемам. Меня в этом смысле очень расстраивает философия зарабатывания денег на архитектуре. Всех кругом заботит только стоимость здания и процент, который они с нее получат. Я думаю, что со временем люди станут более чувствительны к проблемам нашей страны.

При этом в Индии простые люди не считают, что архитектура - это важно. Здания воспринимаются как работа на один день, и им еще предстоит понять, что архитектура - это не строительство жилых блоков, а вид искусства, то, что заставляет тебя что-то переживать. Ведь на самом деле архитектура - про ощущения людей, про их поведение в пространстве, и это понимание приходит к нам постепенно.

Этот воркшоп получился очень удачным - моя группа лучшая, и мне есть чему поучиться у каждого из коллег. Мы занимаемся городскими проблемами - Москва очень большой город, в котором легко потеряться. Наш проект именно про это - как не потерять свою идентичность в мегаполисе, как почувствовать его на личном уровне. Я приехал сюда впервые и воспринимаю Москву как кольцевой город - в моем городе тоже есть кольцевая дорога, но она одна, а здесь их пять - и они стали важным элементом городской навигации. Куда бы ты ни направлялся, обязательно нужно проехать по кольцу, а потом куда-то пересесть - и над этими пересадками мы пытаемся работать. Мы хотим сделать их более человечными, активными и живыми. Мы предлагаем сделать пересадочную станцию, которая бы приносила радость.

Дикле Такин

Турция, Middle East Technical University.

Наше образование довольно разнообразное - школы различаются, некоторые из них более технические, некоторые - более теоретические. При этом студенты и группы соревнуются между собой - какой подход лучше. Моя архитектурная школа - одна из главных во всей Турции. Она адаптирует американскую модель к нашим реалиям - и при этом ее часто критикуют за старомодность. Преподавательский состав уже давно не менялся и с трудом воспринимает новые тенденции - вроде цифровой архитектуры. У нас есть молодые преподаватели, которые поддерживают новые подходы, но в целом взгляд на архитектуру несколько устаревший. Но прогресс все же есть: навыки аналитической работы, дизайна - все это потихоньку становится лучше.

Я только закончила институт, так что не очень хорошо знаю всю ситуацию в архитектурном сообществе. Но могу сказать, что устроиться на работу после выпуска довольно непросто. В большинстве бюро мне не нравится работать: там туманная методология, строгая иерархия, а главное, я умею намного больше, чем от меня там требуют. При этом, если я открою свое маленькое бюро в Турции, мне будет тяжело продвигать свою философию среди массы коммерческих, капиталистически ориентированных организаций.

Я не представляю жизнь в Стамбуле через 5 лет - даже сейчас там невозможно дышать. Там хуже, чем в Москве, из-за плотности населения - Москва не такой уж и перенаселенный город, честно говоря. В Стамбуле многих привлекает культура и интеллектуальные ресурсы - но спустя какое-то время они все покидают город, потому что жить там сейчас очень тяжело. К тому же подход властей к городу очень агрессивен - и это, мне кажется, одна из наших главных проблем. У нас очень неприятная ситуация с социальным жильем. Иммигранты живут в трущобах по 70 лет, но сейчас правительство хочет провести там джентрификацию - и совершенно не считается с ними.

Наши первые результаты на воркшопе можно обозначить так: мы в тупике. Мы работаем с социальным жильем, пытаемся сделать его более человечным, но пока сложно представить себе это в реальности. Сначала мы думали, что нужно как-то объединить жилые пространства для совместного использования - но после обсуждения поняли, что пространства-коммуны никогда по-настоящему не работали в России, так что решили заняться индивидуальными пространствами. Существующие варианты квартирных планировок очень жесткие, а мы считаем, что настоящая персонализация заключается в роскоши выбора - люди в России страдают, потому что не могут выбрать себе подходящую именно им квартиру. Мы думали, что снаружи дома менять нельзя, а вот изнутри можно как-то перестраивать - например, устраивать двухэтажные квартиры. Но это тоже не так-то просто. В итоге мы решили работать над маленькими изменениями - например, один сосед может купить у другого комнату и расширить квартиру, другой - поменяться с соседом с первого этажа и устроить там офис.

Далия Мюнензон

Израиль, университет Technion в Хайфе.

Учиться у нас хорошо - но еще лучше было, когда Израиль был молодым государством, архитектура в то время была очень сильная. В страну приехало много евреев, которые учились в немецкой школе Баухаус, и они построили много домов в Тель-Авиве. Потом после войны приехало много людей из Марокко, Ирака и Ирана, и надо было строить социальное жилье - и в те времена с ним тоже все было хорошо: оно соответствовало климату, было красивым и удобным. В шестидесятых мы подхватили веяния школы японского метаболизма - в нашей школе были очень известные в этом направлении профессора. Потом, в 1980-х, каждый начал себе строить свои виллы - появились ужасные виллы с мрамором, и в то же время из-за кризиса начали строить простые жилые дома. Сейчас все осталось примерно на уровне восьмидесятых - платят мало, старые архитекторы не дают места молодым.

Образование у нас довольно современное - но параметрика и цифровые технологии появились только в последние несколько лет. И это по той же причине - моей архитектурной школе сто лет, и там сидят столетние преподаватели. С другой стороны, у нас очень хорошо придумывают концепции - делают исследования, работают над контекстом, хотя меньше работают над дизайном. Наша архитектура умная и спокойная, но никакого сумасшедшего дизайна у нас нет - нам даже в школе не разрешают использовать слово «красиво», потому что красиво - это не продуманно и это дело вкуса.

После пяти лет обучения мы три года стажируемся - когда мы заканчиваем институт, мы можем строить здания до 4 этажей. Потом мы должны поработать над публичными зданиями и городским планированием, потом сдаем экзамены и дальше можем делать что хотим.

Что изменится через несколько лет? Сейчас у нас начинают активно думать про климат. Но пока это остается на уровне идей. У нас все двигаются очень медленно - в моем институте только 2 года назад купили 3D-принтер. А с другой стороны - да, мы медленно двигаемся, но продвигаемся.

На этом воркшопе мне очень интересно смотреть, как думают и рассуждают другие люди. По большому счету, мне кажется, что все одинаково - мы все говорим на одном языке. Хотя есть свои нюансы: мы в Израиле всегда начинаем с города - вплоть до того, не нужно ли отведенное под здание место увеличить или изменить, а в некоторых странах когда делают дом, сразу берут и чертят план дома чуть ли не в первый же день. Тема этого воркшопа в моей группе - зеленые пространства Москвы, мы получили два места в Битцевском лесопарке и сейчас анализируем их - что там сейчас есть и как люди им пользуются.

Шерин Амарин

Иордания, Jordan University.

Честно говоря, образование могло бы быть лучше - но это я говорю исключительно про свой университет. Jordan University был очень хорошим в прошлом - но сейчас он сильно сдал по многим причинам. В целом образование у нас довольно современное - наш король уделяет очень много внимания образованию, школам и университетам. У нас много иностранцев - и студентов, и преподавателей, и стандарты у нас довольно высокие в целом - по крайней мере, насколько я об этом знаю. Главная проблема в том, что преподаватели состарились, и относятся к своему предмету равнодушно - хотя, говорят, в молодости они были потрясающими архитекторами. Есть и другая категория преподавателей, которые защитили диссертацию и по правилам нашей системы должны обязательно пойти преподавать - но, поскольку они делают это против своей воли, им не очень этого хочется. Поэтому нужно очень много делать самому. Не то что мы не хотим учиться сами - но иногда было бы здорово, если бы кто-то реально в этом помогал.

В Иордании очень много по-настоящему хороших архитекторов - сейчас здесь бум строительства, люди приезжают к нам со всего мира - из Сирии, Ирака и так далее. Я думаю, что в архитектуре произойдет настоящий подъем, потому что каждый год количество архитектурных бюро растет. Но молодым трудно начать карьеру: тебе платят копейки, а работать ты должен очень много. Но это бесценный опыт.

На этом воркшопе я работаю в группе «Городская реперсонализация». Я выбрала ее, потому что она напоминает мне о моей стране: все закрыты друг от друга, но я думаю, что если кто-то начнет менять ситуацию, все последуют за ним - просто нужен лидер. Мы предлагаем начать работу с фасадов - сделать их более интерактивными. В Москве все такое большое и закрытое, что ты просто идешь и идешь, а было бы здорово, если бы можно было остановиться, что-то услышать или сделать.

Пако Хернандез и Луко Матео

Уругвай, Universidad de la Republica.

Про образование мы можем сказать, что в целом оно неплохое. Мы учились в публичном университете, он очень старый, с сильными традициями - но он слегка старомодный. Архитектурное образование в Уругвае копировали с французской модели - ecole polytecnique. Все обучение у нас занимает порядка 10 лет - 7 лет + трехгодичная стажировка по всему миру, и только после этого ты можешь получить диплом. Конечно, все мы начинаем работать как можно раньше - образование очень сложное и комплексное, четыре года архитектуры, два года урбанистики и так далее. В частной школе учат 5 лет, и традиционную тоже хотят сократить до пяти, чтобы соответствовать окружающему миру - нам сейчас по 29, а мы только закончили учиться. У некоторых из наших выпускников уже есть дети и бывшие жены.

Но, с другой стороны, наше образование очень сильное - это одна из лучших школ в Латинской Америке. Курс делится на несколько составных частей, которые можно выбирать и комбинировать, - техническая, историческая, окружающая среда, социальная архитектура. Отдельные части можно даже повторить, если вдруг кто-то захочет, - и проучиться, скажем, лет 15. Есть люди, которые учатся и по 30 лет - потому что это бесплатно. У нас шутят на эту тему - что если посадить корову в нашу образовательную систему, то даже она за эти долгие годы превратится в архитектора. Этот путь обучения, помимо всего прочего, сохраняет какие-то идеи, которые достались в наследство от 60-х годов - а ситуация, конечно же, поменялась и сильно усложнилась с тех пор.

В Уругвае в 60-х была очень хорошая экономическая ситуация, а после этого все сильно испортилось. Тогда у нас было много великих архитекторов, а потом было тоже много хороших архитекторов, но того уровня они не достигали. Я думаю, что сейчас появилось новое поколение, молодые архитекторы от 30 и до 42, которые много сотрудничают с другими странами Латинской Америки и по всему миру - и эти коллаборации очень мотивируют и вдохновляют. Эти архитекторы пытаются применять новые методы, они делают много интересных вещей.

На московском воркшопе мы находимся в военной группе - мы посетили несколько военных зданий и пытаемся понять, какое значение эти здания имеют для москвичей. Честно говоря, пока мы не понимаем, что из этого получится, - мы думаем, они должны быть связаны со всеми легендами о власти и о том, о чем здесь часто не говорят. Москва, как и Берлин - город, на котором война и военные оставили сильные следы - оба эти города вообще очень важны для истории ХХ века. Мы здесь чувствуем примерно одну и ту же энергию. Хотя мы говорили с русскими, и они сказали, что в общем-то ничего по этому поводу не ощущают - но мы сами чувствуем это, и все иностранцы, которые приезжают в Москву, ощущают примерно то же самое. Мы хотели бы сделать это более четким, более открытым - как в Берлине.

Разработка инженерных планов и чертежей, воплощение в жизнь грандиозных строительных проектов, доработка созданного объекта и сдача его заказчику - всё это область профессиональной деятельности архитекторов. В этой статье мы перечислим известные и наиболее востребованные у абитуриентов архитектурные вузы России, и этим ответим на вопрос о том, куда же поступать выпускнику, желающему вносить в этот мир прекрасное в больших масштабах.

МАРХИ

Эта аббревиатура расшифровывается как Московский архитектурный институт, иногда именуемый также государственной академией. Данное история которого насчитывает вот уже более двух с половиной веков (несмотря на дату основания собственно института в 1933 году постановлением Политбюро, по сути, он явился продолжателем традиций первой специализированной московской архитектурной школы, учрежденной еще в 1749-м), является лидером по выпуску специалистов в сфере архитектуры и строительства. Если быть точнее, то здесь готовятся профессионалы в сфере реконструкции, реставрации, архитектурного дизайна. Сама госакадемия была аккредитована известной на весь мир организацией RIBA, или Королевским институтом архитекторов Великобритании. Как и некоторые другие архитектурные вузы России, МАРХИ предлагает молодым людям актуальную для них отсрочку от армии, а также без исключения всем нуждающимся студентам предоставляет жильё в общежитии. В стенах института можно получить диплом государственного образца на следующих кафедрах:

  • инженерно-технической;
  • архитектурного проектирования;
  • изобразительного искусства;
  • гуманитарного образования.

И по следующим, подразделяющимся на отдельные профили, специальностям:

  • дизайн архитектурной среды;
  • градостроительство;
  • архитектура.

Условия поступления и отзывы о МАРХИ

Поступить сюда выпускнику школы непросто: для бесплатного обучения на бюджетной основе необходимо предоставить результаты экзаменов ЕГЭ со средним баллом, превышающим 74-76 единиц за 1 предмет. Для того чтобы обучаться на коммерческой основе, требуется сдать ЕГЭ в среднем на 70-71 балл, однако зачисление происходит и при меньших показателях. При этом за семестр придется платить до 206 000 рублей. Институт располагается по адресу: г. Москва, ул. Рождественка, 11/4, к. 1, стр. 4. Судя по отзывам пользовательской аудитории, особенно хорошо в МАРХИ развивается пространственное мышление. А вот над привитием студентам нужных в профессии практических навыков, по мнению отучившихся, ещё следует поработать.

Архитектурные вузы России: МГСУ

Полное название данного образовательного учреждения - Национальный исследовательский Вуз был учрежден в 1921 году. Сегодня же университет позиционирует себя как исследовательский центр, который помимо проведения испытаний строительных технологий и материалов для улучшения процесса возведения и эксплуатации мостов, домов и коммуникаций также выпускает из своих дверей первоклассных специалистов. В вузе реализуются очная, заочная и дистанционная формы обучения в следующих институтах:

  • фундаментального образования;
  • механизации и инженерно-экологического строительства;
  • архитектуры и строительства;
  • энергетического и гидротехнического строительства;
  • управления, экономики и информационных систем в недвижимости и строительстве;
  • в филиале МГСУ в г. Мытищи.

Среди остальных архитектурных вузов России данный НИУ выделяется тем, что предлагает студентам широкий спектр и выбор специальностей, а именно:

  • архитектура;
  • менеджмент;
  • информационные технологии и системы;
  • коммунальная инфраструктура и жилищное хозяйство;
  • метрология и стандартизация;
  • техносферная безопасность;
  • прикладная математика;
  • реставрация архитектурного наследия;
  • прикладная механика и многие другие.

Средний балл ЕГЭ для поступления в МГСУ должен превышать отметку в 64 балла. Если пройти на бюджетное место с такими или меньшими показателями не получится, за обучение на коммерческой основе необходимо будет выкладывать около 165 000 рулей и выше за 1 семестр. МГСУ также предлагает студентам общежитие.

СпбГАСУ

Эта, на первый взгляд, сложная зашифровка скрывает под собой название петербургского архитектурных вузов России без этого учебного заведения представить невозможно: основанный ещё в далеком 1832 году, университет и сегодня не теряет актуальности и популярности у абитуриентов. Это образовательное учреждение, относящееся к категории государственных, предлагает поступающим и бюджетные места, и общежитие, и 3 стандартные формы обучения для удобства всех и каждого (дневная, вечерняя, заочная), и возможность выбора направления в институтах:

  • профессиональной переподготовки специалистов и повышения квалификации;
  • строительно-технической экспертизы;
  • безопасности дорожного движения;
  • обследования и проектирования зданий, строительных конструкций и сооружений.

На базе университета также действуют факультеты:

  • права и судебных экспертиз на транспорте и в строительстве;
  • строительный;
  • архитектурный;
  • автомобильно-дорожный;
  • городского хозяйства и инженерной экологии;
  • безотрывных форм обучения;
  • экономики и управления.

В СПбГАСУ на бюджетную основу обучения абитуриент может пройти, если каждый из результатов его экзаменов будет превышать отметку в 68,8 единиц (в зависимости от выбранной специальности и конкурса желающих этот показатель может варьироваться). В противном случае за получение образования на коммерческой основе нужно будет платить от 84 000 рублей за семестр (для разных факультетов свои цены).

СГАСУ

Далее вузов России зовет нас в Самару, где по адресу ул. Молодогвардейская, д. 194, располагается Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Это образовательное учреждение для получения высшего образования было основано в 30-м году прошлого столетия. Сегодня оно является авторитетным университетом не только города (8-е место в списке городских вузов), но и страны (347-е место в общероссийском топ-листе). Основной профиль - сфера подготовки дипломированных архитекторов и строителей по специальностям:

  • природообустройство и техносферная безопасность;
  • управление техническими системами;
  • технологии и техника строительства;
  • вычислительная техника и информатика;
  • изобразительное и прикладные виды искусств;
  • архитектура;
  • экономика и управление.

СГАСУ в цифрах и фактах

Сегодня университет насчитывает свыше 5 тыс. студентов. Поступить сюда будет несложно, если средний балл за 1 сданный предмет будет превышать отметку в 64 единицы. Средняя стоимость обучения составляет от 42 до 88 тысяч рублей. СГАСУ относится к имеет аккредитацию и лицензию, предлагает юношам и девушкам возможность проживания в общежитии. У университета также имеется филиальное ответвление в г. Белебее (Республика Башкортостан).

СИБСТРИН

Один из лучших архитектурных вузов России располагается в Новосибирске - это учрежденный в 1930 году Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. Средний проходной балл по ЕГЭ - около 60,1 единиц. В вузе осуществляется деятельность следующих факультетов:

  • архитектурно-строительный;
  • инженерно-экологический;
  • строительно-технологический;
  • 1-й ступени высшего образования;
  • менеджмента и экономики;
  • гуманитарного образования;
  • дистанционного обучения и филиалов;
  • информационных и инженерных технологий;
  • по работе со студентами - гражданами иностранных государств.

Архитектурно-строительные вузы России: список дополнительных заведений

Вышеперечисленные институты и университеты (кстати, все они, что немаловажно, относятся к категории государственных) - это вовсе не единственные места для получения профильного образования в сфере строительной инженерии. Список архитектурных вузов России куда больше, а выбор абитуриента - куда богаче. Например, можно также остановиться на Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, Воронежском, Тюменском, Томском, Казанском или Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете и многих других. Становится очевидно, что учебные заведения, подготавливающие выпускников в строительной и архитектурной сферах, сегодня базируются не только в столице или крупных городах, а значит, обучаться любимому делу могут молодые люди и девушки со всей страны.