«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Системно – деятельностный подход в образовании Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой 2015 год Я слышу, и я забываю, Я вижу, и я помню Я делаю, и я понимаю. Конфуций


Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно-смысл. установки личностной позиции, соц.компетентности, основы российской и гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация ФГОС: новый образовательный результат Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поли конфессионального состава российского общества РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ




ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат




Школа «комфортного саморазвития» Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: учителя-дети -родители Требования к педагогам и детям Оформление школы Для педагога – терпение и любовь к детям. Дети принимаются такими, какие они есть. Цель: раскрытие каждого Средства – личностно ориентированные Неформальное общение в т.ч. на уроках, активные формы Преобладание положительных оценок за ЛЮБУЮ деятельность, вплоть до отказа от отметок Прежде всего – детскими работами Дружеские отношения, не зависящие от учебных успехов, активное участие родителей Большое количество различных кружков, секций, походы и т.п. Результаты по ФГОС: Регулятивные – самостоятельность, Познавательные – от высоких до низких, Коммуникативные – общительны, умеют договариваться, взаимодействовать с разными людьми Личностные – положительное отношение к миру, мотивированность, свободолюбие, справедливость.


Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий


Концепцию учения через деятельность предложил американский ученый Д.Дьюи Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество


Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)


Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».




В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.


Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Учебники Подача матери-ала


3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология продуктивного чтения (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.


Технология оценивания учебных успехов (мини) Традиции оценивания ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: Учитель ТО учебных успехов ЧТО: решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности


ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблице требований по умениям КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГОВЫЕ? Среднеарифм. за учебный модуль 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ мини макс


Условия развития УУД цель методика текст Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Необходимо исключить Нужно стремиться Развитие умений по применению знаний Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК. Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.


Учебный процесс в деятельностной модели обучения представляет собой: 1.взаимодействие, учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога. 2. решение коммуникативных (проблемных) задач. Принципы деятельностной педагогики 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).


4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Образовательные пространства деятельностной технологии Урок (коллективное действие) – место решения системы учебных задач Учебное занятие - место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения Урок - мастерская – место индивидуальной коррекции действий учащихся Урок - консультация – место «умных» вопросов (определения границы знания и незнания ребенка по его запросу) Урок – презентация – место предъявления достижений учащихся (результат их самостоятельной домашней работы)


Типология уроков А.К. Дусавицкого. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки.


Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.


У урока должно быть творческое название (афоризм, крылатая фраза) «Изюминка» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что будет помниться, не забудется: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход. Необычность в требованиях к уроку


Определена в конечном результате; -соизмерима, т.е. можно проверить на разных уровнях усвоения; -реальной и соответствующей возможностям ученика и учителя; -побудительной, т.е. ставит в состояние успешности все субъекты деятельности; - мотивирующей на достижение результата. Какой должна быть цель урока?


Технологическая карта урока Название темы урока. Планируемые результаты личностные, метапредметные, предметные. Тип урока, определяющий технологию изучения указанной темы. Описание по каждому этапу урока содержания, деятельности учащихся, деятельности учителя и метапредметные результаты на достижение которых направлено то или иное задание.








II Актуализация знаний 5) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. 2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.


III Проблемное объяснение нового знания 1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Сформулировать и согласовать цели урока. 3)Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. 6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.




V Самостоятельная работа с самопроверкой 5) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.


VI Включение нового знания в систему знаний и повторение 5) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.


VII Итог урока 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.


Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.


Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода 1. Самоопределение к деятельности. Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки по­ вторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.


2. Актуализация знаний. 1)Организуется повторение используемых способов действий (норм) понятий, алгоритмов (правил), свойств с фиксацией соответствующих эталонов. 2) Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.


3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи). Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.


4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания). Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов.




6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.


7. Включение в систему знаний и повторение. При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).


8. Рефлексия деятельности (итог урока). Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким спо­собом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.


Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса и построение обобщённых норм учебной деятельности.


Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности. Пример урока:


Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.




Уроки развивающего контроля предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.


На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля. Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому они и проводятся в два этапа.


Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидульных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в.,

последователь Песталоцци


Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы

Метапредметные

Личностные

Предметные

Основы системы научных знаний.

Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Усвоенные межпредметные понятия и УУД.

Управление своей деятельностью, самостоятельность.

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.


как концептуальная основа ФГОС общего образования

Обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника


Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

Как учить?

обновление

средств

обучения

Ради чего

учить?

ценности

образования


Ученые – основоположники теории

системно-деятельностного подхода

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов


Деятельность

Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности

Мотивация

Пробное действие

Затрудне-

Реализация проекта

Само-контроль

Само-оценка




Технологии

Информационные и коммуникативные

Технология, основанная на создании учебной ситуации

Технология проектного обучения

Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения




Пример 1: Урок по теме « Сумма углов треугольника» – геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90 0 , 120 0 , 60 0 .

Побуждающий диалог .

Учитель : – Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик : – Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель : – Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы .

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы .

Начертите треугольник.

Измерьте его углы транспортиром.

Найдите сумму углов.

Какие результаты у вас получились?

К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

Сверим вывод с учебником.

А почему у вас получились неточные результаты?


Пример 2: Исследовательская работа на уроке по теме «Признаки делимости на 3 и 9» – математика 5-6 УМК Л.Г.Петерсон или Н.Я. Виленкина или Г.В.Дорофеева и И.Ф. Шарыгина.

1. Представьте число 8535 в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Каждое круглое число представьте в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1 (например: 100 = 99 + 1).

3. Раскройте скобки, применив распределительный закон ( ( b + c ) = a·c + b·c ).

4. Пользуясь законами сложения, упростите полученное выражение, заключив в скобки слагаемые, не входящие в произведения. Выполните сложение в скобках.

5. Будет ли данное выражение делится на 3, согласно свойствам делимости суммы и произведения?

6. Подумайте, от делимости на 3 какого слагаемого будет зависеть делимость всего выражения?

7. Как получилось это слагаемое? Что это за цифры?

8. Попробуйте сделать вывод о том, когда число делится на 3? Сформулируйте правило.

9. Проверьте свой вывод по учебнику.


8535=8000+500+30+5=

8 1000+5 100+3 10+5=

8 (999+1)+5 (99+1)+3 (9+1)+5==8 999+8+5 99+5+3 9+3+5=

=(8 999+5 99+3 9)+(8+5+3+5)



«Великая цель образования – это не знания, а действия»

Герберт Спенсер

Н.А. Разагатова, заведующий лабораторией «Стандарты II поколения» МОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования городского округа Самара», к.п.н. 2 0.0 9.2010

Слайд 2: Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Слайд 3: ФГОС: I. Общие положения. п. 7

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества;

Слайд 4: ФГОС: I. Общие положения. п. 7

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Слайд 5: ФГОС: I. Общие положения. п. 7

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Слайд 6: Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?

Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике

Слайд 7: В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Слайд 8: ФГОС: I. Общие положения. п. 7

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

Слайд 9

ориентир для оценки состояния системы общего образования Требования к результатам освоения основных образовательных программ - системообразующий компонент ФГОС основа аккредитации ОУ основа для аттестации учителей и руководителей ОУ основа для нормирования условий и создания ресурсов критериальная база для итоговой аттестации обучающихся;



10

Слайд 10

Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая

11

Слайд 11: ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ

Предметные результаты знания умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант-ность ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения

12

Слайд 12: Результаты освоения основных образовательных программ как «приращения» в личностных ресурсах обучающихся:

личностные результаты – фактор развития мотивационных личностных ресурсов; метапредметные результаты - фактор развития инструментальных ресурсов Предметные результаты - Фактор развития когнитивных ресурсов.

13

Слайд 13: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности » Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

14

Слайд 14: Чему учили и чему научили на этих уроках?

15

Слайд 15: Чему учили и чему научили на этих уроках?

16

Слайд 16

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

17

Слайд 17: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач: Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

18

Слайд 18: ЧТО МЕШАЕТ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

(АКТУАЛИЗАЦИЯ)

19

Слайд 19: Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

20

Слайд 20: Что мешает учителю работать на новый результат?

Раз но стиль ные учебники Методики обучения Приемы воспитания

21

Слайд 21: Что мешает всей школе работать на новый результат?

ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!»


22

Слайд 22: ФГОС: I. Общие положения. п. 7

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

23

Слайд 23: ФГОС: каким образом можно получить новый результат?

ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

24

Слайд 24: КАК сделать? Простроить цели до конкретных действий на уроке

«Главное не знания, а умения ими пользоваться» академик А.А.Леонтьев (1995 г.) Портрет выпускника начальной школы Универсальные учебные действия личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизн.задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные умения =

25

Слайд 25

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Оценивается В образовательном процессе реализуется

26

Слайд 26: Организация учебно-воспитательного процесса

Технология – способ освоения деятельностного пространства Методика – способ личностного освоения технологий Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели Цель – предвосхищение в сознании результата деятельности

27

Слайд 27

Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)

28

Слайд 28: Признаки педагогических технологий:

В основе – конкретные педагогические теории, идеи Строгий порядок действий Воспроизводится любым педагогом Индивидуальный и дифференцированный подход Четкие критерии оценки результатов Гарантированность педагогического процесса

29

Слайд 29

Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовые и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

30

Слайд 30

Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

31

Слайд 31

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ « УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ » Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие


32

Слайд 32

Учебные ситуации: подходы структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей

33

Слайд 33

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

34

Слайд 34

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: «Пишем книгу» ; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …» …

35

Слайд 35

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка

36

Слайд 36

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Ежедневно используемые учебные ситуации: Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение Окружающий мир: Дневник наблюдений

37

Слайд 37

Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, решение задач

38

Слайд 38

Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и “ про себя ”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

39

Слайд 39

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

40

Слайд 40: Базовые образовательные технологии

Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.

41

Слайд 41: Базовые образовательные технологии

В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

42

Слайд 42: Уровневый подход

Уровни усвоения знаний Первый уровень: воспроизведение и запоминание Второй уровень: применение знаний в знакомой ситуации по образцу Третий уровень: применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески Уровни сформированности способов действий Первый уровень: следование образцу, правилу, алгоритму без необходимости понимать, почему надо действовать именно так. Второй уровень: действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи Третий уровень: преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту Уровневый подход

43

Слайд 43

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом


44

Слайд 44

Критерии оценки задания: ИКТ-компетентность учащихся ИКТ используется для приобретения новых знаний, ключевых компетентностей З адание невозможно или затруднительно, или непрактично выполнять без применения ИКТ

45

Слайд 45

Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.

46

Слайд 46

Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

47

Слайд 47: Пример проблемной ситуации (задание с затруднением)

Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы: ¾ или 3/8 ! Что-то не так… А мы умеем складывать дроби (осознание затруднения)? К акая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ

48

Слайд 48: Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог?

Организационные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалог Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

49

Слайд 49: Классификация образовательных технологий

50

Слайд 50: По категории обучающихся

Массовая технология Продвинутого образования (углубленное, лицейское, спец. образование) Компенсирующие (коррекция, поддержка, выравнивание) Виктимологические (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика) Технологии работы с трудными детьми Технологии работы с одаренными детьми

51

Слайд 51: По ориентации на личностные структуры

Информационные (формирование знаний, умений, навыков) Операционные (формирование способов умственных действий) Эмоционально- художественные (воспитание эстетических отношений) Эмоционально- нравственные (воспитание нравственных отношений) Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов) Эвристические (развитие творческих способностей)

52

Слайд 52: По отношению к ребенку со стороны взрослых

Авторитарные (требование и принуждение, подавление инициативы) Дидактоцентрические (невнимание к личности ребёнка) Личностно-ориентационные (в центре личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития) Гуманно-личностные (гуманистическая сущность, психотерапевтическая направленность на поддержку личности, помощь ей. Уважение и любовь к ребёнку, вера в его творческие силы)

53

Слайд 53: По отношению к ребенку со стороны взрослых

Технологии сотрудничества (демократизм, равенство, партнёрство; состояние сотрудничества и сотворчества) Технологии свободного воспитания (предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности в разных сферах его деятельности) Развитие критического мышления осмысление, переработка, применение знаний

54

Слайд 54: По преобладающему (доминирующему) методу

Догматические, репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение Модульная педагогическая технология Проблемные, поисковые Творческие Программированное обучение (управление деятельностью и поведением учащихся)

55

Слайд 55: По преобладающему (доминирующему) методу

Диалогические + дискуссии (коллективный поиск истины) Игровые Саморазвивающее обучение Информационные (компьютерные) Проектная Составление портфолио (сбор и структурирование материалов по определенной теме)

56

Слайд 56: По организационным формам

Классно-урочные Альтернативные Академические Клубные Индивидуальные Групповые Коллективный способ обучения Дифферинцированное обучение

57

Слайд 57: По концепции усвоения

Ассоциативно-рефлекторные Развивающие Бихевио-ристические Гештальт-технологии Интериоризаторские Суггестивные Нейролингвистические

58

Слайд 58: Здоровьесберегающие технологии

Медико-гигиенические Физкультурно – оздоровительные Обеспечение безопасности жизнедеятельности Здоровьесберегающие образовательные технологии: Педагогика сотрудничества Технологии развивающего обучения Технология уровневой дифференциации Технология саморазвития Марии Монтессори Технология психологического сопровождения

59

Слайд 59: «Золотые правила» использования приемов технологий

60

Слайд 60

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ученика от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй ученика. Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

61

Слайд 61

Учитель начальной школы Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей “ со-участник ”, “ третейский судья ” Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать


62

Слайд 62

Учитель начальной школы Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса Организация работы учащихся Оценочная деятельность ИКТ-компетентность

63

Слайд 63

Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

64

Слайд 64: Портреты выпускников

Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Слайд 1

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ:
1 Тема 1. Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС НОО. Традиционный, компетентностный и системно-деятельностный подходы. Деятельностный подход в психологии: принцип сознания и деятельности; проблема личности; категория деятельности; принцип психического развития ребенка; ведущий вид деятельности; структурные единицы деятельности; структура деятельности; ученик как субъект учебной деятельности. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода. Условия реализация системно-деятельностного подхода
2 Тема 2. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода. Мотивация как совокупность личностных (устойчивых) и ситуативных (динамических) факторов. Система мотивов школьника. Способы и методы поддержания и активизации мотивационной сферы школьника. Целеполагание как основа системной организации учебной деятельности школьников.

Слайд 3

В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов:
Традиционный подход может быть назван «ЗУНовским». Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Системно-деятельностный подход.

Слайд 4

Компетентностный подход
Компетентность – способность применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях, проявляющаяся в организации и планировании деятельности в необычных ситуациях и нововведениях.

Слайд 5

Виды компетентности:
Психологическая (индивидуальная): характеризует индивидуальность человека при выполнении им своих обязанностей, «мягкие требования». Техническая (профессиональная): характеризует получаемый результат, связана со стандартами выполнения обязанностей, «жесткие требования».

Слайд 6

Компетентностный подход
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Слайд 7

Компетентностный подход
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

Слайд 8

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно–деятельностный подход!

Слайд 9

Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение
1 Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития
2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности
3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения
4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания
5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы деятельности На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Слайд 10

Понятие системно-деятельностного подхода
Системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), Деятельностный подход, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).

Слайд 11

Проблема деятельности разрабатывалась:
философия (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.); психология (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.); обучение и воспитание ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон); развивающее обучение (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).

Слайд 12

Системно-деятельностный подход
Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Слайд 13

Известный психолог А.Н.Леонтьев:
«Человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей».

Слайд 14

Деятельностный подход в психологии
С.Л. Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности. «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Слайд 15

Принцип единства сознания и деятельности
Фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Слайд 16

Вопрос: всегда ли человек осуществляет деятельность?
Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

Слайд 17

Проблема личности
Л.С. Выготский: «Историческое состояние нашей науки таково, что существует много психологий, но не существует единой психологии»

Слайд 18

А.Г. Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем:
в системе биологического вида homo sapiens человек выступает как индивид; в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность; системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности – индивидуальность.

Слайд 19


Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека. Личность – человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Субъект – человек, как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил. Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

Слайд 20

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев «Основы человеческой антропологии: психология человека»
Формула: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»

Слайд 21

Эволюционно-исторический смысл индивидуальных различий между людьми
Вопрос: Зачем нужны индивидуальные различия между людьми?

Слайд 22


Индивидуальность теперь воспринимается не как синоним индивидуализма, не в противопоставлении к коллективизму, а как важнейшее условие эффективного функционирования общества. Вопрос: Каким образом ФГОС реализует идею индивидуальности (неопределенности)?

Слайд 23

Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности:
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются: существующий разброс в темпах и направлениях развития детей; индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Слайд 24

Слайд 25


Деятельность как система: Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя: цель средство сам процесс преобразования его результат.

Слайд 26

Группа разработчиков Стандартов:
«…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».

Слайд 27

ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»
Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
Основы системы научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
РЯ
ЛЧт
ИЯ
Мат
ОМ
Муз
ИЗО
Тех
Физ
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Планируемые результаты: три основные группы результатов

Слайд 28

Системно-деятельностный подход:
Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Образование как ведущая социальная деятельность общества, нацелено на результат как системообразующий фактор деятельности.

Слайд 29

Системно-деятельностный подход:
Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Н.А.Бернштейн называл ее «коррекцией»; П.К.Анохин – «обратной ориентацией»; сегодня: аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование. Важно увидеть все процедуры не разорванными, а в целостном системно-деятельностном анализе!

Слайд 30

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка. Реальная форма – это натуральные, природные свойства человека, представляющие органическую основу развития психических свойств. Идеальная форма – продукт исторического развития человечества. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств.

Слайд 31

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка. Подражание и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения. Механизмом преобразования культуры в мир личности выступает механизм интериоризации – превращение внешнего во внутреннее.

Слайд 32

Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский: движущая сила психического развития ребенка – обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Обучение и развитие – понятия не тождественные: процесс развития имеет внутреннюю логику и представляет собой процесс возникновения новых качеств, которые отсутствовали на более ранних этапах развития. Внутренняя связь обучения и развития – зона ближайшего развития ребенка.

Слайд 33

Зона ближайшего развития
На определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторые задачи только с помощью другого; эти задачи и составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться самостоятельно. Интериоризация, преобразование внешнего во внутреннее, превращение зоны ближайшего развития в уровень актуального развития и составляют суть и ход психических изменений развития ребенка.

Слайд 34

А.Н. Леонтьев: категория деятельности
Движущая сила психического развития – собственная деятельность ребенка, в котором он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. Формы деятельности ребенка меняются: ведущую роль в психическом развитии играют одни формы активности, в другом – другие. С этим связан термин «ведущий вид деятельности».

Слайд 35

Слайд 36

Д.Б.Эльконин: категория деятельности
Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречаемая на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии».

Слайд 37

Возраст Ведущий тип деятельности
0-1 год Непосредственно-эмоциональное общение
1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность
3-7 лет Сюжетно-ролевая игра
7-10 лет Учебная деятельность
10-15 лет Общение
15-17 лет Учебно-профессиональная деятельность

Слайд 38

Д.Б.Эльконин: типы ведущих деятельностей
деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка. деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная – младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек.

Слайд 39

Категория деятельности
Человеку, как живому существу, свойственна активность. Активность человека проявляется в форме операций, действий или деятельностей, которые могут быть внешними (объективно наблюдаемыми изменениями вещественных объектов), так и внутренними (реализуемыми в психике индивида).

Слайд 40

Структурные единицы деятельности

Формы активности Характеристики активности Характеристики активности
Формы активности Определение формы активности Условия активизации
Деятельность Целеустремленная активность, потенциально удовлетворяющая осознанную потребность субъекта Активизируется только осознанной потребностью
Действие Операция или совокупность операций, сознательно избранных и выполняемых субъектом для достижения определенной частной цели Может активизироваться и мотивом, и внешним стимулом
Операции Изменение положения или состояния субъекта, вызывающие изменения объекта, на который направлена активность субъекта Может активизироваться и стимулом, и неосознанно

Слайд 41

Категория деятельности
Активная позиция деятельности заключается в формировании новых мотивов, их целенаправленной перестройке. Цель, даже самая близкая, выводит человека за пределы непосредственного настоящего, строит проект будущего. Это положение относится и к действиям взрослого и к действиям ребенка. Разница в том, что ребенок постепенно переходит от простых и близких целей к целям более отдаленным и перспективным. Деятельность – потребность (мотив) – деятельность.

Слайд 42

Структура деятельности:
Потребность – нужда в чем-то необходимом для человека. Осознание потребности. Формирование мотива. Выбор способа реализации мотива. Планирование деятельности. Перечень действий. Выполнение каждого действия (частная цель). Операции, с учетом условий и имеющихся средств. Удовлетворение потребности. Реализация мотива (результат деятельности: предмет, воплощенный в мотиве и попутные результаты осуществления: опыт, навыки, знания, убеждения, эмоции).

Слайд 43

Категория деятельности
Основным объектом внимания при организации учебной деятельности, как отмечают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, выступает ее психологический механизм, т.е. осознание учащимися процесса учения. Результатом целенаправленной работы по организации учебной деятельности обучающихся, согласно их теории, должна стать последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельности.
Способность к анализу – поиск и выделение в объекте сущностного, главного и его частных особенностей. Способность к планированию – умение мысленно построить цепочку действий для достижения поставленной цели, а затем выполнить их на фактическом материале. Способность к рефлексии – основной механизм продвижения школьника в учении.

Слайд 47

Учебная деятельность
Учебная деятельность школьников отличается от всех остальных деятельностей тем, что в результате любой другой деятельности всегда получается некий материальный или интеллектуальный продукт. Учебная деятельность приносит только субъективно новый результат для учащегося. Истинным же продуктом учебной деятельности являются изменения, которые происходят при выполнении в самом субъекте, его самоизменение, саморазвитие.

1 слайд

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 281 МОСКВА 2010 год 29 декабря 2010 год Подготовила: Ухваренок Т.А

2 слайд

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

3 слайд

представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся Системно - деятельностный подход может использоваться на каждой ступени общего образования:

4 слайд

В основе НОВОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т.д

5 слайд

2) развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

6 слайд

3) признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся

7 слайд

4) учет особенностей ребенка. индивидуальных возрастных психологических физиологических

8 слайд

5) обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Дошкольное образование Начальное образование Основное и среднее (полное) общее образование

9 слайд

6) Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося обеспечивающих рост: ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ и ВЗРОСЛЫМИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10 слайд

7) гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

11 слайд

Основная задача школы - дать хорошие прочные знания. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности

12 слайд

Подробно описать новый результат в виде конкретных задач: Зачем учить? (ЦЕЛЬ) 2. Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

13 слайд

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

14 слайд

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Оценивается В образовательном процессе реализуется

15 слайд

Базовые технологии: * Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) * Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

16 слайд

* Технология, основанная на реализации проектной деятельности. * Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.