Исследователи : учащиеся 11 класса МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары Приднестровской Молдавской Республики — Осипова Ирина, Бакшлян Анастасия, Чекирь Юлия. Исследовательская работа под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе — Бодарева Руслана Николаевича.

Исследовательская работа. Вступление.

Прежде, чем была начата исследовательская работа , юные исследователи задумались: – С чего начинается Родина?

Подобный вопрос, не один раз слышал каждый из нас. И многие отвечают на него по-разному. Для нас, исследователей данной работы, Родина начинается с микрорайона Лунга г. Дубоссары. В городе, где мы родились и проживаем, с тех улиц, на которых построены и стоят наши дома. Именно поэтому мы и хотим узнать об этих улицах как можно больше.

На сегодняшний день мало кто из жителей микрорайона Лунга знает, откуда берут свое начало названия местных улиц, а также значение этих названий. Очень часто приезжие тратят уйму времени для того, чтобы найти тот или иной адрес. Возникает проблема: что же нужно сделать для того, чтобы жители микрорайона, приезжие могли лучше узнать эту часть города и легко ориентироваться в ней.

Исследовательская работа. Цели:

расширение знаний об истории микрорайона Лунга;

Знакомство с историей происхождения названий улиц микрорайона, а также значение тех или иных названий;

создание собирательного, классифицированного и наглядного материала для изучения вопросов истории и краеведения по данной тематике;

отражение собирательного материала переносом на географическую карту микрорайона Лунга г. Дубоссары;

запись накопленной информации на цифровой носитель (электронный вариант) в удобной для просмотра учащимися в классе форме.

Образовательная область исследовательской работы – это, прежде всего, происхождение названий улиц микрорайона Лунга и их значение.

Исследовательская работа. Область применения предложенных проектов:

наглядный материал для уроков истории ПМР в старших классах учебных заведений Дубоссарского района;

использование брошюры и карты улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары в городском музее и музеях района;

материал для пропаганды и популяризации происхождения названий улиц как информационной ценности, нуждающейся в особом изучении и даже определенной охране, учитывая ту функцию, что они играют в языке.

Исследовательская работа. Решаемая проблема:

на сегодняшний день собирательного, а тем более наглядного и доступного материала о происхождении и значении названии улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары нет.

Преимущество и новизна идеи, технологии, проблемы в сравнении с другими известными авторами.

Эта проблема предполагает целесообразность сбора информации по каждой улице микрорайона из всех доступных источников (материалы краеведческого и школьного музея, городской и районной библиотек, работа с архивом) и последующее её укомплектование в универсальную и наглядную для обзора форму.

Средства и методы, с помощью которых осуществлялась .

Методы :

метод анализа различной литературы по теме (архивные справки, статьи журналов, подшивки газет, справочная литература, все, что помогает раскрыть вклад того, или иного знаменитого деятеля);

метод классификации (здесь мы используем объединение названий улиц в классифицированные группы);

метод измерения (использован в анкетировании);

поисковый метод исследования;

анализаторский (отбор из всего материала наиболее важной резюмирующей информации применительно к каждой улице);

технический (работа с компьютером);

Средства :

материалы городского и школьного музеев (литература, газеты), библиотеки (брошюры, литература по истории МССР и ПМР);

всемирная система объединённых компьютерных сетей − Интернет;

компьютер (для систематизации информации и создания цифрового варианта наглядного и пропагандно-популяризаторского материала, создания презентации, карты, брошюры и бумажного варианты работы);

транспорт (для перемещения по городу, ознакомления и изучения).

Исследовательская работа. Топонимика.

Изучив значение понятия топони́мика как науки, которая изучает различные географические названия, а также их происхождение, смысловое значение, написание и произношение, развитие, современное состояние, на очередном этапе исследовательской работы, мы открыли для себя такое понятие как годонимы (от греч. «hodos» – «улица» и «onyma» – «имя») – названия улиц, которые обладают большой информационной ценностью, а также нуждающиеся в особом исследовании и даже охране, если учитывать функцию, что они играют в языке.

Все названия географических объектов имеют свой определенный смысл. Никогда никакой народ не называл селение, озеро или реку «просто так», каким-нибудь случайным сочетанием звуков.

Исследовательская работа. Анкетирование.

На следующем этапе исследовательской работы был проведен социологический опрос на тему: «С чем связано название улицы, на которой вы живете?» с целью изучения степени осведомлённости учащихся об истории названия улиц микрорайона Лунга. Анкета для учащихся (), анкета для учителей () Было опрошено 74 человека из числа учащихся 5 − 11 классов МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары.

Школьникам было предложено дать ответы на вопросы:

  1. На какой улице Вы проживаете?
  2. Напишите, что Вы знаете о значении и происхождении названия улицы, на которой проживаете?

По результатам опроса были получены следующие данные:

9 % из числа опрошенных учащихся с 5 по 11 классы знают, о происхождении названия улицы, на которой проживают;

91 % учащихся не владеют этой информацией.

Диаграмма 1.

Исследовательская работа. Классификация улиц и переулков.

Пользуясь топографической картой г. Дубоссары, которую нам разрешил использовать администратор официального сайта г. Дубоссары мы выписали все улицы и переулки, которые были обозначены в микрорайоне Лунга.

По нашим данным в микрорайоне Лунга города Дубоссары 29 улиц и 10 переулков.

Познакомившись с названиями улиц, мы предположили, что в этих названиях отражены:

героическое прошлое страны и города;

имена выдающихся людей;

названия, которые имеют связь с особенностями географического расположения города;

и другие названия.

На следующем этапе исследования мы принялись искать наиболее достоверную информацию о происхождении и значении названий всех улиц микрорайона Лунга на основании различных источников и материалов, а также бесед с жителями города. Для большей систематизации мы решили расположить улицы в алфавитном порядке.

Таким образом, исходя из имеющегося перечня названий улиц, мы условно можем разделить улицы микрорайона Лунга на такие группы:

улицы, названия которых связаны с именами выдающихся людей (17 улиц и 7 переулков);

улицы, названия которых связаны с расположенными в микрорайоне предприятиями (3 улицы);

улицы, названия которых произошли от названий культурных растений, популярных в данном регионе (2 улицы);

улиц, связанные с географическим положением, а так же названия улиц, которые связаны с реками и городами бывшего СССР (4 улицы и 3 переулка);

названия улиц, не классифицированные по своему происхождению (2 улицы).

Результаты исследовательской работы приведены в таблице 1 и на диаграмме.

Таблица 1.

Условные группы Количество улиц (%) Количество переулков(%
1. Улицы и переулки, названия которых связаны с именами выдающихся людей
2. Улицы и переулки, названия которых связаны с расположенными в микрорайоне предприятиями
3. Улицы и переулки, названия которых произошли от названий культурных растений, популярных в данном регионе
4. Улиц и переулки, связанные с географическим положением, а так же названия улиц, связанные с реками и городами бывшего СССР
5. Остальные
Всего

29

Рис. 2. Группы улиц, разделённых по наименованиям

Рис. 3. Группы переулков, разделённых по наименованиям

Также выяснили, что чаще встречаются улицы, названия которых связаны с именами выдающихся людей (59 %), и среди переулков также (70 %).

Исследовательская работа. Наши предложения:

1. Чтобы люди не забывали об истории названия улиц, на каждой улице предлагается установить таблички, с указанием имени, отчество, фамилию того человека, который внес определенный вклад в историю человечества, в том числе нашей страны.

Например:

2. Также, что бы местные и приезжие лучше ориентировались в городе, и в нашем микрорайоне в частности, мы создали брошюры, в которых указали названия улиц микрорайона и их расположение, а также информацию о происхождении названий этих улиц.

3. Кроме того, для ознакомления с историей улиц микрорайона мы провели с учениками школы общешкольное мероприятие, где представили результаты проведенной исследовательской работы.

Исследовательская работа. Заключение:

Полученные результаты нашей исследовательской работы позволяют преподнести учащимся за короткое время объёмный материал пропаганды и популяризации происхождения и значения улиц как культурного и градостроительного достояния города и района.

Значительная часть материалов исследовательской работы посвящена пропаганде и использованию информации о происхождении и значении улиц в воспитании учащихся.

В ходе социологического опроса школьников выяснилось, что 91 % опрошенных учеников МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары не знают историю происхождения названий своей улицы.

Исследовательская работа. Выводы.

Хочется надеяться, что этот коллективный труд станет полезным пособием, привлечет внимание любителей истории и краеведов, будет содействовать благородному патриотическому делу – выявлению, изучению, сохранению и эффективному использованию информации о происхождении и значении улиц, в том числе, как культурного наследия Приднестровской Молдавской Республики. Мы считаем, что данная исследовательская работа может быть дополнена в будущем новыми данными.

Мы обязаны хранить бережно в памяти названия улиц, переулков. Они — напоминание о богатой истории, связующее звено с нашими предками. Именно поэтому названия улиц – это памятники старины. А значит — это наша история. Человеческая мудрость повествует: «Лишь та страна, в которой граждане помнят о прошлом своём, достойна будущего».

Постановка проблемы (задачи) Тема исследовательской работы «В жизни всегда есть место подвигу». Объект исследования предлагаемой работы – биография и подвиг земляка Рагозина Ивана Михайловича. Предмет исследования – архивные и экспозиционные материалы...

Постановка проблемы (задачи) Тема исследовательской работы «В жизни всегда есть место подвигу». Объект исследования предлагаемой работы – биография и подвиг земляка Рагозина Ивана Михайловича. Предмет исследования – архивные и экспозиционные материалы Кимильтейского краеведческого музея, газетные статьи, воспоминания односельчан, сослуживцев об Иване Михайловиче Рагозине. Проблема – можно ли совершить подвиг и стать героем не на войне? Гипотеза – героями не рождаются, ими становятся. Актуальность темы - заключается в необходимости сохранения в памяти жителей села Кимильтей, городов Саянска, Зимы и Зиминского района подвига И.М. Рагозина. Наша страна, обладающая огромными, гигантскими возможностями может быть побеждена только идеологически, прогнив изнутри. Победив когда-то в Великой Отечественной войне, теперь мы проигрываем на информационном фронте. Мы не знаем наших героев и даже удивляемся необходимости знать о них! Мы сами не хотим становиться героями. И если сейчас не остановимся,

Районная краеведческая конференция школьников В жизни всегда есть место подвигу Автор работы: Шкаленкова Виктория Максимовна учащаяся 9 класса МОУ Кимильтейской СОШ Иркутской области Зиминского района Руководитель: Красикова Оксана Павловна учитель истории, обществознания и права высшей квалификационной категории МОУ Кимильтейской СОШ Иркутской области Зиминского района Зиминский район, 2016 г.

2 Содержание Содержание…………………………………………………………………………………………2 Введение………………………………………………………………………………………….…3 Глава І. В жизни всегда есть место подвигу…………………………………………………...5-7 1.Постановка проблемы……………………………………………………………………………5 2. Исследование……………………………………….…………………………………………….7 Глава ІІ. Каким он парнем был……………………………………………………………...…8-13 1.Становление героя……………………………………………………………………………….8 2. Подвиг во имя спасения людей – бессмертен……………………………………… ………10 Заключение................................................................................. …………………………..…….14 Список источников и литературы................................ …………………………………...15 Введение

3 «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, Но необходима целая жизнь, Чтобы стать достойным человеком…» Поль Брюла В словаре Владимира Даля Подвиг – это героический, самоотверженный поступок. А подвиг во имя спасения жизни людей – бессмертен. Человека совершившего подвиг в народе называют героем. ГЕРОЙ (франц. héros от греч. heroos - сближ. с Гера, эрос) - Человек, совершивший подвиги мужества, доблести, самоотверженности. Лицо, являющееся для кого-либо предметом поклонения, восхищения, образцом для подражания. Лицо, воплощающее в себе характерные, типичные черты своей эпохи, среды. Витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо–воин; доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. 1 Герои - основатели городов. К героям причисляли мудрых законодателей и философов (сравн. "семь мудрецов"), воинов, павших в бою. Культ героев сближал богов и людей, показывал, что между божественным и человеческим нет непроходимых границ. Останки героев почитались как святые. В христианстве эта традиция продолжалась в форме культа святых и реликвий. Герой, совершая подвиг, показывает пример самоотверженности (иногда в прямом смысле жертвуя телом ради духа). Героическое в искусстве связано с возвышенным и трагическим, а почти неизбежная гибель героя воспринимается радостно (ведь ему обеспечено бессмертие)2 . У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Таковы защитники земли Русской. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Своими подвигами прославляют родную землю, защищают её от врагов. И наше время нельзя назвать вполне мирным, на долю наших современников выпала и боль потерь товарищей, и огонь сражений, разрушение и смерть. Им пришлось в «мирное время» рисковать своей молодой жизнью. Для очень многих она закончилась там, на поле битвы: в отрогах немых гор, на перекрестках пыльных дорог, на улицах чужих городов и сел… 1 См. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/ Сост. Н.В. Шахматова и др. – СПб: ИД «Весь». 2004. – 736, ил. 2 См. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.

4 Вы спросите, во имя чего? Ответ прост: они – люди долга и чести, до конца верны присяге, которую дали Родине, став на путь служения Отечеству, выбрав для себя самую мужскую в мире профессию – защитника, воина. А можно ли совершить подвиг и стать героем не на войне? Есть ли в наше время место подвигу? Есть ли среди жителей Кимильтея герои, которыми гордятся односельчане? Поиск ответа на поставленные вопросы автор начал с посещения краеведческого музея села Кимильтей, где познакомился с героическим подвигом Ивана Михайловича Рагозина. Его история заинтересовала. Так объектом исследования стала жизнь и подвиг жителя села Кимильтей Рагозина Ивана Михайловича. Глава І. В жизни всегда есть место подвигу 1.Постановка проблемы Тема исследовательской работы «В жизни всегда есть место подвигу».

5 Объект исследования предлагаемой работы – биография и подвиг земляка Рагозина Ивана Михайловича. Предмет исследования – история жизни и подвига молодого человека, оказавшегося перед выбором: жизнь или спасение людей? Проблема – можно ли совершить подвиг и стать героем не на войне? Гипотеза – героями не рождаются, ими становятся. Актуальность темы - заключается в необходимости сохранения в памяти жителей села Кимильтей, городов Саянска, Зимы и Зиминского района подвига И.М. Рагозина. В ноябре 2015 года отмечалась 20-летняя годовщина подвига милиционеров – наших земляков. Наша страна, обладающая огромными, гигантскими возможностями может быть побеждена только идеологически, прогнив изнутри. Победив когда-то в Великой Отечественной войне, теперь мы проигрываем на информационном фронте. Мы не знаем наших героев и даже удивляемся необходимости знать о них! Мы сами не хотим становиться героями. И если сейчас не остановимся, то скоро будет поздно. Потеряв гордость за свою историю, мы потеряем страну. Цель работы: доказать на личном примере Ивана Рагозина, что в жизни всегда есть место подвигу и что героями не рождаются, ими становятся. Задачи:  провести выборочный социологический опрос обучающихся Кимильтейской школы и училища по вопросу «Что вы знаете о подвиге Ивана Рагозина?»  провести беседы с односельчанами, одноклассниками, друзьями Ивана Рагозина;  изучить материалы (документы, фотографии), хранящиеся в экспозиции краеведческого музея с. Кимильтей;  посетить отдел внутренних дел г. Саянска и взять интервью у сослуживцев Ивана Рагозина;  обобщить и систематизировать информацию о жизненном пути и подвиге односельчанина и предоставить её в соответствии с хронологическим принципом;  привлечь интерес моих сверстников к изучению истории малой родины через судьбу человека, совершившего героический подвиг. Методы исследования: сбор, анализ и систематизация архивных материалов, интервьюирование односельчан, сослуживцев, изучение средств массовой информации, контент-анализ, сравнительный анализ. В работе исследовалась биографическая судьба героя на разных этапах жизни: школьные и трудовые годы. При подготовке работы были изучены документы архивные и экспозиционные материалы Кимильтейского краеведческого музея, собраны воспоминания

6 односельчан, сослуживцев. Оформлена папка материалов о Рагозине Иване Михайловиче и составлена презентация «В жизни всегда есть место подвигу». Тема, связанная с исследованием жизненного пути, очень специфична. С одной стороны, она выстраивается на субъективных воспоминаниях и суждениях людей; с другой стороны, на объективных источниках, к которым, в первую очередь, относятся различного рода документы (например, грамоты, диплом, трудовая книжка, военный билет и т.п.). Научная литература по тем вопросам, которые непосредственно рассматриваются в исследовании, отсутствует. Таким образом, данная работа построена на использовании лишь источников устного и документального материала, за исключением выдержек из газет. Практическая и теоретическая значимость исследования: работа рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей малой родины. Данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в школьном курсе истории, а также при проведении классных часов по патриотическому воспитанию. Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Исходя из вышеизложенного определились этапы работы: 1. Социологический опрос. 2. Изучение материалов местных краеведов музея села Кимильтей. 3. Интервьюирование классного руководителя, односельчан, сослуживцев. 4. Анализ полученных результатов. 5. Оформление работы, и презентации «В жизни всегда есть место подвигу». 2. Исследование В начале исследования, с целью выявить, что знают жители села о подвиге Ивана Рагозина, и как хранят память о своём герое, был проведен социологический опрос. В исследовании использовалась случайная выборка респондентов из трёх категорий жителей села Кимильтей. Всего было опрошено 44 человека: из них: 14 – взрослые жители села, 15 – учащиеся Кимильтейской школы, 15 – студенты техникума. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы: 1. Можно ли стать героем в наше время? 2. Героями рождаются или становятся? 3. Вы знаете о подвиге Ивана Рагозина? По первому вопросу были получены следующие результаты:

7 Вывод: большинство респондентов считают, что можно стать героем в наше время. Хотя среди школьников и студентов имеются сомнения по этому вопросу. По второму вопросу были получены следующие результаты: Вывод: большинство респондентов ответили, что героями становятся, а не рождаются. По третьему вопросу были получены неутешительные результаты: Из 44 человек только 17 ответили, что знают, какой подвиг, совершил Иван Рагозин. И это большая часть респондентов из числа взрослых жителей села. Подрастающее поколение, к сожалению, не помнит ни Ивана, ни его подвиг. Результаты исследования убедили в том, что тема исследования выбрана правильно. Глава ІІ. Каким он парнем был 1. Становление героя Есть только миг между прошлым и будущим Именно он называется жизнь… В краеведческом музее села Кимильтей имеется краткая биография Ивана Рагозина. Обычная для выросшего в СССР человека биография. Рагозин Иван Михайлович родился 3 декабря 1966 года в селе Кимильтей Зиминского района Иркутской области в крестьянской семье. В 1984 году окончил Кимильтейскую среднюю школу. Отслужил в рядах вооружённых сил Советского Союза. Работал в родном колхозе водителем. В 1994 году поступил на

8 службу рядовым милиции, инспектором дорожно-патрульной службы ГАИ отдела внутренних дел города Саянска. Погиб 5 ноября 1995 года при задержании вооруженного преступника. Сухая официальная информация, а за ней – жизнь, наполненная подготовкой к подвигу. И дело даже не в советской идеологии, тогда активно готовившей гражданина к войне, нет. Научить воевать можно. Научить жертвовать собой – нельзя, ведь только сам человек может вырастить себя способным отдавать себя своей земле, своему народу, своим близким. В этом и есть подвиг, а акт героизма – это только вершина айсберга. В результате исследования по рассказам односельчан, классного руководителя, сослуживцев была воссоздана наиболее полная биография Ивана Михайловича Рагозина. Иван – старинное русское имя, издавна было символом защитника Родины. Русскому Ивану посвящено множество од, песен, стихов, сказок, былин, в которых Иван предстает сильным, волевым, преданным, красивым человеком с большой душой. Поэтому имя Иван - это олицетворение настоящего русского человека. Недаром во многих странах русских называют Иванами - защитниками земли Русской. Итак, каким он был Иван? Родился Иван Рагозин в селе Кимильтей. В семье было трое детей, Ваня был из них младшим. Родители были колхозниками. Отец: Рагозин Михаил Васильевич 1926 года рождения, уроженец села Кимильтей работал в колхозе имени «Ленина» мотористом. Мать: Рагозина Елизавета Егоровна 1928 года рождения уроженка Алтайского края по состоянию здоровья не работала. Ведение домашнего хозяйства и воспитание детей было полностью на её плечах. Мальчишки, Ваня с братом Валентином выполняли посильную мужскую работу, а сестра Тамара больше помогала матери. Работы на приусадебном участке и покосе полностью выполнялись руками матери и детей. Все дети рано были приучены к труду. Отец приходил с работы поздно и к тому же тоже был не совсем здоров. В материальном отношении семья всегда имела ограничения, но дети все были одеты, обуты скромно, но аккуратно, умели дорожить и беречь всё, что им досталось в семье.3 Мальчик, проживающий, на улице Тереховой пошел учиться в школу в 1973 году, где был аккуратным и дисциплинированным учеником. Он активно занимался физкультурой, выполнял нормативы ГТО на «отлично» и за это его награждали почетными грамотами и знаками отличи. С детства Ивану нравилась военная форма. Он мечтал стать военным, будущим хранителем правопорядка. В школе он учился на хорошо, в Кимильтейском краеведческом музее бережно хранят его тетрадки, заполненные аккуратным почерком. Иван был по характеру уравновешенным, немного задумчивым, не конфликтным юношей. 3 . См. Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны

9 Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны4 , Иван пользовался уважением у своих одноклассников, с его мнением считались. Он был добросовестным и ответственным учеником, всегда выполнял как временные, так и постоянные общественные поручения, постоянно избирался в актив класса. Много читал. Вместе со своими одноклассниками работал в школьной производственной бригаде и в числе лучших членов бригады неоднократно принимал участие в туристических поездках по памятным городам Советского союза: Москва, Сочи, Куйбышев. Из воспоминаний Урицкой Светланы Николаевны: «Я училась на три года старше Ивана. Это был высокий, спокойный парень. Всегда с улыбкой, немного задумчивый. Он располагал к себе». Большую роль в воспитании Ивана сыграла его мама5 . Малограмотная мать, Елизавета Ивановна, не задумывалась о том, что она подаёт детям хороший пример милосердия и сострадания и умения прийти на помощь слабому. Дело в том, что рядом по соседству проживала одинокая старушка Вондрухова Елена с маленькой пенсией. По возрасту, она не могла работать на огороде и ходить в магазин. Мать Вани делилась с этой бабушкой продуктами со своего подворья, носила по тропинке через огород что-нибудь поесть. Иван вместе с братом так же часто оказывал помощь бабушке: приносил воду и рубил дрова. Так Иван пошёл по жизни добрым, отзывчивым и благородным человеком. После успешного окончания средней школы Иван был призван в ряды Советской армии. Отслужив два года, вернулся в родное село и стал работать в колхозе водителем. В мае 1994 году Иван поступил на службу рядовым милиции, инспектором дорожно- патрульной службы ГАИ отдела внутренних дел города Саянска. К сожалению, проработал там один год. За период службы в должности зарекомендовал себя с положительной стороны. Подполковник полиции Бондаренко А.Л. вспоминает: « Иван по своему характеру был скромным и спокойным человеком. В общении с участниками дорожного движения всегда был предельно вежлив, никогда не позволял себе грубости. В коллективе ОГАИ пользовался заслуженным уважением. Ценили его за трезвую голову, точный расчёт, за мужество и природную смекалку. Иван имел хорошие показатели в надзоре за движением. В 1995 году им было выявлено1080 нарушителей Правил дорожного движения, 48 из которых – водители находились в состоянии алкогольного опьянения. За добросовестную службу имел неоднократные поощрения со стороны руководства». 4 См. Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны 5 См. Из воспоминаний классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны

10 В горотделе милиции города Саянска показали приказ начальника ГОВД, подполковника Е.И.Соловьёва о награждении рядового Ивана Рагозина в честь дня работника милиции. Увы, об этом приказе Иван уже не узнал. Так незаметно, но уверенно Иван шёл к своему главному поступку в жизни, который прославил его среди жителей района и Иркутской области. 2. Подвиг во имя спасения людей – бессмертен Это и есть секрет героизма: никогда не позволять страху смерти руководить вашей жизнью. Бернард Шоу 4 ноября 1995 года личный состав Саянской милиции был поднят по тревоге. Введен оперативный план «Серена», направленный на розыск и задержание особо опасного вооруженного преступника. Было известно, что в 19.20 он ворвался в частный магазин «Кристина», расположенный в микрорайоне «Юбилейный», выстрелами из пистолета убил продавца Ирину Терлюк, покупателя Даниленко, работавшего директором Куйтунского лесхоза и, завладев выручкой в кассе магазина, скрылся. Ориентировка о приметах убийцы разошлась по району. Ее принял экипаж дорожно- патрульной службы ГАИ в составе старшины Сергея Гришкевича и рядового Ивана Рагозина, которые несли службу на контрольно-пропускном пункте ГАИ между Саянском и Зимой. «Внимание все постам!» - услышали они голос дежурного по рации, - «Принять меры к задержанию опасного преступника, его приметы…» А потом уже не по инструкции: - «Осторожнее, ребята, у него пистолет!..»6 Они ещё не знали, что в арсенале Эдуарда Сафронова, когда-то принимавшего участие в боевых действиях в Приднестровье, кроме пистолета системы Макарова, были две боевые гранаты «Ф-1». «Есть в названии эхо взрыва, Что вчера ещё всех потряс, А сегодня до боли зримой Разрывает сердце у нас. Кто бедою былою ранен, К бедам новым не станет звать. Нет не в Библии, не в Коране Наущения убивать». … Подчиняясь жезлу, маршрутный автобус послушно прижался к обочине трассы. Осматривая его салон, в котором находилось около тридцати пассажиров, Гришкевич и 6 . См. газетная статья «Вооружён, и очень опасен».

11 Рагозин, не сговариваясь, обратили внимание на человека, внешность которого совпадала с приметами убийцы, указанными в ориентировке. Действовали по обстоятельствам, спокойно и быстро. Под предлогом досмотра автобуса вывели из салона подозрительного, исключив малейшую возможность использования им оружия. Дальнейшие события разворачивались со скоростью стрелки секундомера. Спрыгнув с подножки, Сафронов (а это был он), выхватил из кармана куртки «лимонку» (чеку он выдернул раньше). До взрыва, который мог стоить жизни многим ничего не подозревающим пассажирам, оставались мгновения, когда Иван Рогозин в отчаянном броске, закрывая собой, проем двери, перехватил руку со смертоносным куском металла с характерной насечкой. Взрыва он уже не слышал. Он не видел, как упал, истекая кровью, смертельно раненый осколком его напарник, который скончался через шесть суток, не мог видеть лиц людей за окнами автобуса, в которых застыл страх, и того, что еще живой бандит в агонии пытается выдернуть чеку второй гранаты. Но второго взрыва не последовало – подоспевший к месту происшествия сержант Александр Белезов разрядил свой ПМ в голову убийцы. Иван и его напарник Сергей Гришкевич с множественными осколочными ранениями были доставлены в Центральную городскую больницу Саянска. Врачи реанимационного отделения всю ночь боролись за спасение их жизней. Но, не смотря на их старания, Рагозин Иван скончался утром 5 ноября 1995 года, не приходя в сознание. Так оборвалась жизнь замечательного человека. В газетах напишут: «Погиб на своём боевом посту, задержав убийцу, сохранив жизнь десяткам людей»7 . Напарник Ивана Сергей Гришкевич (23 года) в тяжелейшем коматозном состоянии находился в течение нескольких дней. Скончался 10 ноября 1995 года. Похороны Ивана Рагозина проходили 8 ноября при большом стечении жителей городов Саянска, Зимы и ближайших сёл. Ивану были оказаны все почести. Траурное прощание проходило во Дворце культуры города Саянска с выставлением к гробу почётного караула из числа сотрудников ОВД в форменной одежде, с оружием. Похоронили Ивана на кладбище в родном селе. При опускании гроба был произведён трёхкратный ружейный салют. На месте гибели Ивана Рагозина и Сергея Гришкевича установлен мемориал памяти. За мужество и отвагу, проявленные при задержании опасного преступника, Иван Михайлович Рагозин и Сергей Васильевич Гришкевич Указом Президента РФ № 1652 от 16.12.96 награждены Орденами Мужества (посмертно). Ежегодно 4 ноября сотрудники ГИБДД организуют митинг в честь памяти погибших сотрудников, на котором присутствуют сотрудники отдела полиции г. Саянска, г. Зимы, 7 См. Воспоминания сослуживцев дорожно-патрульной службы ГОВД города Саянска

12 пенсионеры и ветераны органов внутренних дел, представители городской администрации, военкомата, общественности города. К памятнику возлагаются гирлянды и цветы. В краеведческом музее села Кимильтей оформлена экспозиция, посвящённая Ивану Рагозину. В экспозиции выставлены личные вещи и служебная форма Ивана, пробитая осколками шапка и сами осколки гранаты, удалённые из его тела. Оформлен памятный альбом. Память об Иване Рагозине увековечена в названии улиц в городе Саянске и родном селе Кимильтее, где он родился и честно прожил свою жизнь. Очень короткой оказалась жизнь Ивана Рагозина. По жизни он шагал твёрдой поступью с чистыми помыслами. Достойно ушёл из жизни, спасая жизнь пассажиров и водителя, ценой своей жизни, что, несомненно, является геройским подвигом. Заключение В исследовательской работе восстановлена и изложена героическая биография Ивана Михайловича Рагозина. Исследован вопрос - есть ли в жизни место подвигу и можно ли стать героем в наше мирное время. Бывают ситуации, когда у человека нет выбора. Это не так. Ежедневно, ежечасно каждый из нас делает тот или иной выбор. Иногда, чтобы стать героем, достаточно просто остаться человеком, не предать друзей, остаться верным Родине, поступить так, как диктует тебе собственная совесть. И даже в нашей обычной жизни все наши поступки имеют определённую цену: делая даже незначительный (казалось бы) выбор, мы определяем свою дальнейшую судьбу, своё будущее и будущее своих детей. Вся жизнь и подвиг Ивана Рагозина доказывает, что героями не рождаются, ими становятся. Становятся в трудных условиях выбора: жить ради себя или для других. Есть вещи, которые важнее жизни… Иван смог сделать выбор в пользу жизни других людей, не думая о своей.

13 Достоверность работы неопровержима, так как материал взят из прямых источников, а именно, из воспоминаний односельчан, сослуживцев, архивных данных и экспозиции музея села Кимильтей. Работа актуальна, так ка в ноябре 2015 года отмечалась 20-летняя годовщина подвига милиционеров. Данная работа выставлена на сайте научного руководителя Красиковой О.П., поэтому доступна для широкого круга читателей. Школа взяла шефство по уходу за могилой Ивана, так как в Кимильтее не осталось его родственников. Историю своей Родины необходимо изучать по судьбам людей, ведь историю делают люди. Именно в человеческих судьбах отражается время и человек – его общественное положение и духовный мир. Иван Рагозин – истинный герой своего времени и вся его жизнь поучительна и достойна подражания. Список источников и литературы 1. Архивные документы краеведческого музея с. Кимильтей. 2. Воспоминания жителей с. Кимильтей. 3. Воспоминания классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны. 4. Воспоминания сослуживцев дорожно-патрульной службы ГОВД города Саянска 5. Краткая биографическая справка Рагозина Ивана Михайловича. Краеведческий музей села Кимильтей. 6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. 7. Статья «Вооружён, и крайне опасен» // Газетная вырезка краеведческого музея села Кимильтей. 8. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/ Сост. Н.В. Шахматова и др. – СПб: ИД «Весь». 2004. – 736, ил.

14 Приложение 1. Воспоминания классного руководителя Зарубиной Клары Ивановны

15 Приложение 2. Служебная характеристика на Рагозина Ивана Михайловича

Уровни краеведческой работы в ОУ

    Первый уровень - получение учащимися «готовых» знаний о крае.

    Второй уровень - самостоятельное приобретение знаний. Источниками могут быть научная литература, публикации в периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

    Третий уровень - изучение истории родного края в ходе исследовательского поиска. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.

Цели занятий исследовательской работой

  • Выявление учащихся, способных к исследовательской работе.

    Развитие творческих способностей учащихся.

    Формирование аналитического и критического мышления.

    Содействие в профессиональной ориентации.

    Воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности.

    Самоутверждение учащихся.

Алгоритм подготовки исследовательской краеведческой работы на конкурс

    Ознакомить учащихся с требованиями Положения о конкурсе.

    Объяснить отличие исследовательской работы от реферативной.

    Оказать помощь в выборе темы. Определить проблему.

    Определить актуальность, практическую значимость исследования.

    Сформулировать цель, определить задачи, методы исследования.

    Составить рабочую программу подготовки исследовательской работы.

    Ознакомиться с литературой, расспросить людей, имеющих отношение к Вашей теме. Опросить старожилов.

    Организовать работу в архивах, музеях. С периодическими изданиями.

    Описать процесс исследования.

    Обсудить результаты исследования.

    Сформулировать выводы.

    Оформить работу и отправить ее на конкурс.

    Подготовить текст выступления и наглядность к защите.

    Подготовить ответы на вопросы.

Правила выбора темы

    Правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.

    При выборе темы следует учитывать:

    Актуальность.

    Новизну.

    Практическую значимость.

    Степень изученности.

    Возможность найти необходимые источники.

    Такие темы, как история села, школы, храма являются широкими, обзорными. Для полного обзора бывает недостаточно материала.

    Узкие темы дают большую возможность глубокой и детальной проработки.

    Тема должна звучать четко и ясно. Количество слов в названии – от 8 до 16, включая предлоги, союзы и то, что указывается в скобках.

    Чем меньше слов в названии темы – тем большую область исследования она охватывает.

Название работы

Объект и предмет исследования

    Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

  • Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Изучая предмет, мы познаем объект. Один и тот же объект м.б. предметом изучения разных исследований. Например: объект «учебный процесс» может изучаться методистами, психологами, физиологами и т.д.

    Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы или очень близок к нему.

    В исследовании должно быть сказано о предмете что-либо, чего еще не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказывавшиеся.

Формулировка цели

    Сравнить…

    Определить…

    Классифицировать…

    Проанализировать…

    Оценить…

    Описать…

    Обобщить…

    Опознать…

    Восстановить…

    Составить список и т.д.

Формулировка задач

  • После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

    Общая цель, в свою очередь, распадается на выполнение ряда исследовательских задач.

    Неправильно выдавать этапы исследования за задачи.

    Задачи вычленяются не по хронологическому принципу, а по структурному, как компоненты общей проблемы.

Введение

    Чему посвящена исследовательская работа?

    В чем состоит актуальность работы?

    Какие работы посвящены исследованию данной проблемы.

    Краткий обзор – аннотация в хронологической последовательности.

    Хронологические рамки исследования.

    Что является объектом исследования?

    Что является предметом исследования?

    Цель работы.

    Задачи (3-4).

    В чем состоит практическая значимость работы?

    Какие методы исследования использовались в работе?

    Какова структура работы?

    Сколько наименований включает в себя библиография?

Виды источников

    Письменные: печатные и рукописные книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные.

  • Изобразительные: фотографии (кто или что изображено на снимке, выяснить ФИО), рисунки, плакаты, географические карты и др.

    Вещественные: предметы быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.

    Устные: беседы, интервью и т.д.

    Технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные);

    Комплексные: предметы, содержащие элементы источников разных видов (некрополь, жилище, семейный альбом, коллекции, собираемые отдельными членами семьи).

Работа с литературой

    Библиографию составляют в школьной, городской, районной и областной научной библиотеке.

    На каждое издание заполняют библиографическую карточку, используя Правила библиографического описания.

    В верхнем левом углу карточки отмечают название библиотеки и шифр.

    На оборотной стороне карточки кратко фиксируют факты, которые представляют интерес. Если не хватает места – делают ссылки к тетради №, стр. №.

    Цитаты заключаются в кавычки, чтобы потом не спутать с конспективной записью.

Требования к записи воспоминаний и рассказов

    Карточка респондента:

    ФИО респондента.

    Год рождения, дата.

    Место рождения.

    Национальность.

    Образование.

    Профессия (род занятий).

    Социальное положение.

    Адрес.

    Дата записи.

    Данные о составителе карточки.

Этапы написания исследовательской работы по родословию

    Получение информации от родственников через беседы, интервью, переписку.

    Составление генеалогических карточек на каждого родственника.

    Составление родословной схемы.

    Изучение документов семейного архива.

    Поиск материалов в Интернете и их изучение.

    Поиск и изучение документов в государственных музеях, архивах, библиотеках.

Генеалогическая карточка

    Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

    Имя, отчество (если изменялись, указать какие были раньше).

    Дата и место рождения.

    Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).

    Национальность.

    Фамилия, имя, отчество отца.

    Фамилия, имя, отчество матери.

    Место или места жительства, с указанием дат.

    Имена и даты рождения братьев и сестёр.

    Образование, что окончил.

    Место (места) работы или службы, должности.

    Участие в войнах, каких, где.

    Награды, звания.

    ФИО жены (мужа).

    ФИО детей, их даты рождения.

    Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).

    Хобби (увлечение).

    Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат.

    Дата заполнения.

Изучение персоналий

    Составление хронологии жизни изучаемого персонажа. Причем к каждой дате, событию желательно указывать имеющиеся источники.

    Вычленение этапов в жизни и деятельности героя исследования.

    Анализ профессиональной, общественной и творческой деятельности.

    Связь изучаемого с регионом.

    Описание (каталогизация) творческого наследия. Это действие может стать исследовательской задачей. Заслуга юного краеведа может заключаться в поиске и выявлении этих публикаций и обобщении их.

Требования к оформлению приложений

      Нумерация страниц – сквозная, включая Приложения.

      В работе должен быть Список приложений.

      В Приложениях помещают только те материалы, которые имеют отношение к работе.

      Приложения, также как и текст работы, располагаются в хронологическом порядке.

      Запрещается в качестве приложений использовать подлинники.

      Обязательно Приложения должны быть прокомментированы, подвергнуты критическому анализу.

      Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом см. (см. приложение 1).

      Приложения к работе необходимо аннотировать (подписи под фото, схемами, картами, воспоминаниями, иллюстрациями и т.д. делать с учетом принятых в исторической науке правил описания всех типов источников: письменных, вещественных, изобразительных, устных и т.д.)

Советы докладчику

    Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть "привязанным" к тексту.

    Необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)…", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.

    Следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе.

    Закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание";

    Задача презентации: показать результаты исследовательской работы максимально выгодно и обоснованно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами.

Критерии оценки исследовательской работы

    Актуальность и новизна исследования

    Четкость постановки целей и задач

    Соответствие достигнутого результата поставленным целям.

    Логичность выступления.

    Компетентность докладчика (в т.ч. умение отвечать на вопросы).

    Культура устного выступления.

    Глубина исследования

    Библиография (корректность в использовании литературных источников, количество источников)

    Целесообразность использования наглядного материала (иллюстративный материал, диаграммы, другие виды наглядности)

    Оформление.

Факторы успешности исследовательской работы

    Соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской работой.

    Добровольность выбора темы учащимся.

    Максимальная самостоятельность учащихся в процессе проведения исследования.

    Компетентное руководство преподавателя ученической исследовательской работой.

    Учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся при выборе темы исследования.

    Уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов школы.

    Системы мотивации и поощрения за исследовательскую работу.

    Увлечь учащихся историей родного края (этому способствуют экскурсии, встречи с интересными людьми, «общение» с предметами музейного значения, сбор тематического материала в СМИ, работа в школьном музее и т.д.).

    Дать учащимся «базовые» краеведческие знания.

    Дать представление об источниках, их видах.

    Научить описанию музейных предметов.

    Побывать с ними в библиотеке, архиве, музее.

    Провести занятия по методике сбора устных источников.

    Предложить на выбор темы для исследования.

    Предусмотреть в учебном плане индивидуальные занятия с учащимися по осуществлению научного руководства иссл. работой.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4»

п.г.т. Фёдоровский Сургутского района

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Исследовательская краеведческая работа

«По родным дорогам всей семьёй»

Выполнил:

Кондрашов Денис

Сургутский район, п.г.т. Фёдоровский,

МБОУ «Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 3 «а» класс

Руководитель:

Казазаева Татьяна Георгиевна

2012 г.

ПО РОДНЫМ ДОРОГАМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ

Кондрашов Денис Сергеевич, 10 лет

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, городское поселение Фёдоровский

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 3«а» класс

Описание проекта

Цель работы: изучить влияние исторического родословия на формирование основ патриотизма.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Посредством семейных туристических поездок посетить исторические места, родные края членов семьи Кондрашовых, традиции и обычаи предков.

    Овладеть компьютерными программами для создания семейной видеоколлекции.

    Заинтересовать сверстников и окружающих изучением истории своего рода.

    Выявить влияние родословия на развитие чувства гуманизма и гордости за свою семью и страну.

Итогом работы стало создание видеоколлекции «По родным просторам всей семьей», летописи семьи Кондрашовых-Сотниковых, заслужившей Диплом I степени «За заслуги в изучении истории своего рода» от губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Н.В. Комаровой, пополнение Интернет-пространства сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края. Туристические поездки по значимым для семьи местам, участие и победа в городском и окружном конкурсах «Семья года» в г.Сургуте и г.Ханты-Мансийске, участие в Форуме семей Уральского федерального округа «Уральская семья» в г.Екатеринбурге и Всероссийском форуме «Дом семьи - Россия» в г.Санкт-Петербурге, в конкурсе «Наша креативная родословная» способствовали развитию патриотических чувств всех членов семьи. Созданные Клуб юных историков, генеалогический сайт на . MyHeritage. ru и поиск единомышленников в единой школьной сети www lassnet. ru позволили заинтересовать сверстников и окружающих изучением исторического прошлого семьи и страны.

Содержание

Введение стр. 2

Глава I. Семейный туризм, изучение истории своего рода, их значение в воспитании патриотизма.

      История возникновения родословных и современность. стр. 4

      Истоки патриотизма – в семье. стр. 5

Глава II. По родным просторам всей семьёй: исследование исторического родословия Кондрашовых

2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода. стр. 6

2.2. Исследование материала об истории семьи и страны. стр. 6

2.3. Анализ результатов проведённой работы. стр. 8

Заключение стр. 9

Литература стр. 10

Приложение

Введение

Второклассник, ученик, человек… Я – сын своих родителей Натальи и Сергея Кондрашовых, внук своих бабушек и дедушек, россиянин, а чувство Родины неотделимо от чувства истории. В последние годы воспитание патриотизма становится задачей государственной важности. В энциклопедиях патриотизм описывается как принцип или чувство человека, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Почему же так мало патриотов в наше время?

Поэтому актуальность данного исследования определяется следующим:

Основой патриотизма для таких, как я, младших школьников, должно стать изучение истории семьи и страны;

Семейный туризм – хорошая возможность для изучения истории своего рода;

Необходимо приобщать всех членов семьи и моих сверстников к изучению родословной, как источника развития чувства рода и Родины.

Материалы в газетах и журналах отмечают роль героических традиций и обычаев семьи в патриотическом воспитании детей. Учёные считают, что государство сильно не только мощью своей армии, твёрдостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него семей, а семейная летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или о целом роде, это повествование об истории всего государства. Значит, летопись семьи будет моим вкладом в историю России.

Целью исследовательской работы является изучение влияния исторического родословия на формирование основ патриотизма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Освоить способы поиска и сбора сведений о семье и стране, познакомиться с историческим прошлым семьи, составив родословную.

    Овладеть компьютерными программами построения родословных.

    Заинтересовать сверстников и окружающих изучением истории своего рода, обеспечивая сохранение семейных традиций.

    Выявить влияние родословия на развитие патриотических чувств младших школьников – гуманизма и гордости за свою семью и страну.

Была выдвинута гипотеза: изучение исторического родословия своих семей младшими школьниками будет способствовать развитию патриотизма.

Объект исследования - патриотические чувства учащихся начальной школы. Предмет исследования – историческое родословие как основа формирования патриотизма.

Новизна исследования состоит в следующем:

    Проблема патриотического воспитания изучается с позиций школьника.

    Видеоколлекция о туристических поездках по следам своих предков, составленная школьником, сопровождается стихотворениями семейного сочинения.

    Поиск заинтересованных сверстников проводился не только среди одноклассников, но и через детский интернет - сайт.

    Новым является способ оформления родословной в виде настенного семейного Дерева и Архива семьи. Освоена новая компьютерная программа для составления родословия семьи.

Практическая значимость заключается в возможности использования собранных материалов для проведения мероприятий с детьми в школе и других учреждениях.

Методы исследования : анализ литературы; анкетирование, опрос; сравнительный анализ исторических материалов; эксперимент.

Источники устной информации : рассказы близких родственников, встречи с членами генеалогических обществ.

Источники документальной информации : архивы, музеи, ресурсы Интернет.

Этапы проведения исследования :

I. Информационно-накопительный:

Сбор данных о членах семьи, условиях их жизни, традициях;

Поиск родственников и установление контактов с ними.

II. Практический:

Изучение представлений сверстников о патриотизме и традициях семьи, организация Клуба юных историков среди одноклассников;

Организация семейных туристических поездок по родным местам;

Размещение на Интернет-сайте для школьников www lassnet . ru информации о поиске единомышленников, создание семейного Древа на Интернет-сайте www . MyHeritage . ru , о формление альбомов «Древо жизни семьи Кондрашовых», «История семьи» и семейного музея по результатам изучения родословной, презентация результатов деятельности;

Создание коллекции семейных видеофильмов;

Участие в общешкольных, районных, окружных и Всероссийских мероприятиях.

IV. Контрольный этап

Проведение опроса одноклассников, анализ результатов и подведение итогов.

Ожидаемые результаты :

Привлечение внимания школьников и взрослых к истории семьи и страны, семейным традициям;

Популяризация семейного туризма;

Появление у сверстников чувства любви и уважения к родителям, близким и дальним родственникам, чувства гордости за свою семью.

Формы представления результатов исследовательской деятельности:

Видеоколлекция «По родным просторам всей семьёй»: клипы, фильмы. мультимедиапрезентации;

Графическое изображение родословной в виде схемы,

Объёмная композиция Дерева семьи из атласных лент;

- «Архив семьи» – летопись в ларце;

Буклет «Традиции семьи»;

Генеалогическое Дерево на Интернет – сайте www .My Heritage.ru;

Презентация результатов проекта на I районном конкурсе исследовательских работ младших школьников «ЮНИОР» в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодёжи «Шаг в будущее»;

Музей семьи «История семьи в документах», «Боевая слава семьи»;

Выставки семейного музея и творчества в Центре помощи семье и детям «Зазеркалье» г.Сургут, в культурно-досуговом центре «Югра-Классик» г.Ханты-Мансийск, участие во Всероссийской выставке «Твоя родословная – твой дом» г.Санкт-Петербург;

Глава I. Семейный туризм, изучение истории своего рода, их значение в воспитании патриотизма.

      История возникновения родословных и современность.

Знакомство с историей необходимо каждому человеку. А история страны – это множество историй семей. Заинтересовавшись вопросом, откуда пошли родословные семей, нами была изучена детская литература по истории и генеалогии. Удалось узнать о первых родословиях - ещё первобытные люди создавали предания об истории своей семьи, потом появились частные родословцы или родословники, получившие название родословных росписей или родословных книг и включающие списки членов одной фамилии, рода, по порядку. На Руси родословные росписи служили подтверждением высокого происхождения, богатства и службы князьям. Интересно, что в первые русские родословные не заносились имена женщин. Древнейшим родословцем является «Государев родословец» 1555 года. Согласно историческим данным, через сто лет московское правительство решилось на память потомкам составить общую родословную книгу для всех фамилий – это была «Бархатная книга», в которую вошли только самые знатные роды.

Родословцы, родословники и родословные росписи были главными источниками для последующих родословных книг, другими источниками служили разрядные книги, боярские списки, временники и летописцы, церковные книги.

Как стало известно, в последние годы повысился интерес к неизвестным сторонам истории страны, семьи, фамилии, рода. Интерес людей к изучению родословных способствовал возрождению науки генеалогии. Её истоки уходят своими корнями в первобытный строй, где особое значение имело кровное родство, и рассказы о предках передавались из поколения в поколение.

В настоящее время существуют историко-родословные, генеалогические общества, которые объединяют людей и целые семьи, желающие изучать родословные, продолжать династию своих предков.

Некоторые семьи пытаются найти родственников по Интернету, рассылая однофамильцам письма, в которых вкратце описывается история семьи с указанием названий городов и районов, фактов из жизни, редких фамилий, прозвищ, и с просьбой ответить в случае совпадения сведений.

Следуя семейной традиции – путешествовать всем вместе, было решено во время поездок изучать историческое прошлое семьи, обычаи и нравы рода Кондрашовых и всех фамилий, входящих в Семейное Дерево жизни.

Исследовав страницы Интернета, удалось узнать, что создается множество сайтов, которые позволяют найти своих родственников, встречаются страницы, содержащие список ветеранов войны, имена священников, тысячи русских фамилий. Данные тексты оказываются ценными для учёных - историков и для нас, обычных людей, потому что содержат редкие факты, как о больших событиях, так и о простом народе. В то же время родословные на сайтах историков содержат лишь наиболее важные факты из жизни предков, они не всегда интересны для нас, школьников. Кроме родословных в книгах, журналах и на Интернет-сайтах есть родословные семей, которые сами решили сохранить память о своих предках со всеми подробностями, и даже семейными легендами, обычаями и приметами.

Таким образом, удалось выяснить, что интерес людей к изучению родословных уходит своими корнями в первобытный строй и возрождается в настоящее время. Приобщение всех членов семьи и моих сверстников к изучению истории своего рода, способов составления родословных поможет и детям, и взрослым в поисках своих корней. Семейный туризм становится новым средством привлечения внимания окружающих к возрождению семейных традиций и родословия. Летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или даже о целом роде, это повествование об истории всего государства. Судьба России – это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений. Думаю, что летопись моей семьи будет моим вкладом в историю России, моей великой Родины.

      Истоки патриотизма – в семье.

Исследуя историческое прошлое семьи, изучая литературу, мне пришлось часто встречать утверждения о том, что среди современных детей и подростков нет патриотов, любящих свою Родину. Так Д.Д. Данилов, Г.Э. Белицкая в своих работах пишут, что главным для становления патриотизма у детей должно быть воспитание любви к родному дому, природе, культуре и к малой Родине, то есть к тому краю, где человек родился.

Е.В. Бибикова поддерживает их мнение и говорит, что знакомство с историей семьи, рода, с родным краем, народными обычаями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Прочитав в газете «Память рода», что трудности, которые встречают дети и их родители в жизни, привели к появлению неуважения к своей стране, её прошлому, культуре, истории, пришлось задуматься о моём будущем.

Ведь мы живём среди людей, в своём посёлке, районе и округе. А если люди вокруг меня не уважают традиции семьи и страны, то как мне в одиночку спасти память о своих родных?

Для поиска решения проблемы был найден способ: через туристические семейные поездки заинтересовать окружающих и найти единомышленников, которые понимают, что без прошлого нет будущего. А будущее – это мы, наши дети, которых надо будет воспитывать достойными примерами. Поэтому было решено изучить свою родословную и пробудить интерес к возрождению семейных традиций у детей, ведь жизнь каждой семьи – это часть жизни страны, а главное условие воспитания патриота – дела и поступки близких людей.

Итак, можно сделать вывод, что патриотизм включает в себя знания об исторических корнях своей семьи и Родины, чувство уважения к другим людям, любовь к своему родному краю и стремление показать себя в добрых делах, а развитию патриотизма помогает изучение родословия семьи и семейный туризм.

Глава II. Исследование исторического родословия семьи Кондрашовых как источник развития патриотизма.

2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода.

Изучить заинтересованность моих сверстников историей семьи удалось, проведя опрос. Опрос проводился в сентябре 2009 года среди учащихся Фёдоровской начальной школы №4 Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Я опрос провёл первичный в школе, средь учеников:

Жизнь отдать за Родину кто из вас готов?

Кто такой он, патриот? Как семья у вас живёт?

Есть ли связь у поколений, как традиции хранят?

И, признаюсь, господа вам, удивил опрос меня…

Все ребята говорили, будто Родину любили.

Но традиции веков не хранил из них никто.

Разработав несложную анкету и предложив одноклассникам ответить на её вопросы, мы получили довольно печальные факты. Так, из 17 моих сверстников лишь 4 интересовались историей своего рода, 1 девочка знала, кто такие патриоты и всего 1 мальчик знал о своих не очень древних корнях.

Как же будет жить Россия? Как же Родина моя?

И тогда придумал сразу, как проблему решу я.

Корни все я раскопал – родословную собрал…


2.2. Исследование материала об истории семьи и страны.

Первоначальной задачей было изучение истории рода Кондрашовых-Сотниковых и создание семейного музея. Конечно, это потребовало много времени и огромной поисковой работы. Моё родословие – последовательный перечень поколений семьи, её традиций, условий жизни. Среди моих предков были разные люди, они имели разные профессии, судьбы, но неизменным оставалось одно: все они честные, трудолюбивые, любящие свою малую Родину. У каждого члена семьи – своя история, а все вместе взятые они составляют историю края, области и страны.

Вместе с ближайшими родственниками удалось изучить уклад жизни алтайских крестьян и казаков рода Тырышкиных по линии мамы Натальи Георгиевны, томских ханты Маргиных по линии папы Сергея Семёновича, староверов Кондрашовых и найти сведения даже о графе Баранове, служившем при Иване Тёмном на коне и с саблей, ставшие основой герба графов Барановых. Найдя забытые фамилии и старые фотографии, удалось встретиться и побеседовать с удивительными людьми, узнать семейные тайны и легенды…

Давным-давно на Алтае одна бедная женщина подбросила в плетёной корзинке младенца - нашего прапрадеда Николая на крыльцо белого офицера из рода казаков Иллариона Тырышкина. Офицер был добрым человеком и приютил у себя подкидыша Колю, своих детей в семье не было, и мальчика вырастили как родного, окружённого теплом и лаской. Вырос Николай Илларионович невысоким чернявым казаком, занялся торговлей, и встретил свою судьбу – красавицу Марию Григорьевну Камбалину, «россейскую, с Запада Сибири». В 1924 году родился у них мальчик Павлик, ставший через 50 лет нашим любимым прадедушкой. Отсюда берёт своё начало учительская династия моей семьи. Оказалось, что среди моих родственников 12 педагогов, кандидат наук, Почётный работник общего образования, 3 воспитателя, два заведующих детским садом, 4 учителя начальной школы, 2 директора школы, есть лингвист, физик, и школьные психологи.

Вторая трудовая династия идёт по линии папы Сергея – главы семьи. Все мужчины в его роду занимались пчеловодством. Истоки рода пчеловодов Кондрашовых – в таёжных местах Томской области. Прадед Абрам, родившийся в 1898 году, занимался пчеловодством, лечил бедный люд от болезней мёдом. Свои знания он передал племяннику Семёну, который продолжил дело и привил любовь к пчеловодству своему сыну Смёну Семёновичу и внуку Сергею. С тех пор это призвание не проходит ни от возраста, ни от перемены места жительства, призвание это у моего папы на всю жизнь. Поэтому каждое лето мы выезжаем всей семьёй на любимую алтайскую пасеку.

Исследуя историю семьи, удалось восстановить связи с членами рода Кондрашовых-Сотниковых-Казазаевых, поучаствовать в туристических походах и поездках по историческим местам, где жили наши предки: Архиерейский дом, Казанская и Успенская церковь в городе Бийске Алтайского края, усадьба Саржевских в селе Сростки (монумент В. М. Шукшина), Тавдинские пещеры на Алтае, краеведческий музей и Самаровский чугас в г.Ханты-Мансийске, отыскать родственников в Санкт-Петербурге и Магаданской области. Беседы и переписка с близкими людьми моих бабушек и дедушек дали возможность узнать об интересных моментах жизни, о традициях, обычаях и семейных праздниках.

Все полученные сведения удалось соединить в родословную книгу – Архив семьи Кондрашовых, оформленную с помощью родителей в виде старинного ларца, внутри которого находятся два тома семейной истории. Первый том описывает две трудовые династии семьи – четыре поколения учителей и четыре поколения пчеловодов. Во втором томе - описания жизни членов семьи, данные о трудовой деятельности и семейных ценностях. Заинтересовав исследованием свою маму, я смог поучаствовать в создании рукотворного Дерева семьи из ткани.

Успешное участие вместе с родителями в выставке старинных семейных фотографий, реликвий, документов и Летописи семьи в г.Сургуте, победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года-2009», участие в выставке сочинений-рассказов «Непридуманные герои», посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, участие в выставке «Моя семья в истории Победы» в г.Ханты-Мансийске и победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года Югры», создание Клуба юных историков, победа в школьном конкурсе «Традиции нашей семьи» - всё это доказало важность проводимой работы и активный интерес не только моих одноклассников, но и всех окружающих к историческому родословию.Но главным достижением считаю сплочение всех членов семьи. Поддерживая идею возрождения традиций рода Кондрашовых, был воссоздан семейный ансамбль «Кондрашата» после 10-летнего перерыва. Участвуя в фестивалях семейного творчества и концертных программах, я и мои родные призываем всех граждан страны изучать историю семьи и своей малой Родины.

Одноклассников позвал – клуб историков создал,

На С lassnet , MyHeritage ссылки разместил,

Родословные узнать всех их пригласил…

В итоге, благодаря нашим усилиям, сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края пополнился Интернет, публикации в газетах и журналах об участии семьи нашей в выставках и конкурсах привлекли внимание и детей, и взрослых к семейному досугу и генеалогии. Созданная всей семьёй летопись, заслужила Диплом I-й степени за изучение истории своего рода от губернатора Ханты-Мансийского округа. Древо жизни семьи Кондрашовых было удостоено II места на конкурсе «Наша креативная родословная» в рамках Всероссийского форума «Дом семьи – Россия». За презентацию проекта «Историческое родословие – основа патриотизма» получено звание лауреата районного конкурса «Юниор» в номинации «За верность Родине» в г. Лянтор. Выступления семейного ансамбля «Кондрашата» были отмечены Дипломами фестиваля «Семейный праздник» в г.Санкт-Петербурге и Благодарственным письмом полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе на форуме «Уральская семья».

Как мне этим не гордиться? Это ли не результат?

Изучать семью, Россию каждый школьник будет рад!

В процессе работы над проектом я пришёл к выводу, что знакомство членов моей семьи и моих сверстников с историей рода, с родным краем и традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Итоговым результатом стало активное участие моих одноклассников в изучении истории своей семьи, в выставках семейного творчества, конкурсах для семей, проявление ими внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

2.3. Анализ результатов проведённой работы.

Проводя контрольный опрос в октябре 2010 года, уже не было сомнений, что одноклассников, заинтересовавшихся историей семьи и страны, чувствующих гордость за свою Родину, стало намного больше. Результаты контрольного исследования показали: 9 человек увлечены историей семьи, узнают о традициях своих предков, 8 гордятся достижениями своей семьи, значит, патриотические чувства у них стали более развитыми.

По результатам наблюдений за членами семьи можно сделать вывод, что семейный туризм, возрождение семейного ансамбля и общая увлечённость историей рода Кондрашовых помогли восстановить давно забытые родственные связи с членами семей Сотниковых в Санкт-Петербурге, Фильцановых, Вязовченко, Тырышкиных в Алтайском крае, Потёмкиных в Татарии. Знакомство с председателем Союза возрождения родословных традиций В.В. Бибиковым позволило погрузиться в далёкое прошлое купцов Кондрашовых и получить на память фотографию закладной доски из Гребневской церкви, где среди основателей значатся «Кондратовы дети» - наши предки.

Заключение

Много нового и интересного я узнал о своих предках в туристических поездках по родным просторам всей семьёй, готовя этот материал, и моя гордость за них - это невидимая нить, которая называется связью поколений.

В ходе исследования удалось заинтересовать одноклассников и их родителей изучением родословия, найти единомышленников за пределами посёлка: на предложение в Интернете изучать историю своей семьи и обмениваться информацией откликнулись школьники из г. Муравленко, г. Новокуйбышевск, г.Владивосток, г.Минусинск.

Участие в семейных выставках и победа в творческих конкурсах вызвали чувство гордости за мою семью и за то, что мои родные сумели сохранить красоту традиций предков.

В будущем эту гордость я передам своим детям, и они не вырастут «иванами, не помнящими своего родства». Самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, пусть не знаменитым, не выдающимся, но надёжной опорой тем, кто живёт рядом. Я верю, не прервётся нить, связывающая поколения нашей семьи. И в моих детях и внуках будет жить любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.

Список литературы

    Бибикова Е.В. Занимательная генеалогия. -Ярославль, 2008.

    Вокруг тебя – мир. / Сост. К.Сухарев-Дериваз. В.Ю. Выборнова.- М, 2001.

    Горбаневский, М.В. В мире имен и названий. - М. : Знание, 2001.

    Данилов Д.Д., Белицкая Г.Э. и др. Человек и человечество. Вводный курс истории для детей. – М., 2003.

    Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., 2005.

    Можаров Н.Д. Как составить свою родословную. – Кострома, 2000.

    Человек в истории – Россия, ХХ век. –М., 1999.

    Цибизова Е.И. Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников. – М., 2009.

    Интернет-ресурсы: сайт «Российские династии», «Всероссийское генеалогическое древо», . softkey. info; www. kraevedenie.chat.ru; www. svrt.ru.

Отечество – 2016

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Отечество»

Номинация «Историческое краеведение»

Исследовательская краеведческая работа

«Мой хуторок – ты капелька России»

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Строительная, 18

Тел.: 8 928 608 49 79

Руководитель:

учитель биологии

Муниципальное бюджетное учреждение культуры:

Морозовская основная общеобразовательная школа

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Школьная, 24

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Школьная, 14

Тел.: 8 928 160 06 99

Ростов-на-Дону

Введение............................................................................................................... 3

1. Мой хуторок – ты капелька России............................................................... 5

1.1. Физико-географическое описание района исследования …………… 5

1.2. История образования района исследования …………………………. 5

· развивать инициативу и творчество ребят в процессе коллективных дел;

· быть полезными окружающим людям.

Высшим органом управления организацией является республиканский совет, в который входят: атаман , первые помощники атамана и учителя, курирующие республиканские отряды: Знание, Задор, Забота, Чемпион, Эколог, Патриот. Он наделен полномочиями избирать и утверждать общим голосованием помощников атамана и состав республиканских отрядов.

Атаман собирает раз в месяц на школьный казачий круг первых помощников атамана, которые возглавляют отряды, контролирует и координирует работу всех отрядов. Раз в три месяца собирается хуторской круг, на котором атаман детской организации Республика «Казачья» и первые помощники атамана отчитываются о проделанной работе атаману хутора.

Отряд Патриот

Направление деятельности: Культура, краеведение, милосердие

Проект: «Отечество»

Традиционные ежегодные мероприятия: смотр строя и песни; хоккейный турнир; военно-спортивная игра «Зарница; вахта памяти посвященная, Дню Победы, акции милосердия.

Выводы

На сегодняшний день социальная политика государства уделяет немалое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Правительством Ростовской области разработана и утверждена Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года, которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной молодежной политики по воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи. От того, что будет помнить и ценить подрастающее поколение, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего.

Таким образом, основным результатом исследовательской работы является достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа.

Заключение

Не стоит ругать молодое поколение за отсутствие патриотизма, черствость, равнодушие и безнравственность. Некоторые из них уже доказали, что мужество, героизм, бесстрашие не ушли в прошлое.

Время идет, неторопливо и размеренно, и, кажется, никакие потрясения не ускорят его размеренный и ритмичный ход. Не стоит на месте Тихий дон. Степенно и величаво несет он свои воды, также неторопливо, как и много веков назад. По-прежнему живописны и плодородны его берега, вольные, смелые и трудолюбивые потомки казаков живут здесь.

Жизнь не стоит на месте: XXI век не замедлил прийти на наши древние донские земли. Растет и развивается наш хуторок. Проведена телефонизация и газификация, налажено водоснабжение , строятся дороги, реконструирована школа. Те, у кого есть желание работать, добиваются значительных результатов.

Шагая в ногу со временем, не нужно забывать своей истории, традиций, а самое главное – людей, которые смогли создать, сохранить и преумножить все, чем мы богаты.

Не все страницы истории нашего края ещё изучены.

Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

Список использованных источников

1. , Шендерук район: история и современность, 2005

2. Астапенко, обычаи, обряды и праздники донских казаков, 1998

3. Гордеев казачества Ч. 1-4. М., 1995

4. Козлов казачества. Ростов-на-Дону, 1997

5. Казачий словарь-справочник. - Сан. Ансельмо, Калифорния, С. словаря, редактор 1966-1970

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

(Презентация расположена на сайте http://morozshool. ucoz. ru)