После проведения железной дороги за-метно растет. По пере-писи 1897 г. в Иркутске насчиты-валось 51 473, а в 1919 г. 90 800 жителей. В 1910 г. Иркутск имел 18187 построек, в том числе 1190 каменных. Городское население рос-ло преимущественно за счет при-лива рабочих и служащих на тран-спорт (железная дорога, пароход-ство, гужевой транспорт), в торго-вые предприятия, увеличения числа ремесленников, торговцев, военных, чиновников и служащих правитель-ственных учреждений. В меньшей степени увеличивалось количество рабочих на предприятиях фабрично-заводского типа. Иркутск оставался центром торговли и управления Во-сточной Сибири со слабо развитой промышленностью.

О промышленных предприятиях Иркутска в первые годы XX в. сообщалось в отчете Иркутского комитета РСДРП:

«Крупная промышленность в , как в других сибирских городах, развита пока еще чрезвычайно слабо. В самом городе почти нет крупных заведений; все их можно пересчитать по пальцам, это: 1) монопольный склад, открывшийся летом 1904 г., — 200 рабочих; 2) железнодорожное депо — 75 рабочих; 3) типография Макушина—200 рабочих; 4) типография «Восточного обозрения» — 60 рабочих и 5) губернская типография — 80 рабочих.

Все остальные заведения, находящиеся в Иркутске, занимают каждое уже менее 50 чел. рабочих, в числе их имеются мелкие ти-пографии, булочные, слесарные и кузнечные мастерские». В Ир-кутской губернии действовало немного более сотни фабрик и заво-дов. На каждое такое предприятие приходилось в среднем 10—15 рабочих. Исключение составляли мастерские и депо на станции Иннокентьевская, Усольский солеваренный завод и спичечная фабри-ка, где было занято по 200 рабочих; приблизительно такое же ко-личество рабочих было на Тельминской фабрике, Николаевском железоделательном заводе, ремонтном заводе в Лиственичном и на стекольной фабрике Перевалова. Значительное по местным условиям количество рабочих — до 5000 человек — находилось на Черемховских каменноугольных копях, а также на золотых приисках.

В 1900 г. Иркутской городской управой было возбуждено перед министерством финансов ходатайство о разрешении городу вы-пустить долгосрочный облигационный заем в сумме 2 500 000 руб-лей на устройство водопровода, канализации, электрическое осве-щение и другие нужды, но вопрос с выпуском займа разрешен не был. В 1903—1905 гг. частной акционерной компанией был впервые построен водопровод, охвативший лишь незначительную, централь-ную часть города. В 1911 г. городской управой составлялись проек-ты канализации, расширения водопровода и даже устройства трам-вая, но дальше проектов дело не пошло.

Электрическое освещение появляется в Иркутске лишь с 1901 года. Тогда частными предпринимателями было устроено несколько мелких электрических установок, но они обслуживали почти исклю-чительно торговые и жилые помещения их владельцев. В 1905— 1906 гг. была устроена электрическая станция, принадлежавшая предпринимателю Полякову. Она освещала Большую улицу и от-пускала энергию некоторым частным абонентам. Наконец, в 1910 г. закончилась постройка иркутской городской электрической станции, принадлежавшей городской управе. В связи с этим и был снова по-ставлен городской думой и управой вопрос о трамвае, но все огра-ничилось проведением будущих трамвайных линий на плане горо-да. Не было представлено даже обстоятельного проекта постройки трамвая.

Несколько раз ставился вопрос о постройке постоянного моста через Ангару. Была издана городским управлением особая книга «Мост через Ангару постоянный железный», но постройка его не осуществилась.

Мероприятия по благоустройству города касались почти исклю-чительно центра, а не окраин, где проживало трудовое население.

В«Сибирском торгово-промышленном ежегоднике» за 1913 г. сообщалось:

«Город, благодаря своему удачному местоположению и желез-ной дороге, в торговом отношении занимает одно из видных мест среди городов Сибири, с каждым годом его население увеличивает-ся, ежегодно появляется масса новых построек... Грязь на улицах, прежде достигавшая легендарных размеров, ныне отодвигается все дальше и дальше к окраинам. Главные улицы почти все замощены булыжником. На Большой улице местами имеется даже торцовая мостовая. Тротуары имеются на всех без исключения улицах, на главных — большею частию каменные или асфальтовые. Улицы прямы и широки. Освещение окраин — керосиновое, при помощи фо-нарей Галкина и других систем, центр же освещается электри-чеством».

«Ежегодник» отмечал и крупные недостатки в городском благо-устройстве:

«Но, несмотря на свой внешний европейский вид, город не мо-жет похвалиться многими удобствами, ставшими необходимостью для культурного человека. Так, до сих пор нет ни конки, ни трам-вая, водопровод пока еще устраивается, и только присутствие в са-мом городе красавицы Ангары, которую жители, несмотря на все усилия, никак не могут загрязнить, спасает город от губительных эпидемий. К недостаткам города следует отнести и то обстоятель-ство, что он два раза в год во время ледохода на несколько дней бывает отрезан от остального мира: понтонный мост, соединяющий его с вокзалом, разводится и переправа производится на лодках, что сопряжено с большими трудностями и опасностью. О постоянном мосте через Ангару говорят уже давно, но моста все еще нет».

В «Ежегоднике» сообщалось, что в находится значи-тельное количество торговых предприятий и правительственных учреждений, несколько банков — Государственный, отделение Рус-ско-Азиатского, Волжско-Камского и Сибирского торговых банков, банк Елизаветы Медведниковой, — но вместе с тем обращалось внимание на слабое развитие промышленности в городе: «Промыш-ленная и заводская деятельность, как и везде в Сибири, развита очень слабо».

В 1912 г. торговые обороты Иркутска достигли 70 миллионов рублей. Между тем промышленные предприятия города выпустили своих изделий всего на 2 миллиона.

В 1914 г. в Иркутске числилось 24 небольших предприятия за-водского типа (чугунолитейные и слесарные, лесопильные, кир-пичные, кожевенные, водочные, пивоваренные заводы, паровые мукомольные мельницы, типографии) и несколько мелких ремеслен-ных мастерских. На этих предприятиях работало до 5500 наемных рабочих и ремесленников-одиночек. В это число не входят рабочие железнодорожных мастерских и депо, мастерских пароходства, электрической станции.

В 1894 г. в связи с постройкой Сибирской железной дороги возник в 7 километрах от Иркутска небольшой поселок — станция, получившая название Иннокентьевской. При станции были построе-ны железнодорожные мастерские и склады. В 1901 г. в поселке про-живало 996 человек, а в 1917 году — 8275.

В Иркутске был устроен склад сельскохозяйственных орудий и простейших машин (молотилки, жнейки и пр.) и мастерские при нем.

По сравнению со второй половиной XIX в. количество про-мышленных и транспортных рабочих в Иркутске увеличивалось, но медленно.

Хотя в городском благоустройстве имелись крупные недостат-ки, Иркутск, по сравнению с другими населенными пунктами Иркутской губернии, производил благоприятное впечатление на тех, кто его посещал. Об этом свидетельствуют, например, вос-поминания старого большевика П. Н. Караваева, прибывшего в город в 1914 г. В своих мемуарах «В дооктябрьские годы» он пишет:

«Вначале Иркутск произвел на меня большое впечатление. После четырехлетнего пребывания в жалких деревушках Киренского уезда у скитаний по тайге Иркутск показался мне воплощением ци-вилизации. Доставлял наслаждение уже самый процесс прогулки по улицам большого города, возможность наблюдать оживленное движение.

Иркутск в те годы выделялся среди других городов Сибири сво-им культурным обликом, красивыми постройками, довольно ожив-ленной общественной жизнью».

Лучшими, наиболее красивыми зданиями города П. К. Карава-ев считал городской театр, здания музея и Русско-Азиатского бан-ка (теперь Центральная амбулатория), Белый дом и Второвский пассаж — большое торговое здание, разрушенное во время декабрь-ских боев 1917 г.

Годы реакции крайне отрицательно сказались на общественной жизни Иркутска. В 1907 г. была разгромлена иркутская организа-ция РСДРП, 54 ее активных члена арестованы и преданы суду. Царская администрация закрыла профессиональные союзы, возник-шие в 1905 г., преследовала местную печать и просветительные организации.

В 1908—1909 гг. деятельность иркутской организации РСДРП стала восстанавливаться и оживляться. Летом 1908 г. на «Звез-дочке» (местность против города на левом берегу Ангары) состоя-лась нелегальная сходка. Участники ее постановили продолжать революционную пропаганду и возобновить выпуск прокламаций. Снова заработал печатный станок. Была выпущена и распростра-нена в городе прокламация «Черный праздник». Так ее составители назвали официальные торжества по случаю открытия в Иркутске памятника Александру III. «Черному празднику» царских чинов-ников, духовенства и капиталистов прокламация противопоставляла бедность и бесправие народа и призывала к борьбе против само-державия.

Для оживления революционной пропаганды в Иркутске многое сделал выдающийся деятель партии, пламенный большевик. С. М. Киров (Костриков). Ко времени прибытия в Иркутск он имел уже значительный опыт революционной работы.

До приезда в Иркутск Сергей Миронович учился в Уржуме, Казани, затем в 1904 г. прибыл в Томск, где работал чертежником. В Томске Сережа Костриков пользовался любовью и уважением своих товарищей. Он установил связь с Томским комитетом РСДРП и выполнял важные партийные поручения, связанные с революционной пропагандой. В 1905 г. Сергей Миронович, работая в Томском комитете РСДРП, возглавлял боевую дружину, участ-вовал в крупной политической демонстрации, проявив смелость и находчивость при столкновении демонстрантов с полицией. Он оборудовал со своими товарищами подпольную типографию Коми-тета, в которой печатались многочисленные прокламации и листов-ки, которые в большом количестве распространялись в Томске и за его пределами. Деятельность Сергея Мироновича не ограничи-валась Томском. Он вел агитационно-пропагандистскую работу на станции Тайга и руководил там крупной забастовкой железнодо-рожников.

В 1906 г. С. М. Киров был арестован и заключен на два года в тюрьму. После освобождения он жил в Новониколаевске (теперь Новосибирск), а затем переехал в Иркутск. Сергей Миронович при-был туда в июле 1908 г.

В то время как меньшевики-ликвидаторы стремились ликвидировать нелегальную партийную организацию, С. М. Киров и его единомышленники-большевики восстанавливали ее. Установив связь с рабочими местных предприятий, он вел среди них революционную пропаганду. С этой же целью С. М. Киров выезжал часто на стан-ции Байкал и Слюдянка.

Учительница Е. А. Бобылева, встречавшаяся с ним в Иркут-ске, рассказывает:

«Во время пребывания в Иркутске Сергей Миронович часто бы-вал у нас. Всегда жизнерадостный, веселый, с улыбкой на лице. Вся его натура была правдивой и открытой. Его все интересовало, и обо всем он хотел знать, остро критиковал, обладая тонкостью юмора и ярким полетом мысли. Не прочь был поиграть с моими племянниками, которые звали меня тетя Боба (от фамилии Бобы-лева), так же стал звать меня и Сергей Миронович. Много расска-зывал он о своей жизни в деревне, о Казани и о своей революционной работе, жизни в Томской тюрьме».

Из конспиративных соображений С. М. Киров переменил свою первоначальную квартиру на Спасо-Лютеранской улице, № 33 и перешел на новую квартиру по Медведниковской (теперь улица Халтурина, дом № 4).

В Иркутске С. М. Киров близко познакомился с политическим ссыльным по делу социал-демократической подпольной типографии в Новгороде (1894 г.) В. Т. Талалаевым (умер в 1930 г.). Его жена А. М. Талалаева хорошо помнит Сережу Кострикова как жизнерадостного, живого и деятельного, полного кипучей энергии мо-лодого человека.

Известно, что Сергей Миронович был замечательным журна-листом, использовавшим печать как средство революционной про-паганды. Журналистом был и В. Т. Талалаев. Он сотрудничал в иркутских газетах «Восточное обозрение», «Сибирская заря», «Во-сточная заря», участвовал в редактировании их и не раз подвергал-ся репрессиям за опубликование статен «антиправительственного направления». Занятия журналистикой сближали С. М. Кирова и В. Т. Талалаева, способствовали укреплению их знакомства. Воз-можно, что во время пребывания в Иркутске С. М. Киров прини-мал участие в местной печати. Трудность изучения этого факта за-ключается в том, что Сергей Миронович, находясь на полулегаль-ном, затем нелегальном положении, не мог подписывать свои статьи.

С. М. Кирову не пришлось долго оставаться в Иркутске. Он получил сообщение, что в Томске жандармы обнаружили устроен-ную им со своими товарищами подпольную типографию и разыски-вали ее организатора, чтобы расправиться с ним. Иркутские жан-дармы также стали разыскивать его. В мае 1909 г. С. М. Киров выехал на Северный Кавказ, где начался новый этап его револю-ционной деятельности.

Выступая против меньшевиков-ликвидаторов, большевики про-должали борьбу за сохранение, укрепление и развитие нелегальных партийных организаций. В 1911 г. в Иркутске распространялась первомайская прокламация Центрального Комитета РСДРП. Прокламация призывала: «Наша нелегальная партия должна со-брать все готовое к борьбе, всех тех, кто хочет идти под славное знамя нашей старой, революционной до конца Российской социал-демократической рабочей партии, всех тех, кто не устал бороться, кто остался верен старым заветам. И наша партия должна руко-водить всеми проявлениями рабочей борьбы».

Прокламация была переиздана в Иркутске, перед текстом ее напечатано: «К рабочим и работницам Иркутска».

После поражения революции 1905 г. царское правительство отправляло в Сибирь все больше и больше политических ка-торжан и ссыльных. Одним из мест ссылки была Иркутская гу-берния.

В 1914 г. в село Манзурку, Верхоленского уезда, Иркутской гу-бернии, был отправлен через Александровскую пересыльную тюрь-му М. В. Фрунзе. Во время пребывания его в Манзурке там обра-зовалась колония политических ссыльных. Под руководством М. В. Фрунзе Манзурская колония организовала кассу взаимопо-мощи, столовую и библиотеку. В Манзурке получались и распро-странялись большевистская газета «Правда» и большевистский журнал «Просвещение». Политические ссыльные вели революцион-ную пропаганду среди крестьян.

В тюрьме и в ссылке М. В. Фрунзе основательно занимался изучением военного дела: он понимал значение военных знаний для революционной борьбы, для успеха вооруженного восстания М. В. Фрунзе считался авторитетом по военным вопросам и по просьбе своих товарищей вел беседы по военному делу. Таким об-разом, один из будущих полководцев Красной Армии даже в усло-виях тюрьмы и ссылки занимался военной подготовкой.

В 1915 г. М. В. Фрунзе в числе других политических ссыльных был арестован как «главный организатор колонии» и отправлен из Манзурки в иркутскую тюрьму, но по дороге в Иркутск бежал из Оекской пересыльной тюрьмы. Он добрался до Иркутска, скрывал-ся здесь, а затем выехал в Читу. Умело законспирировавшийся под фамилией Михайлова, М. В. Фрунзе беззаветно продолжал револю-ционную деятельность сначала в Забайкалье, а затем в Европей-ской России.

В июне 1915 г. был арестован и выслан на три года в Манзурку В. М. Молотов. В ссылке он пробыл недолго и в августе 1915 г. совершил побег.

В 1915—-1916 гг. в деревне Головновке, а затем в селе Тутуре, Верхоленского уезда, Иркутской губернии, находился в ссылке В. В. Куйбышев. В Тутуре проживало тогда до 30 политических ссыльных, в большинстве — рабочие-большевики. На них и опирал-ся в своей работе Валериан Владимирович. Он объединял членов партии, подготовлял их к дальнейшей борьбе, вел революционную пропаганду среди беспартийных рабочих, попавших в ссылку, и сре-ди местных крестьян. Весной 1916 г. В. В. Куйбышев совершил побег из ссылки в Самару.

Через политических ссыльных-большевиков в Сибирь проника-ли и распространялись здесь большевистские газеты «Звезда», «Правда», марксистско-ленинская литература, листовки. В Иркут-ской губернии «Правда» получалась в Иркутске, Черемхово, Тулуне, Тайшете, Братске, Качуге, Манзурке.

Большевики вели оживленную пропаганду среди рабочих, кре-стьян, служащих, руководили стачечным движением, принявшим широкие размеры в годы революционного подъема. В этот период взоры трудящихся России были обращены на события, происходив-шие на Ленских золотых приисках.

До 80-х годов XIX столетия большинство Ленских золотых приисков принадлежало иркутским купцам. В дальнейшем приис-ки постепенно сосредоточиваются в руках Ленского золотопро-мышленного товарищества «Лензолото». В начале XX века «Лензолото», богатевшее за счет эксплуатации рабочих, становится неограниченным властителем Лено-Витимского горного округа. Акционерам» «Лензолота» являлись крупные русские и английские капиталисты, царские министры и члены царской семьи. Судьи, чиновники, полицейские на приисках содержались за счет «Лензолота», являясь послушными выполнителями воли золотопро-мышленников.

Попадая в далекую приленскую тайгу, рабочие оказывались в кабале у капиталистов. Наем рабочих производился в сентябре и октябре, когда заканчивалось пароходное движение по Лене. Ра-бочему после прекращения навигации было трудно выбраться с приисков, и он, боясь остаться без всяких средств к существованию, вынужден был работать на любых кабальных условиях. «У меня так работать, чтобы от лошадей остались хвост да грива, а от лю-дей — нос да глаза», — нагло заявил управляющий приисками Бе-лозеров при своем вступлении в должность.

В 1912 г. поэт Ф. Шкулев в большевистской газете «Звезда» так характеризовал тяжкую долю ленских рабочих:

Под тяжестью горя, под скорбныестоны

Они вам ковали всю жизнь миллионы.

Они коротали бессонные ночи,

И блекли от слез их усталые очи.

Их руки и ноги висели, как плети,

Голодными, чахлыми были их дети!..

Они для вас тратили лучшие силы,

А вы угостили за то их могилой...

В душной атмосфере полного бесправия и произвола перед ра-бочими лежали два совершенно противоположных пути г изнывать в тисках двойного гнета со стороны капиталистов и самодержавия или выступить на борьбу против них. Рабочие избрали второй путь — путь борьбы.

В истории Лено-Витимского горного округа известен ряд за-бастовок и волнений рабочих, начиная с 70-х годов прошлого столе-тия. Но никогда еще забастовки не принимали таких широких раз-меров, не приобретали такого значения, как в 1912 году. В начале XX века на приисках появились новые люди: это были рабочие, прошедшие закалку революционной борьбы в период революции 1905 года. Они и выступали в качестве руководителей во время Лен-ской стачки 1912 года. Забастовка, получившая всемирную извест-ность, проходила дружно и организованно. В стачечном комитете и среди приисковых делегатов руководящая роль принадлежала большевикам и большевистски настроенным рабочим.

Забастовка ленских рабочих началась в феврале 1912 г.1 Она протекала дружно, организованно и охватила все прииски «Лензо-лота». Рабочие требовали улучшения качества продуктов, жилищ-ных условий, медицинской помощи, добивались вежливого обра-щения, отмены принудительного женского труда, увеличения зара-ботной платы и сдельных расценок, установления восьмичасового рабочего дня, увольнения нескольких служащих из приисковой ад-министрации, наиболее ненавистных рабочим.

Чтобы сломить забастовку, царское правительство в угоду капиталистам учинило кровавую расправу: 4(17) апреля безо-ружная толпа рабочих, шедшая для переговоров с приисковым управлением, была встречена ружейным огнем. Царские войска по приказу жандармского офицера убили 250 и ранили 270 че-ловек.

Буря негодования против нового злодеяния царизма охватила рабочий класс. Он ответил на Ленский расстрел многочисленными стачками и демонстрациями протеста. «Ленский расстрел явился поводом к переходу революционного настроения масс в револю-ционный подъем масс», — писал В. И. Ленин.

В Иркутске и Иркутской губернии также росло стачечное дви-жение. В мае 1912 г. в Иркутске началась забастовка рабочих ти-пографии Посохина. Она продолжалась около двух месяцев. Рабо-чие повели борьбу против попыток владельца типографии отнять некоторые льготы, которых печатники добились во время стачечно-го движения в 1905 г. Забастовавших поддерживали рабочие дру-гих типографий, производившие специальные отчисления в пользу стачечников. Рабочие добились частичного удовлетворения своих требований.

В 1913 г. происходили забастовки рабочих и служащих в Ир-кутске, на Черемховских копях, в мастерских Ленского пароходст-ва в Жигалово и Тутуре.

В мае 1913 г. началась в Иркутске забастовка служащих и ра-бочих самой крупной в Сибири торговой фирмы братьев Второвых, нашедшая отклик и в других городах. Забастовкой руководила группа большевиков: Начавшись в Иркутске, забастовка распро-странилась на все отделения фирмы в Сибири: в Томске, Верхнеудинске, Чите, Троицкосавске, Сретенске.

Кроме 8-часового рабочего дня и улучшения условий труда, забастовавшие требовали свободы печати, союзов, собраний и стачек.

В 1913—1914 гг. происходило несколько забастовок на Черем-ховских каменноугольных копях. Большую роль в организации заба-стовок сыграл «Союз горнорабочих Черемховского района». Союзом руководила группа большевиков из политических ссыльных.

В Иркутске в мае 1914 г. бастовали рабочие-металлисты обозной мастерской и типографщики. Летом 1914 г. началась новая заба-стовка в обозной мастерской. На собраниях забастовавших при-сутствовали рабочие других предприятий города и выносились политические резолюции. На одном из собраний была принята резо-люция, о солидарности рабочих Иркутска с бастующими бакински-ми рабочими и международным рабочим движением.

«Иркутск… Единственный город Сибири, имеющий городской характер. Как Англия создала Лондон и Франция - Париж, так Сибирь создала Иркутск. Она гордится им, и не видеть Иркутска - значит не видеть Сибири...»

Николай Шелгунов

Иркутский острог

За 350 лет город Иркутск, расположившийся на берегах Ангары и Иркута, прошел путь от казачьего зимовья до крупного административного, промышленного и культурного центра Сибири. Его название произошло от названия реки Иркут, на которой в 1661 году казаки Якова Похабова и основали сибирский острог.
С 1682 года Иркутский острог становится центром самостоятельного уезда, что привело к необходимости расширения строений. Спустя четыре года поселение получило статус города и обзавелось печатью и гербом. С того времени город начинает активно развиваться, возрастает его политическая и административная роль в регионе. В 1706-1710 годах в юго-восточной стене острога выстроена каменная Спасская церковь.
В начале царствования Петра I в город было сослано немало стрельцов, принимавших участие в восстании против царя. Таким образом, в начале 18 века в городе насчитывалось уже 3447 человек. По тем меркам это был уже серьезный сибирский город.

Иркутск в 18 веке

В шестидесятые годы 18 века в Иркутск приходит знаменитый сухопутный тракт, в последствии названный Московским трактом. С 1768 года в городе стали проходить ежегодные ярмарки. Это способствовало созданию купцами многочисленных фабрик, строительству новых мельниц, пивоварен, а также Гостиного двора для размещения многочисленных лавок и магазинов. Это здание было построено по проекту знаменитого итальянского архитектора 18 века - Джиакомо Кваренги. В настоящий момент в этом здании находится одно из крупнейших книгохранилищ России – Научная библиотека Иркутского Государственного Университета.

Выгодное географическое положение делало Иркутск важнейшим стратегическим пунктом Восточной Сибири и во многом содействовало его административному статусу. Иркутское воеводство, затем провинция, наместничество, губерния вобрали в себя необозримую территорию от Енисея до Тихого океана. Это была «держава», почти равная заморским владениям Испании, причем территории её постоянно расширялись. С 1803 года вся Сибирь составила одно генерал-губернаторство, а резиденцией сибирского генерал-губернатора стал Иркутск. Таким образом, он вплоть до реформ М.М.Сперанского 1882 года был своеобразной столицей Сибири.

Период научных экспедиций

В 18 веке, начиная с периода правления Петра I до завершения царствования Екатерины II, в Иркутск было отправлено множество самых разнообразных научных экспедиций для исследования озера Байкал и сибирского края и Востока в целом. Иркутску суждено было "прорубить окно на Восток" и проложить путь России к Тихому океану. Все экспедиции, организуемые Российским правительством на Дальний Восток, в Якутию, Монголию, Китай, Аляску формировались именно в Иркутске. Отсюда началось заселение берегов Амура. Была основана контора всемирно известной Русско-Американской компании, успешно ведущей в 19 веке торговлю и освоение новых земель от берегов Аляски до Японии. Через Иркутск ехали первые посольства в Пекин, проходили караванные торговые пути в Монголию и Китай. Оптовая торговля в Восточной Сибири была сосредоточена преимущественно в руках иркутских купцов. В городе готовились в путь Первая и Вторая экспедиции Витуса Беринга, чьи имена остались на карте Севера и Востока.

Иркутск в 19 веке

В 1806 году новый губернатор Н. Трескин взялся за организацию города. На каждой улице была проведена красная линия, по которой хозяева должны были выровнять свои дома в течение года. Однако жители отнеслись к этому приказу легкомысленно, не зная еще истинного характера нового губернатора. Через год все то, что заходило за красную линию и мешало улице быть прямой, было безжалостно отпилено. Таким образом, улицы стали прямыми, и город принял правильный облик.

К середине 19 века в городе было уже 2500 тысяч домов, в которых проживало более 18 тысяч жителей.

Значительные изменения претерпела северная береговая часть города, которая до строительства понтонного моста через Ангару в 1891 году была парадной.

Многотрудную, полную суровых испытаний жизнь прожил за три с лишним века наш город. В числе многих, кто потрудился для него, были иркутские купцы, отличающиеся горячим патриотизмом. Это они строили больницы и приюты, училища и гимназии, библиотеки и храмы. О богатстве иркутских купцов говорили, что если бы хотели они построить дорогу из серебряных рублей, то она протянулась бы от Иркутска до Москвы!

Восточная Сибирь в тот период была основным местом политической ссылки. По некоторым данным, в 19 веке на двух коренных сибиряков приходился один ссыльный. В самом Иркутске в разное время жили сосланные сюда декабристы, петрашевцы, польские повстанцы, народовольцы. Пребывание декабристов - крупнейших русских интеллигентов, самых просвещенных людей в Сибири, повлияло на судьбу этой земли. Каждый из них оставил в истории края яркий след и благодарную память. Декабристы несли просвещение в народ, открывали школы, и не только для мальчиков, но и для девочек, опередив в этом Европейскую часть России. Хозяйственная деятельность сибиряков, наука, сельское хозяйство, медицина, культура и многие другие стороны жизни Иркутской губернии претерпевали благотворное влияние декабристов. Особенно повезло Иркутску тем, что сюда было разрешено переехать семьям декабристов Сергея Волконского и Сергея Трубецкого. В их домах организовывались домашние спектакли, устраивались концерты с участием заезжих петербургских, итальянских, французских музыкантов и певцов.

Строительство железной дороги

В 1898 году, при правлении Александра III через Иркутск была проложена Транссибирская железнодорожная магистраль. По темпам сооружения, протяженности пути, трудности строительства сибирская железнодорожная магистраль не имела себе равных в мире.
В 1908 году на берегу Ангары, где заканчивается главная улица Иркутска, царю Александру III был установлен памятник.

Город в 20 веке

В начале XX века Иркутск считался самым красивым городом Сибири. В нём стояло более 300 каменных строений. Улицы были широкими, чистыми и освещёнными. В этот период значительно преображается центр города, в котором возводят крупные здания, выкладывают камнем дороги, появляются первые асфальтированные тротуары. Начал действовать водопровод, открылись первые электрические станции.

Современный этап развития

За свою историю становления и развития Иркутск вырос до площади 28 тысяч га. Население Иркутска составляет почти 600 тысяч человек. Средний возраст иркутян всего 36 лет.
На территории Иркутска функционируют 114 учреждений культуры и искусства и их филиалов.
В городе работают четыре государственных театра, филармония, органный зал, четыре государственных музея, три областных государственных библиотеки.
Ежегодно с 1995 года в Иркутске проходит Всероссийский фестиваль – Дни духовности и культуры «Сияние России», участие в котором принимают выдающиеся коллективы страны.
Один из самых любимых праздников у иркутян – День города, который отмечается в начале июня.
Большой популярностью как у иркутян, так и у гостей города пользуется фестиваль «Звезды на Байкале», художественным руководителем которого является любимый иркутской публикой пианист Денис Мацуев. Благодаря ему ежегодно иркутяне могли побывать на концертах Владимира Спивакова, Юрия Тимирканова, Юрия Башмета, Георгий Гаранян, Елены Образцовой, Гарри Гродберга и многих других великим музыкантов с мировым именем.

Иркутск духовный

В современной России Иркутск отнесен к городам – музеям, ибо сохранил романтический облик несуетной, степенной застройки, сияние золотых куполов над синей Ангарой. По количеству храмов Иркутск выделяется среди других городов Сибири и Дальнего Востока.
Так Иркутск может гордиться возведенной еще в далеком 1706 году знаменитой на всю Сибирь Спасской церковью. С 1718 года существует и поныне проводит службы кафедральный собор Богоявления.
На территории Знаменского мужского монастыря – резиденции епископа Иркутского и Ангарского покоится прах видных деятелей Сибири: первооткрывателя сибирских земель Григория Шелихова, жены декабриста Трубецкого – Екатерины, первого епископа Иркутска – святителя Иннокентия.
Активно реставрируется в самом центре города Харлампиевская церковь, в которой венчался Александр Колчак. Ажурная мелодия старого, деревянного Иркутска перемежается с мощными аккордами современных зданий.

История в лицах

Если взглянуть на историю Иркутска в лицах, то с Иркутском связаны судьбы землепроходца Ерофея Хабарова, мореплавателя Витуса Беринга, адмиралов Геннадия Невельского и Александра Колчака, писателя Ярослава Гашека, генерала Дмитрия Карбышева, создателя советской авиации дальнего действия (АДД) Александра Голованова, космонавта Бориса Волынова. Иркутск прославили купцы – благотворители и меценаты: Трапезниковы, Сибиряковы, Базановы, Хаминовы, Сукачев, Бутин, Медведниковы. Их биографии - история и слава нашего города.

Музеи города

Иркутск – старинный сибирский город, вписавший важные страницы в историю нашей страны, а исторический центр Иркутска рассматривается на включение в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Важнейшие вехи истории Иркутска можно проследить, посетив городские музеи.


Иркутский краеведческий музей был создан еще в 1782 году в качестве Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. К сожалению, до наших дней не дошло старое здание музея, сгоревшее в пожаре 1879 года вместе с экспонатами и богатой библиотекой. В наши дни музей расположен в здании, построенном архитектором Розеном в 1891 году. Это настоящий памятник архитектуры, возведенный в мавританском стиле. В Иркутском краеведческом музее работали такие выдающиеся деятели русской науки, как Николай Михайлович Пржевальский, Владимир Афанасьевич Обручев, Дмитрий Александрович Клеменц. Археологическая коллекция музея насчитывает более 300 тысяч экспонатов.

Иркутский художественный музей имени В. П. Сукачева ведет свою историю от личной коллекции иркутского градоначальника В. В. Сукачева, которую он завещал жителям города Иркутск в 1920 году. В коллекции есть полотна кисти И. Репина, П. Верещагина, И. Айвазовского, А. Куинджи, И. Шишкина, В. Поленова, В. Серова, Н. Рериха, Ф. Рокотова, В. Боровиковского. Также в музее представлена коллекция ювелирных изделий и фарфора фирмы «Фаберже», коллекция художественного серебра, удивительной красоты фарфоровые иконостасы, созданные в конце 19 века, скульптуры работы Е. Лансере.


Историко-мемориальный музей декабристов. Особое место в истории Иркутска занимает судьба декабристов. Их самоотверженному подвигу в борьбе за благо простого народа посвящен Историко-мемориальный музей декабристов. Музей занимает две мемориальные усадьбы: дома князей Волконского и Трубецкого в историческом центре Иркутска.

Музей истории Иркутска открылся в 1996 году. Этот музей посвящен советским гражданам, ставшим жертвами политических репрессий. При музее работает филиал – выставочный центр им. В. Рогаля.

Помимо описанных, есть в Иркутске и другие музеи: музей Г. Шелихова, ледокол «Ангара», музей связи, «Эксперементарий», музей воинской славы, музей минералогии и другие.

Приглашаем посетить наш город, ознакомиться с его историей и культурными центрами, побывать в исторических местах.

Русские в Приангарье

Русское государство со времени своего возникнове­ния было многонациональным. Уже в Древней Руси славянское население тесно связано с другими эт­ническими группами. По мере складывания едино­го Российского государства многонациональный ха­рактер его все более усиливался. В конце XIV в. в составе Российского государства оказались мари, югра, мордва, печенеги, карелы. На рубеже XVI-XVII столетий вследствие народного движения на восток к России были присоединены обширные районы Западной Си­бири. В результате постройки городов - Тюмень (1586), Тобольск (1597), Березов, Пелым, Сургут (1593), Тара (1594), Нарым и Кетский острог (1596), Верхотурье (1598), Туринск (1600) и Томск (1604) - была создана новая геополитическая ситуация в Сибири. Был образован прочный воен­но-политический и хозяйственно-демографический плацдарм для про­движения русских отрядов в Восточную Сибирь, к Енисею, и тем самым заложены основы будущей Азиатской России . Хро­нологически оно совпадало со временем основания англосаксами первых европейских колоний на Североамериканском континенте. Летом 1619 г. был заложен Енисейский острог, что имело решающее значение для будущего продвижения русских в глубь Восточной Сибири. Вскоре русские вышли к устью реки Ангары (Верхней Тунгуски), откуда открывался прямой путь в Прибайкалье.

Иркутские пути-дороги

Продвижение русских на восток в конце XVI – 1-ой пол. XVII вв. привело к образованию острогов и других поселений на громадных просторах Сибири. Связь с центральными районами России осуществлялась благодаря существовавшим сухопутным путям, проложенным в течение десятков тысяч лет народами, населявшими земли Сибири - тунгусами, бурятами, эвенками и другими.

  • Великий Сибирский путь (транссибирская железнодорожная магистраль)

Иркутск торговый

Основанный 1661 г. в центре обширнейшего края Иркутск стал средоточием всей разнообразной сибирской торговли. Развитию Иркутска способствовало и то, что с самого начала он превратился в административный центр огромной территории. Иркутское воеводство, затем провинция, наместничество, губерния - постепенно вобрали в себя необозримую территорию от Енисея до Тихого океана.

В XVIII в. Иркутск становится центром изучения и освоения Северо-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Это определялось направлением движения русских капиталов. А они традиционно были связаны с промысловым освоением восточных окраин Сибири, а затем и островов в северной части Тихого океана, а также с развитием торговых связей с Китаем Японией.

  • Япония, и ркутяне и Русская Америка

Православие в земле Иркутской

"Но вот за очередным поворотом вспыхнет под солнцем шатровое возглавие храма и заиграет, развернется Воздух, обильно изливая свет на яркое и обязательное его своеобразие, и вмиг повеет Русью и древностью, а потом уже увидишь и само село, крупно рассаженное под его незримыми крылами. . И только когда подъедешь близко, тогда и различишь уже проявляющиеся в нашей жизни знаки разрухи. И редко в каком-нибудь селе и старушка скажет тебе, как звался этот храм и кто его ставил."

Из обращения Архиепископа
Иркутского и Ангарского Вадима

  • Образование Иркутской епархии и ее влияние на все сферы жизни местного населения
  • Храмы и часовни Иркутска и Иркутской губернии (фотографии)

Народное образование в Иркутске

«Самый образ тамошних дел и промышленности, - отмечал современник, - требующий смелости, беспрерывно новых соображений и некоторых сведений, способствовал направлению общества к образованности, ибо известно, что промышленность и торговля, не ограничивающиеся только делами своего города, всего больше способствуют развитию умов и общей образованности. Оттого являлись в Иркутске между торговым сословием люди необыкновенные и множество лиц достопамятных и оригинальных».

Введение

К сожалению, до сих пор не издана книга по истории народного образования в Иркутской области. Между тем, большой материал по этой теме был собран сотрудниками Музея истории народного образования, созданного в 1967 г. Клубом ветеранов педагогического труда при Иркутском институте повышения квалификации работников народного образования. Рукопись книги, составленная в 1960 – 1980-х гг. группой учителей-ветеранов (заслуженным учителем школ РСФСР М. А. Медведевой, К. Л. Толстиковой, А. Г. Белоусовым и др.) по архивным документам, по воспоминаниям педагогов дореволюционного и советского времени, а также по изданным трудам, в значительной степени подготовленная к печати, хранилась в стенах музея. Где она ныне?

Общая часть

Понятие народного образования включает в себя два главных признака: рас­пространенность знаний в народе и систему знаний, необходимых для жизни и ее развития соответственно ее потребностям. Если прилагать эти признаки к народному образованию в Иркутской губернии, то следует признать, что народное образование в ней, как и во всей Сибири, в XVIII и большей части XIX вв. было развито очень слабо. В разных местах Сибири на короткое время возникали школы по разным профессиям. Как, например, в петровскую эпоху в 1722 г. открывается цифирная школа в Тобольске затем замененная гарнизонной, которая была профессиональной школой для приказных служителей. В 1780 г. возникает в Иркутске «градская школа» на средства купечества, скоро закрытая, как не поддержанная купечеством. Открываются профессиональные школы для приготовления специалистов морской и горной службы: навигационные – в Охотске, Иркутске и Нерчинске, горнозаводские – на Алтае и в Нерчинском округе. Но и они не выполняют поставленной за­дачи за недостатком средств и учителей и поставляют главным образом при­казных служителей.

В рамках сибирской исторической урбанистики определенное место принадлежит исследованию малых городов, отличающихся особенностями социально-экономической жизни, городского ландшафта, своеобразием социокультурных характеристик (1). Изучение последнего компонента получило освещение и на материалах городов Иркутской губернии. Предметом самостоятельного обсуждения стали специфика культурной среды и культурной жизни городов губернии в XVII – начале XX вв. (2). В то же время развитию благотворительности как одного из элементов социокультурной сферы уездных и заштатного городов губернии второй половины ХIХ в. специального внимания не уделялось.

Целью статьи является анализ основных направлений частной и общественной благотворительной деятельности населения малых городов Иркутской губернии (3), причин и характера вовлечения различных социальных групп в данный сегмент публичной сферы.

Во второй половине ХIХ в. фиксируется количественный рост и видовое разнообразие благотворительных акций в малых городах губернии. Одной из наиболее распространенных форм становятся подписки. Так, в Киренске в течение 1870–1890-х гг. сбор средств проводился на учреждение и содержание женских и уездного училища. Сборы составляли от ста до нескольких тысяч рублей. Восьмидесятые годы стали переломными в развитии массовой благотворительной деятельности в уездных городах. Активизация общественной инициативы в этот период послужила толчком к созданию библиотек, любительских театров, организация и деятельность которых были тесно сопряжены с филантропическими акциями. Нередко вырученные от любительских спектаклей средства направлялись в пользу библиотек или учебных заведений. В Нижнеудинске в конце 70-х – начале 80-х гг. ХIХ в. на Рождество любительский театр давал 1–2 спектакля в пользу учебных заведений или библиотеки. Полученные суммы могли быть значительными. Так, в 1881 г. на святках любителями было дано 2 спектакля и вырученные деньги – до 2 тыс. руб. – назначены на постройку здания для уездного училища (4). В Киренске по инициативе исправника Петрова прошли подписки на открытие библиотеки (1882 г., участие приняло 29 человек, собрано около 600 руб.). Организовывались детские праздники (очень часто – новогодние елки), поддерживалась практика передачи благотворительных сборов в Иркутск, в местные отделения обществ. Еще в 1859 г., в период активизации движения учителей в Иркутске, из Верхоленска в губернский город было прислано 50 рублей «от некоторых лиц» для основания в Иркутске педагогической или учительской библиотеки (5). В то же время благотворительные базары и лотереи-аллегри, пожертвования взамен визитов, музыкально-литературные вечера с благотворительной целью значительного распространения в отличие от не получили как не соответствующие общему уровню культурной среды малых городов, в значительной степени сохраняющей связь с традиционными образцами деревенской культуры.

Некоторое число горожан оказывалось втянутыми в различные благотворительные акции общероссийского уровня. Сборы по общероссийским акциям были особенно распространены в городах губернии в 1860–1880-е гг. (до 5 и более подписок в год). Традиционными являлись сборы пожертвований на нужды православных церквей, строительство памятников, в фонд помощи пострадавшим от стихийных бедствий, сборы в период воин, инициаторами которых выступали правительство, частные лица и общественные организации.

Реальное число жертвователей оказывалось невелико, как и суммы сборов, воспринимавшиеся в качестве обременительных и не имеющих прямого отношения к жизни горожанина и его окружению, а потому не актуальные. В 1851 г. в целом по Иркутской губернии было собрано всего 456 рублей 07 копеек пострадавшим от пожара в Самаре, в Петропавловске, на строительство церквей и помощь переселенцам (6). Наибольший отклик у населения малых городов находили обращения к пожертвованиям на «богоугодные дела». Так, в 1871 г. из собранных 35 жителями 22 рублей 80 копеек, 20 рублей 30 копеек или 89% (29 человек) предназначались православным храмам и лишь 2 рубля 40 копеек (6 человек) – на сооружение народной школы им. Александра I, памятников Б. Хмельницкому и И. Федорову, на устройство в Константинополе госпиталя для русских (7). Заметное место в составе жертвователей принадлежало чиновничеству, обязанному принимать участие в подобных акциях по роду службы.

Благотворительные сборы порой принимали добровольно-принудительный характер. В качестве «ответственной» единицы могло выступать все городское общество. Такие «разнорядки» приводили к парадоксальным ситуациям. То же киренское общество в 1868 г. «во исполнение предписания о подписке на помощь пострадавшим от неурожаев хлеба» просило иркутского купца К.М. Калашникова (предположительно, выходца из Киренска. – Н.Г .), ссылаясь на бедность общества, «оказать содействие» в требуемом пожертвовании, т.е. просило пожертвовать деньги на пожертвование (8).

В последнее десятилетие Х1Х в. количество общероссийских благотворительных акций падает, а проводимые ограничиваются в основном сбором пожертвований пострадавшим от стихийных бедствий и воин, переселенцам и т.д.

Институционализированной формой благотворительности выступала деятельность в рамках попечительных советов при учебных заведениях малых городов. Главной обязанностью попечителей являлось «приискание средств» к улучшению содержания заведения, к совершенствованию исполняемых учреждением функций.

Нами выявлено по одному попечительству, действовавшему в течение 1860–1890-х гг., при приходских училищах в Балаганске и Верхоленске; в Киренске и Нижнеудинске – при приходских и уездном училищах, женской прогимназии в каждом из указанных городов, в деятельности которых было задействовано 28 жителей Балаганска, 19 жителей Верхоленска, 26 – Киренска, 22 – Нижнеудинска (9). Выбор штатных попечителей являлся обязанностью городского общества, в ряде случаев – сословного общества, или они назначались местной властью, главным образом, «из местных почетных лиц, занимающихся промышленностью и торговлей». Подчеркивалось, что наличие вакантных мест в советах является «ошибкой местного общества.., которая не одобряется существующим законоположением» (10). По сути, попечительства создавали систему «штатных благотворителей», а филантропия рассматривалась одной из главных составляющих занятий попечителя, принимая форму общественной службы по выборам. В составе попечительств доминировало купечество (61,5–86%). Исключение составлял Балаганск, где среди почетных блюстителей приходских училищ в округах значительный процент составляли крестьяне и инородцы (соответственно 39% и 14%). Второй по численности группой являлось чиновничество (1,5–26,2%); на представителей мещанства, цеховых и крестьянства, за исключением Балаганска, приходился незначительный процент (1,3–11,5%). Следует отметить вхождение в состав попечительств и женщин. В частности, в Балаганске доля участия женщин в попечительных советах при учебных заведениях города составляла 11%, в Киренске – 8%. Наибольшая же степень участия в рамках попечительных советов была отмечена в , составив 15% от общего числа попечителей.

Именной состав попечительных советов уездных городов менялся часто. На второй и последующие сроки оставались немногие, расценивая должность обременительной как в отношении времени, так и с точки зрения денежных затрат. В 1894 г. перед гласными Нижнеудинской городской думы стояла задача выбора почетного блюстителя Михеевского училища: найти «лицо, которое пожелало жертвовать хоть небольшую сумму денег (25 рублей) в пользу училища» (11) оказалось сложно.

Учредительство и деятельность различного профиля благотворительных обществ, получивших достаточно широкое распространение во 2 половине ХIХ в. в Иркутске, в малых городах губернии не нашли отклика. Подавляющая часть обществ (77,7% от общего числа) сосредотачивалась в губернском центре, что было обусловлено социально-экономическим и культурным потенциалом Иркутска.

Особенностью же развития общественной инициативы в уездных городах губернии стало ее позднее проявление, на что было обращено внимание в работе Е.В. Севостьяновой (12). Силы общественности оставались еще распылены, организация общественных объединений, объективно становящихся средством самореализации, самозащиты и взаимопомощи, не осознавалась в качестве потребности, была «излишней», а порой воспринималась в качестве «обременительной». Так, в ответ на запрос иркутского гражданского губернатора (1861 г.) о желательном учреждении благотворительных обществ в городах Иркутской губернии жители г.Киренска ответили отказом, сославшись на малолюдность и незначительность купеческих капиталов (13).

Благотворительные общества в уездных городах были открыты в административном порядке в качестве отделений губернских комитетов общероссийских обществ: в 1856–1870-х гг. в Нижнеудинске, Верхоленске – отделения Иркутского губернского попечительного комитета о тюрьмах; в течение 1868–1871 гг. в , Киренске и Балаганске – отделения Иркутского окружного управления Общества попечения о больных и раненых воинах. В Илимске общественные объединения отсутствовали вовсе. Следует отметить, что на указанный период (1850-е – первую половину 1870-х гг.) приходился «расцвет» учредительства в Иркутской губернии полубюрократических благотворительных обществ: из 20 благотворительных обществ и/или комитетов, существовавших в губернии во второй половине ХIХ в., 15 было создано под руководством государственных органов.

«Сценарий» открытия обществ был практически одинаков. По распоряжению генерал-губернатора или губернатора составлялась инициативная группа, включающая начальника края, чиновничество и военных высшего звена, официальных представителей городского общества. К деятельности привлекалось купечество, прежде всего, для обеспечения финансовой состоятельности общества. При этом наличие осознанной потребности городского общества или его отдельных групп в организации того или иного общества во внимание не принималось. Не в последнюю очередь жизнеспособность объединений поддерживалась соответствующими санкциями местной администрации, обеспечивающей «добровольно-принудительное» членство.

Так, в состав нижнеудинского отделения Комитета попечительского о тюрьмах общества в качестве директоров входили городничий, благочинный, заседатель нижнеудинского земского суда, губернский секретарь, окружной исправник, несколько купцов (1865–1870 гг.) (14). Состав Киренского и Верхоленского отделений Комитета был примерно таким же. Данные отделения существовали, главным образом, формально, не будучи востребованными самими горожанами. Характерное для Иркутска восприятие подобного рода благотворительных обществ как статусных, членство в которых являлось престижным, собирая «высший свет» города, в малых городах губернии отсутствовало.

Буржуазные реформы 1860-х гг. и общий подъем общественной жизни обусловил и развитие общественных инициатив. Уже с середины 1860-х гг. доминанта государства была разрушена: постепенно возникают общественные структуры, созданные не распоряжением местной власти, а отдельными группами городского социума. Однако, ни обществ взаимопомощи, ни культурно-просветительных или профессиональных объединений в рассматриваемый период в малых городах Иркутской губернии не появилось, что было связано с особенностями социально-экономического и культурного развития данных населенных пунктов, уровнем самоорганизации и самосознания городских обществ и отдельных социальных групп, с отдаленностью этих городов от основных административных и культурных центров.

Некоторое развитие в рассматриваемый период получила приходская благотворительность, связанная с учреждением приходских попечительств (15). С 1 января 1865 г. Государственный Совет разрешил приступить к их открытию (16). Как правило, инициатива организации попечительства исходила от приходского священника, знакомившего прихожан с «Положением» и разъяснявшим «необходимость скорейшего их открытия». Однако взаимоотношения прихожан и духовенства в уездных городах носили весьма поверхностный характер, что усугублялось частой сменой священнослужителей. Так, в Балаганске городская управа констатировала, что при «Спасской церкви священника нет, и служба бывает редко…» (17). В Илимске праздные священнические места объявлялись в 1873 и 1887 гг., в Нижнеудинске – в 1872, 1873, 1876, 1885 гг., в Балаганске – в 1881 и 1889 гг., в Верхоленском Воскресенском соборе – в 1881, 1888, 1891 гг. (18). В таких условиях попечительство при Верхоленском Воскресенском соборе было открыто только в 1894 г. при вмешательстве епархиального начальства, что обусловило вхождение в состав попечительства в первые годы его существования значительного числа должностных лиц (волостных старшин; сельских старост обществ, входящих в состав прихода; различных чиновников и врача).

Исключением из сложившейся практики открытия приходских попечительств в уездных городах губернии являлся, пожалуй, где долгое время протоиереем Спасского собора служил К. Кокоулин. Приходское попечительство Киренского Спасского собора было учреждено уже в 1865 г. в составе 30 человек, став едва ли не самым многочисленным общественным объединением города в рассматриваемый период, чья деятельность была связана с благотворительностью.

Главенствующее положение в приходском попечительстве заняло чиновничество и купечество, включая наиболее крупных представителей третьего сословия Киренска (Марковы, Лаврушины, Калашниковы, Скретневы). Данная сфера рассматривалась ими в качестве значимой в отличие от купечества Иркутска, имевшего более действенные рычаги влияния на городские дела и не часто претендовавшего на должности в приходском попечительстве.

Уникальным оказалось восприятие попечительства прихожанками Киренского Спасского собора. В его учреждении женщинами города была найдена возможность расширить рамки своего участия в общественной жизни. Выборы состоялись в 1868 г. В состав попечительства вошли супруга доктора, представительница чиновничьего мира и четверо жен киренских купцов. В целом женщины составили 20,8% общего числа членов созданного общества (см. таблицу 1).

Таблица 1

Сословный состав членов киренского приходского попечительства. 1868–1870 гг.

Чинов-ничество

Священ-ники

Купе-чество

Мещан-ство

Неизвест-но

Данные: Иркутские епархиальные ведомости. – 1868. – № 36. – С.291; 1870. – № 43. – С.363.

Наивысшей активностью были отмечены первые годы существования попечительства. Работа сосредотачивалась вокруг сбора пожертвований на создание капиталов (см. таблицу 2), служащих главным условием дееспособности попечительства; ремонта и благоустройства церкви, оказания единоразовых пособий причту и беднейшим жителям прихода.

Таблица 2

Финансовые отчеты Спасского приходского попечительства. г.Киренск. 1866–1869 гг.

Данные: Иркутские епархиальные ведомости. – 1866. – № 8, 10; 1867. – № 21; 1868. – № 21, 36; 1869. – № 19; Иркутские губернские ведомости. – 1866. – № 9; 1867. – № 17.

Сведений о деятельности приходских попечительств в Нижнеудинске и Балаганске на данном этапе исследования не выявлено.

Передача средств «на благолепие храмов» в целом являлась широко распространенной формой благотворительной деятельности населения малых городов, рассматриваемой, кроме того, как одно из наиболее удобных и быстрых средств исполнения религиозного долга.

Устойчивое внимание сохранялось к церквям, связанным с именами родственников и близких. Следует отметить пожертвования на сельские церкви близ городов (особо следует отметить Киренск, Верхоленск) (19). Общественный отклик приобретали пожертвования на строительство новых храмов: церкви во имя Святого Князя Александра Невского (Киренск), часовни в честь спасения Императора от опасности 6 апреля 1866 г. в Нижнеудинске.

Активная миссионерская деятельность православной церкви актуализировала пожертвования на строительство и поддержку миссионерских станов и церквей. Популярность частых финансовых вливаний в эту сферу была во многом связана с удовлетворением личных амбиций жертвователей, стремящихся обратить на себя внимания церковных иерархов (верхоленские купцы Е. Грехов, А.Ф. Дунаев, С.Е. Купцов, киренские купцы С.Н. Дмитриев, П.Д. Курбатов, нижнеудинский купец П.В. Карнаухов, балаганские купцы Е. Козлов, П. Колмаков. О. Котельников, вдова С. Дудченко и др.).

Заметной фигурой в приходе являлся церковный староста, избираемый на приходском сходе на 3 года с согласия причта, в присутствии благочинного. Обязанности старосты состояли в «попечении об имуществе и обо всем хозяйстве церкви» (20): сбор денег в церковный кошелек и кружку; прием всякого рода сумм, вкладов, приношений; получении арендных денег; продаже свечей и огарков; покупке всего необходимого для церкви; поддержании в исправности церкви и церковных зданий. Вся деятельность протекала под надзором благочинного и епархиального начальства. Служба церковного старосты приравнивалась к общественной по выборам. Выбранные из податных сословий освобождались от выборов в другие общественные службы; прослужившие 9 лет приобретали право ношения форменной одежды после ухода с должности.

В малых городах губернии должность церковного старосты сосредотачивалась в руках купечества и мещанства (30–50% от общей численности). До 1880-х гг. заметной была доля крестьянства (30–16%); в два последние десятилетия ХIХ в. – чиновничества (16–17%). Отпечаток накладывала социальная структура города. Так, в Верхоленске, где процент крестьянства был исключительно высок, церковные старосты рекрутировались в основном из данного сословия; в Илимске должность чаще замещалась представителями мещанства; киренское купечество, играя в обществе видную роль, сосредотачивало старостинство в своих руках (Курбатовы, Скретневы, Марковы и др.).

Подавляющее большинство церковных старост уездных и заштатного городов избирались единожды: должность воспринималась как обременительная служба по выборам в ряду многих других, связанных с денежными издержками, что нередко вызывало отказы (21). Как исключение следует отметить 15-летнее старостинство балаганского купца 2-й гильдии М.И. Бобровникова. Сказывалось родство купца со священником И.М. Бобровниковым, около 20 лет служившим настоятелем Нижнеудинского собора. Старостинство распространялось и на церкви пригородных селений. Как правило, служба ограничивалась одним сроком.

В целом, характерной чертой периода стало расширение социального состава участников благотворительных акций по сравнению с предшествующими этапами (ранее 1850-х гг.). Ведущее место по количеству жертвуемых капиталов по праву принадлежало торгово-промышленным слоям малых городов. Доминировали пожертвования на «богоугодные дела», благоустройство города, менее – на просвещение и культуру. Среди наиболее крупных благотворительных взносов следует выделить пожертвования нижнеудинского купца М.П. Мясникова, на средства которого (1867 г.) было построено в городе приходское училище, киренского купца Н.В. Маркова, завещавшего уездному училищу (1881 г.) капитал в 3950 руб. «на плату за учение, на учебники и одежду бедным ученикам», киренского купца Нератова, также передавшего уездному училищу 2000 руб. (1870 г.) и др.

Невысокий экономический потенциал существенно ограничивал размеры благотворительных взносов чиновников, приказчиков, учителей, чаще ограниченных несколькими десятками рублей. Главным и реальным каналом вовлечения группы в филантропическую деятельность являлось личное участие. Более заметной роль данных социальных слоев в рамках благотворительной деятельности становится с 80-х – 90-х гг. ХIХ в., в период активизации общественной инициативы в малых городах губернии. Общим моментом являлось превалирование светских мотивов их благотворительной деятельности перед религиозными по сравнению с купечеством, в среде которого последние занимали существенное место. Вместе с тем, для части чиновничества деятельность в сфере филантропии обусловливалась служебными обязанностями. Имело место и поверхностное восприятие филантропии как «модного» вида деятельности, завоевавшего популярность в широких слоях общества. Не обходилось и без курьезов. Так, по воспоминаниям одного из современников, после торжественного акта в женской прогимназии Киренска (1880-е гг.) «попечительница пригласила к себе на завтрак. Здесь публика снова принялась за «свое обычное». Один из чиновников в отставке, изрядно подвыпив, вздумал тут же устроить подписку в пользу прогимназии. Более благоразумные протестовали, считая неудобным предлагать подписку лицами, участвовавшим на завтраке, т.к. многие из них подписали, хотя давали мизерные суммы, накануне акта. Радетель не унимался… Дело кончилось тем, что все перессорились…» (22).

Пожертвования мещанства и цеховых были невелики и соответствовали, главным образом, религиозным интересам.

Расширение состава участников благотворительных акций в городах Иркутской губернии было связано с активизацией в пореформенный период роли женщины на общественной арене. Однако речь идет лишь об отдельных представительницах купеческого и чиновничьего мира (А.Я. Синицына, А.С. Лаврушина, А.П. Волынская, Л.И. Маркова, А.Ф. Орлова и др.). Для данного слоя благотворительность становилась одной из наиболее доступных сфер общественной деятельности, а участие в деятельности попечительных советов при учебных заведениях поднималось до уровня общественной службы.

Примечания

  1. Резун Д.Я. О некоторых проблемах современной сибирской исторической урбанистики // Сибирский город XVIII – начала XX веков. – Вып.1 – Иркутск. 1998. – С. 9; Шахеров В.П. Социально-экономическое развитие верхнего Приленья в XVII – первой половине XIX в. – Иркутск: Оттиск, 2000. – С. 3–5.
  2. Севостьянова Е.В. Общественная инициатива и культурная жизнь Восточной Сибири во 2 половине Х1Х – начале ХХ веков: Дисс. на соиск. уч. ст. кандид. историч. наук. – Иркутск, 1998; Оглезнева Г.В . Развитие культурной среды уездных городов Иркутской губернии второй половины ХIХ – начала ХХ веков // Культура малых городов Сибири: Материалы всероссийского науч.-практ. семинара. Омск, 1995 г. – Омск, 1995. – С.78–80; Оглезнева Г.В., Дорош С.В. Культурная жизнь уездных городов Иркутской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ веков // Сибирский город XVIII – начала XX веков: Межвузов. сб. – Вып.1 – Иркутск, 1998. –С.79–96; Шахеров В . Указ.соч. – С. 66–75.
  3. Социально-демографическая характеристика малых городов Иркутской губернии (уездных Балаганска, Верхоленска, Киренска, и заштатного Илимска) были даны нами в статьях: Гаврилова Н. Социально-демографические условия развития общественного быта горожан Иркутской губернии второй половины ХIХ в. // Городская культура Сибири: динамика культурно-исторических процессов: Сб. науч. тр. / отв. Ред. Д.А. Алисов. – Омск: ОмГПУ, 2001. – С. 27-30; Она же . Социально-демографические характеристики развития городов Иркутской губернии второй половины Х1Х века // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: Сб. мат-лов III Международ. науч.-практич. конф-ции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2006. – С.74-77.
  4. Сибирь. – 1882. – № 5.
  5. Романов Н.С . Иркутская летопись. 1857-1880 годы. Продолжение «Летописи» П.И.Пежемского и В.А.Кротова / Общ. ред. И.И.Серебренникова. – Иркутск, 1911. – С.55.
  6. РГИА, ф.1265, оп.1, д.86, л.16 об.
  7. ГАИО, ф.472, оп.1, д.201.
  8. ГАИО, ф.472, оп.1, д.198. л.4-7.
  9. Допускаем приблизительность полученных данных, исключение которой возможно лишь при сплошном погодичном анализе именных списков членов Попечительных советов, однако полагаем возможным оперировать ими как в целом верно фиксирующими тенденции социальной активности горожан в благотворительной деятельности данного направления. В общее число попечителей включены горожане, избранные попечителями учебных и благотворительных заведений в округах, главным образом, блюстителями приходских училищ.
  10. ГАИО, ф.32, оп.15, д.149, л.32.
  11. Севостьянова Е.В. Общественная инициатива и культурная жизнь Восточной Сибири во второй половине ХIХ – начале ХХ веков: Дисс. на соиск. уч. ст. кандид. историч. наук. – Иркутск, 1998. – С.34, 54, 99, 118, 142, 146, 224.
  12. ГАИО, ф.435, оп.1, д.308, л.4–12.
  13. Памятная книжка Иркутской губернии на 1865 год. – Иркутск, 1865. – С.53, Личный состав гражданских, военных и духовных ведомств в Иркутской губернии. – Иркутск, 1867. – С.69, Памятная книжка Иркутской губернии на 1870 год. – Иркутск. 1870. – С.89.
  14. Иркутские епархиальные ведомости. – 1864. – № 44. – С.239-248.
  15. Иркутские епархиальные ведомости. – 1864. – № 47. – С.260.
  16. ГАИО, ф.32, оп.15, д.149, л.57.
  17. Иркутские епархиальные ведомости. – 1872. – № 35; 1873. – № 47; 1876. – № 5; 1881. – №№ 19, 29; 1885. – № 14; 1887. – №№ 5, 48; 1889. – № 26; 1891. – № 23.
  18. Иркутские епархиальные ведомости. – 1863. – № 23. – С.343; 1864. – № 9; 1865. – № 1. – С.2, № 33. – С.209.
  19. Устав Духовных Консисторий. – СПб., 1841. – С.40.
  20. ГАИО, ф.472, оп.1, д.202, л.14-18; Иркутские епархиальные ведомости. – 1867. – № 18. – С.53.
  21. ГАИО, ф.480, оп.1, д.234, л.5-6.

В Российской империи и РСФСР. Образована 19(30).10.1764 из Иркутской провинции Сибирской губернии. Центр - г. Иркутск. При основании делилась на уезды: Иркутский, Нерчинский, Селенгинский, Илимский. В 1766 разделена на 6 провинций - Иркутскую, Нерчинскую, Селенгинскую, Илимскую, Охотскую и Якутскую. Указом императрицы Екатерины II от 31.1(11.2).1775 в составе Иркутской губернии образованы 3 провинции - Иркутская, Удинская, Якутская. Площадь 801 тысяч км 2 (1895), 726 тысяч км 2 (1905). Население 544 тысяч человек (1905).

6(17).3.1783 Иркутская губерния преобразована в Иркутское наместничество, которое делилось на области: Иркутскую, Нерчинскую, Охотскую и Якутскую. Указом императора Павла I от 12(23).12.1796 наместничество переименовано в губернию, тогда же в состав Иркутской губернии вошла часть упразднённой Колыванской губернии.

11(23).8.1803 из части территории Иркутской губернии образована Камчатская область, а 22.4(4.5).1805 - Якутская область. Указом императора Александра I от 22.7(3.8).1822 вся территория Иркутской губернии вошла в состав образованного тогда же Восточно-Сибирского генерал-губернаторства (с 1887 Иркутское генерал-губернаторство). Иркутская губерния делилась на округа (с 1898 уезды): Иркутский, Нижнеудинский, Верхнеудинский, Нерчинский, Киренский. В 1822 году к Иркутской губернии присоединены территории упразднённых областей: Камчатской (здесь образовано Камчатское приморское управление) и Охотской (Охотское приморское управление), также образовано Троицкосавское пограничное управление.

2(14).12.1849 из состава Иркутской губернии вновь выделена Камчатская область, 11(23).7.1851 из Верхнеудинского и Нерчинского уездов Иркутской губернии образована Забайкальская область. 31.10(12.11).1856 из восточных частей Иркутской губернии образована Приморская область, тогда же из частей Иркутского уезда образованы Верхоленский и Балаганский уезды.

На территории Иркутской губернии, по данным Всероссийской переписи 1897 года, проживали: русские (73%), буряты (21,5%), тунгусы (0,43%) и др. Казаки в Иркутской губернии в 1822-1871 составляли Иркутский городовой (с 1851 конный) казачий полк (в 1871 полк преобразован в сотню, часть казаков обращена в крестьянское сословие; в 1872 казачье население Иркутской губернии насчитывало 2322 человек, в 1917 - около 7500 человек).

В 18 веке основными занятиями населения Иркутской губернии были земледелие, скотоводство, охота, рыбный промысел в бассейнах рек Ангара и Лена, озеро Байкал. В 19 веке развивались отхожие промыслы, обслуживание золотых приисков (открыты в 1840-х годах вдоль реки Лена и её притоков в северо-восточной части Иркутской губернии), судоходного дела.

С конца 18 века Иркутская губерния становится местом ссылки и каторги. В 1792-96 в Илимске жил А. Н. Радищев. Сосланные в Иркутскую губернию декабристы (например, Н. М. Муравьёв, С. Г. Волконский, М. С. Лунин, Н. А. Панов, С. П. Трубецкой) оказали большое влияние на развитие науки и культуры в регионе. Здесь отбывали ссылку также участники польских восстаний 1830-31 и 1863-64, петрашевцы Н. А. Спешнев и др., в начале 20 века - И. В. Сталин.

В 1898-99 в состав Иркутской губернии вошёл Олёкминский золотопромышленный район Якутской области. По территории Иркутской губернии прошли участки Тулун - Зима - Иркутск (1898) Среднесибирской железной дороги и Иркутск - Байкал (1900) Забайкальской железной дороги, которые являлись частями Транссибирской магистрали. На золотых приисках в Иркутской губернии произошёл Ленский расстрел 1912 года. В 1916 из части Балаганского уезда Иркутской губернии образован Черемховский уезд (27.7.1922 переименован в Зиминский уезд).

В конце 1917 года в Иркутской губернии установлена советская власть под руководством Центросибири. В июле - августе 1918 года города Иркутской губернии заняты частями белой Сибирской армии, здесь установлена власть Временного сибирского правительства. С марта 1919 года в Нижнеудинском уезде Иркутской губернии развернулось движение красных партизан, совершавших диверсии на железных дорогах (8.5.1919 партизаны разгромили ст. Тайшет). 18.11.1919 в Иркутск прибыло эвакуированное из Омска правительство под руководством А. В. Колчака. Оно было свергнуто в результате вооруженного мятежа эсеров в декабре 1919, в Иркутске образовано правительство Политцентр. 21.1.1920 Политцентр передал власть Временному революционному комитету (председатель - большевик А. А. Ширямов), на территории Иркутской губернии вновь была установлена власть большевиков.

9.1.1922 аймаки (административные единицы самоуправления бурят, созданные в 1918-20 из частей Балаганского, Селенгинского, Иркутского и Киренского уездов Иркутской губернии) объединены в Монголо-Бурятскую АО с административным центром в Иркутске; согласно постановлению ВЦИК от 30.5.1923 они вошли в образованную тогда же Бурят-Монгольскую АССР с центром в Верхнеудинске, выделенную из состава Иркутской губернии 27.6.1922 часть Киренского уезда Иркутской губернии присоединена к Якутской АССР. 26.7.1922 Нижнеудинский уезд переименован в Тулунский. 6.3.1924 упразднены Балаганский и Селенгинский (Кабанский) уезды, их территории включены в состав Зиминского и Иркутского уездов соответственно, тогда же часть Зиминского уезда включена в состав Иркутского уезда. 15.8.1924 Иркутская губерния разделена на округа (Иркутский, Тулунский, Киренский) и промышленные районы (Бодайбинский и Черемховский).

28.6.1926 Иркутская губерния упразднена, её территория вошла в состав Иркутского, Киренского и Тулунского округов Сибирского края.

Лит.: Земля Иркутская. 1995-2005. № 1-28; Наумова О. Е. Иркутская епархия. XVIII - первая половина XIX в. Иркутск, 1996; Азиатская Россия: люди и структуры империи. Омск, 2005; Новиков П. А. Гражданская война в Восточной Сибири. М., 2005.