(опорно-двигательный аппарат или костно-мышечная система)- комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Система образована скелетом и .

Скелет человека составляет основу тела, определяет его размеры и форму и совместно с мышцами образует полости, в которых располагаются внутренние органы. Скелет состоит примерно из 200 костей . Кости выполняют функцию рычагов, приводимых а движение мышцами, и защищают органы от травм. Кости участвуют в обмене фосфора и кальция.

Скелет человека включает шесть отделов :

  1. позвоночник (осевой скелет),
  2. пояс верхних конечностей,
  3. пояс нижних конечностей,
  4. верхние конечности,
  5. нижние конечности.

Состав и строение костей.

В состав костной ткани входят неорганические и органические вещества. Живые кости человека содержат 22 % воды, 5 °% белка, 21,8 °% неорганических веществ и 15,7 °% жира. Органические вещества, входящие в состав костей (главным образом, оссеин и оссеомукоид), обеспечивают кости гибкость и упругость , а минеральные вещества (преимущественно карбонат и фосфат кальция) - твёрдость и прочность . С возрастом соотношение органических и минеральных веществ в кости меняется. Так, у детей в кости больше органических веществ, поэтому их скелет эластичен; кости пожилых людей, содержащие больше минеральных веществ, более твёрдые, но хрупкие, что повышает вероятность переломов в этом возрасте.

Снаружи кость сращена с надкостницей (обеспечивает рост кости в толщину), состоящей из плотной соединительной ткани и пронизанной большим количеством кровеносных, лимфатических сосудов и нервов. Она обеспечивает питание кости, а также рост кости в толщину. Кость содержит два вида костного вещества : снаружи - плотное компактное, а внутри - губчатое. Структурной единицей компактной костной ткани является остеон . Каждый остеон состоит из 5-20 цилиндрических костных пластинок, вставлённых одна в другую. В центре остеона проходит центральный (Гаверсов) канал , содержащий кровеносные, лимфатические сосуды и нервы. Губчатое веществ о кости состоит из сети тонких взаимно перекрещивающихся костных перекладин, между которыми находятся мелкие полости, заполненные красным костным мозгом. Расположение перекладин отражает направление наибольшего растяжения и сжатия кости. Распределение компактного и губчатого веществ в разных костях зависит от функции, которую эти кости выполняют в организме.

Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости. Трубчатые кости (плечевая, бедренная) имеют вид трубки с полостью, заполненной желтым костным мозгом. Концы этих костей утолщены и заполнены губчатой тканью, содержащей красный костный мозг. Трубчатые кости способны выдерживать большие нагрузки. Плоские кости (лопатки, ребра, тазовые, черепные) состоят из двух пластинок плотного вещества и тонкой прослойки губчатого вещества между ними.

Типы соединения костей

Подвижное соединение костей обеспечивается суставами, которые образованы впадиной на конце одной из сочленяющихся костей и головкой на конце другой. Суставы укреплены внутрисуставными связками, а суставные поверхности покрыты хрящом и заключены в суставную сумку. Синовиальная жидкость, находящаяся внутри сустава, играет роль смазки, уменьшающей трение.

Полуподвижное соединение обеспечивается хрящевыми прослойками между костями. Например, между позвонками находятся хрящевые диски. Ребра с грудиной соединяются тоже посредством хряща. Эти соединения обеспечивают относительную подвижность.

Неподвижные соединения образуются благодаря срастанию костей и образованию костных швов (кости черепа ).

Скелет человека

В скелете человека различают следующие отделы: осевой скелет и скелет конечностей (верхних и нижних). Осевой скелет, в свою очередь, подразделяется на (позвоночник и грудная клетка).

Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Кости черепа (за исключением нижней челюсти) неподвижно сочленены между собой. У новорождённых детей пространство между костями заполнено соединительной тканью (роднички), благодаря чему череп очень эластичен. Формирование швов между костями завершается к 3-5 годам.

Позвоночник (позвоночный столб) - опора туловища, он состоит из 33-34 позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (срастающихся в единый крестец) и 4-5 копчиковых. Позвонок состоит из тела, дуги, замыкающей позвоночное отверстие, и семи отростков: остистого, двух поперечных, двух верхних суставных и двух нижних суставных.

Скелет грудной клетки образован грудиной, 12 парами рёбер и грудными позвонками. Рёбра — плоские, дугообразно изогнутые кости, спереди переходящие в хрящ. Сзади они сочленены с грудными позвонками. Спереди 7 пар верхних рёбер (истинные рёбра) непосредственно соединены грудиной - плоской костью, лежащей по средней линии груди. Три следующие пары (ложные рёбра) своими хрящами присоединяются к хрящам вышерасположенных рёбер. Две последние пары (колеблющиеся рёбра) не имеют хрящей и свободно располагаются в мышечной стенке туловища. Приподнимаясь и опускаясь, рёбра обеспечивают изменения объёма грудной клетки при дыхании.

Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса и скелета свободных верхних конечностей (рук). В состав плечевого пояса входят две парные кости - лопатка и ключица. Лопатка - плоская кость треугольной формы, прилегающая к задней поверхности грудной клетки и сочленяющаяся с плечевой костью и ключицей. Ключица (тонкая изогнутая кость) одним концом соединена с грудиной, другим - с лопаткой. Скелет свободной верхней конечности состоит из плеча, предплечья и кисти. Плечевая кость, образующая плечо, соединена с лопаткой (плечевой сустав) и костями предплечья (локтевой сустав). Предплечье состоит из двух костей - локтевой и лучевой. В состав кисти входят 8 коротких костей запястья, 5 длинных костей пясти и фаланги пальцев (большой палец имеет две фаланги, все остальные - по три). Нижний конец лучевой кости с тремя верхними костями запястья образуют лучезапястный сустав.

Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и скелета свободных нижних конечностей (ног). Тазовый пояс образован парой массивных тазовых костей, которые сзади неподвижно сочленены с крестцом, а спереди соединены между собой с помощью полусустава (лобковый симфиз). Каждая тазовая кость образована тремя сросшимися костями (подвздошной, седалищной и лобковой). По бокам тазовых костей расположены круглые впадины для сочленения с головками бедренных костей. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедра, голени и стопы. Бедро образует крупная массивная бедренная кость, головка которой с тазовой костью образует тазобедренный сустав. В состав голени входят большеберцовая и малоберцовая кости. Большеберцовая кость сочленяется с бедренной, образуя коленный сустав. Спереди от коленного сустава, в толще сухожилий, расположен небольшой треугольный надколенник (коленная чашечка). Кости голени образуют с таранной костью предплюсны голеностопный сустав. Стопа состоит из 7 коротких костей предплюсны, 5 длинных костей плюсны и фаланг пяти пальцев (первый палец имеет две фаланги, остальные - по три). Стопа имеет вид свода.

Это конспект по теме «Опорно-двигательная система. Скелет» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Конспект организованной образовательной деятельности для подготовительной группы по теме: « Скелет- опора тела»

Цель: познакомить детей со скелетом и его основной функцией – скелет придает форму телу.

Задачи: Образовательные. - формировать элементарные знания об опорно-двигательном аппарате человека (скелете, мышцах).

Раскрывать значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц.

Изучать приемы формирования красивой фигуры и правильной осанки.

Активизировать словарь (череп, позвоночник, мышцы, суставы)

Развивающие.

Развивать память, внимание, логическое мышление, умение применять полученные знания на практике.

Воспитательные.

Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование: макет скелета человека, плакат по формированию правильной осанки, портфель, ранец, маленькие ведерки (2 шт.), большое ведерко, мешочки, карандаши, листы бумаги.

Предварительная работа: - рассматривать рисунки и схемы упражнений;

Беседовать об организме человека;

Ход занятия.

Воспитатель:

Проходите, проходите!

Очень рада видеть вас.

С интересной новой темой

Познакомлю всех сейчас.

Вы поближе подходите,

Свои глазки покажите.

Ребята, на адрес нашего детского сада пришло письмо, давайте почитаем, о чем оно. Это письмо от доктора Айболита.

« Здравствуйте, ребята! Пишет вам доктор Айболит. Я очень беспокоюсь о вашем здоровье. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. А чтобы учиться в школе, нужно не только много знать и уметь, но и быть здоровым. Ведь плохое здоровье- причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

А знаете ли вы основные правила здорового образа жизни, выполняете ли их регулярно? Ребята, чтобы беречь свое здоровье, нужно знать свой организм, свое тело. Я посылаю вам посылку, а что в ней, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно.

Я опору тела составляю,

Ходить, бегать, прыгать помогаю»

Дети : кости, скелет.

А вот и посылка. Посмотрите, это уменьшенная копия скелета человека. Сегодня на занятии мы познакомимся с нашим телом, а именно со скелетом человека и его мышцами.

Послушайте стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение Н. Кнушевицкой « Чтоб на кисель не походить»

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

Какой-нибудь амебы,

У стрекозы и мотылька,

А он нам нужен, чтобы

Играть в футбол, ходить в кино.

И плавать в речке летом.

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета.

Суставы гибкие согнем,

Пробежку начинаем…

Скелет опорой служит днем,

А ночью отдыхает!

Самомассаж.

Сейчас я предлагаю вам сделать самомассаж с помощью вот таких колючих мячиков.

Рассказ воспитателя, сопровождаемый иллюстрациями.

Человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет- это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. Посмотрите на макет скелета человека. Скелет состоит из костей, больших, маленьких и совсем крошечных. Их общее количество – более 200.

Потрогайте свою руку, ногу, что вы чувствуете? Это кости.

На вид скелет хрупкий, но на самом деле он очень прочный. Скелет служит человеку не только опорой, но и защищает внутренние органы. Ребята, кто назовет основные части скелета?

Дети : череп, скелет верхних конечностей, позвоночник, грудная клетка, скелет нижних конечностей.

Воспитатель : - череп похож на шлем. Что он защищает?

Дети : - мозг.

Воспитатель : - грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра?

Дети : - внутренние органы (сердце, легкие)

Воспитатель : - позвоночник - основной стержень туловища, на него приходится вес верхней части тела, а сам он состоит из 33 соединенных позвонков. Позвоночник проходит посредине спины.

Корень, ствол у дерева-

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека-

Это позвоночник.

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтоб по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

В состав скелета входят еще кости верхних и нижних конечностей. Они очень хрупкие, особенно у детей. Поэтому нужно быть осторожными: не прыгать с высоты. Не лазать по деревьям, обрывам. Быть осторожными в гололед. А что мы делаем с помощью рук и ног.

Дети: с помощью рук мы едим, рисуем, пишем, играем. С помощью ног ходим, бегаем, прыгаем.

А теперь давайте немного поиграем. Проводится спортивная игра « Препятствие»

    « Переступи через ручей» Дети переступают приставным шагом с кочки на кочку.

    « Не промочи ножки» Ходьба по массажной дорожке (профилактика плоскостопия)

О худых людях говорят: « У него только кожа да кости». Может ли быть такое на самом деле?

Дети: - нет. Если бы это было так, человек не смог бы двигаться, бегать, прыгать, поднимать грузы.

Воспитатель: - или даже моргать. Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги?

Почему они такие бодрые и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать?

Конечно, скелет, но еще и мышцы- это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку очень нужны мышцы. Без них все большие и маленькие кости были бы неподвижны. Вытяните руку - ваши мышцы сейчас не напряжены, согните руку в локте - в это время мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку. (Показывает)

Дети повторяют

Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и поверните его в разные стороны. Примерно так одна кость соединяется с другой, а чтобы кости не разомкнулись, они крепко-накрепко соединены, как бинтами, гибкими связками.

С ростом человека скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершеннее и разнообразнее.

Чтобы стать красивым сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это делать?

Дети. Физкультура и спорт.

Воспитатель . Правильно, давайте и мы с вами сейчас проведем физкультминутку для здоровья.

Физкультминутка

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх-

Отдохнет спина у всех.

Начинаем приседанья!

Раз, два, три, четыре, пять,

А теперь три раза нужно

Как лягушки проскакать.

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А теперь их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Воспитатель . Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку. Прямая спина не только красива, но и говорит о хорошем здоровье. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы. Нарушение осанки – это искривление позвоночника, или сколиоз. Каковы причины плохой осанки? Кто может сказать?

Дети: человек неправильно сидит, не занимается спортом.

Как выработать правильную осанку? Давайте запомним, что нужно сделать для сохранения хорошей осанки.

Прямо сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

При переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель на одном плече, оно станет ниже другого.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Избегать неудобных поз.

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

Если вы будете выполнять эти правила, осанка у вас станет красивой и правильной. А сейчас мы с вами проведем эксперимент.

Эксперимент с портфелем и ранцем.

Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руки портфель и просит пройтись перед группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, держащий в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у второго ребенка спина не искривлена. Дети делают вывод, с чем лучше ходить в школу: с ранцем, который можно надевать на спину.

Эксперимент с ведерками.

Один ребенок держит небольшое детское ведерко с водой. Другой берет два маленьких ведерка с водой в обе руки. Подержав ведерко в одной руке, ребенок устает и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок держит спину ровно. Дети делают вывод, как лучше носить, например, сумки, помогая маме: нужно разложить все покупки в две сумочки и нести их в обеих руках.

Эксперимент « Правильная ли у вас осанка?»

Дети встают, поворачиваются спиной к воспитателю, складывают ладони за спиной и приставляют руки к позвоночнику. Ладони не должны разомкнуться. Воспитатель отмечает, у кого из детей хорошая осанка.

Игровой тренинг « Пройди с мешочком на голове»

Дети идут друг за другом с мешочком на голове и повторяют за воспитателем слова.

Я повторяю по утрам:

Мой позвоночник гибок, прям.

Когда лежу, стою, сижу-

За позвоночником слежу.

Я позвоночник сберегу

И от болезни убегу.

Воспитатель. Существуют специальные упражнения для укрепления мышц туловища. Как мы уже говорили, наши мышцы становятся сильнее благодаря физической нагрузке. И поэтому у спортсменов и атлетов они такие крепкие. Что кроме упражнений может укрепить наш скелет? Какие продукты нужно употреблять?

Дети: продукты, которые содержат много витаминов и других полезных веществ.

Нам необходимы продукты, в которых много кальция - творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины. А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? Тогда надо заниматься чем?

Дети: физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры, обязательно делать по утрам зарядку.

Воспитатель: словом, вести активный образ жизни. Вы всегда можете контролировать работу своих мышц. Ваш мозг подает команду мышцам, а они их выполняют. А сейчас немного разомнемся.

Разминка для мышц.

Дети выполняют различные упражнения: мальчики с гантелями, на развитие мышечной силы, девочки - на растяжку и равновесие.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать,

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать.

Очень трудно так стоять-

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Воспитатель: мальчики выполняли упражнения на развитие мышечной силы, девочки – упражнения для развития грациозности, красоты движений. Теперь немного отдохнем и расслабимся.

Релаксация « Осанка»

Дети выполняют движения по тексту.

Хватит спинушку тянуть,

Надо лечь и отдохнуть.

Ну-ка, правильно лежим?

Мы на это поглядим!

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая!

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сожмите,

Их повыше поднимите.

Все присели, потянулись,

Потянулись, улыбнулись!

Вот пора нам и вставать,

Бодрый день наш продолжать!

А сейчас вы выполните задание самостоятельно. Внимательно слушайте! Подойдите к столам, положите ладонь на лист бумаги, расставив пальцы, и обрисуйте ее ручкой, обводя каждый палец. А потом черточками обозначьте на рисунке те места, где пальцы сгибаются и разгибаются. Кому трудно это сделать, подвигайте пальцами.

Воспитатель рассматривает с детьми работы и анализирует их, исправляет ошибки.

Пальцы выполняют большую работу - они наши помощники.

Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке,

Дети сжимают пальцы в кулак, выполняют круговое движение кистью вправо.

Продает она орешки:

Выполняют круговые движения кистью влево.

Лисичке- сестричке,

Разгибают большой палец.

Разгибают указательный палец.

Разгибают средний палец.

Мишке толстопятому,

Разгибают безымянный палец.

Заиньке усатому.

Разгибают мизинец.

Вот так.

Раскрывают и сжимают пальцы.

Ребята, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии?

Дети отвечают.

О строении и функциях скелета человека и его мышц. Мы узнали об их роли в нашем организме, ознакомились с правилами формирования красивой фигуры и хорошей осанки. Ведь не зря говорят: в здоровом теле – здоровый дух.

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго- долго будут жить.

И запомни, что здоровье

В магазине не купить!

Оборудование:

– тряпичная кукла,
– пластмассовая кукла,
– скелет человека,
– карточки с названиями частей скелета и отделов позвоночника: череп, позвоночник, рёбра, кости конечностей, тазовые кости, крестец, копчик,
– кости куриные для практической работы: позвонки, рёбра, трубчатые кости,

Подготовительная работа:

– выбрать одного ученика, который во время урока будет исполнять роль Знайки, подготовить для него костюм (очки, галстук и т.д.),

– подготовить вопросы для проверки пройденного материала (можно это задание поручить кому-либо из детей),

– подготовить куриные кости (выварить курицу и выбрать кости),

– подготовить тексты сообщений для Знайки,

Ход урока:

1.Проверка пройденного материала.

Эта работа проводится в виде ответов на вопросы. Вопросы может задавать Знайка, сам вызывающий детей, могут задавать дети друг другу, могут быть использованы как “экзаменационные билеты” в ролевой игре и т. д.

Примерные вопросы:

– Почему человек – это организм?

– Назови другие организмы.

– Являются ли организмами Солнце, ветер, гадюка, жук-плавунец, осина, снег, гранит, автомобиль? Почему?

– Из каких частей состоит нервная система?

– За что отвечает головной мозг?

– Какова роль спинного мозга?

– Какая часть нервной системы доставляет команды головного мозга к мышцам, органам и т.д.?

2.Знакомство с темой урока.

Учитель предлагает детям поставить двух кукол: тряпичную и пластмассовую.

Это удаётся только с одной из кукол.

– Почему не удалось поставить тряпичную куклу? (Она мягкая. У неё нет опоры.)

Вывод: каркас – скелет обеспечивает положение тела в пространстве.

– Есть ли опора у человека? Об этом наш разговор сегодня.

3. Знакомство с частями скелета.

Учитель называет части скелета, показывает их на макете и составляет схему строения скелета на доске.

Скелет состоит из костей черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей и таза.

4. Изучение костей позвоночника.

– Позвоночник – основа скелета. Он появился у животных организмов около 500 млн. лет назад. Затем, всё, что изобретала природа, она прикрепляла к позвоночнику: хвостовые плавники рыб и китов; ноги-колонны динозавров, слонов; массивный череп бизона, бегемота. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Вспомните женщину-змею, которая выступает в цирке.

– Попробуйте совершить несколько движений. Легко ли вам удаётся наклониться?

Это происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков.

Практическая работа.

Рассматривание позвонков на муляже и куриных позвонков на партах.

– Зачем у позвонков зубцы?

– Зачем внутри отверстие?

– Каково значение позвоночника?

Вывод: позвоночник защищает спинной мозг и придаёт телу вертикальное положение.

Учитель:

– Позвоночник состоит из 7 шейных,12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и

4-5 копчиковых позвонков.

– Интересно, что у жирафа, как и у человека, тоже 7 шейных позвонков.

– . Прощупайте у себя шейные позвонки, согнув голову. Первый верхний позвонок называется атлантом. Так зовут древнегреческого героя, который держал на своих плечах небесный свод. Вот как о нём написано в мифе:

“Согнулся он под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл всё его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод.” (Подвиги Геракла. В переложении Н. Куна.

Двенадцатый подвиг)

– Подобно ему первый шейный позвонок – атлант держит голову человека. Этот позвонок весит 20-30 грамм, а вес черепа – 6 килограмм. Сосчитайте, во сколько раз вес черепа превышает вес атланта.(6000:20=300 раз)

5. Изучение костей черепа.

– Череп состоит из 24 костей. Они большей частью плоские и соединены неподвижно, образуя черепную коробку. Черепная коробка очень прочная. Почему?

– Есть ли подвижные кости черепа, покажите на муляже. Почему они двигаются?

Вывод: кости черепа защищают головной мозг, обеспечивают питание и речь.

6. Изучение костей грудной клетки.

Практическая работа.

Рассматривание рёбер на муляже и на парте.

– Какой формы? (Дугообразные, плоские.)

– К чему крепятся? (К позвоночнику и грудине.)

– Каково значение рёбер? (Защищают сердце, лёгкие.)

Прощупывание рёбер и грудины у себя.

Вывод: кости рёбер защищают внутренние органы.

7. Изучение костей конечностей.

Практическая работа.

Рассматривание трубчатых костей на муляже и на парте.

– Какой формы?

– Подвижны ли они? Почему?

– Каково их назначение?

Прощупывание у себя лопатки, ключицы, лучевых костей, костей пальцев.

Вывод: кости конечностей обеспечивают движение рук и ног.

– Интересно, что скелет руки состоит из 30 костей. Из них 26 костей образуют кисть.

8. Изучение костей таза.

Рассматривание костей на муляже.

Это сросшиеся между собой кости. Они позволяют сидеть и защищают внутренние органы.

9. Закрепление материала.

Работа в тетради.

Обозначение частей скелета человека. (Работа на странице 4)

Работа с учебником.

Чтение статьи на странице 9-10.

10. Подведение итога.

– Из каких отделов состоит скелет? Показать на муляже.

– Каково значение этих костей?

11. Домашнее задание.

Учебник страница 9-10 пересказывать, страница 11 – ответы на вопросы.


Урок - игра в 8 классе по теме « Скелет человека ».

Тема урока: Скелет человека.

Цели и задачи урока:

Обучающие:
познакомиться и раскрыть взаимосвязь между строением и функциями отделов скелета человека.
показать различия и сходства в строении скелета человека и млекопитающих животных.
акцентировать внимание на необходимость получения знаний и умений по оказанию первой помощи при вывихах, растяжениях связок, и переломах костей.

3. Воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека.
воспитывать интерес к формированию познавательной активности;
пробуждать творческие начала личности, стимулировать стремление к ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация.

2. Развивающие:
развивать когнитивные способности такие как, анализ, синтез, обобщение;
развивать воображение и интеллектуальные способности учащихся (участие в ролевой игре, размышление над проблемными вопросами, заполнение таблиц по тексту учебника).
развивать креативные способности;
формировать навыки оказания первой помощи пострадавшим.

Применяемые технологии
коммуникативно-ориентированное обучение;
разноуровневое обучение;
развитие познавательных интересов;
личностно-ориентированное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;

Методы и приемы:
по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;
по степени взаимодействия: самостоятельная работа, беседа, дозированная помощьучителя;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Оборудование урока:
компьютер;
проектор;
экран;
компьютерная презентация;
карточки- задания
интерактивное пособие « Собери скелет».
Муляж « Скелет человека»
Наборы по оказанию первой помощи (шины, бинты, жгуты, аптечки с медикаментами).
Компьютерная игра « Морской бой»

Оформление доски:
На доске написана дата проведения урока, название темы урока.

Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудование и наглядность

1. Организационный
момент.
Дорогие ребята! Сегодня нашими средствами связи были получены сигналы SOS с маленьких островов, лежащих неподалеку от острова « Скелетов», правит которым жестокий тиран- Скелетон 14-й. Он угнетает жителей соседних государств, угрожая поработить их.
Наша задача победить Скелетона 14-го и его приспешников. Мы организуем 2 боевых корабля, выберем капитанов, назовем корабли и выступим в поход!
Побежденным враг будет считаться в том случае, если одна из команд завладеет их флагом. Для этого необходимо собрать как можно больше ключей, защищенных ловушками и открыть сундук с флагом и сокровищами.
В путь!
Актуализация знаний.
(проверка домашнего задания)

Чтобы добыть первый ключ, вы должны пройти ловушку, выполнив задание, приготовленное злыми скелетами. Но заданий так много, что придется потрудиться каждому члену команды самостоятельно!

Команда, справившаяся с наименьшим числом ошибок, получает ключ.

Выполняют работу индивидуально на карточках, по вариантам. Капитаны фиксируют окончание работы своей команды по последнему закончившему участнику. Проверка правильности выполненных заданий.

Карточки- задания. Приложение № 1.

Слайд №2, №3. (проверка правильности выполнения)

Ну вот! Скелет собран. Молодцы! Но мы, по-прежнему, не знаем сильных и слабых сторон врага. А чтобы узнать, я предлагаю сравнить его с тем, что нам хорошо известно. В 7 классе мы изучали зоологию, соответственно, строение скелета млекопитающего мы знаем.
Таким образом, определив черты сходства и различия, мы найдем эти сильные и слабые места, чтобы знать, чего опасаться и как бороться!
Сделайте вывод, о чем говорят черты сходства и отличия в строении скелета человека и млекопитающего.
Команда, справившаяся раньше, получает ключ.

Работа в парах.
Слабые учащиеся получают задание найти сходства в скелете человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу. Делают вывод об общности происхождения человека и животных.
Сильные - отличия в строении скелетов человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу.
Делают вывод об особенностях, свойственных скелету человека и причинах их возникновения.

Слайд № 8

Таблица в тетради
« Особенности скелета человека» (приложение №3).

На кораблях несчастье! На корабли пробрался вражеский лазутчик! В неравном бою ранены капитаны!
У капитана корабля «Динамит» перелом большой и малой берцовых костей. Рана открыта, кости торчат наружу, кровь алая, вытекает толчками.
У капитана корабля « Шмель» перелом плечевой кости, рана открыта кровь темная, бурая, вытекает ровно.
Ваша задача - поставить диагноз и оказать первую помощь с использованием подручных средств.
Ключ получает команда, которая правильно справится с заданием быстрее.

Индивидуальная работа с учебником.

Практическая работа с набором по оказанию первой помощи.

Учебник стр. 76 – 77.
Набор по оказанию первой помощи.
Текст учебника.

Слайд №9
« Первая помощь при повреждениях скелета».

Обобщение и систематизация знаний.

Молодцы! Посчитайте количество ключей у каждой команды.
Но, о ужас! Скелетон 14-й для защиты своего флага выставил целую флотилию. И нам придется сразиться с его флотом в морском бою! Право первой вступить в бой получает команда с большим числом ключей. После первой ошибки в бой вступает вторая команда.
Побеждает команда, давшая большее число правильных ответов.
Итак, враг побежден, флаг захвачен, а сокровища – это те бесценные знания, которые вы приобрели на сегодняшнем уроке!

После этого капитанам предлагается составить список членов команды, особо отличившихся в бою, для представления их к награде (оценки в журнал).

Заключительный этап урока. Рефлексия.
Давайте подведем итог урока.
Чем мы сегодня занимались?
Что нового узнали?
Какие навыки приобрели?
Таким образом, учащиеся формулируют цели урока.
Домашнее задание:
Учебник: § 11;
Предлагается на выбор выполнить один из проектов:
Диета для больных остеопорозом.
Диета для пациентов с переломом кости.
Скелет человека в 3000 году.
Кроссворд « Опорно-двигательная система».

Работают с компьютерной игрой « Морской бой».
Члены команды дают ответ на вопрос по очереди.

Обобщающая беседа.

Компьютерная игра
« Морской бой».

Слайд № 10.

Тема. Строение скелета человека

Цели урока : - изучить типы соединения костей и их связь с выполняемыми функциями. Рассмотреть строение суставов. Изучить строение скелета человека, его основных отделов;

Развивать познавательный интерес, умение работать в команде, формировать предметные умения и коммуникативные навыки.

Воспитывать гигиенические и здоровьесберегающие навыки, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование и материалы : таблицы «Скелет человека», «Микроскопическое строение костной и хрящевой ткани», скелет человека-модель, мультимедийная презентация.

Базовые понятия и термины : неподвижные, полуподвижное и подвижное соединение костей, шов, сустав, суставная сумка, названия костей, образующих скелет.

Концепция урока : рассмотреть особенности соединения костей скелета, привести примеры, показать функциональность такого соединения. Описать основные отделы скелета человека, перечислить главные кости, входящие в их состав. Указать на разнообразие функций, выполняемых различными отделами скелета.

Тип урока : комбинированный.

Структура и содержание урока

1.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Вопросы к учащимся.

Какие химические вещества входят в состав костной ткани?

Какие типы костей вы знаете?

Опишите внутреннее строение костей.

Как происходит рост костей?

2.Изучение нового материала - рассказ учителя.

История изучения скелета. Древнегреческий философ Демокрит собирал кости на старых, разрушенных кладбищах и изучал их. Светило римской медицины - Клавдий Галлен совершил путешествие в Александрию, так как там был единственный, в то время, скелет человека. Петр 1 учредил кундсткамеру - коллекцию по анатомии.

Сегодня на уроке, мы познакомимся с основными отделами скелета человека, узнаем, какими костями они образованы. Но начнем с типов соединения костей.

Типы соединения костей:

- неподвижное соединение костей достигается путем их срастания. Движения при этом отсутствуют. Неподвижность костей мозгового отдела черепа достигается тем, что многочисленные выступы одной кости, входят в соответствующие углубление другой. Такое соединение получило название шва.

- полуподвижное соединение костей достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся в позвоночнике между отдельными позвонками. При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют, как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Кости грудной клетки также могут двигаться благодаря хрящам. Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение

- подвижное соединение костей встречается чаще. Их называют суставами. Они обеспечивают условия для движения частей тела. Суставы устроены просто. Каждый из них включает покрытые гладким хрящом суставные поверхности сочленяющихся костей, суставную сумку (капсулу) и суставную полость. В капсуле два слоя. Наружный – фиброзный – плотный, он удерживает сочленяющиеся кости друг возле друга и защищает сустав от повреждений. Изнутри капсула покрыта синовиальной оболочкой, которая участвует в выработке особой жидкости – синовиальной. Она служит смазкой сочленяющихся поверхностей и питает хрящевое покрытие.

Усложняют суставы вспомогательные элементы. Это связки и сухожилия, которые вплетаются в капсулу сустава и скрепляют его стенку.

Физкультминутка.

Строение скелета человека

В скелете различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.

Скелет головы – череп.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица Мозговой отдел образован рядом плоских костей. Кости образуют округлую полость черепа.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам - весьма тонкие височные кости. Рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.

Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств. Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа. На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

Скелет туловища.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости.. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу - он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений. Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

Скелет конечностей.

Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.

Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение {плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой. Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки. Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

Пояс нижних конечностей {тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы. Скелет свободной нижней конечности состоит: из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость - самая крупная кость скелета человека. К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости. Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.

3. Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений

    Рассказать о строении скелета.

1 группа – скелет головы (череп),
2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.)
3 группа – скелет конечностей и поясов конечностей.

4 . Домашнее задание Учебник стр.48-51, заполнить таблицу по образцу до конца.