1 февраля 2017 г. Министерство образования Республики Беларусь вынесло на общественное обсуждение новую редакцию Кодекса об образовании, с которой Вы можете ознакомиться :

1. Одним из важнейших нововведений в данном документе стало закрепление понятия «инклюзивного образования» как обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс с иными обучающимися обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития посредством создания условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей.

На важность инклюзивного образования неоднократно обращал внимания Комитет по правам ребенка, отмечая, что дети-инвалиды не должны изолироваться от общеобразовательной системы на основании их инвалидности, а напротив, должны получать необходимую поддержку в рамках общей системы образования для содействия их эффективному обучению (п. 66-67 Замечания общего порядка № 9 от 2006 г. Комитета по правам ребенка).

Таким образом, инклюзивное образование должно давать возможность всем учащимся вне зависимости от их особенностей в полном объеме участвовать в жизни коллектива обычного детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни и общаться со сверстниками свободно, а не изолироваться в рамках специализированных учреждений.

В Беларуси с принятием нового Кодекса об образовании инклюзивность будет реализовываться следующим образом:

Лицо с особенностями психофизического развития сможет реализовать свое право на создание специальных условий для получения образования, получение коррекционно-педагогической помощи в условиях инклюзивного образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справки об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.

Заключение содержит рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе, создании специальных условий для получения образования, оказании им коррекционно-педагогической помощи.

Однако, если ранее такая коррекционно-педагогическая помощь могла оказываться только в пунктах коррекционно-педагогической помощи или в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации , то теперь в зависимости от степени выраженности физических и (или) психических нарушений обучающихся коррекционно-педагогическая помощь может оказываться при освоении ими содержания образовательных программ основного или дополнительного образования в рамках соответствующей образовательной программы и (или) отдельно в пунктах коррекционно-педагогической помощи.

Таким образом, данные незначительные изменения свидетельствуют о постепенном переходе к принципам инклюзивного образования и международным стандартам. Вместе с тем, из новой редакции Кодекса вытекает, что образование детей с инвалидностью и особенностями по-прежнему сопряжено с вопросами медицинской экспертизы и зависит от характера показаний к образованию.

Так, не упраздняется Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 N 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования», которое автоматически направляет детей в специальные школы на основании диагноза и / или медицинского заключения, не принимая во внимание тот факт, что многие дети с обозначенными нарушениями могут успешно обучаться в общеобразовательных школах через индивидуальную образовательную программу.

Как смогут реализовываться принципы инклюзивного образования в условиях продолжаемого существования данного документа пока неясно.

2. Изменения затронули систему учреждений специального образования. Согласно новой редакции Кодекса учреждения специального образования могут быть следующих видов:

2.1. специальное дошкольное учреждение;

2.2. специальная школа, специальная школа-интернат;

2.3. центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

2.4. иное учреждение специального образования

Соответственно были упразднены такие виды учреждений специального образования как вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат), а также специальный ясли-сад как тип специального дошкольного учреждения.

Следует отметить, что новая редакция Кодекса уделяет значительное внимание лицам с аутистическими нарушениями. Новый Кодекс об образовании дает определение таким нарушениям как разным по степени выраженности нарушениям поведения, общения и социального взаимодействия. А также указывает, что в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации коррекционно-педагогическая помощь, ранняя комплексная помощь может оказываться лицам, у которых нарушение поведения, общения и социального взаимодействия выражены в такой степени, что требуют постоянного сопровождения взрослого и создания специальной среды, приспособленной к их возможностям и потребностям.

3. Крайне важным является следующее изменение:

Статья 259 действующего Кодекса об образовании устанавливает срок получения образования лицом с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) или в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в девять лет .

На практике данная норма приводит к целому ряду трудностей и ущемлений прав детей и родителей, в частности:

— лица с интеллектуальной недостаточностью дискриминируются в отношении права на образование, т.к. срок их обучения на уровне общего среднего образования сокращается на один год в сравнении с лицами без психофизических особенностей;

— в период после завершения образования во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) или в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации до наступления 18 лет и возможности посещения отделений дневного пребывания инвалидов при ТЦСОН дети-инвалиды лишаются полноценной психолого-педагогической помощи и общения со сверстниками, что противоречит принципу социальной интеграции и реабилитации;

— в период после завершения образования во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) и в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и до наступления детьми-инвалидами 18 лет в связи с отсутствием альтернатив занятости ребенка родители вынуждены увольняться с работы для того, чтобы осуществлять постоянный уход за ним. В условиях непредоставления им социальной передышки это часто ведет к эмоциональным срывам, депрессии, ухудшению здоровья.

В свете вышеизложенного весьма положительным является изменение в новой редакции Кодекса срока обучения во втором отделении специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с девяти до десять лет.

4. Особо позитивным изменением видится закрепление возможности получения образования в дистанционной форме.

Дистанционная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающее преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся на основе использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих проведение учебных занятий (занятий), консультационных и контрольных мероприятий, текущей и промежуточной аттестации, при дистанционном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Закрепление в Кодексе об образовании данной формы получения образования имеет особую актуальность, так как даже при значительных усилиях системы образования по обеспечению доступности образования, в ряде случаев дистанционное образование остается наиболее приемлемой для людей с инвалидностью формой получения специальности.

5. Важно, что новая редакция Кодекса также сохранила следующие льготы и преференции для детей с особенностями психофизического развития, детей-инвалидов до 18 лет, инвалидов с детства, инвалидов кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства:

  1. бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
  2. возможность получения социальной стипендии;
  3. возможность бесплатного проживания в общежитии;
  4. предоставление места работы по распределению с учетом состояния здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены);
  5. освобождение от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством, на их подготовку при невозможности предоставления путем перераспределения, перенаправления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия иного места работы;
  6. прием вне конкурса для получения профессионально-технического образования по конкретным специальностям, кроме специальностей, на которые конкурс в год, предшествующий году приема, составлял пять и более человек на место, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 4 (четырех) баллов;
  7. преимущественное право зачисления при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление в учреждения образования для получения профессионально-технического образования (инвалиды III группы);

Подготовила Анастасия Коновалова,
юрисконсульт ОО «БелАПДИиМИ»

Материалы по теме:

участие в ярмарке душевных подарков

Вот и наступают долгожданные праздники - Рождество и Новый год! Все мы их ждём с нетерпением - ведь именно в эти праздничные дни каждый из...

Путешествие, которое нельзя забыть!

Кто из нас не мечтал побывать в других странах, например, во Франции или Швеции. Увидеть и прикоснуться к красотам природы, узнать больше о культуре...

C 27 по 28 октября 2016 года в г. Минске проходила Международная конференция «Инклюзивные процессы в образовании».


Инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве. Республика Беларусь движется в русле этих преобразований.

Заместитель министра образования Беларуси Раиса Сидоренко на Международной конференции "Инклюзивные процессы в образовании" заявила: «В Беларуси многое сделано по продвижению инклюзивного образования».


По ее словам, за последние годы нами сделан ряд шагов по продвижению инклюзивного образования, разработана и утверждена концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, исполняется план мероприятий на 2016-2020 годы. Замминистра подчеркнула, что инклюзивное образование рассматривается не только как образование лиц с особенностями психофизического развития, но и как обеспечение равных возможностей получения образования обучающихся с разными образовательными потребностями.

С 2014/2015 учебного года в Беларуси реализуется проект по апробации модели инклюзивного образования в учреждении образования. В нем было задействовано 8 школ. В 2016/2017 году по экспериментальному проекту работают уже 20 инклюзивных классов. Возрастает количество учреждений общего среднего образования, в которых создана адаптивная образовательная среда. Если в 2014 году таких учреждений было 280, то в 2015-м - 951. Замминистра добавила, что это первая международная конференция, посвященная инклюзивным процессам, которая проходит в Беларуси.

"В стране многое сделано и по безбарьерной среде, и по интеграции детей с различными потребностями в общую систему образования, но конкретный разговор с участием не только Беларуси, но и представителей других стран проводится впервые", - отметила Раиса Сидоренко.


О том, какие нормативные акты регулируют развитие инклюзивного образования в других странах, рассказала региональный советник по вопросам инклюзивного образования Регионального бюро ЮНИСЕФ Средней и Восточной Европы, стран СНГ и Средней Азии Нора Шабани.


От имени Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) всех участников международной конференции, посвященной инклюзивным процессам в образовании, поприветствовал представитель ЮНИСЕФ в Республике Беларусь доктор Рашед Мустафа Сарвар.


Он подчеркнул, что «для того, чтобы Инклюзивное образование заработало, мы должны будем изменить отношение общества – а иногда и свое отношение – к детям с инвалидностью. Мы не можем отрицать, что стигма в отношении таких детей, к сожалению, до сих пор существует». При этом он считает, что возможность использовать этот потенциал должна быть у каждого - и у обычного ребенка, и у "необычного". «В этом я вижу задачу не только системы образования, но и ЮНИСЕФ и всего общества. Пока, к моему сожалению, в Беларуси в отношении к инвалидности и инвалидам превалирует медицинский подход, а нужен - социальный. Всем нам – педагогам, родителям, обществу - нужно быть готовыми полностью принять их в наши классы», - отметил Рашед Мустафа Сарвар.

Начальник отдела специального образования Министерства образования Антонина Змушко рассказала о том, что дети, находящиеся на учете в банке данных о детях с ОПФР в нашей стране, почти стопроцентно охвачены коррекционно-педагогической помощью и специальным образованием,


По ее словам, большинство детей с ОПФР имеют нарушения речи. Несколько лет подряд в стране реализуется республиканский экспериментальный проект по апробации модели инклюзивного образования в учреждениях общего среднего образования. В нем участвуют 8 учреждений, где создано 14 инклюзивных (в полном смысле этого слова) классов.

В течение нескольких последних лет был реализован республиканский проект по апробации модели ресурсного центра в учреждении специального образования. Эти учреждения также вносят весомый вклад в развитие инклюзивных процессов.

«Мы думаем, что инклюзивному образованию в нашей стране быть. К 2020 году планируем около 80% детей с ОПФР охватить инклюзивными формами получения образования. Но оставим и альтернативу для детей с ограничениями, в которых останется возможность получать образование в специальной школе», - отметила Антонина Змушко.

Программа двухдневной конференции предусматривала выступления международных экспертов в области продвижения идей инклюзии, ученых, занимающихся разработкой проблем инклюзивного образования, специалистов, осуществляющих подготовку педагогических кадров инклюзивной сферы, педагогов-практиков, реализующих технологии инклюзивного образования, а также других специалистов, интересующихся данной проблемой.


Участники обсудили широкий спектр направлений, раскрывающих многогранность инклюзивных процессов в образовании. В центре внимания - политика в области инклюзивного образования, практика такого образования, формирование инклюзивной культуры.

Бесспорный факт: инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве. Беларусь движется в русле этих преобразований. В частности, в 2015 году страна подписала Конвенцию о правах инвалидов. Министерство образования разработало Концепцию развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития и План мероприятий на 2016-2020 годы по ее реализации. Вносятся соответствующие изменения в Кодекс об образовании, проводятся научные и экспериментальные исследования, направленные на развитие инклюзивных процессов в образовании.


Основное проблемное поле конференции - политика в области инклюзивного образования (концептуальные основы развития, инклюзивное образование через призму Конвенции о правах инвалидов и т.д.), практика инклюзивного образования (практика работы инклюзивных учреждений образования в Беларуси и за рубежом, адаптивная образовательная среда и другие особенности инклюзивного образования разных категорий лиц с особенностями психофизического развития и д.р.), формирование инклюзивной культуры (готовность педагога к реализации инклюзивного образования, профессиональные компетенции и личностные качества педагога инклюзивного образования и д.р.).


В рамках пленарного заседания участники смогли посетить выставку научно-педагогического опыта, ознакомиться с наработками Беларуси в сфере специального образования.

Организаторами мероприятия выступили специалисты Министерства образования Республики Беларусь, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Национального института образования, Академии последипломного образования и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Приказ Министра образования Республики Беларусь от 20.07.2016 №669 О проведении Международной конференции ”Инклюзивные процессы в образовании“

Инклюзивное образование в Республике Беларусь

Сегодня в системе образования республики создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.

Развитие инклюзивного подхода рассматривается ЮНЕСКО, ОБСЕ и другими международными организациями в качестве приоритетного направления развития национальных систем школьного образования, так как реализация права граждан на получение качественного образования и социальную интеграцию является важным фактором устойчивого развития общества. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (но не только с особенностями психофизического развития) в общеобразовательных(массовых) школах.

В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые

условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а мы, взрослые(учителя, чиновники, родители), создаём негативные условия для детей, к сожалению, часто даже не задумываясь, почему у ребёнка теряется интерес к обучению и общению. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное образование - непрерывный процесс развития образования, подразумевающий доступность образования(самосовершенствования, саморазвития) и признающий, что все дети -индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к образовательному процессу,который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Традиционно понятие инклюзивного образования ограничивалось определениями, касающимися в основном реализации права на образование и социальную интеграцию учащихся с особенностями психофизического развития. Однако концепция эволюционировала в сторону идеи о том, что все без исключения дети должны иметь равные права, условия и возможности в сфере образования, независимо от их культурного, экономического и социального статуса, а также разницы в их способностях и возможностях.

Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию, следующие:

Каждый имеет право на образование.

Все дети могут учиться.

Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.

Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.

Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.

Различия естественны, ценны и обогащают общество.

Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике.

Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.

Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями:

Каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми;

Физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка;

Весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует недискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям.

В Республике Беларусь все усилия по реализации идей инклюзивного образования подкреплены нормативно-правовой базой, закрепляющей права и обязанности участников образовательного процесса. Наиболее важные из них: Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь - «О правах ребёнка»; «Об образовании»; «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»; «Об общем среднем образовании»; «О языках в Республике Беларусь»; Декрет Президента РБ от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»; Декрет Президента РБ от 17 июля 2008 № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

Однако, в Беларуси инклюзивная образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и неустойчива. Это обусловлено тем, что система инклюзивного образования находится на стадии формирования. Больше половины детей с особенностями развития по-прежнему обучаются в специальных учебных заведениях интернатного типа. Для сравнения: в европейских странах в таких школах находится 3-4% детей, большинство из которых имеют тяжелейшие нарушения здоровья и развития. Другие категории детей-инвалидов учатся в обычных школах, живут в семьях со своими родителями.

Интеграция детей с особыми образовательными потребностями происходит в давно сложившуюся, трудно принимающую инновации систему нормативного массового образования, что не может быть безболезненным или безразличным для этой системы (организационно, содержательно, нормативно, дидактически, экономически, психологически).

Важнейшим барьером на пути к независимой жизни инвалидов является неготовность системы образования разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы в рамках инклюзивной модели.

Обучение многих инвалидов затруднено в связи с отсутствием специально подготовленной для них «безбарьерной среды» в учебных заведениях, недостаточно развитой инфраструктурой, физической недоступностью учебных учреждений. Многие учебные учреждения все еще не оборудованы для передвижения и обучения инвалидов. Одна из наиболее острых проблем вызвана сложностью передвижения инвалидов с места жительства на место учебы.

Еще одна проблема, затрудняющая внедрение интегрированных форм образования, связана с проблемами кадрового обеспечения. Интегрированное обучение требует подготовки соответствующих специалистов. На сегодняшний день в областных государственных институтах повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования открыта переподготовка специалистов интегрированного обучения, на факультетах специального образования (дефектологических факультетах) читается специальный курс «Интегрированное обучение». Вместе с тем имеются кадровые проблемы. Во-первых, учебные учреждения пока не вполне готовы принять большое количество учащихся в интегрированные классы и группы, поскольку существует проблема нехватки соответствующих специалистов (педагогов, ассистентов). Во-вторых, профессиональная подготовка педагогов общего образования на данный момент не является достаточной для реализации инклюзивного подхода. Ситуация осложняется отсутствием специальных учебно-методических материалов, пособий, средств обучения и обучающих программ.

Для развития инклюзивной практики образования нужны системные институциональные изменения, но самые сложные из них - это изменения в профессиональном мышлении преподавателей и сознании родителей. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального характера, заключающимися в распространенных установках, стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе родителей, имеющих детей-инвалидов и родителей здоровых детей принять новые принципы образования. Эффективная реализация включения особого ребенка в среду общеобразовательного учреждения зависит от отношения родителей обеих категорий к данной форме обучения. Согласно исследованиям российских ученых (Н.Н Малофеева и А.А. Дмитриева) основной причиной изолированности детей-инвалидов от общества являются их же родители, которые, переживая за исход общения со здоровыми сверстниками, ограничивают социальные контакты своих детей. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и невозможности обучения ребенка-инвалида в обычной школе. По данным российских исследователей, многие родители детей-инвалидов предпочитают, чтобы их дети получали образование в специальных образовательных учреждениях; зачастую они придерживаются медицинского подхода в мышлении. В то же время менее половины родителей здоровых детей хотели бы, чтобы их дети учились вместе с детьми-инвалидами. Очевидно, что правильное отношение к совместному обучению нужно формировать у родителей обеих категорий детей.

В настоящий момент разработан проект Концепции развития инклюзивного образования (обучающихся с особенностями психофизического развития) в Республике Беларусь. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Беларусь (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на принципы, приоритетные направления, цели и задачи, механизмы развития инклюзивного образования в Республике Беларусь.

Концепция разрабатывается с целью реализации права на получение образования всеми детьми, включая детей с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования, наиболее приближенных к месту их проживания, на создание условий, максимально учитывающих образовательные потребности каждого обучающегося, раскрывающих потенциал каждого обучающегося.

Концепция исходит из признания исключительной роли образования в становлении личности, ее социализации, важности инклюзивного образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются не как проблема, а как потенциал для развития, как особая ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.

Концепция направлена на создание целостной системы инклюзивного образования, которая должна опираться на глубокое знание основных факторов, определяющих состояние образования, прежде всего специального, на формирование готовности к принятию любого ребенка в систему основного образования, толерантных отношений в системе образования.

В Концепции определены основные цели, задачи, принципы и механизмы развития инклюзивного образования, направленного на наиболее полную реализацию права на образование для всех обучающихся на всех уровнях образования и обучение в течение всей жизни.

Инклюзивное образование представляет собой закономерный этап в развитии образования, прежде всего, обучающихся с особенностями психофизического развития, следующий за этапом их изоляции, сегрегации, институциализации, далее - этапом интегрированого обучения и воспитания их в учреждениях дошкольного и общего среднего образования.

Инклюзивное образование - обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.

Современное понимание инклюзивного образования состоит в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Международный опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Инклюзивное сознание приводит к пониманию, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей.

Разработка Концепции обусловлена необходимостью совершенствования работы в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития, расширения права выбора на место и форму получения образования, создание условий, обеспечивающих равенство получения образования всеми категориями обучающихся, формирования толерантности в системе образования и в обществе в целом.

Целью Концепции является обеспечение инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.

Сроки реализации концепции

Сроки реализации Концепции - 2015 - 2020 годы.

2015-2017 годы - осуществление научных исследований, экспериментальной деятельности; отдельные учреждения образования осуществляют инклюзивное образование;

2018-2020 годы - увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, до 20 процентов; учреждений образования с безбарьерной средой до 10 процентов;

2020 и последующие годы - любое (каждое) учреждение образования осуществляет инклюзивное образование.

Ожидаемые результаты реализации концепции

Реализация Концепции будет способствовать совершенствованию нормативных правовых документов, внедрению инновационных технологий, современных подходов в организации совместного образовательного процесса обычных детей и детей с особенностями психофизического развития, обеспечению архитектурной доступности учреждений образования.

Реализация Концепции повысит качество образования и качество жизни всех обучающихся, способствуя их социализации, познанию жизни во всем ее разнообразии.

С проектом Концепции развития инклюзивного образования (обучающихся с особенностями психофизического развития) в Республике Беларусь можно ознакомиться на сайте учреждения в разделе Специальное образование.

Говорят, самое длинное расстояние на Земле - 30 сантиметров между головой и сердцем. Именно этот путь предстоит преодолеть многим из родителей, погрязших в предрассудках и страхах, будто малышам с особенностями не место в обычном классе. После долгожданного подписания Беларусью Конвенции ООН о правах инвалидов в сентябре нашему образованию предстоит перейти на новый этап - развивать инклюзивное обучение. Проще говоря, детишки с особенностями шаг за шагом должны вливаться в учебный процесс обычных садов и школ. Первый поворот в этом направлении, к слову, страна сделала чуть раньше: еще в июле министр образования утвердил концепцию о развитии инклюзивного образования.

На самом деле нельзя сказать, что обучение детей с особенностями у нас задвинуто куда–то на задворки. Правда, речь в основном о так называемом специальном образовании, которым сегодня охвачены более 99% нуждающихся. А в 2012 году впервые в истории Беларуси появилась Госпрограмма развития специального образования, усилившая работу на двух уровнях - дошкольном и школьном, что касается примерно 8% ребят от общего числа детского населения в стране. Цифра, считают специалисты, не критическая, ведь более 60% этих малышей ограничиваются спецобразованием лишь на стадии детского сада, имея в медкарточке легкие речевые или другие невыраженные нарушения. А потом они идут в обычный школьный класс. Что имеем в итоге? 240 учреждений спецобразования, из них 46 садиков, 25 специальных школ–интернатов, 28 вспомогательных школ и 141 коррекционно–развивающий центр. Ежегодно в них обучают более 3.000 детей с тяжелыми или множественными нарушениями, еще свыше 4.000 получают коррекционную помощь. Важно, подчеркивает Антонина Змушко, начальник отдела специального образования Минобразования, что с 2000 года у нас на 40% уменьшилось число специнтернатов, в то время как коррекционных центров стало вдвое больше и сегодня в каждой второй школе есть пункты коррекционно–педагогической помощи.

Но, наверное, одно из самых важных достижений - в стране 5.318 интегрированных классов. Этот подход для нашей системы образования, можно сказать, новинка. Обозначился он впервые в середине 1990–х, когда специальное образование на основе обычных школ получали менее 1% нуждающихся. Сегодня - почти 70%! Но ставить знак равенства между интегрированным образованием и инклюзивным не стоит: немало различий в подходах и требованиях. Скажем, в интегрированных классах каждый из особых учеников в зависимости от нарушений учится по своей программе (кого–то освобождают от точных наук, кого–то - от английского), а обязательный элемент учебного процесса - занятия с дефектологом. Словом, вздыхают родители, малыш зачастую так до конца и не становится частью детского коллектива. При инклюзивном же подходе происходит более тесное включение в процесс, у педагога появляются специально обученные ассистенты, а каждый особенный ребенок обретает полноценное место в группе или классе. Проще говоря, если в первом случае приходится подстраиваться под школу, то во втором - школа сама должна проявить гибкость. Именно эту науку нашим специалистам и предстоит осваивать поэтапно, опираясь в том числе на опыт зарубежных коллег. Скажем, в Молдове над системой инклюзивного образования трудятся около 10 лет. Специалист в этом направлении Анжела Кара перечисляет 6 обязательных стартовых условий:


Во–первых, нужна политическая воля государства. Во–вторых, нормативно–правовая база. Третий важный фактор - сотрудничество между разными секторами социальной жизни, чтобы хорошие идеи не остались лишь на бумаге. Кроме того, не обойтись без отлаженной системы подготовки и переподготовки кадров, грамотного финансирования и создания соответствующей образовательной среды.

Так что здесь есть над чем поработать. Как в свое время действовала Молдова? Например, в Кодексе об образовании черным по белому прописали, что дети с особенностями могут посещать обычные детские сады (понятие «инклюзивное образование», к слову, появится и в нашем обновленном кодексе). Следующий шаг - организовали помощь специалистов в каждом районе, чтобы такой ребенок легче вливался в образовательный процесс. Решили и вопрос с финансированием за счет сокращения интернатов и развития взамен социальных служб. А что касается квалифицированных сотрудников, то во всех педвузах появился модуль «Инклюзивное образование». Конечно, полностью избавиться от предрассудков и стереотипов не удалось, но уже сегодня 40% молдавских детей с особенностями посещают обычные детсады и этот процент постепенно растет...


Развитие инклюзивного образования у нас пока обозначено штрихами. К примеру, возьмем интегрированные группы в детских садах, которые почти вдвое меньше обычных. Здесь есть четкий лимит: из 12 малышей не более шести могут иметь легкие нарушения (а более серьезные - и того меньше), но если их все–таки наберется половина, то, скорее всего, пойдут по другому пути - откроют спецгруппу. А ведь в придачу не везде хватает учителей–дефектологов, не каждая школа способна создать необходимые условия... Но самая сложная проблема - похоже, родители обычных детей. Более 60% таких мам и пап, показал опрос ЮНИСЕФ, не в восторге от идеи, что с их чадом за одной партой окажется малыш с особенностями психофизического развития. Аргументы? Чаще всего чисто эмоциональные. Тем не менее по концепции о развитии инклюзивного образования этой системе предстоит пройти у нас три этапа. Сначала до 2017 года разработают документацию, проведут ряд исследований и экспериментов, а также подготовят кадры и специальные условия в школах. Затем до 2020 года отдельные учреждения образования перейдут от слов к делу и вплотную займутся новацией, расширив работу с кадрами и методической литературой. На третьем этапе, который стартует с 2020 года, сеть школ и садов, включенных в инклюзивное образование, будет все больше и больше расширяться.

Сработает ли это на практике? Специалисты настроены оптимистично. Ольга Клезович, декан факультета повышения квалификации специалистов образования Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ им. М.Танка, уверена: в инклюзивном классе сможет работать тот педагог, для которого это не просто работа, а служение детям:

Инклюзия - идеальный вариант, где есть место для каждого ребенка. Сейчас у нас существует определенный минимум часов при переподготовке кадров. Следующий шаг - будем разрабатывать профстандарт именно для педагога инклюзивного образования.

pasiyak@сайт