По материалам сборника «Строфы века. Антология русской поэзии». Сост. Е. Евтушенко. – Минск-Москва, 1995.

Центральный еврейский ресурс

Региональный сайт детских библиотек

Одессика. Энциклопедия об Одессе

Дмитрий Быков. Черный и Белый
Саша Черный и Николай Гумилев во время Первой мировой войны: «Эти два воина – поистине белая и черная кость войны, аристократия и народ, но обоим присуще то рыцарское понимание долга, которое в России встречается крайне редко (института рыцарства, по мнению Пастернака из письма 1918 года, Россия не знала). Это долг, так сказать, независимый от родины, совершенно особый: воевать и, если потребуется, умирать за родину надо не потому, что она хороша, и вообще не ради нее, а ради себя и своих принципов».

Воспоминания В.А. Добровольского о Саше Черном
Читателей не должно вводить в заблуждение название статьи, в которой ее автор ни словом не обмолвился о личных встречах с поэтом. Так что едва ли это произведение можно отнести к мемуарной литературе. В действительности перед нами рассказ о жизни и творчестве Саши Черного, в котором приводится немало высказываний современников о поэте.

Мирон Бельский. По следам потаенной биографии Саши Черного
Автор рассказывает о статье Анатолия Иванова, который занимался исследованием неизвестных страниц биографии Саши Черного. Будучи вдохновленным увлекательным рассказом, Мирон Бельский отправился на поиски новой информации о семье поэта…

Александр Ратыня. Наследство, переданное через века (что связывало Константина Роше с Афанасием Фетом и Сашей Черным)
«Случайно прочитав в одной из крупнейших газет того времени «Сын Отечества» статью о «горестной участи несчастного юноши, брошенного семьей» (а на самом деле – бежавшего от родителей), Роше принимает «изгнанника» в свой житомирский дом. И вместо безвременно ушедшего приемного сына Сергия в жизнь Константина Роше, по попущению Божьему, приходит другой воспитанник – носитель духа нового, революционного века, в котором Роше тщетно стремился найти своего преемника. Это был… Александр Гликберг, тот самый, что вскоре станет известен в литературе под псевдонимом «Саша Черный».

Алексей Буторов. Поэты на баррикадах
О революционных стихах Саши Черного, опубликованных в 1905 году.

Русская культура XX века
Выдержки из рецензий современников на книгу Саши Черного «Сатиры», изданную в 1910 году.

Гримасы и мечты, сплетаясь, бились в Рейне
В период с 1906 по 1907 год Саша Черный учился в Гейдельбергском университете. О восприятии поэтом довоенной Германии, образа жизни тогдашних немцев рассказывает эта статья, подготовленная Олегом Чумаковым по материалам газеты Die Welt.

Роман Гуль. Саша Черный (глава из книги «Я унес Россию»)
Воспоминания о знакомстве с поэтом в годы эмиграции.

Андрей Седых. Юбилей без речей
Заметка из эмигрантской газеты 1930 г. к 25-летию литературной деятельности Саши Черного.

О творчестве Саши Черного

А.И. Куприн. О Саше Черном и его книгах
«Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной личности и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая «публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные, сжатые формы – и гнев, и скорбь, и задумчивую печаль, и глубокую нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое понимание чудес природы: детей, зверей, цветов».
(формат pdf)

Венедикт Ерофеев. Саша Черный и другие
Венедикт Ерофеев в небольшом эссе в присущей ему манере формулирует свое восприятие Саши Черного: «здесь приятельское отношение, вместо дистанционного пиетета и обожания. Вместо влюбленности – закадычность. И «близость и полное совпадение взглядов», как пишут в коммюнике».

Анатолий Иванов. Оскорбленная любовь
«Кто знает, быть может, погружение в эпоху Саши Черного, где «люди ноют, разлагаются, дичают», поможет нам что-то понять в себе, в нашем взбаламученном времени, подойти ответственно к своей нравственной позиции».

Юрий Левинг. Владимир Набоков и Саша Черный
Известный литературовед на конкретных примерах демонстрирует, насколько сильное влияние оказала литературная деятельность Саши Черного на творчество Владимира Набокова.
«Набоковский опыт использования творческих находок старшего друга ограничивался в одних случаях калькированием тематических решений, в других мелкие комедийные положения служили ему ядрами в построении будущих сюжетных линий. Совершались эти заимствования с легкостью и даже, по-видимому, с удовольствием».

В.А. Карпов. Проза Саши Черного в детском чтении
Автор анализирует детскую прозу Саши Черного, касаясь, в частности, причин, по которым позднее творчество писателя, по времени совпавшее с его эмиграцией, посвящено в основном детям.
(формат pdf)

Н.К. Ярошевская. Границы художественного мира сборника «Детский остров» Саши Чёрного
«Произведения для детей Саши Черного, включённые им самим в сборник под названием «Детский остров», вышли в 1921 году. Книга реализует его желание отмежеваться от всяких политических программ и направлений и жить Робинзоном на тихом необитаемом острове…»

Вербицкая Виктория. «Чистая» сила «Солдатских сказок» Саши Черного о «нечисти»
В своей работе критик, как и многие другие исследователи, высказывает мысль о том, что эмиграция, повлекшая ностальгию, сыграла решающую роль в развитии творчества Черного. Тоска по Родине заставляет писателя обратиться в «Солдатских сказках» к русскому фольклору, дореволюционному быту народа. Автор статьи, в свою очередь, особое внимание уделяет использованию в рассказах Саши Черного типичных персонажей языческой и христианской мифологии.

Линор Горалик. Повесить всех собак!
Чрезвычайно живой анализ сборника рассказов Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Автор рассуждает об образе главного героя цикла, т.е. собаки породы фокстерьер. Основная идея такова: используя в качестве основного персонажа это милое домашнее животное, Черный получает возможность рассматривать самые обыденные вещи, не боясь прослыть «наивным моралистом». Кроме того, в образе пса автор статьи усматривает черты, традиционно приписываемые русской интеллигенции – рефлексию, острое чувство справедливости, конечно же, недовольство окружающей действительностью, естественно, в сочетании с абсолютным бездействием.

Е.А. Кузина. Принцип очуждения в русской прозе конца XIX – начала XX вв.: «Каштанка» А.П.Чехова и «Дневник Фокса Микки» Саши Черного
Автор обращается к термину «остранение», введенному В. Шкловским для обозначения процесса вывода понятий и явлений из области автоматического восприятия в область познаваемого. Шкловский, в свою очередь, опирается на теорию «очуждения», сформулированную Брехтом, согласно которой, для придания значимости обыденным явлениям и деталям, необходимо показать их под другим углом как нечто удивительное и непонятное. И Чехов в «Каштанке», и Черный в «Дневниках фокса Микки», реализуют эту задачу, представляя мир людей, через призму восприятия собаки. Безусловно, художественные подходы двух писателей имеют массу отличий, анализ которых также приводится в статье.

Константин Кедров. Рыцарь смеха
«Лермонтов с горечью восклицал, что жизнь такая нелепая, глупая шутка. Саша Черный эту шутку подхватил и, пока мог, шутил в унисон с этой жизнью. Шутил и даже не в унисон – в резонанс. Резонанс и стал пиком славы…»

DOMINO. Саша Черный: Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно – совсем не смеялся…
«Саша Черный живет в своих сатирах, в своих детских стихотворениях, в своих солдатских рассказах. Живет, пока его читают, а читать его будут всегда, потому что его поэзия – это смех, это чистый юмор без всякого налета…»

Поэзия

Стихотворения 1905–1906 гг. из книги «Разные мотивы»

«Сатиры» (1910 г.)
В этот сборник вошли стихотворения из циклов «Всем нищим духом», «Быт», «Литературный цех», «Невольная дань», «Послания», «Провинция», «Лирические сатиры».
«Сатиры и Лирика» (1911 г.)
В сборник включены циклы – «Бурьян», «Горький мед», «У немцев», «Хмель» («Иные струны»).
Стихотворения 1908–1914 гг., не вошедшие в книги

«Жажда» (1923 г.)
Циклы стихотворений «Война», «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея».
«Детский остров» (1925 г.)
Вошли циклы «Костер», «Зверушки», «Песенки».

О творчестве Саши Черного для детей и его изучении

Писать для детей Саша Черный, известный поэт-сатирик, начинает еще в России. В 1911 г. появляется стихотворение «Костер», а в 1912 г. он готовит детский альманах «Голубая книжка», в который войдет рассказ «Красный камешек» и песенка «Вечерний хоровод». В дальнейшем им опубликованы стихи для детей «Тук-тук!» (1913), «Живая азбука» (1914).

Первые же произведения многое определяют в дальнейшем развитии творчества Саши Черного для детей. В стихотворении «Костер» объединяющим становится игра, при этом взрослый оказывается частью общего действа, он участвует в разжигании костра, забавах вокруг него, а потом и в его тушении вместе с детьми. Такая устремленность к детям, способность находить радость от общения с ними, искреннее желание быть частью их мира сохранится на протяжении всего жизненного и творческого пути поэта.

В рассказе-сказке «Красный камешек» появляется маленький герой того типа и склада характера, который всегда будет отражаться в любимых героях Саши Черного как поэтических, так и прозаических произведений. Традиционные сказочные приемы органично вплетаются в повествование о маленьком любопытном, неугомонном ребенке, готовом броситься на помощь, даже если эту помощь он оказать не в состоянии, потому что еще мал. В нем живет естественный для ребенка интерес ко всему живому, что ползает, летает, жужжит, кукарекает, лает, мяукает и т. д. Зверюшки будут непременными участниками игр и забав детей, а также самостоятельными героями произведений Саши Черного.

Детская тема занимает особое место в его творчестве; какое-то невероятно трогательное отношение к ребенку, которое позволяет вести с ним одновременно серьезный и в то же время задушевный разговор. В поэзии и прозе для детей Саши Черного происходит взаимное обогащение: целый мир готов поэт открыть для ребенка, но и сам от общения с маленькими человечками, пусть через страницы книг и журналов, обретает смыл, а позднее и опору в жизни.

Едва ли не основным творчество для детей становится в эмиграции. И. Г. Минералова замечает: «Творчество Черного в эмиграции почти все посвящено детям» . Известный критик, автор многочисленных работ о детской поэзии, Владимир Приходько утверждает, что Саша Черный - «один из самых крупных детских писателей ХХ века» . А вот мнение другого исследователя: «вклад его в русскую детскую литературу трудно переоценить» . А. С. Иванов пишет о «Детском острове»: «лучшая из книжек Саши Черного для детей, ставшая вехой не только в его творческой эволюции, но и этапным явлением в истории развития отечественной детской литературы» . Вряд ли стоит сейчас объяснять, какое место в русской детской литературе занимает Саша Черный, и доказывать его значение, но, к сожалению, выросло не одно поколение детей, не знакомых с его творчеством. Эмиграция лишила его русских читателей, его имя оказалось под запретом на долгие годы.

В эмиграции у него выходит множество книг для детей:

1921 - поэтический сборник «Детский остров»,

1922 - переиздана «Живая азбука»,

1924 - стихотворная сказка «Сон профессора Патрашкина»,

1927 - отдельное издание «Дневника фокса Микки»,

1928 - отдельное издание «Кошачья санатория»,

1929 - «Серебряная елка: Сказки для детей»,

1929 - повесть «Чудесное лето»,

1930 - сборник рассказов «Румяная книжка»,

1933 - сборник рассказов «Белка-мореплавательница», опубликованный уже после смерти писателя. Перечислены основные крупные издания, но осталось множество стихотворений, рассказов, появлявшихся в периодике. Замысел «Библейских сказок» так и не был реализован до конца .

Это за рубежом, а на родине? Каталоги Публичной библиотеки могут рассказать увлекательную историю публикаций книг писателя и поэта в России. В 20-ые годы ХХ века выходит ряд детских книг поэта, они публикуются вплоть до 30-го года включительно . Выходят его стихи также в ряде сборников . Издательство, точнее, перепечатка публикаций эмигрантских произведений Саши Черного происходит без ведома автора, т. е. контрафакционным путем . После 1930 года многолетний перерыв. Основное издание книг поэта падает уже на 90-ые годы. Исключение составляют издания серии «Библиотека поэта», соответственно, 1960 г. - первое, 1962 г. - второе, а также публикация двух небольших детских книг в 1968 и 1976 гг. . Причем, последнее издание исключило вторую строфу из стихотворения-предисловия, открывающего «Детский остров», которая, с точки зрения редакции, дискредитирует образ советского поэта, над чем иронизируют сейчас исследователи :

Уж давным-давно пропели петухи…
А поэт еще в постели.
Днем шагает он без цели,
Ночью пишет все стихи .

Как видим, знакомство с детским поэтом Сашей Черным для современного читателя состоялось только спустя 70 лет после выхода первого издания «Детского острова». Самое первое полное издание произведений для детей и о детях - книга «Что кому нравится», составленная и подготовленная В. Приходько . Поэтому, несмотря на то, что детские книги поэта уже давно престарелого возраста, современный читатель лишь недавно открыл их для себя.

Произведения Саши Черного для детей составляют огромный пласт его творчества, а также всей русский детской литературы. Они несут в себе огромный заряд любви, доброты и еще ждут своих исследователей.

О творчестве Саши Черного написано немного, несмотря на постоянный интерес к литературе русского зарубежья. Выделяются несколько авторитетных имен в исследовании жизни и творчества известного сатирика.

На протяжении многих лет ведется исследовательская работа Л. А. Спиридоновой. Ей принадлежат критико-биографический очерк и комментарии к первому за долгие годы молчания изданию книги Саши Черного «Стихотворения» в серии «Библиотека поэта» ; монографии, в которых рассматривается ранняя поэзия и участие Саши Черного в журнале «Сатирикон» . В последнем опубликованном исследовании Л. А. Спиридоновой о комическом в литературе русского зарубежья представлена глава «Смех - волшебный алкоголь». А. Черный» о жизни и творчестве поэта и писателя в эмиграции. Работы ученого отличают богатым фактическим материалом, привлечением воспоминаний современников поэта, хранящихся в собственном архиве ученого. Исследователь также касается и детского творчества поэта.

Наиболее полное на сегодняшний день пятитомное собрание сочинений Саши Черного с подробными комментариями и статьями в каждом томе подготовлено А. С. Ивановым (1996) . В пятитомнике представлена хроника жизни и библиографический список современных писателю отзывов и рецензий. Статьи из пятитомника представляют собой, наверное,единственное полное исследование творческого пути А. Черного. Последний пятый том, содержащий стихи, рассказы и сказки для детей, завершает послесловие «Волшебник» . Непринужденно беседуя с читателем, А. С. Иванов через биографическую канву прослеживает путь детского писателя и поэта Саши Черного. Подробная биографическая статья открывает библиографический указатель произведений поэта и писателя, изданный в Париже . Многочисленные статьи биографического и аналитического характера опубликованы исследователем, как в России, так и за рубежом.

В. А. Приходько, автором работ по детской литературе, написан ряд литературно-критических статей, посвященных Саше Черному , подготовлено первое максимально полное издание его произведений для детей, открывающее писателя и поэта современному читателю .

В последние годы количество исследовательских работ о поэте-сатирике значительно увеличилось, но именно творчество Саши Черного для детей сейчас чаще всего находится в центре внимания . С недавнего времени отдельная глава о нем появилась в учебнике по детской литературе , можно отметить также ряд статей в различных словарях по детской литературе .

Диссертационных исследований, посвященных изучению творчества писателя и поэта немного. Среди последних научных исследований привлекает внимание работа А. В. Коротких «Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи» (2002) . Автор диссертации прослеживает развитие темы детства у современников, а также творчество писателя в контексте традиций детской литературы 19 - первой половины 20 вв.

Достаточно полно освещает сатирическое наследие писателя кандидатская диссертация Г. А. Погребняка «Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Черный)» (2003) , в которой в рамках исследования сознания «наивного человека» рассматриваются «Солдатские сказки» и «Дневник фокса Микки».

Как видим, интерес к творчеству Саши Черного достаточно стабилен, это один из благодатных материалов. Невероятно обаятельные, трогательные и забавные произведения Саши Черного для детей сейчас становятся органичной составляющей детского чтения, а также частью истории русской детской литературы.

Примечания

Минералова И. Г. Черный Саша // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта, Наука, 1997. - С. 478.

Приходько В. Он зовется «Саши Черный»… // Саша Черный. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993. - С. 6.

Карпов В. А Проза Саши Черного в детском чтении // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №4. - С. 30.

Иванов А. С. Саша Черный. Библиография. - Париж: Институт славяноведения, 1994. - С. 8.

В том же 1933 году выходят «Солдатские сказки», но, несмотря на свое название, они адресованы, скорее, взрослому читателю.

Катюша. - Ростов-на-Дону: Сев. кав. книга, 1926; Детский остров. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1928; Крокодил. Как кот сметаны поел. - Киев: Культура, Киев-печать, 1-я фото-лито-тип., 1928; Дети. - Киев: Культура, 1929; Дождик. - Киев: Культура, 1929; Индейский петух. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1930; Трубочист. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1930.

Альманах для детей / Под ред. Я. Тугенхольда. - М.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1924; Детвора. Сборник рассказов и стихотворений / Под ред. А. Насимовича. Кн. 1. - М.; Л.: Книга, 1926.

Иванов А. С. Комментарий //Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 554.

Кто? [Книжка-картинка]. - М.: Малыш, 1968. - 10 с.; Что кому нравится. - М.: Дет лит., 1976. - 25с.

Иванов А. С. Комментарий //Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 554. Приходько В. Он зовется «Саши Черный»… // Саша Черный. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993. - С. 6.

(Спиридонова) Евстигнеева Л. И. Литературный путь Саши Черного // Черный Саша. Стихотворения. - Л.: Сов. писатель, 1960. - (Сер. «Библиотека поэта»). - С. 23-67.

Например: (Спиридонова) Евстигнеева Л. Саша Черный // Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты «сатириконцы». - М.: Наука, 1968. - С. 159-208; Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература начала ХХ века. - М.: Наука, 1977.

Спиридонова Л. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья. -М.: Наследие, 1999. - С. 167 - 208.

Черный Саша. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 1996; переиздан в 2007.

Иванов А. С. Волшебник // Черный Саша. Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 523 - 548.

Иванов А. С. Саша Черный. Библиография. - Париж: Институт славяноведения, 1994.

Например: Приходько В. «Детский остров» С. Черного // Детская литература. - 1993. - № 5. - С. 40-46; Приходько В. А. Любит... и все // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 80-83 и др.

Черный Саша. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993.

Коротких А. В. Образ приготовишки в юмористической прозе Саши Черного // Филологический журнал. - Вып. 9. - Сахалин: СахГУ, 2000. - С. 111-115; Ковалева Т. В. Поэзия для детей Саши Черного // Литература русского зарубежья (1917-1939 гг.): Новые материалы. Т. 1. / Под науч. ред. А. М. Грачевой, Е. А. Михеичевой - Орел: Вешние воды, 2004. С. 142-145; Афонина Е. Л. Поэтика малышовых стихов Саши Черного («Детский остров») // Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч. тр. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - С. 30-40.

Арзамасцева И. Н. Саша Черный // Арзамасцева И. Н., Николаева А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - С. 255 - 258.

Минералова И. Г. Черный Саша // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиограф. словарь. - М.: Флинта, Наука, 1997. - С. 477 - 480; Казюлькина И. С. Черный Саша // Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. - Ч. 3. - М.: Либерия, 2000. - С. 483-488.

Коротких А. В. Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи. Дис. ... канд. филол. наук. - Южно-Сахалинск, 2002.

Погребняк Г. А. Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Черный). Дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2003.

Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг) - русский поэт.

Происхождение. Детство

Одесса. Шел 1880 год. 1 октября в еврейской семье Гликбергов родился сын Александр. Так случилось, что из пятерых детей в семье двое сыновей носили одинаковые имена - Саша.

А поскольку будущий поэт был черноволосым, то его для идентификации родные прозвали «черным», что и стало потом обоснованием для выбора псевдонима.

Чтобы обеспечить сына приличным образованием, родители решили покрестить его по русскому православному обычаю. Это дало возможность мальчику поступить в гимназию, которую, впрочем, он не закончил из-за своего строптивого характера, сбежав из родительского дома.

Жил где придется, питался подаяниями. Когда об этой истории рассказала одна из газет, некто К.К. Роше до того растрогался, что решил найти мальчика, взять его под свое покровительство и дать ему хорошее воспитание.

Роше был состоятельным человеком с добрым сердцем, к тому же, и весьма образованным. Он любил литературу, а особенно - поэзию, потому со всей страстью приобщал к этому будущего поэта, а потом стал постепенно развивать в нем творческий потенциал. Саша Гликберг оказался талантливым учеником, и даже его первые пробы в поэзии были незаурядными. Так неожиданный филантроп «благословил» молодого человека на поэтическую стезю.

Первые публикации

В 1901-02 годах Александр находился на военной службе, после чего некоторое время работал на Новоселенской таможне. И именно тогда появляется в печати первое творение молодого автора «Дневник резонера». Его опубликовала провинциальная газета «Волынский вестник». Местная интеллигенция проявила немалый интерес к произведению Саши Черного, что говорит о весьма успешном дебюте.

В 1905 году юноша переехал в Санкт-Петербург , где было гораздо больше возможностей для литературной самореализации. Это «сработало»: его начали печатать разные газеты и журналы («Маски», «Зритель», «Альманах» и другие издания), популярность поэта росла с каждой новой публикацией. И, казалось бы, все складывалось вполне удачно. Но не тут-то было.

Саша Черный оказался «неудобным» стихотворцем. Журнал «Зритель» закрыли из-за опубликования в нем сатиры «Чепуха» Саши Черного, а его сборник «Разные мотивы» цензура вообще не допустила к изданию. Все это приводило к конфликтам с хозяевами журналов и даже с властями, а в связи с этим - неприятие в обществе, своеобразная отверженность.

Учеба и творчество

Саша Черный выехал в Германию на учебу. С 1906 по 1908 год он был студентом Гейдельбергского университета, а параллельно продолжал свою писательскую карьеру, но его произведения по-прежнему были подвержены жесточайшей цензуре, не допускающей их публикации. Но это не усмирило поэта. По возвращении в Санкт-Петербург в 1908 году, он вновь принялся за работу.

На этот раз его талант оказался затребованным в знаменитом журнале «Сатирикон», а кроме того, его стихи печатались во множестве других изданий («Аргус», «Солнце России», «Современник», «Одесские новости», «Современный мир», «Киевские новости», «Русская молва»). И наконец-то выходят в свет его первые книги.

Годы Первой мировой

Первая Мировая война несколько «притормозила» взлет литературной карьеры Александра. Он был рядовым офицером в штате полевого лазарета. Но служба в армии не помешала его работе на литературном поприще. Он писал прозу, издавал свои сборники, кроме того, у него открылась и новая грань таланта: стал писать для детей.

Литературное наследие

Не все однозначно в творчестве Саши Черного, но тем не менее в его библиографии - больше 40 книг, огромное количество стихотворений, вошедших и не вошедших в сборники. Самые известные и значительные книги Саши Черного: повесть «Чудесное лето», «Несерьезные рассказы», книжки для детей «Белка - мореплавательница», «Сон профессора Патрашкина», «Кошачья санатория», «Румяная книжка» и другие.

Смерть в эмиграции

За свою недолгую жизнь Саша Черный немало постранствовал по миру, побывал в Берлине, Ницце, Париже, Риме, Киеве, Тбилиси, но окончательно эмигрировал в 1920 г., поселился в Берлине. Его стихи эмигрантского периода проникнуты мучительной ностальгией. В 1923 г. В Германии вышел том стихотворений «Жажда» - очень грустная книга о жгучей тоске по родине, об эмигрантском сиротстве.

Саша Черный умер в 1932 г. Сразу после пожара, который тушил вместе с другими людьми. Вернулся домой, лег в постель и больше не проснулся. До сих пор никто не знает, где похоронен выдающийся русский поэт. Некому и нечем было заплатить за могилу и погребальную церемонию.

На кладбище Лаванду, где похоронена жена Александра, дожившая до глубокой старости и умершая в 1961 г., теперь установлена памятная доска с именем поэта. А по большому счету, имя Саши Черного увековечено в его творчестве. Об этом позаботился его друг и наставник Корней Чуковский, по инициативе которого вышло многотомное издание всех произведений Саши Черного в серии «Библиотека поэта».

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми логопедической группы (6-7 лет) по теме «Саша Чёрный».

Подготовительная работа. Рассматривание фотографий Саши Чёрного и иллюстраций к его произведениям. Чтение и разучивание наизусть стихов Саши Чёрного. Организация выставки книг Саши Чёрного. Иллюстрация полюбившихся стихотворений Саши Чёрного вместе с родителями.

Ход досуга.

В музыкальном зале развёрнута выставка рисунков детей к произведениям Саши Чёрного; на мольбертах – фотографии поэтов. Звучит тихая, спокойная музыка.
Педагог : Пушкин…Лермонтов…Агния Барто… Чуковский… Кто эти люди и что их связывает?. (ответы). Конечно же, это великие поэты. А кто такой поэт? Кого из поэтов вы ещё знаете? Поэт Саша Чёрный. Посмотрите, сколько здесь фотографий великих поэтов, но вы должны выбрать одну – фотографию Саши Чёрного. (ребята находят нужную фотографию).
Педагог: Дети, сегодня на наш вечер поэзии пришли родители. Они хотят тоже познакомиться с творчеством поэта и узнать про него как можно больше.
Ребёнок : В семье Саши было пятеро детей. Двоих братьев звали Сашами: светлого – Саша белый, а тёмного – Саша чёрный. Настоящая его фамилия – ГЛИКБЕРГ.
Педагог : А родился наш поэт в Одессе. Где находится этот город? (ответы детей). Маленькому Саше мама пела колыбельные песни, но очень редко, так как была больна. Одно из стихотворений называется «Колыбельная для куклы». Послушаем его. (выходит девочка с куклой).
Баю, кукла, баю – бай,
Спи, а то придёт Бабай.
Мячик спит, и утка спит,
Ослик в сумочке храпит.

Если крепко будешь спать,
Дам конфетку полизать.
Встанешь, сказочку скажу –
Про слона… и про Жужу.

Интересно – ай – ай – ай!
Только раньше надо бай.

Ребёнок: В 9 лет Саша поступил в гимназию. Он уже тогда писал стихи. Больше всего ему нравилось писать про животных. Послушайте стихотворение «Слон».

1-й ребёнок:
Слоник, Слоник, настоящий слон живой,
Отчего ты всё качаешь головой?
2-й ребёнок:
Оттого, что потому, что потому –
Всё я думаю, дружок, и не пойму…
Не пойму, что человек, такой малыш,
Посадил меня в клетушку, словно мышь…
Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать…
1-й ребёнок:
Слоник, Слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой…
Я принёс тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!
Можешь мыть его, и нянчить, и лизать…
Ты не будешь головой теперь качать?..

Педагог: Почему же Слонику так грустно? (ответы). Да, он в клетке, он одинок, но у маленького мальчика очень доброе сердце и он дарит слонику друга – маленького игрушечного слонёнка.
А вы видели когда – ни будь сверчка? (ответы). Может, слышали, как он поёт? Я тоже никогда не видела сверчка, но думаю, что он похож на большого кузнечика. Дело в том, что он обычно поёт поздно вечером или ночью. Давайте прочтём гостям стихотворение «Сверчок».

Что поёт сверчок за печкой?
«Тири – тири, надо спать!».
Месяц выбелил крылечко,
Слон взобрался на кровать…

Он в лицо Катюше дышит:
«Ты, коза, закрой глаза!».
Катя слышит и не слышит,
За окном шуршит лоза.

Кто там бродит возле дома?
Мишка с липовой ногой,
Дочка сна, колдунья – дрёма?
Чёрт ли с Бабою - Ягой?

Ветер просит за трубою:
«Пи! Мне холодно! Пусти!»
Это что ещё такое?
В лес, на мельницу лети…

Катя ждёт, поджав коленки.
Тишина…И вот опять
Друг – сверчок запел со стенки:
«Тири – тири, надо спать!».

Педагог : Я думаю, что сверчок так и будет жить в доме, стрекотать по вечерам, убаюкивая детей.
Саша, как и все дети, очень любил игрушки и мог часами разглядывать их в игрушечном магазине. Даже став взрослым, он иногда покупал какую – ни будь игрушку, приносил её домой, ставил на стол и забавлялся ею.
А вот это стихотворение Саша написал для своей сестрёнки. «Плакса».

Ребёнок:
Визг и слёзы. По дорожке
Мчатся голенькие ножки.
Пляшут бантики на юбке,
Нос горит, раскрыты губки.
Вот блоха!
Уронила с маком пышку –
Испугалась пе – ту – ха!...
То ли дело быть мальчишкой –
Ха – ха – ха!

Педагог: У Саши Чёрного не было детей, но если бы они были, то он бы им пел на ночь такую песенку.

Ребёнок:
Синий – синий василёк,
Ты любимый мой цветок!
У шумящей жёлтой ржи
Ты смеёшься у межи,
И букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой.
Кто синее василька?
Задремавшая река?
Глубь небесной бирюзы?
Или спинка стрекозы?
Нет, о нет же… Всех синей
Глазки девочки моей!

Педагог: Да… папы и мамы очень любят своих детей и готовы целыми днями отвечать на их вопросы. А какие вопросы задают им дети, мы сейчас узнаем. Стихотворение «Приставала».

1-й ребёнок:
Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
2-й ребёнок:
Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
3-й ребёнок:
Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
4-й ребёнок:
Отчего у няни
Волосы в сметане?
5-й ребёнок:
Отчего у птичек
Нет рукавичек?
6-й ребёнок:
Отчего лягушки
Спят без подушки?
Педагог:
Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.

Да, у детей всегда в запасе сотни вопросов. Ну, а сейчас я вам буду задавать вопросы. А вы отвечайте. Обыгрывание стихотворения «Скрут». (физкультурная пауза).

Кто живёт под потолком?
-Гном!
У него есть борода?
-Да!
И манишка, и жилет?
-Нет!
Как встаёт он по утрам?
-Сам!
Кто с ним утром кофе пьёт?
-Кот!
И давно он там живёт?
-Год!
Кто с ним бегает вдоль крыш?
-Мышь!
Ну, а как его зовут?
-Скрут!
Он капризничает, да? -Ни-ког-да!

Педагог: А сейчас, ребята, я хочу пригласить вас в зоопарк. (дети подходят к импровизированной клетке, в которой находится крокодил). Ребёнок читает стихотворение «Крокодил».

Я угрюмый крокодил
И живу в зверинце.
У меня от сквозняка
Ревматизм в мизинце.

Каждый день меня кладут
В длинный бак из свинца,
А под баком на полу
Ставят керосинку.

Хоть немного отойдёшь
И попаришь кости…
Плачу, плачу целый день
И дрожу от злости…

На обед дают мне суп
И четыре щуки:
Две к проклятым сторожам
Попадают в руки.

Ах, на нильском берегу
Жил я без печали!
Негры сцапали меня,
С мордой хвост связали.

Я попал на пароход…
Как меня тошнило!
Ух! Зачем я вылезал
Из родного Нила?
Эй, ты, мальчик – толстопуз,
Ближе стань немножко…
Дай кусочек откусить от румяной ножки!

Педагог: Скажите, как живётся крокодилу в зоопарке? (ответы детей)
Давайте поможем ему освободиться. (Ребята «разбирают» клетку и выпускают крокодила в воду). Вот так-то лучше!
Поглядите, ещё одна клетка. Давайте посмотрим, кто находится в ней?
(Приоткрывают и видят мартышку).
Ребята, а сейчас наши родители прочтут вам стихотворение «Мартышка».
-Отчего ты, мартышка, грустна
И прижала к решётке головку?
Может быть, ты больна?
Хочешь сладкую скушать морковку?

Я грустна оттого,
Что сижу я, как пленница, в клетке,
Ни подруг, ни родных – никого,
Ни зелёной развесистой ветки…
В африканских лесах я жила,
В тёплых, солнечных странах;
Целый день, как юла,
Я качалась на гибких лианах…
И подруги мои –
Стаи вечно весёлых мартышек-
Коротали беспечные дни
Средь раскидистых пальмовых вышек.
Каждый камень мне был там знаком,
Мы ходили гурьбой к водопою,
В бегемотов бросали песком
И слонов обливали водою…
Здесь и холод и грязь,
Злые люди и крепкие дверцы…
Что я сделала им?
Ты добрей их, ты дал мне морковь,
Дал мне свежую воду,-
Отодвинь у решётки засов,
Отпусти на свободу!..

Бедный зверь мой, куда ты пойдёшь?
Там на улице ветер и вьюга.
В переулке в сугробе заснёшь,
Не увидев горячего юга…
Потерпи до весны лишь,- я сам
Выкуп дам за тебя, и уедем
К африканским весёлым лесам.
К чернокожим соседям.
……………………………………………………..
А пока ты укройся теплей
И усни. Пусть во сне хоть приснится
Ширь родных кукурузных полей
И мартышек весёлые лица.

Педагог: Саша Чёрный в Берлине (этот город находится в Германии) посетил зоопарк и, под впечатлением увиденного, написал эти стихи про животных. Как вы думаете, что же будет с мартышкой дальше? (ответы детей). Я тоже надеюсь, что придёт добрый человек, выкупит её и отвезёт в Африку, к таким же мартышкам, как она.
Сейчас я предлагаю вам проиллюстрировать одно из стихотворений Саши Чёрного. Каждый возьмите со стола листок с заданием (педагог зачитывает каждому, что он будет рисовать и дети садятся за приготовленные столы с карандашами, красками, листами бумаги, кисточками, мелками и рисуют, родители помогают). Ребята, теперь займите место, которое указано на заданиях (дети встают друг за другом и в намеченном порядке вывешивают рисунки на стенде). Хотите узнать, какое стихотворение получилось? Послушайте (название стихотворения не проговаривается).

Стихотворение «Перед сном».
Каждый вечер перед сном
Прячу голову в подушку:
Из подушки лезет гном
И везёт на тачке хрюшку,
А за хрюшкою дракон,
Длинный, словно макарона…
За драконом красный слон,
На слоне сидит ворона,
На вороне стрекоза,
На стрекозке – тётя Даша…
Чуть прижму рукой глаза –
И сейчас же все запляшут!
Искры прыгают снопом,
Колесом летят ракеты.
Я смотрю, лежу ничком
И тихонько ем конфеты.
Сердцу жарко, нос горит.
По ногам бегут мурашки,
Тьма кругом, как страшный кит,
Подбирается к рубашке…
Тише мышки я тогда.
Зашуршишь – и будет баня:
Няня хитрая, беда,
Всё подсмотрит эта няня!
«Спи, вот встану, погоди!».
Даст щелчка по одеялу,-
А ослушаешься – жди
И нашлёпает. Пожалуй!
Педагог : Вот такие картинки посещали, наверное, Сашу Чёрного, когда он ложился спать.
А вы о чём думаете, когда остаётесь одни перед сном? (ответы детей). Скажите, как бы назвали это стихотворение? (ответы детей). А называется очень просто – «Перед сном».
Мы с вами прочтём ещё много добрых, умных, весёлых стихотворений у Саши Чёрного, а из ваших рисунков смастерим книжку.

Саша Чёрный, Александр Михайлович Гликберг (1880-1932) – русский поэт и прозаик, его творчество относится к Серебряному веку, особенно прославился своими лирико-сатирическими фельетонами в стихотворной форме.

Раннее детство

Саша появился на свет в городе Одессе 1 октября 1880 года. Родители имели еврейское происхождение, отец работал провизором и агентом химической лаборатории. Позже семья перебралась в город Белая Церковь, где и прошло детство будущего поэта.

В семье было пятеро детей, двоим из них родители дали одинаковое имя – Саша. И так повелось у Гликбергов, что светлого ребёнка (блондина) звали Саша Белый, а тёмного (брюнета) Саша Чёрный. Таким образом, из детского семейного прозвища и появился будущий псевдоним поэта.

Саша Чёрный заметно отличался от своих сестёр и братьев. У него была буйная фантазия, он постоянно что-то мастерил, выдумывал, проводил опыты. То смешивал серу, зубной порошок и вазелин, чтобы получить непромокаемый порох, то пытался из сока шелковичного дерева изготовить чернила. В общем, квартира Гликбергов иногда напоминала химический завод. За такие опыты Саше нередко приходилось получать от отца, который отличался строгостью и крутым нравом.

Гликберги были зажиточными людьми, но малокультурными. Нельзя сказать, чтобы у Саши было счастливое детство, мальчик рос замкнутым и нелюдимым.

Обучение

В те времена ребёнку из еврейской семьи получить достойное образование было практически невозможно. Поэтому сначала Саша обучался на дому.

Для того чтобы мальчик мог поступить в белоцерковскую гимназию, родителям пришлось крестить его в русской православной церкви. Ребёнок начал обучение в гимназии уже в 10-летнем возрасте, учеба давалась ему нелегко, за плохую успеваемость парня несколько раз отчисляли. К постоянным домашним наказаниям добавился новый страх гимназистского ига.

В 15-летнем возрасте он не выдержал и сбежал из дома, бросив обучение. Кстати, ранее на такой же шаг решился и старший ребёнок семьи Гликбергов, а Саша Чёрный последовал его примеру.

Сначала мальчишку приютила у себя родная тётка по отцу. Она привезла Сашу в Петербург, где он поступил в гимназию, чтобы продолжить обучение. Но вскоре юноша был отчислен оттуда, не сдав экзамен по алгебре.

Положение Саши было катастрофическое: денег на жизнь не было совсем, он писал отцу и матери, просил помочь, но родители не отвечали на письма сына-беглеца. Парень стал нищим и занялся попрошайничеством.

В 1898 году в одной из крупнейших петербургских газет «Сын отечества» начинал работу молодой журналист Александр Яблонский. Он узнал о несчастном юноше, которого бросила семья, и написал репортаж о горестной судьбе подростка.

Житомир и крёстный папа К. Роше

Статью прочитал один весьма состоятельный господин из Житомира Константин Роше, много времени и средств уделявший благотворительности. Он забрал юношу к себе, предоставив ему кров и дав образование. Житомир стал по-настоящему второй родиной для Саши, а Константина Константиновича Роше он всегда считал своим крёстным отцом.

Роше обожал поэзию, свою любовь к стихам он прививал и Саше, а вскоре обнаружил, что парень и сам имеет неплохой поэтический дар.

Константин Константинович помог Саше устроиться на работу мелким чиновником в Службе сборов. Одновременно с работой молодой человек начал писать стихи.

В 1900 году его призвали на военную службу. В Житомире базировался пехотный полк, в котором Саша и прослужил 2 года в качестве вольноопределяющегося.

После службы он поехал в небольшой городок Новоселицы, где устроился работать таможенником на границе с Австро-Венгрией.

Но вскоре он вернулся в Житомир, где начал сотрудничать с газетой «Волынский вестник». В 1904 году было напечатано его первое стихотворное произведение «Дневник резонёра», начинающий поэт подписался «Сам по себе». Местную житомирскую интеллигенцию заинтересовало произведение, и вскоре Саша получил кличку «поэт».

Петербург

К сожалению, газета «Волынский вестник», в которой Саша стал регулярно печатать свои стихи, закрылась. Но молодого человека уже очень сильно увлекла литературная деятельность, и он принял решение переехать в Санкт-Петербург. Здесь он сначала жил у родственников Роше, они же помогли ему устроиться работать в железнодорожную налоговую службу.

Он служил небольшим чиновником, а его непосредственной начальницей была женщина – Мария Ивановна Васильева. Саша и Маша очень отличались друг от друга – и по положению, и по образованию, к тому же женщина была намного его старше. Несмотря на такие различия, они сблизились и в 1905 году поженились. Это дало молодому поэту шанс оставить работу в железнодорожной конторе и полностью заняться литературой.

Сотрудничать он стал с сатирическим журналом «Зритель». В выпуске под номером 23 было напечатано стихотворение «Чепуха», и впервые под произведением стояла подпись – Саша Чёрный. Это был ноябрь 1905 года. Стихотворение имело успех, и Сашу сразу же стали приглашать во многие сатирические издания.

Его начали печатать несколько журналов и газет:

  • «Журнальчик»;
  • «Леший»;
  • «Альманах»;
  • «Маски».

Популярность Саши Чёрного среди читателей росла. Однако этот факт омрачился тем, что после его сатирических стихов закрыли журнал «Зритель», а сборник поэзии «Разные мотивы» вообще запретили цензурой из-за политической сатиры.

Всё это привело к тому, что в 1906 году Саша Чёрный уехал в Германию, там он был слушателем лекций в Гейдельбергском университете.

Расцвет творчества

В 1908 году Саша вернулся в Санкт-Петербург, где как раз только открылся новый журнал «Сатирикон» и он, наряду с другими известными поэтами, стал его постоянным автором. Более того, с 1908 по 1911 год он занимал позицию бесспорного поэтического лидера «Сатирикона», благодаря журналу Саша имел всероссийскую славу. Корней Чуковский говорил о нём:

Его стихи действительно были в то время у всех на устах. Читатели любили их за искромётный юмор, особенную желчь и горечь, хлёсткую сатиру, простодушие и в тоже время дерзость, остроумные замечания и наивную детскость. Газеты и журналы просто боролись за право печатать поэзию Саши, он, как и раньше, сотрудничал со многими издательствами:

  • «Русская молва» и «Современный мир»;
  • «Киевская мысль» и «Солнце России»;
  • «Современник» и «Аргус»;
  • «Одесские новости».

Один за другим выходили в свет сборники его поэзии: «Невольная дань», «Всем нищим духом», «Сатиры».

Но в 1911 году без причин и объяснений Саша Чёрный ушёл из «Сатирикона». Возможно, сказалось внутреннее состояние души, молодой поэт почувствовал, что исчерпал себя в этом направлении. В том же году он дебютировал в литературе детской:

  • стихотворение «Костёр»;
  • вслед за ним в 1912 году вышло первое его прозаическое произведение – рассказ для детей «Красный камушек»;
  • в 1914 году знаменитая «Живая азбука» в стихах;
  • в 1915 году сборник детских стихотворений «Тук-тук».

Со временем произведения для детей заняли основное место в творчестве Саши Чёрного.

Революция и война

В 1914 году, когда была объявлена война с Германией, Сашу призвали на фронт. Ужасы войны оказались для поэта тяжёлым испытанием, он впал в жуткую депрессию, его поместили в госпиталь. А потом он продолжил свою службу в медицинских частях: был смотрителем госпиталя в Гатчине, затем отправился на фронт с Варшавским сводным полевым госпиталем № 2, помогал смотрителю в полевом запасном госпитале Пскова.

В конце августа 1918 года, когда Красная Армия вступила в город Псков, Саша покинул его вместе с другими беженцами. Революцию он не принял. Поэт делал попытки примириться с новой властью, но ничего не получилось, несмотря на то, что большевики предложили ему возглавить газету в Вильно. Чёрный выехал из России в 1920 году.

Эмиграция

Сначала он с супругой переехал в Прибалтику, в город Ковно. Затем перебрались в Берлин. Здесь он продолжал заниматься литературной деятельностью. Поэт сотрудничал с издательствами «Сполохи», «Руль», «Воля России», «Сегодня». В журнале «Грани» Саше довелось поработать редактором.

В 1923 году вышла в свет книга с его стихами «Жажда», изданная на собственные средства. Все произведения были пропитаны тоской по родине, в их строках проглядывалось горестное положение поэта «под чужим солнцем».

В 1924 году Чёрный переехал во Францию. Здесь он приложил все усилия, чтобы сделать популярной русскую литературу за границей. Сотрудничал сразу с несколькими парижскими журналами и газетами:

  • «Последние новости»;
  • «Перезвоны»;
  • «Сатирикон»;
  • «Иллюстрированная Россия»;
  • «Возрождение».

Он являлся организатором литературных вечеров, ездил по всей Франции и Бельгии с чтением своих стихов для русскоязычных слушателей, каждый год принимал участие в «днях русской культуры». Саша Чёрный выпустил детский альманах «Русская земля», в котором рассказывалось о русском народе, его истории и творчестве.

В годы эмиграции Чёрный особенно много работал над прозой. Им было создано множество замечательных произведений для детей:

Смерть

В 1929 году в южной части Франции, в небольшом местечке Ла Фавьер, Саша купил надел земли и выстроил дом. Это место стало поистине культурным русским центром за границей. Здесь собиралось много музыкантов, художников, русских писателей, часто приезжавших и подолгу гостивших у Чёрного.

5 июля 1932 года рядом с домом Саши случился пожар, загорелась соседняя ферма. Он, ни на секунду не задумываясь о последствиях для своего здоровья, побежал на помощь соседям, участвовал в тушении пожара. Придя домой, прилёг отдохнуть, но больше с постели не поднялся, умер от сердечного приступа.

Его похоронили на французском кладбище Лаванду. Самый близкий и дорогой человек для Саши Чёрного – супруга Мария Ивановна – скончалась в 1961 году. С этого времени за их могилами некому было присматривать и оплачивать, супруги не имели детей. Поэтому настоящее точное место захоронения поэта было утеряно. В 1978 году на кладбище Лаванду установили мемориальную табличку, на которой написано, что на этом кладбище покоится поэт Саша Чёрный.

Осталась лишь память и его бессмертная поэзия. На стихи Саши Чёрного были написаны песни и исполнены такими популярными российскими певцами, как группа «Сплин», Жанна Агузарова, Аркадий Северный, Максим Покровский, Александр Новиков.