Каменная оболочка Земли - земная кора — прочно скреплена с верхней мантией и образует с ней единое целое - . Изучение земной коры и литосферы позволяет учёным объяснять процессы, происходящие на поверхности Земли, и предвидеть изменения облика нашей планеты в будущем.

Строение земной коры

Земная кора, состоящая из магматических, метаморфических и осадочных горных пород, на материках и под океанами имеет разную толщину и строение.

В континентальной земной коре принято выделять три слоя. Верхний - осадочный, в котором преобладают осадочные породы. Два нижних слоя условно называют гранитным и базальтовым. Гранитный слой состоит преимущественно из гранита и метаморфических горных пород. Базальтовый слой - из более плотных пород, сравнимых по плотности с базальтами. Океаническая кора двухслойная. В ней верхний слой - осадочный - имеет небольшую мощность, нижний слой - базальтовый - состоит из горных пород базальтов, а гранитный слой отсутствует.

Мощность континентальной коры под равнинами составляет 30 50 километров, под горами - до 75 километров. Океаническая кора намного тоньше, её мощность от 5 до 10 километров.

Кора есть на других планетах земной группы, на Луне и на многих спутниках планет-гигантов . Но только Земля обладает корой двух типов: континентальной и океанической. На других планетах в большинстве случаев она состоит из базальтов.

Литосфера

Каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, называется литосферой. Под ней находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по этому слою. Мощность литосферы в разных областях Земли изменяется от 20 до 200 километров и более. В целом под континентами она толще, чем под океанами.

Учёные установили, что литосфера не монолитна, а состоит из . Они отделены друг от друга глубокими разломами. Выделяют семь очень крупных и несколько более мелких литосферных плит, которые постоянно, но медленно перемещаются по пластичному слою мантии. Средняя скорость их движения около 5 сантиметров в год. Некоторые плиты полностью океанические, но большинство имеют разные типы земной коры.

Литосферные плиты движутся относительно друг друга в разных направлениях: или отодвигаются, или, наоборот, сближаются и сталкиваются. В составе литосферных плит перемещается и их верхний «этаж» - земная кора. Благодаря движению литосферных плит меняется расположение на поверхности Земли материков и океанов. Материки то сталкиваются между собой, то отодвигаются друг от друга на тысячи километров.


Атмосфера Гидросфера Литосфера Ближайшая к Земле атмосфера, это воздушное пространство вокруг Земли. Атмосфера состоит из азота, кислорода, водяных паров и незначительного количества других газов. Благодаря атмосфере на нашей планете возникла жизнь. Растениям, животным и человеку для дыхания необходим кислород, который они получают из атмосферы. Моря, океаны, реки, озера, водохранилища, ледники образуют гидросферу прерывистую водную оболочку Земли. Без гидросферы жизнь на нашей планете была бы невозможна (тело человека на 65% состоит из воды!). Литосфера это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой.









В природе минералы встречаются и в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами. Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным или в полоску из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы


Минерал агат красивый поделочный камень, он считается полудрагоценным. Агат бывает голубовато- серым, темно-серым, белым. Уголь, как оказалось, родной брат блестящего драгоценного алмаза. Алмаз самое твердое вещество в мире. Красные кристаллы минерала гранат. Прозрачные кристаллы гранатов являются драгоценными камнями. Они обладают высокой твердостью, поэтому часто используются как абразивы (шлифовальные материалы). Люди научились синтезировать этот минерал.


Минерал сапфир драгоценный камень, давно использующийся в качестве украшений. Получают также синтетический бесцветный сапфир, кристаллы которого используются в микроэлектронике, инфракрасной технике и др. областях. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет. В соединении с кислородом кремний образует кварц самый распространенный минерал на Земле. К разновидностям кварца относятся всеми любимые полудрагоценные камни горный хрусталь, аметист, дымчатый топаз (раухтопаз), морион, халцедон, авантюрин, яшма, агат.


Группы по условиям их образования При извержении из недр Земли расплавленных горных пород образуются магматические породы. Это гранит, андезит, базальт, габбро, перидотит. Раскаленная масса поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает. Иногда расплавленные породы изливаются на поверхность Земли в виде лавы (при извержениях вулканов) и также застывают. 1. Магматические Гранитный массив. Горная порода гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Отвесная горная стена, сложенная магматической горной породой базальт. Базальт черного цвета. Базальты также занимают огромные площади дна океанов. Это ценный строительный и облицовочный материал.


2. Осадочные Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы. Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей. Это процесс очень длительный и непрерывный, поэтому на уже осевшие обломки и частицы постепенно наносятся следующие слои, под тяжестью которых нижние слои уплотняются. Образуются известняк, песчаник, гипс, глина, гравий, торф, уголь, нефть. Мелкие обломки кварца превращаются в песок строительный материал и сырье для стекла. Количество песка в мире огромно. И широко его применение. Каменный уголь важное полезное ископаемое. Используется в качестве топлива.


3. Метаморфические Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы метаморфические. Таким способом из мягкого и рыхлого известняка образуется твердый мрамор, железная руда, сланцы. мрамор Железная руда сланцы


1. Строительство дорог, домов (гравий, песок, глина, известняк) 2. Украшение зданий, станций метро, изготовление памятников (мрамор, гранит, лабрадор) 3. Медицина (алмазная пыль, тальк) 4. Декоративные предметы и украшения 5. Искусство (природные красители – охра, киноварь, графит) 6. Изготовление посуды (глина, кварцевый песок) 7. Пища (галит – поваренная соль) 8.Сельское хозяйство (минеральные удобрения)

18 Литосфера – каменная оболочка Земли, включающая земную кору и часть верхней мантии, простирается до астеносферы и имеет мощность 150-200 км. В строении Л выделяют 3 основных слоя; з.кору, мантию и ядро. ЗК - самая верхняя из твёрдых оболочек Земли, отличающаяся составом и низкой плотностью горных пород. Ее нижн. границей считается граница Мохо (Мохоровичича).ЗК состоит из: кислрода, кремния, алюминия, железа, кальция, натрия, калия, магния. Различают 2 осн. типа земной коры: материковую (обычно имеет мощность 35-45 км, в областях горных стран - до 70 км) и океаническую (имеет толщину 5-10 км (вместе с толщей воды - 9-12 км)). Материк. зк состоит из 3 слоев: осадочный, гранитный (гранитно-гнейсового состава) и базальтовый (базальты и габбро). Океанская зк 2 слойная: Осадочный (морские осадки) и базальтов (преимущ. габбро). Мантия - оболочка лит-ры Земли, расположенная между земной корой и ядром Земли. От земной коры её отделяет граница Мохо, от ядра Земли мантию отделяет поверхность (на глубине около 2900 км). М. З. делится на нижнюю и верхнюю мантию. Последняя, в свою очередь, делится (сверху вниз) на субстрат, слой Гутенберга и слой Голицына. Внутри мантии на глубине 100-250 км под континентами и 50-100 км под океанами начинается слои повышенной пластичности в-ва, близкого к точке плавления, так называемая мантия - астеносфера. Подошва астеносферы находится на глубинах порядка 400 км. Ядро находится на глубинах от 2900 до 6371 км, радиус ядра около 3470 км. Состоит ядро, вероятно, из железо-никелевого сплава (90% железа, 10% никеля). По разным оценкам температура ядра составляет от 4000 до 7000 °С. Тектоносфера, внешн обол Земли, охватывающ земную кору и верхнюю мантию, основная область проявления тектонических и магматических процессов. Для нее хар-на вертикальная и горизонтальная неоднородность физ св-тв и состава слагающих ев пород. Геодии-ка- -отрасль геол-ии, изуч-я силы и процессы в коре, мантии и ядре З.и, обусл-щие глубинные и поверхностные дв-я масс во времени и пр-ве. Геодин исп магнитометрич, сейсмометрич, гравиметрич и др данные, а также геологическое моделир-е и геохимич хар-ки. Г-ка лежит в основе тектоники лит.плит (Новая глобальная тектоника). Нелинейная г-ка изучает явл и процессы, связанные как с нерегулярными, хаотическими и другими импульсами в земных глубинах, так и с возд-ми внеземных факторов (дв-е комет, падение метеоритов и др.). Фиксизм (от лат. fixxis - твердый, неизменный, закрепленный), одно из двух напр-ий в тектонике, исходящее из представлений о незыблемости (фиксированности) пол-я континентов на пов-ти Земли и о решающей роли вертикально направленных тектоштч дв-ий в развитии з.к.. Ф. являлся одним из ведутц направлений в геологии до сер 60-х гг. 20 в., кгд получили развитие положения моб-зма. Сторонники Ф,(В. В. Белоусов, амер. учвный X. О. Мейерхоф и др.) отрицают положение мобилизма о возм-ти горизонтальных перемещений крупных плит литосферы; допускаются лишь незначительные (до нескольких десятков км) горизонтальные перемещ-я сравнительно небольших уч-ков з.к. по надвигам (шарьяжам) и сдвигам, вызываемые возд-ем вертикальных дв-ий. Составная часть концепции Ф- предст-е о форм-ии океанических впадин в рез-те опускания з.к без значительного растяжения, с преобразованием материковой коры в более тонкую океаническую. Мобн.ппч (от лат. mobilis - подвижной) гипотеза, предполагающая большие (до нескольких тыс. км) горизонтальные перемещения: материковых глыб земной коры (литосферы) относительно друг друга и по отношению к полюсам в течение геологического времени. Предпол-я о подв-ти материков начали выск-ся ещё в 19 в., но научно разработанная r-за М. была сформ-на впервые в1912 нем.геофизиком А. Вегенером (Th, дрейфа материков). Л. разбита глубинными разломами на крупные блоки – лит-ые плиты, они движутся в гориз. направлении со сред. скоростью 5 -10 см в год; 7 плит: Евразийская, Тихоокеанская, Африканская, Индийская, Антарктическая, Североамериканская, Южноамериканская. Под литосферой астеносфера - размягченная оболочка служит пластичной подстилкой, ктр позвол жестким литосферным пл передвигаться и скользить в горизонтальных направлениях относительно более глубоких недр Земли. Вместе с литосферными плитами передвиг-ся (дрейфуют) находящиеся на них континенты. Там, где две соседние плиты расходятся, открывающееся простр-во заполняется за счет подъема расплавленного глубинного вещества, происходят обр-е и разрастание океанической литосферы, ее спрединг. Процессы спр. локализуются, гл.обр., в пределах Срединно-океанич хребтов и ф-ют океанич кору, поэтому в этих р-ах она относ-о молодая.На границе, где две литосферные плиты сходятся, одна из них (тяжелая океаническая плита) пододвигается под другую и наклонно уходит на глубину в размягченное вещество астеносферы - происходит ее субдукция. К зонам субдукции приуроч б-во землетр-й и мн-во вулканов. Геоморфологич выражениемзон субд явл глубоководные желоба. Аккреция (от лат. accretio приращ-е, увел-е), падение в-ва на космич тело под д-м сил тяготения, сопровожд-ся выд-ем гравитационной Е. В фазу аккреции 3. приобрела приблизительно 95% современной массы, на что потребовалось 17 млн. лет. С окончания эт фазы 3. считают вступившей в этап планетарного разв-я. Коллизия- это столкновение континентальных плит, которое всегда приводит к смятию коры и образованию горных цепей. Пр, является Алышйско-Гималайский горн пояс, образовав-ся в рез-те закрытия океана Тетис и столкновения с Евразийской плитой Индостана и Африки. Рельеф - совокупность неровностей (форм) земной поверхности определенного геологического строения. Р. обр-ся в рез-те сложного взаимодействия ЗК с водной и возд. оболочками, жив. организмами и человеком. Р. состоит из: форм – отдел. неровностей, предстваляющих собой трехмерные тела, занимающие определенный объем (холм, овраг). Тип Р. – комплекс форм, имеющих общность происхождения и закономерно повторяющиеся на определенной терр-ии. Формы Р. бывают: 1. замкнутые (холм) или открытые (овраг); 2 . простые (небол. по размеру) или сложные (комб. простых); 3. положительные (возвыш.) или отрицательные (балка); 4. по размерам (морфометрическая): планетарные (мат. выступы, ложе океана), мегаформы (круп. впад. ложа О – Мексиканский зал., Альпы, Кавказ), макроформы (хр., впадины), мезоформы (овраги, балки), микроформы (карстовые воронки, береговые валы), наноформы (луговые кочки). Генетическая класс-ия ФР (герасимова, Мещерякова): 1. Геотектура – круп. форма рельефа созданная процессом планетарного хар-ра: космическими и эндогенными процессами (мат. выступы, ложе О., переходные зоны, срединно-океанические хр.). 2.Морфостр-ра – круп. ФР, образованная эндо и экзогенными процессами с преобл. эндо (горы, рав-ны). Морфоскул-ра – форма рельефа, которая обр-ся экзогенными процессами (речные долины, луговые кочки). Процессы рельефообразования: Эндогенные (тектонич. движения:гориз., вертик., обр-ся складчатые (пликативные: антиклиналии(полож), синклинали (отриц)), разрывные (дизъюнктивные: рифтовые долины), инъективные (внедрение магмы) дислокаций; магматизм (батолиты, лакколиты) и вулканизм (лавовые покровы – плоскогорье Декан в Сред. Сибири); землятрясения (обр-ие трещин); экзогенные (зависят от сол. радиации – климата: флювиальные (водотоками: промоины, овраг, балка, реч. долина), эоловая (ветром: столбы, замки, дюны), криогенные (мерзлотные:курумы, пятна-медальоны), гляциальные (ледниковые: кара, карлинг, бараньи лбы), карстовые (вымывание водой гор. пород: кары, карстовые поля). Минералы и ГП, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископ-ми. В зависимости от физического состояния выделяют разные типы полезных ископаемых: твердые: различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли; жидкие: нефть, минеральные воды; газообразные: горючие газы, гелий, метан; В зависимости от использования ПИ различают следующие группы: горючие: уголь, торф, нефть, природный газ, сланцы; рудные (руды горных пород, включающие метал¬лические полезные компоненты и неметаллические) - железная руда, руды цветных металлов, графит, асбест; нерудные: песок, гравий, глина, мел, различные сопи. Отдельной группой стоят драгоценные и поделочные камни. По происх ГП делят па 3 гр: а) Магматические, обр из расплавленной магмы при ее остывании и затвердении. На глубине в земной коре магма остывает медленнее, поэтому там образуются плотные горные породы с крупными кристаллами. Их называют глубинными магматическими породами, к ним относится, гранит. В гранитном слое содержится разнообразно цветных, драгоценных и редких металлов. Если магма издав на пов-ть, она застыв оч быстро, при этом обр-ся только мельчайш кристаллы, ктр иногда трудно разглядеть невооруженным глазом, и порода выглядит однородной. Эти образовавшиеся г.п обычно плотные, твердые, тяжелые. Пр, базальт. Изливаясь по трещинам, магма создает обширные базальтовые покровы. Наслаиваясь одни па другой, они образуют ступенчатые возвышенности -траппы. б)Осадочные горные породы. обр только на поверхности земной коры в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и па суше. По сп-бу образования эти г.п. делятся па: - обломочные.обломки различи г.п., образование их связ с процессами, разрушающими горные породы (деятельность ветра, воды, ледника). В завис-ти от размеров эти горные породы бывают: крупные, средние, и мелкообломочные (щебень, галька, гравий, песок, глина) как стройматериалы.-хемогенные ГП образуются из водных растворов минеральных веществ. Это оседающая на дно водоемов поваренная и калийная соль, выпадающий из воды горячих источников кремнезем. Многие из них испся в хозяйстве, например, калийные соли -сырье для получения удобрений, поваренная соль исп в пищу. - органогенные к этой группе относятся осадочные породы, состоящие из останков раст и жив, накопившихся за миллионы лет на дне водоемов. Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы, известняк, мел, фосфориты. Г.п данн гр им большое практич значение в хоз-тве челка. в)Метаморфич. Попадая в ходе движения земной коры на большую глубину, осадочные и магматические горные породы могут оказаться в условиях гораздо более высокой температуры и вые давления, чем при своем образовании. В недрах 3-й они попадают и под воздействие химических растворов. Это вызывает изменение физических свойств этих горных пород (в первую очередь кристаллич структуры), меняется облик породы, по существенно не меняется ее химический состав. При этом происходит преобразование одной горной породы в другую, более стойкую и твердую: известняка - в мрамор, песчаных - в кварцит, гранита - в гнейс; глины -в глинистые сланцы. Эти новые г.п. - мегаморфич-е (греч. преображаюсь), а процесс, при котором они возникают, - метаморфизмом.

Овладевая г-г знаниями, школьники осознают роль земной коры, которая отдает человеку металлы, источники энергии, строительные материалы, она же – главный поставщик пресной воды. Знания о рельефе в школьной географии представляют собой дидактически отработанную систему представлений и понятий, законов и закономерностей, составляющих основное содержание науки геоморфологии. Формирование г-г знаний в 6, 7 и 8-м классах. Изучение рельефа в 6-м классе характеризуется рядом особенностей, обусловленных ролью начального курса физической географии в общей системе получаемых знаний. В соответствии с программой в 6-м классе предусматривается получение научных знаний о рельефе во всем их многообразии.Учащиеся получают правильное представление о рельефе и поверхности земного шара.Образ-воспит задачи:1.Сформировать у учащихся понятие «земная кора.2.Сформировать общие представления об основных типах горных пород по происхождению.3.Сформировать у ребят общие понятия «горы» и «равнины», знания об элементарной классификации этих форм рельефа по высоте, их изменение во времени, а также представления о главной причине разнообразия рельефа Земли – постоянном взаимодействии внутренних и внешних процессов.4.Сформировать представление о рельефе своей местности как составной части земной коры. Тема: «Литосфера». Начинается рассмотрение внутреннего строения земного шара (понятий о земном ядре, мантии и земной коре), процессов, происходящих в недрах Земли, пород, слагающих земную кору. Далее изучаются эндогенные процессы – извержения вулканов и горячие источники, землетрясения, медленные колебания суши. Знания об эндогенных процессах необходимы для понимания генезиса рельефа и горообразования. В процессе изучения общих понятий учащимся сообщается определенный, установленный программой, минимум названий географических объектов, которые они должны знать и уметь находить на географической карте. Эти географические объекты нужны для конкретизации общих понятий и используются для формирования у учащихся умений давать описание горы, равнины по типовому плану на основе физической карты. Важной задачей темы «Литосфера» является развитие знаний учащихся о рельефе своей местности. Наряду с формированием новых общих понятий значительное внимание уделяется практическим работам. Все эти знания используются как опорные при формировании общих понятий. Формирование геолого-геоморфологических понятий в 7-м классе. В процессе изучения географии материков продолжается дальнейшее развитие знаний о рельефе. Углубляются усвоенные в 6-м классе понятия о рельефе. Учащиеся получают новые знания о структурных элементах земной коры и знакомятся с тектоническими картами. Совершенствуются также знания и навыки в чтении рельефа по карте. В 7-м классе очень важно учить школьников устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. Вместе с тем большую роль играют сравнения. Включение новых вопросов по геоморфологии позволяет учащимся на конкретных примерах убедиться в том, что рельеф все время изменяется и современное строение поверхности является результатом непрерывного и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли, что на современный рельеф оказывает большое влияние история развития материков, что размещение полезных ископаемых отличается определенной закономерностью. Формирование геолого-геоморфологических понятий в 8-м классе В 8-м классе продолжается дальнейшее развитие понятия о рельефе и факторах рельефообразования. Научные знания о рельефе в курсе физической географии России формируются в процессе изучения темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые». И при рассмотрении природных условий территорий России. Формирование крупных элементов рельефа генетически неразрывно связано с ходом исторического развития земной коры. В связи с этим сведения из геологии, которые учащиеся усваивают в 8-м классе, имеют первостепенное значение для понимания основных закономерностей, имеющих место в происхождении и развитии крупных форм поверхности земного шара. В содержании темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» в качестве стержневых понятий выделяют основные геологические структуры: платформа и геосинклиналь разного возраста, взаимосвязи и взаимоотношения между ними. Остальные понятия, в том числе понятия о рельефе, рассматриваются в связи с основными структурными элементами земной коры. Понятия о геосинклиналях и соответствующих им формам рельефа впервые рассматривается в 8-м классе. В процессе изучения темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» рассматривается в основном генетическая обусловленность крупных форм рельефа: элементов геотекстуры и морфоструктуры. Для правильной организации учебного процесса при изучении геолого-геоморфологических вопросов в 8-м классе необходимо учитывать, что из теоретических и фактических знаний по этим вопросам твердо усвоено учащимися в предшествующих классах. При изучении рельефа отдельных территорий России знания учащихся о происхождении и развитии крупных форм рельефа закрепляются и углубляются. Вместе с тем большой удельный вес принадлежит установлению закономерностей размещения и развития мелких форм, происхождение которых обусловлено деятельностью внешних факторов рельефообразования.

Как часто в поисках ответов на свои вопросы, о том, как устроен мир, мы смотрим вверх на небо, солнце, звезды, заглядываем далеко-далеко за сотни световых лет в поисках новых галактик. А ведь, если посмотреть под ноги, то под ногами существует целый подземный мир из которого состоит наша планета - Земля!

Недра Земли это тот самый загадочный мир под ногами, подземный организм нашей Земли, на которой мы живем, строим дома, прокладываем дороги, мосты и многие тысячи лет осваиваем территории родной планеты.

Этот мир - тайные глубины недр Земли!

Строение Земли

Наша планета относится к планетам земной группы, и так же, как и другие планеты, состоит из слоёв. Поверхность Земли состоит из твердой оболочки земной коры, глубже находится крайне вязкая мантия, а в центре расположено металлическое ядро, которое состоит из двух частей, внешняя - жидкая, внутренняя - твердая.

Интересно, многие объекты Вселенной настолько хорошо изучены, что о них знает каждый школьник, в космос на далекие сотни тысяч километров отправляются космические аппараты, но в самые глубинные недра нашей планеты по прежнему забраться остается непосильной задачей, поэтому то что находится под поверхностью Земли по прежнему остается большой загадкой.

§ 13. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли

Вспомните

  • Какие внутренние оболочки Земли выделяются? Какая из оболочек самая тонкая? Какая оболочка самая большая? Как образуются гранит и базальт? Каков их внешний вид?

Земная кора и ее устройство. Земная кора - самая верхняя каменная оболочка Земли. Она состоит из магматических, метаморфических и осадочных горных пород. На материках и под океанами она устроена по-разному. Поэтому различают континентальную земную кору и океаническую земную кору (рис. 42).

Они отличаются друг от друга по толщине и по строению. Континентальная кора более мощная - 35-40 км, под высокими горами - до 75 км. Она состоит из трех слоев. Верхний слой - осадочный. Он сложен осадочными породами. Второй и третий слои состоят из разнообразных магматических и метаморфических пород. Второй, средний слой, условно называют «гранитным», а третий, нижний - «базальтовым».

Рис. 42. Строение континентальной и океанической земной коры

Океаническая кора намного тоньше - от 0,5 до 12 км - и состоит из двух слоев. Верхний, осадочный слой, сложен осадками, покрывающими дно современных морей и океанов. Нижний слой состоит из застывших базальтовых лав и называется базальтовым.

Континентальная и океаническая кора на поверхности Земли образуют гигантские ступени разной высоты. Более высокие ступени - это материки, поднимающиеся выше уровня моря, более низкие - дно Мирового океана.

Литосфера. Как вы уже знаете, под земной корой располагается мантия. Слагающие ее породы отличаются от горных пород земной коры: они более плотные, тяжелые. Земная кора прочно скреплена с верхней мантией, образуя с ней единое целое - литосферу (от греч. «литое» - камень) (рис. 43).

Рис. 43. Соотношение литосферы и земной коры

Рассмотрите соотношение между земной корой и литосферой. Сравните их толщину.

Вспомните, почему в мантии есть слой пластичного вещества. Определите по рисунку глубину, на которой он залегает.

Найдите на рисунке границы раздвижения и границы столкновения литосферных плит.

    Литосфера - твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Под литосферой находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по нему. При этом она перемещается в разных направлениях: поднимается, опускается и скользит горизонтально. Вместе с литосферой перемещается и земная кора - внешняя часть литосферы.

Рис. 44. Основные литосферные плиты

Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки - литосферные плиты (рис. 44). Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких. Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой. Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других - сталкиваются друг с другом.

Вопросы и задания

  1. Какие два вида земной коры вы знаете?
  2. Чем литосфера отличается от земной коры?
  3. На какой литосферной плите вы живете?