Представьте себе, что Вы все еще учитесь в школе. Скорее всего, Вам многое не нравится -отношение учителей к Вам, отношение учеников к учителям, способ обучения, способ проверки знаний и многое другое, если не все. А теперь попробуйте представить себе "идеальную" школу - такую, из которой убрали все то, что Вам не нравилось. Представили Тогда попробуйте обдумать, можно ли воплотить в жизнь этот идеал. Наверное, Вам кажется, что это невозможно А некоторых это не пугает, и они пытаются на самом деле создать такую школу, в которой детям хочется и нравится учитьСЯ ("учить СЕБЯ") и учить других, а учителя помогают им в этом.

Вы когда-нибудь слышали про школу Щетинина И младшие, и старшие дети там становятся учениками, учителями и методистами друг для друга. Но главной особенностью учеников этой школы является другое - каждый из них ищет свои ответы на важные вопросы: что такое Человек, Ученик, Учитель Родители Люди, которые рядом Родина Природа Космос Что это значит именно для меня Некоторым взрослым кажется, что дети не способны размышлять о таких "возвышенных взрослых понятиях" и воспринимать их. Но в школе Щетинина никто не согласится с таким мнением. И еще здесь говорят: человек пришел не приспосабливаться к миру, не копировать его, а строить и преобразовывать жизнь. Иначе как исполнится желание отцов, которые всегда хотят, чтобы дети жили лучше их

Несколько лет назад вышла телепередача "Пресс-клуб" о школе Михаила Петровича Щетинина в поселке Текос Краснодарского края. Сам этот факт говорит о том, что школа -явление яркое и уникальное. Но передача не стала спокойным и объективным рассказом об этой школе. В ней звучали обвинения: "сектантство", "замкнутость", "дети не осваивают знаний в соответствии с государственным стандартом". Сколько себя помнит педагогика, еще со времен Сократа толпа стремилась "побить каменьями" ярких учителей-философов за то, что они смущают юношество и преподают не по стандарту.

Конечно, система Щетинина, будучи уникальным явлением в мире современного образования, вызывает споры и неоднозначные оценки. Но аргументы "педагогических киллеров" (выражение Александра Радова, участника передачи) отличаются от аргументов спорящих со Щетининым по существу. Киллеры не спорят, они стремятся уничтожить.

Попытка "разгромить" школу Щетинина была не случайна. Многие чиновники, встречаясь с чем-то необычным, не укладывающимся в их привычные представления, непохожим на то, какой, по их мнению, должна быть школа, или каким должен быть педагог, или как должна быть устроена система образования, оказываются неспособными сосуществовать с этим непонятным и не вмещающимся в их сознание. То, чего я не понимаю, не имеет права на существование -вот их простая и убийственная логика.


Те, кто попытался понять основную концепцию школы Щетинина, отнеслись к этой школе иначе. С их точки зрения, Щетинин совершил величайшее образовательное открытие. Он открыл новое содержание образования. Он так построил уклад жизни в своей школе, на своем педагогическом "острове", что этот уклад и стал содержанием образования. Конечно, обычная школьная программа (учебные предметы) здесь тоже есть, школьники изучают и математику, и биологию. Но это материал, а содержанием стал жизненный уклад Текоса. Строительство домов, добывание пищи, защита жилища, искусство, общение друг с другом.

И еще: все педагоги давно уже говорят о том, что все дети разные, и у них не только разный ритм учения, но и разные области наиболее полного раскрытия способностей. Но пока только Щетинин смог сделать так, что разные дети движутся в учении своим, исключительно индивидуальным темпом. В школе Щетинина один и тот же ученик (например, десятиклассник) может изучать, например, физику - по программе 9 класса (потому что ему нужен более медленный темп), историю - по программе 11 класса, а архитектуру - по вузовской программе. Ему не нужно прекращать изучение всех остальных предметов до тех пор, пока он не сдаст все зачеты по всем предметам за определенный класс, он может изучать каждый предмет в своем темпе. Это и есть принцип "непрерывного обучения".

В "официальной" педагогической науке технология М.П. Щетинина называется словом "погружение". Подразумевается длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом (математикой, или физикой, или геограсрией, и т.п.). При этом уроки "основного" ("левополушарного") предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы ("правополушарными" предметами - музыкой, живописью, лепкой, танцами), а сами "погружения" повторяются через определенный промежуток времени.

Щетининым была высказана идея о том, что спад здоровья детей от класса классу во многом обусловлен неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров головного мозга. "Наша школа специализируется на развитии вербально-знакового мышления, а это означает, что почти все предметы, если пользоваться терминологией учения об асимметрии головного мозга, - "левополушарные", то есть формируют, так сказать, "алгебраическое" мышление. А тот тип мышления, который мы называем интуитивным, образным, собственно творческим, который обусловлен работой правого полушария головного мозга, в системе школьных предметов - в общей их пропорции в учебном плане - представлен ничтожно мало.

Что же получается Идут один за другим уроки математики, литературы, физики, химии - и часть мозга требует не просто отдыха, но восполнения затрат энергии. Другая же часть, которая накапливала энергию, настоятельно требует ее сброса. Сброса, как видим, практически не происходит. И те, и другие участки мозга оказываются в чрезвычайно дискомфортном состоянии. Мозг отключается. Ученик не работает, а если и работает, то с низкой продуктивностью. Этот дисбаланс приводит к тому, что две трети учебного времени как бы "спят". Вот почему нам необходим учебный план, в котором были бы представлены на равных предметы образно-эмоционального и понятийно-логического циклов".

Впервые учебный план, рассчитанный на технологию "чередующихся" уроков для всех классов, был утвержден в июне 1988 года для средней школы открывающегося Центра комплексного формирования личности детей и подростков (директор М.П. Щетинин) в станице Азовской Краснодарского края.

Очевидное уменьшение количества часов на "левополушарные" предметы приводит к задаче концентрации знаний или "прессования времени" (термин М.П. Щетинина). Тогда и возникла идея "погружения" как "способа познания". В качестве теоретической основы было взято учение о доминантной деятельности А.И. Ухтомского, для систематизации знаний - идеи укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева (он был консультантом эксперимента), для организации коллективной учебной деятельности - элементы методик В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, П.М. Эрдниева.

Первое "погружение" по такой технологии было проведено под руководством М.П. Щетинина в Зыбковской средней школе с 24 по 29 сентября 1984 года в 9 классе по алгебре (учитель О.А. Удод). "За 32 учебных часа был пройден курс года (первоначальное знакомство с предметом). Второе состоялось во второй четверти, спустя полтора месяца после первого, третье - через три месяца после второго, в начале марта, четвертое - в середине апреля. Каждое продолжалось от четырех до семи дней, но суть предмета, область знания, в которые погружался класс, были уже знакомы. Основные понятия, идеи курса, схваченные в первом погружении, получали дальнейшее развитие, конкретизацию, теоретические вопросы изучались глубоко, всесторонне.

В ноябре выводили уже знакомые формулы, доказывали теоремы, раскрывали систему понятий. В марте воспроизводили теорию на новом уровне - письменно, устно, с опорой на наглядность, модели... В середине апреля высший виток усвоения: придумывание задач, опыты, творчество". В этом же учебном году пробные "погружения" были проведены по физике, по химии, по географии. Постоянные консультации и научно-методическую помощь оказывали ученые Полтавского пединститута.

Модель "погружения", предложенная М.П. Щетининым, апробировалась в период с 1983 по 1985 гг. в условиях экспериментальной школы села Зыбково Онуфриевского района

Кировоградской области и с 1988 по 1994 год в условиях школы Центра комплексного формирования личности детей и подростков станицы Азовской Северского района Краснодарского края. Принципиальная разница работы в двух школах состоит в том, что в условиях зыбковской школы апробация модели "погружения" чередовалась с обычными урочными занятиями, а в условиях азовского эксперимента обучение всей школы постоянно велось "погружением" и в разновозрастных ученических коллективах.

"Погружение - это совместная активная работа учителя и учащихся (всех и каждого), наполненная конкретным, реальным содержанием и смыслом. В ней не только лучше и глубже усваиваются знания, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, сотрудничеству, деловому общению. В результате вырабатываются единые позиции, крепнет коллективный разум, развивается чувство долга, ответственности, формируются лучшие черты характера, социально значимая направленность личности. Ребята узнают друг друга, учителя, а он - своих учеников, их интересы, способности, работоспособность каждого, причины затруднений, конфликтов. Все это помогает педагогу вносить обоснованные коррективы в свою методику, проектируя дальнейшее развитие каждого школьника. В классах, где проводится погружение, более здоровый психологический климат".

Итак, модель "погружения в предмет", предложенная М.П. Щетининым, имеет следующие обязательные компоненты:

1. Чередование "контрастных" уроков, оговоренное принципиально новым учебным планом, позволяющим сделать равномерной нагрузку на оба полушария головного мозга.

2. Многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала.

3. Наличие "разности потенциалов" в знаниях учеников (либо из-за того, что отдельные ученики опережают своих товарищей по этому предмету, либо из-за того, что ученики разного возраста занимаются этим предметом вместе), позволяющей "включить" работу по взаимообучению.

4. Систематизация знаний, структурирование их и подача нового материала при помощи компактных структурно-логических схем (концептов).

5. Совместная работа учителя и учеников по планированию учебного процесса и его анализу. Важно не пренебрегать ни одним из этих компонентов - иначе технология перестает

"работать". Однако и при соблюдении всех этих правил такая система имеет свои недостатки. Пропуск учеником одного или нескольких дней занятий (по болезни или любой другой причине) приводит к серьезному отставанию в учебе от своей группы, причем, как показывает опыт, попытки самостоятельного освоения столь большого объема материала далеко не всегда бывают успешными. Обычно отставший ученик приглашается на занятия соответствующей "кафедры", где с ним занимаются либо консультанты из числа опережающих учеников, либо учитель, но основная задача работы этих "кафедр" - работа на опережение, а не наверстывание пропущенного.

Другой серьезной проблемой работы по технологии "погружения" является отсутствие подходящих учебников. Большинство учебников рассчитаны на поурочную подачу материала и не могут соответствовать требованиям "погружения", ибо они для этого не предназначены. Это приводит либо к поверхностному знакомству с учебником, либо к отказу пользоваться им. Опыт показывает, что это негативно сказывается на умении ученика самостоятельно работать с учебной книгой.

Третьим серьезным недостатком является отсутствие (пока!) серьезного обоснованного исследования, позволяющего с уверенностью сказать, через какой промежуток времени имеет смысл снова "погружаться" в предмет.

Дальнейшая многолетняя экспериментальная работа по апробации различных моделей "погружения" показала нецелесообразность "погружения" в предмет в начальной школе. Во избежание этой проблемы было решено вернуться к идее "погружения в образ" (первоначальное неудачное название - "тематическое погружение"), которая была реализована уже в условиях школы Азовского ЭСПК. Суть этой идеи осталась прежней - большинство уроков (независимо от предмета) всей недели в одном или нескольких классах работают на создание единого образа. Для усиления обучающего эффекта такая неделя может заканчиваться тематическим праздником, предполагающим обобщение знаний, полученных за неделю.

В школе АЭСПК были апробированы два варианта "погружения в образ". Первый был основан на календарно-бытовом принципе. Соответственно календарю (как земледельческому, так и Православному) "погружения" носили названия "родное", "Рождественское", "Пасхальное", "весеннее", "морское" (во время выездной школы), "космическое" (ко Дню Космонавтики),

"Пушкинское" (к юбилею А.С. Пушкина), "мамино" (к 8 Марта) и т.д. Все уроки недели пронизываются единой духовно-нравственной идеей, на которую не в ущерб программному материалу работают и чтение, и языки, и математика, и музыка, и изо, и хореография. Это позволяет наполнить их духовно-нравственным смыслом. Опыт показывает, что при таком подходе интерес к учению становится выше.

Второй вариант "погружения в образ" был разработан на базе курса отечественной истории и апробирован во вторых и третьих классах. Его суть заключается в том, что часть недель учебного года базировалась на темах отечественной истории. На первом уроке понедельника учитель истории делает ввод в тему недели. Затем в течение всей недели ведущий учитель на уроках языка, чтения, математики все время возвращается к данной теме, соответствующим образом готовя задания по языку, тексты для чтения.

Эксперименты продолжаются, школы работают, дети учатся - а у родителей возникает вопрос: с чего все это началось Откуда взялся такой учитель, которому захотелось изменить привычный порядок и учить детей по-другому Обратимся за ответом к книге самого М.П. Щетинина "Объять необъятное. Записки педагога". (Полный текст книги сегодня появился в библиотеке на нашем сайте - приходите!)

Все началось много лет назад, когда Михаил Петрович работал учителем в Кизлярской музыкальной школе. "Мы решили выяснить (насколько это было возможно в наших условиях), в чем отличие тех, у кого "получалось", от тех, у кого "не получалось". И причину успехов или неудач искали именно в этом отличии. Каковы интересы наших учеников Чем они любят заниматься и хотели бы заниматься в свободное время Каков их режим дня Что они успевают сделать за неделю Чтобы выяснить это, мы составили различные анкеты.

Данные исследования вначале разочаровали нас. Учащиеся "сильных" групп, казалось, не имели какого-либо яркого отличия от "средних" и "слабых". Мы уже стали думать, что наша затея ни к чему не привела. Но, перебирая еще и еще раз анкеты, мы вдруг обнаружили, что отличие есть. Оно заключалось в широте, количестве и глубине "побочных" интересов. А что, если успехи в музыке зависят в большей степени от уровня общего развития человека, нежели от каких-то особых, отдельных музыкальных способностей Может быть, и не бывает способностей в одном без способностей во многом Мы нашли еще одно подтверждение этому предположению, когда сопоставили результаты обучения одних и тех же учащихся в музыкальной школе с их успехами в общеобразовательной. Оказалось, что из 100 процентов наших отличников и "хорошистов" 98,3 процента учились на "4" и "5" и по общеобразовательным предметам.

Мы решили взять группу так называемых "музыкально малоодаренных", то есть в обычном смысле "бесперспективных" учащихся, и, влияя на формирование "побочных"(!) интересов, проследить, скажется ли это на качестве их музыкального исполнительства.

Первое время мы почти отказались от обычной формы урока по специальности. Читали стихи, писали рассказы, делали зарисовки, играли в спортивные игры, ходили в туристские походы на Терек, в лес, слушали у ночного костра таинственные истории. Музыкальные занятия были не основной частью нашей работы. На уроке нередко играл я сам, а ребята слушали. Тому, у кого "не получается", очень трудно, почти невозможно сохранить желание учиться. Поэтому, как самое драгоценное, берег я в них чувство любви к музыке. Главное - жизнь, рассказ о ней, о своих впечатлениях средствами музыки. Были уроки без единого музыкального звука, только горячие, возбужденные споры о чем-то на этот раз более важном, чем игра на инструменте.

Так прошел первый год. Во второй класс перешли все. На экзаменах мы выглядели не хуже других. А результаты второго года обучения превзошли даже наши ожидания. Уже зимой и весной на академическом концерте ребята - в числе лучших. А впереди третья весна, конкурс на лучшее исполнение музыкальных произведений. Решили готовиться все. На конкурсе учитывались культура, эмоциональность и, конечно, техника исполнения и сложность произведений. Мы пошли на риск: взяли пьесы очень высокой сложности. К тому времени у учащихся окреп интерес к музыке, появилась вера в свои силы. Мы много играли: музыкальный материал менялся к каждому(!) уроку. У нас было твердое мнение: одно и то же нельзя давать два урока подряд, надо беречь чувство, свежесть восприятия, внимание. Быстро играть, быстро двигать пальцами - значит быстро мыслить. А какое может быть мышление во время нудно-однообразных бесконечных упражнений! Походы с ночевкой в лес или к легендарному Тереку, рассказы о прочитанном, споры, стихи у костра, игры по-прежнему занимали большое место в нашей жизни. Каждый рос как личность. Это было главное.

И вот, наконец, конкурс "Белая акация". Какими словами передать то, что мы испытали, когда жюри единогласно решило все призовые места отдать представителям нашего класса Все призовые места наши! Победа! Как сейчас вижу, подходит ко мне заведующий отделением народных инструментов и говорит: "Этого не может быть... здесь что-то не так..." Он выжидательно смотрит мне в глаза, ища ответа, надеясь выведать некую тайну. "Как вы работаете над пьесами" - "Мы работаем над человеком".

Я вспомню это "не может быть" спустя десять лет, когда группа работников народного образования из Кабардино-Балкарской АССР, посетив среднюю школу-комплекс в Ясных Зорях -прямое продолжение Кизлярской музыкальной - оставит запись в книге отзывов: "То, что мы увидели в Яснозоренской школе, этого не может быть..." А учитель из Северодонецка, прочитав о нас, напишет мне гневные строки: "Вы вводите в заблуждение людей, утверждая, что человек может все! Сколько трагедий, неудовлетворенности, разбитых надежд оставит после себя этот красивый и насквозь фальшивый лозунг: "Человек может все!" Вы поступаете жестоко и бесчеловечно. Вы ему: "Ты можешь", а жизнь свое: "Нет!" Жизнь делила и будет делить на сильных и слабых. Вы ему говорите: "Ты сильный!" А он вдруг оказался, фактически^), не на словах, слабым, даже ничтожным. Что прикажете делать такому человеку Какой ему дадите совет Наука генетика доказала правоту моих слов. Так давайте будем смотреть не на небо, мечтая о "лучшей доле", а взглянем повнимательнее на действительное положение вещей... Талант-аномалия, дорогой коллега!"

С тех пор как впервые взволновала меня проблема таланта, прошло более двадцати лет. И можно, не опасаясь преувеличений, сказать: не было дня, чтобы не думал о ней. Чем объяснить неожиданный взлет таланта у одного и безуспешность усилий другого Где пределы человеческих возможностей Есть ли катализаторы талантливости Эти вопросы с утра вставали со мной и преследовали всюду, где бы ни был. А иной раз врывались и в сон. Казалось ответ где-то совсем рядом, вот сейчас, ухватившись за спасительную нить, вытяну его, но проходили дни, потом годы. "Найденное" обнажало свою мнимость.

И возникла мысль: а что если посмотреть на нашу сущность иначе По-другому взглянуть на наше тело, мозг Представить их как одно целое Очень красивое слово: разум. В нем слышатся два: раз и ум. Единый ум. Множество сведений, "слепков действительности" разом соединены в совокупное во взаимосвязи и отличии составляющих.

Можно ли вести обучение, воспитание без учета того, как они воспринимаются ребенком Ведь принимает или отталкивает то, что мы даем, не "нечто" с именем "ребенок", а живой человек, который дышит, двигается, чувствует, анализирует, обобщает, т.е. мыслит. Он -целостная биосистема, и недогрузка тех или иных ее структур приводит к снижению активности думающего "я".

Философия, психология, социология и другие науки дают новые и новые данные о человеке. А мы подчас ограничиваем круг поисков. Сегодня успехи в педагогике невозможны без осмысления истоков развития самой жизни, синтезирования всех знаний о человеке.

Эксперимент наш продолжается, в нем многое еще предстоит проверить. Однако пройденный путь, победы и поражения дают основание утверждать: в создании условий для своевременного развития всех внутренних сил ребенка, всех его задатков, заключается разгадка таланта. Поиски путей интенсификации учебного процесса, в частности короткий урок и ежедневный тренаж ведущих органов восприятия в разнообразных видах деятельности, направлены на то, чтобы выявить потенциальные возможности и способности каждого ребенка и обеспечить необходимое время для их становления и максимальной реализации.

С точки зрения воздействия на целостный организм ученика, на его психофизиологическую систему, учебный день школы - это фактически один изнурительно-долгий, прерывистый урок, склеенный из различных лоскутов сложной, в основном абстрактной, информации. На наш взгляд, необходима иная структура учебного дня. Гармоничность развития требует и гармоничного соотношения предметов, адресованных обеим сигнальным системам. Поэтому для развития первой сигнальной системы, равно как и второй, необходима систематическая и постоянная специальная учебно-тренировочная деятельность, рассчитанная на развитие и совершенствование трех ведущих анализаторов зрительного, слухового и двигательного!

Чувственный мир человека требует специально организованной учебно-тренировочной среды, где бы его не просто использовали, а продуманно, целенаправленно и всесторонне развивали. Уроки, от которых зависит качество мыслительной деятельности вообще, должны быть в школьном расписании каждый день. В настоящее время мы располагаем педагогической практикой, подтверждающей верность такого вывода. Об этом свидетельствует, например, опыт академика Р.В. Силлы в ряде общеобразовательных школ Эстонской ССР. Ежедневные уроки физкультуры в значительной мере способствуют улучшению успеваемости по естественно- математическим предметам. В пользу ежедневных уроков физкультуры, снимающих умственное утомление, являющихся физиологической предпосылкой нормального развития мозга, говорят исследования А. Аршавского, Ю. М. Протусенича, Т. В. Волковой. Достоверные научные данные свидетельствуют о положительном влиянии мышечной деятельности на все физиологические системы и функции детского организма.

Они согласуются с исследованиями отечественных и зарубежных физиологов и гигиенистов о пагубном влиянии гиподинамии на функциональное состояние человека. Так подтверждается верность выводов И.П. Павлова о взаимообусловленности двух сигнальных систем, о необходимости их параллельного развития. Если активизация даже одной или двух форм восприятия дает заметный сдвиг в улучшении мыслительной деятельности учащихся, то совершенствование всех форм должно привести к полному расцвету духовных сил человека. Систематическое, достаточно глубокое развитие и совершенствование первой сигнальной системы, несловесных форм мышления вернет в школу, по образному выражению Я. Корчака, бредущую "по свету Золушку - чувство".

Думая над совершенствованием ученического самоуправления, мы все яснее видели необходимость создания другой структуры самого коллектива. В конце концов пришли к разновозрастному объединению, блестяще зарекомендовавшему себя в опыте А.С. Макаренко. Разновозрастные объединения мы пытались создавать и раньше, но они были временными. Одними из самых удачных были производственные бригады лагерей труда и отдыха "Отважный" в Ясных Зорях и "Ясные Зори" в Зыбкове. Прошедшие трудовую школу в этих коллективах заметно отличались от сверстников боевитостью и доброжелательностью, готовностью взять на себя трудное поручение, ярко выраженным стремлением и к самовоспитанию, и к участию в воспитании других.

Положение старшего, в которое попадали наши ученики, творило чудеса. Они проявляли требовательность к себе и другим, подтягивались, старались становиться и становились лучше, чтобы быть примером для подопечных. В свою очередь, младшие с рвением влюбленных бежали исполнять поручения старших, ловя "в оба уха и оба глаза" каждое их слово и жест.

"Всякий, кто в здравом уме, - свидетельствовал еще Платон, - всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого". Старшим импонирует внимание младших. Видя в нем признание своих достоинств, они и в самом деле их обнаруживают, привыкают уважать себя. Воспитывая младших товарищей, они перестраивают самих себя, стремятся стать лучше. Создается прекрасная основа для серьезного воспитания тех и других, возникает как бы сам собою дух коллективизма, формируется потребность в самосовершенствовании, саморазвитии, утверждении гуманных отношений.

Союз младшего школьника со старшим утоляет жажду человека быть признанным, значимым в глазах окружающих. "Вот когда вырасту, я..." - мечтает малыш. И как хочется ему приблизить это "когда"! Очень хотят ребята забежать вперед, в свое завтра, в больших и важных делах взрослых попробовать себя, быть там, где настоящая жизнь. Невольно вспоминается: "Дорога ложка к обеду", когда смотришь на ручонки первоклассника, хватающие взрослые инструменты. С какой любовью смотрят его глаза на того, кто подарил ему радость испытания себя! С каким достоинством работает он рядом со старшими! Вот и надо дать ему возможность действовать так, как просит его сердце.

Если учесть, что день в детстве гораздо "длиннее" дня взрослого, нетрудно понять, каким безнадежно несбыточным кажется юному человеку его завтра. И как следствие нашей недальновидности снижается социальная активность детей, появляется "вдруг" нигилизм подростка, растущая его отрешенность от мира взрослых. Мы не пускали его в свой мир, когда с мольбой и надеждой взывало о том его сердце. Стоит ли удивляться разобщенности между старшими и младшими, их глухоте друг к другу, если каждый занят своим, только ему интересным делом. Спросите у младших, часто ли они встречаются со старшеклассниками. Можно ли в школе наблюдать общение этих ребят А ведь мы хотим содружества, коллективности, в которых постепенно, шаг за шагом, каждый день "чуть-чуть" растет ученик как человек.

Идя навстречу этой удивительно благотворной для воспитания потребности в признании, уважении окружающих, надо испытывать ребят в реальном общественно значимом деле. Таким делом является производство материальных ценностей. Производительный труд и есть заманчивая дверь в таинственный мир взрослых отношений, к которой тянется детское сердце. Открыть ее по силам и младшему, если рядом с ним ребята постарше. За этой дверью и для педагога открываются невиданные прежде горизонты воспитания учащихся. Философ Э.В.

Ильенков подчеркивал, что личность человека формируется, когда он производит продукт, всех других волнующий и всем другим понятный. И в самом деле, чтобы как-то оценить другого, надо по меньшей мере понимать само его дело, его продукт. Не зная дел, нельзя понять человека.

Производительный труд - колоссальное средство воспитания уже только потому, что созданное им обладает наглядностью, материальностью, аккумулирует в себе качества личности создателя, делая "стоп-кадр" его сильных и слабых сторон. В разновозрастном трудовом коллективе участие всех в общем деле дает возможность объединить усилия младших и старших, распределить между ними нагрузку в зависимости от сил, возможностей, интересов каждого. Острота, свежесть эмоциональных реакций, непосредственность суждений и впечатлений младших помогают тем, кто постарше, лучше видеть и само дело, и себя, и других. В свою очередь, старшие помогают младшим понять суть дела, его значение, организовать труд на началах взаимопомощи, коллективизма. В непосредственном общении, поступках и поведении всех и каждого конкретизируется "что такое хорошо и что такое плохо", формируется важнейшее человеческое умение "в мгновенье видеть вечность, огромный мир в зерне песка".

На этом мы заканчиваем рассказ о школе Щетинина и надеемся, что все, кому интересна эта тема, прочитают его книгу полностью. Если кто-то из Вас имеет собственный опыт общения с этой школой (в качестве ученика, родителя, учителя или просто гостя) - будем очень рады прочитать (и, возможно, опубликовать) Ваше письмо.

Внимание! Через несколько месяцев такая школа откроется недалеко от Санкт-Петербурга. Если кто-то из наших читателей хочет принять участие в создании этой школы или просто попробовать отправить туда своего ребенка - пожалуйста, напишите мне об этом как можно скорее.

После того, как в прошлом году мы написали о школе Щетинина, многие читатели спрашивали, где можно получить дополнительную информацию, когда в Петербурге появится такая школа, как устроить туда детей и устроиться самим на работу в школу Щетинина. К сожалению, у меня не было ответов на эти вопросы - в прошлом году школа поблизости от Петербурга так и не появилась, а что будет дальше - я пока не знаю.

Если кто-то из наших читателей может рассказать про такие школы в других городах - мы будем рады опубликовать ваши письма.

А сегодня я хочу познакомить Вас с человеком, который предложил нам несколько статей про школы Щетинина и про экопоселения (нетрудно догадаться, что одно связано с другим). Статьи можно найти в Интернете, поэтому сегодняшний выпуск нашей рассылки предназначен в основном для тех, кто не может или не хочет;-) искать эту информацию самостоятельно.

Снова о школе Щетинина. Сергей Тренкле

Что же такое школа Щетинина В 1998 году комиссия ЮНЕСКО назвала ее лучшей в мире.

Еще бы: попробуйте найти такую школу, где дети изучают программу 10-летней школы за 1 год, учат одновременно 3 иностранных языка, умеют петь, танцевать, рисовать, обучаются 10-15 рабочим специальностям и получают по 2-3 высших образования к 16 годам. Причем учатся там не вундеркинды, а самые обычные дети.

Оказывается, весь секрет заключается в отношении к ребенку как к равному себе человеку. Именно в равной атмосфере сотрудничества детей и взрослых раскрываются наши (детей и взрослых) ранее спавшие внутренние потенциалы.

Наверное, не случайно нам было рассказано о такой школе, и именно такой школе быть в новых экопоселениях вокруг наших городов.

Только на равных отношениях происходит настоящее сотрудничество и становится возможным невозможное.

В.А. Прилукин, "Надежда России" Юрий Круглое, "Осмысливая Синегорье"

Школа академика Михаила Петровича Щетинина - школа общеобразовательная и экспериментальная, создана в её нынешнем виде в 1994 г. в посёлке Текос Краснодарского края. Создана вероятно потому, что академик он, да еще какой уважаемый. На самом деле методика преподавания предполагает использования принципов ведической культуры, о которых активно рассказывает в своих книгах и лекция упоминавшийся уже на нашем сайте Владимир Мегре. Мало кто уже не слышал о движении «Звенящие кедры России» — так вот это всё оттуда или во всяком случае, в ту же тему.

Анастасийцев официальные власти пока не сильно жалуют, хотя уже и законодательные акты они в Думу продвигать пытаются. Цервовь — так и вовсе сектантами называет. Ну и тому подобное. А Михаил Щетинин известен не только на всю Россию, известность у него в мировых масштабах. Щетинин использует новаторские методики в педагогике, способствующие раннему творческому развитию ребенка. А главная задача человека какая? — ТВОРИТЬ конечно, не на работу же ходить. Мы все рождаемся чтоб творить. Вот это Щетинин и стремится подчеркнуть в своей работе. Его ученики обычные дети, но фоне обычных общеобразовательных школ — вундеркинды. В 14 лет они заканчивают среднюю школу, а к двадцати годам многие имеют по два-три высших образования .

Опыт академика Щетинана и его находки в педагогике изучают в разных странах. Неоднократно получал «Человеком года» в сфере образования. ЮНЕСКО признавала разработанную им систему образования лучшей в мире и занесла имя М.П. Щетинина в список величайших людей ушедшего второго тысячелетия.

Главная цель школы Михаила Щетинина — это духовное возрождение России, служение Отечеству, служение людям.

Нам нужна иная школа

Осуществляя выбор частной школы задумайтесь, а не эту ли школу вы ищите для своего ребенка. Да, расположена она далеко и только одна, это не сеть школ. Очень многое там по-особенному. Комплекс школы поражает воображение, на южном солнце весело поблескивают разноцветной мозаикой здания, кругом горбатые мостики и сказочные дорожки во дворе, которые ведут к раскидистым деревьям. Дети поют полузабытые песни о Родине, долге и чести. После наших школ, зацикленных на конечный результат — тупое ЕГЭ — тут все ошеломляет новизной и непохожестью.

Первое, что стараются прививать в школе Щетинина – это не знание математики, а понимание того, что такое Род и Любовь. Здесь мало учебников, методика предполагает «живую» передачу информации.

Дети у Щетинина спокойные, как-то особенно приветливые, радушные и организованные. В их походке и манерах угадывается отточенность движений, почти танцевальная плавность. Танцы — одна из основных дисциплин, поют – тоже все.
В теории все дети рождаются талантливыми. Но в школе Щетинина это еще и подтверждено практикой. Дети не сразу стали такими. Просто попали в нужную среду.

Здесь уважительное отношение друг к другу независимо от возраста и заслуг – аксиома. В школе учат думать и высказывать свои мысли, не боясь осуждения. Быть образованными – это еще и уметь работать, рисовать, танцевать и владеть навыками самообороны. Детей учат помнить и честь предков, и осознавать, что они являются не просто мальчиками и девочками, а продолжателями славного рода своих предков. Потому и все – великие. Анастасия у Мегре в книгах говорит — все люди Боги. Богами их и воспитывают, но не высокомерными созданиями. оценки тут тоже редкость, есть конечно, но цель не в оценках, а в знаниях.

Особенности методики преподавания в школе Щетинина:

  • Разновозрастные группы учащихся
  • Отсутствие системы классов
  • Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков
  • Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их
  • Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают научный материал
  • Отсутствие балловой системы оценок

Школа была основана в 1994 году. Ученики в неё съезжаются со всех уголков России, и не только России. В первую очередь это читатели и последователи Владимира Мегре . Когда в начале 2000-х в России начали вводить ЕГЭ, школа упорно сопротивлялась новой системе экзаменов. Конфликт был нешуточный, начались статьи в прессе, выступления по телевидению. Оппоненты объявляли школу тоталитарной сектой, ну впрочем и как анастасийцев. Дошло по пожара в 2003 году, когда ночью каким-то образом загорелось сразу 5 зданий. Пожарные приехали с сильным опозданием, но пожар всё-таки потушили усилиями учеников и преподавателей.

Школа Щетинина не погибла даже в пожаре

Местные жители тех мест очень положительно очевидно воспринимают соседство со школой Щетинина. Об этом в частности свидетельствует тот факт, что после указанного пожара местные казаки (Геленджикского района) взяли школу свою охрану, патрулирование вокруг территории велось круглосуточно. Власти продолжили давление и в 2004 году школу сняли с государственного обеспечения. Школа выжила и в таких условиях на самообеспечении при сохранении бесплатной основы образования.

Ученики стали участвовать в строительных работах по заказам, в школьные мастерские принимали заказы на пошив и изготовление одежды. И не забывайте — они ж там все по.т и танцуют — в гастроли поехали. Были конечно и частные пожертвования. А где без них — сейчас во всех даже самых бесплатных школах есть такая практика.

Про школу Щетинина узнал Путин, в 2011 году по его поручению школу проинспектировали из министерства финансов РФ. Результат был зафиксирован положительный и с 2011 года школа вновь находится на гос. обеспечении, при этом за счет государства было построено дополнительное здание для проживания учителей.

Кроме это здания, все остальные строения в школе были построены руками самих учеников, включая внутреннюю отделку, роспись на стенах и многое другое — абсолютно все было сделано с любовью, детскими руками.

Вот такая школа есть на планете Земля. Никаких религиозных, этнических цензов для поступления нет, но желающих много, на всех мест не хватает.

Михаил Петрович Щетинин (1944, село Новый Бирюзяк Дагестанской АССР) — советский и российский педагог, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа.

В 1973 году заочно закончил Саратовский педагогический институт по специальности «музыка и пение» (класс баяна).

Работал директором музыкальной школы в Кизляре.

После Кизлярской школы, примерно 1974 году становится директором школы в посёлке Ясные Зори, Белгородской области, где также занимается педагогическим экспериментом, развивая модную на то время педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению и хореографии.

После Ясных Зорь Михаил Петрович оказывается в селе Зыбково Кировоградской области, где до 1986 года является научным руководителем эксперимента, занимая должность старшего сотрудника НИИ средств и методов обучения АПН СССР. Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого М. П. Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества: сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и другое. Состоявшаяся в 1986 году комиссия Министерства Просвещения СССР пришла к выводу, что опыт не дал положительного результата и эксперимент был закрыт.

С 1991 года является академиком Российской академии образования.

В 1994 году создал экспериментальную школу-интернат в посёлке Текос Краснодарского края.

Книги (1)

Объять необъятное: Записки педагога

Как помочь ребенку найти себя и свое место в мире людей? Как научить детей творчески трудиться и жить?

Какие условия жизни и учения в школе могут максимально содействовать становлению гармонической личности учеников, развитию их возможностей и способностей.

Над этими и другими важнейшими проблемами детства размышляет автор. Для широкого круга читателей.

Комментарии читателей

Игорь Т. / 11.03.2016 Ребята, всем здравствуйте! Обратите пожалуйста внимание на "имена" некоторых авторов, в частности: "белочек, гостей и прочих живностей". Есть очень чёткая психологическая характеристика таких людей.Точнее марионеток! Просто игнорьте. Это пустозвоны!Видящий да увидит! Слышащий, да услышит. Всем Здравия!

Александр / 22.01.2016 Познакомился со Щетининым в АПН (Москва) в 1985 году. Прав rvv.45 - ничего умнее классической школы не придумано,но только для того, чтобы воспитывать недоученых, недовоспитаных нетворческих винтиков - рабов системы. Щетинин создал школу радости, творчества и саморазвития личности, а таковы технократическому обществу потребления, где главенствует золотой телец, не нужны. Общество еще не доросло до этого, Михаил Петрович - педагог 22 века. Спасибо Богу, что когда-то познакомил меня с ним!!!

Яков / 11.02.2015 Ура!!! Жизнь заходит на новый виток и он будет прекрасен...М.П. Щетинину низкий поклон...я считаю всем тем, кто с ним работал сильно повезло...и они должны нести этот свет дальше в века несмотря не на что, ради наших детей

Алина Б / 10.04.2014 Достаточно вспомнить великую мудрость: "Чем выше идеал, тем больше псов его облаивает", чтоб всё стало понятно. Михаил Петрович - всех благ вам и крепкого здоровья!

гостья / 27.12.2012 Ребята и девчата!!! Самые лучшие годы в моей жизни это время в школе с нашим любимым Михаил Пертровичем!!! Не в коем случае это не секта а М.П. не сектант))) это очень смешно и не разумно такого великого человека называть сектантом)) а просто он всех любит как плод нашей земли!!! Жаль только что он не без смертен, и не может открыть глаза всем кто этого хочет!!

Марина Тальвик / 31.12.2011 Здравствуйте! Вам нужны учителя или просто работники? Возьмите меня к себе на работу! Пожалуйста. Я умею делать очень многое. И ещё у меня есть сын 13 лет

Лазаренко В.А. / 28.11.2011 Очень много поверхностных и не прожитых на собственной шкуре возгласов.
Каждое дело характеризуется плодами.
Лично знаком с Щетининым. мои контакты
http://vkontakte.ru/stratosfer

белочка / 16.08.2011 rvv.45! уважаю.
так смешно читать наивные истории о том что не видели и не знают люди! вам только подай очередное "чудо"! сколько можно поддерживать подобных людей! ИМХО! была, знаю и видела! этот человек банальный сектант - урод который зарабатывает денюшки на состоятельных родителях учеников!!!
благо я сама глаза раскрыла и ушла из этой школы, чего желаю и вам.

Куприна Галина / 26.05.2011 Обожаю всё,что связано Щетининым М.П.помогите советом или делом в Новосибирской обл.на Родовом поместье, организовать школу Щетинина для наших деток.С 1996 года мечтаю об этом.

Таня / 10.12.2010 Здравствуйте.Меня зовут Таня,мне 13 лет и я очень хочу попасть в школу Щетинина.Я из другого города и не знаю номера телефона.Пожалуйста,если его кто-то знает,напишите на этот адрес [email protected]

Алина / 24.08.2010 Добрый день вам.Меня зовут Алина мне 16 лет.Я мечтаю попасть в школу Щетинина М.П.
Но я не знаю как это сделать,и куда мне обратится. Я пересмотрела много статей но нечего не нашла...
Пожалуйста помогите, или может есть подобные школы в Украине...
прошу помогите.
Родители не разделяют мои мечты и взгляды о родовом поместье...А там я найду понимание..
Если кто то знает как мне помочь напишите [email protected] или в контакте id55444979.
Заранее всем спасибо..

Олег / 31.05.2010 меня тоже удивляет, почему эта книга не стала настольной для уважающих хотя бы себя педагогов? Об авторе скажу еще короче: почему Он до сих пор - не Министр Образования? Наконец: Куда и как смотрят наши Правители?

Влада / 24.05.2010 я училась в школе Щетинина, отвечаю на вопросы. пишите: [email protected]

Педагог-новатор, педагог-экспериментатор, академик РАО, в 70-е- 80-е годы организовал школы-комплексы в с. Ясные Зори (Белгородская область) и с. Зыбково (Кировоградская область), экспериментального учебного комплекса на ст. Азовская (Краснодарский край).

В чём сущность и нюансы эксперимента М.П. Щетинина

Эксперимент М.П. Щетинина был задуман широко, всеохватывающе и опирался на ряд ведущих идей.
Концептуальной основой дидактической (шире: учебно-воспитательной) системы М. П. Щетинина стала идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Она находит подтверждение в учении академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, о художественном и абстрактном типе мышления. Говоря проще, в учебной (как и вообще в познавательной) деятельности человека должны быть задействованы равно как ум, так и живое восприятие и эмоции, разумеется, в их гармоническом сочетании. Без этого невозможно добиться и гармонического развития личности. И научно-педагогические эксперименты М.П. Щетинина проводятся с целью найти и обосновать такую учебно-воспитательную систему, которая наилучшим образом (оптимально) решала бы задачу гармонического развития интеллекта и чувств молодого человека.
Начнем с того, что в соответствии с этой концепцией и был учрежден новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе. Он объединял, по сути, 6 разнотипных школ: общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную и учебно-производственный комбинат.
Анализируя типовые учебные планы общеобразовательных школ того времени, М.П. Щетинин пришел к выводу, что в них на 2/3 представлены учебные предметы для развития ума и только лишь 1/3 - для чувственного восприятия и двигательных действий учащихся. Парадокс!
Школьник на занятиях большею частью сидит, но мало двигается. Он мало занят художественным творчеством. В комплексе есть разнопрофильные школы. Но как сделать так, чтобы у учащихся без перегрузки было реальное время в них заниматься? Где его взять? И приходит гениально простое решение: сократить продолжительность каждого урока с 45 минут (так называемый академический час) до 35 и даже до 30 в младших классах!
Проведя специальное исследование о продуктивности 45-минутного урока в начале, середине и в конце его, М.П. Щетинин убедился, что самыми малопродуктивными, а иногда- нулевыми являются последние 10-12 минут. И если от них отказаться, то продуктивность каждого урока почти не пострадает. Но зато будет сэкономлено 10-12 минут только на одном. Из них складываются дополнительно почти 2 урока по 30-35 минут или, можно сказать, вместо 5-6 уроков по 45 минут в день можно заниматься 6-7 уроков по укороченному времени. Эти-то уроки и пойдут на занятия в художественной, спортивной и других школах. Кроме того, ведь занятия в общеобразовательной школе согласуются с внеурочными и внешкольными занятиями. Значит, и это время можно использовать для занятий в профильных школах.
Расписание уроков составляется так, чтобы занятия «речевого» цикла обязательно чередовались с занятиями «образного», т.е. по музыке, изобразительному искусству, а также с занятиями «двигательного» цикла (физическая культура, труд, хореография). Опыт подтвердил, что утомления у детей не наступает, интерес к занятиям по всем предметам даже возрастает. Домашние задания даются редко (например, чтение программной художественной литературы), потому что все общеобразовательные «словесные» предметы отрабатываются на уроке. Это в целом гарантирует и укрепление здоровья детей.
Педагог-новатор попробовал организовать занятия методом погружения в учебный предмет. В свое время эта идея была высказана Д.И.Писаревым (Россия, 1840-1868). В опыте М.П.Щетинина исходным положением метода была идея целостного восприятия и понимания учеником всего годичного курса в короткий срок. Организационно это достигается, во-первых, путем концентрированного изучения одного предмета в возможно короткий срок - это и есть погружение - и, во-вторых, путем четырехкратной повторяемости в течение учебного года подобного погружения на более высоком уровне - от ориентировочного до творческого. В реальном опыте в школе-комплексе у М. П. Щетинина это выглядело так.
При традиционной организации обучения в один день учащиеся класса занимаются по 5-6 предметам: по математике, географии, литературе и т.д. В течение всей недели общее количество учебных предметов, например, в средних и старших классах бывает 13-15. По всем предметам школьники продвигаются параллельно и равномерно. Обучаясь способом погружения в течение одной недели все 34-36 часов, учащиеся изучают только один предмет, например, математику. После каждых двух уроков проводятся занятия музыкой, физкультурой, хореографией.
При первом погружении (сентябрь) учащиеся схватывают основные понятия и идеи курса за весь учебный год. Считается, что это - погружение на ориентировочном уровне. Потом по этому же способу изучают всю следующую неделю другой учебный предмет, например, язык и др. Но вернемся к математике. Второе погружение проводится в ноябре. На этот раз конкретизируются понятия и идеи предмета, схваченные при первом погружении. Теоретические вопросы изучаются глубоко и всесторонне. Следующее, третье погружение по той же математике проводится уже в марте. Учащиеся воспроизводят теорию на новом уровне устно, письменно и, опираясь на наглядность. И, наконец, в апреле организуется еще одно, четвертое, заключительное погружение на новом витке усвоения. Учащиеся сами придумывают и решают задачи, проводят опыты, выполняют творческие задания. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.
При занятиях способом погружения учителю надо добиться формирования у учащихся действенных мотивов учения: интереса к предмету, образования доминанты, что этот предмет ученику необходим, что он имеет невосполнимое прикладное значение и т.п.
Индивидуальные занятия чередуются с коллективными, репродуктивные с творческими. В различных видах деятельности участвуют все анализаторы человека, происходит гармоническое развитие органов чувств. Учитель на занятиях прибегает к помощи консультантов из хорошо успевающих учащихся.

Как была воспринята методика

Хотя результаты учебной деятельности способом погружения были обнадеживающими, но группой учителей и некоторыми сотрудниками органов образования они были оценены неоднозначно и даже негативно. И поэтому опыт обучения способом погружения дальнейшего развития не получил, хотя он бесспорно эффективен, например при изучении иностранных языков (интенсивное изучение языков в короткий срок), правил дорожного движения, при формировании навыков владения музыкальным инструментом и некоторых других занятиях. Для обучения рассматриваемым способом нужна серьезная подготовка и переподготовка учителей, причем, принципиально иная. А этого на практике пока нет.
М.П. Щетинин обращает внимание и на воспитательную работу, формирует у школьников чувство собственного достоинства, своей значимости среди людей. В школах М.П. Щетинина активно действуют органы школьного самоуправления. С 1988 г. М.П. Щетинин - генеральный директор Центра комплексного формирования личности в станице Азовская.

Щетинин Михаил Петрович известен своими громкими высказываниями о том, как правильно следует воспитывать будущее поколение. По его словам, важнее не подготавливать ребёнка к жизни, а дать ему возможность проживать это время в полной мере без каких-либо существенных ограничений

Щетинин считал, что дети должны сами выбирать какой деятельностью хотят заниматься. Свобода в принятии такого рода решений даёт право ребёнку чувствовать свою самостоятельность, определять дальнейшие пути развития. Ученики должны не поверхностно изучать предмет, а углубляться в основы, применять знания на практике.

Несмотря на критику, которой подвергалось его учение, Михаил Петрович был удостоен множеством наград, в том числе очень престижных для педагога. Начиная с 1976 года, ему были вручены многочисленные грамоты и медали. Значок Отличника народного просвещения он получал два раза в 1978-ом и 1981-ом годах. Стоит отметить, что Премия Ленинского комсомола, которую Щетинин получил за работу в области педагогики, в то время выдавалась за выдающиеся достижения и большой вклад в развитие науки и культуры.

Биография Щетинина Михаила Петровича практически вся основана на педагогической деятельности. В самом начале своего профессионального обучения у него уже наблюдалась склонность к преподаванию. Зарождение идеи о правильности системы образования происходило постепенно, накапливая опыт и знания из практической деятельности.

Щетинин родом из Дагестана, родился в небольшом селе Новый Бирюзяк. Отец был потомственным терским казаком, поэтому уже с малых лет Михаил Петрович знал, что такое воспитание и как правильно надо себя вести. Поэтому в 1962 году без колебаний отправился служить в армейских войсках.

Обучение Щетинин начинал в музыкальном училище, однако окончить его не получилось из-за внезапной болезни рук. Тем не менее, свою судьбу Михаил Петрович всё же хотел связать с музыкой, поэтому в последствие начал преподавать в музыкальной школе, успевая при этом учиться в педагогическом институте на заочном отделении. Считается, что именно тогда начались зарождаться идеи об экспериментах, связанных с обучением.

Первые опыты новой системы образования были начаты, когда Щетинин Михаил Петрович стал директором музыкальной школы в городе Кизляр. Тогда он создал первый в своём роде лицей искусств, при этом координируя свои действия с обычным общеобразовательным учреждением. В то время можно было говорить о первом удачном опыте, когда отстающие ученики начали улучшать свои показатели в обучаемости.

После того как эксперимент подошёл к концу, Щетинина назначили директором образовательного учреждения в поселке Ясные Зори. К тому времени он успел окончить обучение в музыкальном педагогическом училище и получить диплом преподавателя. Сам Михаил Петрович часто предпочитал в качестве музыкального инструмента баян.

Основываясь на своих практических наблюдениях, Щетинин Михаил Петрович определил, что изначально личность должна воспитываться на четырёх основах: наука, культура, созидание и физкультура. Новшество его идеи заключалось в том, чтобы при прочей занятости ученикам выделялось время на небольшие насыщенные уроки по различным направлениям. Таким образом, создавалась своеобразная атмосфера погружения в обучение.

Вскоре Щетинину присваивают звание научного сотрудника Академии педагогических наук (АПН), и о школе узнают в Москве. СМИ, выяснив о странных, по их мнению, подходах к обучению, применяемых в стенах учебного заведения, обрушились шквалом критики и высказывались о ней не лучшим образом. Это дало толчок к тому, чтобы было принято решение о закрытии центрального школьного комплекса.

После случившегося Щетинина направляют на Украину, где он должен возглавить научный отдел по основам продвижения своего эксперимента в условиях школы-интерната. В основном такая возможность была дана ему для того, чтобы власть могла удостовериться в провальности идеи и её бесполезности. Несмотря на это Михаил Петрович продолжает внедрять методику погружения в процессе обучения. Вскоре об этом эксперименте узнаёт всё больше людей, а вскоре весть разносится по всей стране. К сожалению, Министерство образования не нашло положительных моментов в данном эксперименте, и было принято решение о закрытии школы.

В связи с произошедшими событиями Щетинину не разрешают заниматься педагогической деятельностью. Он принимает решение отправиться в Москву, где устраивается на должность старшего сотрудника Научно-исследовательского института АПН. Годы, проведённые на этой работе, дали возможность Михаилу Петровичу обобщить результаты своего эксперимента, которые впоследствии были изданы в формате книги «Объять необъятное».

Скачать, которую в. pdf формате вы можете по ссылке: « »

Воодушевившись новыми идеями воспитания молодёжи, несколько членов Центрального комитета помогают Щетинину попасть на должность директора школы, расположенной в Краснодарском крае. После его прихода учреждение сразу реорганизуется, начинают внедряться новые методики. Со временем родители, не поддерживающие взгляды директора, настаивают на возвращении к классическому варианту обучения, после чего учреждение делится на две части.

Школа Щетинина помогла ему стать генеральным директором Центра всестороннего обучения молодёжи. Рядом с Михаилом Петровичем начинают появляться сторонники его теории, организуется коллектив единомышленников, возникают связи с высшими учебными учреждениями, оттачивается система обучения методом погружения. В 91-ом году Щетинину присваивается звание академика.

Однако, несмотря на большое развитие и продвижение идей Центра, некие противоречия периодически возникают. В связи с этим Щетинину со своими коллегами и парой учеников пришлось переехать в небольшой посёлок, расположенный рядом с городом Геленджик Краснодарского края. На месте разваленного заброшенного помещения для солдат была создана интернатная Русская родовая школа.

К началу 21-го века она приобрела широкую популярность и начала позиционироваться как образовательное учреждение современности. Данная школа была признана не только обычными гражданами, но и всемирно известной организацией ЮНЕСКО. В наше время этим лицеем до сих пор руководит Щетинин.

Основные принципы системы учения Щетинина Михаила Петровича

Поскольку основные принципы, методики Щетинина направлены на создание идеального ученика, его систему можно отнести к философской. Сотворение цельной, увлекающейся спортом, обладающей творческими способностями, к тому же умной личности – главная цель, к которой стремятся преподаватели в рамках системы Щетинина.

В чём основные идеи педагогики по данной методике:

Саморазвитие

Человек изначально с самого рождения имеет все возможности для того, чтобы успешно развиваться в любой сфере деятельности. При должном преподавании и правильно составленном учебном плане можно дать ребёнку максимум ресурсов как физических, так и умственных для реализации саморазвития.

Воспитание

Оно не должно ограничиваться или каким-либо образом ущемлять права ребёнка. Лучше, если воспитание будет проходить при максимально возможном уровне свободы. Это необходимо для того, чтобы личность могла успешно самореализоваться в будущем.

Природные данные

Следует учитывать все наклонности ученика, дарованные ему от природы. Если данные характеристики направить в нужное русло, то можно получить превосходный результат не только в обучении, но и в становлении личности в целом. Саморазвитие, основанное на природных данных, позволяет дать ребёнку возможность быть самим собой и при этом развиваться по собственному пути.

Индивидуальность

Каждый человек уникален, и способности к обучению у всех разные, это обязательно стоит учитывать в преподавании. Необходимо чётко понимать, что кто-то усваивает материал быстрее, кому-то на это стоит потратить больше времени. Индивидуальный подход к ученикам позволяет стимулировать в них способность к обучению.

Если дети будут сами способствовать созданию системы обучения, то смогут контролировать личностное саморазвитие. Школа Щетинина позволяет ребятам учиться в атмосфере полного сотрудничества и взаимопонимания. Её главные особенности заключаются в следующем:

Нравственность

Становление духовных начал в ребёнке закладывается не методом наставлений, а через созданный образ жизни. Т.е. человек воспитывается в атмосфере нравственности и взаимоуважения. Изначально созданная обстановка способствует развитию лучших личностных качеств для цельного саморазвития.

Познание

Человек не устаёт от получения знаний, а, наоборот, стремится узнавать каждый день что-то новое, потому что видит на собственном примере, как это положительно сказывается на общем развитии. Чередование занятий с использованием методики полного погружения позволяет максимально вовлечь ребёнка в процесс образования.

Духовность

Для достижения наибольших результатов необходимо с ранних лет приучать ребёнка к стремлению к прекрасному. Гармония души и тела позволяет детям чувствовать себя уверенно и не уставать во время обучения. Если видеть прекрасное даже в самом безобразном, то можно преодолеть практически любые проблемы, поскольку они больше не будут иметь власти над человеком.

Трудолюбие

Если любить только некоторые виды сфер деятельности, то можно чувствовать себя некомфортно при выполнении нелюбимой работы. В то время как любовь к любому труду даёт возможность выбрать среди широкого спектра деятельности. Такая тактика позволяет чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

Физподготовка

Физическая активность играет большую роль для становления полноценной всесторонне развитой личности. Если регулярно заниматься борьбой в целях самозащиты, то можно быть уверенным, что ребёнок в будущем сможет постоять за себя и защитить свою честь. К тому же занятия физкультурой помогают расслабиться и немного отвлечься от основной учёбы.

Школа Щетинина даёт своим ученикам возможность получить комплексное образование, когда общность мировоззрения тесно сплетается с фундаментальной основой знания. Благодаря цельному образовательному пространству ученики:

— мыслят продуктивно и много размышляют обо всём, в чём они заинтересованы;

— имеют навыки преподавания, которые позволяют им без труда донести полученные знания до других;

— легко находят общий язык с окружающими людьми и способны правильно организовать своё время, чтобы быть наиболее продуктивными;

— ведут себя открыто с другими людьми, готовы всегда прийти на помощь в сложной ситуации;

— имеют наклонности с творческой деятельности, способны практически в любых новых начинаниях;

— понимают, что такое ответственность и соблюдают все нравственные и духовные правила поведения.

Главные особенности школы Щетинина

Открытие уникальной школы стало конечным итогом всех экспериментов, проводимых Щетининым. Основная суть его учений заключалась в том, что образовательное учреждение не должно лишь помогать учиться детям, лучше, если оно будет стимулировать к саморазвитию, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность.

Когда Щетинин Михаил Петрович создавал Русскую родовую школу, в первую очередь он хотел сделать её своеобразной базой для подготовки детей к реальной жизни, чтобы они действовали здесь и сейчас. Основная суть этой школы – восприятие человека как частицы Вселенной, у каждого должно быть понимание и принятие единого целого в существующем бытие. Другими словами, начиная с собственного саморазвития, человек вносит вклад в общее дело.

В школе очень трепетно относятся к изучению истории Российского государства, давая понять детям, что основа народности базируется на знании предков. Именно поэтому школа называется Русской. Бережное хранение истории помогает воссоздать образ гордого славянина и лучше понять прошлое страны.

Родовой школа была названа потому, что духовное начало человек берёт из памяти о своих предках. Обращаясь к роду, он начинает воспитывать в себе чувство уважения к старшему поколению. Одна из целей школы – помочь детям укрепить связь с родителями любовью и преданностью. Ребёнок должен быть горд своим происхождением и с честью относиться к собственной фамилии, данной при рождении.

Важно понимать, что школа Щетинина базируется в основном на деятельности детей. Преподаватели выполняют здесь лишь консультирующую роль и направляющую. Можно сказать, что ученики предоставлены сами себе в том плане, что вольны определять самостоятельно уровень обучаемости. Однако они понимают, что если человек хочет успешно самореализоваться, то он должен приложить для этого максимум усилий. Для этих целей в школе предусмотрены различные помещения для занятия хореографией, спортом, кулинарией, производством молока, творчеством и многие другие.

Учебные занятия могут проводиться в любом удобном для этих целей помещении и даже на свежем воздухе. Дети самостоятельно изучают школьные предметы, обращаясь к преподавателям за консультацией и разъяснениями. Одними из главных учебных занятий являются история, русский язык и литература. В среднем урок длится около 30-ти минут, это время считается наиболее предпочтительным для того, чтобы отлично усвоить материал и при этом не устать. Домашних заданий нет, что даёт возможность преподавателям определять наклонности и желания детей, помогая развиваться им в разных направлениях.

Заключение

Школа Щетинина отзывы в основном получила положительные, однако нашлись недоброжелатели, которые считают этот учебный центр тоталитарной сектой, а учеников называют её адептами. Стоит понимать, что такая школа является чем-то новым и поэтому относиться к ней стоит с пониманием. Популярность лицея в настоящее время выросла настолько, что конкурс для желающих здесь обучаться очень большой – 13 человек на место.