Анкетирование учащихся (3 – 5 классов) 1. Каких поэтов нашего района вы знаете? 2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи - «Глухой родник» - «Березовый сок» - «Детство» - «Земляничная поляна» 3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск? Анкетирование учащихся (3 – 5 классов) 1. Каких поэтов нашего района вы знаете? 2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи - «Глухой родник» - «Березовый сок» - «Детство» - «Земляничная поляна» 3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск?


Результаты анкетирования учащихся 3 – 5 классов: из 50 опрошенных детей на вопрос 1. Каких поэтов нашего района и города вы знаете? ответ – НИ ОДНОГО НЕ ЗНАЮ – 50 чел.; 2. Слышали ли вы эти стихи? ответ – НЕ СЛЫШАЛИ – 50 чел.; 3. Хотели ли вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов ответ – ДА - 50 чел.


Этапы исследования: 1. Посещение школьной детской и взрослой районной библиотек; 2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева; 3. Вырезки из местных газет. Этапы исследования: 1. Посещение школьной детской и взрослой районной библиотек; 2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева; 3. Вырезки из местных газет.



Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения: - доступность языка и содержание; - выбранные стихотворения прочитать в класса, где проводили анкетирования; - отобрать стихотворения для своего альбома Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения: - доступность языка и содержание; - выбранные стихотворения прочитать в класса, где проводили анкетирования; - отобрать стихотворения для своего альбома



Перспективы дальнейшей работы: 1. Встреча с поэтами 2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города 3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов Перспективы дальнейшей работы: 1. Встреча с поэтами 2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города 3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов






«Краса весны» («Яз курке», 1961 год) «Краса весны» («Яз курке», 1961 год) «Привет с полей» («Кырлар сэлэме», 1967 год) «Привет с полей» («Кырлар сэлэме», 1967 год) «Ночная молния» («Тонге яшин», 1969 год) «Ночная молния» («Тонге яшин», 1969 год) «Моя романтика» («Минем романтикам», 1971 год) «Моя романтика» («Минем романтикам», 1971 год) «Материк счастья» («Офыкларда алсу болыклар», 1976 год) «Материк счастья» («Офыкларда алсу болыклар», 1976 год) «Песни родной стороны» («Туган як жиры», 1987 год) «Песни родной стороны» («Туган як жиры», 1987 год) Последние работы поэта печатались в газете «Светлый путь» в г.Набережные Челны в 1976 году Последние работы поэта печатались в газете «Светлый путь» в г.Набережные Челны в 1976 году Сборники стихов на татарском языке:


Названия стихотворений, переведенных на русский язык, которые можно взять для детского круга чтения: « Звуки колокольцев» « Звуки колокольцев» «Звездный дождь» «Звездный дождь» «Радуясь солнцу дней» «Радуясь солнцу дней» «Сердце дарю» «Сердце дарю» «У могилы Тукая» «У могилы Тукая» «Глухой родник» «Глухой родник» «Весь мир затих» «Весь мир затих» «Мы как зерна» «Мы как зерна»












Родился в селе Ижевка Родился в селе Ижевка 27 мая 1956 года. Замечаьтельный человек, писатель, поэт, художник, философ, член Союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а так же тонких изящных удивительных по своей красоте стихосложений – верлибров. 27 мая 1956 года. Замечаьтельный человек, писатель, поэт, художник, философ, член Союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а так же тонких изящных удивительных по своей красоте стихосложений – верлибров.


Работы М.Н.Гоголева: Картин - более 50 Картин - более 50 Книг – более 30 Книг – более 30 Роман «Ясень на краю обрыва» Роман «Ясень на краю обрыва» Верлибров – более 200 Верлибров – более 200 Более 100 публикаций в республиканской прессе (журналах, газетах) Более 100 публикаций в республиканской прессе (журналах, газетах) Собрание сочинений в 6 томах Собрание сочинений в 6 томах


Стихи - верлибры «Детство» «Детство» «Набережные челны» «Набережные челны» «Во время безоблачного заката» «Во время безоблачного заката» «На свете жил мальчик» «На свете жил мальчик» «Есть люди как Деды Морозы» «Есть люди как Деды Морозы» Книга для детей «Добрый пес» Книга для детей «Добрый пес» Роберт Латыпович Ясавеев родился 8 апреля 1947 года в селе Псеево Менделеевского района. Является заслуженным работником культуры республики Татарстан, членом Союза журналистов, СССР и РТ. Публиковался в ряде республиканских изданий. В время преподает русский язык и литературу.
Стихи для детского круга чтения: «Земляничная поляна» «Земляничная поляна» «Колесный пароход» «Колесный пароход» «Хрустальные ветки рябины» «Хрустальные ветки рябины» «Ожидание» «Ожидание» «Перед дальней дорогой» «Перед дальней дорогой» «У мамы выходной» «У мамы выходной» «Пропахла яблоками осень» «Пропахла яблоками осень» «Хрустальные ветки» «Хрустальные ветки»



Школьный исследовательский проект на тему "Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина", выполнен учащимися МБУ СОШ №63 9 "Б" класса Куприяновой Анастасией и Федотовой Анастасией по руководством учителя русского языка и литературы Титовцевой Л.Г.

Поэзия А.С.Пушкина удивительно Верна русской действительности, Изображает ли он русскую природу Или русские характеры. В.Г. Белинский

Поэзия была «на Руси… и до Пушкина …». Но он обновил русский стих, т.е. «первоначальную, непосредственную форму поэтической мысли»… «Все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны; тягуч и густ, как смола; ярок, как молния; прозрачен и чист, как кристалл; душист и благовонен, как весна; крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».

А.С.Пушкина величают «солнцем русской поэзии». Но в наш прагматический век всё чаще лирика уступает место материальному, книга заменяется телевизором, собеседник компьютером. Попробуем исследовать вопрос, насколько актуальна поэзия Пушкина сейчас, какова роль стихов великого русского поэта для молодёжи?

Проблема:

Волнуют ли стихи поэта сердца моих современников?

Цель проекта: расширить представление о роли поэта и назначении поэзии в жизни человека.

  1. Изучить взгляд А.С.Пушкина на роль поэта и назначение поэзии.
  2. Исследовать соотношение высокого и низкого стилей в стихах: «Пророк», «Памятник», «Поэт», «Эхо».
  3. Проанализировать вышеуказанные стихи и сделать вывод, как посредством чтения поэтических текстов гения можно превосходным образом воспитать в себе человека
  4. Познакомиться с высказываниями великих людей и моих современников о творчестве А.С. Пушкина.
  5. Провели анкетирование с целью выявления значимости поэзии А.С.Пушкина в жизни учащихся нашей школы.

Проект информационно-исследовательский, долгосрочный

Слово о поэте

А. С. Пушкин (1799-1837) Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей. Он начал учиться там, в 1811 году. О роли лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много… В Лицее Пушкин начал писать стихи, 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».

В те дни, когда в садах лицея Я безмятежно расцветал… Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне.

После окончания лицея Пушкин не возвратился в Москву, 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он вращался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» - первое крупное произведение. За эпиграммы, вольные стихи, быстро-распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города: Екатеринослав, Кишинев, Одессу, Во время этой ссылки им были написаны романтические поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

1824 году Пушкин был отправлен в Северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи жил с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его друзья, туда Пущин привез Пушкину «Горе от ума», находясь там, Пушкин вел переписку. Там застало его известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие его друзья, и об их казни.

4 сентября 1826 года Николай I неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но свобода, предоставленная царем, была недолгой. Уже в 1828 году вышло постановление государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева». В журнале «Современник» Пушкин был редактором, общался с Белинским, Гоголем, с художниками.Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден, был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Взгляд А.С.Пушкина на высокое предназначение поэзии

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца. «Памятник»

Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием нормальной творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе.

В первом напечатанном стихотворении «К другу стихотворцу» мы находим такие размышления поэта:

Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки – Вот пышны их дворцы... Их жизнь - ряд горестей, Гремяща слава - сон!

Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали. "Мой жребий пал; я лиру избираю», - пишет Пушкин. Уже в этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по отношению "к сильным мира сего", не способным ни ценить, ни тем более понимать поэзию и самого поэта. Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта- борца, прямо противоположный привычным представлениям XYII1 века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он - "эхо русского народа".

Об этом он и говорит в стихотворении "К. Плюсковой":

Я не рожден царей забавить,

Стыдливой лирою моей...

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

Был эхо русского народа.

"Скромная, благородная лира", стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.

Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это общество презрительно и гневно: "толпа", "чернь". Пушкин защищает мысль о свободе поэта от невежественных гонителей поэта. В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: "Пророк", "Памятник", "Поэт". ""Эxo", в которых автор развивает свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он идет своими путями, определенными его высоким призванием: творчество поэта - "благородный подвиг", поэт независим от служения светской толпе. Сквозь все творчество проходит идея о трагической участи поэта в жизни.

Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти "своим путем". Требует от поэзии истины и выражения чувств, он - поэт действительности. Александр Сергеевич силен во всех жанрах поэзии: оде, дружеском послании, элегии, сатире, эпиграмме - везде смел, его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена Пушкина почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в литературе, считалось, что, неумение писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или говорить по-французски.

В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир.

Позднее, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: Поэзия - та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - груды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Поэт-декабрист Рылеев писал Пушкину: "На тебя устремлены глаза

России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт гражданин". Пушкин выполнил это завещание. Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества - это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли глубокое отражение в его лирике.

Идеальный образ поэта, воплощенный Пушкиным в стихотворении «Пророк» -1826 год

Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи. Пушкин дает в "Пророке" свое толкование библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку является посланник Бога:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,-

И шестикрылый серафим На перепутье мне явился.

Для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, превращает его в пророка:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей. «Пророк»-1826 г.

Стихотворение насыщено церковнославянизмами. «Пророк»- истолкователь воли бога, «Серафим»-в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; «зеницы» (глаза), «вещие» (пророческие), «десница» (правая рука), «виждь» (смотри). Текст насыщен архаической лексикой. Славянизмы, придающие речи торжественный, приподнятый тон, органически связаны с библейской темой.

Первое четверостишие – это экспозиция и одновременно завязка. Оно читается спокойно и торжественно. Силой голоса подчеркнем такие слова и словосочетания, как «духовной жаждою томим», «влачился», «шестикрылый серафим», «на перепутье»; в них заключен основной смысл первых строк.

Пророк, каким поэт рисует в начале стихотворения,- это человек с высокими запросами, томимый «духовной жаждою», стремящийся к творческой деятельности. А.С.Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.

В центральной части стихотворения показан мучительный процесс превращения человека, «томимого духовной жаждой», в пророка. Чередование перекрестных, парных и опоясывающих рифм, прием единоначатия (повторяющийся союз «и») – все это придает поэтической речи торжественный и напряженный тон. В заключительном четверостишии каждое слово полно глубокого значения. «Вещие зеницы» ему даны для того, чтобы видеть многообразный, красочный мир; чуткий слух, чтобы слышать пульс жизни…

Мысль о гражданственности творчества с особой силой высказана в строках: «Глаголом жги сердца людей».

Наконец настает момент наивысшего духовного подъема. Он пророчески предсказывает, что его поэзия поможет прозреть людям, станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, И ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении "Поэту" он писал:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

А в стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" мы встречам те же выражения, когда Пушкин размышляет о славе:

Что слава? шепот ли чтеца? Гоненье ль низкого невежды? Иль восхищение глупца?

Пушкин подчеркивал независимость своих суждений, свое право поэта идти туда, "куда влечет его свободный ум". Великий русский поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал "чувства добрые". А.С.Пушкин дает точную оценку смысла своего творчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы.

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда А.С.Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. «Пока не требует поэта к священной жертве Апполон…» Да, истинный поэт должен всегда быть честным, да, он приносит себя в жертву. Но эта жертва оказывается священной только для героя, а не для толпы. Она воспринимает ее как должное: «свой дар … во благо нам употребляй». Так, возникает вторая тема: противопоставление поэта и людского мира. «Молчит его святая лира» и поэт - обычный человек «быть может, всех ничтожней он». «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся, душа поэта встрепенётся, как пробудившийся орёл», и тогда поэт преображается и бежит от людей «и звуков и смятенья полн». Бежит..., но от кого? Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает чувства лирического героя. Первая часть- жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается:

Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожней он.

Но вот приходит Муза. И уже ничто в мире не сможет сломить великую силу поэта. Понять чувства автора в стихотворении помогают эпитеты, яркие и точные, несущие огромную эмоциональную нагрузку, например: «суетный свет», «гордая голова»; метафоры: «душа поэта встрепенется», «молчит его святая лира». Чтобы подчеркнуть назначение поэта и поэзии используются слова высокого стиля: «душа вкушает хладный сон», « божественный глагол», «священной жертве», «святая лира», «широкошумные дубравы» и другие.

В первой части стихотворения рифмовка – перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй части- кольцевая, а во втором –перекрестная. Этот прием помогает автору раскрыть взаимоотношения поэта и общества. Развитие темы «Поэт и народ». Об этом Пушкин скажет в стихотворении «Поэт и толпа» К какой он цели нас ведёт? О чём бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит..? Какая польза...?

Ответ поэта «бессмысленному народу» беспощаден: «Печной горшок тебе дороже: ты пищу в нём себе варишь.». Ключевые слова - синонимы (народ непосвящённый, толпа, бессмысленный народ, чернь) подсказывают нам, что Пушкин ополчился в этом стихотворении не против народа, а против «светской черни», не замечающей как народных бедствий, так и страданий самого поэта: В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас. Следовательно, и «бежит» он от них.

Оценка поэтического творчества в стихотворении «Памятник»

За год до смерти Пушкин написал стихотворение «Памятник» (1836), в котором он как бы подводит итог своего творчества. По теме оно близко одам Державина и Горация. Но Пушкин не копирует поэтов. Уже в начале стихотворения подчёркивает близость своего творчества не к «светской черни», а к народу: «нерукотворный памятник» выше «Александрийского столпа», что писал о народе и для народа. Далее поэт говорит о своём историческом бессмертии: «…и назовёт меня всяк сущий в ней язык». Четвертая строфа содержит идею стихотворения - оценку поэтического творчества. Автор утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил:

во-первых, высокой человечностью «чувства добрые я лирой пробуждал»;

во- вторых, борьбой за свободу «и в мой жестокий век восславил я свободу»;

в-третьих, защитой униженных «и милость к падшим призывал».

В пятой строфе, обращаясь к музе, поэт призывает её, «…обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию. Стихотворение написано в жанре оды: подбор слов (воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий) и интонация отличаются возвышенным стилем. Содержание обращено к высоким нравственным идеалам. «Памятник» - это торжественная речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на бессмертие. По мнению А.С.Пушкина, поэзия - удел избранных, но, встав на этот путь, поэт должен быть честен перед собой, перед народом, не бояться «светской черни». Всё это предполагает огромное мужество человека!

Печальные, горькие слова! Трагическое признание гения, обреченною на непонимание современников! И все-таки время расставило всё на свои места. Поэзия Пушкина заняла достойное место в русской классической литературе.

Сбылись пророческие слова Пушкина:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, в жанре греко-римской оды, насыщено возвышенной лексикой: «главою непокорной», «и тленья убежит», «и славен буду», «доколь», «восславил свободу», «приемли равнодушно», «не оспаривай глупца».

В этом стихотворении поэт подчеркивает народность своего творчества. Обращается к своей музе: следовать своему призванию. Говорит о своем бессмертии, предсказывает известность своей поэзии.

Стихотворение "Эхо":

Стихотворение состоит из двенадцати строк. Размер – двустопный ямб. Рифма – смешанная. Используются такие средства выразительности как:

Анафора (Ревет ЛИ, Трубит ЛИ, Поет ЛИ, - здесь ЛИ).

Метафора (Глухой лес, пустой воздух).

Инверсия (Тебе ж нет отзыва… Таков… И ты поэт!)

Используется возвышенная лексика: «дева», «отклик», «внемлешь», «глас», «отзыв». Большая роль отводится ритмической и звуковой стороне стихотворения.

Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом -

На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов - И шлешь ответ; Тебе ж нет отзыва... Таков и ты, поэт!

Поэт говорит нам, что он – эхо мира, которое несется из края в край, чтобы страстно откликнуться на все, не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. Утверждает, что поэт свободен в своем творчестве; идет своим путем, определенным его высоким призванием. Творчество поэта – благородный подвиг.

Исследование лексики

Нами было, проведено исследование с точки зрения лексики четырех стихотворений, посвященных поэзии А.С.Пушкина, которое доказывает то, что поэт, говоря о музе, чаще всего использует высокий стиль.К словам высокого стиля относятся старославянизмы, эпитеты, риторические вопросы и восклицания, слова с неполногласием, усеченные формы прилагательных, изменение порядка слов. Роль этих художественных средств отражает гражданский пафос содержания, Монументальность и стройность композиции, идейно-художественное единство стихотворения, направленное на раскрытие поэтического «я».

Стихи Слова высокого стиля Общеупотребительные слова Слова низкого стиля «Поэт» 16 12 0 «Пророк» 11 14 1 «Эхо» 17 14 0 «Памятник» 21 11 0 Всего 65 слов 51 слово 1 слово Проценты 56% 43% 1%

Великие о Пушкине.

Николай Васильевич Гоголь: «При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа.... В нем русская природа. русская душа, русский язык отразились в такой же чистоте, в такой очищенной чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. 1834 год

Виссарион Григорьевич Одоевский: «Пушкин был призван быть первым поэтом- художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только прекрасный язык чувства... Натура Пушкина была внутренняя, созерцательная, художественная. В сфере своего поэтического миросозерцания он, так же, как и в природе, видел только мотивы для своих поэтических вдохновений, материалы для своих творческих концепций...» 1844 год

Кондратий Фёдорович Рылеев, поэт- декабрист, писал Пушкин: «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт -гражданин».

А.А.Ахматова. Пушкин.

Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой называть?...

Заключение

Чтобы понять и принять поэтическое творчество Пушкина по теме «О назначении поэта и поэзии», необходимо обратить внимание на следующее: Пушкин видит в поэзии новый дар «завещанный от Бога», второе обстоятельство связано с пониманием независимости поэзии, ее смысла и назначения. Всем жизненным и творческим опытом Пушкин завоевал право написать «Памятник», где в полный голос сказано: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…»

Изучив материал, связанный с темой «Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина» мы сделали следующие выводы:

Во-первых, поэт призывает людей быть честными и порядочными, не идти на сделку с совестью.

Во-вторых, его стихи учат нас мужеству и терпению, умению помогать ближнему, ибо поэзия для Пушкина - это и тернистый путь, и дар, «завещанный от Бога».

Мы провели исследование стихотворений А.С. Пушкина: «Поэт», «Пророк», «Памятник», «Эхо» на уровне лексики и выявили, что преобладает высокая лексика (56%), которая помогает автору раскрыть гражданский пафос идею содержания стихов, пробуждает добрые гуманные чувства, воспитывает бережное отношение к русскому слову. А это так важно в настоящее время, когда русская речь искажается, засоряется ненормативной лексикой.

Провели анкетирование, которое помогло нам представить картину, какие произведения А.С. Пушкина читают наши учащиеся, какую практическую значимость придают стихам в своей жизни.

Материал по данной теме может быть использован на уроках литературы, уроках развития речи, это поможет учащимся школы глубже изучить поэтику А.С.Пушкина. Работая над проектом, мы повторили практический навык работы с поэтическим текстом: комплексный анализ, средства выразительности языка, средства связи.

Закрепили коммуникативные навыки:

  • установление причинно-следственной связи в исследовании,
  • разъяснение и аргументирование высказываний,
  • выражение полученной информации по исследованию в виде графика.

Литература:

1.М.П.Алексеев. Пушкин А.С. Избранные сочинения: Москва, 1978

2.И.В.Воденисова. Лучшие школьные материалы: Нижний

Новгород, 2002

3.В.Я.Коровина. Учебник - христоматия. - Москва, 2003

4.Ю.В.Лебедев. Русская литература 19 века: Москва, 2002

5.http:\\soch. goldref. ru\pushkin\08\htm

6. ru.wikipedia.org

7. www.litera.ru

Приложение

Викторина «Любителям поэзии Пушкина»

Кому принадлежат эти строки?

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем. (А.С.Пушкин. «Я вас любил»).

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом -

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Кому посвящает поэт эти строки?

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Тобой, одной тобой...

Кто сказал об А.С.Пушкине:

«На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт - гражданин».

Из какого стихотворения эти строки?

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,-

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Назовите стихи, посвященные теме поэта и поэзии?

Социологический опрос

Вопросы анкеты:

  1. Какие стихотворения в лирике А.С.Пушкина вам нравятся?
  2. В чем вы видите предназначение поэта и поэзии?
  3. Что вы знаете о жизни Пушкина?
  4. Какие произведения Пушкина вам запомнились?
  5. Знаете ли вы, кому он посвящал свои стихи?

Ответы начальной школы (3 класс)

1. «У лукоморья дуб зеленый…»

3. Его воспитала няня…

Ответы средней школы (5 класс)

1. «Буря мглою небо кроет...»

3. То, что он писал стихи.

5. своей жене.

Ответы средней школы (6 класс)

1. «Узник»

2. Для души

3. Был убит на дуэли

4. «Барышня – крестьянка»

Ответы средней школы (7 класс)

1. «Пришла весна…»

2. Для себя

3. Рос в лицее

4. «Узник»

5. Всему миру

Ответы старшей школы (10 класс)

1. «Пророк», «Я вас любил», «Талисман», «Поэт», «Мадонна», «Я помню чудное мгновенье»

2. Предназначение поэта – служение народу. Стихотворения Пушкина о назначении поэта и поэзии подталкивают нас к размышлениям, самоанализу. Они являются образцом русского литературного языка, учат нас красиво и грамотно выражаться.

3. Родился в 1799 году. Воспитывала его няня, Арина Родионова. Закончил Царскосельский лицей, именно там, начал писать стихи. Много раз бывал в ссылках за отстаивание своих взглядов. Был убит на дуэли с Дантесом в 1837 году.

4. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Дубровский», «Пиковая дама».

5. Он посвящал свои стихи народу, женщинам, няне.

Его стихи человечны, жизнерадостны, пробуждают в людях добрые, гуманные чувства, чего не хватает современной молодежи. Призывают к действию работать над самим собой, помогать обездоленным, нуждающимся в помощи. Таким образом, прослеживается цель данной работы: расширить представления учащихся о роли поэта и поэзии.

Цель реализовывали через следующие задачи:

  1. Исследовать взгляд А.С.Пушкина на поэзию.
  2. Исследовать соотношение высокого и низкого стилей в стихах.
  3. Проанализироть стихи и сделать па вывод, как посредством чтения поэтических текста можно воспитать в себе гражданстаенность, личность
  4. Провести анкетирование.
  5. Изучить высказывания Великих о Пушкине и учащихся нашей школы

Чтобы разобраться в значении поэзии Пушкина, нужно обратить внимание на следующее: Пушкин видит в поэзии новый дар «завещанный от Бога»,второе обстоятельство связано с пониманием независимости поэзии, ее смысла и назначения. Всем жизненным и творческим опытом Пушкин завоевал право написать «Памятник», где полным голосом сказано: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» Изучив материал, связанный с темой «Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина» мы сделали следующие выводы:

Во- первых, поэт призывает людей быть честными и порядочными, не идти на сделку с совестью.

Во-вторых, его стихи учат нас мужеству и терпению, умению помогать ближнему, ибо поэзия для Пушкина - это и тернистый путь, и дар, «завещанный от Бога» Мы провели исследование стихотворений А.С. Пушкина, таких как «Поэт», «Пророк» , «Памятник», «Эхо» на уровне лексики и выявили, что преобладает высокая лексика (56%), которая помогает автору раскрыть гражданский пафос идею содержания стихов, пробуждает добрые гуманные чувства, воспитывет бережное отношение к русскому слову. А это так важно в настоящее время, когда русская речь искажается, засоряется ненормативной лексикой.

Провели анкетирование, которое помогло нам представить картину, какие произведения А. С Пушкина читают наши учащиеся, какую практическую значимость придают стихам поэта в своей жизни.

Практическая значимость проекта состоит в том, что наработанный материал можно использовать на уроках

Мы поговорили с организатором и вдохновителем проекта Андреем Орловским о рэп-баттлах, месте поэзии в России и о том, с чего начать молодому поэту, чтобы добиться признания.

Летом 2017 года интернет взорвал баттл Oxxxymironа и Гнойного. Впервые за долгое время о поэтах заговорили все: от подростков до ученых-филологов. По твоему мнению, это была единичная вспышка или же нас ждут новые прорывы в общественный и медийный дискурс людей, подобных им?

Все заговорили не о поэтах, а о баттл-рэпе. В контексте обсуждения конкретного баттла между Оxxxymironом и Гнойным на рэп-культуре акцентируют свое внимание абсолютно все СМИ, на поэтических отсылках, промелькнувших в раундах - далеко не каждое. Независимо от того, кто кого в этом баттле победил, таким медийным результатом баттл обязан исключительно Мирону Федорову: он очень долго молчал до него, аккумулируя внимание своих слушателей, он его инициировал, и исключительно поражение Мирона является причиной такого шума. Из всего сказанного выше следует простой вывод: если сейчас появится кто-то, кто перенаправит информационную энергию в поэтическое русло - тогда эта вспышка сыграет на руку отечественной литературе, практически отлученной от больших медиа, если такого человека не найдется - для литературы эта хайп-волна окажется очередной упущенной возможностью.

Звучит довольно пессимистично. Сразу же хочу задать уточняющий вопрос: почему очередной? Можешь привести примеры таких упущенных возможностей из недавнего литературного прошлого?

Любое значимое событие на культурном фронте может стать рукой спасения. Почему бы не поговорить о живой, настоящей, современной поэзии в год литературы? Нет, этого не произошло. Помню, кто-то говорил мне: «Так странно. Я пишу стихи и издаюсь, езжу по городам, на мои концерты ходят люди. Я живу этим и меня окружают те, кто тоже этим живет. Но на сайте, посвященном году литературы, нет никого из нас, как будто бы нас не существует». Кажется, это был Женя Моря, но за примером не нужно далеко ходить: только у меня в 2015-ом году было три сольных тура, один из которых включал в себя больше двадцати городов. Письма моего менеджера тогда проигнорировали все возможные инстанции, притом, что на любом моем концерте людей больше, чем на любом официальном, назовем это так, литературном мероприятии. На смерть СМИ отреагировали одами и мемуарами, хрониками эпохи шестидесятников, но никак не попытками осмыслить текущий дискурс. Скоро будет сто лет со дня написания поэмы Александра Блока. Разговор о том, как откликаются или откликались раньше на поэзии и поэтах те или иные события, может начаться в любой точке, при любой риторике. Но одна или несколько вспышек, сколь бы значимы они ни были, не решают основной проблемы: в данный момент современной поэзии как вида актуальной информации для медиа-индустрии не существует - за исключением, разве что, нескольких фамилий.

У меня следующий вопрос: куда податься начинающему поэту и нужно ли ему становится частью какой-то тусовки или группы?

Этот путь - стать частью какой-то тусовки - кажется правильным: когда ты в группе, ты являешься частью системы культурного кровообращения, обмениваешься мнениями, получаешь критические комментарии и, соответственно, становишься лучше. В теории это может быть интересно, полезно и даже выгодно, но на практике дело обстоит несколько иначе: я общался со многими талантливыми современниками и понял, что свой собственный голос можно отыскать только в обратной от массовости стороне. То есть, отвечая на вопрос, куда податься начинающему поэту, я бы посоветовал не пытаться стать частью какого-то существующего движения (если, конечно, речь не идет о полном совпадении эстетических позиций), а точечно познакомиться с теми людьми, чье мнение и вкус являются авторитетными.

Это уже второй вопрос, в котором встречается слово «нужно», в данном контексте, на мой взгляд, неприменимое. Начинающему автору нужно писать хорошие тексты, больше ничего. Кажется, Довлатов говорил о том, что в литературу попадают по протекции. Ночами на пьяных кухнях можно часами рассуждать о преемственности литературных поколений. Историки, культурологи и литературоведы изучают процессы влияния одних авторов прошлого на других. Интернет уничтожил саму необходимость всех этих изящных и занимательных теорий: когда у автора есть прямой доступ к своей аудитории, то одобрение мэтров, профильные тусовки, консолидация с вероятными единомышленниками - это уже не «нужно», а «можно, если хочется».

Хороших текстов в интернете много. Но чтобы автору состояться, желательно все-таки опубликоваться в серьезных литературных журналах. Признание массовой аудитории - это одно, а подборка в том же «Арионе» - это другое. Или же нынешнее столетие внесло и сюда свои коррективы?

Начиная этот разговор, нужно точно определить критерии, которые позволяют судить, состоялся автор или нет. Кто более состоявшийся - Леха Никонов, панк, наркоман, человек, не выпустивший ни одной книги в большом издательстве, но при этом имеющий широкую аудиторию и авторитет в кругах молодых поэтов или же, например, какой-нибудь Владимир Бояринов, который со всем своим списком изданий, официальных статусов и наград, не помещающимся в одном абзаце, пишет мертвые тусклые вирши? Общаясь с московскими интеллектуалами, я часто сталкиваюсь с позицией, когда словосочетание «массовая аудитория» употребляется с негативной окраской. Попытаемся разобраться: как эту массовую аудиторию завоевать?

Вариант первый - маркетинговым расчетом, когда автор пишет, точно понимая, куда своими словами бьет, какую цель преследует. Такие случае единичны, поэтому рассмотрим вариант второй и основной - внимания читателей добиваются энергией и искренностью, то есть теми качествами, которые делают поэзию по-настоящему живой. И если силы голоса хватает на то, чтобы быть услышанным, то этому голосу можно только позавидовать. А про всякие творческие группы и отношение к ним очень хорошо писал еще Набоков: «В этом мирке, где царила грусть и гнильца, от поэзии требовалось, чтобы она была чем-то соборным, круговым, каким-то коллективом тлеющих лириков - и меня туда не тянуло».

Расскажи про свой проект. С чего начинали, чего добились и к чему стремитесь?

С чего начали: «Живые поэты» начинались как моя личная версия литературной карты СНГ. Почти десять лет своей жизни я провел в дороге, выступая с чтениями в разных городах. Всего откатал восемь концертных туров по СНГ, последний из которых - тур в защиту книги «#спички. дорога домой» - включал в себя 42 города трех стран. В этом долгом трипе я знакомился с местными авторами - мы вместе выступали, писали, редактировали тексты друг друга, очень много говорили о том, что такое поэзия, и том, что значит быть настоящим поэтом. Ученые и маргиналы, рэперы и рокеры, священники и программисты - это совершенно разные люди, которые пишут совершенно разные тексты. Но общая черта, думаю, есть: в большинстве своем они никак не вовлечены в общий культурный процесс, их отношения с литературой похожи на отношения отшельников с богом - они говорят с ним напрямую, без посредников в виде специализированных институтов-церквей (в случае с литературой - редакций, журналов, издательств, критиков и так далее). Соответственно, положение вещей такое: есть много талантливых людей, которые никак не интегрированы в современную литературу, а это значит, что им нужна своя площадка. В июле 2015-го года я принес эту идею в редакцию сетевого издания m24.ru, она была хорошо принята - так появился проект «Живые поэты».

Купить книгу В избранное В избранном

И про то, чего добились: я уже говорил в каком-то интервью, что у нас есть какие-то цифры, по которым можно судить об относительной успешности: несколько десятков тысяч заявок, три сотни текстов авторов из 80 городов и пятнадцати стран, а также почти 30 000 человек в социальных сетях. Идея активно поддерживается другими - к проекту присоединились довольно известные люди (тот же Oxxxymiron, о котором мы говорили раньше, Саша Гагарин из «Сансары»), на концерте, посвященном нашему двухлетию, было 250 человек, а в СМИ о нем вышло более 50 публикаций. Но главное достижение «Живых поэтов» в том, что они существуют - существуют, несмотря ни на что.

К чему стремимся: проект «Живые поэты» отражает ту систему ценностей, те эстетические взгляды, о которых мы говорили с тобой раньше в этом интервью. Лично я считаю (предупреждаю, что это предвзятая точка зрения родителя к ребенку), что все тексты, опубликованные в проекте - даже детские, неровные, рефлексичные, с очевидными ошибками - это в некотором смысле энергетические подарки читателям. И что эти стихи могут не только инициировать в читателях новые мысли или чувства, но и стать для них откровениями. Если перед проектом и стоит какая-то цель, то это популяризация живой современной поэзии. Осенью мы хотим запустить краудфандинговую кампанию, зимой издать книгу лучших текстов проекта за два года, весной организовать большой фестиваль, который, надеюсь, станет ежегодным.

Давай так - и твои, и те, что вы отбираете.

Итак, мои любимые авторы и любимые книги. Отвечая на вопрос о них, я всегда называл несколько: Бунина, «Интервью с профессором Y» Селина, «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова, «Тупой панк-рок для интеллектуалов» Спирина, «Тропик рака» Генри Миллера, «Нулевые» Никонова, де Сент-Экзюпери, Станиславского, «Роман с кокаином» Агеева и «Искусство войны» Сунь-цзы. Кроме вышеназванных авторов я люблю читать Гайто Газданова и Владимира Набокова, Бориса Рыжего и , и , Солженицына и Аллена Гинзберга. Из ныне здравствующих: Алессандро Барикко, Светлана Алексиевич, Милан Кундера, Евгений Алехин, Томас Венцлова и Женя Бабушкин. Отношусь неоднозначно, но иногда читаю , Ричарда Баха, и .

И про вторую часть твоего вопроса: каких авторов и какие стихи мы любим и кого публикуем в проекте «Живые поэты». Я уже говорил об этом в других интервью: ответить на него однозначно невозможно - четких критериев нет и быть не может. Мы не очень-то ценим рефлексичное нытье и психо-эмоциональные вспышки, не любим пошлый юмор и заумные современные верлибры, архаистический язык, банальности и глагольные рифмы. Редакторы «Живых поэтов» много внимания уделяют ритму и стилю, внутренней энергетике текстов и актуальности поэтического языка.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Монашевская средняя общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

Проект:

«Писатели и поэты моего края»

Работу выполнила:

Павлова Злата

Ученица 4 класса, 10 лет.

Руководитель:

Актанова Ольга Геннадьевна

Учитель начальных классов

Менделеевский район РТ, село Монашево

2016 год

I. Введение

Моя малая Родина – это село Монашево. Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Здесь я родилась, росла и делала свои первые шаги. Каждый уголок её прекрасен и щедр. Недаром многие писатели и поэты воспевают наш край в своих стихах и рассказах.

Щедра наша земля природой, разнообразен его растительный и животный мир. И всё же главное его богатство – это люди: доброжелательные, гостеприимные, умные и знаменитые, которыми мы гордимся. А некоторые из них, о которых я хочу сегодня рассказать воспевали эту красоту в своих стихах и рассказах.

Желание познакомиться и познакомить моих сверстников с талантливыми мастерами художественного слова и определило актуальность данной работы.

Исходя из этого, цель моей работы заключается в формировании чувства любви к «малой Родине» через знакомство с творчеством знаменитых поэтов писателей.

Задачи выражаются в воспитании интереса к изучению своего родного края, желании учиться, знать поэтов и писателей, стремлении к чтению, любви к книге.

Краткая аннотация проекта

В каждой строчке стихотворений Монашевских поэтов звучит огромная, искренняя любовь к родному краю, восхищение его красотой. Проект направлен на изучение их творчества. Мне предстояло узнать и обобщить сведения о жизни и творчестве поэтов. Я посетила школьную и сельскую библиотеки нашего села, изучила сборники стихотворений и информацию из интернета. Выделила, какие стихотворения написаны для детей. Узнала, что много его стихотворений внесены в школьную программу по удмуртской литературе.

Этапы работы над проектом :
- выбор темы проекта
- определение целей и формирование задач проекта
- беседы с учителями школы
- беседы с библиотекарем школы
- работа с ресурсами интернета

Работа по сбору информации
- оформление материалов исследования

II. Основная часть:

Славится наша деревня именитыми поэтами и писателями. Это люди, прославившие свою родную землю далеко за её пределами.

Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Они живут и жили радостями и тревогами своего времени, своей страны.

В их произведениях звучат любовь к родным местам, людям.

Белоногов Александр Егорович (1932)

Родился в дер. Вандэмо (Монашево) Менделеевского района республики Татарстан в крестьянской семье. Его детство выпало на трудные годы войны. Окончил Сарапульскую сельскохозяйственную школу (1954) и Можгинское медицинское училище (1962). Учился в Удмуртском педагогическом институте и на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького. Стихотворения Александра Белоногова стали публиковаться в районной и республиканской печати с 1950 г. В 1958 г. вышел первый сборник стихотворений «Нырысетй вераськон» («Первый разговор»), в 1981 г. - первый сборник в переводах на русский язык «Таволга». Александр Белоногов - автор третьего в удмуртской литературе венка сонетов «Вужмонтэм кузьым» («Нестареющий подарок»), своеобразной лирической поэмы о чувстве долга человека перед Родиной и людьми, взрастившими его.

В последние годы Александр Егорович много работает над жанром лирической песни, сам же сочиняет музыку. В 2011 году он стал лауреатом республиканской премии им. Кузебая Герда. В конце мая А. Белоногов вышел из своего дома по направлению к садоогороду и обратно не вернулся; его тело не найдено.


Белоногов Николай Егорович (1938)

Николай Егорович Белоногов родился 18 декабря 1938 г. в деревне Вандэмо (Монашево) Елабужского района Татарской АССР. Среднюю школу окончил экстерном в 1966 г. Поступил во Всесоюзный юридический заочный институт, но-по болезни не окончил его.

Трудовая биография началась с шестнадцати лет. Работал в связи, на дорожном строительстве. В девятнадцать лет - сотрудник газеты «Советской Удмуртия», затем некоторое время с перерывами работал в районных газетах, заведовал отделом культуры Алнашского райисполкома. В 1971 г. вновь вернулся в редакцию газеты «Советской Удмуртия» и по настоящее время работает ее собственным корреспондентом.

Первые литературные произведения опубликованы в 1958 г. Позднее печатался в газетах «Советской Удмуртия», «Дась лу! », журнале «Молот». Его очерки и рассказы звучали по республиканскому радио.

Первая книга «Эн чигы сяськаез» («Не губи цветок») вышла в 1982 г. Ряд произведений включен в коллективные сборники. В 1989 г. вышел второй сборник прозы.

Герои произведений Н. Белоногова - это люди современной деревни, труженики промышленных предприятий, других сфер производства. Большинство его героев - борцы за торжество справедливости, за приумножение нравственных ценностей, болеют душой за сохранение честного имени.

Петров Михаил Петрович

(1905 - 1955)

Петров Михаил Петрович - выдающийся удмуртский писатель родился 21 ноября 1905 г. в деревне Монашево ныне Елабужского района Татарстана в семье крестьянина. С 12 лет остался без родителей. Окончил начальную сельскую школу. В 1923 г. окончил областную совпартшколу и был направлен в военную школу в г. Ульяновск, после окончания которой началась его служба в органах госбезопасности - с 1926 по 1932 гг. служил в войсковых частях г. Тирасполя и Ижевска. С 1933 г. работал в редакциях газеты «Удмурт коммуна» и журнала «Молот», был одним из организаторов Союза писателей Удмуртии.

В литературу М. Петров пришел в конце 20-х гг. На страницах газеты «Гудыри» в 1928 г. были напечатаны его первые рассказы, несколько стихотворений о Красной Армии и ряд частушек.

В 1934 г. выходит в свет первый сборник М.П. Петрова «Ошмес син» («Родник»), создает драму «Зибет зурка» («Иго содрогается»). В годы войны создал серию очерков и рассказов о фронтовых подвигах, вошедших в сборник «Улон понна» («Во имя жизни», 1948).В середине 30-х гг. принимает деятельное участие в фольклорных экспедициях и выпускает три сборника народных песен.

В удмуртской поэзии видное место занимают поэмы М. Петрова: «Былое» (1935), «Слово родному народу» (1938), «Наташа» (1946), «Италмас» (1946), «Песня не умрёт» (1950)

Центральное место в творчестве М. Петрова занимает известный роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан», 1954)

Выдающийся писатель удмуртского народа Михаил Петрович Петров внес большой вклад в национальную литературу. Советское правительство высоко оценило его труд, наградив первого из удмуртских писателей орденом Трудового Красного Знамени.

Его давно уже нет в живых, но память о нём жива. В нашей школе часто проводят встречи, конференции, посвященные творчеству классика удмуртской литературы . На этих встречах особая роль отводится Ольге Михайловне Билоус – внучке Михаила Петрова , которая всегда старается присутствовать на них и рассказывает о нём много интересного. Вот и на этой встрече 2015 года она поведала нам интересную историю: оказывается у него есть сын, которого он усыновил во время войны. Мы теперь обязательно постараемся с ним наладить связь. На таких конференциях я стараюсь принимать активное участие. В 20 14 году участвовала в конкурсе стихов с его замечательным стихотворением «Италмас», а также в конкурсе сочинений. В обоих конкурсах заняла 1 место. Мне очень хочется знать о своих земляках всё больше и больше и этим я зажгла своих товарищей. Мы стали собирать о них информацию и оформлять альбомы. Это только начало нашей работы, которую мы собираемся продолжить.

III. Заключение

Я очень горда, что родилась именно на этой земле, где родились такие выдающиеся люди. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья».

Ожидаемые результаты : Эта работа поможет нам в дальнейшей учёбе, так как в старших классах мы более подробно будем знакомиться с творчеством этих писателей, а так же очень хорошим материалом может прослужить при проведении классных часов и конференций.

Список литературы:

1.Петер Домокош «История удмуртской литературы» Издательство Ижевск «Удмуртия», 1993 г.

2.Ресурсы Интернет

Ученики 4б класса

Проект, посвященный году литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия»

Творческий проект

«Поэты родного поселка»

Выполнили ученики 4б класса

Содерхание

I. Введение.

II. Основная часть.

III. Заключение.

IV. Приложение.

V. Используемая литература.

I. Введение.

Актуальность.

Как говорят поэт в России-больше, чем поэт. И никто не может сказать о поэте лучше, чем говорят его стихи…

Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям. Мой интерес к поэтам и поэзии родного села возник неслучайно. Я, ученица 4б класса, Шурганова Байгуш, родилась здесь и меня интересует все, что связано с моим поселком.

2015 год объявлен годом литературы. Материлы моего проекта могут использовать учителя для проведения классных часов, литературных гостиных или на уроках литературного чтения и музыки.

Цель моей работы заключается в том, чтобы через знакомство с литературным наследием поселка вызвать интерес сверстников к поэтам, познакомить с их стихами, привить любовь к своему родному краю.

Объект исследования : поэты поселка Кетченеры.

Методы исследования : изучение литературы, периодической печати, беседа и интервью, исследование и анализ творчества писателей.

Задачи:

1. Изучить материал по данной теме.

2. Узнать жизненный путь поэтов, изучить стихи.

3. Оформить «Поэтическую тетрадь.»

4. Стремление к чтению, любви к книге.

Гипотеза:

Возможно, познакомившись с творчеством поэтов, мы станем больше ценить и любить нашу малую родину.

II. Основная часть.
Поэт - писатель - автор стихотворных, поэтических произведений.

По словарю И. Даля, поэт - человек, который наделен поэтическим отношением к окружающему, к жизни.

Со стихами поэтов мы знакомимся с раннего детства. Кто не знает стишки о зайчике или о бычке А. Барто или стихи- сказки К. Чуковского? Затем в школе, мы узнаем о великих русских поэтах А. Пушкине, М. Лермонтове. Я-калмычка, живу в Калмыкии и поэтому не могу не сказать о своих народных поэтах. Это: Д. Кугультинов, В. Нуров, В. Шуграева и многие другие.

И в нашем поселке много самобытных поэтов. К ним относятся В. Сухотаев, З. Сахарова и Н. Чапуртинов. Они вызывают у нас чувство гордости и уважения и действительно не на словах, а на деле являются патриотами своей земли.

Я посчитала своим долгом собрать материал о них, а самое главное познакомиться с их стихами.

В ходе своей работы я провела анкетирование среди учащихся 4 классов.Они должны были ответить на следующие вопросы:

2. Каких поэтов Калмыкии вы знаете?

3.. Знаете ли вы поэтов п.Кетченеры?

Всего опрошено 15 учеников. Результаты таковы.

Вопросы

Да

Нет

Каких поэтов Калмыкии вы знаете?

Знаете ли вы поэтов п.Кетченеры?

Многие знакомы с поэтами нашей Калмыкии. Знают таких мастеров слова как Давид Кугультинов. Вера Шуграева. Егор Буджалов. Но местных поэтов знают только 4 человека.

Итак, первый мой герой –это Василий Гомбович Сухотаев. Василий Гомбович родился 20 февраля 1952 годав селе Советская Сибирь Новосибирской области. В 1969 году окончил среднюю школу п. Кетченеры. Работал трактористом, потом служил в рядах Советской Армии. После армии он поступил в Калмыцкий Государственный университет на агрономический факультет. Где только не работал Василий Гомбович после окончания университета. Работал агрономом, был представителем Президента в Кетченеровском районе, редактором газеты «Алтн Булг». Из-под его пера вышли два сборника стихов: «Тюльпанные колокола»-2006 год и «Симфония степи»- 2011 год. Поклонники ждут новых, а до тех пор собираются на поэтических вечерах, которые организовывает районная библиотека.
Благодарные слушатели уважают поэта за любовь к родному поселку. У Василия Сухотаева есть одно замечательное стихотворение. Оно в прямом смысле стало гимном Кетченеровского района и всех тех, кто родился и вырос здесь. Ведь это он убедил всех нас, что лучшего места, чем Кетченеры не найти. Поэзия Василия Гомбовича волнует душу, дает почувствовать красоту родной степи. А разве можно забыть чудесные стихи о школе и учителях? Главные темы его стихов-это природа, родная земля, человек, любовь.

Родина… Что может быть дороже?

Родной земли, родных людей- пишет он.

У Василия Гомбовича 3 сына, внуки. Он член Союза журналистов России и Калмыкии. Тесно сотрудничает с журналом «Теегин герл», публикуется в районных и республиканских газетах.

Не оставляет равнодушными и стихи Зои Санджиевны Сахаровой.

Зоя Санджиевна Сахарова родилась 13 сентября 1958 года селе Кунгуро Тальменского района Алтайского края. В 1965 году пошла в 1 класс Советской средней школы. После окончания школы поступила в Калмыцкий Государственный университет на химико-биологический факультет и закончила его в 1982 году. Работала на станции юных натуралистов, в Доме детского творчества, отделе образования. А в данное время работает учителем химии и биологии в нашей гимназии. Зоя Санджиевна очень спокойный и скромный человек.

Главная тема ее поэзии – горячая любовь к родной земле, к людям. Много стихов о буднях и праздниках, природе родного края, о боли за судьбу многострадального народа, и конечно же, о родной школе.

Она пишет о том, что ее волнует, тревожит, о чем болит сердце.

Самый проникновенный поэт нашего поселка-это Николай Чапуртинов. Он родился 12 августа 1965 года в поселке Кетченеры. В 1982 году окончил Советскую среднюю школу№2. Два года отслужил в рядах Советской Армии. Детство и юность прошли в родном и любимом поселке. Он пишет:

Дорогие мои Кетченеры!

Сердцу милый, родимый мой край.

Я люблю тебя с раннего детства,

Здесь прошла моя юность с тобой.

Поэтический дар проявился в школьные годы. Сначала через школьные тетради, потом через армейскую службу. И сейчас он не перестает писать стихи. В этих стихах он часто воспевал родной край, родные места. Но только в 90-х годах он решился впервые напечатать свои стихи в газете «Алтн булг».


Творчество – часть его жизни. Наверное, именно поэтому его стихи пронизаны удивительной теплотой и душевностью, они отличаются простотой, мелодичностью.

Их основная тема-родное село, любовь к своим корням.Они отличаются простотой,мелодичностью.

Родная степь- ведь ты душа моя!

С тобой свободны мысли как орлы.

Тебя приветствую и обнимаю я

Под музыку чарующей домбры.

Василий Сухотаев, Зоя Сахарова, Николай Чапуртинов затрагивают тему депортации калмыцкого народа и Великой Отечественной войны. Это самые тяжелые и страшные события в жизни каждого человека. На стихи этих поэтов Анатолий Мацаков написал музыку и зазвучали прекрасные песни.

III. Заключение.

В ходе работы над проектом, я поняла, что могу познакомить учеников гимназии с поэтически одаренными личностями. Все авторы не мыслят себя вне родной земли, вдали от малой родины. Любовь к природе, любовь к земле своей, любовь к людям – этим пронизаны стихи поэтов. А еще они пронизаны добрыми и светлыми чувствами.

Возможно, познакомившись с творчеством поэтов, мы станем больше ценить и любить нашу малую родину?

Думаю, что их стихи очень нравятся людям. Лично мне они очень понравились. Читая их стихи, у людей появится желание совершить что-то хорошее по отношению к окружающему миру, людям, живущим рядом с нами.Знакомство с литературой наших поэтов позволит сблизить наше поколение к литературному богатству родного края, краю тюльпанных колоколов, сердцу милому, родимому краю.

Душа поэта-солнечный исток!

Пусть странным нам покажется сравненье

Но НИ его ль, не пушкинский ли слог

Мы называем истинным твореньем.