Непрерывно вращаясь вокруг своей оси и вокруг Солнца вместе с другими планетами, движется наша Земля в просторах Вселенной. Беспредельна Вселенная, а Земля лишь ее небольшая частица, на которой за миллиарды лет образовалась тонкая оболочка жизни. В процессе эволюции жизни на Земле сформировался человек, который пытается осмыслить, осознать окружающий его мир, сохранить его для будущих поколений.

Природа Земли и человечество составляют единое целое и одновременно представляют собой великое многообразие.

Чтобы разобраться в причинах необычайного разнообразия природы Земли, продолжим изучение главных особенностей устройства и взаимодействия ее оболочек, природных комплексов, а также истории расселения человека по материкам.

Литосфера и рельеф Земли

Здесь вы познакомитесь со строением литосферы, с научными предположениями ее развития, с особенностями расположения на Земле больших горных хребтов, равнин, сейсмических поясов; узнаете о причинах разнообразия рельефа Земли, познакомитесь с картой строения земной коры.

Вспомните из курса географии 6 класса:

  1. Каково внутреннее строение Земли?
  2. Что называют литосферой? Какие движения в ней происходят?
  3. На какие группы делят горные породы по происхождению? Приведите примеры.

Технологическая карта. 7 класс. Раздел I. Главные особенности природы Земли. Тема I. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ. Тема урока Литосфера. Земная кора. Цели и задачи урока - разобрать с учащимися новые термины, понятия и определения; - продолжить формирование знаний о строении литосферы; - познакомить учащихся с особенностями формирования, строения и развития земной коры; - дать представление о теориях происхождения Земли и развития земной коры /теория дрейфа континентов и литосферных плит /; - продолжить формирование умения работать с географическими картами Учебно- наглядный комплекс Физическая карта полушарий, карта строения земной коры, коллекции горных пород и минералов, контуры современных материков, позволяющие моделировать их движение; схемы, картины и др. -проблемное изложение гипотез происхождения Земли; -знакомство с новыми терминами, понятиями и определениями; -беседа: формирование знаний об особенностях строения различных участков земной коры, об устойчивых платформах и подвижных /сейсмических/ участках земной коры; -рассказ учителя о сущности гипотезы дрейфа материков и теории литосферных плит; -практическая работа с новыми источниками информации – тектонической картой и схемой для формирования представления о сущности теории литосферных плит. Формы проведения урока. Термины и понятия Рельеф Земли. - вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия; - продолжить формирование знаний о литосфере и рельефе Земли; - обосновать причины разнообразия рельефа Земли как результат взаимодействия внешних и внутренних сил; - разобрать особенности размещения крупных форм рельефа по земной поверхности; - продолжить формирование умения работать с географическими картами. Карты мира – физическая и тектоническая, картины, таблицы, справочно-информационный материал и др. -беседа: формирование знаний о внешних и внутренних причинах, меняющих рельеф Земли; -самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и справочно-информационным материалом к уроку; -закрепление новых понятий, терминов и их определений; -определение особенностей расположения крупных форм рельефа на поверхности Земли; -практическая работа с контурной картой и картами атласа "Выявление зависимости форм рельефа Земли от ее внутреннего строения". Гипотеза, земная кора /материковая и океаническая/, гипотеза Рельеф, медленные вертикальные перемещения, дрейфа материков, теория литосферных плит, литосферные плиты, горизонтальные движения, внутренние и внешние срединно-океанические хребты, глубоководные желоба, процессы формирования рельефа. платформы, сейсмические пояса, гидротермы. Географические объекты Исчезнувшие океаны и моря: Тетис, Пангея, Лавразия и Гондвана. Плиты: Евразийская, Индо-Австралийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Тихоокеанская, Антарктическая; Курильский желоб, Японские острова, Анды, Гималаи, Средиземное море. Имена А.Вегенер, О.Ю.Шмидт Кордильеры, Бразильское плоскогорье, Амазонская низменность, Восточно-Африканское плоскогорье, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье, плоскогорье Декан, Аппалачи, Уральские горы, Альпы, Кавказ. Справочно-информационный материал Основные геологические теории /современные и исторические/. Теория Нептунизм Плутонизм Теория контракции Фиксизм Кто и когда предложил А.Вернер, немецкий геолог, 1870-е гг. Д.Геттон, шотландский геолог, 1795г. Ж. Эли де Бомон, Французский геолог, 1852 г. Мобилизм /дрейф материка/ А.Вегенер, немецкий геолог, 1912 г. Теория тектоники литосферных плит Середина ХХ в. Сущность теории Значение теории Все горные породы Земли произошли из Развивает исторический подход к изучению Земли. вод первичного Мирового океана. Ведущую роль в геологическом прошлом Представляет Землю как систему, находящуюся в Земли играли внутренние силы. динамическом, подвижном равновесии. Так как Земля остывает и уменьшается в объеме, земная кора сминается в складки. Решающую роль в развитии Земли имели вертикальные тектонические движения; горизонтальных почти не было Большие участки земной коры совершают горизонтальные перемещения Плиты перемещаются по астеносфере в горизонтальном направлении за счет поступления вещества мантии Объясняет процессы складкообразования Обосновывает неизменность положения материков на поверхности Земли Объясняет динамику развития земной коры и рельефа Развивает теорию дрейфа материков Справочно-информационный материал Внутренние и внешние процессы, формирующие земную кору. Вид процесса Проявление в рельефе Сущность процесса I. Внутренние /эндогенные/ 1.Тектонические движения Образование гор, равнин, желобов срединных хребтов Сочетание вертикальных и горизонтальных движений литосферы, появление складок и разломов 2.Землетрясения Образование трещин, сдвигов, оползней Толчки и колебания поверхности, вызванные разрывами и смещениями в литосфере 3. Вулканизм II. Внешние /экзогенные/ 1. Выветривание Образование вулканов, лавовых покровов Излияния магмы на поверхность Земли Образование осыпей, "каменных рек" Разрушение горных пород 2. Действие ветра Образование песчаных гряд, барханов, дюн Перенос ветром рыхлых отложений 3. Действие воды Образование оврагов, балок, дельт рек, морен, оползней Перенос или размыв пород водой Вопросы для проверки знаний по теме "Литосфера и рельеф земли". 1. Определите соответствие между тектонической структурой и формой рельефа. Обозначьте пару цифрой и буквой. 1- Восточно-Евопейская равнина 2- Среднесибирское плоскогорье 3- Амазонская низменность 4- Великие равнины 5- Анды 6- Гималаи 7- Альпы 8- Курильский желоб 9- Перуанский желоб 10- Эфиопское нагорье а- Тихоокеанский сейсмический пояс б- Африкано-Аравийская платформа в- Русская платформа г- Альпийско-Гималайский сейсмический пояс д- Сибирская платформа е- Северо-Американская платформа ж- Южно-Американская платформа 2. Определите, какие из указанных объектов относятся к горам, а какие – к равнинам? 1- Альпы 6- Великая Китайская 2- Тибет 7- Гималаи а - равнины 3- Среднерусская 8- Скандинавские б - горы 4- Анды 9- Кавказские 5- Аравийское 10- Среднесибирское 3. Укажите характеристику срединно-океанических хребтов: а- мощные поднятия на дне океанов; б- протягиваются вдоль всех океанов; в- соединяются друг с другом; г- общая протяженность 75 тыс.км; д- являются центральной частью литосферных плит; е- сопровождаются глубокими разломами. 4. К чему привело сближение Евразийской, Аравийской и Индостанской литосферных плит? а- возникло Армянское нагорье и Кавказ; б- уничтожен древний океан Тетис; в- возникло высочайшее в мире нагорье Тибет; г- возникли горные цепи Гималаев, Памира и Каракорума. 5. Какие из следующих литосферных плит входят в состав современного материка Евразии? а- Австралийская б- Антарктическая в- Евроазиатская г- Аравийская д- Индостанская 6. Установите соответствие между платформами и формами рельефа. 1- Южно-Американская а- плоскогорье Декан 2- Индийская б- Центральные равнины 3- Китайско-Корейская в- Русская равнина 4- Восточно-Европейская г- Амазонская низм., Бразильское плоскогорье 5- Сибирская д- Великая Китайская равнина 6- Северо-Американская е- Среднесибирское плоскогорье 7. Установите взаимосвязь между возрастом и высотой горных стран: 1- Анды от 30 млн. лет до наст.времени 2- Аппалачи от 460 млн. лет до 230 млн. лет 3- Кордильеры от 160 млн. лет до 70 млн. лет а- 1000-3000 м б- более 5000 м в- 500-1000 м Практическая работа на контурной карте Выявление зависимости форм рельефа от внутреннего строения Земли. Цель работы: - продолжить работу по изучению карты мира; - научить сравнивать информацию карт разного содержания; - выявить зависимость рельефа от внтреннего строения Земли. Ход работы: 1. Подпишите самые крупные платформы /красным цветом/, используя карту в атласе "Строение земной коры". 2. Согласно "Физической карте мира", подпишите равнинные формы рельефа- низменности, равнины, плоскогорья /зеленым цветом/. 3. Сделайте вывод, зависят ли равнинные формы рельефа от внутреннего строения земной коры и как? 4. Создайте самостоятельно условные знаки и покажите на карте зависимость от строения Земли таких форм рельефа как горы. Сделайте вывод.

Вариант 1. 1. Какое утверждение о земной коре верное? а) земная кора имеет под материками и океанами одинаковое строение; б) океаническая земная кора толще, чем материковая; в) континентальная земная кора состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев горных пород. 2. Литосфера – это… а) твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии; б) твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры; в) верхняя часть мантии. 3. К внешним силам, формирующим рельеф Земли относятся: а) опускания земной коры; в) поднятия земной коры; б) вулканизм; г) работа ветра. 4. Слой атмосферы, который играет наиболее важную роль для жизни на Земле: а) стратосфера; б) тропосфера; в) мезосфера; г) ионосфера. 5. Какие данные содержит климатическая карта? а) о температурах; в) об осадках; б) о направлении ветров; г) все ответы правильные. 6. Пассаты – это: а) постоянные ветры, дующие от тропиков к экватору; б) ветры, дующие с океана на сушу летом; в) ветры, меняющие направление дважды в год. 7. Главным климатообразующим фактором является: а) количество солнечного тепла; б) количество осадков; в) географическая широта. 8. Самый южный климатический пояс Земли: а) арктический; в) экваториальный; б) антарктический; г) тропический. 9. К основным климатическим поясам относятся: а) субэкваториальный; в) тропический; б) экваториальный; г) субтропический. а) Мировой океан оказывает сильное влияние на климат Земли; б) течения в Мировом океане возникают из-за рельефа дна; в) в Мировом океане живые организмы распространены неравномерно; г) температура воды в Мировом океане увеличивается от экватора к полюсам. 11. Смена природных зон в горах от подножия к вершине называется: а) природный комплекс; в) оледенение; б) высотная поясность; г) биологический круговорот. 12. В условиях низких температур формируется природная зона: а) тайги; в) смешанных лесов; б) саванн и редколесий; г) влажных экваториальных лесов. 13. Установите соответствие: 1) страна-материк; а) Ватикан; 2) самое большое число жителей; б) родина человечества; 3) «карликовая страна»; в) Австралия; 4) Юго-восток Африки. г) Китай. а) Африка, Австралия; б) Турция, Франция; в) Америка, Россия. 15. Установите соответствие: 1) платформа; а) низкие и средневысотные горы; 2) область древней складчатости; б) равнины; 3) сейсмический пояс; в) высокие горы; 4) область новой складчатости. г) границы литосферных плит.

Тест по разделу «Главные особенности природы Земли». Вариант 2. 1. Какое утверждение о литосфере верно? а) землетрясения чаще всего происходит на платформах; б) материковая земная кора более мощная, чем океаническая; в) по границам литосферных плит возвышаются горы; г) большинство вулканов находится на границах литосферных плит. 2. Какие силы формируют рельеф? а) внутренние силы; б) внешние силы; в) внутренние и внешние силы одновременно. 3. Основной причиной землетрясений является: а) влияние активной деятельности людей; б) воздействие космических сил; в) движение земной коры. 4. Линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами: а) изотерма; б) изобара; в) изобата; г) изогипса. 5. Температура воздуха уменьшается от экватора к полюсам, так как изменяется: а) угол падения солнечных лучей; в) толщина тропосферы; б) состав воздуха; г) направление постоянных ветров. 6. Сколько климатических поясов выделяется на поверхности Земли: а) 7; б) 10; в) 13; г) 15. 7. Главная причина, от которой зависит количество тепла и света, поступающего на Землю: а) географическая широта; в) направление ветров; б) рельеф местности; г) высота местности. 8. Самый северный климатический пояс Земли: а) арктический; в) субарктический; б) антарктический; г) умеренный. 9. К переходным климатическим поясам относятся: а) субантарктический; в) тропический; б) умеренный; г) субэкваториальный. 10. Выберите правильные утверждения: а) океан накапливает и отдает атмосфере тепло; б) лед образуется на всей поверхности Мирового океана; в) изучение Мирового океана важно для человечества; г) на очень больших глубинах в Мировом океане нет живых организмов. 11. Природные зоны сменяют друг друга на поверхности Земли из-за: а) деятельности людей; в) движения воздушных масс; б) разного количества тепла и влаги; г) рельефа. 12. Самая богатая по числу видов растений и животных природная зона: а) лесостепей и степей; в) смешанных лесов; б) влажных экваториальных лесов; г) тайги. 13. Установите соответствие: 1) буддизм; а) этнос; 2) народ; б) высокая плотность населения; 3) Южная Азия; в) комплексная карта; 4) деятельность людей. г) религия. 14. Выберите пары, которые являются государствами (странами): а) Европа, Китай; б) Северная Америка, Австралия; в) Великобритания, Канада. 15. Установите соответствие «климатический пояс – его характеристика»: 1) экваториальный; а) мало осадков, высокие температуры; 2) умеренный; б) жарко, есть сухой и влажный сезоны; 3) тропический; в) выражены все сезоны года; 4) субэкваториальный. г) влажный и жаркий климат.

ОТВЕТЫ:

Вариант 1. 1. в 2. а 3. г 4. б 5. г 6. а 7. в 8. б 9. б, в 10. а, в 11. б 12. а 13. 1 – в; 2 – г; 3 – а; 4 - б 14. б 15. 1 – б; 2 – а; 3 – г; 4 - в

Вариант 2. 1. б 2. в 3. в 4. а 5. а 6. в 7. а 8. а 9. а, г 10. а, в 11. б 12. б 13. 1 – г; 2 – а; 3 – б; 4 - в 14. в 15. 1 – г; 2 – в; 3 – а; 4 - б

Контрольная работа

7 класс, 1 вариант

1. Если рельеф территории равнинный, то в её основании, как правило, расположена:

2. Складчатым областям соответствует форма рельефа - . . .

3. Выберите название слоя, отличающего материковую земную кору от океанической:

а) осадочные породы, б) гранитный слой, в) базальтовый слой

4. Укажите ошибочный вариант ответа. На климатических картах с помощью условных знаков показаны:

а) стрелками – направление ветров

б) изотермами – среднегодовые температуры

в) окраской – годовое кол-во осадков

г) цифрами – угол падения солнечных лучей

5. Где на Земле находятся области низкого давления?

а) на экваторе, в умеренных широтах

б) в умеренных и тропических широтах

в) у полюсов

6. К основным климатическим поясам относятся:

а) субэкваториальный, б) экваториальный, в) тропический, г) субтропический.

7. Для какого климатического пояса характерны нисходящие потоки воздуха, жаркое лето, очень малое количество осадков в течение года?

а) для тропического, б) для экваториального в) для умеренного, г) для арктического.

8. При движении от полюсов к экватору количество солнечного тепла, получаемого территорией:

а) увеличивается; б) не изменяется; в) уменьшается.

9 . Повышенное атмосферное давление возникает тогда, когда воздух:

а) поднимается, б) опускается, в) движется горизонтально.

10 . К постоянным ветрам относятся:

а) западные ветры и пассаты; б) пассаты и бризы; в) бризы и западные ветры.

11 . Максимальное количество осадков выпадает:

а) на экваторе в) в районе Северного полюса

б) на полюсах г) в районе Южного тропика.

12 . Сезонная смена воздушных масс характерна для климатических поясов:

в) субэкваториального и арктического

13. Чем севернее, тем теплее – такое распределение температуры в целом характерно:

14. От чего зависит температура океанической воды?

15. Какова роль атмосферы в жизни Земли?

Контрольная работа

по теме: «Главные особенности природы Земли»

7 класс, 2 вариант

1. Если рельеф территории горный, то в её основании, как правило, расположена:

а) складчатая область, б) платформа.

2. Пограничные области между литосферными плитами - . . .

3 . Мощность земной материковой коры больше, т.к. в ее состав входит:

а) слой осадочных горных пород, б) гранитный слой, в) базальтовый слой

4. Укажите ошибочный вариант ответа. На формирование климата любой территории Земли оказывает влияние:

а) географическая широта, в) воздушные потоки,

б) географическая долгота, г) подстилающая поверхность

5. Где на Земле находятся области высокого давления?

а) на экваторе, б) в умеренных широтах, в) в тропических широтах, г) у полюсов

6. К переходным климатическим поясам относятся:

а) субэкваториальный, б) экваториальный, в) тропический, г) субтропический

7. Для какого климатического пояса характерны восходящие потоки воздуха, воздух содержит большое количество водяного пара. При его охлаждении образуются мощные облака и выпадают осадки в виде дождя:

а) для тропического, б) для экваториального, в) для умеренного

8 . Повышенное атмосферное давление господствует в течении года:

а) в тропических и экваториальных широтах,

б) в умеренных и антарктических широтах,

в) в экваториальных и умеренных широтах,

г) в антарктических и тропических широтах.

9 . Чем южнее, тем теплее – такое распределение солнечного тепла характерно:

а) для Северного полушария, б) для Южного полушария, в) для обоих полушарий.

10 . К постоянным ветрам атмосферы Земли относятся:

а) пассаты и муссоны,

б) муссоны и западные ветры умеренных широт,

в) западные ветры умеренных широт и северо – восточные ветры.

11 . Распределение и направление постоянных ветров по земной поверхности не зависит:

а) от годового количества осадков,

б) о распределения поясов атмосферного давления,

в) от отклоняющего действия вращения Земли.

12 . Наименьшее количество осадков характерно:

а) для экваториальных широт, б) для умеренных широт, в) для арктических широт.

13 . Отсутствие сезонной смены воздушных масс характерно для климатических поясов:

а) умеренного и субтропического;

б) субтропического и субэкваториального;

в) субэкваториального и арктического;

г) арктического и антарктического.

14. От чего зависит соленость океанической воды?

15. Какова роль океана в жизни Земли?


7 КЛАСС КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

ВАРИАНТ 1

Часть 1

А1. Где земная кора имеет наибольшую толщину?

1) На Западно-Сибирской равнине 2) В Гималаях 3) На дне океана 4)В Амазонской низменности

А2. Сейсмические пояса Земли образуются:

    На границах столкновения литосферных плит;

    На границах столкновений и разрыва литосферных плит;

    В областях с наибольшей скоростью перемещения литосферных плит.

А3. Какие данные содержит климатическая карта?

    Данные о температуре воздуха и осадках;

    Данные об атмосферном давлении и ветрах;

    Все ответы верны.

А4. Как называется линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами?

    Изотерма;

    Изобара;

    Изохронна;

    Изогипса.

А5. Что прежде всего влияет на образование различных поясов атмосферного давления у поверхности земли?

    Рельеф;

    Неравномерный нагрев океана и суши;

    Неравномерное распределение солнечного тепла в зависимости от широты;

    Вращение Земли.

А6. Какой из перечисленных ниже процессов не является проявлением внутренних сил?

    Процесс внедрения мантии в земную кору;

    Процесс сотрясения земной коры.

А7. К активизированным участкам земной коры относятся:
1 ) Платформы;

А8. Если рельеф территории равнинный, то в основании находится:

Часть 2.

В1. Определите тип климата по описанию: Здесь преобладает пониженное атмосферное давление. Вследствие высокого положения Солнца над горизонтом здесь весь год высокие температуры воздуха. В связи с преобладанием восходящих токов в этом климате выпадает большое количество осадков в течение всего года. На каких материках представлен этот тип климата?

Часть 3

С1. От чего зависит соленость океанических вод? Укажите не менее двух причин.

7 КЛАСС КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

ВАРИАНТ 2

Часть 1

А1. Где земная кора имеет наименьшую толщину?

1) В Кордильерах 2) В Гималаях 3) На дне океана 4)В Амазонской низменности

А2. Поверхностные течения Мирового океана зависят от:
1) Рельефа дна океана; 2) Постоянных ветров Земли; 3) Приливов и отливов; 4) Рельефа суши.

А3. На каких картах можно обнаружить зависимость рельефа от особенностей земной коры?

    Физической карте мира и карте «Строение земной коры»;

    Карте «Строении земной коры» и карте природных зон;

    Геологической карте и карте природных зон.

1)Изотермы;

    Изолинии;

    Стрелки;

    Изогипсы.

А5. Почему Африка – самый жаркий материк?

    Большая часть Африки расположена между тропиками;

    Здесь расположены крупнейшие пустыни мира;

    Африку омывает самый теплый океан Земли – Индийский.

А6. Какой из перечисленных ниже процессов не является проявлением внешних сил?

    Процесс поглощения солнечной энергии Землей;

    Процесс движения литосферных плит;

    Ветровая эрозия;

    Процесс образования оврагов.

А7. К устойчивым участкам земной коры относятся:
1 ) Платформы;

2) Области новой складчатости (молодые горы);

3) Области древней складчатости (старые горы).

А8. Если рельеф территории горный, то в основании находится:

1) Складчатая область; 2) Платформа.

Часть 2.

В1. Определите тип климата по описанию: температура января -10 0 …-15 0 С, температура июля +20 0 … +25 0 С. Осадки выпадают в течение всего года, но с летним максимумом. Годовая сумма осадков 250-300 мм. На каких материках представлен этот тип климата?

Часть 3

С1. В пределах Тихоокеанского вулканического кольца находится 80% всех современных действующих вулканов. Чем это можно объяснить? Укажите не менее двух причин.

Источники материала:

    ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: География: 9 класс: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт-сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 89 с.

    ЕГЭ 2010. География. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авторы –сост. В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Эксмо, 2010. – 224 с.

    Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2005. – 288 с.

    Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ: 2008: География / авт.-сост. Ю.А. Словьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.