Елена Омелина
Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования . На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений . Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования , которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования , исключая дошкольное , установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) .

ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ , условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам , что присутствует в стандарте начального общего образования .

Существуют распространенные в отечественном образовании понятия стратегий развития образовательных учреждений : 1. Стратегия локальных изменений, предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельных участков жизни образовательных учреждений . эти изменения осуществляются независимо друг от друга по своим планам и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволят образовательному учреждению сделать шаг вперед. 2. Стратегия модульных изменений, предполагает осуществление нескольких комплексных нововведений , которые не связываются между собой, хотя внутри модуля могут предполагать необходимость координации действий многих исполнителей. 3. Стратегия системных изменений - предполагает полную реконструкцию образовательного учреждения , затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т. д., все структуры, связи, звенья, участки. Такая стратегия осуществляется, как правило, при изменении прежнего статуса образовательных учреждений , при превращении их в новое образовательное учреждение .

Обновление технологий организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ усложнено недостаточно разработанными научно основаниями использования образовательных технологий в развитии субъектного опыта и интегративных качеств дошкольника . Вопросы технологий обучения в дошкольном образовании довольно слабо освещены во многих учебниках дошкольной педагогики , в том числе - в опубликованных в последние годы. В то же время еще в "Концепции содержания непрерывного образования " (дошкольное и начальное звено , утвержденной ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня 2003г ., отмечалось : ". воспитатели в дошкольных учреждениях недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются "школьные" технологии : фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения знаниям и умениям и др. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, "овзросление" дошкольного образования ".

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие» , но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников . Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника . Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно , положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

В ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы, которые включают комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса , обеспечивающее возможности : построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; организации разнообразной игровой деятельности; использования образовательных технологий деятельностного типа.

Таким образом , можно утверждать, что знание современных технологий дошкольного образования необходимо каждому педагогу ДОУ - члену методического объединения.

Помимо этого, мы можем также сослаться на еще один документ, определяющий и должностные обязанности, и вопросы профессиональной компетентности любого педагога ДОУ (независимо от его аттестации на ту или иную категорию и независимо от стажа работы): Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования " (Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010г. № 761н, в котором сказано : Воспитатель (включая старшего) должен знать : приоритетные направления развития образовательной системы РФ ; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность ; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Таким образом , одной из задач методической службы ДОУ может стать работа по ознакомлению педагогов с достаточно разнообразным спектром технологий обучения, применяемых в дошкольном образовании .

Обновление системы оценки качества дошкольного образования опирается на ориентиры качества современного дошкольного образования . В их основе лежит как ориентир "социальный портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения " (6,5-7 лет) . В ФГТ определены конкретные характеристики и 35 качеств личности, желательные для идеального социального портрета ребенка-дошкольника (6,5-7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования . В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании) .

Результат освоения ООП ДО - конечный итог, следствие воспитательно-образовательной деятельности ДОУ :

1. Текущие (промежуточные) результаты освоения программы - качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования . оценка которых осуществляется с определенной периодичностью; знания, умения и навыки, способы овладения ребенком той или иной деятельностью;

2. Итоговый результат освоения прогаммы - физическая и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования .

Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания, в том числе его морально-нравственное развитие.

Физические качества - качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др., а также антропометрические и физиометрические показатели.

Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Знания. умения. навыки - средства, способствующие развитию ребенка, т. е. способствующие развитию у него новых качеств.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования . Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением .

В работах известных современных исследователей Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой обозначены основные направления совершенствования качества образовательного процесса в ДОУ :

1. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами , детьми и родителями;

2. Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы на каждом этапе образовательного процесса ;

3. Совершенствование системы отношений между компонентами образовательного процесса .

Несмотря на наличие примерных образовательных программ дошкольного образования , ФГТ и других нормативных и методических документов, обеспечивающих внедрение ФГТ в практику работы ДОУ, остается актуальной задача наполнения реальным содержанием и инструментарием систем оценки качества дошкольного образования .

Внедрение ФГТ и решение новых задач требует соответствующего научно-методического сопровождения. Нормативно-правовая база для обновления содержания дошкольного образования постепенно совершенствуется и развивается в направлении упорядочения государственных требований и модернизации привычного содержания и обучения, приведения его в соответствие с главными "вызовами эпохи". Однако практика работы с педагогами ДОУ показывает, что до сих пор научно- и учебно-методическое обеспечение современного дошкольного образования мало известно .

Таким образом , существует необходимость разработки системы методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГТ к структуре ООП ДО.

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного образования

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, как условие совершенствования качества образования в современной дошкольной образовательной организации»

Тема: «Модернизация содержания дошкольного образования в условиях

реализации ФГОС ДО »

Выполнена: Зайцевой Людмилой Михайловной,

воспитателем первой квалификационной

Руководитель:

Литвинова Р.М, к.п.н., доцент кафедры

дошкольного образования СКИРО ПК и ПРО

заслуженный учитель РФ. руководитель

кафедры дошкольного образования

г. Ставрополь, 2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Социально – экономические изменения, которые происходят в нашей стране в последние десятилетия, не могли не затронуть образование. В системе отечественного дошкольного образования, также произошли радикальные изменения. Модернизацию образования требует сама жизнь. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов.

В чем заключается модернизация дошкольного образования?

    удовлетворенность населения качеством дошкольного образования,

    обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

    внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

    создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

    Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, установлены федеральные государственные образовательные стандарты

(ФГОС).

I Глава. ФГОС в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования. Вариативность дошкольного образования как обязательное условие его гуманитарности достигается через: общеразвивающие детские сады; развиваются семейные группы, негосударственные дошкольные образовательные учреждения (в сфере дошкольного образования увеличивается численность индивидуальных предпринимателей). В данном случае обновление содержания образования происходит за счет предоставления дошкольникам и их родителям возможности выбора соответствующего вида дошкольного образовательного учреждения.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

    полноценного проживания ребенком всех этапов детства

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

    признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта

Меняется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто посторонними наблюдателями.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, и другие Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

В детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются требования к результатам освоения программы.

В ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются требования к предметно-развивающей среде. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Также обозначены основные направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

II Глава. Подготовка базового ДО в работе стажировочной площадке

Модернизация системы дошкольного образования выполняет одну из главных задач - положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. направлена на обновление Российского дошкольного образования, в которой запланировано новое качество образовательных результатов. Проследим поэтапное развитие системы дошкольного образования в Ставропольском крае.

26 сентября 2011 года №867-пр Министерством образования Ставропольского края муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» №53 «Солнышко» утверждено базовой площадкой для проведения практической части в рамках федеральной стажировочной площадки по направлению "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования". В рамках базовой площадки детский сад будет отрабатывать проект в течение 2011-2013 года по теме: « Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования на основе программно - целевого подхода темой, как и полагается, созвучной с основным направлением стажировочной площадки Ставропольского краевого института развития образования. Целью данной темы является взаимодействие дошкольного учреждения и органов местного самоуправления по охвату детей дошкольным образованием.

14 ноября 2011 г. состоялось первое практическое занятие для методистов отделов образований администраций муниципальных районов СК под руководством куратора Лота 1, заведующего кафедрой дошкольного образования Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Р.М.Литвиновой

Слушателям была предоставлена возможность ознакомиться с практической реализацией ФГТ в разнообразных моделях и формах дошкольного образования, формой работы по взаимодействию с общественностью: родительской, педагогической и более широкими кругами населения, организацией работы платных дополнительных образовательных услуг.

Итоги работы практического занятия были подведены за круглым столом по теме:

«Вариативные подходы к решению доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования».

6 ноября 2013года состоялось практическое занятие для слушателей курсов повышения квалификации на тему "Развитие личности дошкольника в ДОУ в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Воспитателям был продемонстрирован фильм о деятельности базовой площадки.

Руководитель Сечина Л.П. представила модель современного детского сада, рассказала о I Всероссийском съезде дошкольных работников, перспективах развития дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО. В рамках занятия были показаны интерактивные формы и методы работы с детьми (метод проектов, технология детской журналистики), мастер - класс "Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста". Со слушателями было проведено тестирование с помощью системы голосования по нормативно - правовым и методическим документам дошкольного образования, тренинг "Психологическая готовность педагогов к введению инноваций".

В заключительной части практического занятия состоялся обмен мнениями о работе базовой площадки.

9 апреля 2014года прошла стажировка специалистов отдела образования и заведующих детских садов Красногвардейского района по теме « Готовность дошкольной организации к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Слушатели имели возможность непосредственно включиться в реальный процесс перехода дошкольной организации на стандарт. Программа стажировки была насыщена разнообразным содержанием деятельности организации по переходу на ФГОС дошкольного образования и представлена в форме анализа «дорожной карты», плана действий по обеспечению введения стандарта на заседании «рабочей группы».

В процессе работы руководители детских садов познакомились с современными технологиями построения предметно – пространственной развивающей среды, насыщенной современным, игровым развивающим мультимедийным оборудованием, соответствующим возрасту детей и требованиям времени. Образовательная деятельность была представлена элементами художественно – эстетического и физического развития воспитанников, а воспитателями старших возрастных групп проведен показ непосредственно образовательной деятельности по математике и логике, исследовательской деятельности и сделан самоанализ занятий с учетом требований стандарта. Использована уникальная возможность осуществления тестирования с помощью системы голосования по проверке знаний слушателей современной нормативно – правовой базы дошкольного образования.

Согласно стандарта дошкольного образования, ранняя коррекционно-развивающая и социально-педагогическая помощь осуществляется педагогическим работником посредством психолого – педагогического сопровождения ребенка. Наибольший результат в этом направлении достигается после занятий воспитанников в сенсорной комнате и в этом убедились заведующие, которые в ходе тренинга получили установку на успех в реализации стандарта дошкольного образования.

В период модернизации дошкольного образования запланировано обеспечить новыми ориентирами в практической работе муниципальных органов управления образованием Ставропольского края, работников дошкольных образовательных учреждений всех категорий. Сегодня эти ориентиры отработаны в базовых дошкольных учреждениях Ставропольского края, являющихся активными участниками федерального эксперимента. На основе сложившейся системы дошкольного образования, разработана региональная модель управления развитием системы дошкольного образования в Ставропольском крае, где отражены как централизация, так и децентрализация управления, предусмотрено целевое единство, корпоративное и сетевое взаимодействие, горизонтальное рефлексивное управление и информационная открытость.

Особенностью модели регионального управления дошкольными учреждениями, является постоянный анализ внешних и внутренних условий, в которых функционирует и развивается не только муниципальная система управления дошкольным образованием, но и уровень ресурсного и кадрового обеспечения, вариативность форм дошкольного образования, мониторинг деятельности ДОУ.

Участие в Федеральном эксперименте по модернизации муниципальных систем дошкольного образования обязывает не просто пересмотреть состояние дошкольного образования в Ставропольском крае, определить конструктивные подходы к дальнейшему развитию качества дошкольных образовательных услуг, которым сегодня в образовании отдаются приоритеты.

III Глава. Результативность работы ДОУ в Ставропольском крае

В сентябре 2013 г, как мы все знаем, вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Р.Ф», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы. Наряду с этим утратили силу следующие приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

От 23.11.2009 №655 « Об утверждении и введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

От 27.10.2011 г № 2562 « Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Но основным событием для дошкольных работников стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ МИНОБР науки России от 17.10.2013 г № 1155) и вступили в силу с 1 января 2014 г

Признание утратившим силу приказа № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и введение ФГОС дошкольного образования предполагает корректировку всех раннее составленных документов и приведение в соответствие с требованиями Стандарта. Внесенные изменения должны быть не формальными, сопровождаться конкретными преобразованиями всего образовательного процесса.

С проектом ФГОС педагоги нашего ДОУ ознакомлены были во время его обсуждения. А.Г.Асмолов, возглавляющий рабочую группу по разработке Стандарта регулярно давал интервью, разъясняя основные положения этого документа. Были организованы серии вибинаров, которые мы также слушали всем коллективом, имели возможность задавать вопросы. Стандарт – это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере дошкольного образования.

В связи с этим перед нашим коллективом также встала задача подготовить дошкольную организацию к введению ФГОС.

Заведующей ДО издан приказ « О подготовке к переходу ДО на ФГОС». Переход - это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогических кадров к реализации Стандарта. Здесь у нас возникли трудности в том плане, что у нас в детском саду нет ни одного педагога – дошкольника, всех необходимо переподготовить, что мы и включили в первоочередные задачи. Анализ показал, что очень мало ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса. В первую очередь познакомили педагогов с письмом Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от

10.01 2014 г № 08-10 по введению ФГОС, в нем предусмотрены следующие направления:

    Создание нормативно – правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования,

    Организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Финансово – экономического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Информационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования

    Затем составили план по введению ФГОС в детском саду (куда включены следующие разделы)

    Нормативно – правовое обеспечение введения ФГОС

    Кадровое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования

    Организационное обеспечение введения ФГОС

    Методическое обеспечение введения ФГОС

    Материально – техническое обеспечение введения ФГО

Он разработан рабочей группой. (рабочая группа создана приказом заведующей) Введение ФГОС ДО, по моему мнению, даст хорошие результаты в развитии личности ребёнка в дальнейшей перспективе, для этого необходимо, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития при поддержке государства.

ФГОС ДО требуют от педагогов овладение новыми технологиями, обеспечивающими индивидуализацию воспитания; достижение планируемых результатов; непрерывное профессиональное совершенствование.
Стандарт ДО даёт возможность действовать в зависимости от потребностей ребёнка, семьи, системы образования; разными способами прийти к результату, помочь ребёнку вырасти развитым и полноценным. Здесь упор делается на развитии возможностей детей, связанных с креативностью, заинтересованностью, свободой, возможностью общаться, находить информацию или выбирать род деятельности. Основную роль в этом играют педагоги, владеющие современными способами обучения и воспитания, создания благоприятной среды в детском саду. Педагог должен относиться к ребёнку, как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение.

Должна измениться методическая работа, способствующая повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий. А качество дошкольного образования должно не только соответствовать стандарту, но при этом еще и «нравиться» потребителю, учитывать интересы и потребности ребенка и его семьи.

Заключение

Несмотря на то, что очень много вопросов, много надо сделать, наш коллектив готов приложить все силы, чтобы успешно перейти на ФГОС и работать по новым стандартам.

Начали работать по плану перехода на ФГОС. На данный момент в детском саду пересматриваются перспективные планы, во всех возрастных группах строятся с учетом интеграции образовательных областей. Отказываемся от учебной деятельности (кроме подготовительной группы), обучение проходит в течении всего дня пребывания ребенка в детском саду в игровой форме. Планируем и проводим с детьми такую игровую форму, как проекты, долгосрочные и кратковременные.

Особенно стоит отметить создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей. для этого создается соответствующая предметно – развивающая среда, в группах и на участке, где соблюдаются все принципы построения развивающей среды, делается упор на принцип возрастных и гендерных различий. (модель прилагается приложение № 2)

В детском саду особое внимание уделяется к личности каждого ребенка. Наша ДО стремиться к соблюдению принципов индивидуализации педагогического процесса. Одна из годовых задач нашего учреждения «Способствовать реализации личностно – ориентированных технологий с целью улучшения качества работы и достижения оптимальных результатов воспитания и обучения дошкольников»

Воспитателями разрабатываются рабочие программы для всех возрастных групп. Пересматривается образовательная программа ДО в соответствии с ФГОС, программа развития Д О.

Оплата труда дошкольных работников выплачивается по новой системе оплаты, труд каждого педагога оценивается индивидуально через стимулирующие выплаты. Дифференцированный подход позволяет стимулировать труд педагогов по результатам работы.

Хочется надеяться, что работая, по новым ФГОС, мы сможем повысить качество дошкольного образования, сохранить здоровье наших детей, и обеспечить благополучные условия для всестороннего развития ребенка.

Литература.

    Послание Президента РФ народу от 19.12.2012 года.

    Программы ФЦПРО 2011-2013, 2011-2015, 2015-2017, 2020, 2025.

    Касаткина Е.И., Лысакова И.В. Возможности и перспективы развития дошкольного образования Вологодской области. //Управление образованием. -научно-практический журнал. 2012.№ 5. С.44- 53.

    Комарова Е.С. Обучение работников дошкольного образования на базе федеральной стажировочной площадки. //Управление ДОУ. Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2012. № 8. С.-5-8

    Лыкова И.А. Цель и стратегия в дошкольном образовании. //Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал.2012. № 1. С.-21-28.

    Скоролупова О.А., Федина Н.В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке. //Дошкольное воспитание: - научно-практический журнал. 2012.№ 2.

    Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию.//Высшее образование в России. 2008. №1. с.89-93

    Дошкольное образование №4 2014г.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться впервоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

    обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

    достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

    формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

    повышение социальногостатуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

    развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
    Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.
    Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.
    В Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”.
    Основной целью образовательной политики Саратовской области в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
    При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования.Для повышения качества образовательной услуги необходимо участие граждан в развитии дошкольного образования (оценка качества образования, формирование содержания образования, инвестирование в дошкольное образование);расширение организационных форм дошкольного образования;разработка и внедрение новой системы оплаты труда воспитателей;введение нормативного подушевого финансирования в систему дошкольного образования (разработка норматива).
    Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов.
    Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.
    Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. “Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог”.
    Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Кроме того, проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.
    Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:
    1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
    2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
    3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
    4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
    Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже с 2010 года созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска.
    Для массового охвата дошкольным образованием государство поддерживает многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии. Данный тип образовательных услуг направлен, прежде всего, на максимально полное использование образовательного потенциала семей.
    В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования.
    Предшкольное образование (4-6 лет) существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится, порой, как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад
    Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
    При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования.


ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ:

    Необходимо вести поиск педагогических идей, по обновлению содержания, образовательных технологий в практике воспитания и образования детей дошкольного возраста;

    Модернизации технологий дошкольного образования (внедрения инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс).

    Постоянно повышать профессиональное мастерство и престиж труда педагогических работников дошкольного образования;

    Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространения передового опыта, внедрения новых технологий обучения и воспитания;

    Привлечь внимание органов исполнительной власти, научной общественности, средств массовой информации к проблемам развития системы дошкольного образования детей;

    Обратить внимание работников образования на предшкольное образование детей, не охваченных дошкольным образованием.

    Расширить разнообразие форм предоставления услуги.

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

УДК

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы в сфере дошкольного образования. Предложены основные направления модернизации образования дошкольного воспитания.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, модернизация, образование, модернизация образования, пути модернизации.

Annotation

The main problems in the sphere of preschool education are considered in the article. The basic directions of modernization of education of preschool education are offered.

Key words: preschool education, modernization, education, modernization of education, ways of modernization.

Необходимость модернизации образования дошкольного воспитания обусловлено реформированием отрасли согласно национальной доктриной развития образования России в XXI веке, законами России "Об образовании" тенденциями развития цивилизации в новую эпоху. Модернизировать образование дошкольного воспитания - значит усовершенствовать его, изменив в соответствии с требованиями времени, не затрагивая основ, устойчивых и таких, которые не оправдали положений, обогатив их новыми, прогрессивными идеями. Рост сознания педагогов, объективная необходимость обновления принципов, гуманизации целей и задач дошкольного образования, оптимизации жизни современного ребенка в соответствии с демократическими принципами российского общества актуализируют проблему модернизации содержания первого звена образования и выступают основой для дальнейшего культурного роста личности.

Проблемой дошкольного образования как особого звена в системе дошкольного образования занимались такие ученые как А. Богуш, А. Зима, С. Сажник, Т. Степанова; овладения дошкольников учебной деятельностью Е. Аркин, Л. Венгер, Выготский, П. Гончарук, Д. Эльконин, А. Запорожец, В. Котырло, Г. Кравцов, Е. Кравцова, А. Леонтьев, А. Любочка, Т. Маркова и др.; умственное развитие детей и подготовка их к школе Т. Бабаева, А. Богуш, С. Борисова, Ф. Блехер, Е. Водовозова, Г. Лаврентьева, Ф. Левин-Щирина, В. Логинова, С. Михайлова, М. Морозова, А. Проскура, Е. Тихеева, А. Усова, Е. Фльорина, А. Фунтиков, В. Ядешко и др.

Отдавая должное научной и практической значимости работ названных авторов, необходимо отметить: тема модернизации образования дошкольного воспитания является недостаточно изученной в педагогике.

Целью статьи является определение основных направлений модернизации образования дошкольного воспитания.

На сегодняшний день основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является гарантирование доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Задачи модернизации образования дошкольного воспитания требуют, по мнению Д.И.Фельдштейна, глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте принципиально важных изменений. В современном мире изменились не только условия, социальное пространство существования ребенка, система его отношений, изменился сам ребенок.

Д.И.Фельдштейн указывает на то, что дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума – семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, педагогов. В условиях актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей в жизни.

Исследователями отмечается интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности под действием компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость. Как следствие – повышенный уровень тревожности, неуверенность, одиночество, страх, и при этом – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Все эти особенности и изменения требуют переосмысления отношений образовательных учреждений и семьи, создания конструктивных инструментов взаимодействия с семьями, вопросов обновления содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной деятельности педагогов

Анализируя научные исследования по проблемам дошкольного образования, можно выделить основные направления модернизации образования дошкольного воспитания, а именно:

Учет индивидуальных особенностей детей, их темперамента и внедрения семейного климата в российских детских садах;

Одной из актуальных задач развития личности ребенка в дошкольном образовании является приоритет на ориентированность и активизацию творческого потенциала ребенка. Поэтому вводимые в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения образовательные технологии и семейное воспитание должны строиться на привлечении каждого ребенка именно к тем видам деятельности, которые наиболее способствуют выявлению ее интересов, раскрытию ее природных склонностей, способностей и реализации права на свободный выбор практичных способов действий, инструментария, партнеров и т.д.;

Несмотря на то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, именно она должна стать действенным средством формирования личности и воспитания ребенка, поскольку, как отмечает нидерландский исследователь И. Хейзинг: «через игру человеческое сообщество поднимается над биологическими формами жизни».

Таким образом, задачей образования, в частности ее дошкольного звена, является социально организованная поддержка роста каждой личности, ее социо-культурного становления. Дошкольное воспитание является важной предпосылкой успешного развития личности в последующие годы, что является тематикой моих дальнейших исследований.

Список литературы

1. Антонов А. А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. №11. С.22-27.

2. Мигунова Е. В. Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов // Вестник НовГУ. 2013. №74. С.40-43.

И регионального образования

В России развитие дошкольного образования в контексте требований ЮНЕСКО к сохранению детства и прав ребенка на игру, развитие, воспитание, обучение, к переосмыслению ценности детства в становлении личности ребенка не в полной мере реализованы. Сегодня требуется переосмысление «портрета современного дошкольника», его интересов, потребностей, мотивов, средств общения, моделей поведения и видов деятельности, которые складываются в иных условиях жизни – СМИ, несущих в жизнь образы людей, которым подражают маленькие дети. Многонациональность, многокультурность общества, занятость родителей поиском работы и средств выживания требует гибкости и толерантности поведения. Все это обуславливает необходимость переоценки содержания, средств и технологии воспитания, развития и обучения маленьких граждан России. Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.

Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и широкий особенностей развития ребенка.

В Обращении Президента РФ Медведева к Федеральному собранию подчеркнута необходимость эффективной государственной политики в области детства, отмечено, что воспитание детей – задача не только образования, но и отечественной культуры, общества в целом. Российскому дошкольному образованию, с системой которого знакомился зарубежный мир в советский период, необходимо вернуть былой статус как значимого и ценностного периода в жизни ребенка. Только этот период, и более ни в какой, ребенок овладевает способами коммуникаций и моделями поведения на основе подражания, присваивает систему ценностных ориентаций, идентифицируя себя с окружающими (реальными и виртуальными), проявляя самостоятельность, заботу о родственниках и др.

Все успехи и неуспехи, умение любить и быть активным в достижении своих жизненных целей, лежат в основе в детстве - такую нехитрую аксиому должны усвоить родители и дети.

Правительство России в настоящее время уделяет много внимания дошкольному образованию. Об оэтом свидетельствуют действующие программы ФЦПРО – 2011-2013, 2011-2015, созданные 2015 -2017, 2020, 2025. Государственная политика приоритетными функциями в стратегическом развитии наделила строительство новых ДОУ по новым типовым проектам, вариативное дошкольное образование, включая вариативные формы - детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения “Начальная школа-детский сад”, группы «десант», адаптационные группы «ясли + мама», группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях и т.д.

С одной стороны, это проявление демократизма и свободы, доверие субъектам РФ решать проблемы и задачи дошкольного образования с учетом региональных экономических, социокультурных, экономических, экологических условий жизнедеятельности, но с другой – это и утрата многих стратегических, управленческих, образовательных, содержательных и технологических позиций. Сегодня нужна Ассоциация ученых и практиков дошкольного образования для решения новых модернизационных задач, связанных с воспитанием, развитием, обучением дошкольников и управлением ДОУ. Большие преобразования в области дошкольного образования наблюдаются в 16 территориях РФ, которые выиграли Грант (2011г.) по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». Материальная поддержка и оснащение ведущих дошкольных учреждений современным оборудованием позволило сделать большой рывок в области модернизации дошкольного образования.

Программой реализации проекта «Образование» в соответствие с письмом Минобрнауки России от 19.08.2011 № М Д -1119/03 «О рекомендациях по организации работы стажировочных площадок в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011-2013 годы» предусмотрено:

Повышение квалификации управленческих и педагогических кадров системы дошкольного образования;

Внедрение во всех субъектах РФ и муниципальных моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность для всех нуждающихся;

Полный охват дошкольным образованием детей старшего дошкольного возраста;

Новое понимание многогранной картины развития дошкольного учреждения (дошкольная культура, система отношений в дошкольном сообществе, социально-культурная и оздоровительно-просветительская миссия ДОУ, микросреда дошкольного общеобразовательного учреждения);

Переориентация системы управления на обеспечение развития ДОУ в инновационном режиме (освоение проектного, программно-целевого подходов к управлению, развитие общественно-государственной составляющей управления, создание новых видов деятельности в объекте инновационных процессов, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, включение новых служб в структуру ДОУ и др.).

В соответствие с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.12.09 №303П «О краевой целевой программе «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 гг.» (в редакции постановлений Правительства Ставропольского края от 20.01.10 №14П, от 18.08.10 №272П, от 15.12.10 №444П, от 04.04.11 №110П, от 16.06.11 №221П, от 21.09.11 №382П, от 26.10.11 №433П) принята подпрограмма по дошкольному образованию, которая стала руководством к действию по модернизации региональной системы дошкольного образования.

В ней определены первоочередные направления развития непрерывного образования, создание гибкой вариативной системы дошкольного образования, основанной на принципах возрождения духовного развития личности, социальной, образовательной и профессиональной адаптации человека.

Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования и его нового качества – важнейшие направления модернизации российского и регионального образования. Доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, его качество – возможностями и способностями ребенка к освоению образовательных программ на последующих уровнях образования.

Модернизация дошкольного образования в регионе связана с демографическим фактором и проблемой устройства детей в детские сады. Существует затрудненность доступа в ДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С учетом проблем органами самоуправления субъектов РФ разработана стратегия развития системы дошкольного образования, реализуемая в нескольких направлениях.

Первое направление – планирование реконструкции зданий и увеличения количества групп, строительство и ввод в эксплуатацию новых детских садов. Перепрофилирование объектов, используемых в образовании не по назначению.

Второе направление – введение в ДОУ платных дополнительных услуг в соответствие социального запроса: оздоровительных, развивающих, образовательных, организационных и др.

Третье направление увеличение количества групп в действующих ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности, оснащения групп специализированным оборудованием, что позволит осуществлять коррекцию на ранних стадиях выявления проблем и способствовать созданию равных стартовых условий для ребенка.

Четвертое направление организация работы групп кратковременного и круглосуточного пребывания детей в ДОУ.

Пятое направление поиск новых вариативных форм работы с неорганизованными детьми – комбинированной, компенсирующей и оздоровительной направленности, оказание услуг на дому, дистанционное обучение детей с ОВЗ. Апробация инновационных моделей – группа комфортного пребывания детей на хозрасчетной основе.

Вышеназванные направления будут способствовать доступности и качеству образовательных услуг, снимут существующие различия в готовности к освоению программ дошкольного и школьного образования.

Нужна ли стандартизация дошкольного образования?

В 90-е годы ХХ века Временные требования, как прообраз стандартов дошкольного образования, были разработаны и внедрены в практику ДОУ под руководством Р.Б.Стеркиной, которая создала активную творческую команду единомышленников ученых и практиков – к.п.н. Л.Князева, доктор пед.наук Р.М.Чумичева, заведующий ДОУ к.н.н М.Д.Маханева, к.п.н. Т.П.Колодяжная и др. Прошлый опыт показал состоятельность Временных требований, по ряду критериев. Коллективы ДОУ работали совместно с учеными над прогнозированием стратегии развития дошкольного учреждения, профессионального роста педагогов, инновационных условий воспитания и обучения ребенка (пример корпоративности); имели некоторую модель, образец целей, поведения, деятельности, к чему можно стремиться сейчас, какие точки роста для личности и детского сада можно определить, какую оптимальную среду развития нужно создать ребенку для самореализации ребенка и педагога с учетом его потребностей и интересов.

С того времени наука и практика дошкольного образования шагнули далеко вперед. Глобализационные процессы изменили мир, и образовательное пространство. Стандарты – реалии современного дошкольного образования, определяют некую общую матрицу – содержание требований к образовательным услугам, качеству, целям и результатам дошкольного образования. Относительно дошкольного детства и возраста ребенка, на первый взгляд, стандарт не может быть приемлем (такое ощущение первое было при разработке Временных требований). Но в процессе их апробации появился вкус творчества, а по мере дальнейшей аттестации, аккредитации, лицензирования ДОУ с течением времени приобрел, мягко говоря, искаженный формализованный характер. Стандарты не могут снизить вариативность ДОУ и навязать единую образовательную программу. Философия новых образовательных стандартов в ДОУ, общеобразовательной и профессиональной школе как раз и состоит в расширении образовательных свобод и услуг, обеспечении образовательной среды для индивидуальной траектории развития личности, для выбора содержательного и технологического контента самореализации, накопления опыта учиться и работать.

На современном этапе развития дошкольного образования имеются проблемы, которые требуют разрешения:

1.Вариативные образовательные программы не согласованы по содержанию с программами, реализуемыми в школе (или каждое ДОУ делает это самостоятельно). В науке нет ответа на вопрос, какой механизм интеграции содержания программ может быть определен.

2.От учащихся младших классов требуется освоение некоторого набора компетенций и учебных действий, а вопрос, каким набором компетенций должен обладать дошкольник для успешного освоения программы в школе, остается не ясным, но ответ можно найти в ряде научных исследований.

3.Для каждого дошкольного учреждения цели образования, воспитания, обучения и развития ребенка - разные, но неясен «портрет ребенка» дошкольника (особенности психического развития современного ребенка). Закономерности его развития иные, чем те, которые были представлены в классических учебниках Д.Эльконина, Л.И.Божович, В.С.Мухиной и др., на что направлены корпоративные усилия педагогов не ясно. Все это определяется уровнем профессиональных компетенций специалистов, личной профессиональной ответственностью педагогов. Системообразующим компонентом дошкольной образовательной системы является цель, то есть, ответ на вопрос – какого человека требует и ожидает государство и общество на данном этапе своего развития. Именно цель позволяет дать комплексную характеристику особенностей системы образования в любой стране, а также проанализировать проблемы и тенденции дошкольного образования.

На основе сложившейся системы дошкольного образования разработана модель управления развитием системы дошкольного образования в крае, городе (районе), где отражены как централизация, так и децентрализация управления, предусмотрено целевое единство, корпоративное и сетевое взаимодействие, горизонтальное рефлексивное управление и информационная открытость. Особенностью модели управления является постоянный анализ внешних и внутренних условий, в которых функционирует и развивается не только система управления, но и уровень ресурсного и кадрового обеспечения, вариативность форм дошкольного образования, мониторинг деятельности ДОУ.

В модели выделены структурные и процессуальные компоненты, имеющие три вектора развития – структурный, содержательный и процессуальный. Структурный вектор включает в себя сообщество разных видов и типов дошкольных учреждений, творческие и экспертные группы базовых ДОУ. Содержательный вектор направлен на создание целевых программ и развития вариативных форм дошкольного образования, обновление дошкольного педагогического процесса в рамках Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре общеобразовательных программ. Процессуальный вектор имеет цель научно-методического обеспечения и сопровождения непрерывной многоуровневой системы ПК дошкольных работников разных категорий. Универсальность данной модели в том, что она осуществляет взаимосвязь практического опыта управления дошкольными учреждениями, решения вопросов развития вариативных форм дошкольного образования и управленческой подготовки руководителей разного уровня.


Литература.

1.Послание Президента РФ народу от 19.12.2012 года.

2.Программы ФЦПРО 2011-2013, 2011-2015, 2015-2017, 2020, 2025.

3..Касаткина Е.И., Лысакова И.В. Возможности и перспективы развития дошкольного образования Вологодской области. //Управление образованием. -научно-практический журнал. 2012.№ 5. С.44- 53.

4.Комарова Е.С. Обучение работников дошкольного образования на базе федеральной стажировочной площадки. //Управление ДОУ. Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2012. № 8. С.-5-8.

5. Лыкова И.А. Цель и стратегия в дошкольном образовании. //Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал.2012. № 1. С.-21-28.

6.Скоролупова О.А., Федина Н.В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке. //Дошкольное воспитание: - научно-практический журнал. 2012.№ 2.

7.Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию.//Высшее образование в России. 2008. №1. с.89-93.

Практическое задание №1.1

Вопросы для текущего контроля:

1.Перечислите приоритетные направления развития системы дошкольного образования.

2.Назовите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования.

3.Что является важнейшим направлением модернизации российского и регионального образования?

4.Почему в сфере дошкольного образования не утверждали стандарт дошкольного образования, как в школе?

5.Назовите основные 6 направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Состояние ответа


Состояние ответа на задание

Ни одной попытки

Состояние оценивания

Тема лекции: Нормативно-правовые основы регулирования деятельности педагога ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО.
План:

1. Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования.

2.Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

3.Разъяснения отдельных положений ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4.Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)


  1. Особенности правового регулирования педагога ДОО
Дошкольное образование, в силу своих содержательных свойств, обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием. В нормативных правовых актах, в частности в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» отражены некоторые особенности регулирования дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение - это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.

Задачами дошкольного учреждения является всемерное удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании.

Закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48 – их ответственность и обязанности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики

В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 99 расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации

Согласно ч. 5 ст. 47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч. 6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона РФ «Об образовании в РФ» дошкольные образовательные учреждения выступают единственным видом образовательных учреждений, в которых изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации не регламентируется государственными образовательными стандартами.

В Законе РФ «Об образовании в РФ» отражена особая роль родителей обучающихся в сфере дошкольного образования. К сожалению в действующий законодательстве не закреплено понятие «родители», однако, исходя из норм Семейного кодекса РФ возможно сделать вывод о том, что родителями по отношению к ребенку (лицу не достигшему возраста 18 лет) следует считать лиц - кровных родственников I степени (отца и мать), удостоверенных в таком качестве в установленном законом порядке соответствующим государственным органом.

В Семейном кодексе РФ установлены права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, к числу которых относится и воспитание своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном развитии своих детей обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. При этом, родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, а также право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (статья 63 Семейного кодекса РФ). Статья 18 Закона РФ «Об образовании в РФ» закрепляет также обязанность родителей заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Пункт 3 статьи 18 Закона РФ «Об образовании в РФ» определяет также особую роль семьи в дошкольном образовании в виде положения о том, что сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье.

Следует также учесть установленное в пункте 4 статьи 52 Закона РФ «Об образовании в РФ» право родителей (законных представителей) дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. При этом, ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

Таким образом, одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода «дополнительным, содействующим элементом» по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса.

Особенностью дошкольного образования является значительная роль в деятельности образовательных учреждений медицинского обслуживания воспитанников, а также оздоровительных мероприятий. Фактически медицинские работники выступают и должны выступать в дошкольном образовательном учреждении полноправными участниками образовательного процесса, наряду с педагогическими работниками, родителями, воспитанниками.

2. Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей - одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

* 1924 год - в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

* 1948 год - Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

* 1959 год - Декларация прав ребенка.

* 1989 год - Конвенция о правах ребенка.

* 1990 год - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 году наша страна ратифицировала важнейший международный документ - Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

* защиту его от всех форм жестокого обращения,

* права на охрану здоровья,

* защиту его права на образование,

* права на игру,

* права на сохранение своей индивидуальности.

Роль психологической службы дошкольного образовательного учреждения в реализации прав ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения.

Конвенция о правах ребенка традиционно рассматривается как правовой документ, который регулирует взаимоотношения с окружающим социальным миром. Вместе с тем она имеет и психологическое содержание. Это позволяет рассматривать Конвенцию в диалектическом единстве знаний о правах человека (рациональный аспект) и отношения к этим правам, степени их реализации (иррациональный, чувственный компонент).

Права и обязанности изначально входят в социальное пространство личности, являясь мощным фактором ее развития. Однако такое значение права и обязанности приобретают не сразу. На ранних стадиях развития ребенок еще не осознает их значения для себя, как для человека, принадлежащего к определенной культуре современной цивилизации. Для него обязанности и права, предоставляемые обществом, выступают как данность, существующая вне его личности, отчужденно от него. При этом обязанности выступают в его сознании как акт социального насилия, а права растворены в социуме и существуют как некая абстракция.

Однако с возрастом, осваивая обязанности и права, накапливая о них определенные знания, ребенок получает возможность использовать свои права и обязанности как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми. Именно с этого момента реализация своих прав при выполнении определенных обязанностей формирует у ребенка навыки общения, закладывает другие социально- значимые качества личности. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.

Непосредственную роль при этом будет выполнять психологическая служба дошкольного образовательного учреждения при поддержке всего педагогического коллектива.

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения по реализации основных положений Конвенции должна осуществляться по трем направлениям: диагностика, психокоррекция и психопрофилактика. В рамках этих направлений важна адресная работа (дети, родители, педагоги), и деятельность психолога призвана носить поэтапный характер.

Основная цель данного направления:

* выявление родителей, нарушающих права детей,

* определение методов воспитательного воздействия,

* исследование родительских установок,

* диагностика агрессивности родителей,

* выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Относительно детей дошкольного возраста эта задача может быть сформулирована следующим образом:

* определение особенности личностного развития ребенка (уровень самооценки, притязаний, тревожности, страхи),

* взаимосвязь нарушений личностного развития с нарушениями прав ребенка в семье.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения могут быть, продиагностированы по следующим позициям:

* определение типа направленности личности педагога,

* выявление коммуникативных позиций и стиля взаимодействия педагога с детьми.

Следующее направление деятельности психолога - психокоррекция. И третий этап работы психолога - психопрофилактика, которая может осуществляться на двух уровнях.

На первом уровне профилактические мероприятия проводятся со всеми родителями вместе, благополучными и проблемными. При этом родители не только получают информацию об особенностях психического развития ребенка, но и знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания. После установления контакта и доверительных отношений возможен переход на второй уровень психопрофилактики, в котором будут участвовать только родители, нарушающие права своих детей и имеющие собственные внутриличностные проблемы. Психопрофилактика на этом уровне может проходить в форме групповых дискуссий по проблемам семейного воспитания либо в форме анализа конкретной проблемной ситуации.

Если на этом этапе не удается достичь позитивных результатов, тогда можно применять коррекционные занятия с родителями с целью изменения установок по отношению к ребенку, личностного роста родителей и коммуникативной компетентности в форме тренинговых упражнений.

Необходимым условием проведения коррекционных занятий является участие в них обоих родителей и осознание ими проблем во взаимоотношениях с детьми.

При условии благоприятных сдвигов в родительских позициях возможно объединение детей и родителей на занятиях.

Только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, т.е. сделав её адекватной, динамичной и прогностичной, сформировав навыки обратной связи в общении с ребенком и расширив ролевой репертуар родительского поведения можно с уверенностью констатировать факт соблюдения основных прав ребенка, обеспечивающих ему полноценное личностное развитие.

3. Разъяснения отдельных положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

29 декабря 2012 года принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Был разработан и принят в целях совершенствования законодательства РФ в области образования, является основополагающим нормативным правовым актом в указанной сфере.

1. Федеральным законом изменена система уровней образования: в отличие от действующего законодательства об образовании в качестве уровней образования выделены дошкольное образование и начальное общее образование, исключены из уровней образования начальное профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование.

В целом установленная Федеральным законом система уровней образования выглядит следующим образом:


  • дошкольное образование;

  • начальное общее образование;

  • основное общее образование;

  • среднее общее образование;

  • среднее профессиональное образование;

  • высшее профессиональное образование - бакалавриат;

  • высшее профессиональное образование - специалитет, магистратура;

  • высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
2. Федеральным законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности.

Согласно Федеральному закону образовательную деятельность вправе осуществлять следующие субъекты:


  • образовательные организации (некоммерческие организации, для которых образовательная деятельность является основным видом деятельности: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и др.);

  • организации, осуществляющие обучение (юридические лица, для которых образовательная деятельность является дополнительной к их основной деятельности: научные организации; организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых; организации, осуществляющие социальное обслуживание и др.);

  • иные юридические лица;

  • индивидуальные предприниматели.
3. Федеральным законом закреплена новая классификация образовательных организаций.

Устанавливаются следующие типы образовательных организаций:


  • дошкольная образовательная организация (основная цель деятельности - реализация образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми);

  • общеобразовательная организация (основная цель деятельности -реализация образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования);

  • профессиональная образовательная организация (основная цель деятельности - реализация образовательных программ среднего профессионального образования);

  • образовательная организация высшего образования (основная цель деятельности - реализация образовательных программ высшего образования и научная деятельность);

  • организация дополнительного образования (основная цель деятельности - реализация дополнительных общеобразовательных программ);

  • организация дополнительного профессионального образования -(основная цель деятельности - реализация дополнительных профессиональных программ).
Виды образовательных организаций в рамках типа упразднены.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

4. В связи с принятием Федерального закона значительные изменения произойдут в системе дошкольного образования.

Федеральным законом предусмотрено право родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования (не посещающих дошкольную образовательную организацию), на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В отличие от Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (действует до 31 августа 2013 года) в Федеральном законе отсутствует правовая норма, ограничивающая размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата) за присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. При этом закреплено право учредителя таких организаций снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке . К таким категориям должны быть отнесены, например, родители детей из многодетных и (или) малообеспеченных семей.

Законодателем также установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

В соответствии с Федеральным законом не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

Регулируя правоотношения, связанные с присмотром и уходом за детьми, законодатель впервые раскрывает содержание данного понятия. Им в Федеральном законе определено, что присмотр и уход за детьми -комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, законодатель изначально определяет, какие виды расходов подлежат включению (а какие виды расходов не включаются) в родительскую плату за освоение ребенком образовательных программ дошкольного образования.

Федеральным законом в компетенцию органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов включено новое полномочие - учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.

Изменены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части финансового обеспечения дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным законом с 1 января 2014 года к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации отнесено:


  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;