Это государственное образование, возникшее в 15 веке и просуществовавшее более двухсот лет, до сих пор является объектом жарких дискуссий, участниками которых выступают авторитетные историки. Касимовское ханство - действительно уникальное явление прошлого. Когда оно возникло? Какой статус имело? Какая роль отводилась ему в российской истории? Почему царство «чингизидов» рухнуло? Вот главные вопросы, которые являются спорными для ученых, изучающих прошлое. Отсутствие прямых источников и скудность доказательств вынуждают историков выдвигать только предположения относительно того, что представляло собой несколько столетий назад Касимовское ханство. Сегодня этот феномен изучен отнюдь не до конца. Попробуем суммировать основные теории ученых и проанализировать, какой же могла быть история Касимовского ханства.

Центр зарождения

Вышеуказанная структура с последующими признаками государственности возникла, по мнению ученых, на территории, где проживало племя мещера. Его представители, разговаривавшие на одном из угро-финских языков, вели полукочевой образ жизни. В начале второго тысячелетия на территорию племени вторглись славянские кривичи. Нельзя сказать, что мещерцы были рады непрошеным гостям, но прогонять их со своей территории они не стали.

Да и кривичи стояли на более высокой ступени развития, поэтому помогли аборигенам сделать их культуру бытия более цивилизованной. Вместе с тем хозяев удивляло, как славяне могут долго жить на одном месте. Мещерцы впервые увидели жилища из ошкуренных бревен, в которых жить было намного удобнее, чем в землянках. Спустя некоторое время и «аборигены» стали строить для себя избы, последовав примеру кривичей. А еще пришлые кормились земледелием, а также занимались гончарным и кузнечным делом. Все это не ускользало от внимания хозяев. В конечном итоге два племени подружатся и породнятся между собой. Их кровь смешается, у аборигенов отойдут на второй план языческие обычаи, язык и культура. Они возьмут на вооружение все «передовые» достижения славян и будут жить по их примеру.

Городец Мещерский

Спустя годы мещерцы и кривичи будут составлять единое целое. Их поселение трансформируется в социально-территориальную общность с красивым названием Городец Мещерский. Вот тогда-то и возникло Касимовское ханство. Территориально поселение находилось неподалеку от того места, где река Бабенка впадала в Оку.

Согласно некоторым источникам, в середине 12 столетия Городец Мещерский посещал Великий князь Юрий Долгорукий. Он тогда заботился об укреплении границ Древней Руси и, убедившись в том, что поселение кривичей и славян имеет удобное месторасположение, приказал превратить Городец Мещерский в крепость.

Это было в 1152 году, и официально считается, что город основали именно тогда. Поселение было защищено деревянным забором, рвом и земляным валом. Так Городец Мещерский стал главным охранителем Суздальско-Владимирского княжества. Поселение неукоснительно справлялось с возложенными задачами до тех пор, пока в 1376 году на Русь не пришли монголо-татары. Враг разграбил и поджег Городец Мещерский.

Новый город

Однако спустя время уцелевшим от нашествия мещерцам удалось заново отстроить город, но уже в другом месте. Теперь поселение (получившее впоследствии иное название - Новый Низовой город) находилось между двумя большими оврагами, которые представляли с западной и восточной сторон непреодолимые барьеры для противника. С севера город обрамлялся непроходимыми лесами, а с юга - рекой с высоким гористым берегом. Для усиления защиты города со всех сторон были установлены земляные валы, поверх которых возвышались деревянные стены. Процесс возведения Нового Низового города осуществлялся в годы правления московского князя Дмитрия Донского и его князя Василия. Оба придерживались политики консолидации русских земель, поэтому вскоре новое поселение мещерцев и кривичей, управлял которым князь Александр Укович, вошло в состав Московского княжества. Причем Новый Низовой город, как и прежде, выполнял функции обороны границ, ведь по соседству находилось могучее Казанское ханство, которое в годы правления Ивана IV стало частью Руси.

Политика казанских правителей

Власть в Казанском царстве попеременно переходила из рук в руки различных кланов. Один из сыновей правящей династии по имени Махмутек в целях завоевать трон лишил жизни собственного отца и брата.

Двое его младших братьев (Якуб и Касим), чтобы спастись, вынуждены были бежать из родного ханства. Неожиданно они оказались в Московском княжестве, где попросили у князя Василия II защиты и убежища. Однако сам русский правитель в середине 15 столетия не хотел идти на открытую конфронтацию с казанскими правителями. Еще летом 1445 года Василий Темный проиграл в битве под Суздалем отпрыскам хана Улу-Мухаммеда. А сам московский князь вместе со своим двоюродным братом оказался тогда в плену. Но спустя несколько месяцев Василий II был отпущен за огромный выкуп. Русский правитель вынужден был заключить с Улу-Мухамедом договор на кабальных условиях. Князь обязался взять с собой множество татар, происходивших из знатного рода, и определить в Московском княжестве «на кормление». Естественно, русский народ негодовал, что придется содержать иноземцев. Ну а когда сыновья казанского хана пришли просить у Василия Темного покровительства, тот обрадовался такому повороту событий. Причем сыновья Улу-Мухамеда действительно служили исправно. Касим помогал князю в борьбе против , он же выступал на стороне русских в военных походах против ханов Золотой Орды. За доблесть, отвагу и преданность Василий II даровал Касиму удел, центром которого был Городец Мещерский. Так на границе Московии сформировалось Касимовское ханство (время возникновения - 1452 год), управлять которым стал один из младших сыновей хана Улу-Мухамеда.

Вместе с тем некоторые историки склонны думать, что татары появились на Мещерской земле раньше, чем ее отдали под управление Касима. Речь, в частности, идет о представителях княжеского рода Ширинских. По преданию, это они покинули земли ослабленной Золотой Орды и перекочевали на новое место жительство, которое территориально находилось в районе берегов рек Оки и Цны. Причем один из князей Ширинских решил обосновался в Мещерской земле и даже принял христианство, получив новое имя - Михаил. Некоторые ученые считают, что именно он был родоначальником Но так ли это было в действительности, неизвестно.

Царство Касима

Еще в годы правления Касима вверенным ему уделом Городец Мещерский был переименован. Он получил названия Касимова город и Города Касима. После того как сын хана Улу-Мухамеда скончался, столица бывшего поселения мещер и кривичей стала называться Касимовым. Ну а спустя несколько лет поселение «трансформировалось» историками в Касимовское ханство (царство). Как только образовалась данная государственная единица, которая находилась в зависимости от Древней Руси, в ней начали появляться величественные здания мусульманской архитектуры.

Культура

Следует подчеркнуть, что уникальна не только история Касимовского ханства, но и ее культура.

Во второй половине 15 столетия зодчие построили здесь настоящий шедевр архитектуры - каменную мечеть с минаретом, которая сохранилась, пусть и не в первоначальном варианте, до наших дней. И сегодня можно подняться на минарет и увидеть живописную природу Рязанской области с высоты птичьего полета. Мечеть представляет собой массивную конструкцию с открытым балконом и спиральной каменной лестницей. На балконе имеется площадка, взобравшись на которую, мулла призывал горожан на молитву. Однако площадка на балконе башни служила еще и местом, откуда полководцами осматривались войска. Неподалеку от мечети находится мавзолей хана Шах-Али (Текие), построенный из белого камня.

Достаточно примечателен вопрос о том, чеканили ли в уделе младшего сына Улу-Мухамеда металлические деньги. Специалисты по истории утверждают, что такое вполне могло быть. По крайней мере, до 16 столетия. Однако нумизматы сомневаются, что монеты Касимовского ханства существовали в принципе. Однако нижеуказанный купец Н. Шишкин в своем литературном труде писал, что ему посчастливилось держать в руке металлические деньги середины 16 века. На монете купец увидел арабские надписи, которые переводились как: «Шах Али / Царь Касимовский, год 1553». Но нумизматы уверены, что Шишкину досталась фальшивка, поскольку такой формуляр для татарской монеты был неприемлем. На настоящих деньгах указывали имя правителя, место выпуска и год.

Безусловно, образование Касимовского ханства - это многоступенчатый процесс, которым интересовались именитые историки и литераторы. Например, историю этого удела русского государства подробно изучал во второй половине 19 столетия ученый В. Вельяминов - Зернов. Результатом его исследований стал четырехтомник «Исследование о касимовских царях и царевичах». Писатель В. Соловьев в том же 19 веке опубликовал роман «Касимовская невеста». Ну а спустя несколько лет купец Н. Шишкин, живший на территории Мещерской земли, написал книгу, в которой в подробностях и деталях рассказал, каким было образование Касимовского ханства.

Роль в истории Руси

Так или иначе, но территория, на которой в древности находилось поселение кривичей и мещер, стала для русского государства стратегическим уделом еще в годы правления Юрия Долгорукова. А спустя столетия это уже развитое в культурном и политическом отношении Касимовское ханство. 1445-1552 годы стали для него самыми значимыми в истории. А все началось с Улу-Мухамеда, который помог Василию Темному вернуть трон, утерянный в результате восстания. Дмитрий Шемяка был свергнут. И в знак благодарности за помощь московский князь отдает Мещерскую землю во владение Касиму.

А тот служил Василию Темному верой и правдой, участвуя в военных баталиях на стороне русского государства. Так, Касимовское ханство, правители которого продолжали политику младшего сына Улу-Мухамеда после его смерти, стало настоящим оплотом Древней Руси.

Шах-Али

Особенно в этом отношении следует отметить заслуги хана Шаха-Али. Еще в отрочестве он оказался втянут в замысловатую политическую игру, где Казань попеременно принимала сторону то Московского княжества, то Крымского ханства. Шах-Али неоднократно становился правителем Казанского царства, но всякий раз был свергнут (в одном случае по инициативе Ивана IV). В конечном итоге ему достанется Касимовское ханство (столица - город Касим).

В 1552-м Шах-Али вместе со своим войском помог Ивану Грозному завоевать Казань.

Примечательны взаимоотношения будущего правителя Касимовского царства и красавицы Суимбеки, которая была вдовой погибшего хана Казани. Девушке не нравился низкорослый и полноватый Шах-Али, но Иван IV намеревался поженить пару во что бы то ни стало и реализовал свои замыслы. Но счастья этот брак ни Суимбеки, ни Шаху-Али не принес. Красавица-вдова прожила всю жизнь, как птица в клетке, не покидая пределов Касимовского дворца, а хан все время тяготился тем, что был противен своей жене.

Ратные подвиги касимовского хана восхищали многих русских воинов. Шах-Али помогал подавлять восстание в Казани в 1554 году, затем участвовал в битве под Выборгом со шведами, потом отправился в военный поход против Ливонии. А в 1562 году он воевал на стороне русских против польского короля Сигизмунда, в этой военной операции Шах захватил Полоцк. Через год царь повелел идти хану на Литву. В этом походе Шаха-Али сопровождал боярин Иван Вольский.

Так или иначе, но татарский военачальник помог существенно расширить границы Российского государства. А велико ли было Касимовское ханство? Занимаемая территория этого удела включала, помимо столицы, несколько феодальных владений с формальной автономией, к числу которых относились: Темников, Енкай, Шацк, Кадом.

С точки зрения этнической принадлежности, «царство» было представлено тремя группами: мордвой, касимовскими татарами и татарами-мишарями. Так утверждают историки-этнографы, которые на протяжении длительного времени изучали феномен под названием Касимовское ханство. На каком языке говорили его жители? На одном из диалектов татарского с элементами мишарского наречия.

Шах-Али скончался в 1567 году, а тело правителя было погребено в касимовском мавзолее.

Спустя несколько веков историк В. Вельяминов - Зернов напишет, что, помимо хана, в Текие находятся тела его супруг Булак-Шал и Суимбек, а также нескольких родственников.

Преемник Шаха-Али

Кто же потом получил во владение Касимовское ханство? Исторические очерки свидетельствуют, что этой участи удостоился дальний родственник Шаха-Али и вместе с тем правнук хана Золотой Орды Ахмата. Звали его Саин-Булат. Управление Мещерской землей ему доверил сам Иван Грозный. И новый хозяин Касимовского ханства стал помогать русскому царю завоевывать новые территории.

В 1573 году хан крестился в православие и взял имя Симеон. После этого Иван IV отнял у Саин-Булата мещерский край, но оставил ему титул. А спустя два года Грозный неожиданно провозгласил Симеона Бекбулатовича «царем и великим князем всея Руси». Естественно, все это оказалось обыкновенной бутафорией: Иван IV ни за что бы не отказался от трона. Спустя несколько месяцев Грозный лишил хана великого титула, но взамен отдал тому во владение Тверской удел. А как же Касимовское ханство? Занимаемая территория этой, с точки зрения представителей татарской аристократии, автономии, начиная с 16 столетия постепенно уменьшается. Все объясняется тем, что задача мусульманского вассала Руси была выполнена уже на три четверти, а сам более не видел в царстве, основанном младшим сыном Улу-Мухамеда, больших перспектив.

Царство в Смутное время

Когда трон на Руси пытался захватить в Мещерской земле правил хан казахской династии Ураз-Мухаммед. Эту вотчину передал ему в 1600 году сам Борис Годунов. Когда на Руси наступилиСмутные времена, хан признал в «Тушинском воре» настоящего правителя. Ураз-Мухаммед перебирается в Тушино. За такой поступок царь Василий Шуйский осадил столицу Касимовского ханства. Самозванец вынужден был бежать и впоследствии оказался в Калуге. Вскоре казахский хан тоже покидает пределы своего удела и оказывается сначала в лагере у польского короля, а потом едет в Калугу, оставаясь при дворе Сигизмунда III. Сын правителя Касимовского царства в тот момент тоже находился в Калуге. А спустя некоторое время отпрыск Ураз-Мухаммед заявляет Лжедмитрию II, что хан хочет предать его. В итоге Тушинский вор заманил Ураз-Мухаммеда на охоту, а затем убил его. Но вскоре такая же участь постигнет и самозванца, который погибнет от рук ногайского князя Петра Урусова.

Мещера в 17 столетии

В первой половине 17 века престол в Касимове занял Араслан Алеевич, который сначала служил воеводой во Втором ополчении и командовал татарским войском на В период его правления Москва стала все сильнее вмешиваться во внутренние дела ханства. Наместники русского царя вскоре стали решать споры между представителями татарской знати. Выгодный ранее тандем (Касимовское ханство и Русь) в годы правления Михаила Романова изжил себя практически на сто процентов.

Но следует подчеркнуть, что вплоть до 20-х годов 17 столетия татары продолжали активно участвовать на стороне московского государя в военных походах против литовцев, поляков и «русских лиходеев». Затем они охраняли границу Руси от угрозы нападения со стороны После смерти Араслана Алеевича мещерские земли перешли в управление его малолетнего сына Сеида-Бурхана. Однако власть этого представителя сибирской династии была минимальна. Касимовское ханство, хозяйство которого фактически оказалось в руках московского государя, стало одним из главных источников пополнения русской казны. А вот малолетнему правителю было запрещено общаться с иностранными купцами и послами. Уже будучи взрослым, Сеид-Бурхан принял православие, став Василием Араслановичем. В Касимове он оставался наместником, хотя от его воли зависело очень мало. Сеид-Бурхан скончался в 1679 году.

Закат царства

Последней правительницей мещерских земель стала Фатима-Султан (супруга хана Араслана Алеевича). Будучи уже немолодой, она находилась на троне всего 2 года, и ее наместничество также носило формальный характер. Ее лишили жизни приближенные. Причина убийства заключалась в том, что правительница хотела принять православие.

Касимовское ханство, территория которого после смерти Фатимы-Султан окончательно перешла под управление московских князей, перестало существовать в 1681 году. Потом мещерские земли посещал царь Петр I, который разрешил своему «потешнику» - шуту Балакиреву - называться «касиновским ханом». Позже императрица Екатерина I отдала Касимов в управление одному из своих приближенных.

В деревянном Касимове неоднократно случались пожары, от которых страдал в первую очередь исторический облик города. Только в конце 18 столетия он стал каменным благодаря усилиям архитектора И. Гагина. Современный Касимов, расположенный в Рязанской области, является местом сосредоточения туристов со всех уголков России.

Во всех нас течет немного татарской крови. У кого-то ее чуть больше, у кого-то чуть меньше. В меня, видимо, тоже немного попало. Проявляет она себя по-разному. Стремление к кочевому образу жизни, перемене мест, ну и периодически сильно тянет на родину. Башкирия и Татарстан далековато, на выходные не наездишься. Что же делать?
Алга за мной, я покажу ханство поближе!

01 -

Оказывается, ну это для меня оказывается, вы-то наверняка все это знаете уже давно, буквально под боком, в Рязанской губернии, существовало самое настоящее татарское ханство.

02 -

Казанское, Крымское, Астраханское ханства были отдельными государствами со своими законами, правителями и вообще, имели непосредственное отношение к Золотой Орде. Касимовское царство по сути никогда не было самостоятельным и всегда зависело от Московского княжества.

03 -

История с татарами старая и долгая. Опуская все события до 1445 года, вспомним битву Московского княжества с казанскими татарами под Суздалем. Да, это который с кучей церквей и пробками из туристических автобусов. Тогда татары победили и даже взяли Василия II Темного в плен. Через несколько месяцев Василий был отпущен домой за огромный выкуп.

04 -

Но отпущен не просто так, а в сопровождении татарского отряда под предводительством Касима-хана, сына тогдашнего казанского хана Улу-Мухаммеда. Официальной версией присутствия этого отряда было наблюдение за соблюдением договора правителей о разделе земель. Нижний Новгород оставался под татарами, Суздаль, Муром, Владимир под московскими князьями. Как-то так получилось, что Касим остался на службе у русских до конца своих дней.

05 -

В 1446-м он получил в удел Звенигород, а в 1452-м переехал в Городец Мещерский, который и стал столицей будущего Касимовского царства. Умер он в 1469-м году, следующие семнадцать лет царством правил его сын Данияр, а после его кончины казанская династия уступила место крымской.

06 -

Иван III (про которого можно рассказывать много и долго) пожаловал княжество опальному крымскому хану Нур-Девлету. Его старший брат в то время был ханом в Бахчисарае и в 1502 году занял Сарай большеордынских татар в Астрахани, мы к этому факту еще вернемся. Два сына Нур-Девлета так же в последствии стали местными правителями, впрочем, не долго. Кстати, оба участвовали в походах против Казанского ханства на стороне русских войск.

07 -

Так вот, крымский хан Менгли Гирей в 1502-м году взял столицу астраханского ханства и, конечно же, изгнал оттуда ханов. Сын тамошнего правителя Шейх-Аулияр сбежал в Российское Государство и через десять лет получил в правление Касимовское царство, став основоположником большеордынской династии правителей.

08 -

В 1516-м году он умирает и престол переходит к его сыну Шах-Али хану. Жизнь этого человека была противоречива и насыщена событиями и стоит рассказать про него отдельно.
Итак, в возрасте одиннадцати лет он получает в наследство Касимовское царство, а уже через три года оставляет Касимовское царство брату Джан-Али и принимает приглашение занять казанский престол. Шах-Али изначально был московским ставлеником, вместе с ним в Казань приехал русский посол Федор Карпов и воевода Василий Поджогин. Оба активно вмешивались в политику ханства, что вызвало неудовольствие новым ханом ипривело к скорому свержению весной 1521-го года. Юный хан вернулся в Россию, участвовал в русско-казанской войне и был приближен к великому князю Василию III. Ему были переданы во владения Кашира и Серпухов, но после всплывшего сговора с Казанью, где престол занял его брат Джан-Али, в 1533-м году Шах-Али был сослан в Белозерск и провел там в заточении три года.

09 -

Это было время начала правления Ивана Грозного. Тогда ему было всего пять лет и страной правила его мать Елена Глинская. Именно она помиловала хана, вернула ему Касимовское царство. К тому времени его брат успел жениться на дочери ногайского бия Сююмбике, но ни ее, ни трон удержать не смог и был свергнут с казанского престола. Шах-Али принимал участие в нескольких походах против тогдашнего казанского правительства, а в 1546-м году даже ненадолго вернул престол себе. Прогнал его следующий муж Сююмбике Сафа-Гирей.

10 -

Впрочем, он тоже недолго оставался у власти, а после его свержения Сююмбике была передана Ивану Грозному вместе с частью казны. Тот, не долго думая, отправил ее жить в Касимов и отдал замуж за Шах-Али. А сам в это время отстроил Свияжск и взял Казань, положив конец Казанскому ханству. Если вы помните, в центре Казани Иваном был отстроен Кремль. В нем уже тогда существовала башня, через сто лет названная башней Сююмбике. В принципе, в Москве есть ее сестра - башня Казанского вокзала.

11 -

Но вернемся в Касимов. Вскоре после женитьбы на роковой женщине Шах-Али задумался о бренности бытия и построил для себя двухкомнатный мавзолей. Одна комната для себя и жены, а вторая для посетителей. Но воспользоваться новой жилплощадью пока не спешил. В возрасте пятидесяти двух лет он возглавил поход русских войск на Ливонию, разорил тамошние земли и вернулся победителем. Позже участвовал в походе на Полоцк и охранял российскую границу в районе Великих Лук. Умер он в апреле 1566-го года и был похоронен в собственном мавзолее, он на фотографии.

12 -

По поводу постройки знаменитой касимовской мечети есть две версии. По одной, ее построили при Шах-Али практически одновременно с мавзолеем, по другой, инициатором строительства был первый местный хан Касим. В любом случае, от первоначального варианта здания до нас дожил только минарет. Местная легенда говорит, что Петр Первый во время плавания по Оке в 1702-м году принял мечеть на берегу за церковь и перекрестился на нее. Какой-то смельчак указал на его оплошность и Петр велел снести мечеть. К тому времени ислам в Касимове заметно сдал и уступил место православию. По каким-то причинам минарет оставили, может быть в качестве дозорной башни. А основное здание мечети восстановили только через 66 лет по разрешению Екатерины Второй.

13 -

Следующий хан Касимовского княжества был не менее харизматичен, чем предыдущий. Потомок Чингизхана, внук правящего Большой ордой Ахмат-хана, герой Ливонских походов Саин-Булат хан, в крещении ставший Симеоном Бекбулатовичем. Он неоднократно принимал участие в военных походах, в том числе на Орешек и Колывань. Первой женой была Марья из рода Кутузовых, а после крещения по настоянию Ивана Грозного (а он умел убеждать людей) он женился на княгине Анастасии Черкасской. Княгиня была какой-то родственницей Софьи Палеолог, бабушки Ивана IV, т.е. была царских кровей.
Этот факт позволил Ивану Грозному сделать свою знаменитую рокировку.

14 -

Тут надо немного напомнить исторические события, предворявшие этот хитрый ход. Иван Грозный завоевал Казанское и Астраханское ханство, что никак не радовало мусульманский мир, и основным противником Ивана был внук Менгли Гирея (я про него упоминал) Девлет Гирей. Это был талантливый военачальник, причинивший немало неприятностей Российскому государству. Весной 1571 года при поддержке Османской империи и согласия Речи Посполитой он совершил поход на российские земли, окончившийся разорением многих районов и сожжением Москвы. Грозный бежал в Ростов. Девлет отступил, уводя 150 тысяч пленных, и выдвинул требование отдать Астрахань и Казань. Иван Грозный не согласился и через год состоялась битва при Молодях. На реке Пахре огромная 120-титысячная армия крымской орды и турков была разбита 25-тысячным русским войском под командованием князей Михаила Ивановича Воротынского и Дмитрия Ивановича Хворостинина. Такого не ожидал никто. Довлет потерял не только армию, домой вернулось едва ли больше десяти тысяч, но и своих сыновей. Этот поход стал последним крупным военным мероприятием. Примерно в то же время была ликвидирована опричнина (причем, верхушка ее ликвидирована физически) и одновременно царь избавлялся от любой конкуренции и ближайшего окружения. Даже герой битвы на Пахре Михаил Воротынский был обвинен в колдовстве и сожжен. Досталось и духовенству, помогавшему в свое время бороться с митрополитом Филиппом. Недовольство царем зрело и в верхах, и в низах. Грозный отрекся от трона и посадил на царство Симеона Бекбулатовича, а сам якобы отстранился от управления государством. На самом деле это было, конечно же, не так. Новый царь отобрал у церквей и монастырей грамоты на земли, которыми они пользовались несколько сотен лет. Естественно, по многочисленным просьбам духовенства и церкви, Иоанн забрал власть у крещеного хана и вернул трон себе. Конечно же, он дал возможность выкупить по-новой грамоты. Тем самым пополнив свою казну и заметно пошатнув власть церковников. Ну а Симеон, сохранив звание великого князя, получил во владение Тверь, куда и отправился доживать свой век. Зачем Иван Грозный сажал вместо себя Симеона и почему именно его? Историки до сих пор не могут ответить на эти вопросы.
После смерти Грозного Борис Годунов видел в Симеоне реального конкурента и требовал от подданых «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…» Тверь отобрали, дети к тому времени уже умерли, Симеон жил в тверской деревеньке Кушалино. Позже он принял постриг в иноки в Кирилло-Белозерском монастыре и стал старцем Стефаном, побывал на Соловках, вернулся обратно в Кириллов где и умер в начале 1616-го года.

15 -

К тому времени в Касимовском княжестве успели поправить его племянник Мустафа-Али и Ураз-Мухаммед, представитель казахской ветви потомков Урус-Хая. Ураз-Мухаммед был видным военным деятелем в Российском государстве, участвовал в русско-шведской войне, походах против крымских татар. Но в 1608-м году вместе со своим другом Петром Урусовым и людьми принял сторону Лжедмитрия II Тушинского Вора, а 1 апреля 1610-го Касимов был уже взят войсками Василия Шуйского. Урус-Хай был убит тем же летом лично Лжедмитрием, которому кто-то сказал о том, что хан готовит на него покушение. Только Урусов сказал Лжедмитрию в глаза, что тот был неправ и совершил убийство невиновного. Петр на шесть недель был посажен в тюрьму, но переубедить его в невиновности друга не смогли. В декабре того же года Петр Урусов лично зарубил Лжедмитрия на прогулке. А тело хана было найдено и похоронено на старом касимовском кладбище. Вроде даже до сих пор можно найти надгробный камень.

16 -

Постепенно мы подходим к завершению истории Касимовского княжества. Последней династией правителей стала сибирская. Арслан хан был внуком знаменитого противника Ермака сибирского хана Кучума. В то время уже началось повальное крещение татар, основная власть перешла к воеводе. До царя доходили жалобы на то, что Арслан "бусурманит" своих подданых, но это были уже мелочи и никто особого внимания не обращал.

17 -

Его преемником в 1623-м году стал сын Сеид-Бурхан, который без особых эксцессов управлял 53 года, практически всю свою жизнь. К тому времени у касимовского царя, так он назывался, в Москве на Кулишках (это современный Китай-город) был собственный двор. В конце 1653 года царевич Сеид-Бурхан крестился под именем Василия Арслановича, но остался правителем ханства, что противоречит всем правилам. Естественно, этот факт не вызвал восторга у местных татар, но был очень удобен Москве.

18 -

Незадолго до крещения будущий Василий отстроил мавзолей-текие для своего родственника Афган-Мухаммеда. Инициатором строительства была жена Афгана, которая скончалась вскоре после окончания строительства и была похоронена тут же.

19 -

Строили рязанские мастера, поэтому не смотря на "восточный" облик, кладка кирпича характерна для русских строений.

20 -

Долгое время мавзолей находился в закрытом состоянии, но в данный момент стоит нараспашку.

24 -

После смерти Василия Арслановича власть на два года перешла к его матери Фатиме-Султан, жене Арслан хана. Про ее правление сказать особо нечего. По отзывам современников, отличалась она любовью к власти и к ее проявлениям. Умерла в 1681 году то ли от старости, то ли была задушена. Справа от мавзолея Афган-Мухаммеда до сих пор можно разглядеть остатки фундамента. Это следы от мавзолея Арслан хана и Фатимы-Султан.т

25 -

Со смертью Фатимы кончилось и ханство. Петр Первый ликвидировал единицу и Касимов стал управляться на общих основаниях, через сто лет став уездным городом.
Вот и вся история местного ханства. Хотя нет. В 1722-м году в Касимове появился еще один хан, на этот раз точно последний. Во время Персидского похода Петра Первого сопровождал шут Балакирев и, глядя на проплывающий за бортом Касимов, в шутку попросил у царя права именоваться Ханом Касимовским. Царь был тоже не дурак пошутить и такое согласие дал. Титул был формальным, но после смерти Петра Екатерина издала указ и Балакирев получил право владения бывшими имениями касимовских царей, чин поручика лейб-гвардии и титул «царя касимовского». Он похоронен тут же, за алтарем Богоявленской церкви.

В лето 6953 от сотворения мира (1445) на Руси выпала череда тяжких бедствий. Двадцатый год продолжалась, то затихая, то, вновь разгораясь, кровопролитная усобица между князьями московского дома. Второй сын Дмитрия Донского, князь Юрий Звенигородский, после смерти старшего брата Василия I отказался признать права племянника Василия Васильевича на великокняжеский престол. Дяде дважды удавалось изгнать племянника из стольного града – в 1433 и 1434 гг., но, достигнув трона во второй раз, князь Юрий Дмитриевич скончался. Борьбу за великое княжение продолжили его сыновья – Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В 1436 г. Василий Косой попал в плен к своему двоюродному брату великому князю Василию II Васильевичу, и тот повелел ослепить неудачливого соперника. Князь Дмитрий Шемяка на время притих, заключил с Василием II договор о мире, но затаил злобу.

В то время, когда русские князья в походах и битвах решали вопрос о старшинстве, усобица бушевала и в Орде. Внук знаменитого Тохтамыша хан Улу-Мухаммед был изгнан своими соперниками из столицы Золотой Орды Сарая. На недолгое время ему удалось обосноваться в Крыму, но и оттуда Улу-Мухаммед бежал, потерпев поражение от хана Сеид-Ахмеда. В 1437 г. беглец подступил к южным границам Руси и под городом Белевом расположился на зимовку. Василий II послал против него значительное войско, которое было разбито немногочисленным отрядом татар. Разбив русское войско, хан ушел из-под Белева, двинулся к Волге и обосновался на территории пришедшей в упадок Волжской Булгарии. После монгольского завоевания Булгария вошла в состав Золотой Орды. В XIV в. на ее землях происходили столкновения враждующих золотоордынских ханов, города приходили в упадок, селения разорялись. Большой урон Булгарии нанесли и сокрушительные походы русских войск (1374, 1376, 1432 и др.). Улу-Мухаммед занял северную часть страны, менее всего пострадавшую от разорения, и выбрал столицей своего улуса город Казан (Казань), носившей и второе название – Булгар ал-Джадид, т.е. Новый Булгар, подчеркивающее его преемственность в политическом и торговом отношении по отношению к Булгару, столице Волжской Булгарии. Утвердившись на Волге, Улу-Мухаммед начал воевать Русскую землю, стремясь заставить великого князя платить дань ему, а не сарайскому хану Кичик-Мухаммеду. В 1439 г. хан занял Нижний Новгород и осадил Москву, а на обратном пути сжег Коломну. В 1444 г. Улу-Мухаммед вновь взял Нижний, зимовал в нем и послал войско против Мурома, которое было отбито русским войском. Татары оставили Нижний, но в следующем году сыновья Улу-Мухаммеда Махмуд (Мамутяк) и Якуб вновь взяли Нижний и двинулись к Суздалю.

Великий князь Василий Васильевич встал во главе войск и двинулся против татар. 7 июля 1445 г. в битве под Спасо-Евфимьевым монастырем русские потерпели сокрушительное поражение, а сам Василий II был ранен и попал в плен. В Москве воцарилось состояние близкое к панике – впервые со времен Батыева нашествия великий князь попал в плен к неверным. Дмитрий Шемяка попытался воспользоваться сложившейся ситуацией, но не успел: Василий II обещал татарам выплатить за себя огромный выкуп и был отпущен из плена. Великий князь вернулся в Москву в сопровождении 500 казанских князей. Татары получили «в кормление», т.е. в управление с правом сбора налогов русские города и волости. Чтобы расплатиться с ханом, Василий II обложил население новыми налогами. Среди князей, бояр и простого народа зрело недовольство великим князем, установившим засилье татар. Дмитрий Шемяка не стал терять время зря. Заключив союз с князьями Иваном Можайским и Борисом Тверским, Шемяка захватил Василия II в Троице-Сергиевом монастыре. В ночь с 13 на 14 февраля 1446 г. бывший великий князь был ослеплен и вскоре сослан на Углич. На московском престоле, казалось бы, прочно утвердился Дмитрий Шемяка.

В Казани были недовольны таким оборотом событий. 17 апреля 1446 г. татары напали на Углич и двинулись далее на север Руси. На помощь Василию II отправились младшие сыновья Улу-Мухаммеда Касим (Касым) и Якуб. В Ельне, на литовском рубеже, они повстречались с отрядом князя Василия Ярославича Боровского, который шел из Литвы также на выручку Василия II. Боровский князь, также как и несколько видных бояр Василия II, не захотел служить Дмитрию Шемяке и бежал за рубеж. В Литве сторонники великого князя объединились и пошли походом к Угличу. Встреча двух отрядов началась перестрелкой, но затем все выяснилось. Татары изъявили желание воевать за Василия II «за прежнее его добро и за его хлеб, много бо добра до нас было». Тем временем Дмитрий Шемяка был вынужден выпустить Василия II из заточения, и вскоре вокруг слепого князя объединились его сторонники. Войско двинулось к Москве, Шемяка бежал, а Василий II занял трон.

Нет сомнений, что татары, вспоминая «добро», которое получали от великого князя, имели в виду русские города и волости, данные им «в кормление». Подобная практика не была новшеством для великих князей московских. Знатные выходцы из соседних государств и княжеств получали от великого князя города и волости в удел и кормление. Великий князь московский Семен Гордый дал своему тестю смоленскому князю Федору Святославичу в удел Волок Ламский. В 1406 г. литовский князь Александр Нелюб выехал на Русь и получил от Василия I Переславль. В 1408 г. другой литовский князь Свидригайло Ольгердович получил Владимир, Переславль, Юрьев и другие города. Однако еще С. М. Соловьев отмечал, что массовые пожалования татар владениями и административными должностями были случаем небывалым, что и вызвало всеобщее возмущение. Восстановление на престоле Василия II привело к возвращению татар на Русь (в послании русских иерархов Дмитрию Шемяке от 29.12.1447 г. говорится, что как только Шемяка «управится… во всем чисто по крестному целованию» с Василием II, тот «татар из земли вон отошлет»), но, вероятно, объем пожалований был уже не таким. Касим и Якуб остались на Руси. В 1446 г. Касим и его татары стояли на русско-литовском порубежье, а к 1449 г. он получил в удел город Звенигород, ранее принадлежавший Юрию Звенигородскому и его сыновьям. В 1449 г. Касим выступил из Звенигорода на реку Пахру против татар хана Сеид-Ахмеда и разбил их. Еще раньше он участвовал в походе против Шемяки к Костроме. Участвовали Якуб и Касим в походе на Шемяку в 1450 г., а Якуб в 1452 г. ходил с великим княжичем Иваном против союзников Шемяки какшаров – жителей устюжской волости по р. Кокшеньге. В промежутке между 1452 и 1456 гг. Касим получил в удел вместо Звенигорода город Городец Мещерский, расположенный на левом берегу реки Оки, в 156 километрах к северо-востоку от Рязани. Так было положено начало Касимовскому ханству.


Город Городец Мещерский был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 г. Мещерский край, лесистый и болотистый в XII в., был заселен угро-финским племенем мещера. К XV в. местное население было сильно славянизировано, но еще сохраняло свою языковую и культурную самобытность. Как уже говорилось выше, Касим получил Городец в 1452–56 гг. Эту дату установил автор капитального труда «Исследование о касимовских царях и царевичах» востоковед Владимир Владимирович Вельяминов-Зернов (1830–1904). Историк Казанского ханства М. Г. Худяков (1894–1936) считал, что утверждение Касима в Городце и возникновение Касимовского ханства были условиями договора Василия II с Улу-Мухаммедом в 1445 г. В Касимовском ханстве М. Г. Худяков видел «первую попытку ханов татарских вступить в непосредственное управление на русской земле в качестве удельных князей». С этим утверждением согласиться трудно. Во-первых, существуют показания источников, которые упустил М. Г. Худяков, свидетельствующие, что Касим до 1452 г. в Городце не правил. Во-вторых, деятельность Якуба, Касима и его сына Даньяра, т. е. первых владельцев Касимова, свидетельствует о том, что они несли военную службу у великого князя московского, а не просто управляли частью Русской земли.

Наиболее важным периодом в истории Касимовского ханства является промежуток с 1467 по 1552 г., когда московские князья активно опирались на Касимов в борьбе с Казанским ханством и в попытках установить свой протекторат над Казанью. Предвидел ли Василий II, что Городец станет опорой в противостоянии с Казанью? Несомненно, великий князь учитывал окраинное положение Городца и утвердил в нем Касима из военно-стратегических соображений. Преследовал ли Василий II политические цели – неясно. Мы не знаем условий, на которых Василий II «посадил» Касима в Городце; ясно только, что Касимовское ханство изначально существовало под вассалитетом Москвы, хотя взаимоотношения великого князя и «царевичей» были своеобразными. В «Царевичев городок», т.е. в Касимов, наряду с Ордой, Крымом, Казанью и Астраханью платился «выход» – дань, раскладывавшаяся между всеми русскими князьями. Впервые об этом упоминается в духовной (завещании) Ивана III (1504). Это обстоятельство побудило М. Г. Худякова утверждать, что Касимовское ханство – результат насильственного проникновения татар на Русь. Здесь можно привести два существенных возражения. Во-первых, в духовной Ивана III говорится о «выходе» не только в Касимов, но и о «выходе» «и в иные Цари и во Царевичи, которые будут у сына моего Василия в земле». Как будет видно в дальнейшем, при Василии III число татарских царевичей, выезжавших на русскую службу, возрастает, почти все они получают в уделы русские города, но это, наоборот, свидетельствует о слабости татарских ханств, а не об укреплении их власти над Россией. Во-вторых, выплата ордынского «выхода» была прекращена Иваном III в 1476 г., с тех пор в Большую Орду и Крым выплачивались только «поминки», размер которых был значительно меньше. Между тем эта формула сохранилась в духовной Ивана III, составленной около 1504 г. Вероятнее всего, выплата «выхода» татарским владетелям, даже вассалам московского государя, являлась традицией, восходящей ко времени реальной зависимости Москвы от Орды, которую в XV–XVI вв. никто не собирался нарушать. До 1547 г. существовало определенное своеобразие в сочетании титулатуры московского и касимовского государей. Первый звался великим князем; второй – царевичем или царем. Титул царя в представлении русских людей средневековья был выше великокняжеского. «Царями» называли византийских императоров и ордынских ханов (что и распространилось на их потомков – ханов касимовских). Русская дипломатия XVI в. выдержала упорную борьбу с польской за признание за Иваном IV царского титула. Тем не менее великие князья (до принятия Иваном IV царского титула в 1547 г.) спокойно относились к тому, что под их властью находится «царь городецкий», и не пытались переименовать касимовских ханов в князей. Другой существенной особенностью в положении Касимова была его подчиненность Посольскому приказу. Воеводы и другие лица, осуществлявшие во второй половине XVI – первой половине XVII в. (т. е. уже в период, предшествующий упадку ханства) надзор за касимовскими ханами, назначались из Посольского приказа.

Уже при преемнике Василия II, Иване III, Касиму было суждено выступить проводником русской политики в отношении Казани. В 1467 г. казанские князья призвали Касима на престол вместо хана Ибрагима (двоюродного брата Касима). С внушительным русским войском Касим двинулся к Казани, но на Волге был встречен армией Ибрагима и отступил. Вскоре после этого Касим скончался.

После смерти Касима престол в Городце занял его сын Даньяр (более верное написание – Даниал). Известно, что при вступлении на престол Даньяр принес шерть (присягу) Ивану III, в условия которой, несомненно, входили: обязательства не поддерживать отношений с недругами великого князя и верно нести военную службу. Царевич Даньяр, помимо «выхода» из Москвы, получал дань в Рязанской земле, пошлины и ясак (натуральную подать) с мусульман, мордвы и мещеры, жившей в Касимовском крае. Столица ханства впервые называется Касимовым в источниках в 1471 г. Наряду с этим, часто использовалось название Городец или Царевичев городок; татары также называли Касимов Ханкирман, что значит Царский город.

В 1471 и 1477 гг. царевич Даньяр с касимовскими татарами участвовал в походах Ивана III на Новгород. В 1471 г. в битве на Шелони татары потеряли 40 человек, были пожалованы Иваном III, но, в то же время, им было запрещено брать пленных. Это и понятно – новгородцы были православными. В 1472 г. во время набега хана Ахмата царевич Даньяр стоял в Коломне, откуда возвратился в свой удел. В 1486 г. он скончался, и трон перешел к хану Нурдовлату (Нурдаулету).

Нурдовлат был сыном первого крымского хана Хаджи-Гирея. В 1466 и 1474– 75 гг. он занимал трон в Бахчисарае, но был изгнан своим братом Менгли-Гиреем. Мы не знаем, пресекся ли род Касима, или при назначении в Касимов Нурдовлата Иван III руководствовался какими-то политическими соображениями. В любом случае то обстоятельство, что на касимовском троне вплоть до последних десятилетий в истории ханства не удержалась ни одна династия, а ханы менялись по воле русского государя, еще раз показывает вассальное положение Касимова по отношению к Москве. Нурдовлат правил в Касимове незаметно, ничем не проявив себя, и после его смерти в 1491 г. ханом стал его сын Сатылган. Сатылган правил до 1508 г. В 1505 г. он был отправлен в Муром на случай отражения казанского хана Мухаммед-Эмина, а в 1506 г. участвовал в неудачном походе на Казань. В этих походах ему сопутствовал брат Джанай, который и занял Касимов около 1508 г.

В последней четверти XV – первой четверти XVI вв. России удалось добиться больших успехов в борьбе с Казанским ханством. В 80-е гг. в Казани создалась и укрепилась партия сторонников союза с Россией, при помощи которой Ивану III удалось установить некое подобие протектората над ханством. В 1487 г. силою русского оружия на престол был возведен хан Мухаммед-Эмин, сын Ибрагима. Изгнанный из Казани сибирским царевичем Мамуком в 1495 г., Мухаммед-Эмин бежал в Россию. Вскоре Мамук был низложен, и в Казани вновь утвердился русский ставленник – брат Мухаммед-Эмина Абдул-Латиф. Он показался русскому правительству недостаточно верным, и в 1502 г. был сменен на Мухаммед-Эмина. Но Мухаммед-Эмин начал войну с Россией и в 1506 г. наголову разбил крупное русское войско, пришедшее в Казань под командованием князя Дмитрия Жилки, брата Василия III. Однако через год был заключен мир, который продолжался до самой смерти Мухаммед-Эмина в 1518 г.

Одним из результатов активной восточной политики Ивана III и Василия III было то, что, наряду с касимовским ханом, в России появляются и получают уделы другие татарские ханы и султаны (цари и царевичи). Во время своего пребывания в России Мухаммед-Эмин сидел на уделе в Кашире; Абдул-Латиф в 1493– 1497 гг. правил в Звенигороде, а в 1508– 1517 гг. в Юрьеве, а затем в Кашире. В 1505 г. их брат Кудайкул, взятый в плен в 1487 г. и долгое время находившийся в заточении, принял крещение с именем Петра, а в следующем году женился на сестре Василия III. Царевич Петр Ибреимович владел уделом, состоящим из Клина, Городца (на Волге), и нескольких сел под Москвой. Его положение в служебной иерархии было необыкновенно высоким из-за его происхождения и родства с великим князем. В 1508 г. в Сурожике сидел царевич Шейх-Аулияр, племянник последнего могущественного хана Большой Орды Ахмата. В 1512 г. Шейх-Аулияр получил касимовский престол.

Таким образом, в первой четверти XVI в. в России формируется новый аристократический слой в составе правящего класса – служилые татарские цари и царевичи; и новая категория в составе дворянского поместного войска – служилые татары, составлявшие «двор» и войско царей и царевичей. На протяжении XVI в. татарские цари и царевичи с их отрядами были непременными участниками практически всех походов и других боевых действий русской армии. Но, несмотря на это, Касимовское ханство среди других уделов татарских царевичей занимало первое по значению и совершенно особое место. В период активного наступления России на Казанское ханство – 40– 50-е гг. XVI в. касимовский царь и касимовские татары сыграли значительную роль в покорении Казани. В истории Касимовского ханства этот период связан с именем хана Шах-Али, которого русские называли Шигалеем.

Шах-Али (1505–1567) был сыном царевича Шейх-Аулияра и внучатым племянником хана Ахмата. В 1516 г. после смерти отца он получил в удел Касимов. В 1518 г. после смерти Мухаммед-Эмина казанцы «прислали бити челом государю великому князю Василию Ивановичу, чтобы их пожаловал, дал им государя». Василий III отправил в Казань Шах-Али, не имевшего никакого отношения к угасшей династии Улу-Мухаммеда.

Источники единодушно свидетельствуют, что юный казанский хан (ему было 13 лет) обладал отталкивающей внешностью. По словам русского летописца, он был «зело взору страшного и мерзкого лица и корпуса, имел уши долгие, на плечах висящие, лице женское, толстое и надменное чрево, короткие ноги, ступни долгие, скотское седалище… Такого им, татарам, нарочно избраша царя в поругание и в посмеяние им». Сходное описание дает австрийский посол С. Герберштейн: «у него было огромное брюхо, редкая бородка и женоподобное лицо (на ушах свисали две длинные черные пряди)». Шах-Али продержался в Казани недолго. В 1521 г. он был изгнан и бежал в Россию, но сохранил за собой титул царя. В Касимове тогда правил его брат Джан-Али (Яналей), и Шах-Али некоторое время, по-видимому, вообще не имел никакого удела. В 1523 и 1524 гг. Шах-Али участвовал в походах на Казань. В 1532 г. казанцы, перед угрозой московского войска, просили дать им в ханы Джан-Али, что и было исполнено. Но Шах-Али и на этот раз не получил Касимова, а получил в удел Каширу и Серпухов. В 1533 г. в судьбе Шах-Али наступил крутой перелом – он был обвинен в ведении переговоров с Казанью, арестован и сослан на Белоозеро, где пробыл до 1535 г.

В 1535 г. Джан-Али был убит в Казани, а престол занял противник Москвы Сафа-Гирей из династии крымских ханов. Для противодействия Сафа-Гирею Шах-Али был освобожден из заточения и получил аудиенцию у юного Ивана IV и его матери Елены Глинской. После Шах-Али представлялась его супруга Фатима-султан и, встречая ее, пятилетний Иван IV «молвил царице „Табуг Салам“ (т. е. по-татарски: здравствуй!) и с нею карашевался (приветствовал ее)». Когда Шах-Али получил Касимов – неизвестно, во всяком случае, до 1540 г. В 1537/38, 1540 и 1541 гг. он участвовал в походах к Владимиру и Мурому для отражения возможного нападения казанского хана. В 1546 г. после смерти Сафа-Гирея Шах-Али вновь воцарился в Казани, но через три месяца бежал прямиком в Касимов.

С 1546 г. Шах-Али участвовал в походах на Казань ежегодно. В 1551 г. он руководил постройкой Свияжска, благодаря которому была достигнута блокада Казани. Казанцы были вынуждены выдать своего малолетнего хана Утямыш-Гирея, сына Сафа-Гирея, и просить в ханы Шах-Али. Вместе с Шах-Али в Казань прибыли 300 касимовских князей, мурз и татар и 200 русских стрельцов. Оказавшись в третий раз на престоле, Шах-Али попал в трудное положение. Русское правительство требовало от хана, чтобы он «укрепил бы Казань крепко государю, да и собе, как Касимов городок, чтобы при нем и после его была не подвижна, и кровь бы на обе стороны престала на веки…» Для сохранения Казанского ханства под русским протекторатом, правительство Ивана IV ориентировалось на реальный пример подобного образования – Касимовское ханство. С другой стороны, чтобы как-то добиться лояльности казанцев, Шах-Али должен был отстаивать их интересы. Оказавшись между молотом и наковальней, Шах-Али не мог ничего предпринять, чтобы улучшить свое положение. В марте 1552 г. по требованию русского правительства Шах-Али отрекся от престола и покинул Казань.

Наступили последние дни Казанского ханства. После отъезда Шах-Али в Казани произошел очередной переворот. Казанцы закрыли ворота перед русским воеводой, направлявшимся в крепость, чтобы ликвидировать ханство и установить воеводское управление, и пригласили на престол астраханского царевича Ядыгар-Мухаммеда (Едигера). Шах-Али с касимовскими татарами участвовал в походе Ивана IV на Казань в 1552 г., закончившемся падением ханства.

Иван IV и русские воеводы доверяли Шах-Али и касимовцам, но во время решающего штурма Казани, закончившегося страшной резней, царь и его татары были определены в войско, расположенное вокруг города с тем, чтобы не дать осажденным вырваться, и в самом штурме не участвовали. Зато в торжественном въезде Ивана IV в Казань Шах-Али ехал вслед за русским царем, а перед этим поздравлял его с победой. С падением Казани отпала необходимость в существовании ханов, находящихся «под рукой» великого князя московского, но Касимовское ханство продолжало существовать, причем до заката ему оставалось более полувека.

Касимовские татары очень скоро понадобились Ивану Грозному на новом фронте – в Ливонской войне (1558– 1583). Активным участником Ливонской войны был Шах-Али. В 1557–58 гг. он возглавлял полк в походе на Ливонию и произвел большое опустошение в этой стране. В 1561 г. он был послан под Смоленск, а в 1564 г. стоял в Вязьме. Касимовские татары и «царев Шигалеев двор» участвовали без своего государя в усмирении мятежей в Казанской земле в 1553, 1554 гг.; в походах на шведов в 1555, 1556 гг.; в 1556 г. стояли в Серпухове. Европейские писатели с ужасом пишут о жестокостях и бесчеловечности Шах-Али и татар. В части, касающейся пленных европейцев, эти сообщения недалеки от истины. Особым указом Иван IV запретил продавать пленных в Германию и Польшу, и они отправлялись, по словам иностранных писателей, в Татарию, Персию, Турцию и Индию. В Казанском ханстве издавна была хорошо налажена работорговля. Надо полагать, что волна ливонских пленников не миновала и Касимова.


Во второй половине XVI в. в положении Касимовского ханства существенных перемен не происходило. Преемником Шах-Али стал правнук хана Ахмата царевич Саин-Булат. Впервые его имя упоминается в 1570 г. на дипломатических переговорах между русским и турецкими представителями. Тогда русский посол говорил: «Мой государь вовсе не есть враг мусульманской веры. Слуга его, царь Саин-Булат господствует в Касимове, царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Сурожике, князья ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в мечетях…» В этих словах содержится указание на еще один аспект вопроса о судьбе Касимовского ханства после падения Казани – международный. Касимовское ханство играло важную роль в русско-крымских, русско-ногайских, русско-турецких и даже русско-казахских отношениях второй половины XVI в. Вассальное мусульманское государство было необходимо русскому правительству и как объект пожалования возможным претендентам, изгнанным со своих престолов, и как свидетельство лояльного отношения к исламу и отсутствие ущемления прав российских подданных-мусульман. В 1573 г. Саин-Булат принял крещение с именем Симеона Бекбулатовича, и сразу же лишился и касимовского престола. Правда, Симеона Бекбулатовича ждало более высокое призвание – в 1575/76 г., по воле Грозного, он занимал московский престол, а затем получил в удел Тверь. В Смутное время он стал династическим соперником сначала Годунова, затем Лжедмитрия I и Василия Шуйского, был ослеплен при помощи яда, а затем насильственно пострижен в монахи и отправлен в Соловецкий монастырь. Скончался Симеон Бекбулатович глубоким стариком в 1616 г.

О внутреннем состоянии и устройстве Касимовского ханства нам известно крайне мало. Касимовский хан назначался из представителей мусульманских (в основном, татарских) династий, выехавших, бежавших или взятых в плен в Россию и обязавшихся служить московскому государю. Все касимовские ханы, выходцы из Казани, Крыма, Астрахани, Казахстана и Сибири, были потомками Чингисхана, представителями старшей линии Джучидов, т. е. ханов Золотой Орды. При вступлении в должность хан приносил шерть. До нас дошла присяга Абдул-Латифа, данная им в 1508 г. при получении в удел Юрьева. В основные обязанности хана входило: верно служить великому князю; не вступать в сношения с недругами великого князя; не принимать к себе татар, служащих великому князю; в свою очередь Василий III обязался не принимать к себе татар, служащих Абдул-Латифу, за исключением представителей четырех знатнейших родов – Ширин, Барын, Аргын и Кипчак; татары Абдул-Латифа, проходя по русским землям, не грабят и не обижают христиан; преступников хан обязан выдавать, а пойманных на месте преступления – казнить. По-видимому, обязательства касимовских владельцев были весьма близки к этим.

В Касимове церемония возведения в звание хана проводилась торжественно. В мечети хана поднимали на золотой кошме. Этот обряд, восходящий к монгольскому обычаю, сохранялся в Казани, Крыму, Ногайской Орде и среднеазиатских ханствах. После этого три дня отмечался праздник, и хан раздавал пожалования и милости. Выше уже говорилось, что касимовский хан получал «выход» от великого князя московского и дань с Рязанской земли. В последний раз «выход» упоминается в договоре князя Владимира Старицкого с Иваном Грозным в 1553 г., но выплачивался ли он на самом деле или это только юридическая формула – неизвестно. Кроме того, хан собирал дань, пошлины и ясак с татар, мещеры и мордвы, живших на подвластной ему территории. В Касимовском ханстве жили мишари, бессермяне и ногайцы. Русское население до первой четверти XVII в. в судебном отношении подчинялось ханам (за исключением тяжких уголовных преступлений – «разбоя и татьбы с поличным»); хану же шли и судебные пошлины. Ямская слобода, возникшая в Касимове в середине XVI в., указом Ивана IV была освобождена от всех податей и государственных повинностей. Территорию ханства определить трудно. Известно, что она изменялась. В 1552 г. Шах-Али получил в придачу к имеющимся землям села на Мещере. Русский летописец, сообщая о пожаловании в 1600 г. касимовского престола хану Ураз-Мухаммеду, говорит, что Борис Годунов дал хану «Касимов со всеми волостьми и доходами».

Среди касимовских татар преобладали военные служилые люди. Они владели поместьями в Касимовском, Елатомском, Кадомском уездах и на Мещере. Помещики-мусульмане держали за собой села и деревни с православным населением. По социальному составу касимовцы делились на князей, мурз и простых татар, которых в источниках нередко называют казаками (казак – тюркское: вольный человек, бродяга). Касимовского хана окружали представители знатнейших татарских родов. В Казани, Крыму и Касимове они назывались карачиями. Эти роды, по договору Абдул-Летифа с Василием III имели право перейти от хана на службу к великому князю. Почти все они известны и в Касимовском ханстве: Аргын, Кипчак, Джалаир, Мангыт, Ширин. Отдельные ветви этих родов вошли в XV–XVII вв. в состав российской аристократии. Так, потомками Ширинов были князья Мещерские и Ширинские-Шихматовы, а потомками Мангытов – князья Урусовы и Юсуповы. Среди придворных упоминаются чины, встречающиеся при дворах казанского и крымского ханов – аталыки (воспитатели ханских сыновей) и имильдаши (молочные братья, ровесники и приближенные лиц ханского дома).

Сложнее определить положение сеидов. Сеидами называют потомков пророка Мухаммеда от его дочери Фатимы и пророка Али. В мусульманском мире они пользуются особым уважением. Помимо этого, в Казани и Крыму сеидом называли главу местного духовенства. В Касимове также сеидом назывался глава духовенства. В конце XVI–XVII вв. эта должность сохранялась в роде Шакуловых. В то же время, сеиды неоднократно упоминаются в документах как командующие отдельными отрядами касимовских татар. В 1573 г. князь Иван Сеитов Городецкий был включен в состав особого «двора» Ивана Грозного и получил высокий оклад в 200 рублей. В 1587 г. «Кошкей сеит» возглавлял касимовцев в одном из походов. В Смутное время активно действовал воевода князь Третьяк Сеитов. Эти сеиды, по-видимому, потомки халифа Али, которые занимали высокое положение и в Касимове.

Кроме сеидов, стоявших во главе касимовского духовенства, в Касимове известны муллы, данишменды (наставники в мусульманских училищах – медресе) и хафизы (мудрецы, наизусть знающие Коран). О татарах купцах и ремесленниках как о существенном социальном слое в Касимове ничего не известно.

Заканчивая обзор внутреннего состояния ханства, следует также отметить немаловажное значение Касимова как пункта на пути посольств и торговых караванов, шедших с низовьев Волги к Москве и обратно. В Касимове останавливались астраханские и ногайские послы, и касимовский владелец сообщал об их приезде в Москву. Через Касимов гнали многотысячные табуны скакунов татарские и ногайские купцы.


Саин-Булат правил в Касимове недолго. Его вступление на престол ознаменовано одним примечательным событием. «Посадив» Саин-Булата в Касимове, Иван Грозный придал ему титул царя, в то время как прежде касимовские владельцы, не занимавшие престолов в других государствах, именовались только царевичами. Из всех касимовских ханов до Саин-Булата в русских документах царями назывались только Нурдовлат, правивший в Крыму, и Шах-Али, сидевший в Казани.

В 1600 г. Борис Годунов пожаловал Касимов царевичу Ураз-Мухаммеду. Ураз-Мухаммед попал в Россию в конце 80-х гг. XVI в. Он был потомком основателя Казахского ханства Джанибека и племянником одного из наиболее выдающихся казахских ханов XVI в. Таваккула. До получения Касимова Ураз-Мухаммед, наряду с другими служилыми царевичами (Маметкулом Сибирским, Михаилом Кайбуличем и др.), участвовал в походах русской армии и придворных церемониях.

В начале XVII в. в России разразилась гражданская война, получившая у современников имя Смуты. Бурные события гражданской войны захватили и Касимов.

В 1606–1607 гг. Касимов, как и другие города Юга России, держал сторону И. И. Болотникова, выступившего под знаменами чудесно спасшегося «царя Дмитрия» против царя Василия Шуйского. В 1608 г. Ураз-Мухаммед признал истинным государем Лжедмитрия II и перебрался в его лагерь в Тушино. Сохранились письма царя касимовского к одному из главных деятелей тушинского движения – гетману Я.-П. Сапеге. В одном из них Ураз-Мухаммед просил у гетмана «оберегательных» грамот от постоя тушинцев для своих поместий в Углицком, Владимирском и Ярославском уездах. После бегства Лжедмитрия II из Тушина в Калугу, Ураз-Мухаммед недолгое время находился в лагере короля Сигизмунда III под Смоленском. По поручению короля он безуспешно пытался склонить смоленский гарнизон к сдаче. Вскоре хан покинул Сигизмунда III и перебрался в Калугу, где был встречен с почетом.

Касимовские татары активно участвовали в движении, охватившем в 1608– 1609 гг. большую часть Поволжья. Татары, мордва, мари и другие народы Поволжья осадили Нижний Новгород, подступали и под другие города. Боярин Ф. И. Шереметев, двигавшийся на выручку к Москве, разбил отряды восставших в Поволжье и осадил Касимов. Город держался стойко, боярин взял Касимов приступом «и воровских людей многих побил, а иных в живых взял; и тех, которых мучили в темнице за царя Василия, всех освободил».

В это время Ураз-Мухаммед находился при дворе Лжедмитрия II в Калуге. Русские и иностранные источники сходно сообщают о гибели Ураз-Мухаммеда. Сын хана, также находившийся в Калуге, донес Лжедмитрию II, что отец хочет ему изменить. Самозванец решил казнить хана, заманил его на охоту и вместе с двумя приближенными убил, а тело бросил в реку. Согласно эпитафии это произошло 22 ноября 1610 г. Сам Лжедмитрий II ненадолго пережил Ураз-Мухаммеда. Ногайский князь Петр Урусов решил отомстить самозванцу за смерть царя касимовского и 11 декабря убил Лжедмитрия II на охоте.


В 1614 г. царь Михаил Федорович посадил на касимовский престол хана Араслана Алеевича (Альп-Арслана). Новый хан был сыном сибирского царевича Али и внуком Кучума. В 1598 г. во время разгрома хана Кучума воеводой Воейковым, Араслан был взят в плен и привезен в Москву. В 1612 г. он был воеводой во Втором ополчении, и до 1613 г. стоял во главе отряда татар на Вологде. В правление Араслана московское правительство начало наступление на ханскую власть. Грамота 1621 г. Араслану о взимании пошлин показывает, что споры и иски между князьями, мурзами и татарами «царева двора» разбирали уже государевы приказные люди.

В конце 10-х гг. XVII в. касимовские татары активно действовали в походах и войнах против поляков, литовцев, казаков и «русских воров», разбойничавших в различных областях государства. В 20-е гг. касимовцы ежегодно несли «украинную» службу, т. е. были в войсках, стоявших на границах на случай возможного прихода крымских татар. В 1633–34 гг. касимовские татары участвовали в неудачном Смоленском походе боярина М. Б. Шеина.

В 1627 г. после смерти Араслана на престол вступил его сын царевич Сеид-Бурхан. В это время он был еще ребенком, и русское правительство воспользовалось этим, чтобы еще больше ослабить ханскую власть. Опись Касимова, составленная в том же 1627 г. показывает, что в самом городе практически все доходы принадлежали уже царю Михаилу Федоровичу. Государю шел доход с кабаков, таможенной избы и рыбных ловель. В малолетство Сеид-Бурхана был установлен строгий надзор за тем, чтобы он не имел никакого общения с иностранными послами и купцами, проезжавшими через Касимов. Немецкий путешественник А. Олеарий, посетивший Россию в 1634 г. в составе шлезвиг-голштинского посольства, пишет, что послы послали Сеид-Бурхану в подарок фунт табаку и бутылку французской водки, что весьма понравилось царевичу, и он благодарил, но извинялся, что не может принять их в своем дворце, боясь недовольства воеводы. Олеарий же сообщает, что русские уговаривали царевича принять крещение, обещая ему руку царской дочери, на что приближенные отвечали, что Сеид-Бурхан еще слишком молод, чтобы вести разговоры об этом. Падение значения Касимовского ханства отразилось и в титуле его владельца – Сеид-Бурхан, в отличие от отца, назывался не царем, а царевичем.

В 1653 г. Сеид-Бурхан принял православие с именем Василия Араслановича. Насколько добровольным был это шаг, сказать трудно. Визирь крымского хана в грамоте к царю Алексею Михайловичу укорял его в том, что русские «насильно окрестили султана Ханкирманского…»

Мы видели, что касимовский хан Саин-Булат после принятия православия в 1573 г. был лишен престола. Царевич Василий Арасланович остался править в Касимове. Это свидетельствует о том, что нужда в вассальном мусульманском государстве для России отпала. Вскоре после крещения царевича началось активное наступление и на касимовских мусульман. Помещики, переходившие из ислама в православие, получали значительные льготы за счет других, сохранявших прежнюю веру. Особенную активность в деле крещения татар, мордвы и мещеры проявлял рязанский архиепископ Мисаил, который, в конце концов, был убит мордвой и татарами в Шацком уезде, когда пытался окрестить мордовское село. Начиная с конца 20-х гг. в Касимове разворачивается широкое церковное строительство, в частности, возникает женский монастырь – Казанский девичий.

Ничтожную роль последнего касимовского царевича отмечают и современники. Подьячий Г. К. Котошихин, бежавший в Швецию и составивший там описание русского государства, писал: «Да в царском чину царевичи сибирские, касимовские, крещены в православную веру. Честию они бояр выше: а в думе никакой не бывают и не сидят… А служба их такова: как на праздники идет царь к церкве, и они его ведут под руки, да на всякой день бывают пред царем на поклонении». В этих словах вполне верно описано положение последних касимовских ханов. И Араслан и Василий по большей части участвовали в дворцовых церемониях, а не в походах. Царевич Василий Арасланович был в походах только два раза: в Рижском походе царя Алексея Михайловича в 1656 г. и в Чигиринском походе русской армии в 1678 г. Вскоре после этого царевич Василий Арасланович скончался.

Касимовское ханство просуществовало еще несколько лет под управлением Фатимы-султан, престарелой матери царевича Василия, вдовы царя Араслана. Русское правительство, не желая обижать царицу, дало ей возможность дожить свои дни на касимовском престоле, хотя ее управление было уже номинальным. После смерти Фатим-султан, наступившей около 1681 г., ханство было упразднено, а Касимов «отписан» на государя, т. е. перешел под его прямое управление. Еще раньше, в середине XVII в., Касимов был передан из ведения Посольского приказа в Приказ Казанского Дворца, управлявший Поволжьем и прилегающими территориями, Астраханью и Сибирью.

Так закончилась история Касимовского ханства, длившаяся более двух столетий. Род царевичей Касимовских, потомков Василия Араслановича, пресекся в первой половине XVIII в. Современный Касимов – районный центр Рязанской области. Ныне о былых временах напоминают архитектурные памятники – минарет, построенный в XV в. ханом Касимом; мавзолей Шах-Али; мавзолей Авган-Мухаммед-султана (1649), изгнанного из Хивинского ханства и нашедшего приют в России; мечеть, построенная в XIX в. на месте старой, разобранной при Петре I.

Сохранили свою самобытность и касимовские татары. В Касимове и Касимовском районе их проживает более тысячи человек. В XVIII–XIX вв. касимовским татарам пришлось испытать жестокое давление со стороны государства, стремившегося к ликвидации их землевладения и крещению их в православие. Многие знатные роды крестились и сохранили свои поместья. Основная масса служилых татар была переведена в разряд однодворцев, а затем приписана к тяжелейшим работам в Адмиралтействе. В это время многие касимовские татары покидали свою родину и перебирались на Урал и в Сибирь. В 1719 г. касимовских татар насчитывалось 5797 человек, а в начале XX в. – 4413 человек. Тем не менее, касимовские татары и ныне живут на земле предков, осознавая свое отличие не только от русских, но и от других татар.


| |

На фото: «Осколок» Касимовского царства — ханская мечеть с минаретом в Касимове. Наиболее древняя часть этого комплекса — минарет 1467 года постройки.

История появления на территории нынешней Рязанской области Касимовского ханства (Касимовского царства ) темна и запутана; на сей счет существует множество, часто абсолютно противоположных, точек зрения. Приведем наиболее распространенную версию.

Сам город Касимов официально отсчитывает свой «возраст» с 1152 года, однако и тут не все гладко — до революции около касимовского Богоявленского храма лежал камень с надписью, сообщавшей, что Городец Мещерский (а именно так назывался Касимов в древности) был крещен святым князем Глебом Владимировичем в 1010-х годах. Да-да, тем самым князем Глебом, погибшим от рук приспешников Святополка Окаянного и ставшим наряду со своим братом .

Как бы то ни было, история Городца Мещерского до середины XV века практически не просматривается. Известно лишь, что в 1376 году его полностью сожгли татары; после город отстроили заново, «передвинув» его чуть выше по Оке. Следующее упоминание о нем в летописях относится ко времени нестроений в недавно образованном Казанском ханстве. В 1440-х годах старший сын хана Улу-Мухаммеда в борьбе за власть лишил жизни своего отца и брата. Два других брата, которым грозила та же участь, бежали в Московское княжество. Одного из них звали Касим.

Поступив на службу к великому князю Московскому Василию II Темному, Касим оказал ему неоценимые услуги на поле брани, за что был пожалован Городцом Мещерским — с разрешением устроить собственное полу-вассальное государство. Так образовалось Касимовское ханство (царство) со столицей в Городце Мещерском, после смерти Касима переименованном в Касимов.

На протяжении двух с половиной веков существования Касимовского ханства в нем сменилось несколько династий. Одному из касимовских правителей, крещеному , по странной прихоти Ивана Грозного пришлось даже несколько лет побыть русским царем — правда, вполне номинальным.

С начала XVII века права касимовских властей неуклонно урезались Москвой, и в 1681 году Касимовское царство было окончательно ликвидировано.

Удивительное явление российской истории - Касимовское ханство - существовало с 1446 г. по 1681 г., т.е. более 230 лет, причем большую часть на фактической территории России. Тем примечательнее его история.

Во главе Касимовского царства стоял хан ("царь") или султан ("царевич"). Он мог быть только мусульманином. Татарское население ханства исповедовало ислам. С населения ханства в ханскую казну поступали налоги (дани и оброки). Их сбор осуществляли специальные чиновники (даруги). Контролировал доходы и расходы ханства вельможа, имевший должность казначея. Касимовские татары несли военную службу в составе российских войск. Во главе со своими ханами они активно участвовали практически во всех крупных войнах, которые вело Московское государство и в конце XV в. и в XVI-XVII вв. Касимовские ханы всегда зависели от объединяющегося и крепнущего Русского государства, не все из них были значительными фигурами, однако некоторым удавалось умело лавировать между интересами крупных сопредельных государств Восточной Европы средних веков, пользуясь особым стратегическим положением и политическим местом удельного царства - Касимовского ханства.