Зимой даже привычные вещи даются с трудом. Сокращение светового дня приводит к тому, что мы путаем день с ночью: выходим из дома, когда еще темно, а возвращаемся во время сумерек. Результатом низкой температуры воздуха может стать и быстрая утомляемость. Но если взглянуть на зиму глазами ребенка, восприятие этого сложного времени года изменится кардинально. Вспомните, как малыши радуются первому снегу? Они удивляются, будто видят сказочное белое царство вместо родного двора. Потом бегут на улицу, не боясь мороза, собирают друзей и со смехом лепят снеговика, сияя здоровым румянцем. Детям все равно, что зимой день короче, потому что он насыщен играми. Почему бы вам во время ближайшего уик-энда не вспомнить эти счастливые моменты?

«Возвращение в детство может пониматься как возвращение к чему-то естественному, природному, то есть к себе настоящему. Это особенно важно, если нарастает внутренний конфликт, вызывающий ощущение потери пути, ложных ориентиров, самоотчуждения», – комментирует юнгианский психоаналитик Лев Хегай.

Во время выходных наградите себя походом в парк, чтобы сбросить груз рабочей недели: самозабвенно играйте в снежки, вообразите себя чемпионом фигурного катания или устройте соревнование на беговых лыжах. Всего пара часов, проведенных «в детстве», избавят от нервного напряжения и снимут груз ежедневных забот.

«Взрослая жизнь закрывает нам возможность в проявлении эмоций, но стоит попробовать, и вы удивитесь, насколько это нормально и естественно. Дело в том, что стресс замораживает нас, блокирует творчество, а человек играющий – это прежде всего человек творческий», – поясняет детский психоаналитик Анна Скавитина. Стоит задать себе вопрос: «Почему бы нет, ведь взрослый все решает сам?» – а потом (самое сложное) перебороть страх усилием воли. Дети или друзья, которым вы доверяете, станут .

Лев Хегай замечает, что одно из значений детства – это новое начало, и за детскими играми взрослых стоит желание родиться заново, то есть надежда на творческое обновление жизни. Конечно, устроить себе «праздник непослушания» можно и летом. Но зимой это особенно актуально: «Конец годового цикла, самое темное время, смерть старого солнца и рождение нового. Вместе с младенцем Иисусом мы как бы рождаемся заново, находим новые смыслы своего бытия, открывая в себе неиссякаемый источник жизнеутверждающего творчества. Поэтому зимние развлечения имеют особое значение», – добавляет психоаналитик.

Итак, зима - самое удачное время для возвращения в детство. Сама природа дает нам возможности для этого. Кроме привычных игр на свежем воздухе, появились десятки вариантов зимнего отдыха вместе с детьми или «вместо» них – от снегоходов до поездок в собачьей упряжке. О какой черной полосе может идти речь, когда все вокруг укрыто белым?

Деменция – процессы деградации памяти, мышления, нарушение поведения и утрата навыков. По своей сути это не заболевание с одной конкретной причиной, а комплекс симптомов – синдром, проявляющийся в пожилом возрасте.

Постепенная утрата когнитивных функций (способности четко мыслить) с возрастом – естественный процесс старения. Однако близким пожилого человека все же следует понимать, что слишком быстрое прогрессирование такого состояния ненормально и требует помощи специалиста. Если есть подозрения на деменцию, обязательно нужно пройти психодиагностику .

Причины развития деменции

Наиболее часто деменция диагностируется в возрасте от 65-70 лет. Для этой категории пациентов основной причиной развития синдрома является болезнь Альцгеймера – на нее приходится 60-70% случаев. Также к нему может привести инсульт, травма головы, различные болезни головного мозга и сердечно-сосудистой системы, инфекции и интоксикация.

Эти факторы являются предпосылкой к развитию деменции, однако прогрессирование симптомов напрямую связано с образом жизни человека. Наш мозг уникален, он умеет перепрофилировать свои клетки, таким образом компенсируя нанесенный болезнью урон. Этим объясняется, например, возможность восстановления некоторых функций, утраченных после инсульта – мозг просто осваивает их заново. Если человек находится в депрессивном состоянии, а это часто наблюдается у пациентов с утратой когнитивных функций, и из-за этого просто не может заниматься восстановлением, синдром будет стремительно развиваться. Доказано, что у людей, пребывающих в эмоционально подавленном состоянии, деменция выражена больше. А если подозрение на такой диагноз есть уже в 50-55 лет, это может говорить о сильном психоэмоциональном перенапряжении. Поэтому психологические тесты , которые выявляют депрессию, могут помочь в ранней диагностике деменции.

Симптомы деменции

Близким людям ни в коем случае не стоит списывать изменения характера пожилого человека на нормальные старческие проявления. Если вы обнаружили у своего родственника симптомы, перечисленные ниже, ему обязательно необходима психологическая диагностика .

· Заострение отдельных черт характера. Например, настойчивость превращается в упрямство, бережливость – в скупость.

· Забывчивость, касающаяся недавних действий и событий.

· Сужение интересов, зацикленность на одном действии или теме.

· Ухудшение аналитических навыков.

· Проблемы с концентрацией внимания.

В дальнейшем человек все больше утрачивает когнитивные навыки – не узнает родственников, не может самостоятельно себя обслуживать, дезориентируется в пространстве и так далее.

Характерным симптомом развития деменции является ухудшение характера. Человек становится нервозным, раздражительным, обидчивым. При ранней возрастной деменции в 50-65 лет депрессивные состояния на фоне проявления негативных черт характера иногда могут быть единственным признаком синдрома. Для уточнения диагноза можно пройти удобные психологические тесты онлайн , которые покажут вероятность деменции.

Что делать, если диагностирована деменция

Поскольку деменция является следствием определенных процессов или состояний, важно установить первопричину. Ведь лечение будет более эффективным, если наряду с психотерапевтом с человеком будет работать профильный специалист – невролог, кардиолог, инфекционист и прочие.

Деменцию невозможно вылечить полностью, поэтому задача терапии – максимально замедлить ее прогрессирование. Для этого необходимо создать психологически комфортную атмосферу и ни в коем случае не изолировать больного. Именно так мозг сможет перестраиваться и не утрачивать свои функции. Окружающим нужно постоянно побуждать человека к общению, получению позитивных эмоций, новым увлечениям.

Мне привиделось прошлое,

И сердце забилось быстрее.

Я начал терять контроль,

Я начал терять контроль…

Я почувствовал неуверенность -

Ты разлюбила меня!

Что-то дрогнуло во мне,

Что-то дрогнуло во мне…

Я не хотел мучить тебя.

Прости, что я довел тебя до слез…

Я не хотел мучить тебя -

Я просто ревнивый парень.

(Джон Леннон, «Ревнивый парень»,)

В этой песне из альбома «Imagine» Леннон описывает сразу два транса. Во-первых, из взрослого человека в настоящем он превращается в раненого ребенка в прошлом. Во-вторых, теряет контроль вов-Се не он, а внутренний ребенок, в которого он превратился, - именно этот ребенок боится, дрожит и ревнует. Этой песне больше подошло "Ь1 название «Ревнивый раненый ребенок», потому что ее герой превратился в ребенка (ему привиделось прошлое, и он стал младше, чем он был на самом деле).

Случалось ли с нами что-либо подобное? Партнер как-то не так взглянул на нас - и внезапно нас захлестывает буря эмоций. Это тем ная сторона нашего ребенка - схема, которая включается автоматически, перенося нас из настоящего в давно прошедшее.

Возрастная регрессия - это состояние, в котором вы действуете так, словно вы младше, чем на самом деле. Наблюдатель видит изо бражение травматического эпизода и продолжает хранить в памяти изображение раненого ребенка, где запечатлены его образ, мысли и чувства. Если какая-то ситуация напоминает эту картину, - ребенок снова воспроизводит прежние мысли и чувства, имеющие весьма от даленное отношение к реальности.

Возрастная регрессия - самый распространенный вид транса. Она непосредственно связана с моментом травмирующего опыта, которыи был слишком тяжелым или непонятным, чтобы его можно было принять и интегрировать. Поэтому наблюдатель сопротивляется восприя тию происходящего, предпочитая погрузиться в воспоминания. Поэтому вы, будучи взрослым, порой утрачиваете контроль над своими действиями, словами, чувствами, реакциями. Вы воспринимаете мир глазами внутреннего ребенка, ограничивая свое понимание, возможности и выбор.

Рассмотрим такой пример. Мать хочет, чтобы ребенок угождал ей. Она просит его делать то, что приятно мамочке, чтобы заслужить ее любовь, внимание и признание.

Такое требование слишком мучительно для ребенка, чтобы он мо его осознать. Просить ребенка отказаться от собственных желаний и, может быть, даже от себя самого ради того, чтобы угодить мамочке (а следовательно, выжить) - значит, отрезать ребенка от его глубинных потребностей. Пораженный и ошеломленный наблюдатель создает стратегию выживания «угодливый ребенок».

У него, однако, есть и другая сторона - злобная и агрессивная таящаяся под маской угодливости. Еще бы: разве вы не разозлитесь если вам придется заискивать, чтобы выпросить любовь? Многие из моих пациентов все время были слегка раздражены на весь мир. Когда пациент говорит мне: «Я все время зол на весь мир!» - я спрашиваю его: «Какая ваша потребность остается неудовлетворенной?» Злость и фрустрация - результат того, что вы не получаете желаемого-

Часто мы злимся и проклинаем весь мир вместо того, чтобы задать себе вопрос: «Чего я хочу и не получаю?»

Этот вопрос прерывает детскую злость и обиду, помогая взрослому осознать свои реальные потребности, остававшиеся до сих пор неудовлетворенными.

Обвинение

«Это такое облегчение - знать, кого можно обвинить во всем. Если вы страдаете, должен же кто-то быть виноват в этом… Мы часто обвиняем других в наших собственных решениях и действиях. В этом обвиняющем трансе кто-то всегда должен делать все для вас, а вы не несете никакой ответственности - ни за то, чтобы попросить желаемое, ни за то, чтобы сказать «нет», ни за то, чтобы сделать то, что вам хочется».

Конечно, нелегко прямо попросить своего партнера или супруга о том, чего вам хочется, так как темная сторона внутреннего ребенка желает получать, не прося ни о чем. Просить рискованно и опасно, так как ребенка уже наказывали за это. Родители часто говорили что-то вроде: «Что ты о себе воображаешь?» «Думаешь, деньги растут на деревьях?». В Индии (см. главу 14 «Псевдодуховность») считается, что выражение своих желаний, как и сами желания - источник всех людских проблем. Во многих ситуациях ребенок учится получать желаемое, не прося прямо, а действуя окольным путем. Иногда мама или папа служат ему примером, показывая ребенку, как получить желаемое без просьбы. Родители демонстрируют ребенку свои манипуляции, и годы спустя ребенок в душе взрослого злится на жену за то, что та «не понимает без слов» его сигналов. Очень часто люди жалуются, что их супруг или супруга не понимают, чего от них хотят, пока им не скажут °б этом прямо.

Как-то я работал с пациентом, который хотел разобраться в отношениях с матерью. Я спросил его: «Чего вы хотели от нее?» Он ответил: «Я хотел получать все, что я хочу, всегда, когда я этого хочу, безо Всякой просьбы». Когда взрослый услышал, чего хочет его внутренний Ребенок, он сумел освободиться от его желаний.

Отсекать собственные чувства больно. Часто ребенок делает вид, что его желания не так уж важны. Годы спустя он сам не знает, чего хочет. Знаменитый психиатр Вильгельм Райх в книге «Убийство Христа» сравнивает естественную жизненную силу и энергию с Христом. Райх предполагает, что родитель, пытаясь сделать ребенка удобным и отрезая его от естественных желаний и чувств, «убивает» его жизненную силу. Райх называет это «эмоциональной чумой». Райх утверждает, что когда наша жизненная сила подавлена или уничтожена, мы начинаем подавлять и уничтожать жизненную силу других людей. Иначе говоря, вы пытаетесь подавлять или уничтожать чужую жизненную силу ровно в той степени, в которой подавлена или уничтожена ваша собственная жизненная сила.

В последние годы на западе стали популярны древние целитель-ские системы акупунктуры, давным-давно известные в Азии. Почему? Мы поверили, как и Райх, что причина болезни - перекрывание естественного энергетического потока.

Например, если девочку считают непривлекательной, она может испытывать боль и пытаться протестовать против такого отношения. В глубине души, однако, внутренний ребенок создает транс: «Я некрасивая». Этот транс встречается очень часто, и ему могут сопутствовать мигрени, язвы и колиты. В конце концов, перекрывать свой естественный поток энергии - нелегкая работа.

Другой пример. Ребенок испытывает некую сильную эмоцию по отношению к маме. Мама называет эту энергию «злостью» и пресекает ее - словами, наказанием или отказом в любви. Этот поток энергии, отныне названный «злостью», должен куда-то деться. Куда же он девается? Ребенок переносит его внутрь себя, создавая злость на себя ненависть к себе, вину или депрессию. Недавно я работал с пациентом, у которого начинало болеть горло, когда он злился. Когда он сосредоточился на своем горле, перед его глазами возник образ папы. Когда я попросил его выразить папе свой гнев, у него перехватило горло. Я спросил его: «Что вы хотели бы сказать папе?» Он ответил: «Я бы хотел его задушить!». Когда я попросил его мысленно сделать это, его горло сжалось, словно ему захотелось задушить самого себя. Мы видим, как человек, будучи не в состоянии выразить злость по отношению к отцу, обращает ее против себя самого и «душит» себя. Результат: хроническая боль горла.

Сталкиваясь с проблемой, человек может внезапно «стать младше» - и тогда не только его чувства и эмоции, но и мысли становятся инфантильными. Можно предположить, что в любой проблеме содержится элемент возрастной регрессии, указывающий на присутствие внутреннего ребенка.

Внутренний ребенок взаимодействует с самим собой в прошлом, а не с другим человеком в настоящем. Я работал с разведенной женщиной, которая рассказала мне, что муж всегда считал ее шлюхой. Как она ни пыталась доказать, что он неправ, - все было бесполезно. Как-то раз во время завтрака она взглянула ему в глаза и увидела, что он «смотрит кино». Он уходил в прошлое. Вместо собственных отношений с женой он видел отношения ребенка с мамой, и эту картинку из прошлого переносил в настоящее.

Этот процесс, повторяемый ребенком, часто делает нас одинокими во взаимоотношениях с другими. Вместо того, чтобы общаться с другим здесь и сейчас, наш ребенок общается с родителями там и тогда. Ребенок становится гипнотизером, внушая взрослому неадекватные модели восприятия и поведения. И тогда мы теряем контакт с другим человеком и внешним миром, чувствуя одиночество, непонимание и отчуждение.

Женщина, пребывающая в трансе «Я некрасивая», скорее всего, привлечет человека, который будет считать ее именно такой. Общий транс их внутренних детей (ее и ее мужа) может быть повторением их старых семейных трансов. В сущности, оба - и муж, и жена - впадают в состояние возрастной регрессии, проецируя родителя на партнера и утрачивая связь друг с другом.

Когда взрослый «впадает в детство», в его восприятии образуются слепые пятна. Отношения не могут быть нормальными, если ни один из партнеров не находится здесь и сейчас.

Задача

1. Осознайте, когда вы «впадаете в детство».

2. Заметьте, в каких ситуациях это происходит и что является «триггером».

3. Посмотрите, где находится внутренний ребенок - около вас; внутри вашего физического тела; одновременно и там и здесь?

4. Понаблюдайте за личностью внутреннего ребенка.

5. Примите на себя ответственность за создание этой личности.

6. Осознайте, что вы - наблюдатель и творец как личности внутреннего ребенка, так и окна, через которое вы смотрите на мир его глазами.

7. Прекратите создавать личность внутреннего ребенка в качестве такого окна.


Возрастная регрессия - основной процесс, с помощью которого наблюдатель перемещается из настоящего в застывшее прошлое. Наблюдатель видит мир глазами темной стороны внутреннего ребенка, скрывая тем самым картину настоящего. Прерывание этого процесса освобождает наблюдателя от гипноза и помещает воспоминание туда, где ему и место, - в прошлое. Рассмотрим такой пример. Наблюдатель видит маленькую девочку в 1956 году. К ней пристает дядя Генри. Наблюдатель не способен в этот момент правильно понять происходящее и чувствует замешательство и хаос. В этом хаосе наблюдатель «включает стоп-кадр» и принимает решение: «Не верь мужчинам, и этого больше не повторится», пытаясь защитить девочку. В 1992 году 42-летняя женщина хранит в душе раненого ребенка, возникающего, когда Джон хочет вступить в интимные отношения с ней. Наблюдатель переносит взаимоотношения с дядей Генри в 1956 году в отношения с Джоном в 1992. Женщина «впадает в детство» и становится девочкой - застывшей и дрожащей неизвестно отчего.

В этом примере наблюдатель видит на картинке обиженную маленькую девочку и обидчика - дядю Генри. Оба персонажа живут во внутреннем ребенке - жертва и обидчик. Эти две части продолжают возникать при взаимодействии с мужчинами и годы спустя. При этом обидчик проецируется на мужчин, а женщина чувствует себя дрожащей жертвой; либо роль жертвы переносится на ребенка, а «мучитель» выходит наружу и мучает его. Именно «мучитель» (в качестве части внутреннего ребенка) причиняет боль другим детям; этим объясняется, что практически любой человек, тем или иным образом причиняющий детям боль, сам испытал ее в детстве.

Рассмотрим другой пример. Недавно я работал с пациенткой, которая жаловалась, что она ненавидит себя и слышит внутри головы голос, произносящий: «Ты плохая», «Тебя нужно наказать», «Я ненавижу тебя». Мы обнаружили, что в детстве ее мучил отчим, говоривший ей именно эти слова. Наблюдатель видел на картинке отчима и девочку, которую он бил. Оба жили внутри нее, и она слышала внутри головы голос, произносивший слова отчима. Эта часть слилась с ней и стала «мучителем». Поэтому голос мучителя (гипнотическое внушение) стал частью темной стороны ее внутреннего ребенка.

Эти голоса и дальнейшая заниженная самооценка были результатом транса, вызванного мучителем. Когда внутренний ребенок сливается с этим трансом, даже через много лет мучитель продолжает жить внутри него, гипнотизируя взрослого отвратительными внушениями. Застывшее воспоминание и сопротивление хаосу, возникшему в прошлой ситуации, - вот что заставляет наблюдателя постоянно рассматривать прошлое в качестве переднего плана, а настоящее отставлять назад. Разгипнотизирование возвращает все на свои места - на передний план выходит настоящее, а прошлое отступает назад.

Крайне важно обнаружить своего внутреннего ребенка и трансы, с помощью которых он удерживает проблемы. После этого наблюдатель сможет снова принять на себя ответственность за создание внутреннего ребенка. Ваша задача - наблюдать и исследовать трансы вашего внутреннего ребенка, которые вы прежде называли «проблемой» или «симптомом». Транс, который вы использовали в качестве защитного механизма в детстве, мы назовем «семейным трансом», так как вы (ребенок) были внушаемым, а ваши родители - гипнотизерами. Людей учили выживать, используя семейные трансовые навыки. Детей, не подчинявшихся семейному трансу, могли заклеймить как «плохих» или «проблемных». Люди впадают в трансы, не понимая, отчего они ведут себя по-детски. Таков процесс возрастной регрессии.

Вот еще один пример. Маленькая девочка сидит на коленях у папочки и учится быть «лапочкой», чтобы папочка купил ей новое платье. Годы спустя она сидит на коленях у мужа, превращаясь в такую же «лапочку», чтобы получить новое платье. Это тот же самый транс внутреннего ребенка.

Вы создаете ваш опыт, используя процесс возрастной регрессии, чтобы избежать встречи с настоящим. Ваша задача - пробудиться от этой сонной одури и стать наблюдателем и творцом вашего истинного опыта жизни здесь и сейчас. Когда вы проснетесь, когда вы освободитесь из этого детского состояния - вам станут доступны ресурсы, которые не были доступны, когда вы были ребенком.

Когда вы растождествляетесь с вашим трансом, множество проблем теряет власть над вами.

Следующий шаг Как справиться с возрастной регрессией

Вспоминайте.

Когда вы погрузитесь в воспоминания, когда возрастная регрессия полностью овладеет вами, - позвольте себе полностью войти в ту ситуацию, которой вы сопротивлялись. Иными словами, вам нужно взглянуть на хаос или травму, не нажимая на «стоп кадр» и не прерывая «фильм». Тогда вы сопротивлялись, не желая видеть этот фильм, - и теперь этот кадр возникает снова, и снова, и снова.


Шаг 1. Распознайте ваш транс.

Самое важное в освобождении от транса внутреннего ребенка - распознать его. Ричард Альперт (Рам Дасс) говорил: «Чтобы вырваться из тюрьмы, прежде всего надо понять, что вы находитесь в ней». (Рам Дасс «Единственный Танец»). Замечая вашего внутреннего ребенка и наблюдая за ним, вы становитесь наблюдателем - это первый важный шаг.


Шаг 2. Ответьте на следующие вопросы и запишите ваши ответы.

1) Местоположение. Где находится внутренний ребенок внутри вашего физического тела или в окружающем пространстве?

2) Самооценка. Когда вы сливаетесь с этим персонажем, изменяется ли ваше представление о себе? Каким образом?

3) Мироощущение. Когда вы сливаетесь с этим персонажем, изменяется ли ваш взгляд на мир? Каким образом?

4) Есть ли у этого персонажа какие-либо чувства или эмоции? Какие?


Шаг З. Теперь, когда вы больше узнали о личности внутреннего ребенка, задайте ему два вопроса и запишите ответы. Продолжайте задавать вопросы до тех пор, пока не узнаете ответ.

1) Чего ты не хочешь знать о себе?

2) Чего ты не хочешь испытывать?

Когда внутренний ребенок ответит вам, запишите его ответы.


Шаг 4. Домашняя работа.

После того, как вы узнаете ответы на вопросы, в течение следующей недели наблюдайте, как часто вы становитесь внутренним ребенком.


Шаг 5. Дайте этому персонажу имя: неудачник, жертва, манипулятор и т. п.

Каждый раз, когда он появится, или вы заметите, что сливаетесь с ним, - обратитесь к нему по имени. Это поможет вам растождествить-ся и больше не отождествляться с внутренним ребенком, а вместо этого стать наблюдателем происходящего здесь и сейчас.

Резюме

Исследование двух сторон внутреннего ребенка позволяет нам наблюдать за его действиями. Это самонаблюдение усиливает нашу осознанность. Осознанность помогает нам вырваться из механического детского транса. Чтобы избавиться от чего-либо, сначала нужно его изучить. Эти упражнения способствуют нашей осознанности, необходимой для изучения работы внутреннего ребенка, чтобы освободиться от него и вернуться в Настоящее.

Что такое "ВПАДАТЬ В ДЕТСТВО"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ВПАДАТЬ В ДЕТСТВО кто Глупеть, вести себя неразумно, несообразно возрасту. Имеется в виду, что лицо, реже - группа лиц (Х) совершает нерациональные действия и поступки. Обычно о старых людях. Говорится с неодобрением. неформ. ? Х впадает в детство. Именная часть неизм. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир. ? "Мурзилку" [детский журнал] вы привезите вашему Линёву. Почтенный бригадир при виде вас впадает в детство. Б. Полевой, Современники.Не все в старости "впадают в детство", - сказала Тёща. А. Зиновьев, Светлое будущее. Его не трогали, должно быть, оттого, что старый этот князь давно спился и впал в детство. К. Паустовский, Бросок на юг. - Наш командующий окончательно лишился ума. - И штаб его в детство впал. А. Новиков-Прибой, Цусима. ? (неформ.) - Отказался от хорошей должности, чтобы в деревне кур разводить?.. По-моему, ты начинаешь впадать в детство. (Реч.) ? Обычно не употр. культурологический комментарий: фразеол. восходит к древнейшему противопоставлению "детство - старость"; см. афоризмы античных авторов: Кто стареет, в том ум мальчика; Дважды дети - старики; Старый вторично ребёнком делается. (Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Т. 2. М., 1994. С. 313.) Компонент детство соотносится с совокупностью кодов культуры - с антропным, т. е. собственно человеческим, и с временны/м; они обозначают членение времени на отрезки и отношение человека к этому членению. Компонент впадать/впасть с предлогом "в", обозначающим место, направление куда-л., соотносится с антропным и пространственным кодами культуры. В основе образа фразеол. лежит метонимическое отождествление детства и определённого состояния человека, проявляющегося в действиях и поступках. Образ фразеол. в целом создаётся метафорой, уподобляющей неадекватное, неразумное поведение человека его перемещению в другое временно/е пространство - в детство, символизирующее в образе фразеол. такие качества человека, как неразумность, отсутствие рассудительности и др. см. также выражения телячий восторг, детские забавы, мальчишество, ребяческая затея и др. О неразумности как об общей черте детства и старости см. в фольклоре: Старый, что малый, а малый, что глупый; Старый (глупый), что малый, что ни увидят, то и просят; Стар да мал - дважды глуп; Старый что стареет, то дуреет; Человек два раза глуп живёт: стар да мал; Молодость не без глупости, старость не без дурости. фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о неразумности старого человека.